Программа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Нить помощи»
.RU

Программа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Нить помощи»


Информационная карта программы


Программа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Нить помощи».


1.Номинация, в которой заявлена программа

Комплексная программа на 19 дней

2. Приоритетное направление

-Социально-бытовая адаптация;

-Социально-средовая реабилитация:

-Социально-психологическая реабилитация;

-Социально-педагогическая реабилитация

-Социокультурная реабилитация;

-Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.


3.Цель программы

Комплексная реабилитация несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в условиях отделения дневного пребывания.

Реализация социальной части индивидуальной программы реабилитации ребёнка

4. Задачи программы

-Содействие развитию творческих способностей детей;

-Организация досуговой деятельности несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья;

-Развитие коммуникабельности через коррекционно-развивающие занятия, игры, тренинги;

-Укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия в кабинете лечебной физкультуры, массаж;

-Коррекция речи через занятия у логопеда;

-Повышении социальной адаптации

5. Адресная направленность программы

Программа реализуется для детей с ограниченными возможностями здоровья, возраст от 5 до 18 лет, проживающих в г. Тобольске и Тобольском районе

6. Продолжительность, сроки реализации программы

19 дней

7. Краткое описание программы

Все направления программы представляют собой курсы реабилитации, которые позволяют полноценно проводить реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. По социально-бытовой адаптации воспитатели и инструктор по труду (кулинария), применяя элементы игры обучают несовершеннолетних навыкам самообслуживания. Педагогом-психологом проводятся психокоррекционные занятия как индивидуальные, так и групповые. Педагогом-организатором представлены досуговые мероприятия для развития общего кругозора несовершеннолетних, учитывая особенности каждого ребёнка. Обобщив опыт работы с детьми инвалидами по дефекту речи логопедом предлагается курс реабилитации при дизартрии. Инструктором ЛФК и медицинской сестрой по массажу для каждого ребёнка подобраны курсы и комплексы упражнений, согласно рекомендациям врачей.

Ожидаемые результаты: повышение социальной адаптации и социально – средовой ориентации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Оценки эффективности программы: Результативность работы реабилитационных курсов.

Активное участие ребёнка в мероприятиях.

Свободное, заинтересованное общение детей друг с другом.

Результаты сравнительного исследования, степень совпадения ожидаемого и реального результата.

9. Название организации.

Авторы программы.

АУ СОН ТО «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Тобольска ».

Авторы:

Авазбакиева Гульназ Максовна – заведующая отделением дневного пребывания несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья на 10 мест

Мирязова Асина Саировна – педагог-организатор

Файзрахманова Альфия Ринатовна - воспитатель

Хакимова Гульзифа Ибрагимовна – воспитатель

Бабина Ирина Викторовна – педагог-психолог

Шевелёва Вера Ивановна – инструктор по труду

Гафуров Ринат Маратович – инструктор ЛФК

Масленкова Валентина Владимировна – медицинская сестра по массажу

Дзюбенко Татьяна Александровна - логопед

10. Телефон, факс, электронный адрес организации, авторов программы

626150,Тюменская область, г. Тобольск, 4 мкр., д. 50

8 (3456) 25 – 28 – 80

src_tob@szto.t5.ru


11. Ф.И.О. руководителя организации

Левина Татьяна Андреевна

12. Опыт Заявителя по реализации программ в сфере социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями

Программа по организации летнего отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья «Сказочное лето» 2008год (выиграла грант на 25000 рублей в областном конкурсе методических идей «Дорогой открытий»), «Правовой калейдоскоп» 2009год (отмечена дипломом второй степени за методическую идею в областном конкурсе методических идей «Дорогой открытий»).


12. Соискатели программы

Управление социальной защиты населения г. Тобольска, филиал № 17 ФГУ главное бюро медико – социальной экспертизы по Тюменской области города Тобольска, МУЗ «Городская детская поликлиника» г. Тобольска, МАУ «Центр социального обслуживания населения г. Тобольска», Комитет по делам молодежи, Комитет по физической культуре и спорту, ВОИ, ВОГ, ВОС г. Тобольска, МАУ «Центр Тобольского р-на» (соглашения имеются).


^ Организатор программы

Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних города Тобольска».


^ Обоснование программы

Человек с ограничениями жизнедеятельности может делать многое, нужно только помочь ему развивать свои возможности.

Во всех семьях детей учат одеваться, есть, говорить, передвигаться и знакомиться с окружающим миром. Семья посылает ребенка в школу и помогает ему, когда возникают трудности. Когда ребенок вырастает, семья дает ему советы, как найти работу и т.д. Но ребенка с нарушениями часто не учат всему этому, он не получает ни помощи такого рода, ни советов.

На самом деле, если человека с нарушениями учить всему, что необходимо любому человеку, чтобы самостоятельно справляться с повседневными делами, он может добиться очень много и стать более самостоятельным.

Реабилитация – это и есть обучение тому, что необходимо, чтобы быть самостоятельным и независимым.

В нашем центре в отделении дневного пребывания несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья ежегодно проходят социальную реабилитацию более 150 несовершеннолетних от 5 до 18 лет г. Тобольска и Тобольского района. Комплексная программа «Нить помощи» рассчитана на 19 дней для детей-инвалидов обслуживающих себя.

Работа в АУ СОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Тобольска» проводится по следующему алгоритму.



Все направления программы представляют собой курсы реабилитации, которые позволяют полноценно проводить реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитация проводится согласно индивидуальной программы реабилитации.


^ Цель и задачи программы


Цель программы: Комплексная реабилитация несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в условиях отделения дневного пребывания. Реализация социальной части индивидуальной программы реабилитации ребёнка.


Задачи:

-содействие развитию творческих способностей детей;

-организация досуговой деятельности несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья;

-развитие коммуникабельности через коррекционно-развивающие занятия, игры, тренинги;

-укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия в кабинете лечебной физкультуры, массаж;

-коррекция речи через занятия у логопеда;

-повышении социальной адаптации.


^ Основное содержание программы


Комплексная программа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Нить помощи» предусматривает следующие направления:

Социально-бытовая адаптация;

-Социально-средовая реабилитация:

-Социально-психологическая реабилитация;

-Социально-педагогическая реабилитация

-Социокультурная реабилитация;

-Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Все направления программы представляют собой курсы реабилитации, которые позволяют полноценно проводить реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.


^ Организация адаптационного обучении детей-инвалидов в условиях ОДП


Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.


^ Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:

- информирование и консультирование инвалида и его семьи;

- “адаптационное” обучение инвалида и его семьи;

-обучение инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;

- обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;

- адаптацию жилья инвалида к его потребностям.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

^ Занятия воспитателей


Занятие 1. Тема: «Игры на знакомство и важные аспекты жизнедеятельности семьи и социально-значимые умения».

Цель и задачи: сформировать представление о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи

- называть себя (фамилию, имя, отчество), адрес;

- называть членов семьи: отца, мать, брата, сестру, бабушек, дедушек;

- определить собственную роль в семье (сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра);


^ Занятие 2. Тема: «Обучение навыкам персонального ухода» (соблюдение личной гигиены)

Цель и задачи: закрепить знание детей о гигиенических нормах и культуре поведения.

- научить детей составлять режим дня;

- развивать кругозор;

- сформировать четкую схему действия умывания.


^ ДЕВИЗ: «Я САМ!», «Я УМЕЮ!», «Я НАУЧИЛСЯ!»

Занятие 2.1 «В гостях у Мойдодыра».

Занятие 2.2 Уход за телом «Чистота – залог здоровья».

Занятие 2.3 Беседа 2 «Как ухаживать за руками и ногтями».


Занятие 3. Тема: «Одежда»

Цель и задачи: дать представления и знания об одежде.

- назначение одежды;

- названия предметов одежды;

- виды одежды;

- уход за одеждой;

- умение самостоятельно одеваться.

Занятие 3.1 «История нашей одежды».

Занятие 3.2 «День большой стирки».

Занятие 3.2 «День большой стирки».

Занятие 3.3 «А теперь давай гладить!».

Занятие 3.4 «Узелок и бантик. Учимся завязывать шнурки».

Занятие 3.5 Поле чудес на тему: «Одежда и обувь».


Занятие 4. Тема: «Ремонт и уход за одеждой»

Цель: научить правильно ухаживать за одеждой и ремонтировать ее.

Занятие 4.1 «Техника безопасности при работе с ножницами, иглами и булавками».

Занятие 4.2 «Заплатка».

Занятие 4.3 «Оторвалась пуговица!»

Занятие 4.4 Практическая часть.


Занятие 5. Тема: «Жилой дом»

Цель: дать представление и знания о видах жилищ.

Занятие 5.1 Беседа «Жилище».

Занятие 5.2 «Уроки Золушки».


Занятие 6. Тема: «Транспорт»

Цель и задачи: Дать ребенку представления и знания о транспорте

- повторить правила дорожного движения, закрепить знания и навыки;

- углублять знания детей о работе светофора, т.е. о сигналах: красный, желтый, зеленый;

- закреплять знания правил для пешеходов в играх и инсценировках;

- расширять знания детей об улице (части дороги);

- развивать внимание, наблюдательность, речь.

Занятие 6.1 Беседа «Транспорт».

Занятие 6.2 «Светофор».

Занятие 6.3 «Итоговое занятие по правилам дорожного движения».


Занятие 7.

Обучение ребенк-инвалида пользованию техническими средствами проводится по необходимости с приглашением специалиста волонтера из ВОИ г. Тобольска.


Информирование и консультирование инвалида и его семьи по вопросам реабилитации, по мерам социальной поддержки проводится при обращении в Центр, при необходимости дается юридическая консультация.

(См. приложение № 1)


Занятия инструктора по труду «Основы кулинарии»




Дети с ограниченными возможностями здоровья наиболее остро ощущают неуверенность и дискомфорт на кухне. Они не могут сориентироваться в разнообразии продуктов, в использовании столовых и бытовых приборов. Заниженная самооценка не позволяет им проявить свои творческие способности в кулинарии. Очень важно чтобы в семье дети имели определенные обязанности, отвечали за их выполнение. Выполнение определенного задания позволяет воспитать чувство ответственности, уверенности в своих силах.


Для детей - инвалидов кулинария должна быть занимательной, содержать элементы игры. Домашняя кухня как источник вдохновения может стать основным полем этой игры, где для детей совершаются настоящие открытия, и чудеса. На кухне ребенок может почувствовать себя умелым и ловким, он испытывает удовольствие от самого факта соучастия в процессе приготовления пищи, сервировки стола.


^ Цель: обучение навыкам самообслуживания на кухне, приготовления пищи.

Задачи:



В процессе реабилитации дети в кулинарном классе учатся:


Учитывая выше сказанное составлен план занятий по кулинарии на 19 дней:


  1. Экскурсия на кухню. Бытовые эл. приборы.

  2. Техника безопасности на занятиях по кулинарии. Выпечка (хворост).

  3. Продукты питания. Приготовление винегрета.

  4. Значение питания в жизни человека. Первичная обработка овощей. Приготовление жареной картошки.

  5. «За столом красиво». Правила сервировки. Практикум «Столовое белье».

  6. «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты». Практикум «Фруктовый салат». Простая нарезка овощей.

  7. На скорую руку. Бутерброды, канапе…

  8. Рождение сказки. Мастер класс «Свекольная роза». «Карвинг – резная работа, резной орнамент по овощам и фруктам».

  9. Главное блюдо обеда (первые блюда). Практикум «Овощной суп».

  10. Детский праздник. Украсим стол для детей - обед, ужин.

  11. Изделия из круп. Игра «Работа для Золушки». Практикум «Каша из топора».

  12. Кулинарная сказка (Печенье без выпечки).

  13. Пейте дети молоко. Дегустация продуктов, приготовленных на основе молока.

  14. Изделия из теста (блины). Практикум «Солнце в сковороде».

  15. Фруктовый коктейль.

  16. Откуда пришел чай? Мастер – класс «У самовара я и моя семья».

  17. Ее Величество – Капуста. Практикум «Ленивые голубцы».

  18. Дела домашние (домоводство). Кухонный инвентарь и уход за ним.

  19. Экскурсия в кафе. Праздник в семье.


(См. приложение № 2)


Мероприятия по социально-средовой ориентации включают: социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную (по телефону) психологическую и медико-психологическую помощь; обучение: общению, социальной независимости, навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом; оказание помощи в решении личных проблем.


^ Социально- психологическая реабилитация

До 90-х годов 20 века, в период существования "советского" государства боль­шинство детей посещали детские сады и ,независимо от благосостояния, получали стандартный минимум воспитательных услуг, дающих возможность развивать основные познавательные процессы ребенка и его эстетические навыки, а также закаляли и развивали его физически.

В настоящее время эта система настолько утрачена, что детсады, которые объяв­ляют, что работают по передовым программам едва дотягивают по комплексности воздейст­вия на ребенка до того, "советского уровня". Что уж говорить о тех детях, которые попадают в "третьеклассный" детсад или вообще такового не посещают. Последнее особенно касается детей-инвалидов, родители которых вынуждены вести более замкнутый образ жизни и не могут отдать ребенка в детсад из-за опасений, что воспитатели не смогут учесть всего необ­ходимого для нормального развития и общения ребенка с другими детьми.

Пробелы в общей осведомленности, низкое развитие основных познавательных процессов и слабое развитие мелкой моторики рук стали обычным явлением. Эти особенно­сти характерны и для детей-инвалидов и для детей из малообеспеченных семей. Подобные "недоработки" дошкольного воспитания тянуться за ребенком из класса в класс, увеличиваясь в размерах, т.к. школьное обучение носит "массовый" характер и не всегда учитывает особенности конкретного ребенка. На каком-то из этапов обучения дети - инвалиды вообще выпадают из "массовой" системы обучения в силу особенностей заболевания, приобретая и коммуникативные проблемы.

Именно со всеми этими проблемами приходится сталкиваться и работать педагогу-психологу Социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних, т.к. именно сюда попадают дети-инвалиды, т.е. те кто не может "денежно" избавиться от этих трудностей, наняв репетитора или поступив в платный клуб или школу.

Все вышесказанное подтверждает актуальность существующей проблемы и необ­ходимость реабилитационной программы.

Учитывая все вышеизложенное была выстроена система психокоррекционной ра­боты ЦЕЛЬЮ которой является активация внутренних резервов у детей с ограниченными возможностями; коррекция их основных познавательных процессов/т.к. среди детей-инвалидов немалое количество имеют психиатрический диагноз и сниженный интеллект/; создание доброжелательно-требовательной атмосферы по отношению к ребенку в семье.

^ ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ МОЖНО НАЗВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:

1) развитие психологических функций памяти, мышления, воображения, внима­ния

2) формирование самостоятельности:

-умение организовать свое рабочее место во время занятий по коррек­ции основных познавательных процессов и арт-терапии;

-правильно держать лист при рисовании, карандаш, кисть и т.д.

-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

-пользоваться акварельными и гуашевыми красками для рисования;

-передавать по схеме правильно фигуру человека, его лицо

-делать простейшие поделки из пластилина / и других пластических материалов/

-убирать за собой рабочее место без посторонней помощи.

3) развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей

В СОДЕРЖАНИЕ занятий по коррекции ОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ входит: развитие памяти, внимания, мышления, речевых умений. Это происходит через упра­жнения: «Беспорядок на кухне»; «Строительство дома»; «Почтовый ящик»; «Продолжи ряд слов», «Найди отличие»; «Найди игрушку»; «Снежное поле», «Запоминаем вместе». Видами занятий являются: 1) развивающие, 2) закрепляющие.

Само занятие делится на две части: а) развивающую (или закрепляющую) основные познавате­льные процессы; б) игровую (когда дети имеют возможность поиграть в «свои любимые игрушки»), получив, таким образом, наг­раду за усердие в первой части занятия.

МЕТОДАМИ психологической работы являются коррекционные, развивающие занятия с детьми-инвалидами.

Оптимальное количество участников занятий в группе 2-4 человека.. Количество занятий в течении месяца – 8 (всего, в месяц 24 занятия).

ПОКАЗАТЕЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ занятий по коррекции основных познава­тельных процессов наряду с улучшением памяти, внимания, мышления, является приобрете­ние самостоятельности при выполнении элементарных действий с материалами работы и по подготовке места работы и уборки его за собой (о САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ подробнее в ЗА­ДАЧАХ).

При работе с детьми-инвалидами возможны мелкие нарушения дисциплины: проявления утомления, отвлечения. Разговоры во время занятия. В отдельных случаях ребенку можно позволить заняться чем-то другим, отдохнуть, покинуть комнату для за­нятий. Эти особенности данной категории детей необходимо обговаривать с воспитателями и родителями.

Кроме указанного выше, следует помнить, что у каждого ребенка-инвалида есть свои особенности во внешне похожих нарушениях. Это требует составления и индивидуаль­ных планов занятий.

^ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИЕЙ ОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

1. Дети должны заниматься за удобными столами и стульями, которые легко моются, с хоро­шим освещением.

2. Демонстративная доска для наглядности и объяснений.

3. Шаблоны для рисунков, аппликаций и т.д.

4. Карандаши (цветные и простые).

5. Резинки.

6. Фломастеры.

7. Гуашевые и акварельные краски (не менее 12 цветов).

8. Кисти разного размера «Белка» или «Пони» №3-6.

9. Клей синтетический ПВА, или клей-карандаш (те, которые меньше проливаются).

10. Бумага (белая и цветная, а также белая ксероксная).

11. Ножницы.

12. Развивающие игры на пазловой основе из серии «Играя, учись!»

авторы: Евсеев М.Ю., Евсеева ЕЛ. «Мои первые буквы», «Мои первые часы»,«Азбука», «Ассоциации», «Фигуры и цвет» и т.д.

13. Клеенки и газеты для содержания столов в чистоте.

14. Ватманская и альбомная бумага размером А 4, А 3, А 2.

15. Бумага для ксерокса (не менее 500 листов в месяц).

16. Салфетки для работы с клеем.

17. Баночки для воды.

18. Клеенки (или досочки) для работы с пластилином.

19. Тетради в клеточку.

20. Пластмассовые цветные геометрические фигуры.

21. Ксерокопии упражнений для подготовки к школе.

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: 1. Определение уровня развития мелкой моторики.

2. Владение карандашом, ножницами, кисточкой.

3. Умение распознавать и выделять цвета.

4. Развитие памяти и внимания.

Оборудование: - 2 листа ватмана

- ксерокопия с упражнениями для «тренировки»

Ход занятия:

а) Игра «Знакомство»

б) Упражнение «Строим дом»

в) Упражнение «Беспорядок на кухне»

г) Тренируемся (развитие мелкой моторики рук)

д)Завершение занятия

Занятие 2. «Я – запоминаю!»

Цель: 1. Развитие долговременной и кратковременной памяти.

2. Развитие восприятия.

3. Развитие мелкой моторики рук .

Оборудование: - нарисованный дом цветные карточки (красные, синие, зеленые, черные)

- ножницы

- лист белой бумаги с закрашенными фигурам

- ксерокопия для «тренировки»

Ход занятия:

а) Упражнение «Приветствие»

б) Определение настроения

в)Упражнение «Беспорядок на кухне»

г) Упражнение «Снежное поле»

д)Тренируемся (развитие мелкой моторики рук)

ж) Завершение занятия.


Занятие З. «Я ничего не забываю!»

Цель: 1. Развитие тактильного восприятия.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Развитие слуховой кратковременной памяти.

4. Увеличение объема памяти.

Оборудование: - нарисованный дом

Ход занятия:

а) Упражнение «Приветствие»

б)Упражнение «Снежное поле»

в) Упражнение «Запоминаем вместе»

г) Тренируемся (развитие мелкой моторики рук)

д) Завершение занятия

Занятие 4. «Я умею рассказывать!»

Цель: 1. Развитие внимания.

2. Развитие речи.

3. Развитие слуховой, кратковременной и долговременной памяти.

4. Увеличение объема памяти и внимания.

Оборудование: - нарисованный дом

Ход занятия:

а) Игра «Приветствие»

б) Упражнение «Запоминаем вместе»

в) Упражнение «Охарактеризуй игрушку»

г) Упражнение «Найди игрушку»

д) Тренируемся (развитие мелкой моторики рук)

ж) Завершение занятия

Занятие 5. «'Я умею думать!»

Цель:1. Развитие внимания.

2. Развитие памяти.

3. Развитие мышления.

Оборудование: - нарисованный дом

Ход занятия:

1. Развивающая часть занятия.


а) Игра «Приветствие»

б) Упражнение «Запоминаем вместе'»

в) Упражнение «Найди отличия»

г) Тренируемся (развитие мелкой моторики рук)

д) Завершение занятия

      1. Игровая часть занятия.

^ Занятие 6. «Ну-ка, отгадай!»

Цель: Развитие мышления и речи.

Оборудование:- цветные карточки: красные, синие, зеленые, черные

- детское лото с парными картинками

- ксерокопия для «тренировки»

Ход занятия:

  1. Развивающая часть занятия.

а) Игра «Приветствие»

б) Игра «Ну-ка. Отгадай!»

в)Игра «Определи игрушку»

г) Игра «Парные картинки»

д)Тренируемся (развитие мелкой моторики рук) ж/Завершение занятия.

  1. Игровая часть занятия.

Занятие 7. «Слушай хлопки!»

Цель: Развитие внимания и самоконтроля.

Оборудование: - цветные карточки: красные, синие, черные, зеленые

- ксерокопия для «тренировки»

Ход занятия:

  1. Развивающая часть занятия.

    1. а) Игра «Приветствие»

    2. б) Игра «Слушай хлопки»

    3. в) Игра «Цифры»

г) Упражнение»Четыре стихии»

д) Тренируемся (развитие мелкой моторики рук)

ж) Завершение занятия.

  1. Игровая часть занятия.

Занятие 8. «Все чему я научился пусть останется со мной!»

Цель: Закрепление приобретенных умений и навыков.

Оборудование: - цветные карточки: красные, синие, черные, зеленые

- ксерокопии для»тренировки»

Ход занятия:

  1. Развивающая часть занятия.

а) Игра «Приветствие»

б) Игра «Через стекло»

в) Игра «Четыре стихии»

г) Упражнение «Запоминаем вместе»

д) Тренируемся (развитие мелкой моторики рук и логического мышления)


См. приложение № 3


Социокультурная реабилитация


Дети инвалиды обладают заниженной самооценкой, застенчивы, замкнуты, имеют малый опыт адекватного социального поведения, в связи с чем у них возникают проблемы в социуме.

И если мальчишки и девчонки, вернувшись домой, с восторгом рассказывают друзьям и родителям о том, как здорово было в отделении, - значит, воспитатели и педагоги-организаторы со своей нелёгкой задачей справились. На период реабилитации детям с ограниченными возможностями здоровья с целью сплочения коллектива, развития кругозора, формирования толерантного отношения друг другу проводятся познавательно-развлекательные мероприятия, соответствующие календарным датам и времени года. В данной программе представлены разработки мероприятий на 19 дней с учётом таких видов нарушений и ограничений в состоянии здоровья как двигательные, умственные (лёгкой и средней степени), речевые, слуховые, зрительные.


^ Занятия педагога – организатора


Мероприятие 1. Посиделки «Детки - матери»

Цель: воспитание чувства любви к матери и гордости за неё, чувства уважения к ней.

Мероприятие 2. «Саквояж с чудесами»

Игровая программа

Цель: привитие любви к сказкам Г.Х.Андерсена, воспитание на примере сказочных героев доброты, сострадания.

Мероприятие 3. «Я желаю знать»

Интеллектуальная конкурсная программа

^ Цель: развитие кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мероприятие 4. «Винни Пух и его друзья»

Спортивные игры детей с нарушением опорно - двигательной системы.

^ Цель: развитие спортивных навыков, взаимовыручки.

Мероприятие 5. «Чупо – шоу в гостях у Карлсона»

Праздничная игровая программа.

Цель: сплочение коллектива, формирование толерантного отношения друг другу.

Мероприятие 6. «Когда мои друзья со мной»

Беседа с элементами игры.

^ Цель : воспитание чувства товарищества, взаимовыручки, сообразительности.

Мероприятие 7. Инсценирование сказки «Как медведь трубку курил»

Цель: показать детям взаимосвязь образа жизни людей и их привычек, несовместимость вредных привычек как курение с благополучием и здоровьем человека.

Мероприятие 8. «День пешехода»

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения, безопасного поведения на дорогах. Развитие внимания, наблюдательности, закрепление знаний правил для пешеходов в играх и инсценировках.

^ Мероприятие 9. «Область со страну величиной��

Информационно- познавательная викторина про Тюменскую область

Цель: изучение родного края.

Мероприятие 10. «Город над могучим Иртышом»

Краеведческая игра по станциям

^ Цель: привитие любви к родному городу, развитие интереса к истории города Тобольска.


(См. приложение № 4)


Кружковая клубная работа


Особое внимание в отделении дневного пребывания уделяется кружковой и клубной работе. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей предлагаются следующие кружки: «Радуга мастерства» (декоративно – прикладное искусство), «Драматический», «Нотка», «Матер кулинарии», «Мастерская плотника»; клубы: подростковый клуб «Ритм»,семейный клуб «Кораблик».


^ Курсы лечебной физкультуры


Обучение физическим упражнениям и последующая тренировка больного – это педагогический процесс, однако его успех зависит не только от квалификации инструктора ЛФК. Чрезвычайно важным являются активное участие самого больного, его сознательное отношение к применению средств ЛФК, что играет большую роль в достижении конечного результата. И этим лечебная физическая культура существенно отличается от других средств лечения и реабилитации.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным средством, воспитывающим у больного сознательное отношение к применению физических упражнений, а так, же активное участие в лечебном и реабилитационном процессах, в основе которого лежит обучение физическим упражнениям. ЛФК показана почти при всех заболеваниях и травмах.

Основными средствами в лечебной физической культуре являются:

- физические упражнения;

- природные факторы (солнце, воздух, вода);

- лечебный массаж;

- двигательный режим.


Предлагаем комплексы упражнений наиболее часто встречающихся заболеваний:


1. Разминка на 19 дней при ДЦП

- Упражнения на валике или мяче.

- Комплекс упражнений на спине;

- Комплекс упражнений на животе;

- Упражнения на мяче;

- Для развития опорной функции стоп: рефлекторные упражнения;
- Упражнение на 19 дней при ДЦП .

2. Примерный комплекс специальных упражнений для бронхиальной астмы.

3. Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей, страдающих ожирением (вводный период).

4. Корригирующие упражнения для нормализации осанки.

5. Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ):

- ФМ для улучшения мозгового кровообращения;

- ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук;

- ФМ для снятия напряжения с мышц туловища.

6. Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности для учащихся с нарушениями формирования свода стопы

7. Упражнения используемые при сколиозах

8. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

9. Упражнение для укрепления «мышечного корсета»:

- Для мышц спины;

- Для брюшного пресса;

- Для боковых мышц туловища.


(См. приложение № 5)

Виды массажа


Массаж – это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду. Массаж может быть общим и местным. В зависимости от задач различают следующие виды массажа:

- Гигиенический массаж;

- Лечебный массаж;

- Спортивный массаж;

- Самомассаж.

Детям с ограниченными возможностями здоровья чаще всего проводится лечебный массаж. Этот вид массажа является эффективным методом лечения разнообразных травм и заболеваний. Различают несколько видов разновидностей:

- Классический – применяют без учета рефлекторного воздействия и проводят вблизи поврежденного участка тела или непосредственно на нем.

- Точечный – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании либо нарушений функций или при боли, локализованной в определенной части тела.

Предлагаем методику проведения массажа при плоскостопии, детском церебральном параличе, сколиозе.


(См. приложение № 6)


Занятия логопеда


Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения – дизартрия, алалия, ринолалия. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов.

Все эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности. Но при своевременной и адекватной коррекционной работе задержка психического развития и нарушения речи обратимы. Коррекционная работа с детьми инвалидами в реабилитационном центре направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Коррекционная работа включает в себя:

  1. реабилитационный курс у логопеда;

  2. логопедическая коррекция в домашних условиях.



Таблица 1.

^ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПРИ ДИЗАРТРИИ



Выработка контроля за положением рта


^ I

Артикуля-ционная гимнастика


II

Развитие голоса


III

Коррекция речевого дыхания


IV

Развитие артикуля-ционных движений и артикуля-ционного праксиса или кинестети-ческая

апраксия


^ V

Коррекция звукопроизношения

Коррекция звукопроиз-ношения


VI

Праксис - предметные действия

Кинетические ощущения – ощущения положения и движения органов


(См. приложение № 7)


Условия реализации

Кадровое обеспечение

В Центре работают квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы с детьми с ограниченными возможностями




Должность

Кол-во на смену

Направления деятельности

1.

Заведующая отделением

1

  • Разработка программы

  • Комплектование нормативной базы деятельности лагеря

  • Оперативное управление

  • Контролирующая деятельность

  • Подбор и расстановка кадров.

2.

Педагог - организатор

1

  • Разработка сценариев и подготовка, мероприятий.

  • Разработка программы

  • Популяризация чтения среди детей

  • Помощь в подборе литературы по организации мероприятий.

3.

Воспитатели

2

  • Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по социальной адаптации

  • Организация кружковой и клубной работы.

4.

Психолог

1

  • Диагностика психологических особенностей детей с ограниченными возможностями

  • Индивидуальное консультирование детей, коррекционная работа

  • Организация тренинговых занятий, консультирование родителей

  • Проведение реабилитационного курса.

5.

Медсестра по массажу

2

  • Реабилитационный курс по различным видам массажа, обучение родителей(по необходимости).

6.

Инструктор ЛФК

1

  • Организация целенаправленной физкультурно-оздоровительной работы

  • Помощь в организации и проведении мероприятий спортивного характера.

7.

Мед. персонал

1



  • Первичный медосмотр

  • Контроль за общим состоянием здоровья детей, антропометрическими данными

  • Санитарно – просветительская работа.

8.

Заведующая приемным отделением

1

  • Контроль за соблюдением санитарно – гигиенических норм.

9.

Музыкальный руководитель

1

  • Проведение курса реабилитации музыкотерапии

  • Музыкальное сопровождение мероприятий.

10.

Инструктор по труду

1

  • Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по социальной адаптации

  • Организация кружковой работы «Мастер кулинарии»

  • Проведение досуговых мероприятий.

11.

Логопед

1

  • Работа по дефекту речи и постановке звуков.



Участники реализации программы


Управление социальной защиты населения г. Тобольска, филиал № 17 ФГУ главное бюро медико – социальной экспертизы по Тюменской области города Тобольска, МУЗ «Городская детская поликлиника» г. Тобольска, МАУ «Центр социального обслуживания населения г. Тобольска», Комитет по делам молодежи, Комитет по физической культуре и спорту, ВОИ, ВОГ, ВОС г. Тобольска, МАУ «Центр Тобольского р-на».


^ Контроль и управление (координация) программы


Контроль за выполнением программы осуществляет директор Автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Тобольска» Левина Татьяна Андреевна.


^ Медицинское сопровождение


Деятельность по оздоровлению и медицинская реабилитация детей в отделении осуществляется в соответствии с рекомендациями врачей и по индивидуальной программе реабилитации.

Для медицинского сопровождения реабилитации детей с ограниченными возможностями в центре оборудован кабинет лечебной физкультуры, массажный кабинет, кабинет логопеда, работает высококвалифицированный медицинский персонал, созданы условия для соблюдения санитарных норм и правил: установлены кулеры для питьевого режима, производится дезинфекция помещений дезаром, кварцевание.


Социально-медицинское сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья проводится в несколько этапов.

I этап: анализ здоровья ребенка.

IIэтап: составление рекомендаций по индивидуальной программе для

каждого ребенка; разъяснения ребенку в доступной форме необходимости выполнения рекомендаций; отслеживание специалистами выполнения, контроль за динамикой изменений.

III этап: анализ состояния по окончанию смены; обсуждение результатов; составление рекомендаций для родителей по сохранению достигнутого.

Невозможность решения всех задач, связанных с сохранением и укреплением детского здоровья, обуславливает приоритет действий по подпрограмме по следующим направлениям:


1.Воздействие на функции опорно-двигательного аппарата.

При высокой распространенности среди детей с ограниченными возможностями здоровья заболеваний опорно-двигательного аппарата немаловажным является повышение физической активности ребенка, которое при наличии серьёзных отклонений проводится под наблюдением медицинского работника. Строго индивидуально назначается массаж, ЛФК.


2. Кислородотерапия.

В условиях города не возможно обеспечить детям свежий воздух как обязательный компонент хорошей экологии, поэтому среди медикаментозных мероприятий проведение комплекса кислородотерапии. Результатами действия курса кислородотерапии являются:

Все эти факторы способствуют устойчивости организма к заболеваниям, передающимся воздушно-капельным путем, кишечным инфекциям, ангине, заболеваниям желудка, печени, желчевыводящих путей.


3.Опосредованное оздоровление

Опосредованное оздоровление происходит при активном участии в мероприятиях спортивного характера и играх на свежем воздухе, которые обеспечивают не только кислородом и положительными эмоциями, но и создают условия для инсоляции - получения солнечного света. Также необходимо проведение курсов витаминизации, закаливания, фито - терапии.


^ Сотрудничество с родителями


Задачи:

- повышение внутреннего психолого-педагогического потенциала семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание информационно-консультативной помощи семье;

- формирование навыка проведения совместного семейного отдыха;


Для реализации всех направлений программы огромное значение имеет подготовительный этап, когда с членами семьи каждого ребенка проводятся беседы, в ходе которых специалисты рассказывают о программе, разъясняют, какие используются методы и формы работы. Для лучшей диагностики состояния ребенка с ограниченными возможностями родителям предлагается в течение смены заполнять карту наблюдения за ребенком. Карта также позволит отследить эффективность проводимой реабилитации.

Родителям в условиях работы отделения предлагаются следующие формы социально-психологической помощи:

- индивидуальное психологическое консультирование;

- групповые тренинговые занятия;

- участие в мероприятиях клуба «Кораблик»

В рамках деятельности клуба «Кораблик» родителям и детям предлагаются общесемейные досуговые мероприятия:

Помимо этого с родителями проводится активная информационно-просветительская работа:



Форма работы

Основные темы


Семинары, лектории с привлечением специалистов здравоохранения, преподавателей Тобольского педагогического института, специалистов других ведомств


  • Рекомендации по воспитанию детей: обучение навыкам игры, навыкам самообслуживания, социально-средовой ориентации, соблюдение режима дня.

  • Информация о мерах социальной поддержки семьям ребенка с ограниченными возможностями.

  • Юридическая информация

по вопросам социальной защиты детей с ограниченными возможностями и членов их семей.

  • Информация об учреждениях,

должностных лицах, которые отвечают за реализацию прав семей.

  • Рекомендации и информация

по запросам родителей и детей.


Выпуск информационных листов, буклетов, памяток.



^ Материально-техническое обеспечение


Задействованные по программе помещения

Имеющееся оборудование

Лечебно-физкультурный кабинет, тренажерный зал


Музыкальный зал


Сенсорная комната


Кабинет психолога


Кабинет дежурной мед. сестры


Процедурный кабинет


Изолятор


Массажный кабинет


Столовая


Пищеблок


Групповые комнаты


Игровые площадки на улице


Кулинарный класс


Кабинет логопеда

22 действующих тренажера, спортивный инвентарь, телевизор, DVD.


Медео- оборудование, кондиционер, мебель, музыкальный центр


Подсветка зеркал, зеркала, аромолампы, магнитофон, мячи, маты, шары

Компьютер, маты, мячи, развивающие игры, магнитофон, лампы, мебель


Кушетка, кварцевые лампы, процедурный стол, весы, ростомер, шкафы, приборы для лечения.


Мебель, кушетка


Мебель (кровать, стол и др.)


Массажная кушетка


Столы, стулья


Электрические печи, посуда (столовые приборы), электробытовое оборудование, мойки, стеллажи, посуда (для приготовления пищи)


Мебель, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, игровые приставки, развивающие игры, мягкая мебель


Спортивное и игровое оборудование

Малые архитектурные формы и сооружения.


Магнитофон, столовая группа

электробытовое оборудование, посуда, электроплита, обеденная зона.


Мебель, зеркало, методическая литература и наглядность


Помимо перечисленного Центр располагает авто транспортом.


^ Ожидаемые результаты от реализации программы


Ожидаемые результаты: повышение социальной адаптации и социально – средовой ориентации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

^ Оценки эффективности программы: Результативность работы реабилитационных курсов.

Активное участие ребёнка в мероприятиях.

Свободное, заинтересованное общение детей друг с другом.

Результаты сравнительного исследования, степень совпадения ожидаемого и реального результата.


^ Смета расходов


Программа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Нить помощи»


Основные стати расходов





Наименование статей расходов

Расчет суммы затрат

Имеется рублей (указать источник)

Требуется рублей

1.

Приобретение инвентаря, оргтехники:

Настольные развивающие игры

Диски

Демонстрационный материал




10х 200 руб.

5х 120 руб.

1000 руб.






3600.00

2.

Печатно-множительные работы:

Заправка картриджа

Бумага А-4



2х 200руб.

5х 120руб.







1000. 00

3.

Призы

30х 170руб.





5100. 00

4.

Типографские, издательские услуги:


Изготовление альбома,

Стенда



1х 1000 руб.

1х 3000 руб.







4000.00

5.

Изготовление атрибутики


30х50руб.






1500. 00


Всего

15200. 00



Руководитель учреждения Т.А. Левина


Главный бухгалтер О.И. Лотц

Приложения


Приложение № 1

Занятия воспитателей

Занятие 1.



programma-poezdki-1-den-otpravlenie-iz-rostova-v-brest-n-poezda-i-vremya-utochnyaet-v-agentstve-2-den.html
programma-poezdki-mesto-vstrechi-i-otpravleniya-m-tretyakovskaya-ul-bolshaya-ordinka-2426-ostanovka-obshestvennogo-transporta-vstrecha-v-08-45-nachalo-ekskursii-v-09-00.html
programma-pohudeniya-i-ozdorovleniya-naibolee-chasto-zadavaemie-voprosi-puskaj-pisha-stanet-vashim-lekarstvom-sistema-razdelnogo-pitaniya-stranica-8.html
programma-polevogo-uchebnogo-praktikuma-municipalnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
programma-politologiya-i-evropejskie-issledovaniya-vesennij-semestr-20112012-uchebnogo-goda.html
programma-ponedelnik-14-fevralya-2011-g-09-30-20-00-09-30-10-00-registraciya-foje-konferenc-zala-iki-ran-10-00-10-10-otkritie-konferencii-konferenc-zal-iki-ran-sekciya-solnce-konferenc-zal-iki-ran.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obzor-mezhdunarodnogo-opita-primeneniya-ocenivaniya-dlya-analiza-kachestva-i-effektivnosti-reguliruyushih-aktov.html
  • college.bystrickaya.ru/3d-solid-modeling-in-engineer-graphics-training-moskovskij-oblastnoj-obshestvennij-fond-novih-tehnologij-v-obrazovanii-bajtik.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vcelyah-povisheniya-kachestva-obsluzhivaniya-naseleniya-oblasti-v-2009-godu-upravleniem-provedeno-4-konkursa-na-pravo-obsluzhivaniya-regulyarnih-gorodskih-prigorodnih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pz-21-proanalizirujte-pedagogicheskie-situacii-situaciya-1-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-v-2-h-chastyah-chast-1.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-dissertacionnogo-issledovaniya-otrazheni-formirovanie-i-funkcionirovanie-staroobryadcheskih-soobshestv.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-30--pravovoj-rezhim-zon-chrezvichajnoj-situacii-i-ekologicheskogo-bedstviya-a-yu-vinokurov-ekologicheskoe-pravo.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravosudie-v-latvii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-lozh-da-v-nej-namek-dobrim-molodcam-urok-tak-pisal-velikij-pushkin-stranica-11.html
  • exam.bystrickaya.ru/vasil-stefanik-majster-psihologchno-noveli-chast-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennaya-chast-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekologicheskoe-pravo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/revolyuciya-sverhu-otmena-krepostnogo-prava-v-rossii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/narodi-nashej-velikoj-rodini-po-ustanovivshejsya-tradicii-otmechayut-trudovimi-podvigami-vidayushiesya-sobitiya-nashej-zhizni-sini-i-docheri-sovetskogo-naroda-nashi-alp-stranica-32.html
  • universitet.bystrickaya.ru/u-yunih-pozharnih-barnaula-v-nastavnikah-geroi-informacionnoe-agentstvo-amitel-15022012.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-1-predvaritelnie-zamechaniya-struktura-i-morfologiya-sakralnogo-mircha-eliade-traktat-po-istorii-religij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskaya-izbiratelnaya-komissiya-soobshaet.html
  • composition.bystrickaya.ru/ochet-o-realizacii-programmi-v-dvuhletnem-periode-2000-2001-gg-dokument-podgotovlen-sekretariatom-stranica-17.html
  • exam.bystrickaya.ru/vdoskonalennya-organzac-tehnchnogo-obslugovuvannya-virobnictva-na-priklad-pp-lars.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhekelk-pen-ndiltarin-azhet-dep-negzdelgen-lemdeg-bkl-mdenietter-men-dder-brktru-oristardi-masati-oris-malmderd-kes.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-kakogo-ministra-hotite-gazeta-kommersant-05082011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-8-avgusta-2011-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovi-montazha-dlya-specialnosti-032401-65-reklama-podgotovki-specialista-avtor-st-prepodavatel-molodcov-g-s.html
  • essay.bystrickaya.ru/deputati-kbr-pervimi-rassmotryat-predlozhennie-prezidentom-popravki-v-konstituciyu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rinok-truda-i-zarabotnaya-plata.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-organizaciya-ispolneniya-zakonodatelstva-o-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbe-v-ufk-po-rt.html
  • school.bystrickaya.ru/arhitektura-epohi-vozrozhdeniya-istoriya-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arhitekturi.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-proforientacionnoj-raboti-departament-obrazovaniya-goroda-moskvi-centralnoe-okruzhnoe-upravlenie-obrazovaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya-i-psihopatologiya-oshusheniya-stranica-6.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sudbi-sluzhilih-lyudej-verhososenskogo-uezda-17-veka-i-ih-potomkov-formirovanie-rodovih-familij-u-naseleniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-masterskaya-pisma.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anglijskij-yazik-adamov-v-e-ilenkova-s-d-sirotina-t-p-i-dr-ekonomika-i-statistika-firm-uchebnik.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravo-yuridicheskie-nauki-udk-34-nazvanie-istochnika.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/evropejskaya-kultura-novogo-vremeni.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1oformlenie-dokumentov-kuznecov-s-l-deloproizvodstvo-na-kompyutere.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-dlya-postupayushih-v-magistraturu-po-napravleniyu-podgotovki-080500-68-biznes-informatika.html
  • studies.bystrickaya.ru/agropromishlennij-kompleks-ukraini.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sociologicheskaya-model-socialnoj-raboti-v-sfere-professionalnoj-identifikacii-v-sovremennom-rossijskom-obshestve-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.