.RU

Программа по специальности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования для поступающих в аспирантуру




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(МГПИ)

__________________________________________________________________________________


УТВЕРЖДАЮ

Ректор МГПИ

_____________ А.Г. Кутузов

«____»_______________2010г.


ПРОГРАММА


по специальности 13.00.08

для поступающих в аспирантуру





Москва 2010

Программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности


Составитель:

Бакланова Н.К. доктор педагогических наук, профессор


Программа вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования МГПИ,

протокол №10 от « 27 » мая 2010 г.


Зав. кафедры теории и методики

профессионального образования А.И. Иванов


^ Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и предназначена для, лиц поступающих в аспирантуру по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования.

Она определяет необходимый уровень научной подготовленности поступающих в аспирантуру, который характеризуется готовностью к самостоятельной постановке педагогических проблем в сфере профессионального образования и поиску новых способов их решения. Программа предполагает выявление знаний в теоретико-методологической, технологической и исследовательской областях педагогики профессионального образования. Структура программы включает разделы:

  1. Методология и общие основы педагогики.

  2. История педагогики и профессионального образования.

  3. Теория профессионального образования.

  4. Методика профессионального образования.

  5. Профессиональное мастерство преподавателя.

  6. Управление системами профессионального образования.

К программе прилагается список литературы, рекомендуемой для подготовки к экзамену.


^ РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.

Тема 1. Педагогика как область гуманитарного знания.

Объект, предмет и функции педагогики. Структура педагогики и ее ведущие отрасли. Система педагогических наук, связь педагогики с другими науками. Педагогика высшей школы, педагогика взрослых и андрогогика, педагогика профессионально-технического образования как отрасли педагогической науки, их предметы, место в системе пед. наук. Процессы интеграции и дифференциации в педагогической науке.

Реализация гуманистического подхода и личностно-ориентированная направленность как методологические основы развития современной педагогической науки.

^ Тема 2. Личность как объект и субъект воспитания.

Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Развитие личности, его сущность, движущие силы и основные закономерности. Биологические и социальные факторы развития личности. Наследственность, среда и воспитание в развитии личности. Ведущая роль обучения и воспитания. Роль деятельности и общения в развитии личности.

Понятия: развитие, формирование, социализация личности. Общение преподавателя и студента как фактор развития личности будущего специалиста.

Индивидуально-психологические особенности личности.

Направленность - стержневое свойство личности. Потребности, интере­сы, цели, взгляды, убеждения, идеалы личности их учет в профессиональной подготовке.

Способности. Выявление, формирование и развитие профессиональных способностей в профессиональной деятельности.

Характер и личность. Воля как основа характера. Характер как результат развития личности.

Учет особенностей темперамента людей в профессиональном обучении, общении и деятельности.

Социальная и психологическая характеристика студенческого возраста, особенности развития личности студента.

Учет индивидуально-психологических особенностей студентов в процессе профессиональной подготовки.

^ Тема 3. Педагогические системы в профессиональном образовании.

Основные элементы педагогической системы: цели образования, содержание образования, методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; педагоги (преподаватели, мастера производственного обучения) и обучаемые (учащиеся, студенты).

Виды педагогических систем.

Понятие цели образования и воспитания в педагогической науке и социальной практике. Объективные и субъективные факторы, определяющие формирование цели образования и воспитания личности.

Проблемы генезиса цели образования и воспитания. Диалектика соотношения цели, средств и результата образования и воспитания.

Современная цель образования и воспитания. Проблема разработки педагогической системы способной реализовать данную цель.

^ Тема 4. Методология и методы профессиональных педагогических исследований.

Понятие методологии педагогики. Четыре уровня методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

Системный, комплексный, личностный, целостный, деятельностный, исторический, качественный, количественный и другие исследовательские подходы общенаучного уровня методологии.

Методологические принципы педагогического исследования.

Источники педагогической проблематики, процесс и структура научно-педагогического исследования. Методы педагогического исследования. Теоретические и эмпирические методы. Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Использование в педагогической науке методов социологии и психологии.


^ РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Тема 1. История развития зарубежной педагогики.

Проблема происхождения воспитания. Зарождение педагогической теории в трудах античных философов Древней Греции и Древнего Рима (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан). Академия Платона и Ликей Аристотеля как предтеча высших учебных заведений. Афинская и Спартанская системы воспитания.

Воспитание и педагогическая мысль в феодальном обществе. Схоластика. Взгляды на воспитание в Средние века. Первые высшие школы Италии. Средневековые университеты. Ведущая роль идей гуманизма в педагогике эпохи Возрождения (Ф. Рабле, Т. Мор, Э. Роттердамский).

Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки.

Педагогические взгляды Д. Локка и Р. Оуэна. Педагогическая теория Ж. Ж. Руссо. Теория элементарного образования И. Г. Песталоцци. Философские и психологические основы педагогики И. Ф. Гербарта.

Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега. Марксистская теория воспитания. Прагматическая педагогика. Вальдорфская педагогика.

Педагогические концепции современной зарубежной педагогики и основные направления развития образования за рубежом. Современные тенденции развития зарубежного профессионального образования. Болонская декларация и Болонский процесс.

^ Тема 2. История отечественной педагогики.

Развитие педагогической мысли в Древней Руси. Педагогические идеи в литературных памятниках домонгольской Руси. Проблемы воспитания в фольклоре и литературе Древней Руси. Древнерусская учебная литература. Педагогические воззрения в творчестве выдающихся деятелей культуры России XV – XVII веков.

Киево-Могилянская академия – первое высшее учебное заведение на Руси. Славяно-греко-латинская академия. Вклад в развитие высшей школы в России М.В. Ломоносова.

Педагогическая теория В.Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Педагогическая деятельность Н. И. Пирогова.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский – основоположник русской научной педагогики. Его учение о педагогике как науке и как искусстве.

Педагогическая теория свободного воспитания Л. Н. Толстого.

Система высших учебных заведений в дореволюционной России. Петербургский и Московский университеты, высшие женские курсы. Их роль в развитии русской науки, культуры и педагогики.

^ Тема 3. Развитие педагогики высшей школы в советский период.

Основные принципы марксистско-ленинской теории образования и воспитания. Педология и ее развитие П.П. Блонским, А.Б. Залкиндом, М.Я. Басовым др. Роль А.В. Луначарского и Н.К. Крупской в развитии советской системы народного образования. Педагогические идеи в трудах С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Критика сталинизма в педагогике советского периода. Академия педагогических наук, научно-педагогические институты и их роль в разработке основных идей педагогики высшей школы. Система подготовки специалистов для работы в высшей, средней специальной и средней общеобразовательной школе. Развитие идей полтитехнической, трудовой школы в советский период. Генезис проблемы развивающего и воспитывающего обучения. Становление и развитие централизованной системы среднего и высшего образования в СССР, реализация идеи всеобщего среднего образования.

Реформа средней школы 1984 года: причины, пути реализации, итоги.

Развитие общего и профессионального образования в России в условиях социально-экономических преобразований на рубеже XX – XXI вв.

Современные тенденции развития профессионального образования в России.

Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России. Поиски педагогических путей преодоления кризиса образования. Ведущие идеи и основные направления реформирования образования.


^ РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Тема 1. Система образования в России.

Принципы государственной политики в области образования.

Система образования в РФ и органы управления образованием. Типы образовательных учреждений: дошкольные, образовательные, школьные, специальные (коррекционные) учреждения, дополнительного образования, учреждения послевузовского профессионального образования и другие.

Система непрерывного профессионального образования в России. Начальное и среднее профессиональное образование, их цели, задачи содержание, структура. Типы и виды учреждений начального и среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование в России, его место в системе профессионального образования, цели, виды и формы. Тенденция развития отечественного высшего профессионального образования, типы и виды высших учебных заведений.

Послевузовское профессиональное образование: цели, задачи, содержание, структура, организационные формы.


^ Тема 2. Понятие о педагогическом процессе.

Педагогический процесс как открытая динамически развивающаяся педагогическая система. Структура педагогического процесса, его компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.

Обучение и воспитание как подсистемы педагогического процесса. Принципы целостного педагогического процесса.

Педагог и учащийся (студент) как субъекты педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие педагога и учащегося (студента).

Этапы, законы и закономерности педагогического процесса.

Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Современные технологии обучения и воспитания. Методы осуществления целостного педагогического процесса, их классификация.

^ Тема 3. Обучение как способ организации педагогического процесса.

Законы, закономерности и принципы обучения.

Структура процесса обучения: цель, содержание, формы, методы, средства обучения. Функции обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Их взаимосвязь в процессе обучения.

Учение как познавательная деятельность. Психологические вопросы познавательной деятельности. Управление процессом усвоения знаний. Психические познавательные процессы и возможно­сти их развития.

Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, дистанционное, компьютерное. Информатизация обучения. Современные концепции и теории обучения (ассоциативная, теория планомерного формирования умственных действий, теория учебной деятельности и другие).

Деятельность педагога и студента в процессе обучения. Функции и структура деятельности педагога. Деятельность педагога как управление процессом обучения. Учение как специфический вид деятельности студентов. Цель и структура учения (мотивы, учебные действия, действия контроля и оценки результатов). Структура процесса усвоения: чувственное познание (ощущение, восприятие), абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение), применение знаний.

Мотивация учения. Виды, уровни, качества мотивов учения. Методы выявления мотивов учения. Психолого-педагогические условия и пути формирования мотивации учения студентов.

Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения. Самообразование. Основные структурные элементы процесса самообразования. Технологии обучения как направление дидактики. Зависимость технологий от целей образования. Информатизация образования и компьютерные технологии.

Активность и самостоятельность учащихся (студентов) в процессе обучения. Субъект-субъектные отношения обучающих и обучающихся.

^ Тема 4. Содержание образования

Понятие "содержание образования". Содержание общего и профессионального образования, его исторический характер. Основные теории формирования содержания образования. Знаниево- ориентированный и личностно-ориентированный подходы к определению содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Модель деятельности специалиста (система решаемых профессиональных задач) и содержание профессиональной подготовки.

Сущность стандартизации современного образования. Государственный образовательный стандарт в сфере профессионального образования, его функции и основные компоненты: федеральный, национально-региональный, институциональный. Учебный план, учебная программа как нормативные документы, отражающие содержание образования.

^ Тема 5. Методы обучения и активизации познавательной деятельности.

Понятие о методах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения (по источнику получения знаний, по характеру познавательной деятельности учащихся). Зависимость методов обучения от целей, содержания, форм организации учебной деятельности.

Словесные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, учебная дискуссия, лекция. Наглядные методы: иллюстраций, демонстраций. Практические: упражнения, лабораторные, практические работы.

Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения.

Активные методы обучения: учебная игра, дискуссия, педагогическая задача, творческое задание, педагогический тренинг. Методы проблемного обучения, их применение в профессиональном образовании.

^ Тема 6. Средства обучения. Выбор методов и средств обучения.

Материальные средства обучения: учебники, пособия, таблицы, модели, макеты, технические средства, автоматизированные обучающие системы. Классический и программированный учебник. Аудио- и видеосредства. Идеальные средства обучения: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы; их характеристика. Средства преподавания и средства учения. Педагогические требования к речи преподавателя.

Дидактические функции средств обучения: передача информации, организация познавательной деятельности, оценка, контроль. Психологические условия эффективности их использования. Психологическая теория учения как основа проектирования технических средств обучения и контроля знаний.

Компьютерные средства обучения. Возможности персональных компьютеров. Компьютеризированный учебник. Компьютерные обучающие программы. Базы данных, информационные и телекоммуникационные сети. Психологические условия организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов в компьютерном обучении. Интенсификация подготовки специалистов с использованием средств вычислительной техники.

^ Тема 7. Формы организации обучения

Понятие об организационных формах обучения. Их многообразие.

Основания для классификация форм обучения. Индивидуальные, групповые, коллективные формы. Классно-урочная система и урок как основная форма организации обучения в школе. Типы уроков. Лекционные, семинарские, практические занятия. Учебные экскурсии, факультативные занятия. Самостоятельная работа как форма организации обучения.

Имитационные и игровые формы организации учебной деятельности. Принципы их разработки и проведения.

Контроль и оценка результатов образования. Сущность и функции педагогического контроля. Недостатки традиционной системы контроля. Виды контроля.

Принципы планирования, организации и проведения контроля. Соответствие методов контроля его целям и функциям. Использование технических средств для контроля результатов обучения.
^ Тема 8. Воспитание как педагогический процесс
Сущность воспитания как педагогического процесса.

Педагогический процесс и педагогическая система воспитания. Структура педагогического процесса.

Закономерности и принципы воспитания. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной деятельности. Понятие о цели воспитания. Проблема цели воспитания в современной педагогике.

Цель воспитания как программа развития личности. Общие и индивидуальные цели воспитания.

Формирование личности в процессе воспитания. Органическая взаимосвязь обучения и воспитания.

Сущность целостного процесса формирования личности. Технологическая, социально-психологическая, духовно-личностная подсистемы в структуре целостного процесса. Единство подсистем.

Сущность и задачи умственного воспитания, общего и политехнического образования, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания; их единство и взаимосвязь в формировании всесторонне развитой личности.

Самовоспитание – составная часть и результат духовного развития личности.

^ Тема 9. Методы, средства и формы воспитания.

Понятие о методах и средствах воспитания.

Преодоление в педагогике методов авторитарного воспитания, разработка новых подходов к формированию личности. Зависимость методов воспитания от целей, содержания, принципов воспитания, возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности. Классификация методов воспитания. Характеристика методов воспитания.

Педагогическая технология и педагогическая техника.

Средства воспитания. Организация общения и совместной деятельности.

Диалектика воспитания, перевоспитания и самовоспитания.

^ Тема 10. Коллектив как средство воспитания.

Понятие коллектива. Формирование личности в коллективе и через коллектив как ведущая идея советской педагогики. Противники и сторонники коллективизма в воспитании в настоящее время.

Особенности студенческого коллектива. Взаимоотношения, межличностные и деловые отношения в студенческом коллективе.

Общественное мнение, коллективное настроение и традиции как составляющие социально-психологического климата в коллективе.

Изучение и формирование студенческого коллектива. Институт кураторства.


^ РАЗДЕЛ IV. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Тема 1. Психолого-педагогические основы лекционного обучения.

Психолого-педагогические требования к лекции. Структура лекции, разновидности традиционной (информационной) вузовской лекции. Развитие лекционной формы обучения в современной системе профессионального образования.

Подготовка лекции. Отбор содержания учебного материала к лекции. Текст лекции как средство организации передачи информации. Вербальное и графическое подкрепление текста лекции. Использование мультимедийных средств в процессе чтения лекции. Изложение лекции. Психологические особенности восприятия устной речи.

Организация работы студентов на лекции. Конспект лекции, его функции. Обучение студентов конспектированию.

Проблема критериев оценки качества лекции.


^ Тема 2. Практические занятия в средней и высшей профессиональной школе.

Роль, цель и функции практических занятий. Формы практических занятий (семинарские, лабораторные, практикумы).

Семинарское занятие, его цель и особенности построения. Формы семинарских занятий, методические требования к их подготовке, организации и проведению. Учебная дискуссия в структуре семинарского занятия, ее функции и задачи. Оценка качества семинарского занятия.

Лабораторное занятие, его цель и особенности построения, подготовка, методика проведения. Оценка качества лабораторного занятия.

^ Тема 3. Самостоятельная работа студентов в системе профессионального образования.

Роль и функции самостоятельной работы. Психолого-педагогические требования к ее организации. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы. Принципы и методика индивидуализации самостоятельной работы. Методические приемы активизации самостоятельной работы.

Организационные формы и виды самостоятельной работы. Методика контроля самостоятельной работы. Пути совершенствования содержания, форм и методов самостоятельной работы.

Использование информационных средств, мультимедийных технологий, дистантного обучения в организации самостоятельной работы студентов.

Курсовые и дипломные работы (проекты) в системе профессиональной подготовки, их функции. Требования к содержанию и оформлению курсовой и дипломной работы. Руководство и рецензирование курсовой и дипломной работы.

Научно-исследовательская работа студентов, принципы и формы ее организации. Студенческое научное общество.
^ Тема 4. Интенсификация профессионального обучения
Методика использования проблемных методов в процессе преподавания дисциплины. Процесс решения проблемы. Проблемная ситуация и методика ее создания. Цели и условия успешности проблемного обучения.

Учебная и производственная практика студентов в системе профессиональной подготовки.

Проблема обратной связи в профессиональном обучении. Экзамены и зачеты, их цели и формы проведения. Критерии оценки знаний, умений и навыков студентов.


^ РАЗДЕЛ V. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.


Тема 1. Профессиональное мастерство как многоаспектное явление.

Социально-экономический аспект профессионального мастерства.

Исследование профессионального мастерства в акмеологии.

Профессиональное мастерство как ценность общества и личности. Культурологический подход к проблеме профессионального мастерства.

Выявление путей эффективной организации формирования основ профессионального мастерства будущего специалиста как проблема педагогики высшей школы.

Психологический аспект проблемы профессионального мастерства: выявление качеств личности, определяющих профессиональное мастерство, закономерностей формирования специалиста как профессионала и личности.

Значение профессионального мастерства для общества и личности.


^ Тема 2. Гуманизация образования и профессиональное мастерство преподавателя.

Возрождение в Российском обществе гуманистических общечеловеческих идеалов.

Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс) - психология общечеловеческих ценностей- как методологическая основа гуманизации образования. Уникальность, неповторимость, величественность каждой личности; право выбора и ответственность. Свобода личности, ее значение для творческой самореализации. Развитие личности как условие ее самореализации. Потребность в творческой самоактуализации.

Гуманизация образования и ее основные положения. Ориентация на развитие личности, приобщение ее к достижениям отечественной и мировой науки, общечеловеческим идеалам.

Личностно-ориентированный подход в образовании. Его принципы. Создание условий для удовлетворения потребностей личности в профессиональном, духовном, нравственном, культурном развитии.

Профессиональное мастерство как результат развития личности. Формирование основ профессионального мастерства учителя - задача профессионально-педагогической подготовки.

^ Тема 3. Духовность и самореализация личности профессионала – мастера.

Отечественное культурно-философское и психологическое наследие о роли духовности в становлении человека.

Творчество, творческая свобода и духовность в трудах русских религиозных философов (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин). «Ответственность и духовность человека, творящего культуру». Накопление и освоение духовного опыта личности как путь постижения высших ценностей человеческого бытия.

Творческое развитие, воспитание потребности в творчестве, творческом самовыражении - важнейшее направление в формировании специалиста-мастера.

Неоднозначность понимания и определения духовности современными учеными.

Духовность как характеристика профессиональной деятельности. Профессиональная духовность.

Развитие духовности, обретение свободы творчества как условие формирования профессионального мастерства.

Характеристика самоактуализирующейся личности, по А.Маслоу. Высшие ценности как потребности человека. Осознание этих потребностей - необходимое условие самоактуализации. Пути самоактуализации.

Самопознание, саморазвитие, самореализация личности преподавателя на пути становления его профессионального мастерства.

^ Тема 4. Понятие о профессиональном мастерстве личности.

Неоднозначность определения профессионального мастерства личности в психолого-педагогических исследованиях.

К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский о профессиональном мастерстве педагога. Разработка проблемы профессионального мастерства учителя в трудах Ю.П.Азарова, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, А.К. Марковой и др.

Профессиональное мастерство как целостная система и цель процесса общего и профессионального развития личности педагога.

Профессиональное мастерство как качественный уровень профессионально - педагогической деятельности. Основные характеристики деятельности профессионала-мастера (целенаправленность, творческий характер, оптимальность) - критерии мастерства.

Профессиональное мастерство как интегральное качество личности педагога, характеризующее высший уровень его профессионального развития. Профессиональная направленность, профессиональное мышление, профессиональное самосознание - показатели профессионального мастерства.

Профессиональное мастерство как синтез профессионализма, творчества и духовности. Уникальность и неповторимость личности мастера.

Понятия “профессионализм”, “творчество”, “духовность”.
^ Тема 5. Сущность и структура профессионального мастерства.
Педагогическая деятельность, ее характеристика. Мотив, цель, задачи, средства и результат педагогической деятельности; действия и операции.

Общение как важнейшая часть профессиональной деятельности учителя.

Педагогическое творчество. Его важнейшие составляющие: методическое, коммуникативное творчество и творческое самовоспитание (Н.Д.Никандров, В.А.Кан-Калик).

Структура профессионального мастерства как целостной системы. Три неразрывно связанные группы (подсистемы) компонентов: технологическая, социально-психологическая, психолого-педагогическая.

Психические новообразования (профессиональная направленность, профессиональное мышление, профессиональное самосознание) как системообразующие компоненты в структуре мастерства.

Структура личности профессионала-мастера: профессиональные знания, умения, навыки; профессиональная направленность, профессиональное мышление; профессиональное самосознание; профессиональные способности; духовно-творческие качества; общая культура, эрудиция.

Характеристика основных компонентов профессионального мастерства педагога проф. образования. Мастерство профессионального общения.

^ Тема 6. Формирование профессионального мастерства педагога.

Основные этапы формирования профессионального мастерства. Уровни освоения профессиональной деятельности. Динамика этапов и уровней освоения профессиональной деятельности как процесс качественных изменений профессионального мастерства. Динамика развития профессионально важных качеств личности учителя.

Психолого-педагогические условия формирования личности мастера.

Присвоение общечеловеческих ценностей, единство общенаучного и профессионального развития - условия формирования личности профессионала - мастера.

Осуществление профессионально направленной учебной деятельности.

Ориентация на творческое развитие личности. Препятствия в формировании творческих качеств: авторитаризм преподавателей, формализм подачи учебного материала.

Обучение способам решения профессиональных задач.

Опыт практической деятельности. Постижение смысла профессионального творчества и самораскрытие личности.


^ РАЗДЕЛ VI. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Тема 1. Понятие об управлении образовательными системами.

Сущность управления образовательными системами. Государственно-общественное управление системой профессионального образования. Управление учреждением профессионального образования. Педагогическая система как объект управления. Основные принципы управления педагогическими системами: демократизация и гуманизация; системность и целостность; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство коллегиальности и единоначалия: объективность и полнота педагогической информации в управлении. Основные функции управления педагогическими системами, их взаимосвязь. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения, ее основные компоненты.

Педагогический анализ в управлении педагогическими системами, его виды и содержание.

Целеполагание и планирование в управлении педагогическими системами. Виды планирования в профессиональных образовательных учреждениях и основные требования к ним. Содержание и структура перспективного, годового, текущего, оперативного планирования.

^ Тема 2. Содержание деятельности по управлению педагогическими системами.

Контроль внутри профессионального образовательного учреждения и регулирование целостного педагогического процесса, их взаимосвязь. Виды, формы и методы регулирования педагогического процесса. Передовой педагогический опыт и инновации в профессиональном образовании. Методическая работа в учреждении профессионального образования, формы её организации. Аттестация работников системы профессионального образования.

Педагогический коллектив в управлении образовательным учреждением. Особенности педагогических коллективов учреждений профессионального образования. Руководитель и педагогический коллектив, социально-педагогические условия их взаимодействия. Психологический климат в образовательном учреждении. Студенческое самоуправление.

Право в сфере образовательной деятельности.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДОЛОГИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. — М., 1984.

  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

  4. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.

  5. Бернс Р. Развитие "Я": концепция и воспитание. — М., 1986.

  6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.. 1989.

  7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М., 1989.

  8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 1968.

  9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.

  10. Внутришколыюе управление: вопросы теории и практики / под ред, Т.И.Шамовой. — М., 1991.

  11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.З. — М., 1982.

  12. Гершунский Б.С. Философско-методологичсские основания развития образования в России.-М., 1993.

  13. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — Санкт-Петербург. 1992.

  14. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М.. 1988.

  15. Давыдов В.В. Развивающее обучение. — М., 1992,

  16. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. — М., 1994.

  17. Дьяченко М. И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Минск, 1981.

  18. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987.

  19. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.

  20. Закон Российской Федерации "Об образовании". — М., 1996.

  21. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. — М., 1967.

  22. Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. — М., 1994.

  23. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — Москва-Белгород, 1993.

  24. Ильясов И.И. Структура процесса обучения. — М., 1986,

  25. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. — Ростов-н/Д., 1997.

  26. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. — Ростов-н/Д.. 1997.

  27. Кан-Калик В.А., Никандров Н.А. Педагогическое творчество. — М, 1990.

  28. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

  29. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л.. 1980.

  30. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. - Волгоград, 2000.

  31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1997.

  32. Леднев B.C. Содержание образования. — М., 1989.

  33. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1986.

  34. Машвиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М. 1989.

  35. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И.Шамовой. — М., 1992.

  36. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. — Новосибирск, 1991.

  37. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н.Кулюткина и Г.С.Суховской. — М., 1990.

  38. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. — М., 1978.

  39. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. — Киев, 1989.

  40. Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. — М.. 1991.

  41. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др., под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2005.

  42. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.

  43. Педагогическая диагностика в школе /А.И.Кочетов, Я.Л.Коломинский, И.И.Прокопьев и др.-Мн., 1987.

  44. Петровский А.В., Ярошевский М.М. История психологии. — М., 1994.

  45. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.

  46. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. — Ростов-н/Д., 1993.

  47. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. — М.. 1987.

  48. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 1993.

  49. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1987.

  50. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. — М., 1990.

  51. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.

  52. Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. - М., 1987.

  53. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976.

  54. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. — М., 1997.

  55. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: Учеб. Пособие. – М., 2005.

  56. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.

  57. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. — М., 1989.

  58. Управление современной школой: пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. — М., 1992.

  59. Философия образования для XXI века. — М., 1992.

  60. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

  61. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. — Ростов н/Д., 1998.

  62. Щедровицкий Г.П. и др. Педагогика и логика. — М.. 1993.

  63. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1989.

^ ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV-XVI1 вв. / Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. — М., 1985.

  2. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А.Соловков.- М.. 1985.

  3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. — М., 1990.

  4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А.Лебедев.-М., 1987.

  5. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.

  6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. — М., 1979.

  7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник. – СПб., 2001.

  8. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. — М., 1987.

  9. Герцен А.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1991.

  10. Добролюбов Н.А. Педагогические сочинения. — М., 1991.

  11. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1982.

  12. Корчак Я. Избранные педагогические сочинения. — М., 1968.

  13. Ломоносов M. B. О воспитании и образовании. — М, 1991.

  14. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. — М., 1984.

  15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. Э.Д. Днепрова. — М., 1989.

  16. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б,К. Тебиева. — М., 1991.

  17. Очерки истории и педагогической мысли народов СССР (1941-1961) / Под ред. Ф.Г. Паначина и др. — М., 1989.

  18. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986) / Под ред. Ф.Г. Паначина и др. — М., 1987.

  19. Очерки истории и педагогической науки в СССР (1917-1980) / Под ред. И.П. Кузина. М.Н. Колмаковой. — М,, 1986.

  20. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. — М., 1961-1965.

  21. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1985.

  22. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения.- М., 1991.

  23. Проблемы истории советской школы и педагогики. Экспериментальное учебное пособие: в 3-х частях. — М., 1991.

  24. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. — М., 1973.

  25. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. — М., 1991.

  26. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. — М., 1991.

  27. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. — М., 1981.

  28. Толстой Л.Н. Избранные педагогические сочинения. — М., 1987.

  29. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. — М., 1988.

  30. Френе С. Избранные педагогические сочинения. — М., 1990.

  31. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. — М., 1980.

^ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки. Высшее образование в России. — 1993. № 3.

  2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М., 1980.

  3. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.. 1974.

  4. Безрукова B.C. Педагогика. — Екатеринбург, 1994.

  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.. 1989.

  6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. — Ростов-н/Дону, 1996.

  7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М., 1991

  8. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. — М., 1988.

  9. Громкова М.Т. Педагогика образования взрослых. — М., 1995.

  10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. — Минск, 1978.

  11. Казанская В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. — М., 1990.

  12. Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода. Социологические исследования. — 1995. № 1.

  13. Ковалева В. М. Студент и преподаватель глазами друг друга. — Высшее образование и России.- 1996. №3.

  14. Корнилов Т.В., Григоренко Е.А. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов. — Вопросы психологии. — 1995. № 5.

  15. Методы активизации процесса обучения / Сост.: Бобрышов С.В.. Рабчевская А.К.. Костенко Л.А., Белая О.П.. — Ставрополь, 2000.

  16. Окомков О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития. — Высшее образование в России. — 1994. № 2

  17. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В.Петровского — М., 1986.

  18. Педагогика и психология высшей школы. Серия "Учебники, учебные пособия". -Ростов-на-Дону, 1998.

  19. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М., 1997.

  20. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. — М., 1985.

  21. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.. 1995.

  22. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.- М., 2005.

  23. Формирование учебной деятельности студентов./Под ред. В.Я.Ляудис. — М., 1989.

  24. Чернов Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов. — Высшее образование в России. — 1994. №4.

  25. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998.

  26. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. — М., 1984.



^ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



    1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.

    2. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства: Лекция по курсу "Психология" для студентов худож. спец. ин-тов культуры. - М.: МГИК, 1991.

    3. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие. - М., 2003.

    4. Бакланова Н.К., Бакланов К.В. Шаг к успеху: Психология для вас: Учеб. - метод. пособие. - М.: Профиздат, 2000.

    5. Бакланова Н.К., Есенгалиева А.М. Профессиональное общение специалиста культуры: Метод. пособие. - М., 2000.

  1. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Г. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

  2. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие.- М., 2004.

9. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990.

10. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

11.Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 108-117.

^ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      1. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах). – М.,1997.

      2. Селиванов В.С. Управление школой в России: Учеб. пособие. – Смоленск, 2001.

      3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. – М., 1999.

      4. Шамова Т.И., Третьяков П.И.. Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Под. Ред. Т. И. Шамовой. – М., 2001.



programma-povisheniya-kvalifikacii-pedagogicheskih-rabotnikov-informacionnie-sistemi-obespecheniya-uchebnogo-processa-po-prioritetnomu-napravleniyu-informacionno-kommunikacionnie-tehnologii.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-pedagogicheskih-rabotnikov-po-prioritetnomu-napravleniyu-informacionno-kommunikacionnie-sistemi-cad-cam-sistemi-sistema-kompas.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-pedagogicheskih-rabotnikov-sovremennie-tehnologii-obrazovatelnogo-processa-prepodavanie-inostrannih-yazikov-i-kultur-razrabotchiki-programmi-povisheniya-kvalifikacii.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-po-napravleniyu-obnovlenie-soderzhaniya-muzikalnogo-obrazovaniya-doshkolnikov-obem-uchebnoj-nagruzki-i-vidi-otchetnostej.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-pr-ou-npo-spo-sovremennie-metodi-effektivnogo-vzaimodejstviya-prepodavatelya-i-detej-s-otklonyayushimsya-povedeniem-stranica-2.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-pr-ou-npo-spo-sovremennoe-tehnologicheskoe-oborudovanie-avtomatizirovannogo-proizvodstva-kak-obekt-obrazovatelnoj-deyatelnosti.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-k-rukovodstvo-po-polozheniyu-o-sorevnovanii-mezhdunarodnaya-parusnaya-federaciya-isaf.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-gosudarstvennogo-kontrakta-otkritij-konkurs-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennih-kontraktov-na-vipolnenie.html
  • literature.bystrickaya.ru/dogovor-optovoj-kupli-prodazhi-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-viborochnie-sanitarnie-rubki-prikazom-federalnoj-sluzhbi-lesnogo-hozyajstva-rossii-ot-29-12-93-g-347-nastavlenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/sudebnaya-kollegiya-po-ugolovnim-delam-tambovskogo-oblastnogo-suda-v-sostave.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9dvojnik-snovidyashee-telo.html
  • writing.bystrickaya.ru/bosyackaya-tema-v-tvorchestve-m-gorkogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/differencialnie-uravneniya-2-go-poryadka.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-programm-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-za-period-2008-2010gg.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dzherom-d-selindzher-nad-propastyu-vo-rzhi-stranica-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-polzovatelya-sem-razlichnih-rezhimov-ohrani.html
  • studies.bystrickaya.ru/54-opredelenie-minimalnoj-energii-zazhiganiya-veshestv-a-g-ovcharenko-s-l-rasko-elektrostaticheskaya-bezopa-snost.html
  • education.bystrickaya.ru/253-geograficheskaya-dostupnost-ou-publichnij-doklad.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-puteshestvie-v-skazochnuyu-stranu-cel-uroka.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-normativno-pravovih-aktov-i-literaturi-programma-vstupitelnih-ispitanij-ekzamena-v-magistraturu-po-programme.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-11-magnitnoe-pole-v-veshestve.html
  • assessments.bystrickaya.ru/d-d-shtrih-moskovskaya-pressa-regionalnaya-pressa.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moi-dedushki-uchastniki-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/74-perekrivayushiesya-vozmozhnie-klyuchi-i-normalnaya-forma-bojsa-kodda-konspekt-lekcij-po-kursu-bazi-dannih.html
  • writing.bystrickaya.ru/administrirovanie-korporativnoj-seti-na-osnove-microsoft-windows-2000-advanced-server-chast-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prava-cheloveka-vseobshi-kursovoj-proekt-po-discipline-prikladnaya-mehanika-poyasnitelnaya-zapiska-tema-proektirovanie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tochka-zreniya-ezhemesyachnij-informacionnij-byulleten.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-sopernikam-po-ocheredi-zadayutsya-voprosi-budte-vnimatelnimi-tak-kak-nekotorie-iz-nih-adresovani-vsemu-klassu-vetom-sluchae-otvechaet-ta-komanda-uchastniki-kotoroj-pervimi-podnimut-ruku.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktualizaciya-znanij-test-pobeg-ego-stroenie-i-funkcii-raznoobrazie-pobegov-po-temam-urokov-16-17-18-sm-prilozhenie-ii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regionalnie-smi-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-15-maya-2012-goda.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-k-rabote-nad-ciklami-uchebnika-unit-stranica-7.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/palatki-permskogo-otryada-na-kilsi-zapiski-rukovoditelya-ekspedicii-kirk-tau-76.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rejsovaya-perevozochnaya-dokumentaciya-primenyaemaya-pri-perevozkah-vozdushnim-transportom.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-trudovie-prava-rossijskih-grazhdan-za-rubezhom-kurs-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava-obshaya-chast-m-1973-s.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-vladimir-lorchenkov-poslednij-roman-poslednij-roman.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/palindrom.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-konstitucionnogo-prava-ukraini-chast-13.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vliyanie-fedralnogo-televideniya-na-regionalnie-televizionnie-kanali-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-v-sootvetstvii-s-fgos-vpo-po-napravleniyu-260200-62-produkti-pitaniya-zhivotnogo-proishozhdeniya-i-primernoj-uchebnoj-programmi-inzhenernaya-etika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7programmnoe-obespechenie-i-uskoriteli-lekciya-po-discipline-multimedia-tehnologii-voruem-izobrazhenie-s-pomoshyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.