Программа По специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в экономике)» Квалификация (степень) техник Базовый уровень Форма обучения очная
.RU

Программа По специальности 230103. 51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в экономике)» Квалификация (степень) техник Базовый уровень Форма обучения очная





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»


Утверждаю

Директор

В.С. Гершгорин ______________

« »_______2010г.


Основная профессиональная образовательная программа


По специальности 230103.51

«Автоматизированные системы обработки информации

и управления (в экономике)»


Квалификация (степень)

техник


Базовый уровень


Форма обучения

очная


Новокузнецк 2010



^ 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

1.1 Общие положения 4

1.1.1 Основная профессионально--образовательная программа 4

1.1.2 Нормативные документы для разработки ОПОП 5

1.1.3 Характеристика ОПОП 8

1.1.4 Требования к абитуриенту 11

1.1.5 Возможности продолжения образования выпускника 12

1.1.6 Основные пользователи ОПОП 12

1.2 Требования к уровню подготовки выпускника 13

1.2.1 Общие требования к образованности выпускника 13

1.2.2 Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам 14

1.2.3 Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессио­нальной) практике 22

1.2.4 Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы 22

^ 2 ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 27

2.1 Учебные планы 27

2.2.Учебно-методические комплексы (рабочие программы) дисциплин учебного плана, программы всех видов практик 27

2.3 Годовой рабочий календарный учебный график 28

^ 3 РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПОП 28

3.1 Кадровое обеспечение ОПОП 28

3.2 Ресурсное и информационное обеспечение ОПОП 29

3.3 Материально-техническое обеспечение 30

^ 4 ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВЫПУСКНИКОВ 32

4.1 Характеристика внеучебной воспитательной работы 33

4.2 Характеристика воспитательной работы в учебном процессе 37

^ 5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 38

6 СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ 41

6.1 Нормативные документы оценки качества подготовки 42

6.2 Материалы, определяющие порядок проведения и содержание текущей и итоговой аттестации. Фонд оценочных средств текущей и итоговой государственной аттестации 44

6.3 Федеральное тестирование 46

7 Приложения. 48
^ 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Общие положения 1.1.1 Основная профессионально--образовательная программа
Основная профессионально-образовательная программа среднего профессионального образования (далее - ОПОП) представляет собой комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса подготовки дипломированного специалиста базового уровня по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (в экономике).

Состав ОПОП как комплекта нормативных документов установлен в соответствии с требованиями Письма Минобразования РФ «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов» от 19.05.2000 N14-52-357ин/13, рекомендациями УМО вузов и приказом директора НФИ КемГУ от 07.02.2008г. № 01-12-59 Об утверждении состава ОПОП.

ОПОП включает в себя следующие компоненты и характеристики: направление, профиль подготовки и квалификацию выпускника, цель ОПОП, требования к выпускникам (требования к результатам освоения программы), требования к абитуриентам, сроки освоения и трудоемкость ОПОП, документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса, в том числе учебные планы (по формам обучения), программы учебных дисциплин и (или) модулей, практик, учебно-методические комплексы, графики учебного процесса, ресурсное обеспечение ОПОП (кадровое, учебно - методическое, информационное и материально-техническое обеспечение), характеристику среды вуза, обеспечивающей развитие профессиональных и социально-личностных качеств выпускника, описание образовательных технологий, применяемых вузом при реализации ОПОП, а также описание системы оценки качества подготовки студентов и выпускников, материалы и результаты внешней оценки качества реализации ОПОП.

ОПОП ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы в рамках, допустимых ГОС специальностей.

ОПОП реализуется в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников НФИ КемГУ.
^ 1.1.2 Нормативные документы для разработки ОПОП
Нормативную правовую базу разработки настоящей ОПОП составляют:

  1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 года № 2572 "Об утверждении государственного образовательно­го стандарта среднего профессионального образования ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании (в ред. от 01.12.2007).

  2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» от 13 февраля 2002 г., регистрационный номер 04-2202-Б.

  3. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543

«Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)».

  1. Приказ Минобразования России № 370 от 25.12.2007 г. «Об утверждении перечней специальностей среднего профессионального образования».

  2. Разъяснения Минобразования России от 27.08.2009 г. «По формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования».

  3. Письмо Минобразования России от 19.03.2002 № 18-52-857 ин/ 18-28

«О рекомендациях по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».

  1. Письмо Минобразования России от 02.12.99 № 16-52-151 ни/76-13

«О рекомендациях по планированию и организации производственной (профессиональной) практики студентов по техническим специальностям в условиях действия государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования»

  1. Устав Кемеровского государственного университета, утвержденный Первым заместителем Министра образования РФ Киселевым А.Ф. 29.05.2002 г.




  1. Положение о порядке проведения практик студентов Кемеровского государственного университета от 17 сентября 2003 г.

  1. Положение о Новокузнецком филиале-институте КемГУ, принятое конференцией сотрудниками и студентами, утвержденное ректором КемГУ от 07.05.2003 г.

  1. Положение о кафедрах НФИ КемГУ.

  1. Положение об организации и проведении учебных и производственных практик студентов НФИ КемГУ.

  1. Положение НФИ КемГУ от 01.03. 2006 г. Об учебно-методическом комплексе (УМК) учебной дисциплины (Приказ директора НФИ КемГУ О введении в действие Положения об УМК учебной дисциплины от 03.03.2006 №. 01-12/115, обсуждено и одобрено Методическим советом НФИ КемГУ, протокол №7 от 23.02.2006).

  2. Положение о порядке проведения практик студентов факультета информационных технологий НФИ КемГУ.

  3. Приказ директора Новокузнецкого филиала-института государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» № 01-12/59 от 07.02.2008 г. «О приведении основных образовательных программ направлений подготовки (специальностей) в соответствие с требованиями Минобразования».
^ 1.1.3 Характеристика ОПОП
ОПОП подготовки техника по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» разработана на факультете информационных технологий выпускающей кафедрой систем автоматизации управления на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в экономике)» от 13 февраля 2002 г., регистрационный номер 04-2202-Б..

Квалификация выпускника - техник.

Содержание ОПОП соответствует базовому уровню подготовки специалиста.

Целью обучения и воспитания дипломированного техника по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в экономике)» является подготовка активного, творчески мыслящего специалиста в области разработки, сопровождения и развития систем автоматизации для различных приложений технологической, организационно-экономической, научной и социальной деятельности общества.

Указанная цель достигается за счет формирования у выпускника в процессе обучения знаний и умений для решения профессиональных задач, связанных с проектированием, вводом в действие и сопровождением (развитием) автоматизированных систем обработки информации и управления, в том числе:

• проведение предпроектного обследования технологического объекта управления, выбор и обоснование направлений его автоматизации, инструментальных программно-технических средств;

• разработка видов обеспечения и проектно-технической документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы систем автоматизации реального времени с использованием современных методов, средств и технологий разработки АСУ ТП;

• проведение научных и технологических исследований для оценки качества и эффективности, оптимизации и настройки действующих и вновь создаваемых систем автоматизации реального времени; осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической и технологической информации с применением современных информационных технологий; управление исследованиями;

• проведение технико-психологической и эргономической экспертизы автоматизированных систем, обучение технологического и системного персонала АСУ ТП, оценка качества и эффективности его деятельности в автоматизированных системах, организация эффективного человеко-машинного взаимодействия;

• взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке АСУ ТП в процессе научных исследований и проектно-конструкторской деятельности, в работе над междисциплинарными проектами в виде интегрированных систем управления предприятием, систем научных исследований, обучающих систем;

• кооперация с коллегами, работа в коллективе;

• управление и организация работы исполнителей в процессе производства программных продуктов, вычислительных средств и автоматизированных систем;

• адаптация к изменениям рынка систем автоматизации, требований к целям, показателям эффективности и качества АСОИУ;

• анализ своих возможностей, способность к переоценке накопленного опыта и приобретению новых знаний с использованием современных информационных и образовательных технологий.

Подготовка в рамках ОПОП специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» ведется в НФИ КемГУ в очной форме обучения.

В соответствии с ГОС 2202 нормативный срок освоения ОПОП по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управ­ления (в экономике)» при очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

занятия, выполнение курсовых работ (курсовое проектирование) 83 недели;

Резерв времени образовательного учреждения (5 недель) использован следующим образом: 2 недели резервного времени использованы на стажировку (квалификационную практику) и 3 недели – на промежуточную аттестацию.

Максимальный объем учебной нагрузки студента установлен 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения составляет 36 часов в неделю в среднем за период теоретического обучения.

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основ­ного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:

теоретическое обучение

(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39недель;

промежуточная 2недели;

каникулярное время 11 недель.


^ 1.1.4 Требования к абитуриенту

Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее, основное общее образование или начальное профессиональное образование.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
^ 1.1.5 Возможности продолжения образования выпускника
Выпускник, освоивший ОПОП СПО по специальности 230103.51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в экономике), подготовлен:

- по специальностям 075200 Компьютерная безопасность, 075300 Организация и технология защиты информации, 075400 Комплексная защита объектов ин­форматизации, 075500 Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, 075600 Информационная безопасность телеком­муникационных систем, 351400 Прикладная информатика (по областям), 351500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем, 230100 Информатика и вычисли­тельная техника, 230200 Информационные системы, 230400 Прикладная мате­матика;
^ 1.1.6 Основные пользователи ОПОП
Основными пользователями основной образовательной программы являются:



^ 1.2 Требования к уровню подготовки выпускника 1.2.1 Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
^ 1.2.2 Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплнам Выпускник должен:

в области философии:

в области права:

в области русского языка и культуры речи:

в области иностранного языка:

в области физической культуры:

в области социальной психологии:

в области экономики:

^ По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

Выпускник должен:

в области математики:

в области экологических основ природопользования:

По общепрофессиональным дисциплинам

Выпускник должен:

иметь представление:

-о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

знать:

уметь:

в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

в области экономики отрасли:

в области менеджмента:

в области безопасности жизнедеятельности:

^ По специальным дисциплинам выпускник должен иметь представление:

знать:

уметь:

обеспечивать защиту информации и управление доступом к информационным ресурсам в АИС.

^ 1.2.3 Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессио­нальной) практике

В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам про­фессиональной деятельности.
^ 1.2.4 Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 230103.51 Автоматизированные системы обработки информации и управле­ния (в экономике) выпускник должен быть готов к выполнению производственно - техно­логической, организационно - управленческой деятельности в соответствии с квалификаци­онной характеристикой.


Учебный план подготовки техника предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:

Структура и содержание федерального компонента учебного плана полностью отвечают требованиям ГОС 2202 к обязательному минимуму содержания ОПОП и к примерному учебному плану.

Национально-региональный (вузовский) компонент государственного образовательного стандарта ГОС 2202 данной ОПОП представлен в цикле ТО.Р рабочего учебного плана следующими дисциплинами:

ТО.Р.01 Этика и психология профессиональной деятельности ,

ТО.Р.02 Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности

и обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом, развивает и дополняет дисциплины федерального компонента учебного плана в соответствии с особенностями объектов профессиональной деятельности в избранной специализации.

Дисциплины вузовской компоненты учебного плана отличаются поисковой (проблемной) тематикой лекционных курсов и практикумов, направленных на обнаружение проблем автоматизации, выбор и обоснование эффективных теоретических методов и практических приемов их разрешения. Указанные дисциплины преподаются в форме авторских лекционных курсов по программам, учитывающим научно-исследовательские интересы преподавателей и обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла.

Дисциплины по выбору, а также факультативные дисциплины данной основной образовательной программы представлены в учебном плане по циклам:

Перечисленные дисциплины по выбору студентов, так же, как и факультативные дисциплины основной образовательной программы, обеспечивают гуманитаризацию технического образования, углубляют изучение дисциплин вузовской компоненты и обеспечивают практическую подготовку студентов в решении профессиональных задач, что обеспечивает достижение цели подготовки специалистов и содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте каждого цикла дисциплин.

Курсовые работы выполняются по дисциплинам «Экономика отрасли», «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем», «Программирование в среде Delphi», в пределах часов, отводимых на изучение соответствующей дисциплины.

Реализация практической подготовки студентов осуществляется за счет производственной (профессиональной) и квалификационной практики.

В соответствии с ГОС 2202 в процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.

За весь период обучения предусмотрены следующие виды практик:

Практика для получения первичных профессиональных навыков (4 недели на первом курсе), практика по профилю специальности (5 недель на втором курсе),

Стажировка (практика квалификационная) (20 недель на третьем курсе).

Целями практики являются: закрепление полученных в вузе теоретических и практических знаний, а также адаптация к рынку труда по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в экономике)»

; приобретение студентом опыта в исследовании актуальной научной проблемы или решении реальной технической задачи.

Практика проводится в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах) или на кафедрах и в научных лабораториях вуза.

Содержание практики определяется выпускающими кафедрами с учетом интересов и возможностей подразделения, в котором она проводится, и регламентируется программами по ее видам.

В период прохождения производственной (профессиональной) практики студент осваивает родственную профессию 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» или другую родственную профессию.

См приложение 3 Рабочий план дополнительной профессиональной образовательной программы профессии 16199 «Оператор электронно-вычислительных машин».

Содержание практики определяется кафедрой с учетом интересов и возможностей подразделения, в котором она проводится, и регламентируется соответствующей программой.

Распределение студентов по местам практики осуществляется учебно-методическим отделом НФИ КемГУ по представлению кафедры систем автоматизации управления.

Основными базами практики студентов являются базовые промышленные предприятия, научно-исследовательские и коммерческие организации региона, в том числе: проверить названия по юр. лицам ОАО «объединенный ЗСМК», ОАО «Кузбассэнерго», ОАО АКБ «Кузнецкбизнесбанк, Федеральное геологическое управление ФГУТСГФГИ г.Новокузнецка, ЗАО «РЦТК», ООО «АйТи-сервис», ООО «Кузнецкие металлоконструкции», с которыми у вуза оформлены договорные отноше­ния. Имеющиеся базы практики студентов обеспечивают возможность прохождения практики всеми студентами в соответствии с учебным планом.

Производственная и квалификационная практика в особых случаях может проводиться на ИВЦ КемГУ или при кафедре, используя соответствующую материально-техническую и программную базы.
^ 2 ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2.1 Учебные планы
Учебный план составлен в соответствии с государственным стандартом среднего профессионального образования в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и Примерным учебным планом по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в экономике)».

См приложение 1 «Годовой календарный график и учебный план»

^ 2.2.Учебно-методические комплексы (рабочие программы) дисциплин учебного плана, программы всех видов практик

Неотъемлемой частью ОПОП специальности 230103.51 являются учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин, включенных в учебный план ОПОП, и рабочие программы практик.

Содержание УМК дисциплин составлено на основании рекомендаций УМО вузов.

См. приложение 2 «Список рабочих программ дисциплин ОПОП специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в экономике)»


^ 2.3 Годовой рабочий календарный учебный график
Учебный процесс ведется строго в соответствии с рабочим графиком учебного процесса.

Рабочий календарный учебный график очной формы обучения студентов специальности 230103.51 отражает последовательность реализации ОПОП по годам, включая теоретическое обучение, практики, контроль качества подготовки и каникулы.

См приложение 1 «Годовой календарный график и учебный план»
^ 3 РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПОП 3.1 Кадровое обеспечение ОПОП

ОПОП подготовки техника по специальности «230103.Автоматизированные системы обработки информации и управления» в соответствии с требованиями ГОС 2202 обеспечена научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Преподаватели специальных дисциплин имеют опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, составляет более 50 процентов, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора имеют не менее шести процентов преподавателей.

К образовательному процессу привлекаются преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений, имеющие стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 лет.

^ 3.2 Ресурсное и информационное обеспечение ОПОП
ОПОП обеспечена необходимой учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) представлено в сети Интернет и локальной сети вуза.

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
^ 3.3 Материально-техническое обеспечение
НФИ КемГУ, реализующий данную ОПОП, располагает достаточной материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Учебные аудитории для проведения всех видов занятий в вузе имеются в достаточном количестве, оснащены презентационным оборудованием (компьютер, мультимедийный проектор, экран и др.).

Компьютеризация учебного процесса по циклам основной образовательной программы обеспечивается 9 компьютерными классами, оборудованными современными компьютерами, объединенными в локальную сеть, имеющими выход в Интернет и оснащенные современными программно-методическими комплексами для решения задач в области информатики и вычислительной техники. Вуз обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

При использовании электронных изданий каждый обучающийся во время самостоятельной подготовки обеспечивается рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Имеется специализированный кабинет иностранного языка, снабженный видеодвойкой, магнитофонами, картами и учебными материалами, пособиями, в том числе периодическими изданиями на иностранном языке.

Занятия по физической культуре проводятся в спортивном комплексе, в котором оборудованы тренажерный зал с 15-ю тренажерами фирмы «Kettler», большой и малый спортивные залы, зал ритмической гимнастики, зал атлетической гимнастики, фитнесс центр (тренажер Кеттлер, тренажер YORK 901, велотренажер, шведская стенка), оздоровительный центр(солярий, массажное кресло «Президент», водный массаж, душ «Шарко», гидромассажная ванна, циркулярный и восходящий душ), бассейн «Олимп».

Для зимних занятий используется загородная лыжная база.


Кабинеты:

Социально-экономических дисциплин

Иностранного языка

Математических дисциплин

Вычислительной техники

Программирование и баз данных

Метрологии, стандартизации и сертификации

Экологии и безопасности жизнедеятельности

Автоматизированных информационных систем

Лаборатории:

Научно-исследовательская лаборатория психологического сопровождения образовательного процесса

Научно-исследовательская лаборатория социологических исследований

Научно-исследовательская лаборатория управления качеством и информационной безопасностью

Научно-исследовательская лаборатория альтернативных способов разрешения правовых конфликтов

Научно-исследовательская лаборатория венчурных исследований


^ Спортивный комплекс:

Спортивные залы

Лыжная база

Бассейн

Открытый стадион широкого профиля.


В целом материально-техническое обеспечение ОПОП по специальности в НФИ КемГУ соответствует требованиям ГОС 2202 и располагает достаточной материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом, и соответствующей санитарно-техническим нормам и противопожарным правилам.
^ 4 ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ВУЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВЫПУСКНИКОВ
Вуз формирует социокультурную среду, создает условия, необходимые для всестороннего развития личности, способствует развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
^ 4.1 Характеристика внеучебной воспитательной работы
Основные направления воспитательной работы задаются комплексным планом института и реализуются плановым порядком.

Воспитательные задачи вузов реализуются в совместной учебной и внеучебной, научной, творческой, производственной деятельности студентов и преподавателей.

В НФИ КемГУ реализуются комплексная программа воспитательной работы филиала и комплексно-целевые программы: «Адаптация студентов 1-2 курсов к вузу», «Работа с одарёнными учащимися и студентами», «Формирование здоровьесберегающего пространства в системе непрерывного образования».

Активно развивается студенческое самоуправление. В структуру студенческого самоуправления входит: студенческий совет ВУЗа, совет старост.

В НФИ КемГУ работают такие студенческие организации:

Студенческий педагогический отряд «Стимул»:


Студенческий отряд охраны правопорядка «Камелот»:


Клуб дебатов «Голоса»:


Университетский студенческий отряд «Шаг»


Центр Управления Проектами (ЦУП)


Студенческая газета «Грани»


Студенческое телевидение

Для студентов 1-2 курсов создан институт кураторства и тьюторства.

Предусмотрено привлечение студентов к участию в городских митингах. Эти мероприятия направлены на формирование у студентов гражданской позиции, патриотического сознания, правовой и политической культуры.

Регулярно проводятся общеинститутские и факультетские культурно-массовые мероприятия, которые позволяют студентам ощутить корпоративную атмосферу. Такие как, "День первокурсника", "Первый снег", "День рождения факультета", "День открытых дверей", фестиваль «Студенческая весна», спортивная олимпиада студентов НФИ КемГУ, осенний и весенний субботники, последний звонок, торжественное вручение дипломов.

В вузе созданы необходимые условия для систематических занятий студентов физической культурой и спортом.

Тренерами организована секционная работа со студентами во внеучебное время. Работают секции по волейболу, баскетболу, плаванию, мини-футболу, легкой атлетике, бадминтону, каратэ-до.

Студенты принимают участие в массовых спортивных мероприятия: спартакиада «Первокурсник» НФИ КемГУ, спартакиада НФИ КемГУ среди факультетов, спартакиада ППС НФИ КемГУ «Здоровье», Универсиада вузов Кузбасса.

В целях формирования у студентов более полного представления о требованиях, которые предъявляются работодателями выпускникам вузов, об особенностях работы на реальных предприятиях, а также формирования у студентов позитивного отношения к своей профессии, организовываются встречи студентов с ведущими специалистами предприятий и организаций региона, с выпускниками предыдущих лет.

Студенты – активисты поощряются стипендиями губернатора, стипендией Учёного Совета НФИ КемГУ, стипендией филиалов КемГУ.
^ 4.2 Характеристика воспитательной работы в учебном процессе
Воспитательная работа в учебном процессе ОПОП по специальности направлена на адаптацию студентов к условиям обучения в вузе, мотивацию студентов к профессиональному самоопределению и качественному обучению, мотивацию студентов к профессионально-личностному становлению и развитию, развитию самосознания.

На всех аудиторных занятиях требуется соблюдение правил внутреннего распорядка вуза. В учебном плане каждой специальности, в т.ч. и специальности 230103.51, предусмотрены специальный курс «Безопасность жизнедеятельности», формирующий активную и здоровьесберегающую позицию будущего профессионала. На занятиях по иностранному языку формируется толерантное отношение к другой культуре. Ежегодно в вузе проводится фестиваль для студентов на иностранном языке.

Важной задачей воспитательной работы в учебном процессе ОПОП является также формирование современного мировоззрения и профессиональной культуры будущего специалиста - техника, совершенствование волевой сферы личности, формирование профессиональных компетенций и профессионального поведения студента.

Основные направления воспитательной работы в ОПОП по специальности отражены в плане работы выпускающей кафедры систем автоматизации управления.

Воспитательная деятельность в учебной работе осуществляется преподавателями факультета информационных технологий по следующим направлениям:

Основные направления воспитательной работы реализуются плановым порядком. Воспитательную работу осуществляют все преподаватели и кураторы академических групп.

^ 5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации данной ОПОП в оптимальном сочетании применяются традиционные и инновационные методы и технологии обучения.

Традиционные формы, методы и средства организации и проведения образовательного процесса:

а) лекция; семинар; самостоятельная аудиторная работа; самостоятельная внеаудиторная работа; консультация; реферат – направлены на теоретическую подготовку;

б) практическое занятие; контрольная работа; курсовая работа; дипломная работа – направлены на практическую подготовку.

В учебном процессе используются различные типы лекций: вводная, мотивационная (возбуждающая интерес к осваиваемой дисциплине); подготовительная (готовящая студента к более сложному материалу); интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предшествующего материала); установочная (направляющая студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы).

Содержание и структура лекционного материала направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соотноситься с выбранными преподавателем методами контроля и оценкой их усвоения.

Такая форма обучения как семинар с организацией обсуждения призвана активизировать работу студентов при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать семинарские занятия при освоении дисциплин гуманитарно-социально-экономического, математико-естественнонаучного и профессионального циклов (дисциплины специализаций).

Самостоятельная работа выполняется студентами в читальных залах библиотеки, в учебных кабинетах (лабораториях), компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Все виды самостоятельной работы студентов подкреплены учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, необходимое программное обеспечение. Студенты имеют контролируемый доступ к оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет.

Предусмотрено получение студентом профессиональных консультаций или помощи со стороны преподавателей.

Практическое освоение и закрепление теоретического материала, изложенного на лекциях, осуществляется на практических занятиях. Рекомендуется использовать практические занятия при освоении базовых и профильных дисциплин профессионального цикла.

При проведении всех видов учебных занятий используются различные формы контроля качества усвоения учебного материала: контрольные работы, индивидуальное собеседование, тестирование, зачет, экзамен, защита курсовой или дипломной работы.

В процессе подготовки техников по специальноси 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в экономике)» традиционно ведущую роль играют лабораторные практикумы.

Инновационные методы направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. В качестве инновационных применяются деятельностные технологии, предусматривающие:

Организация самостоятельной работы студентов рассматривается выпускающей кафедрой как один из основополагающих компонентов всей учебно-научной и воспитательной работы. Самостоятельное освоение студентами значительного количества материала по большинству дисциплин учебного плана позволяют организовать графики самостоятельной работы студентов, разрабатываемые для каждой дисциплины. На основе составленных для группы студентов графиков самостоятельной работы вырабатываются индивидуальные задания и отслеживается их выполнение.

Новые формы и методы обучения, обмен опытом являются предметом обсуждения на ежегодных научно-методических конференциях и семинарах преподавателей филиала и других вузов города, в них участвуют и ППС выпускающей кафедры.
^ 6 СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ
Система обеспечения качества подготовки в НФИ КемГУ включает контроль качества обучения на стадиях довузовской, вузовской и послевузовской подготовки, а также мониторинг результатов профессиональной деятельности выпускников филиала.

Оценка качества подготовки студентов в рамках ОПОП по специальности 230103.51 проводится по следующей схеме:

- промежуточная аттестация освоения содержания дисциплин и практик в семестре (для студентов очной формы обучения);

-аттестация по итогам семестра в форме зачетной и экзаменационной сессий (в соответствии с учебными планами специальности);

- итоговый междисциплинарный экзамен.

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, Кемеровского государственного университета и решениями НФИ КемГУ.
^ 6.1 Нормативные документы оценки качества подготовки
Функционирование системы обеспечения качества образования в НФИ КемГУ осуществляется на основании регламентирующих документов: Закона об образовании, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, законодательных актов Российской Федерации, приказов Министерства образования Российской Федерации, требований ИСО 9001:2000, Устава НФИ КемГУ, приказов и распоряжений руководства НФИ КемГУ, решений Ученого Совета КемГУ и филиала.

В реализации практических задач обеспечения качества образования и осуществления контроля за уровнем подготовки специалистов в филиале регламентируют порядок, содержание и формы проводимых в этой области мероприятий следующие нормативно-методические документы:

Нормативные документы оценки качества текущей работы студентов:

- ГОС 2202 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в экономике)»;

- Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КемГУ, принятое 02.07.2003 г. на заседании Ученого совета КемГУ;

- Правила приема экзаменов и зачетов, принятые на заседании Ученым советом КемГУ в 2000 г.;

Нормативные документы организации итоговой государственной аттестации:

- Приказ Минобразования РФ № 3784 от 25.12.2000 «О проблемах сохранения единства образовательного пространства в Российской Федерации».

- Приказ Минобразования России N 1155 от 25 марта 2003 года О введении в действие Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.

- Распоряжение Минобразования РФ № 332-17 от 27.03.2002 Об изменениях и дополнениях к порядку утверждения председателей государственных аттестационных комиссий по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования в области юриспруденции, экономики и управления (с изм. согл. распоряжения Минобразования РФ от 28.10.2002 N 1092-17).

- Инструктивное письмо Минобразования РФ № 08-36-130ин/08-13 от 25.11.1994 О государственных аттестационных комиссиях.

- Инструктивное письмо Минобразования РФ №11-35-272ин/11-13 от 02.12.1996 О государственных аттестационных комиссиях.

- Инструктивное письмо Минобразования РФ №11-48ин/11-01-13 от 10.12.1998 О государственных аттестационных комиссиях (Бюллетень Минобразования России № 7, 2002).

- Инструктивное письмо Минобразования РФ № 14-55-353 ин/15 от 16.05.2002 О методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вуза на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта (Бюллетень Минобразования России № 7, 2002).

- Письмо Минобразования РФ № 14-55-359 ин/15 от 18.05.2002 О введении в действие Методических рекомендаций по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по направлению подготовки (специальности высшего профессионального образования. (Бюллетень Минобразования России № 7, 2002).

- Методические рекомендации по разработке оценочных и диагностических средств итоговой государственной аттестации выпускников вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 21 с.

- Порядок проведения итоговой государственной аттестации студентов очной, заочной и иных форм обучения Кемеровского государственного университета, утверждено ректором 8 июня 2002 г. (на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госкомитетом РФ по высшему образованию от 25.05.1994 г. №3, устар.).

- Решения совещания с заведующими кафедрами по вопросу «Формирование фонда оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников НФИ КемГУ» от 15.12.2007 г.
^ 6.2 Материалы, определяющие порядок проведения и содержание текущей и итоговой аттестации. Фонд оценочных средств текущей и итоговой государственной аттестации
Для оценки качества освоения образовательных программ осуществляется текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.

Организация текущего контроля осуществляется в соответствии с учебным планом специальности и рабочими календарными графиками освоения отдельных дисциплин. По дисциплинам ОПОП по специальности предусмотрены следующие виды текущего контроля освоения дисциплин: контрольные точки, коллоквиумы, контрольные работы, тестирование и др.

Экзамены и зачеты являются итоговыми формами контроля изучения дисциплин учебного плана ОПОП. Прием экзаменов и зачетов производится в том порядке и объеме, который установлен учебным планом по каждой дисциплине. Содержание итоговых государственных испытаний определяется в видах деятельности выпускников и в соответствующих им задачах профессиональной деятельности.

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, включают:

ГОС 2202 предусматривает государственную аттестацию выпускников по специальности в виде итогового государственного междисциплинарного экзамена.

Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности техника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом направления подготовки дипломированных техников по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления », а также настоящей ОПОП в части вузовской компоненты учебного плана.

Итоговая государственная аттестация выпускника включает в себя государственный междисциплинарный экзамен, который проводится с целью определения соответствия знаний, умений и навыков студентов по комплексу специальных дисциплин требованиям ГОС.

Основные задачи итогового государственного междисциплинарного экзамена:

- оценка уровня освоения специальных учебных дисциплин, определяющих профессиональные способности выпускника;

- определение соответствия подготовки выпускников квалификационным требованиям ГОС.

Итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специальности наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывает также общие требования к выпускнику, предусмотренные Государственным образовательным стандартом.

Настоящая ОПОП предусматривает проведение итогового государственного междисциплинарного экзамена по комплексу следующих специальных дисциплин:

Порядок проведения и программа государственного экзамена разработаны на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ УМО в области среднего профессионального образования, а также на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования России, и государственного образовательного стандарта направления подготовки дипломированных специалистов 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в экономике)».
^ 6.3 Федеральное тестирование
Тестовый компьютерный контроль качества знаний студентов (компьютерное тестирование) является инновационной технологией оценки качества знаний студентов по дисциплинам основной образовательной программы (ОПОП) по специальности и используется наряду с традиционными формами проведения контрольных мероприятий.

Компьютерное тестирование студентов проводится в целях:

Акции федерального тестирования (ФЭПО-акции) проходят регулярно – два раза в учебном году (на зимней и летней сессиях). Дисциплины и группы для участия в тестировании отбираются заведующим кафедрой на основе анализа результатов предыдущих акций.

Оценка качества подготовки студентов и освоения ОПОП проводится в ходе федерального тестирования в ФЭПО-акциях как проверка итоговых и остаточных знаний по федеральным дисциплинам циклов ОГСЭ и ЕН ГОС специальности .

Отбор дисциплин производится из числа предложенных тестов Центра образовательных коммуникаций и тестирования профессионального образования (ЦТПО) по электронной почте. В случае отсутствия в перечне ЦТПО тестов по федеральным дисциплинам, используются тесты, разработанные преподавателями и прошедшие аттестацию в Сибирском региональном учебно-методическом центре (СибРУМЦ), а в случае отсутствия тех и других тестирование проводится с использованием тестов, прошедших внутреннюю экспертизу на факультете.

Результаты контроля качества усвоения дисциплин используются в мониторинге качества освоения ОПОП в ходе подготовки техников. Полученные результаты анализируются на заседаниях кафедры, дается оценка соответствия качества подготовки студентов по дисциплинам, выявляются причины низкого качества знаний студентов и предлагаются меры по их повышению.
7 Приложения.
Приложение 1 Годовой календарный график и учебный план.


Приложение 2 Список рабочих программ дисциплин ОПОП специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления».


Приложение 3 Рабочий план дополнительной профессиональной образовательной программы профессии 16199 «Оператор электронно-вычислительных машин».


programma-povisheniya-kvalifikacii-prepodavatelej-nizhegorodskogo-filiala-gu-vshe-po-ispolzovaniyu-elektronnih-bibliotechnih-resursov-poyasnitelnaya-zapiska.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-professorsko-prepodavatelskogo-i-administrativno-upravlencheskogo-sostava-po-prioritetnomu-napravleniyu-informatizaciya-obrazovaniya.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-osnovi-sozdaniya-elektronnih-uchebnikov-i-posobij.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-po-prioritetnomu-napravleniyu-innovacionnaya-deyatelnost-v-obrazovanii-innovacionnaya-deyatelnost-v-nauke-i-visshej-shkole.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-po-prioritetnomu-napravleniyu-problemi-kachestva-obucheniya-kvalimetriya-i-upravlenie-kachestvom-obrazovaniya.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-po-prioritetnomu-napravleniyu-visokoproizvoditelnie-vichisleniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/lesohozyajstvennij-reglament-stranica-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-i-kommentarii-iv-tolstogo-m-iskusstvo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-esse-soderzhashihsya-v-etom-razdele-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsepoddannejshie-otcheti-iii-otdeleniya-v-p-kazarin-n-s-mihalkov-al-nalepin-glavnij-redaktor.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yatrishniki-sostavlyayut-odin-iz-rodov-semejstva-orhidnih-i-naschitivayut-bolee-dvadcati-vidov-stochki-zreniya-sovremennoj-medicini-preparati-iz-yatrishnika-obladayut.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zashita-a-kak-forma-itogovoj-attestacii-po-literature-v-9-i-11-klassah.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-4-provedenie-gosudarstvennogo-zemelnogo-kontrolya-doklad-ob-osushestvlenii-gosudarstvennogo-zemelnogo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nelyubimoe-pravilo-praktikum-raboti-nad-pravilom-upotrebleniya-n-i-nn.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravitelstvo-sankt-peterburga-informacionnij-byulleten-informacionnij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/19-03-2012-press-reliz-zashita-avtorskih-prav-na-programmnoe-obespechenie-sostoyanie-del-na-mart-2012-goda.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kotorih-sostoit-verhnij-sloj-pochvi-neft-i-gaz-soglasni-ot-blednih-romanizacij-k-podlinnomu-romanu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protagor-ideya-kak-princip-smislovoj-strukturi-kommentarii-k-dialogam-platona-sbornik.html
  • student.bystrickaya.ru/2-buhgalterskij-uchyot-i-analiz-osnovnih-sredstv-oao-kuban.html
  • control.bystrickaya.ru/elektrooborudovanie-i-avtomobilnaya-elektronika-stranica-9.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-sheron-rona-korolevskaya-krov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3-obshenauchnie-metodi-issledovaniya-sistem-upravleniya-a-v-yurchenko.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu.html
  • desk.bystrickaya.ru/piyani-basha-i-dsherya-umirat-prez-6-chasa-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • essay.bystrickaya.ru/c-programmnij-element-2-gibkie-metodi-upravleniya-uglublennij-obzor-osushestvleniya-programmi-raboti-po-bioraznoobraziyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/kriterii-ocenki-zayavok-na-uchastie-v-konkurse-sobranie-zakonodatelstva-sverdlovskoj-oblasti-oficialnoe-izdanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-deyatelnosti-po-obespecheniyu-kachestva-rezultata-obrazovaniya-publichnij-doklad.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predvaritelnaya-programma-foruma-070905-5-oktyabrya-sreda-pribitie-uchastnikov-v-moskvu-09-00-18-00.html
  • report.bystrickaya.ru/itogovaya-zapiska-o-rabote-upravleniya-ohotnichego-hozyajstva-administracii-magadanskoj-oblasti-za-2010-god-organizaciya-i-osushestvlenie-ohrani-i-vosproizvodstva-obektov-zhivotnogo-mira.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ustrojstvo-vvoda-vivoda.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologiya-prestupnika-i-rassledovaniya-prestuplenij-stranica-14.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iskusstvo-iskusstvoznanie-byulleten-novih-postuplenij-za-noyabr-2003-goda.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obekti-grazhdanskih-pravootnoshenij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-igra-turnir-matematikov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/federalnij-perechen-uchebnikov-stranica-28.html
  • studies.bystrickaya.ru/81-chetverg-lekciya-demetri-bernard-verber-mi-bogi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-14-komandi-i-ih-sozdanie-kratkoe-soderzhanie-ob.html
  • bukva.bystrickaya.ru/netradicionnie-formi-obucheniya-russkomu-yaziku.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-prezentacij-ekonomicheskie-predposilki-i-osnovi-vozniknoveniya-bankov-i-bankovskogo-dela-osobennosti-razvitiya-bankov-v-razlichnih-stranah-osnovnie-etapi-i-formi-organizacii-deyatelnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/roman-mythology-essay-research-paper-roman-mythologythe.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-rassmatrivayutsya-voprosi-izucheniya-svojstv-nanoalmazov-detonacionnogo-sinteza.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.