Программа по учебному блоку «Теория и методика профессиональной деятельности» курсов повышения квалификации
.RU

Программа по учебному блоку «Теория и методика профессиональной деятельности» курсов повышения квалификации




Министерство просвещения ПМР


ГОУ « ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Ученого совета Ректор института

Протокол № _______ ______М.Я. Макарова

«____»_______200__г. «____»________200__г.


ПРОГРАММА

по учебному блоку «Теория и методика

профессиональной деятельности»

курсов повышения квалификации

заместителей руководителя

по воспитательной работе

организаций общего и профессионального

образования ПМР


^ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

Проректор по УР на заседании кафедры ПМ и П

___________ Протокол № ________

от «__» ____________ 200_г. от «___» ______________ 200__г.

Зав. кафедрой ПМ и П

___________ О.П. Дениченко


Тирасполь 2009


Составители: Гулей О.Б., гл. методист кафедры педагогического менеджмента и психологии.

Дениченко О.П., зав. кафедры педагогического менеджмента и психологии.


Рецензенты: 1. Аркушина Е.С., начальник Управления молодёжной политики, воспитания и дополнительного образования, педагог дополнительного образования высшей категории.


2.Ретиш Л.В., заместитель руководителя по воспитательной работе МОУ «ТСШ№18»


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебной программе учебного блока

«Теория и методика профессиональной деятельности»

для заместителей руководителя

по воспитательной работе

организаций общего и профессионального

образования ПМР.


Учебная программа «Теория и методика профессиональной деятельности» составлена в соответствии с Базисным учебным планом руководителей организаций образования системы просвещения Приднестровской Молдавской Республики и предназначена для повышения квалификации заместителей руководителя по воспитательной работе системы просвещения Приднестровской Молдавской Республики.

Программа разработана в соответствии с требованиями Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании»; Положения «О порядке повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, руководящих работников и специалистов органов управления образованием»; Приказом Министерства экономики Приднестровской Молдавской Республики и Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики «Об утверждении Перечня и квалификационных характеристик (требований) по должностям руководящих и педагогических работников организаций дошкольного, общего образования, начального и среднего профессионального образования ПМР».

Учебный блок «Теория и методика профессиональной деятельности» включён в базисный учебный план в связи с необходимостью совершенствования знаний, умений и навыков заместителей руководителя по воспитательной работе организаций общего образования по наиболее актуальным направлениям повышения эффективности управленческой деятельности.

Программа «Теория и методика профессиональной деятельности» состоит из инвариантной и вариативной части. Содержание инвариантной части представлено следующими учебными модулями:


Вариативная часть представлена спецкурсами (спецсеминарами), тематика которых может обновляться и дополняться.

На изучение учебного блока отводится:

Итоговой формой контроля результатов обучения являются: для заместителя руководителя по воспитательной работе без квалификационной категории - квалификационный экзамен по билетной системе; для заместителя руководителя по воспитательной работе с квалификационной категорией - защита творческих проектов.

По окончанию курсов заместитель руководителя по воспитательной работе организаций общего образования должен:

знать:

уметь:



Примечание: При принятии новых нормативно–правовых актов и отменой действующих, в учебную программу вносятся соответствующие коррективы в установленном порядке.



^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН




п/п

Модуль

^ Категория курсов

4–х недельные

2–х недельные

однонедельные

Лекц.


Практ.

^ Форма контроля

Лекц.


Практ.

Форма контроля

Лекц.


Практ.

^ Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Инвариантная часть

1

Основные направления модернизации системы просвещения

2







Квалификационный экзамен

2





Курсовая работа

Квалификационный экзамен







Творческая работа

Квалификационный экзамен

2

Стандартизация в системе просвещения на современном этапе

2










3

Основы теории и стратегии педагогического менеджмента

12




2




8




4

Методическое обеспечение воспитательной деятельности

8

2

контр. работа

2










5

Современные методики и частные технологии в области воспитания

22

12

4

2







6

Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности

8







8




6




7

Изучение позитивного опыта




18




8




6

^ Вариативная часть




Спецкурсы (спецсеминары)

16




зачет




16



















ИТОГО:

70

32




34

10




14

6







ВСЕГО:

102




44




20






^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курсов повышения квалификации

(4-х недельных) (102 часа)





п/п

Модуль плана

Всего

(часов)

Лекции

Практ.

Форма контроля

^ Ф.И.О.

лектора

Инвариантная часть

1

Основные направления модернизации системы просвещения. Стандартизация в системе просвещения.

4

4

-

Аттестация

Зачёт

Контрольная работа




2

Основы теории и стратегии педагогического менеджмента.

12

12

-




3

Методическое обеспечение воспитательной деятельности

10

8

2




4

Современные методики и частные технологии в области воспитания

34

22

12




5

Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

8

8

-




6

Изучение позитивного опыта

18

-

18




^ Вариативная часть







Спецкурсы (спецсеминары)

16

16

-







Итого:

102

70

32






^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курсов повышения квалификации

(2-х недельных) (44 часа)




п/п

Модуль плана

Всего

(часов)

Лекции

Практ.

Форма контроля

^ Ф.И.О.

лектора

Инвариантная часть

1

Основные направления модернизации системы просвещения. Стандартизация в системе просвещения на современном этапе.

2

2

-

Аттестация

Курсовая работа




2

Основы теории и стратегии педагогического менеджмента.

2

2

-




3

Методическое обеспечение воспитательной деятельности

2

2

-




4

Современные методики и частные технологии в области воспитания

6

4

2




5

Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

8

8

-




6

Изучение позитивного опыта

8

-

8




^ Вариативная часть







Спецкурсы (спецсеминары)

16

16










Итого:

44

34

10






^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курсов повышения квалификации

(недельные) (20 часа)





п/п

Модуль плана

Всего

(часов)

Лекции

Практ.

Форма контроля

^ Ф.И.О.

лектора

1

Основы теории и стратегии педагогического менеджмента.

8

8

-

Творческая работа




2

Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

6

6

-




3

Изучение позитивного опыта.

6

-

6




Итого:

20

14

6






^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


Инвариантная часть


МОДУЛЬ 1. Основные направления модернизации системы просвещения.

Сущность и назначение образования в ПМР. Объективные основания модернизации системы просвещения. Новые парадигмы и концепции в образовании: демократизация, гуманизация, дифференциация. Системный подход в образовании. Повышение качества образования и образовательных технологий. Непрерывность образования и преемственность в образовании. Социокультурная образовательная ситуация в Приднестровье и необходимость ее модернизации. Совершенствование подготовки педагогических кадров как главное условие модернизации системы образования.

Цели и задачи воспитания на современном этапе.

Современная социально–экономическая ситуация в ПМР. Цель воспитания на современном этапе.

Задачи воспитания: формирование научного мировоззрения, патриотическое воспитание, духовно–нравственное воспитание, трудовое воспитания, физическое воспитание, экологическое воспитание, подготовка к семейной жизни.


^ МОДУЛЬ 2. Стандартизация в системе просвещения на современном этапе.

Стандартизация в образовании как способ проектирования цели. Возможности стандарта в интеграции общепедагогических категорий: цели, ценностей, содержания, форм и средств образования, результаты.

Воспитательный аспект государственного образовательного стандарта.

Воспитательный потенциал образовательных областей. Воспитывающая среда как условие реализации целей и задач гуманистического воспитания.


Здоровьесберегающие технологии в практике организаций образования. Возможности республиканского компонента в становлении гражданина ПМР. Гражданское образование как система организации различных видов деятельности. Профессиональная компетентность и технологическая культура педагога как условия реализации воспитательных задач государственного образовательного стандарта.


МОДУЛЬ 3: Основы теории и стратегии педагогического менеджмента

Тема 1. Основы теории управления:

Основные подходы к управлению организацией общего образования.

Командообразование как технология формирования управленческого потенциала. Личность как субъект и объект управления. Теоретические основы мотивации трудовой деятельности. Основы управленческого общения.

Тема 2. Педагогический менеджмент в системе общего образования

Основные принципы педагогического менеджмента. Самоменеджмент как индивидуальная технология использования рабочего времени.

Тема 3. Организационно-педагогическая деятельность в организации общего

образования

Основные направления, методы, этапы и уровни организационно-педагогической деятельности. Основные факторы повышения эффективности организационно-педагогической деятельности. Распределение обязанностей и кооперация труда в администрации организации общего образования. Рациональная организация труда.

Тема 4. Регулирование и контроль управлением образовательным процессом в организации общего образования

Основные функции, принципы, содержание, условия и назначение внутришкольного контроля. Виды и формы контроля. Выбор объектов контроля. Планирование контроля. Взаимоконтроль и самоконтроль.

Основные направления совершенствования контроля. Регулирование как функция управления образовательным учреждением.

Тема 5. Маркетинг в системе просвещения

Организация маркетинговой службы в образовании.

Тема 6. Организация делопроизводства в организации общего образования

Организация документооборота. Номенклатура дел.

МОДУЛЬ 4: Методическое обеспечение воспитательной деятельности


Тема4.1. Концепция воспитания детей и молодежи в Приднестровской Молдавской Республике.

Задачи государственной политики в области непрерывного воспитания. Обоснование принятия Концепции воспитания детей и молодежи в ПМР. Основные принципы воспитания в ПМР.

Направления реализации Концепции воспитание детей и молодежи в ПМР:

– задачи нормативно–правового, научного, программно–методического и информационного обеспечения;

–формы и методы воспитательной деятельности. Комплексный подход в воспитании.

Тема 4.2. Актуальные проблемы социализации.

Понятие социализации и процесс воспитания. Социализация и процесс адаптации. Виды адаптации.

Институты социализации: семья, социум, средства массовой информации, культура и др. Средства социализации: методы психологического воздействия, приобщение к видам отношений и др.


Тема 4.3.Инструктивно–методические материалы по организации воспитательной деятельности.

Основные положения нормативно–правовых документов Министерства просвещения, регламентирующих воспитательную деятельность.

Методические рекомендации:

- по организации системы воспитательной работы с детьми и молодежью в ОО;

- по упорядочиванию деятельности молодежных и детских общественных объединений в ОО;

- по организации деятельности ученического (студенческого) самоуправления в ОО;

- по осуществлению патриотического воспитания детей и молодежи в ОО;

- по организации профилактики правонарушений и социальной адаптации среди несовершеннолетних в образовательном учреждении;

- по организации профилактики наркомании среди детей и молодежи.

Тема 4.4. Обзор методической литературы.

Обзор методической литературы, периодической печати. Работа с картотекой по проблемам воспитания.


МОДУЛЬ 5: Современные методики и частные технологии в области воспитания

Тема 5.1. Проектировочная деятельность и планирование.

Воспитательный процесс – как целенаправленный процесс взаимодействие педагогов и учащихся. Программа – как модель будущей деятельности по одному или нескольким направлениям. Основные подходы к составлению программ воспитания.

Педагогическая диагностика как обязательный компонент педагогического процесса, сущность и функция. Организационно–педагогические требования к проведению диагностических процедур. Общие принципы исследования педагогических явлений: принцип целостного изучения, принцип комплексного использования методов диагностики, принцип единства изучения и воспитания ребенка; принцип одновременного изучения коллектива и личности, принцип изучения педагогических явлений в развитии.

Формы сотрудничества воспитателя с школьным психологом. Критерии эффективности процесса воспитания.

Проектировочная деятельность как процесс прогнозирования развития личности ребенка, детского коллектива, определение стратегии воспитательной работы.

Планирование как часть конструктивной деятельности педагога–воспитателя. Принципы планирования: целенаправленность; учет возрастных особенностей, ведущих интересов учащихся; преемственность; систематичность; последовательность запланированных дел; реальность; разнообразие форм и методов; творческий характер.

Формы планирования: «разведка полезных дел», «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел» и др.

Структура плана воспитательной работы: цели и задачи, характеристика ученического коллектива, воспитательные задачи, жизнедеятельность детского коллектива. Различные подходы к оформлению раздела «Жизнедеятельность детского коллектива»: планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова), по ключевым делам (В.А. Караковский), календарное планирование.

Тема 5.2. Методика анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.

Педагогическое взаимодействие: сущность и принципы. Методы, приемы и средства воспитания. Основные компоненты к профессиональному владению методикой педагогического взаимодействия. Алгоритм анализа педагогической ситуации и решение педагогических задач.

Тема 5.3.Технология развития творческих способностей ребенка. Методика организации и проведения коллективных творческих дел.

Цель технологии, ее концептуальные положения: многообразие творческой деятельности, уважение самости ребенка, социальная направленность, практическая деятельность.

Коллективное творческое дело – как форма организации и осуществления конкретной деятельности. Характеристика этапов коллективного творческого дела: целеполагание, планирование, организация и подготовка, проведение и анализ результатов. Алгоритм организации и проведения. Проектирование коллективных творческих дел: нравственно–эстетических трудовых, этических, гражданско–патриотических дел. Критерии эффективности и оценки результатов КТД.

Тема 5.4. Технология «Воспитательная система школы» (В.А. Караковский).

Воспитательная система как целостная педагогическая система. Урок – как элемент системы воспитания. Сущность гуманистической воспитательной системы В.А. Караковского: ориентация на личность ребенка, опора на общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Этапы становления и развития воспитательной системы. Принципы системы: личностный подход, ситуация выбора, опора на положительное, ситуация успеха, педагогическая поддержка. Направления учебно–воспитательной деятельности школы В.А. Караковского.


Тема 5.5. Технология самосовершенствования (саморазвития) личности школьника (Т. Селевко).

Концептуальные положения: формирование и развитие потребности в самосовершенствовании; демократизация учебно–воспитательного процесса; личностный подход, деятельностный подход; направленность на социализацию.

Целевые ориентации технологии.

Программа самосовершенствования личности с учетом возрастных потребностей и возможностей: самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация.

Организационно–методические особенности технологии: освоение теоретических основ самосовершенствования личности, формирование опыта деятельности учащихся по самосовершенствованию, саморазвитию в предметном обучении


Тема 5.6. Технология «Воспитание как вхождение ребенка в культуру». Методика групповой деятельности».

«Воспитание как питание человека всеми достижениями человеческой культуры» (Н.Е. Щуркова).

Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. Ценностные понятия и категории Красоты, Истины и Добра. Позиция педагога – как субъекта воспитательного процесса.

Групповая деятельность детей – как процесс социализации. Организационные условия предметной деятельности. Функции групповых дел: формирование ценностного отношения в процессе взаимодействия с миром, межличностное взаимодействие.

Методические аспекты организации и проведения групповых дел. Моделирование форм групповой деятельности: «Волшебный стул», «Презентация мира», «Сократовская беседа», «Корзина грецких орехов» и др.

Тема 5.7. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в современных условиях.

Современная семья, структура, специфика, воспитательные возможности. Диагностика воспитательных возможностей семьи.

Основные подходы в работе с семьей в современных условиях: гуманистический стиль общения, уважительное отношение, систематическое повышение психолого–педагогического уровня (воспитатель–руководитель), умение конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Методы изучения семьи. Индивидуальные и коллективные формы работы с семьей. Сотрудничество как форма взаимодействия.

Педагогическое просвещение родителей. Технология проведения родительских собраний.


Тема 5.8. Организация деятельности ученического самоуправления в образовательном учреждении.

Роль самоуправления в развитии личности ребенка, в организации детского коллектива. Педагогическое руководство развитием инициативы, самоуправления учащихся.

Приоритетные направления деятельности органов самоуправления: организация школьных дел по формированию здорового образа жизни, развитие творческого потенциала учащихся, организация форм гражданско–патриотического воспитания, профориентационная работа, проведение экологических дел, организация досуга и др.

Структура органов самоуправления в классе, в школе, содержание их деятельности.

Основные подходы к созданию детских объединений в школе.

Тема 5.9. Особенности работы воспитателя с учащимися, требующими особого внимания. Система профилактической работы в школе.

Индивидуальная работа и личностно–ориентированный подход в работе воспитателя. Принципы индивидуальной работы с учащимися.

Особенности работы с учащимися, требующим особого внимания. Обзор различных форм девиантного поведения. Характеристика понятия «Профилактическая работа». Задачи профилактической работы. Формы профилактической работы. Система взаимосвязей и отношений воспитателя с другими участниками профилактической работы (сотрудники ОВД, врачи, психологи).

Тема 5.10. Технология профессиональной ориентации учащихся.

Профессиональная ориентация как система. Взаимосвязь компонентов профориентации: диагностика, просвещение и консультирование.

Этапы профессиональной ориентации: постановка цели; изучение профессиональных интересов, намерений, увлечений; изучение учебных интересов; изучение профессиональных склонностей школьника, профессиональная диагностика способностей и личностных особенностей школьников; информирование о противопоказаниях к профессии; профессиональная консультация.

Требования к воспитателю–профориентатору.

Диагностические методики профессиональной направленности учащихся.

Тема 5.11. Формы взаимодействия воспитателя с учреждениями дополнительного образования.

Особенности взаимодействия воспитателя с учреждениями дополнительного образования, основы и предпосылки взаимодействия. Формы сотрудничества.

Социально–педагогический комплекс. Роль воспитателя в его создании и развитии.


МОДУЛЬ 6. Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

Тема 6.1. Современные (информационные) компьютерные технологии.

Основные понятия и определения. Целевая программа «Информатизация образования»: целевые ориентиры, задачи, перспективы. Современные информационные технологии.

Технические и аудиовизуальные средства и их назначение. Персональный компьютер как современное ТСО. Основные и дополнительные устройства ПК.

Тема 6.2. Электронные учебные средства и их место в современном образовательном процессе.

Программное обеспечение ПК. Виды программного обеспечения. Методика использования приложений ОС Windows в профессиональной деятельности. Определение электронных учебных средств. Виды электронных обучающих средств. Их типология по функциональному и методическому назначению. Структура и содержание основных элементов компьютерной обучающей программы. Возможности информационных и педагогических ресурсов Интернета.

Тема 6.3. Демонстрация компакт–дисков и методика их применения.

Демонстрация компакт–дисков и методика их применения в воспитательной деятельности.


МОДУЛЬ 7. Изучение Позитивного профессионального опыта.

Педагогическая практика.

Организация педагогической практики в организациях образования г. Тирасполя, г. Бендеры. Моделирование различных воспитательных дел. Опыт использования воспитательных технологий практике организаций образования.

Знакомство с позитивным педагогическим опытом.

Творческие отчеты воспитателей. Мастер–класс «Педагогика сотрудничества в практике воспитателя». Учебно–методические игры «Компетентность», «Организация самоуправления» и др.


Вариативная часть


^ ТЕМЫ СПЕЦКУРСОВ (СПЕЦСЕМИНАРОВ)



^ ПРИМЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

для слушателей курсов повышения квалификации

заместителей руководителей по воспитательной работе

организаций общего образования

системы просвещения

по учебному блоку

«Теория и методика профессиональной деятельности»

  1. Сценарий дня творчества под названием «День науки и искусства».

  2. Системный план по формуле «проблемы – идеи, идеи – задачи – ресурсы».

  3. Заявка на получение гранта в международных и российских фондах.

  4. Проект школы Вашей мечты.

  5. Кодекс правил поведения в школе.

  6. Свод правил, особенностей и критериев хорошей школы.

  7. Критерии анализа воспитательной работы в школе.

  8. Пять важнейших проблем воспитания школьников и программа их решения.

  9. Комплексная система диагностирования деятельности классных руководителей (кураторов) с опорой на управление успехом в рамках обучающего и поддерживающего контроля.

  10. Анализ использования достижений науки и практики в воспитательном процессе.

  11. Проект создания ученической организации по обеспечению дежурства, дисциплины, порядка и чистоты в школе.

  12. Система диагностирования уровня воспитанности учащихся.

  13. Комплексный проект предупреждения правонарушений.

  14. Анализ школьных планов и программ воспитания с точки зрения их полезности, выполнимости, ресурсообеспечения.

  15. Анализ стиля и методов Вашего руководства.

  16. Профессионально-личностная модель заместителя руководителя по воспитательной работе организации общего образования.

  17. Программа деятельности педагогического коллектива школы с детьми «группы риска».

  18. Годовая программа работы школы по повышению уровня воспитанности учащихся.

  19. Проект межшкольного профессионального центра по подготовке учащихся по самым привлекательным профессиям.

  20. Программа межшкольного педагогического вечернего клуба.

  21. Проект ученической малой Академии наук, искусств, техники и спорта.

  22. Концепция школы успеха, интереса и здоровья.

  23. Критерии успеха работы классного руководителя (куратора).

  24. Проект программы работы с молодыми классными руководителями (кураторами).

  25. Система условий и мер по созданию лучшей школы в городе.

  26. Программа недели-фестиваля дополнительных учебно-воспитательных программ: кружков, факультативов, секций. Мастерских.

  27. Проект программы деятельности Центра консультационной психолого-педагогической, культурологической и предметной поддержки для учащихся и родителей.

  28. Комплексный план взаимодействия школы с учреждениями социума.

  29. Положение о наградах и премировании учащихся и педагогов за успехи в различных направлениях деятельности (спорт, поступок, трудолюбие, реализация проекта, дежурство, помощь, достижения).

  30. Модель лучшего учителя, администратора, родителя и учащегося.

  31. Многокомпонентная система положительной педагогической среды.

  32. Проект демократической системы участия педагогов, родителей и учащихся в управлении школой.

  33. Проект создания штабной группы при директоре для обсуждения важнейших вопросов деятельности школы.

  34. Проект создания и функционирования системы поиска, отбора и накопления передового педагогического опыта в области воспитания.

  35. Проект комплексно-целевой программы «Школа успешного обучения и воспитания».

  36. Статья «Традиции и инновации в моей школе».

  37. Воспитательная система школы: проблемы гуманизации.

  38. Гуманистическая воспитательная система школы как феномен социальной действительности и объект педагогических исследований.

  39. Единство организованности и общности как условие становления и развития гуманистической воспитательной системы школы.

  40. Реабилитационная функция воспитательной системы современной школы.

  41. Личность ребенка в воспитательной системе.

  42. Труд в воспитательной системе школы.

  43. Клубная деятельность в воспитательной системе школы.

  44. Особенности формирования межличностных отношений в детской среде.

  45. Коллектив как фактор формирования гуманистических отношений школьников.

  46. Личность воспитателя в гуманистической воспитательной системе школы.

  47. Ориентация воспитательной системы на развитие творческих способностей учащихся.

  48. Взаимодействие воспитательной системы школы и среды.

  49. Развитие личности через разновозрастной коллектив.

  50. Индивидуализация и дифференциализация воспитательного процесса как условие развития личности современного школьника.

  51. Дети «группы риска» как социально-педагогическая проблема.

  52. Личностно-ориентированные воспитательные технологии в современной школе.

  53. Воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии.

  54. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства.

  55. Формирование персональной и социальной идентичности.

  56. Основные признаки современной культуры воспитания в школе.

  57. Моделирование демократического уклада жизни в образовательном учреждении.

  58. Принципы гуманистического, личностно-ориентированного и деятельностного воспитания.

  59. Технология воспитания как создание условий для конструктивных инициатив обучающихся.

  60. Коллектив класса: проблема формирования отношений, ценностей, ролей, деятельности.

  61. Проблема создания условий для реализации субъектной нравственной позиции школьников.

  62. Педагогическая поддержка как особая сфера образования.

  63. Развитие и модернизация общественной деятельности учащихся.

  64. Гуманизация отношений внутри классного коллектива в современной школе.

  65. Проблема формирования традиций и этических норм в школе.

  66. Нравственное воспитание учащихся в процессе трудового обучения.

  67. Игра как важнейшее средство в воспитании школьников.

  68. Инновационные технологии воспитательной работы в организациях образования.

  69. Мотивация и мотивы поведения учащихся.

  70. Формы работы воспитателя с учащимися девиантного поведения.

  71. Формы взаимодействия воспитателя с учреждениями дополнительного образования.

  72. Гражданское воспитание детей ПМР.

  73. Формирование информационной культуры у воспитанников.

  74. Детские организации: опыт, проблемы, перспективы.

  75. Семья и школа: опыт эффективного взаимодействия.

  76. Личность организатора досуга в современном процессе обучения и воспитания.

  77. Роль воспитателя в формировании системы внеурочной деятельности школы.

  78. Формы сотрудничества воспитателя и учащихся.

  79. Вопросы психологической адаптации ребенка в образовательном пространстве.

  80. Технологии организации процесса воспитания.



Вопросы контроля

по учебному блоку

«Теория и методика профессиональной деятельности»


  1. Цели и задачи воспитания на современном этапе.

  2. Воспитательный аспект государственного образовательного стандарта.

  3. Личность как субъект и объект воспитания.

  4. Рациональная организация труда педагога-воспитателя.

  5. Направления реализации Концепции воспитания детей и молодёжи в ПМР.

  6. Понятие «социализация» и процесс воспитания.

  7. Основные положения нормативно-правовых документов Министерства просвещения ПМР, регламентирующих воспитательную деятельность.

  8. Структура плана воспитательной работы и методика его составления.

  9. Планирование как часть конструктивной деятельности педагога-воспитателя.

  10. Основные компоненты к профессиональному владению методикой педагогического взаимодействия.

  11. Методика организации и проведения коллективного творческого дела.

  12. Воспитательная система школы как целостная педагогическая система.

  13. Интеграция форм урочной и внеурочной деятельности.

  14. Программа самосовершенствования личности с учётом возрастных потребностей и возможностей воспитанников.

  15. Ценностные отношения как содержание воспитательного поцесса.

  16. Методические аспекты организации и проведения групповых дел.

  17. Основные подходы в работе с семьёй в современных условиях.

  18. Методика проведения родительских собраний.

  19. Педагогическое просвещение родителей.

  20. Развитие органов самоуправления в организации общего образования.

  21. Особенности работы воспитателя с учащимися, требующими особого внимания.

  22. Характеристика понятия «Профилактическая работа».

  23. Этапы профессиональной ориентации учащихся.

  24. Особенности взаимодействия педагогов-воспитателей с учреждениями дополнительного образования.

  25. Социально-педагогический комплекс и роль воспитателя в его создании и развитии.



Примечание: Данные вопросы составлены для четырехнедельных курсов. Для слушателей двухнедельных и недельных курсов на экзамен будут выноситься вопросы, предусмотренные их учебно-тематическими планами.


^ УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Анохина Г. М. Построение содержания образования и педагогические средства его реализации в личностно-ориентированной системе естественнонаучного образования // Инновации в образовании. − 2006. − №6. − С. 121−131.

  2. Вильчинский В., Зимин В. На пути модернизации начального профессионального образования // Народное образование. − 2004. − №4. − С. 63−65.

  3. Ермаков Д.С. Профилизация и модернизация образования // Школьные технологии. − 2004. − №6. − С. 3−10.

  4. Иванова Е.О. Актуальные проблемы инновационного образования // Инновации в образовании. − 2006. − №4. − С. 17−27.

  5. Лебединцев В. Модернизация сельской малокомплектной школы: Не классно-урочная модель // Народное образование. − 2005. − №1. − С. 103.

  6. Недвецкая М. Социально-педагогические принципы развития системы непрерывного образования // Среднее профессиональное образование. − 2007. − №1. − С. 11−13.

  7. Подчалимова Г.Н., Худин А. Н. Стратегия модернизации содержания общего образования // Завуч. − 2006. − №2. − С. 104−107.

  8. Скамницкий А.А. Инновационная деятельность в образовании // Школа. − 199. − 34. − С. 48−54.

  9. Толкачев Г.П. К проблемам модернизации профессионального образования // Инновации в образовании. − 2006. − №2. − С. 78−86.

  10. Шальнова О.Н., Хмельницкая А.Ю. Переход на предпрофильную подготовку и профильное обучение учащихся как ресурс эффективной адаптации педагогических и руководящих кадров в инновационной практике // Методист. − 2006. − №9. − С. 13−19.

  11. Каменский А. Образовательный стандарт: надо, чтобы было поинтереснее учиться и еще оставалось время погулять // Директор школы. − 2003. − №3. − С.3.

  12. Шамова Т.И. Педагогическая матрица методического проекта «Визитная карточка стандарта» // Завуч. − 2006. − №2. − С. 108−111.

  13. Байкова Л.А. Опыт гуманизации педагогической системы образовательных учреждений на основе разных методологических основ // Завуч. − 2002. − №7. − С.7−50.

  14. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Философия образования //Завуч. − 2002. − №2. − С.4−25.

  15. То же // Завуч 2002. − №5. − С.99−113.

  16. То же // Завуч. − 2002. − №6. − С. 26−44.

  17. Дохин А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и …неопределенность //Народное образование. − 2002. − №2. − С.55−60.

  18. Карпенко М.П., Помогайбин В.Н. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и ее технологическом обеспечении // Школьные технологии. − 1999. − №1−2. − С.3−9

  19. Мустафина Ф. Образование всегда будет главной социальной ценностью (Стратегия образования) // Народное образование. − 1999. − №6. − С. 20−21.

  20. Чоросова О.М. Методология и практика формирования поликультурной компетентности у субъектов образовательного процесса // Методист. − 2006. − №9. − С. 2−7.

  21. Гончар М. Непрерывное образование в педагогическом коллективе: На примере школы инновационного типа (Образовательный менеджмент) // Народное образование. − 2000. − №9. − С. 106−115.

  22. Данилова А.Г., Педько Ю.Г. Педагогический менеджмент: опыт работы по повышению профессионального уровня учителей // Завуч. − 2004. − №3. − С.59−63.

  23. Кириллова О. Менеджмент как тип управления и область научных знаний // Школа. − 1998. − №4. − С. 46−51.

  24. Лапытова М. Школьный менеджмент: модное слово или путь к совершенствованию? // Народное образование. − 2000. − №1. − С. 76−83.

  25. Курбатова А. Маркетинг в деятельности директора школы // Народное образование. − 2000. − №1. − С. 53−60.

  26. Дохин А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре // Школьные технологии. = 2006. −.№5. − С.35−38.

  27. Копылова С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога //Практика административной работы в школе. − 2006. − №8. − С. 31−32.

  28. Лопатина М.А. Внутришкольный мониторинг // Завуч. − 1999. − №6. − С.67−69.

  29. Матрос Д.Ш. и др. Психологический мониторинг //Школьные технологии. − 1999. − №5. − С. 3−20.

  30. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. − 2001. − №6. − С. 154−169.

  31. Бабкин В.Г. Приоритетные направления и проблемы воспитательной работы на современном этапе. //Среднее профессиональное образование. –2000. –№5.

  32. Гафурова Р.Ф. Об оценке эффективности решения воспитательных задач. Специалист № 3, 1998.

  33. Герниченко А.А., Об опыте создания воспитательной среды в новых условиях//СПО. –2000. –№11.

  34. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: 1989.

  35. Инжеватов И.Г. и др. Проблемы века//СПО. 2000. –№8.

  36. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт. М.: 1991.

  37. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности//Воспитание школьников. –1998. –№4.

  38. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть I, часть II, Москва, центр «Педагогический поиск», 2004.

  39. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М.: Аса дема, 2002.

  40. Методика воспитательной работы. /Под редакцией В.А. Сластенина. М.: Аса дема, 2002.

  41. Мингазов Р.Х. Педагогическая технология разработки и организации познавательных игр//Специалист. –1999. –№3.

  42. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: 1997.

  43. Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо.//Народное образование. –2001. –№4.

  44. Научно–методический журнал заместителя директора по воспитательной работе, центр «Педагогический поиск», № 1/2005.

  45. Никитина Л.Е. О парадигме социального воспитания. //Дидакт. –1999. –№5.

  46. Новикива Л.И. Воспитание в кризисном обществе: как выходить из тупика?//Народное образование. –2001. –№4.

  47. Организация воспитательной работы в школе; Пособие для директоров образовательных учреждений. /Сост. Г.С. Семенов. М.: Школьная пресса, 2002.

  48. Психолого–педагогическое обеспечение коррекционно–развивающей работы. /М., НМЦ «Дар» им. Л.С. Выготского, образовательный центр «Педагогический поиск».

  49. Селевко Г. Руководство по организации и самовоспитания школьников.//Школьные технологии. –2000. –№3.

  50. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. /М.: Образовательный центр «Педагогический поиск» , 1999.

  51. Технология организации и проведения воспитательных дел. Тирасполь, РИО ПГУ, 2004.

  52. Титаренко В.Е. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987.

  53. Шилова М.И. Проблемы ценностей и цели воспитания. //Классный руководитель. –2001. –№3.

  54. Шильгари В.П. Начнем с игры. М., 1980.

  55. Шмаков С.П. Для чего необходимы коллективно–творческие дела. //Народное образование. –2001. –№4.

  56. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии. М.: Новая школа. 1998.

  57. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Владимир, 1993.



РЕЦЕНЗИЯ

на учебную программу по учебному блоку

«Теория и методика профессиональной деятельности»

курсов повышения квалификации

заместителей руководителя по воспитательной работе

организаций общего и профессионального образования

системы просвещения ПМР.


Учебная программа по учебному блоку «Теория и методика профессиональной деятельности» составлена в соответствии с Базисным учебным планом руководителей, педагогов и специалистов организаций и учреждений системы просвещения в Приднестровском государственном институте развития образования на период 2009-2011г.г. Предназначена для повышения квалификации заместителей руководителя по воспитательной работе организаций общего и профессионального образования и разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность организаций образования в системе просвещения.

Учебный блок «Теория и методика профессиональной деятельности» включён в базисный учебный план в связи с необходимостью совершенствования знаний, умений и навыков заместителей руководителя по воспитательной работе организаций общего и профессионального образования по наиболее актуальным направлениям повышения эффективности профессиональной деятельности.

Программа состоит из:

– Основные направления модернизации системы просвещения. Стандартизация в системе просвещения;

–Основы теории и стратегии педагогического менеджмента;

– Методическое обеспечение воспитательной деятельности;

– Современные методики и частные технологии в области воспитания;

– Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности;

– Изучение позитивного опыта.

Вариативная часть представлена спецкурсами (спецсеминарами), тематика которых может обновляться и дополняться.

Содержание программы по блоку «Теория и методика профессиональной деятельности» для повышения квалификации отражает весь спектр профессиональной деятельности заместителя руководителя по воспитательной работе организаций общего и профессионального образования системы просвещения.

Данная учебная программа может быть реализована на курсах повышения квалификации в ГОУ «ПГИРО».


РЕЦЕНЗИЯ

на учебную программу по учебному блоку

«Теория и методика профессиональной деятельности»

курсов повышения квалификации

заместителей руководителя по воспитательной работе

организаций общего и профессионального образования

системы просвещения ПМР.


Учебная программа по учебному блоку «Теория и методика профессиональной деятельности» составлена в соответствии с Базисным учебным планом руководителей, педагогов и специалистов организаций и учреждений системы просвещения в Приднестровском государственном институте развития образования на период 2009-2011г.г. Предназначена для повышения квалификации заместителей руководителя по воспитательной работе организаций общего и профессионального образования и разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность организаций образования в системе просвещения.

Учебный блок «Теория и методика профессиональной деятельности» включён в базисный учебный план в связи с необходимостью совершенствования знаний, умений и навыков заместителей руководителя по воспитательной работе организаций общего и профессионального образования по наиболее актуальным направлениям повышения эффективности профессиональной деятельности.

Программа состоит из:

– Основные направления модернизации системы просвещения. Стандартизация в системе просвещения;

–Основы теории и стратегии педагогического менеджмента;

– Методическое обеспечение воспитательной деятельности;

– Современные методики и частные технологии в области воспитания;

– Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности;

– Изучение позитивного опыта.

Вариативная часть представлена спецкурсами (спецсеминарами), тематика которых может обновляться и дополняться.

Содержание программы по блоку «Теория и методика профессиональной деятельности» для повышения квалификации отражает весь спектр профессиональной деятельности заместителя руководителя по воспитательной работе организаций общего и профессионального образования системы просвещения.

Данная учебная программа может быть реализована на курсах повышения квалификации в ГОУ «ПГИРО».



programma-prednaznachena-dlya-lic-imeyushih-visshee-obrazovanie-v-oblasti-zhurnalistiki-filologii-politologii-sociologii-ekonomiki-menedzhmenta-i-drugim-napravleniyam-podgotovki.html
programma-prednaznachena-dlya-podgotovki-rabochih-po-professii-vishkomontazhnik.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-i-specialistov-v-oblasti-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-trenerov-sportivnih-psihologov-sportsmenov-pedagogov.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-i-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-yurisprudenciya.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-dlya-napravleniya-030900-62-yurisprudenciya.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-030200-62-politologiya-podgotovki-bakalavra-izuchayushih-disciplinu-istoriya-mirovoj-kulturi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-1-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-psihologi-ya-dlya-specialnostej-050102-65-biologiya-050401-65-istoriya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernij-plan-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-df-00-01-istoriya-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mesto-turizma-na-mirovoj-arene.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-process-prinyatiya-reshenij-doklad-o-hode-vipolneniya-reformi-centralnogo-publichnogo-upravleniya-v-respublike-moldova.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-istoriya-mirovih-religij-chetvertij-semestr.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-tretya-edinstvo-nekotorie-rekomendacii-po-transkformacii-lichnosti-glava-vtoraya-misl.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-izbitochnij-ves-prakticheskoe-rukovodstvo.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-554-ot-6-maya-2009-g-oprovedenii-v-x-mezhdunarodnogokongressa-sovremennie-problemi-allergologii-immunologii-i-immunofarmakologii-prikaz-stranica-11.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vladimir-pershanin-mi-pol-evropi-po-plastunski-propahali-stranica-10.html
  • literature.bystrickaya.ru/cergeev-aleksandr-viktorovich-stranica-50.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-5-teoriya-upravleniya-konkurentnimi-preimushestvami-predpriyatiya-konspekt-lekcij-po-discipline-strategicheskij-marketing.html
  • studies.bystrickaya.ru/kulibin-ivan-petrovich-mehanik-samouchka-1735-1818-proslavivshij-svoe-imya-originalnimi-podchas-nevidannimi-izobreteniyami-analogov-kotorim-ne-mogli-priduma.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rodzhers-k-o-stanovlenii-lichnostyu-stranica-26.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-sovremennih-informacionno-kommunikacionnih-tehnologij-pri-obuchenii-inoyazichnomu-obsheniyu-studentov-nefilologicheskih-specialnostej-v-visshej-shkole.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialno-pravovie-i-organizacionnie-osnovi-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-tomskih-vuzah.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-velikaya-otechestvennaya-katastrofa-3-yauza-2008-s-110.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programa-elektivnogo-kursa-po-biologii-dlya-uchashihsya-9-klassa-professiya-medik.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dzhungarskoe-hanstvo-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-23-nalog-na-dohodi-fizicheskih-lic-zakon-ot-05-08-2000-117-fz-nalogovij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • education.bystrickaya.ru/2-obshaya-harakteristika-rezultatov-nachalnogo-obrazovaniya-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-po-organizacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/osevie-kombinirovannie-instrumenti-rekomendacii-po-proektirovaniyu-i-ekspluatacii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sekretnij-parallelizm.html
  • knigi.bystrickaya.ru/silovie-strukturi-i-pravoohranitelnie-organi-informacionnij-byulleten-12-sentyabr-2010-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-korporativnij-brending-i-osnovi-marketinga-dlya-napravleniya-072500-68-dizajn.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-fonetika-i-grafika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-s-bikbarda-2011g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannoj-literaturi-k-gi-produktam-pitaniya-produkti-kotorie-mi-vibiraem-nikitin-sergej-vasilevich.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zheleznodorozhnij-put-dlya-studentov-4-5-kursa-specialnostej-290900-stroitelstvo-zheleznih-dorog-put-i-putevoe-hozyajstvo-zhd-stranica-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-tehniki-uchebno-metodicheskij-kompleks-sostavitel-stranica-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-i-praktika-upravleniya-sudnom.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-dekabrya-2011-goda-chetverg-plan-meropriyatij-po-provedeniyu-tradicionnoj-regionalnoj-shirokomasshtabnoj-akcii-dekada.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yuridichna-vdpovdalnst-za-pravoporushennya-v-galuz-ekologchno-bezpeki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-analiz-dannih-i-raspoznavanie-obrazov-napravlenie-podgotovki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/subktivna-storona-zlochinu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskie-plani-zanyatij-sociologiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/chast-pervaya-ot-temzi-do-goronni-kniga-pyataya-per-s-fr-yu-dubinin-izd-progress.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.