.RU

Программа по уровню усвоения имеет общекультурный уровень, предполагающий удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в области психологических знаний,

Пояснительная записка

Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся. Актуальность разработанной программы продиктована также  необходимостью в теории и практике образования в средней школе психологической программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для учащихся олимпиадного класса.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе. Программа исследовательского обучения в средней школе поможет систематизировать и расширить представления детей о своих психологических особенностях, возможностях саморазвития и самокоррекции. Этот курс рассчитан на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности. Учащиеся имеют возможность развить и усовершенствовать свои познавательные способности и учебные навыки, необходимые для раскрытия и реализации личностного потенциала.
Программа по уровню усвоения имеет общекультурный уровень, предполагающий удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в области психологических знаний, направленных на самопознание, обогащение навыков общения и приобретение умений совместной деятельности и навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Принципы, лежащие в основе построения программы. Курс разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального развития школьников.
Специфика программы. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в средней школе. Кроме того, она может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования.
Программа направлена на формирование

- целостного, логически выстроенного взгляда на свой личностный потенциал, встроенный в социализированное сознание;

- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- способности использования начальных психологических знаний для определения своих индивидуальных особенностей;

- значимости чтения для личного развития; формирования представлений о своём внутреннем мире,

- уважительного отношения к своей и другой личности, принятие другого человека;

- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
Данная программа составлена для учащихся 5-6 классов.

Количество учебных часов: 35 часов, 1 час в неделю.

Тематическое планирование содержит теоретические и практические занятия, итогом которых является защита презентаций, проектов, рефератов и выступление учащихся с сообщениями по предложенным темам, а также реферат на конференцию НОУ.

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.
Цель программы – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:


  1. Развитие познавательных потребностей средних школьников.

  2. Развитие познавательных способностей средних школьников.

  3. Обучение детей олимпиадного специальным знаниям, необходимых для проведения самостоятельных исследований своих индивидуальных особенностей.

  4. Формирование и развитие у детей среднего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

  5. Формирование у детей среднего школьного возраста представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.


Возрастной диапазон: средний школьный возраст (11 - 12 лет). Учебный курс адресован обучающимся 5 класса (олимпиадный резерв).
Уровень освоения: краткосрочная
Виды и формы организации учебного процесса
Формы учебной творческой деятельности:


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Совершенствование познавательных потребностей
Должны возрасти познавательные потребности среднего школьника. Судить об этом можно на основе наблюдений за динамикой детского отношения к процессу познания и по росту успешности основной учебной деятельности.
Развитие познавательных способностей
Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребенка, но и развивать его познавательные способности. Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени самостоятельности.
Обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске
Дети, в ходе предусмотренного программой исследования интеллектуальных способностей и личностных характеристик, а также в ходе собственной исследовательской практики должны получить специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных исследований, расширить представления о своих индивидуальных особенностях, научиться совершенствовать и улучшать их качественные характеристики.

Оценить это можно по следующим критериям:


Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска
В ходе занятий в рамках программы следует уделять особое внимание формированию и развитию у детей специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Уровень их сформированности можно оценить по проявляемым детьми умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.
Формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности
Исследовательское обучение в современном мире должно рассматриваться как доминирующий способ обучения, а исследование как стиль жизни. В качестве основных критериев здесь могут выступать стремления и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы. Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения:

через практику презентаций результатов собственных исследований:

- семинары;

- конференции;

- фестивали;

- конкурсы исследовательских и проектных работ,

- портфель достижений школьника.
Учебно-тематический план



programma-predprofilnogo-kursa-po-viboru-uchashihsya-9-klassov-fizicheskaya-kultura-i-sport.html
programma-predshkolnaya-pora.html
programma-preduprezhdenie-i-profilaktika-tabakokureniya-programma-obsuzhdena-i-prinyata-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-yanvar-2010-god-torzhok-2010-g.html
programma-predusmatrivaet-ispolzovanie-mezhdunarodnoj-sistemi-edinic-si-programma-predpolagaet-prepodavanie-predmeta-po-uchebniku-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-a-stranica-2.html
programma-predusmatrivaet-provedenie-seminarskih-zanyatij-glavnaya-cel-kotorih-virabotat-u-studentov-naviki-samostoyatelnogo-kriticheskogo-analiza-klassicheskih-i-sovremennih-politicheskih-teorij.html
programma-predvaritelnaya-koncepciya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-bibliotekovedenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg-samara-novosibirsk-kiev-harkov-minsk-stranica-23.html
  • letter.bystrickaya.ru/motovilina-i-a-organizacionnoe-razvitie-i-innovacionnie-processi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pokazateli-otneseniya-uchrezhdenij-k-gruppam-po-oplate-truda-rukovoditelej.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vcelyah-obespecheniya-koordinacii-deyatelnosti-obrazovatelnih-uchrezhdenij-uchrezhdenij-kulturi-i-sporta-a-takzhe-v-celyah-organizacii-ozdorovleniya-truda-otdiha.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-logopedicheskaya-rabota-pri-rechevom-nedorazvitii-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-pedagogicheskih-fakultetov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/realizaciya-soderzhatelnih-linij-gos-rnr-k-prikaz-ot-2010-g-uchebnij-plan-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-joshkar-ola.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-osnovnoe-soderzhanie-raboti-osobie-ekonomicheskie-zoni-kak-institucionalnie-instrumenti-vklyucheniya-rossii-v.html
  • education.bystrickaya.ru/136-van-den-dele-v-vajngart-p-soprotivlenie-i-vospriimchivost-nauki-k-vneshnemu-rukovodstvu-vozniknovenie-novih-disciplin-pod-vliyaniem-nauchnoj-politiki-httpcouriercomruprilposobieweing.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-13-televidenie-s-g-kara-murza-manipulyaciya-soznaniem.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchitelya-sivchenko-eleni-ivanovni-uchitelya-visshej-kvalifikacionnoj-kategorii.html
  • turn.bystrickaya.ru/pismo-xcvi-pismo-i.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-raboti-v-oblasti-geofizicheskogo-oruzhiya-na-poroge-geograficheskij-fakultet.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kareliya-ekskursionnie-sbornie-turi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-informatizaciya-sistemi-obrazovaniya-kirovskoj-oblasti-na-2008-2010-godi-kirov-2008.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ot-socialnoj-istorii-k-istorii-obshestva.html
  • learn.bystrickaya.ru/etap-7-vnedrenie-i-podderzhanie-programmi-monitoringa-monitoring-i-indikatori-razrabotka-nacionalnih-programm.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-2-tema-osnovnie-ponyatiya-teorii-veroyatnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkursi-akcionernoe-obshestvo-ao-kaspij-neft-tme.html
  • literature.bystrickaya.ru/chastyu-programmi-ohrani-vodnih-obektov-ot-zagryazneniya-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/denis-skazhite-pozhalujsta-skolko-vse-taki-sobesedovanij-kto-pishet-3-kto-4-kto-to-nedavno-govoril-chto-2-zaranee-spasibo-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-nachinaetsya-s-pervih-upominanij-o-chislennosti-naseleniya-velikogo-novgoroda-i-zakanchivaetsya-ego-demograficheskim-prognozom-do-seredini-xxi-v-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-nauchnoj-raboti-na-2010-god-temi-annotacii-tem-publikacii-konferencii-seminari-dissertacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-dlya-postupleniya-v-aspiranturu-po-specialnosti-12-00-08.html
  • lecture.bystrickaya.ru/badarlamasi-ekologiyali-himiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-antikrizisnih-mer-pravitelstva-rossijskoj-federacii-na-2009-god-vvedenie-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voda-i-eyo-svojstva-chast-2.html
  • education.bystrickaya.ru/1-putanica-v-date-okonchaniya-vojni-svyazana-s-dvumya-obstoyatelstvami-vopervih-7-maya-1945-goda-soyuzniki-ssha-i-velikobritaniya-uzhe-prinyali-kapitulyaciyu-gitlerovsk-stranica-19.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/luchshe-skuchat-vdvoem-chem-v-odinochku-test-horoshaya-li-vi-sobesednica-odinokih-lyudej-stalo-bolshe-schaste-prihodit.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemi-geologii-i-osvoeniya-nedr-stranica-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prestupnost-i-metodika-ee-izucheniya-chast-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-i-vivodi-dissertacii-nashli-otrazhenie-v-ugolovnom-sudoproizvodstve.html
  • universitet.bystrickaya.ru/standart-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniyapo-fizike-srednee-polnoe-obshee-obrazovanie.html
  • bystrickaya.ru/vkomnate-za-stolom-sidel-starik-slozhno-bilo-skazat-skolko-zhe-emu-let-to-li-pyatdesyat-a-to-li-i-vse-semdesyat-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.



    п/п

    Тема

    Содержание

    Количество учебных часов

    1.

    Мини-тренинг «Знакомство»



    1

    2

    Самоорганизация и режим дня.



    1

    3

    Здоровый образ жизни.



    1

    4

    Словесная агрессия.



    1

    5

    Развиваем навыки самоконтроля.




    1

    6

    Положительная учебная мотивация.



    1

    7

    Что такое внимание? Как развивать внимание.



    1

    8

    Память. Виды памяти.

    1

    9

    Как развивать память.



    1

    10

    Виды мышления.



    1

    11

    Семь типов интеллекта.



    1

    12

    Способы развития разных типов мышления.



    1

    13

    Практикум «Тренажёрный зал» для развития мышления.


    1

    14

    Исследовательские навыки.



    1

    15

    Решение проблемных задач.

    1

    16

    Построение и проверка гипотезы


    1

    17

    Ролевая игра «Рекламное агентство»



    1

    18

    Творческие способности.



    1

    19

    Исследование креативного потенциала.



    1

    20

    Творческая лаборатория «Грани возможного».



    1

    21

    Изучение ведущего канала восприятия информации.


    1

    22

    Характер человека.



    1

    23

    Изучение характерологических особенностей.



    1

    24

    Особенности критического мышления. Самоанализ и самокритика.



    1

    25

    Мир эмоций.



    1

    26

    Антистрессовый практикум.



    1

    27

    Конструктивный конфликт.



    1

    28

    Навыки общения.


    1

    29

    Изучение ведущего канала восприятия информации.



    1

    30

    Цель и смысл жизни.


    1

    31

    Нравственные ценности человека.


    1

    32

    Самостоятельность и ответственность как важные факторы саморазвития.



    1

    33

    Развитие качеств самостоятельности и ответственности.



    1

    34-

    35


    Урок-конференция «Мои достижения».



    2




    Всего часов


    35