.RU

Программа «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе» 1 часть 2002 год


Никольский детский дом


ПРОГРАММА

«Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни

в современном обществе»

1 часть


2002 год


содержание


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ 5

Культура поведения: 5

Азбука общения 6

ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ 7

Жилище: 7

Одежда и обувь: 8

Питание: 8

ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ 9

Транспорт: 9

Торговля: 10

Связь: 10

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ 11

Личная гигиена: 11

Здоровье и медицинская помощь 12

Основы безопасности жизнедеятельности 13

^ ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 14

Социальное направление: 14

Истоки сексуальной культуры 15

Школа будущих родителей 15

Формирование нравственных представлений: 15

Ролевые игры и тренинги: 16

Игры, развивающие эмоциональную сферу детей: 16

^ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ 16

ЖИЗНЕННОЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 17

ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЫ И ЗАКОН 17

Ты и закон 17

Полезная экономика 18



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к Программе «Подготовка воспитанников детских домов к

самостоятельной жизни в современном обществе»


В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. С каждым днем растет количество детских домов и находящихся в них воспитанников, уже сейчас превышая послевоенный уровень.

У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников.

К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики. Недостаточная адаптированность воспитанников – следствие целого комплекса причин. Одна из основных – отсутствие государственной программы для детских домов. К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям (а для детского сада существует даже несколько вариативных программ). Таким образом, возникает противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в обществе и отсутствием государственных документов (стандартов), определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации.

Настоящая «Программа подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в обществе» и призвана (хотя бы временно) заполнить этот пробел.

Назначение программы – дать нормативный перечень основных тем,

определить важнейшие требования к знаниям и умениям

воспитанников, необходимых для их самостоятельной

жизни.


Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста (но может служить и ориентиром для дошкольного детского дома в целях обеспечения преемственности), как с нормальным интеллектом, так и воспитанников с задержкой развития или обучающихся по школьной программе VIII вида.

Содержание программы охватывает ряд ключевых направлений:

  1. Культура поведения и азбука общения

  2. Жилище, одежда, обувь, питание

  3. Транспорт, торговля, связь

  4. Личная гигиена, здоровье, ОБЖ

  5. Подготовка к семейной жизни

  6. Учреждения и организации

  7. Жизненное и профессиональное самоопределение

  8. Полезная экономика. Ты и закон.

Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.

В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах (специально выделены в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в жизнь детей в детском доме – уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.

Ориентировочное время освоения каждой части Программы – учебный год. Однако, учитывая индивидуальные различия воспитанников, степень их интеллектуальной развитости, а также то, что в детский дом попадают и 15-16 летние дети, через год уже выпускающиеся (следовательно, за этот год они должны получить полный объем материала) – возможны различные варианты прохождения Программы.

^ Первый вариант – последовательное прохождение материала год за годом, в течении трех лет. При необходимости повторяется ранее изученный материал. Этот вариант удобен для однородной (по возрасту и уровню развития) группе.

^ Второй вариант – воспитатель, учитывая особенности группы, готовит индивидуальный учебно-тематический план прохождения Программы на три года сразу. В этом случае уже в первый год от может раскрывать темы второго и третьего года обучения. Особенностью этого варианта является то, что воспитатель дифференцирует материал (набор тем, их сложность и т.д.) для разных подгрупп ( например – старшие-младшие, дети «N»-дети ЗПР и т.д.). По такому варианту удобнее работать с разнородными группами.

Часть тем, по предварительной договоренности, берет на себя психолог, врач, социальный работник и т.д.)

Порядок прохождения тем в течении учебного года жестко не фиксирован, однако (при первом варианте работы с Программой) к концу года должны быть отработаны все темы, при втором варианте – выполнен учебно-тематический план первого года обучения.

Для успешной реализации этих моментов возможна следующая технология работы с Программой.

В августе воспитатели групп готовят учебно-тематический план на основе данной Программы. План готовится один на группу, но в примечаниях к каждой теме указывается, кто из воспитателей за нее отвечает. Структура плана (адаптированного к условиям детского дома) проста. Вначале указывается месяц, затем расписывается, какие темы основных направлений будут изучаться в этом месяце с указанием напротив темы ответственного воспитателя к количеству учебных часов. Зная группу, воспитатель самостоятельно определяет количество часов на каждую тему (т.е. количество занятий). В идеале, эти часы должны быть расписаны – всего, теория, практика.

Воспитатели, работающие по второму варианту Программы, совместно составляют тематический план на три года.

Далее идет работа по выполнению учебно-тематического плана. Воспитатели проводят занятия, администрация контролирует качество обучения, уровень знаний и умений, степень выполнения Программы; организует методическую учебу и повышение квалификации.

В конце года воспитатели пишут отчет по результатам работы по Программе. Интересная форма промежуточного контроля знаний и умений учащихся – игровые занятия типа известных телевизионных игр (КВН, «Кто? Где? Когда?» и т.д.). Кроме того, качество работы по Программе видно и в процессе жизнедеятельности в детском доме: насколько воспитанники групп умеют общаться, поддерживать чистоту, ухаживать за одеждой, обувью.

Так как в Программе невозможно охватить все аспекты самостоятельной жизни в современном обществе, возможно выделение ряда занятий на дополнительные (факультативные) темы, особенно важные для конкретного детского дома, группы, отдельного воспитанника. И для оперативных корректировок основных тем программы необходимо в течение года после выпуска (и далее, если это возможно) – в первый месяц, через полгода, через год - проводить опрос выпускников: с какими проблемами они столкнулись в самостоятельной жизни, попросить проранжировать эти проблемы по степени сложности, спросить каких знаний и умений им не хватало для решения этих проблем. Организационно, такой опрос удобно проводить в ежегодный День встречи выпускников.

Предполагаемый результат работы с Программой – более высокий уровень социальной ориентации воспитанников.

При составлении данной Программы использовались следующие материалы:
^ КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ Культура поведения:
Темы:

  1. Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя

  2. Формы общения к старшим и сверстникам при встречи и расставании

  3. Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выражения
    благодарности.

4. Культура разговора со старшими и сверстниками

  1. Формы поздравления

  2. Культура речи при пользовании телефоном

  3. Этикет и манеры

  4. Общие правила поведения в общественных местах

Воспитанники должны знать:

Воспитанники должны уметь:



^ Азбука общения
Темы:

  1. Честность в отношении друг с другом

  2. Плохой хороший поступок в общении

  3. О дружбе и товариществе

Практические занятия:

  1. выполнение в процессе проживания правил общения с младшими,
    сверстниками, старшими (здороваться, прощаться, благодарить,
    оказывать помощь и заботу и т.д.).

  2. Организация специальной деятельности, направленной на помощь
    товарищам, заботу о малышах, больных и пожилых (операция «Добрый
    поступок», «Забота» и т.д.)

  3. Закрепление умения справедливо оценивать в общении свои поступки
    товарищей (игра «Оцени себя», «Мастерская поступков», «Что такое
    настоящая дружба», «Кого можно считать настоящим другом» и т.д.)

  4. Организация совместной учебной, игровой, художественной,
    спортивной и др. деятельности в «порах» (постоянного, смешанного
    и разнополого состава).

  5. Проведение вечерних самоотчетов и бесед в группе, с отдельными
    воспитанниками о своей деятельности, общении (что делали, чему
    новому научились, кому помогли, где поступили правили, что
    понравилось и т.д.).

^ Индивидуально - групповые инструктивные занятия:

  1. Правила самостоятельного регулирования отношений в общении с младшими, сверстниками, старшими и взрослыми.

  2. Как предупредить ссору, правила поведения в споре, как мы миримся.



^ ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ Жилище:

  1. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом; помещения и
    службы детского дома. Варианты квартир и подсобных помещений;
    виды отопления.

  2. Почтовый адрес и телефоны детского дома

Экскурсия — по детскому дому

Практические работы - заполнение почтовых адресов на конвертах

Воспитанники должны знать;

Воспитанники должны уметь:



^ Одежда и обувь:

  1. Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры

  2. Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения; чистка

  3. Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы;
    подготовка сезонной обуви к хранению.

Практические работы:

Воспитанники должны знать:



Воспитанники должны уметь;



Питание:

  1. Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие продуктов
    питания.

  2. Приготовление пищи. Завтрак (приготовление простых и
    комбинированных бутербродов, отваривание яиц; яичница;
    приготовление салата, винегрета, заваривание чая).

  3. Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила пользования и
    ухода за ними. Химические средства ухода

  4. Сервировка стола к завтраку.

Практические работы:

Воспитанники должны знать:

Воспитанники должны уметь:



^ ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ Транспорт:

  1. Проезд в детский дом из СПб (маршруты, виды транспорта)

  2. Правила поведения в транспорте и на улице.

  3. Правила дорожного движения.

Экскурсия - коллективные поездки в транспорте.

Воспитанники должны знать:

Воспитанники должны уметь:



Торговля:

  1. Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, их
    назначение.

  2. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах

Экскурсия в продовольственные магазины Воспитанники должны знать:

Воспитанники должны уметь:



Связь:

  1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон)

  2. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные
    переводы, телеграммы).

  3. Виды писем (заказное, с уведомлением, ценное и т.д.). Порядок
    отправки писем различных видов, стоимость пересылки, написание
    адреса на конвертах.

  4. Телеграф, виды телеграфных услуг, тарифы, заполнение телеграфных
    бланков.


Практические работы; экскурсии:

Воспитанники должны знать:

Воспитанники должны уметь;



^ ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ Личная гигиена:

  1. Правила личной гигиены

  2. Уход за волосами (мытье, прическа)

  3. Гигиена сна; гигиена выполнения домашних заданий

  4. Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних заданий)

  5. Твой внешний вид

Практические работы:


Воспитанники должны знать;

1 . Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета

  1. периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства
    борьбы с перхотью

  2. Правила освещения помещения, охраны зрения при чтении,
    выполнение домашних заданий, просмотра телепередач

  3. Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий


Воспитанники должны уметь:

1 . Выполнять утренние и вечерние туалеты

  1. Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь

  2. Соблюдать правила гигиены приготовления д./з., зрения, сна.

  3. Чистить зубы

  4. Следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид).
^ Здоровье и медицинская помощь

  1. мед. учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки их
    назначение. Работники мед. учреждений (врачи, мед. сестра, младший
    мед. персонал, регистраторы; работники аптеки).

  2. Виды мед. помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием,
    госпитализация. Вызов «Скорой помощи» и врач на дом.

Экскурсии в аптеку, поликлиники

Воспитанники должны иметь представление:


Воспитанники должны знать:


Воспитанники должны уметь;



^ Основы безопасности жизнедеятельности
Тематика:

  1. формирование умений и навыков ориентироваться в дорожной
    обстановке:

    1. переход через улицу

    2. правила обхода транспорта на остановке




  1. домашние опасности - электробытовые приборы

  2. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при загорании и
    пожаре. Порядок вызова пожарных. Пользование простейшими
    средствами пожаротушения.

  3. Благо и вред лекарств, средств бытовой химии. Отравление — первая
    помощь. Порядок вызова мед. помощи.

  4. Меры безопасности при общении с колюще - режущими предметами;
    первая помощь при травмах.

  5. Сохранность жилища — порядок вызова милиции

  6. Правила безопасного поведения во дворе (где можно, где нельзя
    играть, источники опасности во дворе - ЛЭП и т.д.).

  7. Как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр.

  8. Меры предосторожности при общении с животными.

  9. Меры по обеспечению безопасности личных вещей.

  10. Взаимодействия с неформальными группами; правила поведения с

  11. незнакомыми людьми

  12. Правила безопасной езды на велосипеде. Поведение на улице в грозу, туман, гололед, вечернее время.

  13. Съедобные дикорастущие растения (грибы, ягоды).

  14. Ядовитые растения и грибы, опасные насекомые и животные

  15. Как защититься от насекомых?

  16. Правила безопасного поведения на воде; на льду замерших водоемов

  17. Меры предосторожности во время грозы



Воспитанники должны знать:

Воспитанники должны уметь;



^ ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Социальное направление:

  1. Что такое семья,

  2. состав семьи,

  3. родственные отношения (мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка, тети, дяди и т.д.).

  4. Дальние или близкие родственники.

  5. Необходимость заботы и уважение к друг другу.

  6. Правила поведения в семье.

  7. Женщина - Дама, мужчина - Рыцарь.
^ Истоки сексуальной культуры

  1. Такой незнакомый «Я» (знакомство с человеческим телом — скелет,
    внутренние органы, системы жизнеобеспечения).

  2. Внешние различия мужчины и женщины (разница в строении тела,
    вторичные половые признаки).

  3. Беседы о зарождении новой жизни у растений, животного, человека

  4. Беседы о сущности беременности и бережном отношении к
    беременным, первые представления о родах.

  5. О дружбе мальчиков и девочек



^ Школа будущих родителей
«Уход за новорожденным ребенком»


  1. Предметы ухода за ребенком.

  2. Ежедневный уход за ребенком: умывание, обработка глаз ватным шариком; обработка носовых ходов ватными фитильками, обработка ушных раковин ватными жгутиками, уход за руками, подмывание, пеленание.

  3. Приготовление стерильного растительного масла, его использование для профилактики опрелости.

  4. Купание.


Основные навыки и умения:

  1. Знать как подготовиться к встрече новорожденного дома (предметы
    ухода, одежда).

  2. Уметь проводить утренний туалет ребенка — обработка глаз, носовых
    ходов, ушных раковин.

  3. Обработка пупочной ранки.

  4. Приготовление ванны для новорожденного, купание

  5. Правильно готовить стерилизованное растительное масло, порядок
    обработки кожных складок

  6. Правильно пеленать ребенка

  7. Правила подмывания ребенка

  8. Правила естественного вскармливания новорожденного
^ Формирование нравственных представлений:

  1. Сказки народов мира о любви (чтение)

  2. Человеческое тело — образец пропорции и красоты (репродукции
    известных картин, греческая, римская скульптура)

  3. Чтение и последующее обсуждение сказок, мифов, легенд народов
    мира о любви и семье:
^ Ролевые игры и тренинги:
1. Игры в семью, где каждый ребенок должен попеременно, в

зависимости от пола выполнять различные роли (ребенок станет братом, сестрой, мама, папа, тетя, дядя и т.д.) под руководством взрослого.

  1. Игры в несколько соседствующих семей для закрепления навыков
    взаимопомощи, взаимовыручки и умения общаться на уровне «Семей»
    (ходить в гости, дарить подарки, принимать гостей и т.д.)

  2. Игры девочек (у каждой девочки должна быть кукла, за которой она
    должна ухаживать) необходимо контролировать и корректировать
    поведение девочки «мамы».

  3. Игры мальчиков (военные, строительные с машинками и т.д.)
    необходимо участие в них мужчины или мальчиков.

  4. Игры, формирующие и закрепляющие в сознании детей эталоны
    мужественности и женственности.

  5. Игры, развивающие навыки этикета.

  6. Игры в семью, закрепляющие эталоны поведения мужчины и женщины
    в семье, навыки необходимые в семейном быту.

  7. Игры, воспитывающие взаимовыручку и взаимопонимание в семье

  8. Игры, развивающие умение понимать другого со всеми его
    личностными особенностями (сказки «Журавль и цапля», «Царевна -
    лягушка», «Аленький цветочек» и т.д.)



^ Игры, развивающие эмоциональную сферу детей:

  1. Тренинг по управлению эмоциями, усвоению навыков релаксации.

  2. Тренинг выражения чувств (словами, жестами, мимикой и т.д.).

  3. Игры, развивающие и закрепляющие навыки понимания и учета состояния другого человека.


^


УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМЫ:

Детские ясли, дет. сад, школа. Дом Культуры; библиотека - их назначение.


Экскурсия - Дом Культуры, библиотеку

Воспитанники должны знать:

Воспитанники должны уметь;



^ ЖИЗНЕННОЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ТЕМЫ:

  1. Твой режим дня

  2. Время богатство; друг и враг

  3. Можно ли планировать свою жизнь

  4. Твой жизненный план (первоначальные представления о дальнейшей
    учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.)

  5. Мир труда (основные группы и типы профессий)

  6. Интересы, склонности, задатки и способности

  7. Виды профессиональных учебных заведений.

Примерные формы работы:



^ ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЫ И ЗАКОН Ты и закон
Темы (вопросы для обсуждения):

  1. символы нашего государства

  2. как называется пост. Главы нашего государства

  3. структура органов власти в России (законодательная исполнительная,
    судебная власть).

  4. Что такое правовое, демократическое государство.

  5. Чем гордится Россия?

  6. Наша малая Родина

  7. Зачем нужно знать законы.

  8. Что такое правонарушение.

9. Зачем нужна милиция, суд, армия.
10. .Почему людей наказывают за правонарушения.


^ Полезная экономика
ТЕМЫ:

  1. Понятие бюджета в семье

  2. Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища,
    приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь
    родственникам).

  3. планирование расходов на день; две недели с учетом бюджета и
    состава семьи.

  4. Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и
    коммунальных услуг.

  5. Планирование крупных покупок.

Практические работы:

  1. Упражнение в планировании расходов на день, две недели (на конкретных примерах).

  2. Снятие показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанции.

  3. Планирование крупных покупок и оказание материальной помощи родственникам (на конкретных примерах).

Воспитанники должны знать:

  1. Основные статьи расходов в семье

  2. Правила учета расходов

  3. Порядок расчета квартплаты

  4. Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг
    телеграфа.

  5. Порядок планирования крупных покупок

  6. Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т.д.


Воспитанники должны уметь:

  1. Подсчитывать расходы

  2. Планировать расходы на день, две недели

  3. Стоимость показания счетчика, подсчитывать стоимость
    израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции

  4. Оплачивать коммунальные и др. платежи

  5. Планировать крупные покупки.






programma-proforientacionnogo-kursa-dlya-srednej-shkoli-osnovnie-zadachi-kursa-povishenie-urovnya-informirovannosti-o-socialno-ekonomicheskoj-situacii-i-tendencii-na-rinke-truda.html
programma-programma-rasshireniya-4-ch-v-nedelyu.html
programma-programmi-zanyatij-po-interesam-fakultativnih-zanyatij-i-kursov-po-viboru-dlya-uchashihsya-2-10-klassov.html
programma-prohozhdeniya-proizvodstvennoj-praktiki-dlya-studentov-specialnosti-dokumentovedenie-i-informacionnoe.html
programma-proizvodstvenno-tehnologicheskoj-praktiki-studentov-po-napravleniyu-230100-62-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika-moskva-200.html
programma-proizvodstvennoj-pedagogicheskoj-praktiki-studentov-iv-kursa-stranica-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-rossii-7-klass-kultura-rossii-seredini-vtoroj-polovini-xviii-veka-obrazovanie-i-nauka.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2009-2010-uchebnij-god-vvedenie-str-1-glava-i-teoreticheskie-osnovi-ekologicheskogo-vospitaniya-v-shkole.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/alevtina-pecherskaya-pravoslavnie-kolduni.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-izuchit-ustrojstvo-raketnogo-dvigatelya-i-ponyat-princip-ego-raboti-opisat-istoriyu-razvitiya-raketostroeniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-nauchnih-rabot-molodih-uchenih-privolzhskogo-federalnogo-okruga.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-tradicionnoj-lizhnoj-estafeti-na-priz-glavi-katav-ivanovskogo-municipalnogo-rajona-celi.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-ochen-lyubveobilnie-bogini-trina-robbins.html
  • spur.bystrickaya.ru/material-k-lekciyam-po-is-rol-informacii-v-upravlenii-ekonomicheskimi-obektami.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/akcionernoe-obshestvo-chast-2.html
  • education.bystrickaya.ru/-malcev-sergej-aleksandrovich-2003-vse-prava-zashisheni-stranica-22.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-8-obyazatelstva-po-sovmestnoj-deyatelnosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-opd-f-07.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sozdanie-izdelij-iz-tekstilnih-i-podelochnih-materialov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-osnovnogo.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-ekonomicheskih-uchenij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/religioznie-verovaniya-egipta-predislovie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-russkomu-yaziku.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vot-idet-muchenica-carica-aleksandra.html
  • exam.bystrickaya.ru/vagner-va-vozniknovenie-i-razvitie-psihicheskih-sposobnostej-vip-7-evolyuciya-psihicheskih-sposobnostej-po-chistim-i-smeshannim-liniyam-l-1928-s-35.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-istoriya-poyavleniya-i-razvitiya-vichislitelnoj-tehniki-vt.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-ustojchivogo-razvitiya-v-strategii-gradostroitelstva-francii-05-23-22-gradostroitelstvo-planirovka-selskih-naselyonnih-punktov.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhenedelnaya-informaciya-o-situacii-na-rinke-truda-respubliki-buryatiya-na-28-fevralya-2012goda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/institut-gumanitarnogo-obrazovaniya-i-informacionnih-tehnologij.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-2-kursa-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-finansi-i-kredit.html
  • college.bystrickaya.ru/070000-kultura-i-iskusstvo-realizuyushih-obrazovatelnie-programmi-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-na.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nash-opit-lecheniya-lozhnih-sustavov-plechevoj-kosti-s-primeneniem-himotripsina-uzbekskij-nii-travmatologii-i-ortopedii-stranica-60.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-pulsa-stranica-6.html
  • report.bystrickaya.ru/i-arhivnie-materiali-arhiv-vneshnej-politiki-rossijskoj-imperii-istoriko-dokumentalnij-departament-mid-rf-dalee-avpri-stranica-12.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kartinka-57-matfej-chto-zhe-tam-naverhu-ili-vsya-pravda-o-carstve-na-nebe-dmitrij-bajda-elena-lyubimova.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-9-gosudarstvennaya-sluzhba-i-gosudarstvennie-sluzhashie-administrativnoe-pravo-ukraini.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-dejstviya-lichnogo-sostava-pri-privedenii-formirovanij-go-v-gotovnost.html
  • crib.bystrickaya.ru/izmenenie-lichnostnoj-istorii-predislovie.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhoari-blm-berud-ksptk-ou-badarlamalarin-ske-asiratin-blm-beru-jimdarina-oua-abildaudi-lglk-aidalari-talapker-2016.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-1-annotaciya-vknigu-voshli-pervij-i-vtoroj-toma-romana-vojna-i-mir-stranica-8.html
  • school.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-v-kreditnih-organizaciyah-chast-26.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-referatov-dlya-studentov-fbfo-dlya-otcheta-po-oznakomitelnoj.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/risunok-56-polnij-kurs-dzhek-shvager-perevod-s-anglijskogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.