.RU

Программа подготовки: Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии Квалификация (степень) выпускника: магистр




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (ИЭЭ)
___________________________________________________________________________________________________________


Направление подготовки: 140400 Электроэнергетика и электротехника

Программа подготовки: Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«НЕТРАДИЦИОННАЯ энергетика»



Цикл:

профессиональный




^ Часть цикла:

по выбору




№ дисциплины по учебному плану:

М.2.8.а




^ Часов (всего) по учебному плану:

180




Трудоемкость в зачетных единицах:

5

2 семестр

Лекции

18 час

2 семестр

Практические занятия




2 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

162 час




Зачет




2 семестр



Москва - 2011

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью дисциплины является:

-умение чётко различать невозобновляемые, возобновляемые (ВИЭ) и нетрадиционные (НИЭ) источники энергии,

-выполнение расчётов по оценке потенциала основных категорий энергоресурсов ВИЭ,

-использование специального информационнного и программного обеспечения в области комплексного использования ВИЭ и НИЭ в системах централизованного и децентрализованного (автономного) энергоснабжения.


^ По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:



Задачами дисциплины являются:


^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла М/2 основной образовательной программы подготовки магистров по профилю "Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии" направления 140400 "Электроэнергетика и электротехника".

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах:

Основное энергетическое оборудование установок нетрадиционной и возобновляемой энергетики, теоретические основы электротехники, промышленная электроника, электроснабжение.

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении магистерской выпускной квалификационной работы.

^ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:


Знать:


Уметь:



Владеть:


^ 4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы, 180 часов.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Основы возобновляемых источников энергии

10

2

1







9

текущий опрос



Схемы преобразования возобновляемой энергии

20

2

2







18

текущий опрос



Солнечное излучение

20

2

2







18

текущий опрос



Фотоэлектрическая генерация

20

2

2







18

текущий опрос



Ветроэнергетика

58

2

6







52

текущий опрос



Энергия волн

10

2

1







9

текущий опрос



Энергия тепла океана

10

2

1







9

текущий опрос



Энергия приливов

20

2

2







18

текущий опрос



Геотермальная энергия

10

2

1







9

текущий опрос




Зачет

2

2







2

устный




Итого:

180




18







162






^ 4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции:

1. Основы возобновляемых источников энергии

Определения возобновляемых источников энергии и невозобновляемых источников энергии. Первоисточники энергии. Интенсивность и периодичность действия возобновляемых источников энергии. Ресурсы возобновляемых источников энергии для создания комфортных условий жизни для населения России.

2. Схемы преобразования возобновляемой энергии

Блок-схемы преобразования энергии. Особенности пяти схем согласования возобновляемых источников энергии с потребителями. Известные виды источников с использованием электрических генераторов переменного или постоянного тока и источников с выходом только на постоянном токе. Топливные элементы.

3.Солнечное излучение

Излучение, плотность потока излучения, спектральная плотность потока излучения. Составляющие излучения. Тепловой баланс Земли. Сезонные, суточные и погодные изменения облученности. Ориентация приемной площадки относительно солнца (угол наклона, азимут и угол падения, их влияние на облучённость приемника). Башенные солнечные электростанции. Оценка кратности концентрации солнечного излучения. Электростанции с солнечными прудами. Цикл Карно. Цикл Ренкина. Цикл Ренкина - Брайтона. Технико-экономическое сравнение типов солнечных электростанций.

4. Фотоэлектрическая генерация

Фотоэлектрическая генерация энергии. Вольт - амперные характеристики солнечного элемента Схема замещения солнечного элемента. Солнечные батареи и их вольт - амперные характеристики. Условие отбора максимума мощности солнечного элемента. Схема согласования солнечной батареи с потребителями. Параметры основных материалов солнечных элементов. Теплофотовольтаический эффект.

5. Ветроэнергетика

Общие сведения. Повторяемость скорости ветра и распределение годовой удельной энергии ветра. Основные типы ВЭУ. Классификация ветроустановок. Коэффициент торможения воздушного потока, коэффициент мощности ветроколеса (критерий Жуковского - Бетца). Зависимость коэффициент мощности ветроколеса от коэффициента торможения потока. Лобовое давление на ветороколесо и коэффициент лобового давления. Крутящий момент ветроколеса и коэффициент крутящего момента ветроколеса. Коэффициент быстроходности ветроколеса и зависимость от него коэффициента крутящего момента и коэффициента мощности (для ветроколес с высоким и низким геометрическим заполнением). Взаимосвязь сечений воздушного потока через ветроколесо. Векторы аэродинамических сил и скоростей в сечении лопасти. Зависимость режимов ветроустановок по мощности от скорости ветра и от числа оборотов ветроколеса (последовательность построения P=f(Uo)). Принцип работы ротора Дарье и сравнение его по эффективности с обычным ветроколесом. Эффективность ветроустановок с двумя соосными ветроколесами. ВЭУ с использованием лобового сопротивления. Сравнение подъемной силы лопасти (крыла) и эффекта Магнуса. Варианты схем исполнения ВЭУ с машинами переменного тока (с асинхронной машиной, синхронной машиной и асинхронизированной синхронной машиной, их мощности и моменты на валу). Вращающееся поле и мощность трёхфазной машины переменного тока. Вращающееся поле и мощность двухфазной машины переменного тока. Уравнения (Парка-Горева) машин переменного тока ВЭУ. Асинхронная машина в ВЭУ (токи, мощности и момент на валу). Регулирование скорости вращения асинхронной машины. Асинхронизированная синхронная машина - АСМ (токи, мощности и момент на валу). Схема соединения АСМ в ВЭУ. Синхронная машина в ВЭУ (токи, мощности и момент на валу).

6. Энергия волн

Волновое движение. Энергия и мощность волн. Устройства для преобразования энергии волн.

7.Энергия тепла океана

Использование низкопотенциальной тепловой энергии. Оценка эффективности электростанции с использованием тепловой энергии океана.

8.Энергия приливов

Причины возникновения приливов. Усиление приливов. Энергия приливов. Мощность приливных течений. Мощность подъема воды. Сизигийные и квадратурные приливы. Принцип действия и график выдаваемой мощности приливной электростанцией.

9.Геотермальная энергия

Характерные зоны и основные места концентрации геотермальной энергии Земли. Использование геотермальных ресурсов.


^ 4.2.2. Практические занятия:

Практические занятия учебным планом не предусмотрены

4.3. Лабораторные работы

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены


^ 4.4. Расчетные задания:

Расчетные задания учебным планом не предусмотрены

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы:

Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен

^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме традиционных лекций. с использованием презентаций и видео роликов. Используются видеофильмы и видеоматериалы, размещенные на сайтах организаций, ведущих проектирование и эксплуатацию энергетических установок на основе ВИЭ.

Самостоятельная работа включает подготовку к устным опросам и к зачету.

^ 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются устный опрос,.

Аттестация по дисциплине – зачет.

Оценка за освоение дисциплины, определяется как 0,4* (среднеарифметическая оценка за опросы по лекционным материалам) + 0,6* оценку на зачете.

В приложение к диплому вносится оценка 2 семестра.

^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Расчет ресурсов ветровой энергии./ В.И. Виссарионов, В.А. Кузнецова, Н.К. Малинин, Г.В. Дерюгина, Д.Е. Шван. Под ред. В.И. Виссарионова.-М.: Изд-во МЭИ,1997. 32 с.

  2. Расчет ресурсов солнечной энергии./ В.И. Виссарионов, Г.В. Дерюгина. С.В. Кривенкова, В.А. Кузнецова, Н.К. Малинин. Под ред. В.И. Виссарионова. - М.: Изд-во МЭИ,1998. 61 с.

  3. Технико-экономические характеристики солнечной энергетики на основе фотоэлектрических энергоустановок (справочные материалы)./ В.И. Виссарионов, В.В. Бояркин. Г.В. Дерюгина, В.А. Кузнецова, Н.К. Малинин. Под ред. В.И. Виссарионова. - М.: Изд-во МЭИ,1997. 56 с.

  4. Технико-экономические характеристики ветроэнергетики (справочные материалы)./ В.И. Виссарионов, Г.В. Дерюгина, В.А. Кузнецова, В.Л. Лебедь, Н.К. Малинин. Под ред. В.И. Виссарионова. - М.: Изд-во МЭИ,1997. 132 с.

  5. Твайделл Дж., Уэйр А. Возобновляемые источники энергии: Пер. с англ. - М.:Энергоатомиздат,1990,392 с.

  6. Экологические аспекты возобновляемых источников энергии. / В.И. Виссарионов, Л.А. Золотов -М.: Изд-во МЭИ,1996.-156 с.

  7. Обрезков В.И. Возобновляемые нетрадиционные источники электроэнергии. М.: МЭИ,1987.-72 с.

  8. Непорожний П.С., Обрезков В.И. Введение в специальность: Гидроэлектроэнергетика: Учеб. пособие для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Энергоатомиздат,1990.-352 с.

б) дополнительная литература:

  1. Никитин, О. Ф. Надежность, диагностика и эксплуатация гидропривода мобильных объектов. /Курс лекций с решением примеров : учебное пособие для вузов по направлению 150800 "Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника" специальности 150802 "Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика" / – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007

  2. Гойдо, М. Е. Проектирование объемных гидроприводов / М. Е. Гойдо . – М. : Машиностроение, 2009


^ 7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

www.rusgidro.ru

б) другие:

1. Программно-информационный комплекс «Малые гидроэлектростанции». Авторы: В.А. Вуколов, Г.В. Дерюгина, В.М. Илларионов, Н.К. Малинин.

2. Специализированная база данных по малой гидроэнергетике кафедры НВИЭ ИЭЭ МЭИ (ТУ). Авторы: Г.В. Дерюгина, Н.К. Малинин, Рыжов А.А.

3. Программно-информационный комлекс «Ветроэнергетика». Авторы: Дерюгина Г.В., Пугачев Р.В.

4. Специализированная база данных кафедры НВИЭ по ветровой энергетике. Авторы: Н.К. Малинин, Р.В. Пугачев.

5. Специализированная база данных кафедры НВИЭ по солнечной энергетике. Авторы: Н.К. Малинин, А.Н. Бурмистров.


^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходима учебная аудитория, оснащенная мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и магистрской программе «Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии».


ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

д.т.н., профессор Цгоев Р.С.


"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой НВИЭ

д.т.н., профессор Мисриханов М.Ш.

programma-provedeniya-konsultacionno-prakticheskogo-seminara-na-temu.html
programma-provedeniya-kruglogo-stola-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-sredstv-svyazi-sverdlovskoj-oblasti-i-goroda-ekaterinburga.html
programma-provedeniya-meropriyatij-v-ramkah-poznavatelnogo-proekta-zelenij-kaktus.html
programma-provedeniya-mezhdunarodnogo-seminara-a-d-prohorovu-ish-2046-0799.html
programma-provedeniya-mezhdunarodnoj-olimpiadi-po-intellektualnoj-sobstvennosti-dlya-starsheklassnikov-sentyabr-2011-maj-2012.html
programma-provedeniya-nedeli-anglijskogo-yazika.html
  • desk.bystrickaya.ru/pismennaya-rabota-3-praktikum-po-analizu-hudozhestvennogo-proizvedeniya-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-pismennih-rabot.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tretij-arkan-sablej-i-mandibuloj-bernard-verber.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-algebra-i-geometriya-rekomenduetsya-dlya-napravlenij-podgotovki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-gosduma-rf-monitoring-smi-17-marta-2006-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-v-povorot-1942-god-genri-liddel-vtoraya-mirovaya-vojna.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-soberi-i-prochitaj-poslovicu-poslovici-kurilshik-sam-sebe-mogilshik-tabak-i-verzilu-svedet-v-mogilu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/studentam-spbgu-sdelali-isklyuchenie-v-poluchenii-gosudarstvennih-kreditov-na-obrazovanie.html
  • credit.bystrickaya.ru/planirovaniya-lipeckoj-oblasti-stranica-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sergeya-mihajlovicha-glagoleva-aleksandra-mihajlovicha-bezobrazova.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-rekomendacii-ogranichenie-vozdejstvij-tehnologicheskogo-processa-i-sistem-inzhenernogo-oborudovaniya-zashita-ot-atmosfernih-osadkov-i-gruntovih-vod-stranica-6.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tehnologiya-prigotovleniya-molochnih-supov.html
  • report.bystrickaya.ru/informaciya-o-postuplenii-pechatnih-izdanij-v-dumu-astrahanskoj-oblasti-v-avguste-2011-goda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-dlya-studentov-bgsha-specialnosti-1-25-01-10-kommercheskaya-deyatelnost-specializacii-1-25-01-10-17-kommercheskaya-deyatelnost-v-apk.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uvazhaemij-kollega-obespechenie-informacionnoj-podderzhki-vnedreniya-innovacionnoj-sistemi-fizicheskogo-vospitaniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vtoroe-zasedanie-dokladi-mezhdunarodnogo-simpoziuma-znanie-i-obshestvo-rukovoditel-i-t-kasavin.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kollektivnij-dogovor-mezhdu-letnim-sostavom-aviakompanii-kontinental-ejrlajns-i-rukovodstvom-aviakompanii-kontinental-ejrlajns.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadacha-11-najti-dva-chisla-znaya-chto-ih-summa-ravna-20-a-proizvedenie-96.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-programmi-realizuemie-obrazovatelnim-uchrezhdeniem-v-nachalnoj-shkole-po-obrazovatelnomu-urovnyu-bazovie.html
  • grade.bystrickaya.ru/nacionalnoj-akademii-nauk-belarusi-po-kartofelevodstvu-i-plodoovoshevodstvu-respublikanskoe-nauchno-proizvodstvennoe-dochernee-unitarnoe-predpriyatie-institut-plodovodstva.html
  • writing.bystrickaya.ru/brendi-kak-novaya-religiya.html
  • books.bystrickaya.ru/drugoe-tv-pervij-kanal-novosti-14-06-2006-neroznak-vsevolod-09-00-14.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zasedaniya-obshestvennogo-soveta-po-zashite-prav-pacientov-pri-upravlenii-roszdravnadzora-po-krasnodarskomu-krayu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iii-poslaniya-sloyam-naseleniya-bbk-8642.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-polozhenie-ob-oplate-truda-rabotnikov-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-41-dalee-polozhenie-predusmatrivaet.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-4-obosnovanie-resursnogo-obespecheniya-programmi-pravitelstvo-stavropolskogo-kraya-postanovlenie-ot-20.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-kachestvo-podgotovki-specialistov-1-organizacionno-pravovaya-deyatelnost-6.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5perehod-fedor-berezin.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-4-g-bajmaka-municipalnogo-rajona-bajmakskij-rajon-respubliki-bashkortostan-stranica-7.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-strugackij-ulitka-na-sklone.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervaya-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnoe-posobie-k-snip-08-01-89-otoplenie-i-ventilyaciya-zhilih-zdanij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/httpwww-fcpk-rucatalog-aspxcatalogid4085.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kto-vinovat-teternikov-lev-tantra-iskusstvo-lyubit.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/naznachenie-elementov-processora-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-ugolovnoe-pravo-dlya-nalogov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.