Программа подготовки: Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии Квалификация (степень) выпускника: магистр
.RU

Программа подготовки: Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии Квалификация (степень) выпускника: магистр




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (ИЭЭ)
___________________________________________________________________________________________________________


Направление подготовки: 140400 Электроэнергетика и электротехника

Программа подготовки: Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«НЕТРАДИЦИОННАЯ энергетика»



Цикл:

профессиональный




^ Часть цикла:

по выбору




№ дисциплины по учебному плану:

М.2.8.а




^ Часов (всего) по учебному плану:

180




Трудоемкость в зачетных единицах:

5

2 семестр

Лекции

18 час

2 семестр

Практические занятия




2 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

162 час




Зачет




2 семестр



Москва - 2011

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью дисциплины является:

-умение чётко различать невозобновляемые, возобновляемые (ВИЭ) и нетрадиционные (НИЭ) источники энергии,

-выполнение расчётов по оценке потенциала основных категорий энергоресурсов ВИЭ,

-использование специального информационнного и программного обеспечения в области комплексного использования ВИЭ и НИЭ в системах централизованного и децентрализованного (автономного) энергоснабжения.


^ По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:



Задачами дисциплины являются:


^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла М/2 основной образовательной программы подготовки магистров по профилю "Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии" направления 140400 "Электроэнергетика и электротехника".

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах:

Основное энергетическое оборудование установок нетрадиционной и возобновляемой энергетики, теоретические основы электротехники, промышленная электроника, электроснабжение.

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении магистерской выпускной квалификационной работы.

^ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:


Знать:


Уметь:



Владеть:


^ 4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы, 180 часов.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Основы возобновляемых источников энергии

10

2

1







9

текущий опрос



Схемы преобразования возобновляемой энергии

20

2

2







18

текущий опрос



Солнечное излучение

20

2

2







18

текущий опрос



Фотоэлектрическая генерация

20

2

2







18

текущий опрос



Ветроэнергетика

58

2

6







52

текущий опрос



Энергия волн

10

2

1







9

текущий опрос



Энергия тепла океана

10

2

1







9

текущий опрос



Энергия приливов

20

2

2







18

текущий опрос



Геотермальная энергия

10

2

1







9

текущий опрос




Зачет

2

2







2

устный




Итого:

180




18







162






^ 4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции:

1. Основы возобновляемых источников энергии

Определения возобновляемых источников энергии и невозобновляемых источников энергии. Первоисточники энергии. Интенсивность и периодичность действия возобновляемых источников энергии. Ресурсы возобновляемых источников энергии для создания комфортных условий жизни для населения России.

2. Схемы преобразования возобновляемой энергии

Блок-схемы преобразования энергии. Особенности пяти схем согласования возобновляемых источников энергии с потребителями. Известные виды источников с использованием электрических генераторов переменного или постоянного тока и источников с выходом только на постоянном токе. Топливные элементы.

3.Солнечное излучение

Излучение, плотность потока излучения, спектральная плотность потока излучения. Составляющие излучения. Тепловой баланс Земли. Сезонные, суточные и погодные изменения облученности. Ориентация приемной площадки относительно солнца (угол наклона, азимут и угол падения, их влияние на облучённость приемника). Башенные солнечные электростанции. Оценка кратности концентрации солнечного излучения. Электростанции с солнечными прудами. Цикл Карно. Цикл Ренкина. Цикл Ренкина - Брайтона. Технико-экономическое сравнение типов солнечных электростанций.

4. Фотоэлектрическая генерация

Фотоэлектрическая генерация энергии. Вольт - амперные характеристики солнечного элемента Схема замещения солнечного элемента. Солнечные батареи и их вольт - амперные характеристики. Условие отбора максимума мощности солнечного элемента. Схема согласования солнечной батареи с потребителями. Параметры основных материалов солнечных элементов. Теплофотовольтаический эффект.

5. Ветроэнергетика

Общие сведения. Повторяемость скорости ветра и распределение годовой удельной энергии ветра. Основные типы ВЭУ. Классификация ветроустановок. Коэффициент торможения воздушного потока, коэффициент мощности ветроколеса (критерий Жуковского - Бетца). Зависимость коэффициент мощности ветроколеса от коэффициента торможения потока. Лобовое давление на ветороколесо и коэффициент лобового давления. Крутящий момент ветроколеса и коэффициент крутящего момента ветроколеса. Коэффициент быстроходности ветроколеса и зависимость от него коэффициента крутящего момента и коэффициента мощности (для ветроколес с высоким и низким геометрическим заполнением). Взаимосвязь сечений воздушного потока через ветроколесо. Векторы аэродинамических сил и скоростей в сечении лопасти. Зависимость режимов ветроустановок по мощности от скорости ветра и от числа оборотов ветроколеса (последовательность построения P=f(Uo)). Принцип работы ротора Дарье и сравнение его по эффективности с обычным ветроколесом. Эффективность ветроустановок с двумя соосными ветроколесами. ВЭУ с использованием лобового сопротивления. Сравнение подъемной силы лопасти (крыла) и эффекта Магнуса. Варианты схем исполнения ВЭУ с машинами переменного тока (с асинхронной машиной, синхронной машиной и асинхронизированной синхронной машиной, их мощности и моменты на валу). Вращающееся поле и мощность трёхфазной машины переменного тока. Вращающееся поле и мощность двухфазной машины переменного тока. Уравнения (Парка-Горева) машин переменного тока ВЭУ. Асинхронная машина в ВЭУ (токи, мощности и момент на валу). Регулирование скорости вращения асинхронной машины. Асинхронизированная синхронная машина - АСМ (токи, мощности и момент на валу). Схема соединения АСМ в ВЭУ. Синхронная машина в ВЭУ (токи, мощности и момент на валу).

6. Энергия волн

Волновое движение. Энергия и мощность волн. Устройства для преобразования энергии волн.

7.Энергия тепла океана

Использование низкопотенциальной тепловой энергии. Оценка эффективности электростанции с использованием тепловой энергии океана.

8.Энергия приливов

Причины возникновения приливов. Усиление приливов. Энергия приливов. Мощность приливных течений. Мощность подъема воды. Сизигийные и квадратурные приливы. Принцип действия и график выдаваемой мощности приливной электростанцией.

9.Геотермальная энергия

Характерные зоны и основные места концентрации геотермальной энергии Земли. Использование геотермальных ресурсов.


^ 4.2.2. Практические занятия:

Практические занятия учебным планом не предусмотрены

4.3. Лабораторные работы

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены


^ 4.4. Расчетные задания:

Расчетные задания учебным планом не предусмотрены

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы:

Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен

^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме традиционных лекций. с использованием презентаций и видео роликов. Используются видеофильмы и видеоматериалы, размещенные на сайтах организаций, ведущих проектирование и эксплуатацию энергетических установок на основе ВИЭ.

Самостоятельная работа включает подготовку к устным опросам и к зачету.

^ 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются устный опрос,.

Аттестация по дисциплине – зачет.

Оценка за освоение дисциплины, определяется как 0,4* (среднеарифметическая оценка за опросы по лекционным материалам) + 0,6* оценку на зачете.

В приложение к диплому вносится оценка 2 семестра.

^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Расчет ресурсов ветровой энергии./ В.И. Виссарионов, В.А. Кузнецова, Н.К. Малинин, Г.В. Дерюгина, Д.Е. Шван. Под ред. В.И. Виссарионова.-М.: Изд-во МЭИ,1997. 32 с.

  2. Расчет ресурсов солнечной энергии./ В.И. Виссарионов, Г.В. Дерюгина. С.В. Кривенкова, В.А. Кузнецова, Н.К. Малинин. Под ред. В.И. Виссарионова. - М.: Изд-во МЭИ,1998. 61 с.

  3. Технико-экономические характеристики солнечной энергетики на основе фотоэлектрических энергоустановок (справочные материалы)./ В.И. Виссарионов, В.В. Бояркин. Г.В. Дерюгина, В.А. Кузнецова, Н.К. Малинин. Под ред. В.И. Виссарионова. - М.: Изд-во МЭИ,1997. 56 с.

  4. Технико-экономические характеристики ветроэнергетики (справочные материалы)./ В.И. Виссарионов, Г.В. Дерюгина, В.А. Кузнецова, В.Л. Лебедь, Н.К. Малинин. Под ред. В.И. Виссарионова. - М.: Изд-во МЭИ,1997. 132 с.

  5. Твайделл Дж., Уэйр А. Возобновляемые источники энергии: Пер. с англ. - М.:Энергоатомиздат,1990,392 с.

  6. Экологические аспекты возобновляемых источников энергии. / В.И. Виссарионов, Л.А. Золотов -М.: Изд-во МЭИ,1996.-156 с.

  7. Обрезков В.И. Возобновляемые нетрадиционные источники электроэнергии. М.: МЭИ,1987.-72 с.

  8. Непорожний П.С., Обрезков В.И. Введение в специальность: Гидроэлектроэнергетика: Учеб. пособие для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Энергоатомиздат,1990.-352 с.

б) дополнительная литература:

  1. Никитин, О. Ф. Надежность, диагностика и эксплуатация гидропривода мобильных объектов. /Курс лекций с решением примеров : учебное пособие для вузов по направлению 150800 "Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника" специальности 150802 "Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика" / – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007

  2. Гойдо, М. Е. Проектирование объемных гидроприводов / М. Е. Гойдо . – М. : Машиностроение, 2009


^ 7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

www.rusgidro.ru

б) другие:

1. Программно-информационный комплекс «Малые гидроэлектростанции». Авторы: В.А. Вуколов, Г.В. Дерюгина, В.М. Илларионов, Н.К. Малинин.

2. Специализированная база данных по малой гидроэнергетике кафедры НВИЭ ИЭЭ МЭИ (ТУ). Авторы: Г.В. Дерюгина, Н.К. Малинин, Рыжов А.А.

3. Программно-информационный комлекс «Ветроэнергетика». Авторы: Дерюгина Г.В., Пугачев Р.В.

4. Специализированная база данных кафедры НВИЭ по ветровой энергетике. Авторы: Н.К. Малинин, Р.В. Пугачев.

5. Специализированная база данных кафедры НВИЭ по солнечной энергетике. Авторы: Н.К. Малинин, А.Н. Бурмистров.


^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходима учебная аудитория, оснащенная мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и магистрской программе «Энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии».


ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

д.т.н., профессор Цгоев Р.С.


"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой НВИЭ

д.т.н., профессор Мисриханов М.Ш.

programma-provedeniya-konsultacionno-prakticheskogo-seminara-na-temu.html
programma-provedeniya-kruglogo-stola-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-sredstv-svyazi-sverdlovskoj-oblasti-i-goroda-ekaterinburga.html
programma-provedeniya-meropriyatij-v-ramkah-poznavatelnogo-proekta-zelenij-kaktus.html
programma-provedeniya-mezhdunarodnogo-seminara-a-d-prohorovu-ish-2046-0799.html
programma-provedeniya-mezhdunarodnoj-olimpiadi-po-intellektualnoj-sobstvennosti-dlya-starsheklassnikov-sentyabr-2011-maj-2012.html
programma-provedeniya-nedeli-anglijskogo-yazika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-8-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000.html
  • occupation.bystrickaya.ru/napisana-eta-kniga-stranica-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolodkina-n-b-uchitel-mou-sosh-154realizaciya-deyatelnostnogo-podhoda-v-vospitatelnom-processe.html
  • report.bystrickaya.ru/graficheskaya-chast-kursovogo-proekta.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-o-rukovoditelya-apparata-gubernatora-i-pravitelstva-kamchatskogo-kraya-r-k-nizamiev.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zamestitel-upravlyayushego-delami-prezidenta-rossijskoj-federacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sud-i-delo-grazhdanskoe.html
  • urok.bystrickaya.ru/posobie-dlya-vospitatelya-detskogo-sada-moskva-prosveshenie-1978-stranica-11.html
  • credit.bystrickaya.ru/pedagogi-mdou-ds-312-stengazeta-informacionno-metodicheskij-centr-zheleznodorozhnogo-rajona-g-ekaterinburga.html
  • shkola.bystrickaya.ru/reklama-v-pechatnih-smi-kto-segodnya-formiruet-auditorii.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-kursu-sociologiya-sporta-struktura-disciplini.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-vnutrennej-sredi-organizacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-russkomu-yaziku-dlya-uchashihsya-9-klassov-sekreti-horoshej-rechi.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-nodn-nachalnik-sverdlovskoj-zheleznoj-dorogi-filiala-oao-rzhd.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kirpichik.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kongressnoj-chasti-iii-go-innovacionnogo-foruma-gosudarstvennoj-korporacii-rosatom.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliotekar-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mesta-pamyati-pera-nora-chi-mesta-chya-pamyat.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voznagrazhdenie-za-svobodnoe-vosproizvedenie-fonogramm-i-audiovizualnih-proizvedenij-v-lichnih-celyah.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabota-s-roditelyami-kompleksnij-plan-raboti-na-2011-2012-uchebnij-god-nizhnij-novgorod-2011-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-territorialnoe-polozhenie-obzor-rinkov-godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-tverskie-kommunalnie-sistemi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pol-moria.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-11-obstoyatelstva-isklyuchayushie-prestupnost-deyaniya-metodicheskie-rekomendacii-dlya-podgotovki-k-seminarskim.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ispolzuemie-ponyatiya-oboznacheniya-i-sokrasheniya-uchebnij-plan-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-rabota-s-bumagoj-kollazh-dikie-zhivotnie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7--oktyabrskij-rajon-reshenie-ot-24-06-2009.html
  • studies.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-istorii-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran-ocp-3-gruppa.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-matematicheskogo-modelirovaniya-specializacii-i-sochetaniya-otraslej-selskohozyajstvennogo-predpriyatiya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3chernaya-korona-vse-bistree-narastaet-poznanie-v-sovremennom-mire-obrisovivaetsya-tochnejshaya-vzaimosvyaz.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/organizaciya-ucheta-i-kontrolya-realizacii-gotovoj-produkcii-i-analiz-finansovih-rezultatov-ot-realizacii.html
  • school.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-grazhdanskaya-sluzhba-novosibirskoj-oblasti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kriterii-ekspertizi-i-urovnevie-shkali-ocenki-vnutrishkolnoj-sistemi-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya-stranica-5.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-ledovaya-razvedka-mihalenko-k-f-nebo-stoit-vernosti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-effektivnosti-investicionnogo-proekta-stroitelstva-zhilogo-doma-v-g-volgograde-chast-5.html
  • education.bystrickaya.ru/311-spisok-osnovnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-filosofiya-dlya-specialnostej-istoriya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.