.RU

Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди школьников общеобразовательных школ. 9 Тема 9




ННЦ наркологии МЗ РФ


Фонд «Система профилактических программ»




Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский





Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

среди детей и подростков


Москва 2003




ОГЛАВЛЕНИЕ



Профилактика угрозы девальвации 5

Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди школьников общеобразовательных школ. 9

Тема 1. 9

Тема 2. 29

Тема 3. 38

Тема 4. 53

Тема 5. 66

Тема 6. 73

Тема 7. 78

Тема 8. 90

Основные понятия и термины 93
^ Профилактика угрозы девальвации


Необходимый барьер


Доказано: наиболее эффективным путем борьбы с наркоэпидемией является профилактика. Именно она позволяет не допустить приобщения молодежи к наркотикам. Немаловажно и то, что профилактика значительно дешевле лечения и позволяет охватить все слои населения. Именно она является необходимым барьером, сдерживающим эпидемию наркомании и злоупотребления другими психоактивными веществами в большинстве развитых стран мира.

Роль профилактики возрастает и будет возрастать. Несмотря на то, что ряд больных со сформированной химической зависимостью перестал обращаться за медицинской помощью, это не свидетельствует о снижении наркоугрозы. По-прежнему широко распространено потребление опиатов и особенно героина. На российский рынок с уверенностью выходят синтетические наркотики.

Какова же ситуация в области профилактики наркоманий? За последние годы она существенно улучшилась. От декларативного признания необходимости профилактической работы общество переходит к активным действиям. Разрабатываются стратегические подходы, ведутся научные исследования. Государственные и негосударственные организации реализуют разнообразные программы, проводят акции. Сегодня мы можем сказать: внимание общества, наконец, сфокусировалось на проблеме. Профилактика наркоманий в России уже не представляет собой лишь малоэффективные попытки информирования молодежи о наркотиках и их последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи, стратегии.

Разработаны методологические основы первичной, вторичной и третичной профилактики наркоманий и алкоголизма. Определены факторы риска, способствующие наркотизации, а также факторы, которые, напротив, обеспечивают устойчивость личности. В профилактике выделены медико-психологические, психотерапевтические, социальные и педагогические технологии.

Что касается медико-психологических технологий, то они предусматривают систему действий, направленную на развитие личности, способной эффективно развиваться, преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социальные и педагогические же технологии связаны с грамотным предоставлением информации, умением заинтересовать идеями здоровой жизни. И, что особенно важно, - формированием социально-поддерживающей системы (обучение родителей, учителей, сверстников, поддерживающему поведению, созданию благоприятного климата).

Разработаны и профилактические программы для детей, подростков и молодежи различных возрастов; для родителей, для учителей. Они апробируются и внедряются в школах и медико-психологических центрах различных городов и областей России.

Однако было бы ошибочным утверждать, что главные задачи решены. Существуют серьезные проблемы, без решения которых профилактика в масштабах страны не может стать эффективной. Прежде всего – действия здесь не носят системного и повсеместного характера. Многие программы, разрабатываемые в различных регионах России, являются недостаточно профессиональными; за их реализацию часто берутся лица, не имеющие специальной подготовки и соответствующего образования. Все это снижает ценность усилий, направленных на сокращение спроса на наркотики.

В профилактическую работу все активнее включаются многочисленные общественные организации. Их деятельность следовало бы поддерживать. Однако в своем большинстве работа этих организаций носит стихийный, а главное, - недостаточно квалифицированный характер.

Важнейший вопрос – об участии средств массовой информации. Мы видим эффективную работу издательского дома «Нарконет». Но, к сожалению, продолжаем сталкиваться и с не профессиональными выступлениями в печати, на радио и телевидении.

Как же следует действовать, чтобы наша отечественная профилактика все же состоялась, не превратилась в ряд формальных мер и призывов? Чтобы поколение наших детей и детей наших детей были защищены от угрозы наркотизации, суицидов, саморазрушения? Что делать, чтобы преодолеть угрозу перерождения и вымирания нашей популяции, наконец?

Попытаемся рассмотреть проблемы по порядку.


Они ничего не хотят знать друг о друге


Давайте поймем, наконец, что профилактика – это не только система действий, акций, слов, призывов… Мода на профилактику помимо позитивного эффекта имеет и негативный. Мы бросились защищать детей от наркомании. Это хорошо. Но каждый действует по-своему. Доминирует представление о необходимости деятельности, любой – агитационной, отвлекающей, замещающей. Это правильно лишь с одной стороны. Нам нужно действовать более глубоко. Нужна концепция человека. Позволю себе процитировать Макса Шеллера: «Никогда человек не был большей проблемой для себя, чем сейчас. У нас есть научная, философская и теологическая антропология, и они ничего не знают друг о друге. Следовательно, у нас больше нет сколько-нибудь ясного и последовательного представления о человеке. Растущее число отдельных наук, занимающихся изучением человека, только еще больше запутывают и затемняют дело». Применительно к профилактике скажу, что у нас есть еще и психология, наркология, психиатрия, психотерапия, педагогика, социология, культурология, и эти науки тоже ничего не хотят знать друг о друге. Большинство представителей этих наук, за очень редким и прекрасным исключение, упрямо отстаивают только тот методологический аппарат, которым владеют. Нам просто необходимо вырваться из плена собственной ограниченности.


Трагические «качели»


Как можно определить наиболее полно суть профилактики? Есть крылатое выражение: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Его можно перефразировать в контексте нашей проблемы таким образом: «Человек создан для стресса, так же как и стресс необходим человеку». Стресс – «заводной ключ» жизненных сил, основа мотивации к существованию. Его преодоление продвигает вперед, служит развитию. Однако неумение совладать со стрессом грозит болезнью, саморазрушением. И часто в такой ситуации человек обращается за «помощью» к наркотику.

Если мы хотим заниматься профилактикой всерьез, мы будем помогать человеку находить и развивать свои персональные ресурсы. В противном случае нам никогда не справиться с тем, что, уменьшая в популяции потребление алкоголя, мы неизбежно увеличиваем потребление наркотиков, или наоборот. Снижая и то, и другое, увеличиваем количество суицидов, неврозов и психосоматической патологии. Это – трагические качели, результат непонимания того, что профилактика – прежде всего процесс формирования умения эффективно преодолевать стресс.

Для того чтобы быть успешным и здоровым, надо иметь развитые ресурсы. То есть определенные способности, позволяющие человеку справляться с требованиями жизни. Здесь и умение понимать ситуацию, прогнозировать последствия собственных поступков и поступков окружающих. А главное – нести ответственность за свое поведение и жизнь в целом. Иными словами ресурсы личности – тот базис, который позволяет нам без страха принимать жизненные трудности, стремиться не избегать их, разумно разрешать встречающиеся проблемы.


Кое-что об альтернативной активности


Говоря о профилактике, многие уповают на альтернативную занятость. Считается: ребенок должен быть загружен, и тогда наркотику к нему не подступиться. Но есть здесь и опасность: занятость может оказаться формальной. Самодеятельные театры, дискотеки, спорт – все это принесет пользу, только если в процессе занятий между детьми и взрослыми возникнет контакт. Именно в совместной деятельности учатся они понимать друг друга, ценить друг друга и каждый момент своей жизни. Не вдаваясь в теоретический анализ важности всего этого для развития подрастающего человека, приведу строчки из дневника одной школьницы, члена клуба путешественников: «Наши походы – это время, когда мы учимся понимать друг друга, преодолевая усталость и раздражение, боль и печаль, собственные и чужие слабости, когда понимаешь, что человек – это огромная, великая ценность со всеми своими печалями и горестями, ошибками и «занудством», просто потому, что он – человек и может бесконечно меняться в направлении «друг к другу», от «простого к сложному», от «низшего к высшему». Наши походы – та точка бытия, которую ты видишь, слышишь и ощущаешь. Каждый пронизанный солнцем лист, каждый шорох, еле уловимый запах леса, поля, земли, дождя, пыли – все говорит тебе «я есть и ты есть, сейчас, сегодня, а не вчера и не завтра, и этот миг катастрофически конечен и волшебно бесконечен».


Самое юное направление


Для того чтобы не употреблять наркотики и не сгибаться под давлением социального и психологического стресса, надо иметь веские основания. Совершенно недостаточно просто понимать, что не следует разрушать себя. А почему бы не попробовать? Для того, чтобы серьезно не желать саморазрушения, необходимо очень сильно хотеть жить, развиваться, быть здоровым, успешным. А всем ли знакома радость «создания себя», созидания вообще? Именно в этой сфере психологи помогают найти мотивы к здоровой жизни. Следует сразу сказать, что исследования мотивации к здоровью – очень юное направление научных исследований и практических воплощений. Здесь еще все впереди, однако, уже выделен ряд условий, которые важно соблюсти в процессе работы.

Первое условие – повышение осознания человеком того, что с ним происходит. Зигмунд Фрейд был первым, кто утверждал важность процесса осознания бессознательных процессов, психических травм, оставивших свой след, скрытых мыслей и чувств. Следующее условие – социальная поддержка, поддерживающие отношения. Очень важно избежать устаревшего мнения о том, что менять себя человек должен в одиночку, это его личная задача. Поддержка может исходить от друзей или членов семьи, тренинговой группы. Но в любом случае отношения должны обеспечивать заботу, понимание и принятие. Помогать не просто. К сожалению, многие не обладают даже простейшими навыками, не умеют выслушать, не умеют сочувствовать, хотя именно это помогает безотказно. Еще чрезвычайно важный инструмент преодоления собственных проблем – высвобождение эмоций, чаще его называют катарсисом. Это яркое, иногда внезапное эмоциональное переживание. Катарсис – энергетически очень мощный процесс. Часто пережить его заставляет какая-то жизненная ситуация. А специалисты умеют вызвать такой выброс эмоций с помощью специальных методов в процессе профилактического тренинга.

Выше сказанное – далеко не все, что можно сказать о сегодняшнем состоянии профилактики. Это лишь некоторые штрихи, наброски к картине, которая обязательно должна быть написана. Профилактика становится настолько важным фактором воздействия, что мы просто обязаны четко представлять себе общую картину, ее сильные и, наоборот, уязвимые места. А также и белые пятна, которые предстоит заполнить.

Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди школьников общеобразовательных школ.
Авторы:

СИРОТА Наталья Александровна – доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела профилактики ННЦ наркологии МЗ РФ

ЯЛТОНСКИЙ Владимир Михайлович – доктор медицинских наук, ведущий сотрудник отдела профилактики ННЦ наркологии МЗ РФ


Цели программы:

Развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков.

Внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей и подростков.

Развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами из числа учителей средних школ, психологов, сотрудников милиции по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей.

Разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия. Подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в регионе.

Программа предполагает работу с учителями средних школ в течение одного учебного года с последующей консультативной и супервизорской поддержкой преподавательско-тренерского состава.

programma-provedeniya-vstupitelnogo-ispitaniya-po-obshestvoznaniyu-dlya-bakalavriata.html
programma-provedeniya-zasedaniya-rabochej-gruppi-po-voprosam-ohrani-okruzhayushej-sredi-soveta-pri-prezidente-rossijskoj-federacii-po-razvitiyu-fizicheskoj.html
programma-provodnik.html
programma-psihologicheskij-trening-s-elementami-razvivayushego-obucheniya-dlya-uchashihsya-1-4-klassov-avtori-razrabotchiki-programmi.html
programma-psihologicheskoj-podderzhki-i-povisheniya-urovnya-gotovnosti-pervoklassnikov-k-shkolnomu-obucheniyu-ya-uchenik-srok-realizacii-1-god.html
programma-psihologiya-professionalnogo-i-lichnogo-samoopredeleniya-vvedenie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-vipolneniya-plana-pervoocherednih-dejstvij-po-realizacii-iniciativi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/43-organizaciya-uchebnogo-processa-otchet-po-itogam-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-abiturienti-rekomendovannie-k-zachisleniyu-na-mesta-s-oplatoj-stoimosti-obucheniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-v-dmitriev-odna-iz-ne-tolko-vazhnih-no-i-ostro-sovremennih-dazhe-politizirovannih-tem-nashego-universitetskogo-prepodavaniya-eto-tema-identichnosti-i-granic-evropi-v-sootnesenii-s-rolyu-hristianstva-i-inih-relig.html
  • education.bystrickaya.ru/-nedobrosovestnih-perevozchikov-uberut-s-marshrutov-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-v-ivanchenko-plenarnoe-zasedanie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/specifika-raboti-sekretarya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtor-nazvanie-knigi-52-000-pyatdesyat-dve-tisyachi-rub-00kop-v-t-ch-nds.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleksnij-investicionnij-plan-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-shumerlya-na-2010-2012-godi-i-na-period-do-2020-goda.html
  • predmet.bystrickaya.ru/russkij-yazik-v-mire-vestnik-mapryal-ot-pervogo-nomera-do-pyatidesyatogo-kratkij-ekskurs.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/princip-socialnosti-posvyashaetsya-80-letiyu-nngasu-1930-2010-gg-sistema-socialnoj-ekologii-nizhnij-novgorod-2010.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-povisheniya-kvalifikacii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-po-napravleniyu-kompleksnie-sistemi-informacionnoj-bezopasnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/muzika-sabai-3-sinip-oo-oblisi-abaj-audani-93-v-tereshkova-atindai-zhalpi-orta-mektep-muzika-pn-malm-sardarbekova-gulnar-dajindaan-orkestr-ramindai-aspaptar.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagogicheskoe-obespechenie-informacionno-obrazovatelnoj-sredi-sredstvami-setevih-i-multimedia-tehnologij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urokov-po-teme-umnozhenie-i-delenie-obiknovennih-drobej-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-s-zajceva-e-a-zadorozhnaya-v-a-nikitin-o-v-etezova-stranica-10.html
  • grade.bystrickaya.ru/mgnovennoe-poznanie-talbot-majkl-golograficheskaya-vselennaya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-osnovnie-napravleniya-analiza-finansovih-rezultatov-deyatelnosti-predpriyatiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-predmeta-osnovi-ekonomiki-po-specialnosti-himicheskaya-tehnologiya-organicheskih-veshestv-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biologiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-gosudarstvennaya-sistema-obespecheniya-edinstva-izmerenij-rashod-vodi-na-rekah-i-kanalah-metodika-vipolneniya-izmerenij-metodom-skorost-ploshad.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anatolij-marchenko-o-sebe-vse-rasskazal-sam-stranica-23.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/praktikant-v-yuridicheskij-otdel-vremennaya-rabota-s-perspektivoj-na-postoyannoe-mesto-raboti-vozmozhna-oplata-pri-horoshih-rezultatah-raboti-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/akcii-po-zakonodatelstvu-rossijskoj-federacii.html
  • school.bystrickaya.ru/izobrazitelnie-sredstva-radio-7-radioveshanie-istoriya-razvitiya-izobrazitelnie-sredstva-radiozhurnalistika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rasprostranenie-difillobotrioza-v-kostromskoj-oblasti-i-borba-s-nim.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-obshestvoznaniyu-vvedenie-v-sovremennie-socialnie-problemi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-botanika-dlya-studentov-specialnosti-020803-bioekologiya-napravleniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kakuyu-vodu-mi-pem-analiz-kachestva-pitevoj-vodi-rez-ternii-k-zvezdam-materiali-64-j-itogovoj-mezhvuzovskoj-nauchnoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trudi-3-ego-soveshaniya-upravlenie-dvizheniem-malogabaritnih-sputnikov.html
  • letter.bystrickaya.ru/nazvanie-tezisov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/portable-computers-kurs-letnyaya-sessiya-great-britain-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-osnovi-sociologii-i-politologii-dlya-specialnosti-2202-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekta-gorbachevskie-chteniya-stranica-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/udivitelnie-treugolniki-v-loskutnom-shite.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.