.RU

Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди школьников общеобразовательных школ. 9 Тема 9




ННЦ наркологии МЗ РФ


Фонд «Система профилактических программ»




Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский





Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

среди детей и подростков


Москва 2003




ОГЛАВЛЕНИЕ



Профилактика угрозы девальвации 5

Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди школьников общеобразовательных школ. 9

Тема 1. 9

Тема 2. 29

Тема 3. 38

Тема 4. 53

Тема 5. 66

Тема 6. 73

Тема 7. 78

Тема 8. 90

Основные понятия и термины 93
^ Профилактика угрозы девальвации


Необходимый барьер


Доказано: наиболее эффективным путем борьбы с наркоэпидемией является профилактика. Именно она позволяет не допустить приобщения молодежи к наркотикам. Немаловажно и то, что профилактика значительно дешевле лечения и позволяет охватить все слои населения. Именно она является необходимым барьером, сдерживающим эпидемию наркомании и злоупотребления другими психоактивными веществами в большинстве развитых стран мира.

Роль профилактики возрастает и будет возрастать. Несмотря на то, что ряд больных со сформированной химической зависимостью перестал обращаться за медицинской помощью, это не свидетельствует о снижении наркоугрозы. По-прежнему широко распространено потребление опиатов и особенно героина. На российский рынок с уверенностью выходят синтетические наркотики.

Какова же ситуация в области профилактики наркоманий? За последние годы она существенно улучшилась. От декларативного признания необходимости профилактической работы общество переходит к активным действиям. Разрабатываются стратегические подходы, ведутся научные исследования. Государственные и негосударственные организации реализуют разнообразные программы, проводят акции. Сегодня мы можем сказать: внимание общества, наконец, сфокусировалось на проблеме. Профилактика наркоманий в России уже не представляет собой лишь малоэффективные попытки информирования молодежи о наркотиках и их последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи, стратегии.

Разработаны методологические основы первичной, вторичной и третичной профилактики наркоманий и алкоголизма. Определены факторы риска, способствующие наркотизации, а также факторы, которые, напротив, обеспечивают устойчивость личности. В профилактике выделены медико-психологические, психотерапевтические, социальные и педагогические технологии.

Что касается медико-психологических технологий, то они предусматривают систему действий, направленную на развитие личности, способной эффективно развиваться, преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социальные и педагогические же технологии связаны с грамотным предоставлением информации, умением заинтересовать идеями здоровой жизни. И, что особенно важно, - формированием социально-поддерживающей системы (обучение родителей, учителей, сверстников, поддерживающему поведению, созданию благоприятного климата).

Разработаны и профилактические программы для детей, подростков и молодежи различных возрастов; для родителей, для учителей. Они апробируются и внедряются в школах и медико-психологических центрах различных городов и областей России.

Однако было бы ошибочным утверждать, что главные задачи решены. Существуют серьезные проблемы, без решения которых профилактика в масштабах страны не может стать эффективной. Прежде всего – действия здесь не носят системного и повсеместного характера. Многие программы, разрабатываемые в различных регионах России, являются недостаточно профессиональными; за их реализацию часто берутся лица, не имеющие специальной подготовки и соответствующего образования. Все это снижает ценность усилий, направленных на сокращение спроса на наркотики.

В профилактическую работу все активнее включаются многочисленные общественные организации. Их деятельность следовало бы поддерживать. Однако в своем большинстве работа этих организаций носит стихийный, а главное, - недостаточно квалифицированный характер.

Важнейший вопрос – об участии средств массовой информации. Мы видим эффективную работу издательского дома «Нарконет». Но, к сожалению, продолжаем сталкиваться и с не профессиональными выступлениями в печати, на радио и телевидении.

Как же следует действовать, чтобы наша отечественная профилактика все же состоялась, не превратилась в ряд формальных мер и призывов? Чтобы поколение наших детей и детей наших детей были защищены от угрозы наркотизации, суицидов, саморазрушения? Что делать, чтобы преодолеть угрозу перерождения и вымирания нашей популяции, наконец?

Попытаемся рассмотреть проблемы по порядку.


Они ничего не хотят знать друг о друге


Давайте поймем, наконец, что профилактика – это не только система действий, акций, слов, призывов… Мода на профилактику помимо позитивного эффекта имеет и негативный. Мы бросились защищать детей от наркомании. Это хорошо. Но каждый действует по-своему. Доминирует представление о необходимости деятельности, любой – агитационной, отвлекающей, замещающей. Это правильно лишь с одной стороны. Нам нужно действовать более глубоко. Нужна концепция человека. Позволю себе процитировать Макса Шеллера: «Никогда человек не был большей проблемой для себя, чем сейчас. У нас есть научная, философская и теологическая антропология, и они ничего не знают друг о друге. Следовательно, у нас больше нет сколько-нибудь ясного и последовательного представления о человеке. Растущее число отдельных наук, занимающихся изучением человека, только еще больше запутывают и затемняют дело». Применительно к профилактике скажу, что у нас есть еще и психология, наркология, психиатрия, психотерапия, педагогика, социология, культурология, и эти науки тоже ничего не хотят знать друг о друге. Большинство представителей этих наук, за очень редким и прекрасным исключение, упрямо отстаивают только тот методологический аппарат, которым владеют. Нам просто необходимо вырваться из плена собственной ограниченности.


Трагические «качели»


Как можно определить наиболее полно суть профилактики? Есть крылатое выражение: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Его можно перефразировать в контексте нашей проблемы таким образом: «Человек создан для стресса, так же как и стресс необходим человеку». Стресс – «заводной ключ» жизненных сил, основа мотивации к существованию. Его преодоление продвигает вперед, служит развитию. Однако неумение совладать со стрессом грозит болезнью, саморазрушением. И часто в такой ситуации человек обращается за «помощью» к наркотику.

Если мы хотим заниматься профилактикой всерьез, мы будем помогать человеку находить и развивать свои персональные ресурсы. В противном случае нам никогда не справиться с тем, что, уменьшая в популяции потребление алкоголя, мы неизбежно увеличиваем потребление наркотиков, или наоборот. Снижая и то, и другое, увеличиваем количество суицидов, неврозов и психосоматической патологии. Это – трагические качели, результат непонимания того, что профилактика – прежде всего процесс формирования умения эффективно преодолевать стресс.

Для того чтобы быть успешным и здоровым, надо иметь развитые ресурсы. То есть определенные способности, позволяющие человеку справляться с требованиями жизни. Здесь и умение понимать ситуацию, прогнозировать последствия собственных поступков и поступков окружающих. А главное – нести ответственность за свое поведение и жизнь в целом. Иными словами ресурсы личности – тот базис, который позволяет нам без страха принимать жизненные трудности, стремиться не избегать их, разумно разрешать встречающиеся проблемы.


Кое-что об альтернативной активности


Говоря о профилактике, многие уповают на альтернативную занятость. Считается: ребенок должен быть загружен, и тогда наркотику к нему не подступиться. Но есть здесь и опасность: занятость может оказаться формальной. Самодеятельные театры, дискотеки, спорт – все это принесет пользу, только если в процессе занятий между детьми и взрослыми возникнет контакт. Именно в совместной деятельности учатся они понимать друг друга, ценить друг друга и каждый момент своей жизни. Не вдаваясь в теоретический анализ важности всего этого для развития подрастающего человека, приведу строчки из дневника одной школьницы, члена клуба путешественников: «Наши походы – это время, когда мы учимся понимать друг друга, преодолевая усталость и раздражение, боль и печаль, собственные и чужие слабости, когда понимаешь, что человек – это огромная, великая ценность со всеми своими печалями и горестями, ошибками и «занудством», просто потому, что он – человек и может бесконечно меняться в направлении «друг к другу», от «простого к сложному», от «низшего к высшему». Наши походы – та точка бытия, которую ты видишь, слышишь и ощущаешь. Каждый пронизанный солнцем лист, каждый шорох, еле уловимый запах леса, поля, земли, дождя, пыли – все говорит тебе «я есть и ты есть, сейчас, сегодня, а не вчера и не завтра, и этот миг катастрофически конечен и волшебно бесконечен».


Самое юное направление


Для того чтобы не употреблять наркотики и не сгибаться под давлением социального и психологического стресса, надо иметь веские основания. Совершенно недостаточно просто понимать, что не следует разрушать себя. А почему бы не попробовать? Для того, чтобы серьезно не желать саморазрушения, необходимо очень сильно хотеть жить, развиваться, быть здоровым, успешным. А всем ли знакома радость «создания себя», созидания вообще? Именно в этой сфере психологи помогают найти мотивы к здоровой жизни. Следует сразу сказать, что исследования мотивации к здоровью – очень юное направление научных исследований и практических воплощений. Здесь еще все впереди, однако, уже выделен ряд условий, которые важно соблюсти в процессе работы.

Первое условие – повышение осознания человеком того, что с ним происходит. Зигмунд Фрейд был первым, кто утверждал важность процесса осознания бессознательных процессов, психических травм, оставивших свой след, скрытых мыслей и чувств. Следующее условие – социальная поддержка, поддерживающие отношения. Очень важно избежать устаревшего мнения о том, что менять себя человек должен в одиночку, это его личная задача. Поддержка может исходить от друзей или членов семьи, тренинговой группы. Но в любом случае отношения должны обеспечивать заботу, понимание и принятие. Помогать не просто. К сожалению, многие не обладают даже простейшими навыками, не умеют выслушать, не умеют сочувствовать, хотя именно это помогает безотказно. Еще чрезвычайно важный инструмент преодоления собственных проблем – высвобождение эмоций, чаще его называют катарсисом. Это яркое, иногда внезапное эмоциональное переживание. Катарсис – энергетически очень мощный процесс. Часто пережить его заставляет какая-то жизненная ситуация. А специалисты умеют вызвать такой выброс эмоций с помощью специальных методов в процессе профилактического тренинга.

Выше сказанное – далеко не все, что можно сказать о сегодняшнем состоянии профилактики. Это лишь некоторые штрихи, наброски к картине, которая обязательно должна быть написана. Профилактика становится настолько важным фактором воздействия, что мы просто обязаны четко представлять себе общую картину, ее сильные и, наоборот, уязвимые места. А также и белые пятна, которые предстоит заполнить.

Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди школьников общеобразовательных школ.
Авторы:

СИРОТА Наталья Александровна – доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела профилактики ННЦ наркологии МЗ РФ

ЯЛТОНСКИЙ Владимир Михайлович – доктор медицинских наук, ведущий сотрудник отдела профилактики ННЦ наркологии МЗ РФ


Цели программы:

Развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков.

Внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей и подростков.

Развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами из числа учителей средних школ, психологов, сотрудников милиции по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей.

Разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия. Подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в регионе.

Программа предполагает работу с учителями средних школ в течение одного учебного года с последующей консультативной и супервизорской поддержкой преподавательско-тренерского состава.

programma-provedeniya-vstupitelnogo-ispitaniya-po-obshestvoznaniyu-dlya-bakalavriata.html
programma-provedeniya-zasedaniya-rabochej-gruppi-po-voprosam-ohrani-okruzhayushej-sredi-soveta-pri-prezidente-rossijskoj-federacii-po-razvitiyu-fizicheskoj.html
programma-provodnik.html
programma-psihologicheskij-trening-s-elementami-razvivayushego-obucheniya-dlya-uchashihsya-1-4-klassov-avtori-razrabotchiki-programmi.html
programma-psihologicheskoj-podderzhki-i-povisheniya-urovnya-gotovnosti-pervoklassnikov-k-shkolnomu-obucheniyu-ya-uchenik-srok-realizacii-1-god.html
programma-psihologiya-professionalnogo-i-lichnogo-samoopredeleniya-vvedenie.html
  • essay.bystrickaya.ru/cel-613-razvitie-srednego-i-malogo-predprinimatelstva-shelehov-territoriya-effektivnoj-ekonomiki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotirovannij-spisok-literaturi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otrazhenie-gazeta-avtor-ne-ukazan-24032008-052-str-6-gosduma-rf-monitoring-smi-22-24.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-kupon-velichina-procentnoj-stavki-po-vtoromu-kuponu-s2-ravna-velichine-procentnoj-stavki-po-pervomu-kuponu-za-vichetom-05-godovih.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskih-zanyatiyah.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroka-obrazovatelnaya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-speckursa-predpolagaet-nalichie-u-studentov-bazovih-znanij-v-oblasti-celej-strukturi-i-funkcij-bankovskoj-sistemi-transmissionnogo-mehanizma-denezhno-kreditnoj-politiki-centralnogo-banka.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-4-podhodyashata-hrana-izpolzvani-skrasheniya-19-razdel-1-20-osnovaniya-za-reformata-20.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/novaya-problema-fundamentalnoj-fiziki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/massovoe-i-elitarnoe-visshee-obrazovanie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sociologicheskie-issledovaniya-v-oblasti-semi-v-rossii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-zapadno-evropejskoj-muziki-do-1789-goda-tom-pervij-po-xviii-vek-stranica-44.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gubernatora-novosibirskoj-oblasti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2013-2014-uchebnij-god-e-i-p-prirodopolzovanie-nabor2011.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/pulkovskaya-observatoriya-zakon-sankt-peterburga.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mnogopartijnost-i-politicheskie-partii-status-chast-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskaya-federaciya-kostromskaya-oblastnaya-duma-postanovlenie-ot-29-oktyabrya-2004-g-n-2854-o-programme-razvitiya-lesopromishlennogo-kompleksa-kostromskoj-oblasti-na-period-do-2010-goda-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/algoritmi-sortirovki-odnomernih-massivov.html
  • composition.bystrickaya.ru/pod-referatom-ponimaetsya-doklad-na-opredelennuyu-temu-vklyuchayushij-obzor-sootvetstvuyushej-uchebnoj-literaturi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravov-sistemi-suchasnost.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obraz-goroda-nerehta-chast-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/krazha-avtomobilej.html
  • essay.bystrickaya.ru/bil-uzhe-chas-nochi-a-ya-eshyo-nichego-ne-sdelal-dlya-togo-chtobi-obessmertit-svoyo-imya-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-22-2011-ot-21-noyabrya-2011-g-2011-g-pechat-kollektivnij-dogovor-na-2012-2014-god-godi-srok-dejstviya-ne-bolee-treh-let.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennie-podhodi-k-probleme-vospitaniya-i-razvitiya-detej-rannego-vozrasta-kompleksnaya-ocenka-zdorovya-rebenka-lekciya.html
  • letter.bystrickaya.ru/moj-drug-sovetujsya-s-vrachom-programma-treningovih-zanyatij-na-razvitie-lichnostnih-resursov-1-zanyatie.html
  • writing.bystrickaya.ru/gotika-srednevekovya-v-zapadnoj-evrope.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-tvorcheskoe-nazvanie-programmirovat-interesno-kolichestvo-chasov-na-kurs-16-obrazovatelnaya-oblast-informatika-i-informacionnie-tehnologii.html
  • diploma.bystrickaya.ru/voennaya-politika-ssha-skvoz-prizmu-filosofii-i-personalij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-stranica-9.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-bila-najdena-v-arhivah-otkritogo-dostupa-seti-internet-ili-prislana-polzovatelyami-sajta-stranica-22.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-prava-drevnego-kitaya-i-drevnej-indii-referat.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chemu-v-tule-uchat-psihologov-i-pedagogov-intervenciya-na-moyu-territoriyu.html
  • institute.bystrickaya.ru/glossarij-absolyut-boris-aleksandrovich-astafev-doktor-medicinskih-nauk-grand-doktor-filosofii-professor-akademik.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5-ocenka-proekta-tema-razrabotka-proekta-ot-proektnoj-idei-k-formulirovke-proekta-tema-razrabotka-proekta-planirovanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.