Программа подготовки специалистов в области психологической помощи детям, подросткам и взрослым, переживающим трудные жизненные ситуации 5-6
.RU

Программа подготовки специалистов в области психологической помощи детям, подросткам и взрослым, переживающим трудные жизненные ситуации 5-6


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСКОМИТЕТА УР ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МОЛОДЕЖИ «ПСИХОЛОГ-ПЛЮС»


МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК


ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, ПОДРОСТКАМ И МОЛОДЕЖИ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМ КРИЗИСНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ


ИЖЕВСК

2007

Редакционная коллегия

И.В. Краснов

Е.А. Лапина

Н.М. Струц

Е.Ю. Антонова


Ответственные за выпуск

Н.М. Струц

Е.К.Сеткевич


^ Редакционная коллегия благодарит всех авторов в создании сборника.


В сборнике представлены методические материалы специалистов учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью Удмуртской Республики, прошедших курсы повышения квалификации в Удмуртском госуниверситете по программе «Психологическая помощь в кризисных ситуациях». Данные работы могут быть использованы психологами, специалистами по социальной работе с молодежью, директорами и другими специалистами учреждений, работающих с детьми и молодежью.


СОДЕРЖАНИЕ




Введение

4




Программа подготовки специалистов в области психологической помощи детям, подросткам и взрослым, переживающим трудные жизненные ситуации


5-6



Алгоритм работы с клиентом, попавшим в кризисную ситуацию


7-10



Критические состояния подростков


11-15



Оказание психологической помощи детям, пережившим травматическую ситуацию


16-30



Возрастные кризисы


31-46



Работа с родителями по профилактике суицидального поведения среди подростков и молодежи


47-53



Профессиональное сгорание. Профилактика синдрома сгорания


54-71



Основные аспекты переживания горя

72-91

Уважаемые коллеги!


В октябре-декабре 2006 года при поддержке Государственного Комитета Удмуртской республики по делам молодежи прошел семинар, посвященный работе с людьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, преодолевающими кризис. В работе семинара приняли участие 24 человека, специалисты учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью Удмуртской республики.

В ходе семинара участники уточнили и расширили свои теоретические представления о кризисах, особенностях переживания кризисов; получили навыки консультирования и сопровождения людей, находящихся в кризисной ситуации; познакомились с конкретными подходами и техниками работы.

Семинар дал возможность участникам получить оценку своей работы, а также супервизорскую поддержку и обратную связь. Обсуждая потребности тех, кто помогает в кризисных ситуациях, обучающимися были сформулированы темы итоговых рефератов. Эти работы, как и следовало ожидать, были различными по своей тематике и качеству. Хочется выразить искреннюю благодарность за то, что все представленные работы были ориентированы на поддержку коллег в сложной ситуации профессиональной деятельности.

В данный сборник вошли не все представленные в ходе семинара материалы. Материалы публикуются так, как они были представлены авторами, за небольшим сокращением некоторых страниц, содержащих общие теоретические аспекты.





^ Антонова Е.Ю., доцент кафедры психологии и специального образования

Института повышения квалификации и

переподготовки работников образования




Программа подготовки специалистов в области психологической помощи детям, подросткам и взрослым, переживающим трудные жизненные ситуации


^ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ»


ЦЕЛЬ программы - обеспечение доступности и повышение качества психологической
помощи для населения Удмуртской Республики в переживании кризисных ситуаций через
подготовку и обучение специалистов в области оказания психологической помощи.

ЗАДАЧИ программы:

- выработка навыков и умений психологической помощи лицам переживающим кризис;

- обучение практическим навыкам кризисной интервенции;

- формирование специальной группы специалистов, оказывающих психологическую
поддержку;

- формирование навыков оказания супервизорской помощи.


Программа включает в себя семинар-тренинг в объеме 60 часов и супервизорскую практику - 20 часов, включающую выполнение зачетной письменной работы. Супервизорская работа проводится по окончании семинара - тренинга через 1,5-2 месяца для получения участниками практического опыта оказания кризисной помощи.


Программа рассчитана на работу со специалистами, имеющими специальное психологическое, педагогическое или медицинское образование, имеющих опыт работы и специализацию в области оказания психологической помощи и психологического консультирования.


Семинар-тренинг направлен на овладение базовыми навыками психологического консультирования (перефразирование, идентификация и отражение чувств клиента, рефлексия собственных переживаний, невербальная коммуникация), на формирование представлений об основных этапах консультирования и умений, необходимых специалисту на данных этапах(построение и поддержание контакта, исследование запроса клиента, различие между проблемой и ситуацией, понятие о психологическом диагнозе и контакте). Освоение практики психологического консультирования острых травматических и кризисных состояний. Участники семинара-тренинга получат практические навыки оказания экстренной психологической помощи человеку, находящемуся в состоянии кризиса - кризисной интервенции. В ходе семинара участники получат возможность повысить свои компетенции в области знаний о закономерностях протекания психических процессов и реакций человека на травмирующие ситуации, особенности поведения людей, переживающих травматические кризисы, практического применения базовых навыков и умений в области психологической помощи.

^ Программа семинара-тренинга

«Психологическая помощь в кризисных ситуациях».


Кризисные состояния и их последствия. Понятие психологического кризиса. Типы кризисов: травматические кризисы, кризисы становления, кризисы развития и кризисы жизни. Стадии развития кризисов. Чувства в кризисе.

Принципы кризисной интервенции. Понятие кризисной интервенции. Кризисное консультирование и кризисная психотерапия. Принципы краткосрочности, реалистичности, личностной вовлеченности помогающего и симптомоцентрированность контроля. Программа кризисной помощи как модели решения проблем. Схема вмешательства при кризисе.

Травматический стресс. Концепция стресса. Понятие травматического стресса. Психологические механизмы возникновения посттравматического стресса. Факторы риска развития ПТСР. Психологическая помощь вскоре после участия в кризисной ситуации -психологический дебрифинг.

Состояние горя. Горе как естественный и патологический процесс. Фазы переживания горя. Психологическая помощь при переживании горя. Особенности переживания горя у детей. Как помочь ребенку преодолеть горе.

Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования. Распознавание суицидальной опасности, определение степени суицидального риска. Консультирование при потенциальном суициде. Превентивные меры. Поственция суицидального поведения. Помощь родственникам и близким лиц совершивших суицидальную попытку.

Организация профессиональной поддержки специалистов, работающих с лицами, переживающими кризисы. Принципы организации профессиональной помощи. Супервизия. Балинтовские группы. Дебрифинг. Группы личностного роста.

Супервизия практики участников семинара проводится преподавателями после окончания семинара-тренинга.





^ Микрюкова Е.Н., педагог-психолог

Воткинского филиала Республиканского методического центра социально-психологической помощи молодежи «Психолог-плюс»



^ АЛГОРИТМ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ,

ПОПАВШИМ В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ


В повседневной жизни человек переживает самые различные ситуации. Среди них бывают и критические, требующие разрешения или преодоления, поиска нового решения. Не всегда просто сориентироваться в сложных жизненных ситуациях; иногда кажется, что выхода просто нет.

Люди находят различные выходы из жизненных кризисов, но не все способы, стратегии поведения ведут к появлению нового, более адаптивного уровня жизни. Как правило, за помощью к психологу обращаются тогда, когда наработанные способы не дают искомого результата. Чаще всего, это известные способы реагирования, связанные с переживанием «трудностей», патологической адаптацией к ситуации.

Несмотря на то, что огромное количество литературы посвящено теоретическим представлениям о критических ситуациях, практические методы работы представлены недостаточно. В связи с этим, представляется важным обсудить возможные подходы к разрешению проблем, возникающих при переживаниях реальных жизненных ситуаций, выделение психологического аспекта в помощи преодоления различных кризисных ситуаций.

^ Определение понятия кризиса

Проблема критической ситуации, в самом общем плане, должна быть определена как ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятие стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т.д. Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они «создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей…» и при этом ставят перед индивидом проблему, «от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычным способом». Когда же перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация – кризис.

Можно выделить два рода кризисных ситуаций. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако, при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного хода жизни. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности – метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа Я.

Психологические причины кризиса берут свое начало из феномена аффективной привязанности – привязанности к людям, предметам, идеям, представлениям, в том числе о самом себе. Утрата объекта привязанности или разлука с ним означает для человека утрату источника радости и – в зависимости от возраста человека и природы объекта – утрату любви, безопасности или чувства благополучия. В основе всех психологических причин кризиса лежит ощущение потери ценного и любимого, того к чему имелась сильная аффективная привязанность.

Работа с кризисной ситуацией имеет большое значение для психологической адаптации индивида. Она позволяет ему сжиться с ситуацией, адаптироваться к ней. Переживание кризиса – это всегда стресс, и он побуждает человека к восстановлению личностной автономии.

^ Особенности и этапы работы с человеком, находящимся в кризисной ситуации

В практике психологической помощи одним из самых сложных моментов является обращение человека, переживающего кризис. В ситуации кризиса индивиду не хватает способности к изменениям, и он не может адаптироваться или перестроиться, применительно к новым требованиям. Кризис не только угроза системе, но и вызов. Он преходящ и ограничен во времени; он никогда не бывает постоянным и имеет границу, за которой возникает какое-то решение: конструктивное или деструктивное.

Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая, будучи сфокусирована и направлена, может помочь благополучному выходу из него. В связи с этим, консультант должен учитывать то, что определенные адаптационные возможности есть у каждого и способствовать отказу клиента от привычного образа действий, мыслей, усвоению новых установок.

Любая психологическая работа начинается с определения исходного состояния. В отборе диагностических методик исследования критических состояний личности целесообразно исходить из следующих посылок:

  1. Предпочтение должно быть отдано субъективным психологическим методам, так как объективные физиологические методы диагностики (КГР, ЭЭГ и др.) не чувствительны к характеру и содержанию личностных переживаний.

  2. На формирование и развитие критического состояния личности влияет скорее воспринимаемая, истолкованная личностью ситуация, чем объективные ее характеристики. Поэтому первостепенное значение имеет изучение субъективного отношения личности к критической ситуации, и ее оценка.

  3. Используемые методы исследования должны отражать основные свойства критического состояния – психическую напряженность и субъективные переживания

  4. Если используются конкретные методические процедуры, они должны быть доступны, просты и понятны.

В качестве базовых характеристик критических состояний рассматривается высокий уровень психической напряженности и наличие переживаний (качественного отражения личностью ситуации на когнитивно-эмоциональном уровне).

Выделение свойств (базовых характеристик) критического состояния личности позволяет составить представление о ней. В этой связи целесообразно выделить практические параметры оценки критического состояния личности:

  1. Первая группа параметров оценки критического состояния может быть представлена как содержательная. Она характеризует своеобразие переживаний, их окрашенность, обусловленность ситуацией и индивидуальными свойствами личности, что обеспечивает особенности восприятия человеком ситуации и протекания критического состояния. Основной смысл оценки критического состояния здесь состоит в разносторонней характеристике всей совокупности чувств, эмоций, ощущений личности, вызванных как ее отношением к критической ситуации (или иными причинами, обуславливающими критическое состояние), так и саморефлексивными процессами (самооценка собственного состояния).

  2. Степень выраженности, глубины и интенсивности кризисной ситуации. В практике оценивания использование названного критерия нам видится при ранжировании состояний в диапазоне от «волнения и тревоги» до «состояния на грани нервного срыва»

  3. Характеристика регулятивной функции критического состояния. Оценка проводится в контексте проблемы влияния критического состояния на деятельность (ее результативность, эффективность), на формирование поведения личности, ее самооценку и оценку окружающего.

В ходе дальнейшей работы консультант должен обращать внимание на убеждения, установки клиента и уделять внимание тому, что с ними последнее время происходило. Следует помнить, что механизмы адаптации находятся в распоряжении клиента. Клиент сам знает решение, но в силу существенных обстоятельств «не видит» их. Во многих случаях причинами отказа адаптивных механизмов является искажение и ограничение человеческого восприятия. Возможно построение работы с клиентом по следующей схеме:

  1. Установление доверительных отношений между клиентом и консультантом. Такие отношения устанавливаются чутким выслушивание и подчеркнутым отражением. Важно не только внутренне сопереживать клиенту, но и передать словами свидетельство этой эмпатии. Человек, находящийся в кризисе, нуждается в том, чтобы знать, что консультант его понимает и готов работать вместе в поисках ответов. Если клиент не начнет доверять консультанту, он может не почувствовать себя достаточно свободно, чтобы говорить о кризисе. Признание ситуации как кризисной и «разрешение» на отказ от действий в направлении, показавшем свою безрезультатность, могут смягчить переживания.

  2. Определение кризиса, то есть идентификация и установление деталей. Это означает дать возможность человеку выразить ясно и подробно, что случилось и послужило причиной кризиса. Цель заключается в том, чтобы сфокусировать рассказ так, чтобы, в конечном счете, кризисную ситуацию можно было описать одним предложением. В процессе этого целесообразно отделить те аспекты проблемы, которые могут быть изменены, от тех, которые изменить нельзя.

Следует выяснить, какими приемами адаптации и решения проблем ранее пользовался обратившийся человек, и почему они оказались бесполезными в данной ситуации, а также исследуйте другие возможные решения. Можно спросить у клиента: «Что случиться, если…?». Помогите клиенту обдумать различные вероятные последствия разных путей действия. Обсудите различные способы, которые человек имеет или в которых нуждается, если решит предпринять определенный путь действия. Обязательно включите внутренние и духовные силы личности, а также и внешние системы поддержки.

  1. Предоставление возможности действовать. Важным моментом в работе с кризисным клиентом является выработка у него временной перспективы. Возможны мысленные «путешествия» с ним в его прошлое и будущее. Здесь консультант должен будет помочь абоненту убедиться в том, что принятый план действий реалистичен и достижим.



Заключение

Смятение является типичной реакцией людей, сталкивающихся с переживанием кризиса. Эта реакция проявляется и у помогающих. Поэтому они могут начать советовать что-либо, дистанцироваться от обратившегося, почувствовать раздражение от его пассивности и беспомощности. Возможен и другой вариант – консультант может слишком «включиться» в ситуацию клиента. Все это приведет к тому, что помощь окажется бесполезной и неадекватной ситуации. Человек, переживающий кризис ждет от помогающего подлинного диалога, означающего ответственность. Это значит, что консультант отодвигает в сторону собственные потребности и намерения, в том числе желание помочь. Его задача – уловить глубочайшие потребности другого, слышать то, что не высказано.

Литература


  1. Антонова Е.Ю. Кризисы: помощь находящемуся в кризисной ситуации. Методическое пособие для служб экстренной психологической помощи.

  2. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 464с.

  3. Копотев С.Л., Сунцова А.С. Критические жизненные ситуации в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. Ижевск, УдГУ, 2006. 116 с.

  4. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельченок – Мн.: АСТ, 2000. – 408 с. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации.

  5. Телефон доверия. Служба экстренной психологической помощи для подростков и молодежи. Серия: Государственная молодежная политика в Российской Федерации., М.: 1999. – 204 с.







^ Гришина Л.В., педагог-психолог

Воткинского филиала Республиканского методического центра социально-психологической помощи молодежи «Психолог-плюс»



^ КРИТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ


Психологические особенности подростков.

1.Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Проявляется это в обидчивости, умалчивании (лучше ничего не сказать, чем сказать и ошибиться). Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление.

2. Реакция эмансипации – стремление высвободиться из–под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность. В группе проявляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего.

3. Потребность в доверительном общении. Подростки хотят, чтобы их мнение уважали, чтобы их услышали. Тяжело переживают, когда их перебивают, не дослушав.

4. Потребность в общении и дружбе, страх быть отвергнутым. Так подростки часто избегают общения из страха «не понравиться», поэтому многие не могут сформировать глубокие межличностные отношения.

5. Стремление быть принятым в своей социальной роли и статусе; потребность идентифицированным со сверстниками, обладающими значимыми качествами. У подростков может быть ярко выражено стремление к эпатажности. Приукрашиванию своих «подвигов», как социально – приемлемых, так и наоборот. Могут не выражать свое мнение, если оно расходится с мнением группы. Болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.

6. Склонность к риску, острым ощущениям. Подростки не умеют адекватно оценивать свои силы. Не думают о своей безопасности.

7. Подверженность влиянию со стороны сверстников. Это выражается в боязни твердо выразить свое мнение и оказаться «белой вороной», мог3ут не иметь своего мнения и не обладать навыками самостоятельного принятия решений.

8. Низкая устойчивость к стрессам. В стрессовых ситуациях могут действовать не обдуманно, вести себя неадекватно.

Подростковый возраст связан с большим количеством трудностей и проблем. Именно подросток чаще всего оказывается в критической ситуации и страдает от нее гораздо сильнее взрослых.

^ Критическая жизненная ситуация – это ситуация невозможности реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.) (Василюк Ф.Е.).

^ Критическая жизненная ситуация – это состояние, характеризующееся высоким уровнем психической напряженности и тяжелыми переживаниями, которые ощущаются личностью как нарушение внутренней целостности и гармонии с самим собой и с окружающим миром. Сунцова А.С., в работе с подростками, делает вывод, что одинаковые причины не вызывают единых переживаний у разных подростков, и наоборот, типичные проявления критического состояния могут вызываться различными по характеру причинами.

В своем исследовании, учитывая данные обстоятельства, Сунцова А.С. разделила критические состояния по предмету и содержанию субъективных переживаний.

В первую группу входят подростки, предметом переживаний которых являются взаимоотношения со сверстниками.

^ А) Подростки, критические состояния которых вызваны фрустрированием потребности быть значимым в коллективе сверстников. Предмет их переживаний составляет отношение товарищей (эмоциональное отвержение, насмешки, проявление неуважения) и конкретные ситуации общения, в которых подростки чувствуют психологическую изоляцию или недооценивание их личности.

Ведущей тенденцией развития критического состояния в этом случае является нежелание подростков смириться со своим положением в коллективе, с одной стороны, и неумение изменить его, с другой. Страдание подростка тем глубже, чем отверженнее он себя чувствует и чем сильнее при этом выражено желание быть признанным. Чаще подобные критические состояния наблюдаются у лидеров класса в ситуации утраты своего ведущего положения; в ситуации смены подростком класса или школы; а так же в случаях, когда главным мотивом общения подростка со сверстниками является стремление к постоянному личному успеху и превосходству без реального учета своих возможностей при нежелании считаться с мнением товарищей.

Проявления данной группы: сильная демонстративность поведения подростков, попытки любой ценой привлечь к себе внимание окружающих. При этом одни из них проявляют агрессивное поведение, пытаясь показать свое физическое и интеллектуальное превосходство, а другие - вызывают жалость и сочувствие окружающих. В любом случае, переживание непризнания ценности своей личности сверстникам сопровождается чувством сильного психологического дискомфорта и рождает внутреннюю неуверенность в себе.

^ Б) Подростки, критические состояния которых вызваны отрицательными переживаниями чувства влюбленности (в ситуациях неразделенного чувства или ссоры с любимым человеком) и переживаниями по поводу недостатков своей внешности (последние в психологической и психиатрической литературе названы дисформацией).

СунцоваА.С. объединила выше указанные критические состояния в одну подгруппу, обосновывая это тем, что основой их возникновения являются процессы полового созревания, обусловливающие половое влечение, потребность в любви и в сексуальных чувствах подростка, а с другой стороны, эти переживания тесно взаимосвязаны между собой: недовольство своей внешностью актуализируется в случаях, когда подросток не пользуется успехом у значимых лиц или в ситуациях неудачного опыта общения с ними.

Данные эмоциональные состояния неоднородны по содержанию, характеризуются резкими перепадами настроения от радости, восторженности и эйфории до печали, грусти и апатии, доходящей до глубокой депрессии. Сфера взаимоотношений с противоположным полом настолько значима для данных подростков, что даже мелкие неприятности и неудачи переживаются тяжело, сопровождаются глубоким душевным унынием, мыслями о собственной неполноценности, ненужности, одиночестве. Подобные переживания у некоторых подростков в критические моменты (во время ссоры, оскорбления, отрицательных оценок со стороны окружающих, в ситуациях ревности, конкуренции и т.п.) выливаются в различные аффективные реакции: самоагрессивные действия – порезы рук, вен, прижигание кожи, и агрессивные действия, направленные на обидчиков – побои, оскорбления, повреждения их вещей.

Существенной составляющей переживаний подростков данной подгруппы является убеждение в том, что ситуация никогда не изменится: «чувство останется неразделенным, внешность – ужасной…». Эти мысли сами по себе представляют сильный психотравмирующий фактор. Причем данные переживания трудно компенсируются, - имеют место и у тех подростков, которые успешны в учебе, спорте, пользуются уважением учителей и товарищей.

Вторую группу составили подростки, критические состояния которых обусловлены дисгармонией семейных отношений.

А) Конфликты и ссоры с родителями.

Предмет переживаний – актуальные конфликтные ситуации, высказывания и действия родителей. Критические состояния не длительны, имеют место несколько дней, и, как правило, преодолеваются после разрешения конфликта, однако протекают в бурной форме, отчетливо проявляясь в поведении и в учебной деятельности. Состояние характеризуется переживанием несправедливого отношения и непонимания со стороны родителей. Часто от подростка можно услышать: «Родители придираются ко мне, кричат, давят на психику…..»; «Меня не понимают родители, они мне абсолютно все запрещают: поздно не приходи, друзей не приводи, такую одежду не носи….». Все это сопровождается чувством обиды. Подростки часто преувеличивают требовательность родителей и не всегда осознают, что конфликтные ситуации нередко провоцируются их же поведением, но с другой стороны, они склонны замечать, что родители «начинают придираться к ним в период неудач на работе или во время плохого настроения».

По этому поводу Ю.Е.Алешина пишет, что чаще всего конфликтные ситуации возникают в семьях, где родители занимают по отношению к ребенку гипердоминантную, опекающую позицию, которая представляет собой желание руководить, советовать, рекомендовать без понимания истинных потребностей подростка. Тем самым, вызывая у ребенка резкость, скрытность, невнимательность, с помощью которых они борются за собственную независимость.

Эмоциональные состояния подростков различны, их конкретные характеристики и проявления зависят от личностных особенностей, типа нервной системы и особенностей интерпретации конфликта. Сунцова А.С. выделяет два типа эмоциональных состояний:

  1. Состояние агрессивной возбудимости.

  2. Состояние угнетенности и подавленности.

^ В первом случае состояние проявляется в резком протесте против действий родителей, что выливается в демонстративное поведение в школе и дома: подросток отказывается выполнять какие-либо требования родителей, перестает выполнять домашние задания, пропускает уроки, портит взаимоотношения с учителями и товарищами; всю вину за происшедший конфликт однозначно возлагает на родителей. Переживание возмущения вызывают конкретные слова и действия родителей (запрет, оскорбление, некорректное сравнение и т.п.).

^ Во втором случае предметом переживания подростка является скорее сам факт ссоры и разногласия с родителями, нежели слова и действия, совершенные во время конфликта. Эти подростки не проявляют демонстративного поведения, переживая конфликт «внутри себя», однако, их критическое состояние влияет на сужение круга общения, подросток становится замкнутым, как бы концентрируется на семейной проблеме, склонен к глубокому анализу конфликтной ситуации, что отвлекает его внимание от учебных и других проблем.

^ Б) Развод родителей.

Состояние характеризуется страданием, которое в некоторых случаях усугубляется поведением родителей (стремлением привлечь ребенка на свою сторону). Уход из семьи одного из родителей воспринимается подростком как потеря, лишение, разрушение жизненной перспективы. Переживание тем сильнее, чем значимее для ребенка ушедший родитель. Осознание невозможности сохранения целостности семьи сопровождается чувством вины, беспомощности, беззащитности подростка. В одних случаях переживание вызывает враждебное отношение к матери или отцу, в других – жалость, у некоторых подростков возникает сильное чувство стыда перед окружающими за своих родителей.

^ В) Рождение в семье маленького ребенка.

Развитие критического состояния в этом случае обусловлено некорректным отношением родителей к подростку, когда они направляют все свое внимание на малыша, тем самым, дают повод оценивать ситуацию как потерю части родительской любви, ласки и заботы. Подросток испытывает чувство одиночества и своей ненужности, болезненно реагируют на критику и замечания со стороны родителей. Ласковое отношение родителей к малышу вызывает чувство зависти и ненависти у подростка по отношению к младшему брату/сестре. Часто подросток, совершая хорошие поступки, пытается завоевать признание родителей, но если это не поощряется, появляются мысли о своей неценности для родителей. В подобных случаях реакцией протеста может быть уход из дома или отказ от выполнения домашних поручений.

В третьей группе подростки, критические состояния которых обусловлены переживаниями по поводу учебной неуспешности.

Это подростки с повышенным чувством ответственности, долга, высокими требованиями, предъявляемыми к себе или к ним со стороны окружающих.

Основную тенденцию развития критического состояния составляет психическое перенапряжение, следствием которого выступает постоянная, хроническая усталость подростка. Сильная тревога, возникающая в учебных ситуациях, часто является психологическим барьером, мешающим успешно выполнить задание, ответить у доски при достаточно хорошей подготовке. Каждая неудачная отметка переживается как горе, часто вызывает слезы.

Как правило, у данных подростков деформирована учебная мотивация, а сам процесс познания нового не приносит им удовольствия.

Четвертую группу составили подростки, чьи критические состояния вызваны переживанием внутриличностного конфликта.

Переживание внутриличностного конфликта у некоторых подростков вызвано неблаговидным поступком (обманом, оскорблением другого человека, проявлением трусости), совершенным под влиянием ситуации и не соответствующим его ценностям и личным принципам. У других – конфликт обусловлен наличием благородной цели и неприемлемыми средствами ее достижения, которые выбраны подростком ситуативно.

Часто у подростков возникают вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?», «Для чего я живу?» и т.п. Это обусловлено развитием их самосознания и других психологических процессов взросления. Критическое состояние возникает в случае, когда подросток не может найти удовлетворяющих его ответов на поставленные вопросы.

В подростковом возрасте образ «Я» диффузный. Неуверенность, незнание «себя» провоцирует подростка на конфликты, что дает возможность познать самого себя. В случаях, когда подросток видит противоречия между своим идеальным «Я» и оценкой реальной ситуации, что приводит к глубоким переживаниям, постоянной эмоциональной напряженности, что сопровождается пессимизмом. Снижением активности, ухудшением взаимоотношений с учителями, родителями, сверстниками. Подобный внутренний процесс А.С.Сунцова квалифицирует как кризис, т.к. подросток испытывает потерю смысла жизни: его уже не привлекает свое будущее, выбранная профессия, перспектива своего предназначения и роли в обществе.

Важным является то, что в период критического состояния подросток склонен не только к анализу предмета своих переживаний, но и к самоанализу, к осмыслению собственного внутреннего мира и личносто – значимых отношений. Эти самопроцессы положительно влияют на преодоление тяжелых переживаний.

Существенно и то, что переживание происходит при недостаточной жизненной компетентности подростка, поэтому помощь подростку в преодолении критической ситуации рассматривается как сопровождение формирования зрелой личности.

programma-razvitiya-gimnazii-105-sankt-peterburg-2011-god-programma-razvitiya-gimnazii-105-viborgskogo-rajona-sankt-peterburga-.html
programma-razvitiya-gimnazii-na-2006-2010-uchebnie-godi-2006g-stranica-2.html
programma-razvitiya-goroda-temirtau-na-2011-2015-godi-soderzhanie-stranica-10.html
programma-razvitiya-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-goroda-moskvi-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-shkola-zdorovya-50.html
programma-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-centra-obrazovaniya-1989.html
programma-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prorochestva-rano-nero-kniga-predskazanij-prorochestva-kotorie-sbudutsya.html
  • institute.bystrickaya.ru/garmoniya-idealnogo-materialnogo-intellektualnaya-nasledstvennost-intellektualnaya-missiya-chelovechestva-informacionno-programmiruemaya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/viktora-potanina-na-reke.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uralskij-nauchno-issledovatelskij-institut-ohrani-materinstva-i-mladenchestva.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenarij-podgotovlen-k-godu-russkogo-yazika-po-teme-poet-v-rossii-bolshe-chem-poet.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozheniya--prilozhenie-1-gorod-v-licah-datah-i-faktah-istoriya-predpriyatij-i-uchrezhdenij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-osnovi-ekonomicheskij-teorii-na-temu-ekonomicheskie-sistemi-i-ih-sushnost.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mozgovoj-shturm-alfred-hichkok-predstavlyaet-tri-sishika.html
  • school.bystrickaya.ru/arhipov-ii-sm-gorodeckij-ae-dolgachev-g-i-zakatov-l-p-oreshko-a-g-pikalov-v-v-skoryupin.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-a-chernobrov-tajni-parallelnih-mirov-stranica-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-osobennosti-nacionalnoj-kuhni-dlya-specialnosti-271200-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chaj-chast-11.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-2-teoriya-montazha-osnovi-montazha.html
  • school.bystrickaya.ru/kniga-moego-deda-korkuta.html
  • control.bystrickaya.ru/biologicheskie-osobennosti-zernovih-kultur-2-chasa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zemledelie-i-rastenievodstvo.html
  • books.bystrickaya.ru/detskata-mechta-na-deputata-delyan-peevski-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtorskie-svidetelstva-i-patenti-perechen-osnovnih-publikacij-za-2008-god.html
  • tests.bystrickaya.ru/magisterskaya-programma-obshaya-i-molekulyarnaya-genetika-magisterskaya-programma-zoologiya-pozvonochnih-mesto-zoologii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sozdanie-edinoj-sistemi-otraslevih-trebovanij-po-proektirovaniyu-dostupnoj-dlya-invalidov-sredi-zhiznedeyatelnosti-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bezopasnost-cheloveka-v-kontekste-mezhdunarodnoj-politiki-voprosi-teorii-i-praktiki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/senat-belgii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-4-sushnost-i-tipi-gosudarstva-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-specialnogo-dokladchika-g-na-filipa-alstona.html
  • spur.bystrickaya.ru/korolev-lyubil-kosmos-i-zhenshin-sbornik-statej-k-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-sergeya-pavlovicha-korolyova.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-080502-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-v-torgovle-vseh-form-obucheniya-po-disciplinam-ekonomika-predpriyatiya.html
  • college.bystrickaya.ru/1990-arnold-tojnbi-civilizaciya-pered-sudom-istorii-s-pb-yuventa-progress-kultura-1995.html
  • education.bystrickaya.ru/192-poryadok-razresheniya-individualnih-trudovih-sporov-kurs-lekcij-trudovoe-pravo-ukraini.html
  • lecture.bystrickaya.ru/47gorelki-dlya-szhiganiya-prirodnogo-gaza-oao-tkz-krasnij-kotelshik-kontaktnie-telefoni.html
  • college.bystrickaya.ru/-11-mifi-ob-istorii-proishozhdeniya-chelovechestva-i-kogda-lyudi-bili-bogami-velikie-nauchnie-zabluzhdeniya-v-opredelenii.html
  • tests.bystrickaya.ru/maloe-predprinimatelstvo-doklad-glavi-mo-selenginskij-rajon.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-oblast-gotova-poluchit-federalnie-subsidii-dlya-vipolneniya-meropriyatij-po-energosberezheniyu.html
  • books.bystrickaya.ru/biblejskaya-kartina-cheloveka-chast-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-izuchenie-teoreticheskogo-materiala-ob-azote-i-ego-soedineniyah-stroenie-himicheskie-i-fizicheskie-svojstva-viyasnit-istoriyu-nazvaniya-elementa.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektronnaya-pochta-celi-funkcionirovaniya-informacionnoj-sistemi-organizacii.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-r-mailyan-polozhenie-ob-attestacii-individualnih-predprinimatelej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.