Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации Томский политехнический университет
.RU

Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации Томский политехнический университет







Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства
Российской Федерации


Томский политехнический университет



«Организационное поведение и управление персоналом»


Рабочая тетрадь


Составитель: Н. Ю. Шрайбер


ОГЛАВЛЕНИЕ


Список литературы………………………………………………………………………..2

Блок 1. Организационное поведение…………………………………………………….3

1. Введение. Организационное поведение и менеджмент……………………….……..3

2. Поведение в организациях. Индивид………………………………………………..10

2.1. Различия в индивидуальном поведении………………………………………10

2.2. Теории мотивации и их применение…………………………………………..24

2.3. Стресс и индивид……………………………………………………………….38

3. Поведение в организациях: группы и межличностные отношения.........................48

3.1. Групповое поведение…………………………………………………………...48

3.2. Межгрупповое поведение и управление конфликтом………………………..56

3.3 Власть и политика……………………………………………………………….60

3.4. Лидерство………………………………………………………………………..67

4. Разработка организационной структуры и формирование организационной культуры………………………………………………………………………………….72

5. Процессы в организациях: коммуникации и принятие решений………………….89

5.1. Что такое коммуникация?....................................................................................89

5.2. Процесс принятия решений…………………………………………………….93

Блок 2. Управление персоналом………………………………………………………101

1. Что такое управление персоналом?...........................................................................101

2. Внутренняя и внешняя среда организации………………………………………...104

3. Кадровая политика…………………………………………………………………..115

4. Оценка должности, поиск и отбор персонала……………………………………..119

5. Система компенсации и стимулирования персонала……………………………..134


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: учебное пособие для вузов/пер. с англ. под ред. Проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 463 с.

  2. Стаут. Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера./Стаут Л.У., пер. с англ.и – М.: ООО «Издательство «Добрая книга»», 2006. – 536 с.

  3. Управление пресоналом: учебник для вузов/Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 560 с.

  4. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. – мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000. – ХХVI, 662 с.

  5. Спивак В.А. Корпоративная культура, С.-П., Питер, 2001 г.

  6. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – Спб.: Питер, 2000

  7. Гизела Хагеманн. Руководство по мотивации/пер. с англ. М:HIPPO, 2003, 213с.

  8. Управление персоналом / пер. с англ. – М.: Альпина бизнес Букс, 2006. – 272 с. – (Серия «Классика Harvard Business Review»).



^ БЛОК 1: ОРГАННИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Тема 1. Введение. Организационное поведение и менеджмент

Что такое организационное поведение?

Организации существуют для того, чтобы предоставлять товары и услуги, необходимые людям. Количество и качество этих товаров и услуг – это продукт поведения и деятельности всех сотрудников организации: менеджеров высшего звена, высококвалифицированных специалистов отдела продаж или отдела исследований и разработок, а также тех сотрудников, кто непосредственно производит или предоставляет товары и услуги потребителям.

Организационное поведение как наука – это изучение факторов, влияющих на то, как отдельные люди и их группы реагируют и действуют в организациях и как организации управляют внешней средой, в которой они действуют. Это набор инструментов, применяемых для понимания, анализа, описания и управления типами отношений и поведения в организациях1.

Наука об организационном поведении начала развиваться приблизительно в 1948 – 1952 гг. Эта дисциплина призвана помочь менеджерам лучше понять природу человека и вследствие этого повысить индивидуальные, групповые и организационные показатели работы.

Отличительная особенность организационного поведения – междисциплинарный подход к его изучению. В науках, изучающих поведение, особенно психологии, социологии и антропологии культуры, разработаны основные понятия и принципы, составляющие основу организационного поведения. Каждая научная дисциплина, изучающая поведение, ориентирована на свое специфическое направление в этой области знаний. В ней разработаны собствен­ные система понятий, аналитическая структура и предмет изучения, призванные помочь менеджерам лучше понять самих себя, остальных людей и внешние воздействия окружающего мира (такие, как конкуренция, официальные требования и социально-политические изменения). Основываясь на изучении перечисленных дисциплин, организационное поведение представляет основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин и в первую очередь для принятия управленческих решений в области управления персоналом.

Такой мультидисциплинарный взгляд на организационное поведение (ОП) на основе множества дисциплин может быть представлен как совокупность действий:


^ Организационное поведение и менеджмент.

Почему понимание современных законов организационного поведения так важно для менеджеров? Ответ на этот вопрос содержится в самом понимании сути деятельности менеджера.

Менеджеры – это люди, которые достигают целей, которые стоят перед организацией, посредством других людей. Менеджеры принимают решения, аккумулируют ресурсы, координируют деятельность других и направляют ее на достижение целей организации (иногда их называют администраторами, особенно если речь идет о некоммерческих организациях).

Организация – координируемый союз двух людей и более, который функционирует на относительно постоянной основе для достижения общих целей. Организациями являются, например, промышленные и торговые предприятия, магазины, государственные службы, а также школы, институты, больницы и церкви.

В начале XX в. французский промышленник Г. Файоль писал, что все менеджеры выполняют пять основных управленческих функций: планируют, организуют, руководят, координируют и контролируют. В настоящее время эти функции обычно сводят к следующим (Рис. 1):





^ Рис. 1. Четыре функции менеджмента


Управленческое мастерство

Изучение организационного поведения предоставляет инструменты, которые менеджеры могут использовать для усиления способности выполнять свои функции, а также может помочь менеджерам улучшить их мастерство в области управления организационным поведением.

Мастерство – это способность хорошо выполнять свою работу. Для эффективного выполнения организационных функций менеджерам необходимо обладать тремя основными составляющими мастерства: концептуальной, человеческой и технической.

Концептуальное мастерство позволяет менеджеру продиагностировать и проанализировать ситуацию и выделить в ней основные причинно-следственные связи. Планирование и организация требуют высокого уровня концептуального мастерства и принятия эффективных решений.

Человеческий опыт позволяет менеджеру понять поведение других людей и групп, взаимодействовать с ними, направлять их и контролировать. Изучение того, как менеджеры могут влиять на поведение – это фактически фокус всего организационного поведения, а способность изучать и усваивать опыт, необходимый для координирования и мотивирования людей, – это важная характеристика, отличающая хороших менеджеров от посредственных.

Техническая квалификация – это конкретные рабочие знания и приемы, которыми менеджер должен владеть профессионально, например, опыт производства, бухгалтерского дела или маркетинга. Конкретная техническая квалификация, необходимая каждому менеджеру, определяется характером организации, в которой он работает, а также его положением в ней.

Чтобы эффективно работать, менеджер должен овладеть всеми тремя видами навыков: концептуальными, человеческими и техническими. Отсутствие одного или более таких навыков и умений может привести к неэффективности работы. Управленческие функции и мастерство тесно связаны, и в долгосрочном плане способность понимать сущность поведения людей в организации и управлять им обязательна для любого действующего или потенциального менеджера.


^ Проблемы организационного поведения и менеджмента

Социальные, культурные и технологические изменения, происходящие в современном мире, создают множество проблем для мужчин и женщин, должностные обязанности которых требуют от них управления организационным поведением. Среди них можно выделить следующие:

  1. Как управлять человеческими ресурсами, чтобы организация получила конкурентное преимущество?

  2. Как развивать этически приемлемую организационную культуру?

  3. Как управлять разнородным составом сотрудников?

  4. Как не допустить на работе сексуальных домогательств?

  5. Как управлять организационным поведением, когда организация начинает действовать в других странах и выходит
    на мировой уровень?


Сформулируйте ответ:

  1. Как управлять человеческими ресурсами, чтобы организация получила конкурентное преимущество?




  1. Как развивать этически приемлемую организационную культуру?




  1. Как управлять разнородным составом сотрудников?




  1. Как не допустить на работе сексуальных домогательств?




  1. Как управлять организационным поведением, когда организация начинает действовать в других странах и выходит на мировой уровень?



Практическая часть:

1. Тест. Что мы знаем о поведении людей?

Отметьте из предложенных вам ответов (а, б) наиболее подходя­щий:

1. Конфликт негативно влияет на результаты работы организации, поэтому задача руководителей – любой ценой предотвращать источники его возникновения.

а) верное утверждение;

б) ложное представление.

2. Группы, отличающиеся высоким уровнем сплоченности, добиваются более высоких показателей производительности труда.

а) верное утверждение;

б) ложное представление.

3. Хороший руководитель должен по отношению ко всем работникам компании использовать единый стиль и тактику руководства.

а) верное утверждение;

б) ложное представление.

4. Демократический стиль управления лучше авторитарного.

а) верное утверждение;

б) ложное представление.

5. Конфликт в организации – это всегда плохо.

а) верное утверждение;

б) ложное представление.

Все приведенные утверждения принято считать верными, однако они, как будет видно из материалов последующих блоков, могут быть либо ложными, либо верными только при определенных условиях (поэтому на все вопросы ответ «б» является наиболее правильным).


2. Формирование диагностического мастерства (ФДМ № 1)

Цель: Развитие навыков и умений, связанных с организационным поведением.

Задание: Подумайте о любой организации — своем месте работы, клубе, спортивной команде, музыкальной группе, научном об­ществе, — позволившей вам получить значительный опыт рабо­ты, и ответьте последовательно на следующие вопросы:

  1. Каковы ваши отношение и чувства к этой организации? Что заставляет вас считать, что вы вообще имеете это отношение и эти чувства?

  2. Укажите по шкале от одного до десяти, насколько усердно вы работали в этой организации и насколько активно вы участвовали в ее видах деятельности. Поясните причины такого уровня вашего участия.

  3. Каким образом эта организация сообщала свои ожидания в отношении показателей вашей работы и как она отслеживала эти показатели, и оценивала, в какой мере вы удовлетворяли ее ожидания? Получали ли вы более высокое вознаграждение, ко­гда работали на более высоком уровне? Что происходило, когда результаты вашей работы были не столь высокими, какими они должны были быть?

  4. В какой мере организацию заботило ваше благополучие? В чем выражалась эта забота? Считаете ли вы, что степень этой заботы была достаточной? Почему да или почему нет?

  5. Вспомните о своем непосредственном начальнике или руководителе. Как вы охарактеризовали бы подход этого человека к менеджменту? Влиял ли этот стиль менеджмента на ваше поведение и отношение к работе?

  6. Вспомните о своих коллегах или других членах организации. Как их поведение и отношение к работе влияли на ваше отношение к работе и на ваши показатели?

  7. Учитывая свои ответы на предыдущие вопросы, скажите, какие изменения вы внесли бы в методы организации, используемые для управления ее членами?

Ответ:


3. Метод ситуационного анализа

Ситуационный анализ, или кейс-метод, представляет собой актуальный и рациональный способ обучения навыкам управления.

Кейс-метод состоит в обсуждении реальных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться руководителю. Составители кейсов описывают такие ситуации подобно хорошим журналистам, предоставляя ту же информацию, которой располагали упомянутые в них руководители. Изучая кейсы, вы ставите себя на место менеджеров, анализируете ситуацию, принимаете решения и готовитесь изложить и обосновать свои выводы на занятиях.

^ Алгоритм решения кейса:




Проблема Решение Риски


Альтернативы


Вопросы для обсуждения и проверки:

  1. Что представляет собой наука «Организационное поведение»?

  2. В чем заключается отличительная особенность организационного поведения?

  3. Почему понимание современных законов организационного поведения так важно для менеджеров?

  4. Что такое управленческое мастерство? Какими тремя составляющими управленческого мастерства должен обладать современный менеджер?

  5. С какими проблемами сталкиваются менеджеры, стремящиеся управлять организационным поведением?

  6. Считаете ли вы, что организации затрагивают вашу жизнь? Перечислите все организации, в которых вы состоите. Влияют ли эти организации на вашу жизнь? Перечислите и опишите каждый вид влияния.

  7. почему считается, что менеджеры играют существенную роль в повышении производительности организации?

Тема 2. Поведение в организациях. Индивид

2.1. Различия в индивидуальном поведении


Основа для понимания поведения

При наблюдении и анализе индивидуального поведения и выполнения работы необходимо рассматривать переменные, которые непосредственно влияют на индивидуальное поведение или на то, что делает работник (например, производит продукцию, продает автомобили, обслуживает машины).

На поведение служащего влияют факторы окружающей среды и множество индивидуальных факторов, опыт и события. Такие индивидуальные переменные, как способности, мастерство, демографические переменные, восприятие, особенности характера и стаж работы, также определяют поведение.

Поведение – это то, что делает индивид. Это и разговор с уп­равляющим, и выслушивание сотрудников, и заполнение отчета, и печатание докладной записки, и внесение данных в инвентаризацию описи и т.п. Кроме того, это и мечты, и чтение этого материала, и изучение системы бухгалтерского учета фирмы.

Поведение зависит от типа переменных. Таким образом, поведение служащего (В) является функцией переменных: (I) и (Е).

В = f (I, Е), где

(В) – поведение служащего

(I) – особенностей индивида

(Е) – окружающей среды


Поведение каждого работника уникально, но процессы, лежащие в его основе, характерны для всех людей.

Многие годы исследований и создания теории позволили сформулировать следую­щие основные положения:

  1. Поведение имеет причины.

  2. Поведение целенаправленно.

  3. Характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы.

  4. Характеристики поведения, которые нельзя наблюдать непосредственно, также важны в достижении целей.

  5. Поведение мотивировано.

Для того чтобы понять поведение людей в организациях, необходимы сведения об ин­дивидуальных различиях (особенностях индивида). В процессе своей активности служащий выступает в четырех проявлениях:

  1. Человек – употребляется для подчеркивания субъекта деятельности.

  2. Индивид – конкретный представитель определенной группы людей.

  3. Индивидуальность – характеризует неповторимость существенных признаков индивида и включает в себя телесные (соматические) и психологические особенности как унаследованные, так и приобретенные.

  4. Личность – единство социальных образований, черт и качеств, воспитанных во взаимодействии с людьми. Это социальное качество человека.


^ Индивидуальные различия

(характеристики поведения, которые можно наблюдать и в большинстве своем измеримы)

Индивидуальные переменные, могут быть классифицированы как способности, навыки, происхождение и демографические характеристики. Каждый класс переменных помогает объяснить индивидуальные различия в поведении и результативности.

^ Способности и навыки

Некоторые служащие, даже имеющие очень высокую мотивацию, просто не обладают способностями или навыками, чтобы хорошо выполнить работу, поэтому способности и навыки играют большую роль в индивидуальном поведении и резуль­тативности.

Способность – это свойство (врожденное или приобретенное), позволяющее личности выполнять какие-либо умственные или физические действия.

Навыки – это компетентность, относящаяся к выполнению работы (например, умение работать на станке или компьютере).

В табл. 1. представлены примерные составляющие умственных способностей, которые образуют понятие «интеллект». Менеджеры должны решить, какие умственные способности требуются для успешного выполнения каждой работы. Например, для работы в качестве секретаря необходимы большой объем памяти, высокая скорость восприятия, языковая культура, а также физические способности для обслуживания техники по подготовке текстов (табл. 2).


^ Умственные способности = интеллект

Таблица 1

Умственные способности

Описание

^ 1. Гибкость и скорость восприятия


Способность «удерживать в уме» отдельную визуальную конфигурацию


2. Беглость


Способность находить слова, идеи и образные выражения

^ 3. Индуктивное мышление


Способность выдвигать и проверять гипотезы, направленные на нахождение взаимосвязей

^ 4. Ассоциативная память


Способность восстанавливать воедино отрывочные фрагменты памяти

5. Объем памяти


Способность воспроизвести в памяти полностью все предметы после одного их представления

^ 6.Способность к быстрому счету

Способность быстро манипулировать числами в арифметических операциях

^ 7. Скорость восприятия

Скорость нахождения образцов на основе сравнения и выполнения простых задач, включая и визуальное восприятие

^ 8. Дедуктивное мышление


Способность рассуждать на основе сформулированных посылок для получения необходимого вывода

^ 9.Пространственная ориентация и наблюдательность

Способность воспринимать пространственные образцы, манипулировать ими или трансформировать их изображение

^ 10. Языковая культура

Знание слов и их значений, применение этих знаний


programma-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-515.html
programma-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-kabardino-balkarskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-h-m-berbekova-do-2020-goda-soderzhanie-stranica-2.html
programma-razvitiya-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-336-nevskogo-rajona-sankt-peterburga-na-2011-2015-godi-stranica-4.html
programma-razvitiya-gosudarstvennogo-uchrezhdeniya-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
programma-razvitiya-gou-progimnazii-1736-prinyato-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-progimnazii-30-avgusta-2010-goda.html
programma-razvitiya-gou-spo-belgorodskij-tehnikum-obshestvennogo-pitaniya-na-2009-2013gg.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-vsemestri-9-osennij-10-vesennij-lekcii-66-chasov-ekzamen-10-semestr-vesennij.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/hlamidioz-svinej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/225-kultura-plan-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-moshkovskogo-rajona.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postroenie-utverzhdayushego-politicheskogo-kejsa-mezhdunarodnaya-obrazovatelnaya-programma-debati-e-g-kalinkina.html
  • college.bystrickaya.ru/38-semanticheskij-analiz-vhodnih-soobshenij-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2006.html
  • desk.bystrickaya.ru/polnij-zaval-gazeta-rg-sibir-internet-versiya-03022011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-4-fevralya-2011-g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnoj-sistemi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-g-sorochinska-na-period-2011-2015-gg.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prazdnovanie-svyatomu-apostolu-petru-v-afire-zhitiya-svyatih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24-specialnie-pravila-dlya-ustanovleniya-rekordov-dalnosti-poleta-po-pryamoj-kodeks-fai.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iii-ideologicheskaya-modernizaciya-e-v-drozhzhina-kompyuternij-nabor-vyorstka-g-72-gromiko-al-a.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktualizaciya-avtorskogo-zamisla-povtorenie-voprosi-avtoru-frontalnaya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yuridicheskaya-psihologiya-vasilev-stranica-14.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proveryaemoj-organizacii-uchrezhdeniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-08-01-09-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodi-propagandi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-r-l-asprin-vsyu-svoyu-predidushuyu-zhizn-ego-velichestvo-shellar-iii-nahodil-chto-rassveti-nad-daen-rissom.html
  • esse.bystrickaya.ru/raschetno-graficheskaya-rabota-po-mashinam-i-mehanizmam.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-gou-dyuc-viktoriya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-proektirovanie-processa-okazaniya-uslug-2008.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celevaya-programma-razvitiya-mou-kozhilskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-selskohozyajstvennogo-napravleniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zarabotnaya-plata-eyo-sushnost.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teorii-evolyucii-i-process-vidoobrazovaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nash-dom-vselennaya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-tematika-kursovih-rabot-po-discipline.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-9-aprelya-2008-g.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lingvostilisticheskie-osobennosti-yuridicheskih-tekstov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/testi-i-kontrolnie-voprosi-po-discipline-regionalnaya-ekonomika-i-upravlenie-dlya-studentov-specialnostej-080504-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proektirovanie-operacionnogo-ustrojstva-chast-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-s-sherstnev-tihomirov-n-b-shelehov-a-m.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-geofizicheskie-issledovaniya-skvazhin-dlya-specialnosti-011200-geofizika-realizuemoj-na-geologicheskom-fakultete.html
  • essay.bystrickaya.ru/delovoj-trening-teoriya-i-praktika-socialnoj-raboti.html
  • student.bystrickaya.ru/2-05-2012.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stati-o-sostoyanii-razrabotki-federalnih-norm-i-pravil-v-oblasti-ispolzovaniya-atomnoj-energii-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/i-problemi-neprerivnogo-geograficheskogo-obrazovaniya-zelenkova-a-i-savinskaya-m-p-stranica-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-e-lalayan-glavnij-redaktor-izdatelstva-doktor-ekonomicheskih-nauk-stranica-20.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.