.RU

Программа Полевого учебного практикума Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования


programma-razvitiya-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-3.html
programma-razvitiya-municipalnogo-kazennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-bajgulovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dlya-detej-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-stranica-5.html
programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-licej-40-rasshirenie-prostranstva-integracii-i-novie-obrazovatelnie-vozmozhnosti.html
programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-48-g-belgoroda-obshie-svedeniya-ob-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-kniga-avtora-legendarnogo-koda-da-vinchi.html
  • composition.bystrickaya.ru/ot--polozhenie-o-deyatelnosti-pd-provedenie-tekushego-kontrolya-uspevaemosti-i-promezhutochnoj-attestacii-studentov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kakovi-zhe-osnovnie-funkcii-mishleniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-zaochnogo-obucheniya-kemerovo-2005.html
  • shkola.bystrickaya.ru/puti-formirovaniya-nacii-i-ee-psihologicheskie-osnovi.html
  • school.bystrickaya.ru/chto-takoe-molekulyarnaya-kulinariya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-10-12-fevralya-2007-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-formirovaniya-kulturi-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-novosibirsk.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-pakt-o-grazhdanskih-i-politicheskih-pravah-stranica-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/turistskij-centr-i-centr-turizma-soderzhanie-i-granici-ponyatij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/raschet-ploskih-sterzhnevih-konstrukcij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-ponyatie-sistemi-klassifikaciya-sistem-zadachi-opisaniya-i-konstruirovaniya-dannih-issledovaniya-pri-sistemnom-analize.html
  • occupation.bystrickaya.ru/municipalnoe-uchrezhdenie-zdravoohraneniya-gorodskaya-detskaya-poliklinika-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachami-kursa-vistupayut.html
  • studies.bystrickaya.ru/bankovskie-operacii-s-ispolzovaniem-vekselej-chast-6.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-k-otchetu-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-irkutskoe-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-energetiki-i-elektrifikacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatie-bunta-i-absurda-v-filosofii-a-kamyu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-rezhim-ego-raboti-6-kadrovoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-8-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/idiostil-kak-problema-hudozhestvennogo-perevoda.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-programmi-spisok-profilej-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu-034700.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pyataya-sushestvuet-li-konec-puti-vozmozhen-li-konec-borbi-cheloveka-s-samim-soboj-i-okruzhayushim-mirom-na-eti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-pyataya-mech-v-rane-umeret-i-voskresnut-ili-poslednij-i-chu-leonid-smirnov-anons.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichna-biblioteka-shutgart-chast-1-nasoki-v-konteksta-na-socialnata-politika.html
  • education.bystrickaya.ru/3-individualno-prisposobitelnaya-deyatelnost-zhivotnih-associativnoe-obuchenie-kognitivnie-processi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sborisov-odin-iz-treh-blokov-innovacionnoj-politiki-razvitie-msb-novosti-rf-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/izmenenie-paradigmi-e-ermolaenkova-redaktor-e-ermolaenkov-hudozhestvennij-redaktor-v-zemskih-korrektori-a-ermolaenkova.html
  • books.bystrickaya.ru/carstvovanie-imperatora-nikolaya-i-v-p-kazarin-n-s-mihalkov-al-nalepin-glavnij-redaktor.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-pribili-redaktor-a-dzyura-shzz-shvager-dzh-d-novie-magi-rinka-besedi-s-luchshimi-trejderami-ameriki-dzhek.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mayak-novosti-05102005-stadnickaya-lora-0900-ria-novosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/osmantus-padubolistnij-sadovaya-forma-imeet-krasivo-okrashennie-pestrie-listya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-perspektivnie-problemi-i-obshaya-harakteristika-motivacii-cheloveka-literatura-imennoj-ukazatel.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-dizajn.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-birzhevoe-delo-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-dlya-podgotovki-magistra-avtor-galanov-v-a.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebno-oznakomitelnoj-praktiki-dlya-studentov-3-kursa-specialnosti-mirovaya-ekonomika-ekonomicheskogo-fakulteta.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zashita-ot-neozhidannih-i-pagubnih-narushenij-nashego-povsednevnogo-obraza-zhizni.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Программа Полевого учебного практикума

     


    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
    Дом детского творчества «УСПЕХ»
    Образовательная модифицированная программа
    «Полевой учебный практикум»
    (Экологический Ликбез, Эколог – Исследователь)

    Срок реализации 3 года
    Возрастная категория 10-16 лет

    Автор: Соколова Галина Алексеевна
    Педагог дополнительного образования
    МОУ ДОД ДДТ «УСПЕХ»,

    Рецензенты:
    А.П.Лактионов к.б.н.АГУ,
    Т.Н. Решетникова заместитель директора
    по научно-методической работе
    МОУ ДОД ДДТ «УСПЕХ»

    Пояснительная записка


    Школьное и дополнительное образование в настоящее время должны работать во взаимосвязи . Одно из возможных направлений такого сотрудничества – в области расширения содержания образовательных программ и расширения «воспитательной среды» представлено в данной программе экологической направленности. Творчеству научить невозможно, значит надо создать условия для самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. У школьников старших классов четко проявляются образовательные интересы, связанные с планами выбора профессии. Поэтому исследовательские работы , полевые практикумы, экспедиции помогут получить школьникам навыки профессиональной деятельности.
    Этим обусловлено образование такого учебного подразделения в системе дополнительного образования как Полевой учебный Центр «СТРИЖ», который строит свою работу, используя методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
    Программа разработана на основе программы организации полевых экологических практикумов «Учебная и исследовательская деятельность школьников на полевых экологических практикумах» Боголюбов А. С. М:. «Экосистема», www.ecosystema.ru
    В основу данной программы экологического воспитания детей положены работы по проведению круглогодичных сезонных полевых практикумов для школьников 5-10 классы общеобразовательных школ. Программа разделена на подпрограммы «Эколикбез» для учащихся 10-14 лет и подпрограмма «Эколог-исследователь» для учащихся 14-16 лет.
    Все образовательные виды деятельности предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. В основе практических работ лежит выполнение по стандартным методикам сбора природного материала, а затем творческое его оформление в виде отчета, с применением компьютерной технологии. По окончании каждого курса проводится выезд и оформляется отчет, как мини - исследовательская работа.
    Новизна программы состоит в том, что впервые учебные лабораторные работы выполняются с использованием основных подходов к научно-исследовательской работе. Все работы ведутся в полевых условиях под руководством ученых вузов АГУ, АГТУ- специалистов в данной исследовательской области. Отличие работы Центра от кружковой работы в том , что занятия проводятся со всем классом в течении всего года и выезд со всеми учащимися класса, затем происходит отбор тех, кто хотел бы заниматься научной работой.
    Методической основой программы является использование подходов, форм и методов работы с детьми, традиционно применяемых в сфере дополнительного образования – «натуралистический» подход и методы «полевой « экологии
    Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время способствует:
    1. Вовлечению школьников в изучение экологических проблем через научно-исследовательскую работу, что создает определенные условия для развития ребенка., обеспечивая эмоциональное благополучие в данной образовательной среде.
    2. Воспитывает любовь к природе через занятия в полевых условиях, где они непосредственно общаются с природой и знакомятся с различными природными закономерностями на краеведческом материале.
    3.Обеспечивает школьников интересной, полезной деятельностью, способствует укреплению здоровья, являясь профилактикой асоциального поведения, способствует укреплению психического и физического здоровья ..
    4. Способствует расширению кругозора, закреплению знаний полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса, к самостоятельному творчеству, к повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности ребенка.
    5. Вырабатывает навыки использования компьютерных технологий, Интернета
    6. Создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
    7. Способствует укреплению связи с родителями, которые принимают участие в работе полевого практикума.

    Режим занятий.
    Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа в аудитории и 1 раз в месяц экскурсия. Один раз в месяц выезд. Всего по курсу 108 часов в год по каждой подпрограмме. В подпрограмме увеличено число часов за счет самостоятельной работы учащихся на 1 час., сюда входят дистанционное консультирование с учеными различных вузов. Набор в группы свободный, но чаще всего занимаются учащиеся целым классом.

    Программа состоит из 2-х подпрограмм, рассчитанных на две возрастные категории учащихся:
    1) Подпрограмма «Экологический ликбез» 10-14 лет
    2) Подпрограмма «Эколог-исследователь» 14-16 лет
    Для старших школьников (14-16 лет), прошедших обучение программе «Эколикбез», предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством вовлечения их в самостоятельную исследовательскую деятельность (программа «Эколог-исследователь»).

    Цель программы:
    Воспитание личности, владеющей новым экологическим мышлением, через включение в проектную и исследовательскую деятельность, обладающей экологической культурой.

    Задачи программы:

    Образовательные задачи:
    1.Научить выбирать объекты изучения во время проведения полевого практикума: опытный участок, предмет исследования среди животных и растений.
    2. Научить школьников адаптировать современные методы описания объектов природы и естественных экосистем применительно к полевой практике .
    3. Обучить основам исследовательской деятельности : работе с большим информационным материалом, проведением отбора нужного материала для исследования, проведением эксперимента , забора проб, основой компьютерной обработки собранного материала, работе со статистическими данными, дать понятие о логическом построении исследовательской работы и подготовке к выступлению на конференциях о результатах своего исследования.
    4. Научить грамотному ведению сбора ботанических и геоботанических коллекций и данных, проводить их простейшую обработку., как статистическую, так и с использованием компьютерной технологии.

    Развивающие задачи:
    1.Развивать мотивацию личности ребенка к исследовательской деятельности
    2.Развивать качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности по отношению к полученным результатам.

    Воспитательные задачи:
    1Воспитание отношения к природе как к общечеловеческой ценности .
    2.Воспитывать самостоятельность для профессионального самоопределения творческой личности.
    3. Воспитывать коммуникативную культуру, желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой группы, делиться результатами своей работы.
    4. Сформировать широкий спектр туристических навыков, включающих в себя навыки самообслуживания и техники безопасности.

    Формы занятий
    Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход , т.е. работа с природным материалом в полевых условиях. Формы обучения: полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа, лекции, полевой практикум, выезды, отчет- конференция, мозговой штурм, ролевые игры, морфологический анализ, научная беседа, диспут, дискуссия, проблемные, исследовательские и поисковые, наблюдения, экскурсии, экспедиции.
    Для младшей возрастной группы (10-14 лет) предусмотрена, в основном, экскурсионная форма работы, при которой дети получают новые знания от преподавателя, а сами полевые занятия носят ознакомительный характер.
    Учащиеся, достигшие результатов в первой группе , могут переходить в группу «Эколог –исследователь», а могут остаться в группе «Эколикбез» и осваивать методы исследования природы более осознанно.

    Предполагаемые результаты деятельности учащихся
    Учащиеся должны знать:
    - определения и содержание основных понятий: экология, аутэкология, демэкология, среда жизни, экологический фактор, биологические ритмы, экологическая ниша, консорция;
    - основные связи в популяциях живых организмов;
    - о характере взаимодействия человека и организмов, путях и способах уменьшения вредного влияния,
    - об основных закономерностях действий экологических факторов,
    - механизмах сезонного поведения организмов,
    - классификацию всех основных типов и видов взаимодействий организма и окружающей среды.
    Учащиеся должны уметь:
    - приводить примеры различных взаимоотношений между организмами и внешней средой;
    - пользоваться методикой для определения и определять различные типы отношений,
    - описывать экологическую нишу отдельного организма,
    - оценивать возможные экологические последствия при исчезновении того или иного вида организмов,
    - проводить простейшие наблюдения и измерения с целью характеристики экологической ниши организма,
    - фиксировать результаты наблюдений в окружающей среде и оформлять эти результаты в виде графиков, диаграмм, таблиц.
    - прогнозировать особенности существования организмов при изменении среды.
    - статистически обрабатывать результаты исследований с использованием компьютерных технологий и Интернета.
    - узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности и выявлять их потребности в ресурсах.
    У учащихся развивается:
    - интерес к исследовательской деятельности:
    - повышается мотивация ребенка к знаниям;
    - развиваются качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности по отношению к полученным результатам
    .- умение слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества.
    У учащихся воспитываются:
    - коммуникативные качества,
    - формируется понимание об основных ролях участников группы сотрудничества;
    - происходит освоение форм взаимодействия людей в работе;
    - способов сотрудничества и конкуренции;
    - воспитывается чуткое отношение к природе ее сохранению.

    Контроль знаний учащихся.
    Оценка знаний проводится в двух формах: по рефератам и тестовой олимпиаде, т.е. на уровне узнавания объектов природы.
    В рамках программы «Эколог-исследователь» оценка ЗУН учащихся проводится по итогам докладов на конференции научно-исследовательских работ.

    Диагностика по курсу «Эколикбез»
    Различные виды тестирования
    1.Тест по проблемам мотивации личности ребенка к исследовательской деятельности
    Модификация теста – опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД)(Е.И.Рогов, 1996) дает возможность провести обследование в короткий срок и выяснить уровень мотивации к исследовательской работе каждого участника .
    2. Участие в Интернет конкурсах, олимпиадах, проектах, викторинах позволит определить наиболее одаренных детей, способных мыслить неординарно, что очень важно при исследовательской деятельности.

    Условия реализации программы
    Материально-техническое обеспечение
    Средства обучения.
    Для проведения полевых работ необходимо снаряжение: компас, лупа, кювета, сачки, лопата, микроскоп, рулетка, ведро, сито, бинокль, линейки, транспортир, карандаши, полевой дневник., карты района, лаборатория для обработки материала, конференц-зал, компьютер, проектор, принтер, сканер, интерактивная доска.
    Методическое обеспечение:
    В рамках настоящей программы используются методические материалы выпущенные с 1996-2003гг Ассоциацией «Экосистема» А.С. Боголюбов www.ecosystema.ru
    1.Методические пособия по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей средней школы( 40 пособий) www.ecosystema.ru
    2. Учебно-методические видеофильмы для учителей и учащихся «Комплексные исследования экосистем» (40 фильмов) www.ecosystema.ru
    3.Методические руководства по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе( на полевых практикумах , в экологических лагерях и т.п.) www.ecosystema.ru
    4. Иллюстрированные Атласы- определители объектов природы средней полосы России www.ecosystema.ru
    5. Учебник для школьников .ГлобалЛаб. 2008 г.
    6. Журнал записи наблюдений. ГлобалЛаб . 2008 г.

    Подпрограмма «Ликвидация экологической безграмотности» для учащихся 10-14 лет (в дальнейшем «Эколикбез»)
    Подпрограмма разбита на ряд блоков, которые несколько варьируют в разные годы. Это позволяет наиболее полно учесть индивидуальные интересы учащихся. В то же время, ряд блоков, повторяющихся из года в год, составляют основу программы. Количество часов на каждый блок тоже может быть изменен.
    Общий объем учебных часов по подпрограмме "Экологический ликбез" (10-14 лет) – 108 часов.. Из них 36часов теория и практика, 36 часов творческие консультации ученых вузов и встречи с ними на базе вуза, 36 часов выезды в полевые условия, участие в конференциях, а также участие в интернет конкурсах, викторинах, олимпиадах и проектах.

    Цель: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.
    Задачи:
    1.Образовательные:
    -сформировать знания методов экологического мониторинга, биоиндикации, физико-химических методов.
    2. Развивающие:
    - разрабатывать и проводить эксперимент;
    - развитие способности к самостоятельной поисково-исследовательская деятельность школьников;.
    - развивать навыки научного анализа явлений природы, осознание значимость своей практической помощи природе;.
    - развитие самостоятельных действий по созданию своей научно-исследовательской работы.
    3.Воспитательные:
    - воспитание инициативы, ответственности;
    - расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми и природой;
    - воспитание экологически грамотного человека


    Учебно-тематический план «Эколикбез» для учащихся 10-14 лет

    № Тематика занятий Общее кол-во часов теория Практика
    экскурсия
    Раздел 1.
    1 Введение 3 2 1
    Раздел 2 . Организация научно- исследовательской работы 2 часа
    2 Организация научно-исследовательской работы. Использование Интернет и компьютера в обработке данных исследования 2 1 1
    Раздел 3 Ботаника 12 часов
    3 Ботаника. Изучение растений 1 1 6
    4 Морфология и определение растений 2 1 1
    5 Описание растений 1 1
    6 Описание растительности 2 1 1
    Раздел 4. Ландшафтоведение 16 часов
    7 Ландшафтоведение. Карта и план 1 1
    8 Карта, космические снимки, фотографии 1 1
    9 Географическая широта и долгота 2 1 1
    10 Опытный участок и его картирование 2 1 1 *6
    11 Картирование рельефа Земли 2 1 1
    12 Топографическое картирование участка 2 1 1
    Раздел 5 Почвы 4 часа
    13 Почва. Отбор проб почв. Профиль 2 1 1
    14 Обработка материала в лаборатории, компьютерная обработка данных, Интернет консультации 2 1 1
    Раздел 6. Экологический мониторинг 6 часов
    15 Экологический мониторинг 2 1 1
    16 Постановка опыта (семена, веточки деревьев, листья) 2 1 1
    17 Обработка опытных данных(компьютер, Интернет) 2 1 1
    Раздел 7. Карта природных зон и климатические карты 18 часов
    18 Карта природных зон и климатические карты 2 1 1
    19 Сухопутная экосистема и природная зона 2 1 1 6
    20 Жизнь в лесу и в степи., пустыне 2 1 1 6*
    Раздел 8 . Водная экология 16 часов
    21 Водная экология 2 1 1
    22 Изучение водных растений, животных 4 2 2
    23 Изучение природных вод 4 2 2 6