.RU

Программа послевузовского профессионального образования аспирантов по научной специальности 13-00-01 общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) инвариантная часть учебного плана


Соискателю

ученой степени


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра общей педагогики


ПРОГРАММА

послевузовского профессионального образования аспирантов по научной специальности 13-00-01 – общая педагогика, история педагогики и образования

(педагогические науки)

инвариантная часть учебного плана


Пермь

ПГПУ

2008

УДК – 378.12 Цикл лекций по дисциплинам ОПД. АФ. 031.

ББК – Ч 216 (2) 241 Научная специальность 13.00.01.

П - 784


Составитель программы и ответственный за выпуск: док.п.н. профессор

А.С. Новоселова, стр.

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор А.И. Санникова

доктор педагогический наук профессор Р.А. Рогожникова

доктор педагогических наук профессор Е.Н. Гитман

доктор педагогических наук профессор Л.И. Лурье


Курс лекций по дисциплинам: методология современного научного исследования, история педагогики и образования, общая педагогика, педагогика дистанционного образования, педагогические исследования за рубежом, развитие науки педагогики в ХХ-ХХI вв. в соответствии с представленной программой. Лекции курса адресованы аспирантам и соискателям согласно образовательной программы послевузовского профессионального образования по научной специальности 13.00.01. и являются подготовительным этапом сдачи кандидатского минимума по специальности.


Программа утверждена на заседании кафедры общей педагогики и рекомендована к опубликованию. Зав. кафедрой: доц. Л.А. Косолапова.

Печатается по решению учебно-методического совета ГОУ Пермского Государственного Педагогического Университета

Протокол № от 2008


ISSN 978-5-98244-050-01 © коллектив авторов кафедры

общей педагогики ГОУ Пермского

Государственного Педагогического

Университета


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

  2. Учебный план семинара

  3. Методология современного педагогического исследования (программа

дисциплины)

  1. Работа с основными педагогическими понятиями

  2. Технология освоения программы. Форма аттестации

  3. Учебно-тематический план по дисциплине «Методология»

  4. ^ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Тема 1. Становление педагогической науки от системы философских идей до теорий и концепций

Тема 2. Методологические знания в системе педагогического исследования. Парадигма как базовая предпосылка научного поиска

Тема: Эволюция парадигмы педагогического исследования

Тема 3. Методологические принципы педагогического исследования. Исследовательский подход в современном педагогическом исследовании

Тема 4. Разработка научно-исследовательской программы по теме своего исследования в контексте методологического обоснования

Тема: Методологические воззрения И. Канта в области социально-педагогического направления

Тема: Отработка основного понятийного аппарата

Тема: Экспертиза как комплексная методологическая оценка исследования. Доказательная база

Самостоятельная работа по дисциплине «Методология педагогического исследования»

  1. История педагогики и образования (программа дисциплины)

  2. Учебно-тематический план по дисциплине «История педагогики и образования»

  3. ^ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Тема 1. Методологический подход к анализу тем: «Воспитание в условиях первобытного общества»; «Воспитание и обучение в ведущих цивилизациях Среднего и Дальнего востока»

Тема: Учения Конфуция, Будды, Магомета о развитии, воспитании и саморазвитии личности

Тема 2. Образовательные системы в Античном мире и в европейском Средневековье

Тема 3. Педагогические идеи эпохи Возрождения

Тема 4. Эволюция русского образования и развитие педагогической мысли в России в X – XVIII в.в. (Обзор)

Идеи ведущих ученых XVIII в. в развитии педагогической мысли и образования в России во второй трети XVIII в.

Тема 5. Развитие школы и педагогики в России в XIX в. (аналитико-методологический обзор)

Тема: Научные идеи христианских философов начала XX века и педагогические мысли ведущих ученых этого периода

Тема: Реформистская педагогика в Западной Европе и Америке в конце XIX и в начале XX в.в.

Тема: Педагогическая мысль и образование в Советский период развития общества (1917 – 1990 г.г.) и Новейшее время

Эволюция развития педагогических идей в Европе (XIX в.)

Примерные темы рефератов

Методические рекомендации к написанию реферата

  1. Теория педагогики (программа дисциплины)

  2. Учебно-тематический план дисциплины «Теория педагогики»

  3. ^ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Тема 1. Методологические основы педагогической науки. Развитие науки педагогики от философских идей до теорий, систем, концепций»

Тема 2. Болонский процесс в системе модернизации российского образования

Тема 3. Личность. Основные факторы развития личности. Современные направления в развитии дидактического раздела науки

Тема 4. Содержание образования и пути его совершенствования в свете Болонского процесса. Приоритетные направления дидактики в образовании и науке

Тема 5. Современные образовательные технологии

Тема 6. Развитие творческого потенциала учащихся. Диагностика готовности к развитию своего творческого потенциала.

Тема 7. Стратегия и тактика воспитания. Традиционные и инновационные теории, системы, концепции и подходы воспитания. Технология педагогического тренинга (тенинговые технологии)

Тема 8. Социализация личности учащихся в целостном педагогическом процессе. Взаимодействие его с социумом

Тема 9. Педагогическая инноватика. Феномен педагогического проектирования. Взаимодействие проекта и педагогической технологии в образовательном процессе

Тема 10. Искусство педагогического общения. Тонкая шкала в духовной организации педагога

Тема: Альтернативные модели как инновации школьного образования. Их уровень и характер

Тема: Авторские школы как инновации образования. Их уровень и характер

Тема: Воспитательные системы. Коллектив. Их взаимодействие

Тема: Экспертиза педагогического исследования (методологическая, психолого-педагогическая: математическая обработка результатов исследования)

Теория педагогики

Литература по темам дидактики и воспитания

Приложение 1. В помощь к самостоятельной работе по теме «Методологические воззрения И. Канта в области социально-педагогического направления»

  1. Педагогические исследования за рубежом (программа дисциплины)

  2. Учебно-тематический план по дисциплине «Педагогические исследования за рубежом»

  3. ^ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Тема 1. Система образования в ведущих странах мира.

Тема 2. Воспитательный аспект школьного образования за рубежом в ведущих странах мира

Тема 3. Современные педагогические исследования за рубежом

Тема 4. Эволюция системы оценки качества образования в России и за рубежом

Темы рефератов

Темы для самостоятельного изучения по дисциплине «Педагогические исследования за рубежом»

  1. Педагогическая практика аспирантов и соискателей



Пояснительная записка

Предлагаемые Учебный план и программы дисциплин по научной специальности 13.00.01 – методология, история педагогики, общая педагогика и образование – в инвариантной части плана имеют своей целью изученный в вузе материал посмотреть со стороны значимости его содержания с методологической позиции для выбранной специальности исследователя. Это предполагает, с одной стороны, обеспечить эффективную работу аспирантов в выборе и освещении материала для исследования своей проблемы без отрыва от основ исторических и педагогических знаний в их эволюционном развитии; создает условия проектирования научного исследования в историко-педагогическом процессе; с другой – готовит аспиранта к систематизации знаний для сдачи кандидатского минимума.

Учебный план и программа представлены двумя частями: инвариантной и вариативной, что обусловливает аспиранта внимательнее приглядеться к основам изучаемого материала и ознакомление с актуальными проблемами исследования современности.

Условные обозначения имеют следующее содержание:

ОПД АФ.00 – Образовательно-профессиональные дисциплины.

ФДА.00 – Факультативные дисциплины.

ППА.00 – Педагогическая практика.

НИР.А.00 – Научно-исследовательская работа аспиранта.

ИАА – Итоговая аттестация аспиранта.

ПДА.00 – Подготовка диссертационной работы и представление её в Диссертационный Совет.

В инвариантной части учебного плана и программы дается материал по основным темам послевузовской образовательной программы в соответствии с требованиями избранной аспирантами научной специальности 13.00.01. Дисциплины этих циклов являются обязательными для изучения всеми аспирантами. Именно они заложены в основу программы кандидатского минимума.

Цикл «Педагогическая практика» представлен двумя видами:

- ассистентская (проведение семинарских занятий и педагогической практики студентов. Педагогическая практика проводится под руководством научного руководителя, который вместе с аспирантом планирует её. Она дает возможность аспиранту глубже изучить учебно-воспитательный процесс школы. Научный руководитель консультирует и оценивает качество работы аспиранта. Лучше, если это будет практика первая, где учатся студенты и вместе с ними познает азы практики аспирант);

- доцентская (чтение отдельных тем курса или самостоятельное чтение спецкурса или спецсеминара. И это тоже под руководством научного руководителя).

Должен быть составлен план практики, утвержденный научным руководителем и представленный на соответствующей кафедре.

Вариативная часть плана и программы представлена циклом дисциплин ФДА.00. Она включает в себя часть дополнительных образовательных программ, мало изученных в педагогике, так как общее представление о них аспирант иметь должен. Такие, например, темы, как: «Дистанционное обучение», «Зарубежные педагогические исследования современности» и т.д.

Однако в разделе 3 мы даем не вообще темы значимых исследований ХХ века, а делаем упор на региональный компонент, с которым аспирант должен ознакомиться в первую очередь. Эти темы читаются профессорами нашего университета. Аспирантам предлагаются монографические темы исследований последнего десятилетия. Лекции по типу ФДА.00 дают возможность аспиранту сделать выбор лекции, так как две-три темы могут читаться одновременно в разных аудиториях.

Учебные часы распределяются таким образом (по всем разделам программы), чтобы большая часть времени отводилась на самостоятельную работу аспиранта. Темы аспирант выбирает ближе к содержанию своего исследования. Ему предоставляется достаточный для самостоятельной работы список рекомендательной литературы.

Кроме того, научный руководитель вправе по избранным его аспирантами темам читать им лекции по собственному графику.

Индивидуальные и групповые консультации также регламентируются научным руководителем.

P.S. Если аспирант по уважительным причинам не может посещать лекции по данной программе, то он, под руководством своего научного руководителя, готовится самостоятельно по программе «минимум». Однако вопросы на экзамене по сдаче кандидатского минимума по специальности для всех одинаковы.


ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Семинара послевузовского профессионального образования по научной специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования


^ Инвариантная часть учебного плана




Курс

Циклы и наименования дисциплин

Нагрузка

Форма аттестации

Распределение

по курсам

и семестрам

Всего часов

Аудиторная

Сам. работа

Лекции

Практ. занятия

Лабор. занятия

1 курс

2 курс

3 курс

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

5 семестр

6 семестр

ОПД

АФ.

00




Образовательно-профессиональные дисциплины подготовки аспирантов

280


































0.31

1

Методология современного научного исследования

100

16

12

-

72

зачет

+
















0.32




История педагогики и образования

60

24

12

-

24

зачет




+













0.33

2

Общая педагогика

Теория педагогики

120

40

20

-

60

экзамен







+

+







0.21

3

Педагогические исследования за рубежом

150

16

20

-

114













+







ППА.

00




Педагогическая практика

70


































01




Ассистентская практика

50

-

25

-

25

зачет

+




+










02




Доцентская практика

20

20

-

-

-

зачет













+

+

^ Вариативная часть учебного плана

0.22




Педагогика дистанционного образования

150

12

8

24

106

зачет













+




0.23




Развитие научных ведущих исследований в педагогике ХХ, ХХI в.в. (по выбору)

Читают научные руководители





































ФДА




Факультативные занятия с научным руководителем по исследуемой научной специальности. По специальному плану

500


































НИР

А.00




Научно-исследовательская работа и выполнение кандидатской диссертации

112

недель
















+

+

+

+

+

+

ИАА

0.1




Кандидатский экзамен по иностранному языку
















экзамен

+
















ИАА

0.2




Кандидатский экзамен по философии
















экзамен

+
















ИАА

0.3




Кандидатский экзамен по специальным дисциплинам
















экзамен










+







ИАА

00




Итоговая аттестация





































ПДА

00




Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

8

недель



































ПРИМЕЧАНИЕ. Предложенный цикл дисциплин учебного плана обязателен для изучения всеми аспирантами с целью подготовки их к сдаче кандидатского минимума по специальности.

Консультации по ним можно получить у научного руководителя и лекторов.


Итого: времени на освоение образовательной компоненты программы – 1250 часов.

Времени на научно-исследовательскую работу и подготовку диссертации в целом 120 недель.


Зав.кафедрой педагогики ПГПУ

К.п.н., доцент Косолапова Л.А


МЕТОДОЛОГИЯ

^ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

(программа дисциплины)


Дисциплина: «Методология современного педагогического исследования» (программа)


Общее количество часов на данную дисциплину – 100.

Аудиторных: лекций – 16; практических – 12; самостоятельная работа - 72.

Цель: формирование методологической компетентности у аспирантов в сфере общей педагогики, образования и в исследовательской деятельности.

Задачи: слушатели курса по данной дисциплине должны:

- Овладеть системой методологических знаний (сущность научных знаний, уровни, их эвристическая ценность). Уметь демонстрировать эти знания в любой форме, как устной, так и письменной.

- Владеть методологическими знаниями в процессе исследования, понимать важность эти знаний в процессе работы над проблемой, уметь грамотно интерпретировать их в соответствии со своей исследовательской проблемой.

- Анализировать и оценивать работы в контексте педагогического исследования с точки зрения методологической науки, образования и в исследовательской деятельности.

- В процессе занятий аспирант или соискатель выработать собственную позицию в области методологии педагогического исследования вообще и своего – в частности.

- Свободно владеть методологическим аппаратом знаний, как при презентации собственного исследования, так и в процессе экспертизы любого педагогического исследования.

- Считать методологическое обоснование педагогического исследования основным ключом поисковой научной работы.

^ Практический аспект получения знаний.

Слушатели должны на практических занятиях грамотно овладеть следующими умениями и навыками:

- Владеть терминологией, понимать её смысл и грамотно ею оперировать.

- Устойчиво освоить правила и принципы методологии и грамотно владеть ими.

- Понимать особенности современной методологической ситуации и уметь представить характеристику современных тенденций в области методологии и научно-исследовательской деятельности.

- Грамотно владеть исследовательскими процедурами.

- Понимать сущность и функции методологических знаний в методологической исследовательской деятельности в разных областях педагогики и образования.

- Понимать существенные черты научных парадигм, подходов и их методологические значения в исследовании.

- Использовать методологические знания при проектировании экспериментальной работы.

- Грамотно оценивать и умело использовать исследовательский инструментарий, критериально-оценочные показатели при интерпретации научных данных.

Принципы построения содержания дисциплины.

- Сосуществование в педагогике естественнонаучной и гуманитарной парадигм.

- Интегративные связи с другими науками в методологическом плане.

- Неоднозначность методологической ситуации в современном мире.

- Актуальность и востребованность педагогических исследований на четкой методологической основе.

- Исторический подход в развитии методологических направлений в педагогической науке и образовании.

- Методология научного исследования как ведущая ее содержательной функции.

Организация самостоятельной работы.

- Предложенные слушателями темы должны быть связаны с лекционным и практическим материалом, как в общем научном методологическом плане, так и с темой своего исследования. Темы, вносимые на практические занятия, не должны быть отвлечёнными от исследований современности и личностных тем исследования. Они включаются либо косвенно – в выступлениях на семинарах, либо прямо – по своим исследованиям, но с чёткой ориентацией на методологический аспект.

- Особое внимание на работы, формирующие исследовательскую компетентность: анализ, экспертиза, репрезентация результатов научно-исследовательской деятельности и т.д.

Особое значение в рамках самостоятельной работы придаётся овладению основными понятиями и умением применять их в заданном или в любом предложенном или выбранном контексте.

Это работа со словарями, монографиями, статьями, авторефератами. Важно овладение научно-методологической речью.

Кроме того, предполагаются и типовые задания в рамках самостоятельной работы.

- Статья по теме своего исследования (методологический аспект).

- Реферирование научных источников в области педагогики с методологической точки зрения (наиболее близких или очень далёких и несовместимых с темой своего исследования).

- Сравнительный (методологический) анализ научных исследований по педагогике и образованию за последние 3 года.

- Проектирование основных методов научного исследования – психологических и педагогических с преимуществом последних.


Работа с основными педагогическими понятиями в области методологии



Технология освоения программы по данной дисциплине

В основу технологической части изучаемого материала заложены методы научного освоения по принципу высшей школы:

  1. Информационная часть как проблемное изложение. Доминирует технология обсуждения проблемных ситуаций.

  2. Построение материала решает вопросы развития рефлексивно-творческого мышления слушателей.

  3. Во всей теме прослеживается заданная парадигма и заданный подход.

  4. Доминирование проектно-педагогического подхода при решении большинства задач.

  5. Вводятся игровые технологии на основе контекстного обучения.

  6. Дискуссионные технологии как основа диалогического подхода.

  7. Основная нить – формирование у слушателей исследовательской компетентности в методологическом аспекте.

  8. Технология развивающейся «Я концепции» слушателей в контексте научной методологии.


Форма аттестации

Оценка и аттестация учебных достижений по качеству усвоения знаний по курсу «Методология современного педагогического исследования» проводится в течение семестров в устной и письменной форме и фиксируется оценками «зачтено» или «не зачтено».

Устные формы: выступления на семинарах, участие в дискуссиях и обсуждениях проблемных вопросов, презентация своих исследовательских проектов, тематические коллоквиумы.

Письменные формы: выполнение типовой контрольной работы, включающей разнообразные формы знаний, при помощи которых выявляются методологические знания, их понимание, умение использовать и применять в предложенных ситуациях в соответствии с задачами изучаемого курса.

Учебно-тематический план по дисциплине

«Методология современного научного педагогического исследования» по плану ОПО.АФ.001


1 курс. Всего часов на дисциплину – 100.

Аудиторных: лекции – 16; практических – 12; самостоятельная работа – 72.

^ Форма аттестации – зачет. Режим работы – один день в неделю каждый месяц.




п/п

Задачи

Тема занятия

Лекции

Часы

Практические

Часы

Самостоятельная работа

Примечания

1

Обладание системой методологических знаний

Становление педагогической науки от системы идей до теорий и концепций

4

_




Ключевые термины и понятия. Работа со словарями. Изучение источников по методологии как науки




2




Методологические знания в системе педагогического исследования. Парадигма как базовая предпосылка научного поиска.

4

Эволюция парадигмы научного педагогического исследования

4

Работа над основными понятиями: парадигма, как концептуальная схема.

Семиотика;

Синергетика;

Компетенции и т.д.




3

Овладение сущностью методологических принципов. Характеристика подходов в педагогическом исследовании.

Взаимосвязь концепции и подхода.

Методологические принципы педагогического исследования. Исследовательский подход в педагогическом исследовании

3/1







Работа с научной литературой по методологии педагогического исследования.

Консультация лекторов и научных руководителей

4

Обретение опыта разработки исследовательской программы. Овладение умением проводить экспертизу педагогического исследования

Разработка научно-исследовательской программы по теме исследования в контексте методологического обоснования

3/1

Методологическая экспертиза.

Коллективное обсуждение автореферата.

Доказательная база

4

Сравнительный анализ разных программ исследований по педагогике. Экспертиза авторефератов по темам, близким к своему исследованию. Приобретение опыта методологической экспертизы диссертационного исследования

Консультации научных руководителей

5

Ознакомление с истоками методологии социально-педагогической направленности в решении проблем. Познать сущность антропологии







Практическое занятие 1. «Методологические воззрения И.Канта в области социально-педагогической направленности педагогических проблем (самостоятельное изучение темы)




Освоить антропологический подход в решении задач педагогического исследования. Изучить работы И.Канта в этом направлении. Сделать методологическую экспертизу авторефератов на темы о роли И.Канта в развитии педагогики

Самостоятельное изучение темы «Методологические воззрения И. Канта в области социально-педагогической направленности»

6

Закрепить свободное общение по вопросам научного исследования с применением методологической терминологии







Отработка основного понятийного аппарата методологии в педагогических исследованиях

4

Написание статей, методологическую основу реферата своего исследования, провести сравнительный анализ с другими авторефератами.




7

Изучить доказательную базу исследования




16




12

Осваивать доказательную базу педагогического исследования

Зачет

Содержание образования по данной дисциплине



programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-sergievo-posadskogo-rajona-moskovskoj-oblasti-fiziko-matematicheskij-licej.html
programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-2-imeni-v-v-dagaeva-goroda-losino-petrovskogo.html
programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-28-stranica-10.html
programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-31-g-kaliningrada-na-2006-god.html
programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-6.html
programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-stranica-4.html
  • school.bystrickaya.ru/germaniya-otkrila-chm-istoricheskoj-pobedoj-nad-rossiej-podgotovlen-po-rezultatam-ezhednevnogo-monitoringa-i-vklyuchaet.html
  • essay.bystrickaya.ru/edinij-socialnij-nalog-i-pensionnie-vznosi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/globalizaciya-kak-prichina-izmeneniya-trudovih-otnoshenij-professiya-psihologa-v-usloviyah-globalizacii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-i-analiz-teoreticheskih-aspektov-psihodiagnostiki-lyudej-pozhilogo-vozrasta.html
  • control.bystrickaya.ru/bs-ii6-sotrudnichestvo-s-drugimi-organizaciyami-konvenciyami-i-iniciativami.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-fiziki-elektricheskij-tok-fizicheskij-eksperiment-posobie-shkolnij-fizicheskij-eksperiment.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/speckurs-gotovnost-detej-k-obucheniyu-v-shkole.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-ogranicheniya-svobodi-virazhenij-mnenij-v-media-zakonodatelstve-kazahstana-vstupayushie-v-protivorechie-so-statej-19-mpgpp.html
  • literature.bystrickaya.ru/direktor-gimnazii-voprosi-razvitiya-i-upravleniya-gimnaziej-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-strategiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/45neformalnaya-model-vozmozhnih-narushitelej-koncepciya-obespecheniya-bezopasnosti-informacii-v-avtomatizirovannoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/net-opravdaniya-vedomosti-gazeta-moskva-anastasiya-kornya07-02-2011-8.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zashita-prav-grazhdan-potrebitelej-v-torgovom-obsluzhivanii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vistupayushij-materiali-na-konkurs-pedsovet-55-tema-pedsoveta-modelirovanie-obrazovatelnoj-sistemi-mkou-sedelnikovskaya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/komnata-vikupa.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-himiya-dlya-lyuboznatelnih-ili-o-chem-ne-uznaesh-na-uroke.html
  • desk.bystrickaya.ru/oranzhevij-shar-menshe-arbuza.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-poryadok-provedeniya-trenazhernoj-podgotovki-proverki-teoreticheskih-znanij-i-prakticheskih-navikov-raboti-personala-ovd.html
  • bukva.bystrickaya.ru/priemnaya-antenna-pribora-gidroakusticheskoj-svyazi.html
  • school.bystrickaya.ru/domostroj-protopopa-silvestra-kak-pamyatnik-otechestvennoj-kulturi-xvi-veka.html
  • shkola.bystrickaya.ru/peterburgskie-povesti-gogolya-novij-vzglyad-na-gorod.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-200-g-rabochaya-programma-pedagoga-po-kursu-russkij-yazik-dlya-uchashihsya-6-klassov-na-2009-2010-uchebnij-god-adaptirovannaya-na-osnovanii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-sh-istoriya-russkoj-dorevolyucionnoj-advokaturi-bojkov-a-d-kapinus-n-i-advokatura-rossii-uchebnoe-posobie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-tretya-arimana-pervaya-zlat.html
  • abstract.bystrickaya.ru/144-razrabotka-rabochej-dokumentacii-elektronnij-konspekt-lekcij-po-discipline-raschet-i-proektirovanie-elektronno-opticheskoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/test-po-teme-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-filosofiya-dlya-studentov-kvalifikaciya-yurist.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akt-gotovnosti-sbornih-zhelezobetonnih-fundamentov-instrukciya-po-oformleniyu-priemo-sdatochnoj-dokumentacii-po-elektromontazhnim.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vivod-po-3-razdelu-otchet-po-samoobsledovaniyu-inzhenernogo-fakulteta-po-specialnosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/231dialogosnova-i-specifika-duhovno-innovacionnogo-soznaniya-zakon-obmena-universalnosti-na-effektivnost-soznaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-byudzhetnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-3-kombinirovannogo-vida-ladushki-2013-2014-uchebnij-god.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/variant-11-t-u-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochno-zaochnoj-formi-obucheniya-tehnologiya-obucheniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istochniki-i-vidi-snabzheniya-konspekt-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-271200-tehnologiya-produktov-obshestvennogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-vedomstvennoj-nauchnoj-programme-razvitie-nauchnogo-potenciala-visshej-shkoli-m-2005-stranica-18.html
  • lecture.bystrickaya.ru/54-osnovnie-paketi-prikladnih-programm-ppp-tehnologicheskoj-podsistemi-sapr-cement.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-gimnaziya-8-ul-parkovaya-d-19-vremya-provedeniya-mesto-provedeniya-meropriyatie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.