Программа семинара телефоны доверия: российский опыт служб экстренной психологической помощи детям и подросткам в сфере социальной защиты детства Москва Новосибирск, 20-21 июня 2007 г
.RU

Программа семинара телефоны доверия: российский опыт служб экстренной психологической помощи детям и подросткам в сфере социальной защиты детства Москва Новосибирск, 20-21 июня 2007 г


Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения

Управление по молодежной политике Новосибирской области

-------------------------------------------------------------------------------------


ПРОГРАММА СЕМИНАРА
Телефоны доверия: российский опыт служб экстренной психологической помощи детям
и подросткам в сфере социальной защиты детства


Москва – Новосибирск, 20-21 июня 2007 г.

чистая


ОГЛАВЛЕНИЕ


Программа мероприятий 4–5


Программы секций 6–7


Программы мастер-класов 8–16


Дискуссионные группы 17–19


Участники конференции 20-23

^ ПРОГРАММА СЕМИНАРА


19 июня ­– заезд в гостиницу «Обь». Регистрация участников, отметка командировочных удостоверений (с 15 до 20 ч.)

С 17 до 19 ч. – автобусная экскурсия по городу


20 июня

С 7.00

Завтрак в гостинице «Объ»

09-30

Отъезд из гостиницы «Обь» к месту проведения семинара – в пансионат «Лесная сказка» (г. Бердск)

11.00 – 11.30

Зал №1

Открытие семинара

М.О.Егорова президент Национального фонда защиты детей
от жестокого обращения

11.30 – 12.00

Сообщение по регламенту

Представление мастер-классов

12.00 – 12.30

Кофе-брейк

12.30 – 14.00 .

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. Секции

СЕКЦИЯ 1.

Зал №1 (большой конференц-зал)

Организация работы служб ЭПП и межведомственное взаимодействие
^ Модератор: Е. Н. Скавинская (Томск)

СЕКЦИЯ 2.

Зал №2 (малый зал)

Особенности работы с детьми и подростками по телефону

Модератор: С.Б.Яблонская (Москва)

14.00 – 15.00

Обед

15.00 – 17.30

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. Мастер-классы

МАСТЕР-КЛАСС

Зал №3 («зимний сад»)

Работа с острыми ситуациями в практике телефонного консультирования

Ведущий:

М. Э. Дутова

(Ставрополь)

МАСТЕР-КЛАСС

^ Зал №2 (малый зал)

Супервизия:

опыт ТЭПП

Новокузнецка


Ведущий:

Л.В. Никитинская (Новокузнецк)

МАСТЕР-КЛАСС

^ Зал №1 (большой конференц-зал)

Обучение волонтеров-консультантов ТД на основе актуализации собственного опыта переживания утраты

Ведущий:

Е.Г.Сыркина

(Челябинск)

17-30 – 18-00

^ Зал №1 (большой конференц-зал)

Рефлексия дня

18-00 – 19-40

Ужин в пансионате

19-00

Отъезд в гостиницу «Объ»

^ ПРОГРАММА СЕМИНАРА


21 июня

С 7.00

Завтрак в гостинице «Объ»

10-00

Отъезд из гостиницы «Обь» к месту проведения семинара – в пансионат «Лесная сказка» (г. Бердск)

11.30 – 14.00

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. Мастер-классы

МАСТЕР-КЛАСС

^ Зал №3 («зимний сад»)

Работа с потребностями, эмоциями, убеждениями и ресурсами. Профилактика синдрома эмоционального сгорания у консультантов Телефона Доверия


Ведущий:

Ю.А.Остащенко

(Барнаул)

МАСТЕР-КЛАСС

Зал №2 (малый зал)

Прояснение запроса клиента

в процессе оказания психологической помощи


Ведущий:

Л.Г.Гончарова (Астрахань)

^ КРУГЛЫЙ СТОЛ

Зал №1 (большой конференц-зал)

Роль супервизии в поддержании профессиональной и личностной компетентности персонала консультационных служб и ТД

Модератор: Л.В.Здравая

(Вологда)

-------------------------------------------------------

СООБЩЕНИЕ

1. Организация российской системы сбора статистики обращений на телефоны доверия

^ 2. Проблемы введения повременной платы телефонных переговоров: опыт решения

М.К.Раскладкина (Москва)

14.00 – 15.00

Обед

15.00 – 16.00

^ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДИСКУССИОННАЯ ГРУППА

Зал №2 (малый зал)

Проблемы анонимности в работе консультанта ТД

Модератор: А.Н.Шилкин (Ставрополь)


СООБЩЕНИЕ

Зал №1 (большой конференц-зал)

Создание службы «Телефон доверия для детей и подростков»: стандарты и практика

М.Г.Бетретдинова (Москва)

Т.Е. Полякова (Москва)

16.00 – 16.30

Кофе-брейк

16.30 – 17.15

^ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СООБЩЕНИЕ

Зал №1 (большой конференц-зал)

Подготовка консультантов

к работе по вопросам ВИЧ/СПИДа

Л.Ш.Исаева (Екатеринбург)

^ ДИСКУССИОННАЯ ГРУППА

Зал №2 малый зал)

Волонтерский и профессиональный подходы

в практике телефонного консультирования

Модератор: Н.Б.Сосновская (Новокузнецк)

17.15 – 18.00

Подведение итогов конференции

18.00 – 19.40

Ужин в пансионате

19-00

Отъезд в гостиницу «Объ»


ПРОГРАММЫ СЕКЦИЙ

____________________________________________________________________________________________________


СЕКЦИЯ 1
^ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ ПО ТЕЛЕФОНУ И МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

20 июня, 12.30 – 14.00.

Зал № 1 (большой конференц-зал)


Модератор: Скавинская Елена Николаевна

ст. преподаватель кафедры психологии личности Томского государственного университета, руководитель сети

Телефонов доверия Томской области

Томск

^ Горбунова Любовь Михайловна
руководитель службы социально-психологической помощи населению ОГУ «Центр социальной помощи населению Шегарского района»

(с. Мельниково, Томская обл.)

Специфика работы на Телефоне доверия с детьми и подростками, проживающими в сельской местности

^ Юдина Ольга Николаевна

руководитель Службы социально–психологической помощи ОГУ «Центр социальной поддержки населения Кожевниковского района»

(с. Кожевниково, Томская обл.)

Опыт организации волонтерского Телефона доверия в сельском районе

^ Фелюшова Вера Ивановна

консультант Телефона доверия

ОГУ «ЦСОН Верхнекетского района»

(р.п. Белый Яр, Томская обл.)

Телефон доверия и опыт межведомственного взаимодействия в решении проблем социальной защиты детства
^ Мишина Нина Валентиновна ведущий специалист департамента социальной защиты населения Кемеровской области (Кемерово, Кемеровская обл.)
Организация и управление службами экстренной психологической помощи (ЭПП) в Кемеровской области

Кушнарева Людмила Дмитриевна

директор МУ СЗН «Центр психолого-педагогической помощи населению»

(Междуреченск, Кемеровская обл.)

Телефон Доверия

г. Междуреченска – звено системы социальной защиты детства
Сковоронская Любовь Геннадьевна ^ ведущий специалист отдела организации социальной помощи и поддержки семьям, детям и матерям «Главалтайсоцзащита» (Барнаул, Алтайский кр.)
Роль Телефонов доверия

в системе социальной помощи детям

в Алтайском крае

^ Иконникова Евгения Викторовна

руководитель службы «Телефон доверия» МУ «Центр медико-психологической и социальной помощи подросткам и молодежи»

(Красноярск, Красноярский кр.)
^ Взаимодействие и преемственность работы ТД и кабинета очного приема психолога

Губанова Галина Ивановна

специалист по социальной работе ГУЗ СО «Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»

(Екатеринбург, Свердловская обл.)

Об опыте взаимодействия ТЭПП с социальными и медицинскими службами


ПРОГРАММЫ СЕКЦИЙ

____________________________________________________________________________________________________


СЕКЦИЯ 2
^ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ ПО ТЕЛЕФОНУ

20 июня, 12.30 – 14.00.

Зал № 2 (малый)


Модератор: Яблонская Светлана Борисовна

Консультант Национального фонда защиты детей

от жестокого обращения

Москва


^ Яблонская Светлана Борисовна

консультант Национального фонда защиты детей

от жестокого обращения,

супервизор Телефона доверия

(Москва)

Телефон доверия: пространство без насилия. Миссия и принципы работы Телефонов доверия в повседневной деятельности консультанта

Петенева Елена Михайловна

психолог (консультант)

МУ «Центр психолого-педагогической помощи»
^ (Новокузнецк, Кемеровская обл.)

Работа психолога в семьях погибших шахтеров

Нехорошева Надежда Александровна

зав. отделением

МУ «Центр психолого-педагогической помощи»

(Новокузнецк, Кемеровская обл.)

Символдрама в практике телефонного консультирования

^ Нагаева Татьяна Васильевна

зав. отделением социально-правовой помощи ГУСО «Улан-Удэнский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», консультант-психолог

(Улан-Удэ, Республика Бурятия)

Особенности психологической помощи по Телефону доверия детям из проблемных семей

^ Щербакова Елена Борисовна

ведущий специалист психолог, координатор ТЭПП МУ «Центр практической психологии»

(Братск, Иркутская обл.)

Опыт работы ТЭПП в оказании психологической помощи жертвам насилия и вымогательства среди детей и подростков
^ Пекшева Марина Альфонсовна
заведующая консультативным отделением (экстренной психологической помощи по телефону) МУ «Центр психолого-педагогической помощи»

(Новокузнецк, Кемеровская обл.)

Из опыта работы Новокузнецкого Телефона Доверия со случаями психологического насилия


^ Никитинская Любовь Владимировна

психолог МУ «Центр психолого-педагогической помощи», супервизор

(Новокузнецк, Кемеровская обл.)

Супервизия,
ее роль в развитии Телефона

экстренной психологической
помощи: опыт Новокузнецкого ТЭПП

^ ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССОВ

____________________________________________________________________________________________________


РАБОТА С ОСТРЫМИ СОСТОЯНИЯМИ

В ПРАКТИКЕ ТЕЛЕФОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ


20 июня, 15.00 – 17.30

Зал №3 («зимний сад»)


Тренер: Дутова Марина Эльбрусовна

Телефон доверия для детей и подростков

Ставропольская краевая психоаналитическая ассоциация

Ставрополь


Информация о тренере


В 1993 году окончила Ставропольский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и психология дошкольная». В 1994 году окончила факультет практической психологии СГПИ по специальности «Практическая психология в системе образования».

Проходила профессиональную подготовку по различным направлениям психологии и психотерапии: в 1993 г. – семинар «Нейролингвистическое программирование для начинающих», в 1993 г. – семинар «НЛП в психотерапии»,
в 1997 г. – семинар «Мастерский курс по НЛП»; с 1994 г. по 1997 г. – прошла трехгодичную программу «Гештальт-ориентированная терапия» (Институт групповой и семейной психотерапии, Москва).

Стаж телефонного консультирования – 12 лет. С 2004 года является супервизором Телефона доверия для детей и подростков Ставропольской краевой психоаналитической ассоциации и педагогом-психологом СРЦ «Доверие».


^ Информация о мастер-классе


Для участия в мастер-классе приглашаются практикующие консультанты детских и подростковых Телефонов доверия.

Количество участников – 15-20 человек.


Цель: демонстрация работы с чувствами и представлениями консультантов, сталкивающихся с различными кризисными состояниями абонентов.


^ План проведения


  1. Знакомство участников, представление себя, своего интереса к данной теме.

  2. Работа в группах с последующим обсуждением: «Кризисные события: мифы и реальность» - отслеживание влияния обывательских установок на восприятие кризисного состояния.

  3. Работа в группах: «Ловушки для консультантов» и «Ловушки для абонентов» - осознавание уязвимых мест в разговоре с кризисным абонентом.

  4. Практическое упражнение, направленное на понимание влияния эмоционального контакта на эффективность оказания помощи в ситуации травматического переживания.

  5. Обратная связь.

^ ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССОВ

____________________________________________________________________________________________________


Прояснение запроса клиента

в процессе оказания психологической помощи


21 июня, 11.00 – 13.30

Зал №2 (малый зал)


Тренер: ^ Гончарова Людмила Григорьевна

Ассистент кафедры психологии развития, акмеологии,

психолог-консультант Психологической службы АГУ

г. Астрахань


Информация о тренере


В 2000 году закончила Астраханский государственный педагогический университет по специальности «Психология». С сентября 2000 – преподаватель психологического факультета Астраханского государственного университета.

С 2001 года в качестве психолога-консультанта на базе Психологической службы Астраханского государственного университета ведет индивидуальные консультации, психологические тренинги, обучающие семинары. С 2001 по 2002 год работала консультантом Телефона доверия при Психологической службе Астраханского государственного университета. С 2007 года работает супервизором Телефона Доверия для подростков и молодёжи.

В период с 1998 по 2007 год прошла следующие курсы повышения квалификации:

1. Основы психодрамы и психологического консультирования (Институт психодрамы и групповой психотерапии «ПЛЭЙБЭК», Москва)

2. Мультимодальная психотерапия (Институт повышения квалификации Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ), Москва)

4. Современная практическая психология, психологическое консультирование и психотерапия (Институт повышения квалификации ОППЛ, Москва)

5. Супервизия и балинтовские группы в работе с профессиональным «выгоранием» психологов (Санкт-Петербургское Балинтовское общество)

6. Терапевтический контракт в психотерапии и психологическом консультировании (Санкт-Петербургское Балинтовское общество)


^ Информация о мастер-классе


Любая психологическая работа с клиентом начинается с определения запроса, т.е. того, что именно нужно клиенту, причем нужно на самом деле. Первое сообщение клиента всегда звучит как жалоба, которая отражает страдание и внутреннюю картину проблемы. В каждой такой жалобе содержится запрос («избавьте», «объясните», «помогите» и др.). Является ли эта заявленная клиентом проблема основным предметом предстоящей совместной работы? Ведь зачастую реальной проблемой клиента может быть совсем не та, которую он осознает и озвучивает консультанту.

Существует множество случаев, когда консультанту кажется, что он почти сразу понял, в чем проблема клиента, не прояснив при этом всех её элементов. Консультант начинает работать с этой проблемой – долго и упорно, – а в конце консультации выясняется, что клиента не устраивало вовсе не то, что «показалось» консультанту, а совсем другое.

^ ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССОВ

____________________________________________________________________________________________________


Психологам-консультантам хорошо известно, что давать советы – «не терапевтично», но меньше известно, что само психоконсультирование и/или психотерапия не всегда уместны. Поэтому первое что нужно сделать консультанту – определить «А есть ли клиент?». Даже если человек обратился к психологу, это еще не значит, что он готов стать клиентом и работать со своей ситуацией – в течение одной сессии или нескольких.

Когда психолог-консультант выяснил, что «клиент есть», необходимо прояснить и договориться с клиентом, какой запрос он «принес», – на консультацию или на психотерапию. Если это не сделано, всё дальнейшее в лучшем случае бесполезно, а как правило – вредно, потому что фрустрирует запрос клиента. Например, клиент обратился за консультацией – за советом опытного человека, за эмоциональной поддержкой и т.п., - а консультант начинает работать с его внутренней психологической ситуацией (что, как правило, уже является психотерапией). И клиент не понимает, почему консультант говорит о нем, а не о дочери, о которой клиент «пришел посоветоваться».

Кроме того, такое неумение понять, точно определить запрос клиента дискредитирует в его глазах саму психологическую работу и формирует дальнейшее негативное отношение ко всем психологам-консультантам. И еще: неумение распознавать запрос клиента приводит к профессиональному «выгоранию» самого консультанта. Разочарование, недовольство клиента отзывается в консультанте, возникают сомнения в своем профессионализме, недовольство собой, подавленность, страх неудачи со следующим клиентом и т.д. В ситуации же краткосрочной и экстренной психологической помощи умение прояснять проблему клиента – быстро и эффективно – становится особенно актуальным базовым умением.

^ Цель мастер-класса состоит в повышении умений быстро и эффективно прояснять проблему клиента, определять подлинный его запрос, заключать с ним контракт на работу в психологическом консультировании и психотерапии.

Мастер-класс предназначен для начинающих психологов-консультантов; может быть интересен и полезен консультантам, имеющим опыт работы с клиентами, а также специалистам, интересующимся психологическим консультированием и психотерапией.

^ Участие в работе мастерской даёт возможность:

1) Подготовленным консультантам со стажем:

– получить новые инструменты для анализа собственной деятельности;

– по-новому взглянуть на собственный профессиональный подход, технологию и деятельность, обнаружить новые резервы для ее совершенствования;

– расширить свою компетенцию в подборе и сочетании техник разных консультативных подходов под различные консультативные задачи

^ 2) Начинающим консультантам с образованием

– повысить свое умение быстро и эффективно прояснять проблему клиента;

– получить пошаговую технологию достижения целей консультирования;

– обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе профессионального обучения, получить полезный смоделированный опыт консультативного взаимодействия;

– узнать о возможных проблемах в консультативном взаимодействии и научиться их предупреждать и преодолевать;

– обобщить опыт и выстроить индивидуальную систему консультативной работы.

^ 3) Планирующим профессиональную карьеру в сфере консультирования и интересующимся психологическим консультированием:

– получить знания о психологическом консультировании как сфере профессиональной деятельности и оценить свои перспективы в ней;

^ ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССОВ

____________________________________________________________________________________________________


– наблюдать образцы консультативной работы и оценить свою склонность к ней;

– узнать, чем отличается психологическое консультирование от психологической по-мощи других видов и непрофессиональной «дружеской» психологической помощи;

– узнать полезные в повседневной жизни приемы общения и оказания психологической помощи другим людям.


^ План проведения мастер-класса


  1. Знакомство с группой, прояснение целей и задач работы группы, ожиданий участников.

  2. Мини-лекция с элементами дискуссии на тему «Техника прояснения запроса клиента в процессе оказания психологической помощи», в ходе которой рассматриваются следующие вопросы:

  1. Упражнение «Психологические роли».

Чаще всего представление клиента о том, что такое помощь, сильно отличается от действительно психологической помощи. Человек, обращающийся за помощью, ожидает что психолог будет кем-то вроде избавителя, авторитет, волшебника, доктора, судьи и т.п. Да и сам психолог-консультант может «выступать в разных ролях», в разные моменты работы он может использовать разные «роли» - выслушивающую, аналитическую, принимающую, поддерживающую и т.д.

В ходе упражнения выстраивается взаимодействие между «клиентом» и разными «ролями» психолога-консультанта, которое помогает участникам группы осознать особенности каждой роли и исследовать их роль в прояснении запроса клиента.

  1. Рефлексивная работа группы по обобщению возникшего опыта.

  2. Работа в микрогруппах. Моделируется ситуация консультативного взамодействия в тройках – клиент, консультант, наблюдатель. «Клиент» выбирает волнующую его ситуацию, проблему, с которой он хочет поработать. Задача «консультанта» прояснить с «клиентом» запрос, сформулировать психологическую проблему и заключить контракт на работу. Наблюдатель, не вмешиваясь во взаимодействие «клиента» и «консультанта» (т.е. занимая эмоционально отстраненную позицию), фиксирует для себя то, что происходит между ними в коммуникации, насколько «консультанту» удалось точно, до конца прояснить истинный запрос клиента.

В процессе работы в тройках участники меняются ролями, так чтобы каждый из них мог побыть в трех разных ролях.

  1. Рефлексивная работа группы по обобщению возникшего опыта. Обсуждение ресурсов и трудностей, возникших в процессе работы в микрогруппах.

  2. Заключительный круг. Рефлексивная работа группы.

^ ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССОВ

____________________________________________________________________________________________________


ОБУЧЕНИЕ ВОЛОНТЕРОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ НА ОСНОВЕ АКТУАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ


20 июня, 15.00 – 17.30

Зал №1 (большой конференц-зал)


Тренер: ^ Сыркина Елена Геннадьевна

Руководитель детского Телефона доверия «Горячая линия»

Челябинской региональной общественной организации

«Совет родителей Челябинской области»

г. Челябинск


Информация о тренере: автобиография


В 1999 году закончила факультет психологии Южноуральского государственного университета по специальности «психолог». Практическую деятельность психологом начала в школе. Там впервые познакомилась с профессиональным консультированием, как видом деятельности. Интересным и захватывающим. Любовь и притяжение к этой работе остается и сейчас.

В 2000-2004 году закончила Санкт-Петербургский Институт психотерапии и консультирования «Гармония».

В 2004-2005 году прошла подготовку в области системных и структурных расстановок в Институте интегративной семейной терапии (Москва).

Еще одним этапом в профессиональном росте стало обучение в области семейного консультирования и терапии (Московский институт интегративной семейной терапии, 2006 и по настоящее время).

Мои профессиональные интересы – это индивидуальное, супружеское, семейное консультирование и психотерапия, а так же проведение тренингов.

В работе темы приносят клиенты, это и детско-родительские отношения, взаимоотношения между супругами, измены, разводы. Кризисы на различных этапах жизненного пути, обретение смысла жизни и своего места в этом мире.

Каждый человек уникален, уникален и его внутренний мир. Вместе с человеком мы разбираемся в его ситуации, находим силы и ресурсы, которые помогут ему перестроить свою жизнь, взглянуть на себя и свою ситуацию под другим углом зрения. И как результат больше радости в жизни, больше возможностей жить по-другому и управлять своей жизнью.

В своей работе использую интегративный подход – это и экзистенциально-гуманистический, гештальт-подход, телесно-ориентированные практики, психосинтез и другие направления, которые помогают вернуться человеку к своим ресурсам.

Последнее время с большим профессиональным интересом работаю с семьями. Считаю, что семья обладает потенциалом для роста и изменений. В работе с семьями использую системный и стратегический подходы.

Провожу тренинги по развитию коммуникативных навыков, личностного роста «Я и деньги», «В поисках женственности», «Как стать лидером?», а также по развитию управленческих навыком.

В свободное время люблю общаться с друзьями, выезжать на природу, заниматься танцами. В общем, люблю и занимаюсь тем, что наполняет жизнь и делает ее интересной.


^ ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССОВ

____________________________________________________________________________________________________


Информация о мастер-классе


Цели:


Методы работы:

  1. Предоставление информации (мини-лекции).

  2. Работа в микрогруппах.

  3. Арт-терапевтические методы (работа с открытками, рисунок).

  4. Медитация.


План мастер-класса:


  1. Введение (концептуальное обоснование темы).




    • При обучении волонтеров-студентов мы используем идеи Томаса Иоманса о том, что человеческая зрелость наступает благодаря полному проживанию данного жизненного опыта, каким бы он не был. Всякий опыт, даже самый темный, несет в себе частицу духовности, и у него можно учиться, и он может быть трансформирован в духовную силу. Поэтому при обучении волонтеров мы используем цикличную модель обучения (раздаточный материал).

    • Опыт переживания собственных утрат (самого различного характера) и осознание того факта, что в утратах кроме боли, горя, страдания, разочарования и т.д. есть то, что помогает нам с этим справляться, наш ресурс. Кроме того, опыт терапевтической работы с людьми, переживающими утраты, показал, что боль утрат может таить в себе «семена роста», шанс пересмотреть свою жизнь. Утраты могут давать возможность претвотрять страдания в действие, а слезы - в рост.




  1. Знакомство и сбор ожиданий.

  2. Выработка групповых норм и правил:

  3. Упражнение на актуализацию собственного опыта переживания утраты.

  4. Информационный блок: феномен утраты. В чем нуждается клиент.

  5. Осознание ресурсов.

  6. Информационный блок: 6 основных каналов проживания утраты.

  7. Актуализация ресурсов группы.

  8. Информационный блок: работа горя, основные этапы работы с утратой, профилактика эмоционального выгорания консультанта.

  9. Медитация.

  10. Завершающий этап: подведение итогов мастер-класса.

^ ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССОВ

____________________________________________________________________________________________________


ОБУЧЕНИЕ ВОЛОНТЕРОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ НА ОСНОВЕ АКТУАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ


21 июня, 11.30 – 14.00

Зал №3 («Зимний сад»)


Тренер: ^ Остащенко Юлия Алексеевна

Психолог отделения «Кризисная линия для мужчин»

КГУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»

г. Барнаул


Информация о тренере


Работает в отделении «Кризисная Линия для мужчин» 2 года. Закончила Алтайский государственный университет по специальности «Психолог. Преподаватель психологии».

Продолжительность работы на ТЭПП – 2 года. Работа по специальности психолога в проведении тренингов – 3 года;

Дополнительное образование: специализация по проективным методикам (Томский государственный университет); первая ступень гештальт-терапии (Московский Институт Гештальта и Психодрамы).

Работы в данной области: «Синдром эмоционального выгорания у социальных работников и практикующих психологов»; «Психологическое время личности переживающей синдром эмоционального выгорания».

Занимается разработкой тренингов по профилактике синдрома эмоционального сгорания. Совместно с супервизором отделения «Кризисная Линия для мужчин» проводит регулярные ежемесячные групповые супервизорские встречи психологов Телефона Доверия.


^ Информация о мастер-классе


Основная цель: снижение уровня профессионального выгорания.

Дополнительные цели:

Задачи:

Продолжительность: 2,5 часов.

Количество участников: 15-20 человек.

Тип группы: закрытая.


^ ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССОВ

____________________________________________________________________________________________________


Актуальность проблемы


«Сгорел на работе». До недавнего времени эти слова воспринимались не более чем яркая метафора. Это явление чаще всего наблюдается среди профессионалов системы «человек-человек»: врачи, социальные работники, психологи и т.д. Это люди имеющие постоянные тесные контакты в общении. Представители этих профессий в процессе своей деятельности чаще сталкиваются с негативными эмоциональными переживаниями своих клиентов и поэтому чаще испытывают состояние повышенного эмоционального напряжения. Это, несомненно, отражается на уровне их работоспособности. Эмоциональное истощение выражается в появлении эмоциональной опустошенности и ощущении усталости, вызванной работой. Ощущение усталости не проходит после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) оно становится меньше, но по возвращении в привычную рабочую ситуацию возобновляется с прежней силой. Эмоциональные перегрузки и невозможность восполнения энергии приводят к попытке самосохранения через отстраненность и отчуждение. Заниматься своей работой с прежней энергией человек уже не в состоянии. Эмоциональное истощение является основным признаком профессионального выгорания.

Жертвой негативного отношения и профессионального выгорания специалиста становится ни в чем не повинный человек, который обратился к профессионалу за помощью и надеялся, в первую очередь, на гуманное отношение.

Но мы можем предложить некоторые методы сохранения себя, приспособления к тем условиям, которые существуют в профессиональной деятельности консультантов-психологов Телефона Доверия. В психологии, когда говорят о решении проблемы, первым шагом называют принятие ситуации. Этот момент очень важен! Человеку нужно почувствовать почву под ногами, чтобы было от чего оттолкнуться на пути к переменам.

Данный тренинг актуален как для начинающих, так и для работающих долго специалистов, потому что синдром эмоционального выгорания может быть в равной степени присущ и тем и другим.


^ Чему научатся участники:


Ожидаемый результат:


Тренинг состоит из двух блоков:

  1. Работа с потребностями, эмоциями и убеждениями.

  2. Работа по актуализации личностных ресурсов участников.

^ ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССОВ

____________________________________________________________________________________________________


СУПЕРВИЗИЯ: ОПЫТ НОВОКУЗНЕЦКОГО ТЭПП


20 июня, 15.00 – 17.30

Зал №2 (малый зал)


Тренер: ^ Никитинская Любовь Владимировна

Психолог МУ «Центр психолого-педагогической помощи»,

супервизор

г. Новокузнецк


Информация о тренере


Опыт работы в психологии – 9 лет. Опыт работы супервизоров – 5 лет. Автор ряда методических разработок, в том числе «Положения о супервизии».

Сфера профессиональных интересов – рационально-эмоциональная терапия, экзистенциальное направление, гуманистическое направление, гештальт-терапия.

^ ДИСКУССИОННЫЕ ГРУППЫ

____________________________________________________________________________________________________


Дискуссионная группа

ПРОБЛЕМЫ АНОНИМНОСТИ В РАБОТЕ КОНСУЛЬТАНТА ТД


21 июня, 15.00 – 16.00

Зал №2 (малый зал)


Ведущий: Шилкин Александр Юрьевич

Руководитель Телефона доверия для детей и подростков г. Ставрополя,

руководитель Ставропольской краевой психоаналитической ассоциации,

заведующий отделением психолого-педагогической помощи

МУ СОН СРЦ «Доверие».

Стаж работы в области психологического консультирования по телефону

– 12 лет.

Ставрополь


Форма проведения – свободная дискуссия.


^ Актуальность проблемы состоит в том, что абсолютно все консультанты сталкиваются с ситуациями нарушения анонимности как по объективным, так и по субъективным причинам. При этом подобные вопросы в различных службах решаются по-разному. Представляется целесообразным выработать единый подход по данной проблематике.


^ Вопросы для обсуждения:


  1. Анонимность консультанта:

    • степень сохранения анонимности (окружение консультанта, которое знает, где и чем он занимается: родственники, друзья, знакомые, однокурсники, коллеги-профессионалы, не связанные с работой на ТД и т.д.);

    • анонимность консультанта для абонента (какая информация остается закрытой, а какая может сообщаться);

    • с какими трудностями сталкивается консультант, пытаясь сохранить собственную анонимность;

    • действия консультанта в ситуации раскрытия его анонимности.

  2. Анонимность абонента:

  1. Анонимность службы:



^ ДИСКУССИОННЫЕ ГРУППЫ

____________________________________________________________________________________________________


Дискуссионная группа

ВОЛОНТЕРСКИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ

^ В ПРАКТИКЕ ТЕЛЕФОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ


21 июня, 16.20 – 17.15

Зал №2 (малый зал)


Ведущий: Сосновская Наталья Борисовна

Директор МУ «Центр психолого-педагогической помощи»,

доцент кафедры практической психологии Новокузнецкого института

повышения квалификации

Новокузнецк


Содоклады:

^ Панфилова Светлана Леонидовна

Директор МУ ЦЭПП «Молодежный телефон доверия»

Набережные Челны



^ Елдышова Оксана Александровн��

Руководитель ТД для подростков и молодёжи

ОГУ «Служба реализации социальных программ для молодёжи»

Астрахань


Актуальность проблемы


В сфере международной практики телефонного консультирования широко известен приоритет волонтерства на линиях разного типа: «Life Line», «Child Line», «Телефон доверия», существует и отлаженная система отбора, обучения и супервизорского сопровождения работы волонтеров, а также довольно высокий общественный рейтинг волонтерства.

В нашей российской практике развитие телефонных служб имеет разнообразие форм и видов деятельности, начиная от различий в источниках финансирования служб, их структуры и состава, и заканчивая ролью в конкретном социуме. Так исторически сложилось, что создание Телефонов доверия в России сопровождалось процессом превращения психологического образования из академического, дававшегося не более чем в пяти государственных университетах, в широкую сеть подготовки практических психологов. Именно практические психологи стали основными участниками новых телефонных служб, позднее к ним присоединились школьные психологи, врачи, педагоги, порой не имеющие специального психологического образования.

Опыт работы МУ «Центр психолого-педагогической помощи» (Новокузнецк) привел к сочетанию профессионального и волонтерского направлений, и ни одно из них не является преимущественным.


^ ДИСКУССИОННЫЕ ГРУППЫ

____________________________________________________________________________________________________


Каковы же плюсы и минусы профессиональной работы на «Телефоне доверия»

и каковы плюсы и минусы волонтерства?



Существует много общего в работе профессионалов и волонтеров, что выявляется в ходе обучающих тренингов: наличие мифологических представлений о работе ТЭПП, высокая значимость личностных характеристик консультанта, как характерологических, так и культуральных, а также сохранение в обеих группах высокой текучести кадров. За 16 лет работы ТЭПП в г. Новокузнецке сменилось не менее 200 человек штатных консультантов и волонтеров.

В целом становится ясным отличие в работе штатных и внештатных сотрудников, требующих создания в организации разной системы подготовки консультантов с разным статусом. Поскольку оптимального долгосрочного варианта кадров в составе «Телефона доверия» ни практические психологи, ни волонтеры не дают, то остается сочетать в деятельности ТЭПП набор как специалистов с профессиональным психологическим образованием, так и волонтеров.

Круглый стол

^ РОЛЬ СУПЕРВИЗИИ В ПОДДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

И ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА

КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ И ТЕЛЕФОНОВ ДОВЕРИЯ


21 июня, 11.30 – 13.00

Зал №1 (большой конференц-зал)


Модератор: Здравая Любовь Викторовна

супервизор «Кризисной линии для детей и родителей»

МОУ ЦПМСС «Развитие»

Вологда


Вопросы для обсуждения:


  1. Супервизия – контроль или помощь? Возможно ли совмещение этих функций? Если да, то как, на каких условиях, в каких формах?




  1. Возможные функции супервизора в службе ТД:

    • организаторская (коммуникационная) – обеспечение контактов с администрацией учреждения (ведомства), к которому относится служба, со СМИ, медиация (разрешение спорных и конфликтных ситуаций) и т.д.;

    • обучающая – тренинги профессиональных навыков и повышения квалификации консультантов и волонтёров;

    • направляющая (руководящая и контролирующая – кодекс этики, профессиональные принципы, допуск к работе);

    • помогающая (обеспечение работоспособности консультантов и профилактика эмоционального выгорания).


Положительные примеры из практики работы служб.


  1. Кто может проводить супервизию? Критерии профессиональной подготовки супервизора. Супервизор назначается или избирается?




  1. Должна ли существовать обязанность прохождения супервизии?




  1. Как заключается контракт на супервизию, трудовой договор с супервизором?




  1. Формы повышения квалификации супервизоров. Супервизия для супервизоров или контрольная супервизия.




  1. Взаимодействие с профессиональными сообществами консультантов и супервизоров.



^ СПИСОК УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА


  1. Андреева Наталья Романовна – психолог-консультант ТЭПП МУ «Центр психолого-педагогической помощи» (Прокопьевск, Кемеровская обл.)

  2. Арсеньева Ольга Владиславовна – психолог (консультант) МУ «Центр психолого-педагогической помощи» (Новокузнецк, Кемеровская обл.)

  3. Артемова Надежда Сергеевна – председатель правления городской общественной организации «Центр семейного образования и воспитания «Семья и дети» (Новосибирск, Новосибирская обл.)

  4. Бетретдинова Марина Гаяровна – координатор региональных программ Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, супервизор Телефона доверия (Москва)

  5. Вахранева Елизавета Вячеславовна – психолог-консультант ТЭПП МУ «Центр психолого-педагогической помощи» (Прокопьевск, Кемеровская обл.)

  6. Гончарова Людмила Григорьевна – ассистент кафедры психологии развития, акмеологии; психолог–консультант Психологической службы Астраханского государственного университета (Астрахань, Астраханская обл.)

  7. ^ Горбунова Любовь Михайловна – руководитель службы социально-психологической помощи населению ОГУ «Центр социальной помощи населению Шегарского района»
    (с. Мельниково, Томская обл.)

  8. Губанова Галина Ивановна – специалист по социальной работе ГУЗ СО «Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (Екатеринбург, Свердловская обл.)

  9. Данилина Анна Владимировна – зам. исполнительного директора Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (Москва)

  10. Дзюба Светлана Владимировна – психолог-консультант Телефона доверия ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск» (Северск, Томская обл.)

  11. Дутова Марина Эльбрусовна – педагог-психолог МУ СОН «Ставропольский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие» (Ставрополь, Ставропольский кр.)

  12. Егорова Марина Оскаровна – президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (Москва)

  13. ^ Елдышова Оксана Александровна – ассистент кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета; руководитель Телефона Доверия для подростков и молодёжи ОГУ «Служба реализации социальных программ для молодёжи» (Астрахань, Астраханская обл.)

  14. ^ Ефремов Сергей Сергеевич – директор центра экстренной психологической помощи по телефону (Мариинск, Кемеровская обл.)

  15. Здравая Любовь Викторовна – социальный педагог, супервизор «Кризисной линии для детей и родителей» МОУ ЦПМСС «Развитие» (Вологда, Вологодская обл.)

  16. Иконникова Евгения Викторовна – руководитель службы «Телефон доверия» МУ «Центр медико-психологической и социальной помощи подросткам и молодежи» (Красноярск, Красноярский кр.)

  17. Исаева Людмила Шайхулловна – руководитель телефона доверия ГУЗ СО «Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (Екатеринбург, Свердловская обл.)

  18. Карпова Ольга Леонидовна – психолог-консультант Телефона доверия ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск» (Северск, Томская обл.)

  19. Кириенко Татьяна Егоровна – зав. отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних ОГУ КЦСОН «Вера» (Искитим, Новосибирская обл.)

  20. Клиновицкая Лариса Анатольевна – директор ОГУ КЦСОН «Вера» (Искитим, Новосибирская обл.)

  21. Клочихина Оксана Александровна – консультант Телефона доверия, МУ «Центр досуга и социальной помощи молодежи» (Колпашево, Томская обл.)

  22. Козлова Елена Борисовна – заведующая службой «Телефон Доверия» Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям (Стрежевой, Томская обл.)

  23. Кузьминых Людмила Матвеевна – директор МУ СЗН «Центр психолого-педагогической помощи населению» (Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.)

  24. Кулинич Татьяна Александровна – координатор детского Телефона доверия «Горячая линия», «Совет родителей Челябинской области» (Челябинск, Челябинская обл.)

  25. Кушнарева Людмила Дмитриевна – директор МУ СЗН «Центр психолого-педагогической помощи населению» (Междуреченск, Кемеровская обл.)

  26. Кущикова Лариса Валерьевна – психолог МУ СЗН «Центр психолого-педагогической помощи населению» (Междуреченск, Кемеровская обл.)

  27. Лабутина Екатерина Григорьевна – педагог–психолог Центра социальной помощи семье и детям (Колпашево, Томская обл.)

  28. Ладыгина Людмила Ивановна – зав.отделением ТЭПП МУ «Центр психолого-педагогической помощи» (Прокопьевск, Кемеровская обл.)

  29. Литвинцева Ольга Николаевна – педагог-психолог ОГУ КЦСОН «Вера» (Искитим, Новосибирская обл.)

  30. Лохова Ирина Геннадьевна – консультант Телефона доверия МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Юрги» (Юрга, Кемеровская обл.)

  31. Майер Валентина Ивановна – педагог дополнительного образования МОУДОД «Дом детского творчества», консультант молодежного телефона доверия (с. Кривошеино, Кривошеинский р-н, Томская обл.)

  32. Макарова Лариса Борисовна – консультант-волонтер Службы социально–психологической помощи ОГУ «Центр социальной поддержки населения Кожевниковского района» (с. Кожевниково, Томская обл.)

  33. Македонова Наталья Викторовна – консультант Телефона доверия, МУ «Центр досуга и социальной помощи молодежи» (Колпашево, Томская обл.)

  34. Мангутова Алла Викторовна – специалист-психолог Телефона доверия службы социально-психологической помощи населению ОГУ «Центр социальной помощи населению Шегарского района» (с. Мельниково, Томская обл.)

  35. ^ Машинский Андрей Витальевич – психолог КГУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям г. Рубцовска» (Рубцовск, Алтайский кр.)

  36. Мишина Нина Валентиновна – ведущий специалист департамента социальной защиты населения Кемеровской области (Кемерово, Кемеровская обл.)

  37. Нагаева Татьяна Васильевна – зав. отделением социально-правовой помощи ГУСО «Улан-Удэнский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», консультант-психолог (Улан-Удэ, Республика Бурятия)

  38. ^ Нехорошева Надежда Александровна – зав. отделением МУ «Центр психолого-педагогической помощи» (Новокузнецк, Кемеровская обл.)

  39. Никитинская Любовь Владимировна – психолог МУ «Центр психолого-педагогической помощи» (Новокузнецк, Кемеровская обл.)

  40. Остащенко Юлия Алексеевна – психолог КГУСО «Краевой кризисный центр для мужчин» (Барнаул, Алтайский кр.)

  41. Панфилова Светлана Леонидовна – директор МУ ЦЭПП «Молодежный телефон доверия» (Набережные Челны, Республика Татарстан)

  42. Пекшева Марина Альфонсовна – зав. отделением МУ «Центр психолого-педагогической помощи» (Новокузнецк, Кемеровская обл.)

  43. Петенева Елена Михайловна – психолог (консультант) МУ «Центр психолого-педагогической помощи» (Новокузнецк, Кемеровская обл.)

  44. Писаревич Марина Анатольевна – зав. психологическим отделением МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Юрги» (Юрга, Кемеровская обл.)

  45. Пойлова Светлана Владимировна – психолог-консультант Телефон доверия МУ «Центр экстренной психологической помощи Гурьевского района» (Гурьевск, Кемеровская обл.)

  46. Полякова Татьяна Евгеньевна – руководитель Телефона Доверия для детей и подростков «Друзья» ГОУ ЦПМСС «Бутово» (Москва)

  47. Раскладкина Марина Константиновна – координатор программы «Детские телефоны доверия» Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (Москва)

  48. Романова Елена Алексеевна – консультант и супервизор ТД Томской области (Томск, Томская обл.)

  49. ^ Сайнакова Наталья Николаевна – главный специалист по инновационным технологиям в социальной сфере администрации Кривошеинского района, руководитель психолого-педагогической медико-социальной службы Кривошеинского района (с. Кривошеино, Кривошеинский р-н, Томская обл.)

  50. ^ Селюкова Татьяна Львовна – педагог-психолог; семейный консультант городской общественной организации «Центр семейного образования и воспитания «Семья и дети» (Новосибирск, Новосибирская обл.)

  51. Семенченко Наталья Григорьевна – зав. отделением психолого-педагогической помощи семье и детям ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск» (Северск, Томская обл.)

  52. Сидякина Мария Владимировна – ассистент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (Москва)

  53. Скавинская Елена Николаевна – ст. преподаватель кафедры психологии личности Томского государственного университета, руководитель сети Телефонов доверия Томской области (Томск, Томская обл.)

  54. ^ Сковоронская Любовь Геннадьевна – ведущий специалист отдела организации социальной помощи и поддержки семьям, детям и матерям Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Барнаул, Алтайский кр.)

  55. ^ Скогорева Ирина Николаевна – директор МУ «Центр психолого-педагогической помощи населению» (Топки, Кемеровская обл.)

  56. Скрипченко Ирина Павловна – педагог-психолог городской общественной организации «Центр семейного образования и воспитания «Семья и дети» (Новосибирск, Новосибирская обл.)

  57. Соколкова Олеся Карольевна – зав. отделением психолого-педагогической помощи населению ОГУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия» (Тамбов, Тамбовская обл.)

  58. Сосновская Наталья Борисовна – директор МУ «Центр психолого-педагогической помощи» (Новокузнецк, Кемеровская обл.)

  59. Сыркина Елена Георгиевна – руководитель детского Телефона доверия «Горячая линия», «Совет родителей Челябинской области» (Челябинск, Челябинская обл.)

  60. Тененева Оксана Владимировна – психолог-консультант КГУСО «Краевой кризисный центр для мужчин» (Барнаул, Алтайский кр.)

  61. Фархутдинова Люза Назяховна – заместитель директора МУ КЦСОН «Молодежный телефон доверия» (Набережные Челны, Республика Татарстан)

  62. Фелюшова Вера Ивановна – консультант Телефона доверия ОГУ «ЦСОН Верхнекетского района» (р.п. Белый Яр, Томская обл.)

  63. Хуснетдинова Дарья Фаритовна – заведующая отделением «Кризисная линия для женщин» КГУСО «Краевой кризисный центр для женщин» (Барнаул, Алтайский кр.)

  64. Чиркунова Анастасия Александровна – психолог отделения психолого-педагогической помощи населению ОГУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Дом милосердия» (Тамбов, Тамбовская обл.)

  65. Шилкин Александр Юрьевич – руководитель Ставропольской краевой психоаналитической ассоциации, руководитель Телефона доверия для детей и подростков (Ставрополь, Ставропольский кр.)

  66. Шиляева Екатерина Викторовна – психолог-консультант МУ «Центр медико-психологической и социальной помощи подросткам и молодежи» (Красноярск, Красноярский кр.)

  67. Шорохова Ольга – консультант и супервизор ТД Томской области (Томск, Томская обл.)

  68. Шурлакова Ольга Александровна – психолог-консультант ТЭПП МУ «Центр психолого-педагогической помощи» (Прокопьевск, Кемеровская обл.) (Прокопьевск, Кемеровская обл.)

  69. Щербакова Елена Борисовна – ведущий специалист психолог, координатор ТЭПП МУ «Центр практической психологии» (Братск, Иркутская обл.)

  70. Юдина Ольга Николаевна – руководитель Службы социально–психологической помощи ОГУ «Центр социальной поддержки населения Кожевниковского района» (с. Кожевниково, Томская обл.)

  71. Яблонская Светлана Борисовна – консультант Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, супервизор Телефона доверия (Москва)

  72. Давыдова Светлана Витальевна – директор МУ «Центр «Ювентус-Н» (Новосибирская обл., Новосибирск)

  73. Должикова Регина Леонидовна – методист МУ «Центр «Ювентус-Н» (Новосибирская обл., Новосибирск)

  74. Голубева Ольга Леонидовна – директор МУ «Центр «Ассоль» (Новосибирская обл., Новосибирск)

  75. Тимченко Оксана Юрьевна – социальный педагог МУ «Центр «Ассоль» (Новосибирская обл., Новосибирск)

  76. Литвиненко Елена Владимировна – педагог-психолог МУ «Центр «Радуга» (Новосибирская обл., Новосибирск)

  77. Гульмамедова Севда Гудратовна – педагог-психолог МУ «Центр «Радуга» (Новосибирская обл., Новосибирск)

  78. Синякова Лариса Юрьевна – педагог-психолог МОУДО «Центр «Ника» (Новосибирская обл., Новосибирск)

  79. Соболева Елена Анатольевна – педагог-психолог МУ «Центр «Вита» (Новосибирская обл., Новосибирск)

  80. Хегай Ольга Анатольевна – педагог-психолог, руководитель службы «телефон доверия» МУ «Центр «Вита» (Новосибирская обл., Новосибирск)

  81. Янушко Владимир Николаевич – педагог-психолог МОУДО «Центр «Родник» (Новосибирская обл., Новосибирск)

  82. Букреева Наталья Александровна – педагог-психолог МОУДО «Центр «Родник» (Новосибирская обл., Новосибирск)

  83. Следенко Мария Сергеевна – педагог-психолог МУ «Центр «Коралл» (Новосибирская обл., Новосибирск)

  84. Антончик Ирина Витальевна – главный специалист комитета по делам молодежи мэрии Новосибирска (Новосибирская обл., Новосибирск)

rabochaya-programma-disciplini-gse-r-1-istoriya-zarubezhnoj-literaturi-dlya-specialnosti-031201-65-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-i-kultur.html
rabochaya-programma-disciplini-gse-v-2-istoriya-mirovoj-kulturi-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya.html
rabochaya-programma-disciplini-himiya-dlya-specialnosti-vichislitelnie-mashini-kompleksi-sistemi-i-seti.html
rabochaya-programma-disciplini-himiya-okruzhayushej-sredi-dlya-specialnosti.html
rabochaya-programma-disciplini-holodilnaya-tehnika-kontrolnaya-rabota-1-metodicheskie-ukazaniya.html
rabochaya-programma-disciplini-iformacionnie-sistemi-v-nalogooblozhenii-dlya-specialnosti-010502-prikladnaya-informatika-v-ekonomike.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lukketti-aron-seron-gaston-oters-dzhon-archipelago-pereocenyat-chtobi-sozdat-nyse-group1.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2008g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kandidatskogo-ekzamena-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-mvd-rossii-specialnost-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-oshibki-v-induktivnih-umozaklyucheniyah.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dno-krizisa-mneniya-ekspertov-dzhejmi-dajmon-jpmorgan-chase-co-vliyanie-krizisa-na-razlichnie-otrasli-29.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-adresovana-shirokomu-krugu-chitatelej-nadeyus-chto-ona-ostavit-zametnij-sled-v-soznanii-kazhdogo-kto-eyo-prochitaet-stranica-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-aprelya-815-1235-aud-328-nazvanie-doklada-vuz.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-gistologiya-specialnost.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-29-sudba-mastera-i-margariti-opredelena-mihail-bulgakov-master-i-margarita.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-zaklyuchenie-kursovoj-proekt-takzhe-stavit-zadachu-rascheta-posadki-sudna-pri-raznih-variantah-zagruzki-ballastirovki.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-discipline-investicii-principi-i-metodi-ocenki-stoimosti-nedvizhimosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-standartov-gosudarstvennih-uslug-i-vnesenii-izmenenij-i-dopolneniya-v-nekotorie-resheniya-pravitelstva-respubliki-kazahstan-stranica-32.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-tabiat-andaj-tamasha.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bankovskoe-delo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-proekt-municipalnie-finansi-i-upravlenie-seriya-referatov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sovremennie-problemi-menedzhmenta-dlya-napravleniya-080200-68-menedzhment.html
  • grade.bystrickaya.ru/nov-arhitekturen-akcent-na-koleloto-na-bul-dunav-v-plovdiv-mediya-monitoring-po-tema-arhitektura-25-09-05.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-hhh-ob-opredelenii-rinochnoj-stoimosti-prostih-vekselej-vidannih-zao-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova-stranica-30.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakupochnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora-tehnicheskoj-podderzhki-po-proektu-sistemi-zashiti-ot-spama-oao-mobilnie-telesistemi.html
  • desk.bystrickaya.ru/perspektivnoe-planirovanie-uchebno-vospitatelnogo-processa-na-god-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-26.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-zemli-selskohozyajstvennogo-naznacheniya-posobie-dlya-rossijskih-zemlevladelcev-rukovoditel-avtorskogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-literatura-mediaobrazovanie-4-2008.html
  • institut.bystrickaya.ru/stihi-tullag-poemi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/matematicheskoe-modelirovanie-povedeniya-sistemi-dislokacij-dlya-issledovaniya-plasticheskoj-deformacii-kristallicheskih-materialov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-20-landshaftno-usadebnaya-urbanizaciya-kak-osnova-obespecheniya-ustojchivogo-razvitiya-rossii-v-xxi-veke.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhenskaya-iniciaciya-ili-kak-prinyat-snezhnuyu-korolevu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/student-vibiraet-problemu-dlya-raboti-v-zavisimosti-ot-programmi-raboti-shkolnogo-psihologa-dlitelnosti-praktiki-vozmozhnostej-i-zaprosov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-i-sobstvennih-nauchnih-interesov-studenta-naprimer.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-tema-1.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12daosizm-kak-sochetanie-dialekticheskogo-i-misticheskogo-ponimaniya-bitiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-1-toma-1-i-2-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ivan-aleksandrovich-goncharov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-312-metodicheskie-ukazaniya-normirovanie-rashodov-toplivno-energeticheskih-resursov-pri-proizvodstve-teplovoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-tipologiya-produkcii-proizvodstvenno-tehnicheskogo-naznacheniya-osobennosti-marketinga.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskaya-sfera-i-innovacionnaya-deyatelnost-globalizaciya-mirovogo-hozyajstva-i-mesto-rossii-v-nem.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.