.RU

Программа учебной дисциплины «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» (раздел программы «Безопасность жизнедеятельности») для студентов всех направлений и специальностей спбГУ




Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Медицинский факультет


Рассмотрено и рекомендовано

на заседании Методической

комиссии СПбГУ

протокол №_____от_________

Председатель Методической

комиссии

______________В.И. Коротков

«____»________________2006 г.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

СПбГУ

______________И.А. Дементьев

«____»________________2006 г.




СОГЛАСОВАНО

Декан Медицинского факультета

______________С.В. Петров

«____»________________2006 г.



ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Защита населения и территорий

в чрезвычайных ситуациях»

(раздел программы «Безопасность жизнедеятельности»)

для студентов всех направлений и специальностей СПбГУ


Авторы:

канд. мед. наук, доц. Киршин Н.М.; докт. пед. наук, проф. Михайлов Л.А.;

канд. техн. наук, доц. Свитнев В.Е.; канд. техн. наук, доц. Хмелёв В.Е.


Рецензенты: докт. воен. наук, доц. Косырев С.В.; Сорокин О.К.;

канд. псих. наук, доц. Шатровой О.В.


Санкт-Петербург

2006

1. Организационно-методический раздел


1.1. Цель курса


Целью дисциплины является формирование качеств личности безопасного типа, мировоззренческих установок, базовых знаний, навыков и умений специалиста с высшим профессиональным образованием в области обеспечения всесторонней защиты человека, общества, окружающей среды в чрезвычайных ситуациях (ЧС).


^ 1.2. Задачи курса:


^ 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Дисциплина является обязательной для студентов всех направлений и специальностей СПбГУ. Сокращение объема учебных часов, предусмотренных настоящей программой по дисциплине «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях», не допускается.

Изучение дисциплины проводится, как правило, на 4 и 5 курсах. При двухуровневой системе подготовки специалистов дисциплина изучается на первой ступени высшего образования – бакалавриате.

Лекционные занятия проводятся в составе потока, который включает всех студентов курса.

Практические и семинарские занятия проводятся в составе академической группы численностью 15–20 человек.

Объем учебной дисциплины «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» составляет:

– для студентов дневной формы обучения – 58 часов, из них 50 часов проводится в виде аудиторных занятий (лекции – 24, семинары – 8, практические занятия – 18). Практические занятия по темам 4.5 – 4.8 отрабатываются в полном объеме непосредственно в ходе обязательных ежегодных суточных тренировок, учений, сборов со студентами на факультетах, проводимых по планам самих факультетов во исполнение требований постановлений Правительства РФ №841 от 02.11.2000 г., №547 от 04.09.2003 г., Положения о функциональной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Минобразования РФ, утвержденного 14.01.2002 г. При таком подходе достигается тесное взаимодействие и высокая эффективность обучения специалистов по выработке практических навыков по защите населения и территорий в ЧС;

– для студентов вечерней формы обучения – 25 часов, из них 17 часов проводится в виде аудиторных занятий (лекции – 12, практические занятия – 5);

– для студентов заочной формы обучения – 10 часов, из них 4 часа (лекции) проводится в виде аудиторных занятий.

Примечание. Студентки гуманитарных и социально-экономических факультетов, обучающиеся на дневном отделении, освобождены от изучения дисциплины «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» в связи с тем, что они изучают курс «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» в объеме 150 часов, который включает в себя вопросы дисциплины «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях».


^ 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса


Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов научно обоснованных мировоззренческих установок о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности, его личном социальном, духовном и физическом благополучии с требованиями безопасности и защищенности человека, общества, государства от всего спектра опасных факторов, возникающих в чрезвычайных ситуациях.

Уровень освоения содержания курса обучаемыми определяется:

^ 2. Объем и распределение часов курса по разделам, темам и видам занятий


^ Наименование разделов курса и тем занятий

Количество часов при очной форме

обучения по видам учебных занятий

всего

аудиторные занятия

самостоятельная

работа ( реферат)

лекции

семинары

практические

занятия

1

2

3

4

5

6

Введение в дисциплину

Предмет и задачи дисциплины «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях». Общие научные основы и комплексный характер дисциплины «Защита населения и территорий в ЧС». Основные понятия, термины и определения

1

1










Раздел 1. Современный комплекс проблем безопасности

Тема 1.1. Общая характеристика современных угроз, опасностей и рисков для цивилизации

1

1










Тема 1.2. Проблема устойчивого развития человечества и обеспечения безопасности цивилизации

3

1







2

Тема 1.3. Концепция национальной безопасности и устойчивого развития России

3

1







2

Тема 1.4. Проблема обеспечения безопасности личности

1

1










Раздел 2. Теоретические основы защиты населения и территорий в ЧС

Тема 2.1. Система обеспечения безопасности населения и территорий в РФ и ее характеристика

1

1










Тема 2.2. Общие естественнонаучные, психолого-педагогические, социально-экономические и правовые основы обеспечения безопасности населения и территорий

3

1







2

Тема 2.3. Теоретические основы защиты населения и территорий в ЧС

3

1







2

Тема 2.4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1

1










Тема 2.5. Гражданская оборона – система обеспечения безопасности в ЧС военного времени

1

1










Раздел 3. Чрезвычайные ситуации

Тема 3.1. Общая характеристика и классификация ЧС мирного и военного времени

0,5

0,5










Тема 3.2. Современные ЧС социально-политического характера, террористические угрозы и опасности

0,5

0,5










Тема 3.3. Биолого-социальные ЧС и их общая характеристика

0,5

0.5










Тема 3.4. Экологические ЧС и их общая характеристика

2,5

0.5







2

Тема 3.5. Чрезвычайные ситуации природного характера

0,5

0.5










Тема 3.6. Техногенные ЧС
















Тема 3.6.1. Аварии и катастрофы на транспорте, системах жизнеобеспечения, на территории мегаполисов, на гидросооружениях

2,5

0,5







2

Тема 3.6.2. Аварии и катастрофы на радиационно опасных объектах, террористические угрозы с применением радиоактивных материалов

2,5

0,5







2

Тема 3.6.3. Аварии и катастрофы на химически опасных объектах, террористические угрозы с использованием высокотоксичных химических веществ

2,5

0,5







2

Тема 3.6.4. Аварии и катастрофы на биологически опасных объектах, биотеррористические угрозы и опасности

2,5

0,5







2

Тема 3.6.5. Аварии и катастрофы на пожаро-взрывоопасных объектах, взрывной терроризм

2,5

0.5







2

Раздел 4. Защита населения и территорий в ЧС

Тема 4.1. Общие принципы и способы защиты населения. Мероприятия по комплексной защите и жизнеобеспечению населения в ЧС. Действия населения в ЧС

2,5

0,5







2

Тема 4.2. Мероприятия по предупреждению, предотвращению и минимизации рисков и ущербов в ЧС

2,5

0,5







2

Тема 4.3. Основы организации и проведения спасательных работ, ликвидации последствий ЧС и нормализации обстановки

3

1







2

Тема 4.4. Методика выявления и оценки радиационной, химической, биологической, пожарной, инженерной обстановки в зонах ЧС. Решение ситуационных задач

12







10

2

Тема 4.5. Организация, принципы и порядок оповещения населения о ЧС, действий по сигналу «Внимание всем!», проведения эвакуации

1







1




Тема 4.6. Назначение, устройство, принцип действия и порядок работы с приборами РХБ разведки и контроля

4







2

2

Тема 4.7. Использование средств индивидуальной защиты, специальной и санитарной обработки, порядок укрытия населения в защитных сооружениях в зонах ЧС

4







2

2

Тема 4.8. Порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС природного, техногенного и террористического характера; при отравлениях, травмах, ожогах, отморожении и утоплении; в очагах инфекционных заболеваний

5







3

2

Тема 4.9. Медико-социальные аспекты снижения индивидуальных рисков и угроз для здоровья студенческой социальной группы

3

1







2

^ Всего аудиторных часов

36

18




18




Всего часов по дисциплине

72










36

^ 3. Форма текущего, промежуточного и итогового контроля


Текущая аттестация качества усвоения знаний проводится как в устной, так и в письменной форме. Это могут быть контрольные вопросы по изучаемой тематике, экспресс-тесты, выступления студентов с тематическими сообщениями, обсуждение изученной литературы, выполнение индивидуального творческого задания.

Для закрепления полученных знаний и активизации познавательной деятельности обучаемых в период изучения курса студенты дневного отделения выполняют в письменной форме контрольную работу, а также курсовую работу или реферат; студенты вечернего отделения – контрольную работу и реферат; студенты заочного отделения выполняют реферат.

Изучение курса завершается зачетом. Студенту предоставляется право выбора формы зачета:

– традиционно в устной форме вопросно-ответной системы;

– традиционно в письменной форме вопросно-ответной системы;

– защиты творческой самостоятельной работы;

– выполнения комплексного тестового задания.


^ 4. Содержание курса


4.1. Разделы курса, темы и их краткое содержание


Введение в дисциплину

Предмет и задачи дисциплины «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях». Научные, социально-экономические и правовые предпосылки формирования новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения в образовательной области «безопасность жизнедеятельности». Понятия: опасность, угроза, риск, ущерб, безопасность, жизненно важные интересы, чрезвычайная ситуация.


Раздел 1. Современный комплекс проблем безопасности


Тема 1.1. Общая характеристика современных угроз, опасностей и рисков для цивилизации

Эволюция среды обитания человека. Причины, факторы и условия формирования техносферы: урбанизация, демографический взрыв, рост производства и потребления, усиление агрессивной военной деятельности, развитие транспорта, инфраструктуры.

Развитие новых угроз и опасностей экологического, биолого-социального, социально-политического характера. Новые системные свойства цивилизации: человекозависимость, глубокая связь причин и источников различных ЧС. Кризис развития цивилизации, основанной на потребительской модели отношения к природной среде.


Тема 1.2. Проблема устойчивого развития человечества и обеспечения безопасности цивилизации

Пути решения глобальных проблем цивилизации: экологических, экономических, ресурсных, биолого-социальных. Всемирная программа устойчивого развития «Повестка дня на XXI век» как программа существенного снижения рисков и ущербов от всех видов ЧС. Принципы обеспечения глобальной безопасности человечества и совместного развития биосферы и социально-экономических систем.


Тема 1.3. Концепция национальной безопасности и устойчивого развития России

Основные положения Концепции национальной безопасности России и Концепции перехода РФ к устойчивому развитию. Федеральные целевые программы, национальные Президентские программы, направленные на комплексное решение проблемы обеспечения всесторонней защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от современных угроз и опасностей.


Тема 1.4. Проблема обеспечения безопасности личности

Общая характеристика комплекса современных угроз и опасностей для жизненно важных интересов личности, общества, государства.

Комплексный характер проблемы обеспечения всесторонней безопасности личности. Структура потребностей личности. Понятия: потенциал личности, потенциал социальной среды, личность безопасного типа. Безопасные формы и пути реализации потребностей личности как основной принцип поведения личности безопасного типа. Анализ спектра и уровней рисков и ущербов для студенческой социальной и возрастной группы в условиях современного мегаполиса. Роль потенциала личности в минимизации индивидуальных рисков и ущербов.


Раздел 2. Теоретические основы защиты населения и территорий в ЧС


Тема 2.1. Система обеспечения безопасности населения и территорий в РФ и ее характеристика

Структура, задачи, функции системы безопасности; принципы формирования и развития системы безопасности в РФ. Основные положения ФЗ «О безопасности». Назначение, основы и сферы действия различных подсистем обеспечения безопасности в государстве: экономической, военной, продовольственной, экологической, информационной, общественной, социальной безопасности, безопасности в ЧС природного и техногенного характера.

Охрана здоровья, охрана труда, охрана природы, медицина катастроф, защита населения и территорий в ЧС как компоненты общей системы безопасности.

Государственные институты обеспечения безопасности человека в повседневной жизни: надзор и контроль, защита прав потребителей, стандартизация, экспертиза, паспортизация, декларирование, сертификация, технологическое регулирование, лицензирование, страхование.


Тема 2.2. Общие естественнонаучные, психолого-педагогические, социально-экономические и правовые основы обеспечения безопасности населения и территорий

Социальная, экономическая, правовая и организационная составляющие в решении проблемы защиты личности, общества, государства от современных угроз и опасностей.

Психолого-педагогические, мировоззренческие, медико-социальные аспекты обеспечения безопасности человека и окружающей среды. Конфликт возможностей и потребностей личности как источник социальных угроз и опасностей. Духовные, религиозные, исторические и правовые аспекты безопасного взаимодействия человека с окружающим миром.

Правосознание, уважение к праву – неотъемлемые условия формирования личности безопасного типа.

Анализ комплекса причин, условий и обстоятельств опасного поведения человека, ошибок в системе «человек – машина», мотивов и источников насилия и жестокости, их крайних форм выражения – экстремизма и терроризма.

Бедность, глубокое социальное расслоение, бездуховность, утрата нравственных гуманистических ценностей как важнейшие внутренние источники угроз и опасностей социальной среды.


Тема 2.3. Теоретические основы защиты населения и территорий в ЧС

Понятие живучести социально-экономических систем как объектов безопасности и их элементов. Назначение защиты, ее виды и классификация. Показатели стойкости и защищенности объектов безопасности, эффективность защиты в ЧС.

Принципы и методы повышения устойчивости элементов и объектов социально-экономических систем в условиях воздействия ущербообразующих факторов ЧС природного, техногенного, террористического характера.


Тема 2.4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Основы организации, структура, состав, цели и задачи, принципы функционирования, силы и средства, режимы функционирования РСЧС. Стандарты в области обеспечения безопасности в ЧС мирного времени. Подсистема подготовки населения и территорий в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.


Тема 2.5. Гражданская оборона – система обеспечения безопасности в ЧС военного времени

Современное состояние, боевые свойства и перспективы развития комплексов вооружений, предназначенных для поражения ключевых объектов социально-экономических систем.

Общая характеристика системы ГО: цели, задачи, принципы построения, структура, основные мероприятия, силы и средства, организация и управление. Подсистема подготовки населения, объектов экономики по защите от ЧС военного времени.

Раздел 3. Чрезвычайные ситуации


Тема 3.1. Общая характеристика и классификация ЧС мирного и военного времени

Классификация ЧС мирного и военного времени. Источники ЧС, факторы физической, химической, биологической природы, возникающие в результате проявления источников ЧС.

Основные закономерности развития ЧС различной природы: накопление потенциала опасности; неконтролируемое высвобождение потенциала опасности; воздействие поражающих факторов на население и территории; формирование вторичных очагов опасности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность ЧС различной природы в системе «техносфера – человек – биосфера».


Тема 3.2. Современные ЧС социально-политического характера, террористические угрозы и опасности

Общая классификация ЧС социально-политического характера: масштабная коррупция, глубокое расслоение общества по имущественному признаку, этнические и религиозные конфликты, забастовки и акции протеста с применением насилия, масштабная преступность, экстремизм, террористические угрозы, войны и военные конфликты.

Агрессивное поведение, насилие, жестокость отдельных групп населения.

Виды террористических актов, цели, задачи и методы террористической деятельности.

Принципы и методы эффективного противодействия международному терроризму.

Ущербы и риски, связанные с ЧС социально-политического характера.


Тема 3.3. Биолого-социальные ЧС и их общая характеристика

Классификация угроз и опасностей биолого-социального характера. Комплекс демографических проблем в России. Опасные социально-бытовые факторы: табакокурение, наркомания и наркотизм, алкоголизация населения. Социально опасные инфекционные заболевания: СПИД, туберкулез, вирусные гепатиты, заболевания, передающиеся половым путем. Суицидальное поведение, рост уровня стрессовых нагрузок, психических расстройств и заболеваний. Новые биоугрозы.

Оценка ущербов и рисков в РФ, связанных с комплексом биолого-социальных ЧС. Характеристика медико-биологических опасностей и угроз в мегаполисах.


Тема 3.4. Экологические ЧС и их общая характеристика

Причины, факторы и условия изменения состояния и(или) свойств суши, гидросферы, атмосферы. Глобальное и локальное потепление, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, проблема исчерпания природных ресурсов и накопления отходов производства и потребления.

Экологические ущербы и риски. Принципы и методы обеспечения экологической безопасности.

Тема 3.5. Чрезвычайные ситуации природного характера

Общая классификация природных ЧС. Анализ ущербов и рисков, связанных с опасными природными явлениями. Основные тенденции развития природных катастроф на современном этапе. Опасные геологические процессы и их характеристика. Опасные метеорологические явления и процессы и их характеристика. Опасные гидрологические явления и процессы и их характеристика. Природные пожары. Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений от природных источников биологической опасности.


Тема 3.6. Техногенные ЧС


Тема 3.6.1. Аварии и катастрофы на транспорте, системах жизнеобеспечения, на территории мегаполисов, на гидросооружениях

Характеристика масштабов проявления, уровней рисков и ущербов, причин и условий аварий и катастроф на транспорте, системах жизнеобеспечения, на территории мегаполисов (пожары, обрушения зданий, опускание грунта и т. д.), на гидросооружениях.


Тема 3.6.2. Аварии и катастрофы на радиационно опасных объектах, террористические угрозы с применением радиоактивных материалов

Развитие аварии на радиационно опасных объектах: причины, условия, этапы формирования поражающих факторов, масштабы и возможные последствия. Прогнозирование, оценка обстановки.

Характер, масштабы и возможные последствия актов ядерного и радиационного терроризма.

Основные показатели уровня радиационной опасности: доза, мощность дозы, активность, плотность радиоактивного загрязнения. Методы и способы измерения показателей уровня радиационной опасности. Биологическое действие ионизирующего излучения на организм человека. Основы радиационной безопасности.


Тема 3.6.3. Аварии и катастрофы на химически опасных объектах, террористические угрозы с использованием высокотоксичных химических веществ

Развитие аварии на химически опасных объектах: причины, условия, этапы формирования поражающих факторов, масштабы и возможные последствия. Прогнозирование, оценка обстановки.

Характер, масштабы и возможные последствия актов химического терроризма.

Основные показатели уровня химической опасности, методы и способы ее измерения. Токсическое действие АХОВ, БТХВ на организм человека.



rabota-dissertacionnih-sovetov-otchyot-po-nauchno-issledovatelskoj-rabote-za-2009-god.html
rabota-eksperimentalnoj-ploshadki-v-mou-aleshkovskoj-sosh-vposlednee-vremya-dlya-kogo-ne-bezinteresni-processi-proishodyashie.html
rabota-g-ekaterinburg-2005-g.html
rabota-i-energiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoreticheskie-osnovi-progressivnih-tehnologij-fizika.html
rabota-informatizaciya-obshestva-referat.html
rabota-kabineta-fizicheskogo-vospitaniya-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti-tehnikuma-na-01-09-2011-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dpp-f-16-pedagogicheskoe-fizkulturno-sportivnoe-sovershenstvovanie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-formirovaniya-novoj-terminologicheskoj-sistemi-prava-es.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-anglijskij-yazik-9-klass-natalya-fedorovna-kudryashova.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnikali-zhne-ksptk-blm-beru-jimdarinda-blm-alushilara-zhatahana-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti-zhalpi-erezheler-tehnikali-zhne-ksptk-blm-beru-jimdarinda-blm-alushilara-zhatahana-beru.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-sociologicheskogo-issledovaniya-27-metodi-sbora-sociologicheskoj-informacii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-5-informacionnaya-podderzhka-kontrollinga-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnostej-080507.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-5-rost-osoznaniya-peggi-feniks-dabro.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-i-pravovaya-priroda-prokuraturi-rossijskoj-federacii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tezisi-dokladov-uchastnikov-oblastnih-yunosheskih-voenno-istoricheskih-chtenij-stalingradskaya-bitva-v-istorii-rossii-krome-1-3-stranica-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-pravila-raboti-arhivov-organizacij-stranica-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iskusstvo-parsuni-xvii-v.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-malchike-kotorij-umel-letat-ili-put-k-svobode-stranica-21.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-disciplina-inostrannij-yazik-anglijskij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/krasnaya-planeta.html
  • turn.bystrickaya.ru/osevaya-i-centralnaya-simmetriya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/virginiya-chast-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-14-10-2005-kokorekina-olga-12-00-8.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-resursnih-centrov-iroipk-plan-prospekt.html
  • composition.bystrickaya.ru/pereprava-po-ldu-vizhivanie-v-lesu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/slova-vedomosti-19052005-89-str-a2-pervij-kanal-novosti-ekonomiki-18-05-2005-6-41-00-15.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vapetrenko-stenogramma-zasedaniya-parlamentskih-slushanij-otvetstvennost-roditelej-za-vospitanie-detej-sovershenstvovanie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/523-organizaciya-nauchno-issledovatelskoj-raboti-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-negosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnie-kompyuternie-tehnologii-v-novouralske-obrazovanie-i-nauka-materiali-ii-oj-regionalnoj-nauchno-prakticheskoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tonicheskij-ips-o-malchike-kotorij-umel-letat-ili-put-k-svobode.html
  • notebook.bystrickaya.ru/igra-najdi-svoyu-dorogu-klassnij-chas.html
  • klass.bystrickaya.ru/asti-tjrd-sataudi-negzder.html
  • control.bystrickaya.ru/dojl-artur-konan.html
  • education.bystrickaya.ru/4-finansovo-promishlennie-gruppi-v-rossii-informacionnie-tehnologii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-formah-i-poryadke-promezhutochnoj-attestacii-obuchayushihsya-gbou-sosh-1678-vostochnoe-degunino.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/raschet-usherba-ot-vozvedeniya-neftyanoj-platformi-molikpak-i-ee-sostavlyayushih-na-piltun-astohskom-mestorozhdenii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/unit-16-posobie-yavlyaetsya-osnovnoj-chastyu-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-prednaznachennogo-dlya-obucheniya-anglijskomu.html
  • books.bystrickaya.ru/ekologiyali-auipsizidikt-haliarali-degejde-iti-amtamasiz-etu-mseleler.html
  • writing.bystrickaya.ru/mangazina-stranica-22.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-provedenii-mesyachnika-po-voprosam.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dlya-mini-pivovarni-chast-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.