.RU

Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии - часть 2

Во-первых, даже и эти описанные в традиционной социальной психологии явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определённые социальные установки и т. д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определённым общественным явлениям - всё это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в том числе и общественными потребностями.

Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др.

Если исходить из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей. По каким законам развиваются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура, наконец, какое место они занимают во всей сложной системе человеческих отношений?

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм "вплетения" индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот "результат" не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то "несоциальное" поведение, а затем на него накладывается нечто "социальное". Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать её в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже "продукт" этих социальных связей, а с другой стороны, - их созидатель, активный творец.

Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры - общества в целом, так и микроструктуры - непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором "социальном контексте". Этот "контекст" представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Но всё дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль есть фиксация определённого положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, женой, матерью, членом профсоюза, игроком сборной по теннису и т. д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной - но и здесь сегодня наука шагнула вперёд, поэтому страстно желающие могут изменить не только имя, но и свой пол), другие приобретаются прижизненно.

Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного её носителя в деталях: всё зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своём конкретном проявлении приобретают определённую "личностную окраску".

Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что можно условно назвать определённым "стилем исполнения роли". Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений - межличностных.

Таким образом, интерес современной социальной психологии сосредоточен вокруг изучения проблем человеческого общения в его межличностных и межгрупповых формах, исследования механизмов образования и функционирования групп, формирования социально-психологических свойств и качеств личности.

Социальная психология – это и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение.

Следующая отрасль, которой мы уделим пристальное внимание, - это психология управления. Основным ее предметом является продуцирование психологических знаний, применяемых при решении проблем управленческой деятельности.

Личность работника как составной единицы трудового коллектива изучается целым рядом отраслей психологии, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология и др. Сам коллектив (или группа), в свою очередь, является предметом изучения социальной, военной, педагогической психологии и др.

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Под организованной деятельностью понимается не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и целым рядом других требований.

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации - такие отношения и называются управленческими.

Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным содержанием.

Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Другими словами, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, то есть социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива – таковы главные вопросы, стоящие перед специалистами, исследующими проблемы психологии управления.

В отличие от психологии труда, в психологии управления актуальна, например, не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника конкретной организации, проблема подбора людей в эту организацию и их ориентации в отношении особенностей деятельности данной организации.

Объектом психологии управления являются люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно-полезные цели.

Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Принято выделять следующие управленческие проблемы, характерные для предмета данной отрасли психологии:

социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;

психология деятельности руководителя;

психология личности руководителя;

психологические проблемы подбора руководящих кадров;

психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров;

функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;

психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и др.

Специалистами в области психологии управления среди всего многообразия психологических проблем на сегодняшний день выделяется ряд наиболее актуальных для организации:

повышение профессиональной компетентности руководителей всех уровней, то есть совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и др.;

повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;


rabochaya-programma-po-istorii-dlya-8t-8e.html
rabochaya-programma-po-istorii-dlya-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-na-2016-2017-uchebnij-god.html
rabochaya-programma-po-istorii-drevnego-mira-sostavlena-na-osnove-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-razrabotani-v-sootvetstvii-s-zakonom-rossijskoj-federacii-ot-10.html
rabochaya-programma-po-istorii-i-kulture-bashkortostana-v-7klassah-na-2014-2015-uchebnij-god-avtor-sostavitel.html
rabochaya-programma-po-istorii-na-2014-2015-uchebnij-god.html
rabochaya-programma-po-istorii-profilnij-uroven-10-klass.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-9-vstroennij-sql-lekciya-1-standarti-yazika-sql.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monitoring-sredstv-massovoj-informacii-3-fevralya-2010-goda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/53994-ma-melovcova-2008-annotacii-statej.html
  • learn.bystrickaya.ru/gibkost-yan-mak-dermott-i-dzhozef-okonnor.html
  • knigi.bystrickaya.ru/smislovie-elementi-sredi-materiali-a-funkcionalnaya-sistema-ili-diskurs-obekta-11.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-izmeneniyami-vnesennimi-prikazom-ot-09-10-08-916-registracionnij-nomer-otkritogo-aukciona-522a-1-0854022-stranica-9.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-r-abitov-osobennosti-strukturi-vzaimosvyazej-anticipacii-psihologicheskoj-zashiti-i-koping-strategij-lichnosti-v-usloviyah-normi-i-patologii-na-modeli-nevroticheskih-i-psihosomaticheskih-rasstrojstv.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-zarubezhya-bibliograficheskij-ukazatel-prednaznachen-kak-dlya-specialistov-tak-i-dlya-shirokogo-kruga-chitatelej.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-soderzhanii-i-rezultatah-deyatelnosti.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-karibskij-shizis-14-vesma-neozhidannaya-a-eshyo-ochen-strannaya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primamedia-moskovskaya-pressa-regionalnaya-pressa.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-2001-g.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/planirovanie-obucheniya-potrebnost-v-obuchenii-personala-opredelyaetsya-na-osnovanii-analiza-strategicheskogo-plana-razvitiya-kompanii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sozdanie-multimedijnogo-informacionno-ekspozicionnogo-kompleksa-muzeya-antropologii-i-etnografii-im-petra-velikogo-kunstkamera-ran.html
  • education.bystrickaya.ru/1-sanitarnie-pravila-dlya-predpriyatij-obshestvennogo-pitaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-chetiryoh-mirov-kak-instrument-ontologicheskih-issledovanij-speshilova-e-i.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-vvedenie-puti-i-sredstva-povisheniya-effektivnosti-vspomogatelnogo-organa-po-nauchnim-tehnicheskim-i-tehnologicheskim.html
  • spur.bystrickaya.ru/kotirovochnaya-zayavka-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta-na-postavku-novogodnih-podarkov-dlya-upravleniya-obrazovaniya-navashinskogo-rajona-nizhegorodskoj-oblasti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/milo-ot-mihaila-barshevskogo.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-dlya-sekcii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-viii-teodor-mommzen-i-ego-istoriya-rima.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-v-praktikum-uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-grazhdansko-pravovih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nachalnik-shtaba-polka-v-22-goda-petr-lvovich-bograd.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-33-evolyuciya-statusa-hudozhnika-v-istorii-kulturi-krivcun-o-a-k-82-estetika-uchebnik.html
  • literature.bystrickaya.ru/diagnostika-oushini-damu-rds-men-ntizhesn-taldau.html
  • bystrickaya.ru/yubilejnaya-milost-vremya-novostej-belasheva-irina-14042006-65-str-3-gosduma-rf-monitoring-smi-14-aprelya-2006-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-finansovih-rezultatov-deyatelnosti-predpriyatiya-oao-akviya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-specialnosti-informacionnij-menedzhment-ochnoj-formi-obucheniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/58-medicinskie-osmotri-regionalnij-doklad.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-v-sootvetstvii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nekrobiontnie-zhestkokrilie-insecta-coleoptera-severnogo-kavkaza-i-sopredelnih-territorij-fauna-ekologiya-biocenoticheskoe-i-prakticheskoe-znachenie-03-02-04-zoologiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovi-psihoterapii-dlya-napravleniya-030300-68-psihologiya-podgotovki-magistra.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problemi-tamozhennogo-oformleniya-i-tamozhennogo-kontrolya-v-usloviyah-dejstviya-tamozhennogo-kodeksa-tamozhennogo-soyuza-puti-ih-resheniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nakazanie-po-ugolovnomu-pravu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sv-svetlov-moskva-fenomen-visokih-tehnologij-biotehnologii-tomsk-11-14-oktyabrya-2006-g-tomsk-sibirskij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.