.RU

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ - Рабочие программы цикла общепрофессиональных дисциплин введение в профессию 104...


^ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Дисциплина реализуется посредством дистанционных технологий в полном объеме.

Разработчик: Жиляев А.А., канд. пед. наук, доц.

Рецензент: Сыромятников И.В., доктор психол. наук, проф.

^ Руководитель направления: Сыромятников И.В., доктор психол. наук, проф.


I. Организационно-методический раздел

1. Цель дисциплины

Преподавание и изучение дисциплины «Психология развивающего обучения» направлено на формирование у студентов систематизированного представления о сущности, принципах, общих психологических механизмах и условиях эффективности развивающего обучения.

^ 2. Задачи дисциплины

Освоение дисциплины «Психология развивающего обучения» призвано оказать помощь студентам в уяснении таких фундаментальных междисциплинарных понятий, как деятельность, сознание, идеальное, мышление, рефлексия, субъект, личность, развитие и др., лежащие в основании теории развивающего обучения. В ходе изучения дисциплины студенты должны овладеть комплексом теоретических положений концепции развивающего обучения – культурно-исторической теории Л.С. Выготского и деятельностного подхода А.Н. Леонтьева; изучить основные положения психолого-педагогической теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, уяснить особенности их практического применения.

Основная дидактическая задача дисциплины заключается том, чтобы подготовить обучаемых к решению задач, связанных с применением теоретических положений развивающего обучения в практике педагогической деятельности.

^ 3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

«Психология развивающего обучения» является общепрофессиональной дисциплиной по выбору студентов, устанавливаемой вузом. Она опирается на знания философии, общей, возрастной и педагогической психологии. Преподавание дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с курсами «Психология развития», «Общая психология», «Возрастная психология» и «Педагогическая психология».

^ 4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Психология развивающего обучения», студент должен

знать:

обладать следующими компетенциями:


^ II. Содержание дисциплины

1. Темы и их краткое содержание

Модуль 1. Основные теоретические предпосылки развивающего обучения

Тема 1. Культурно-историческая теория как психологическое основание развивающего обучения

Исторические предпосылки теории. Основные теорети­ческие положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Соотношение обучения и развития. Проблема обобщения и ее роль в разработке развивающего обучения.

Тема 2. Проблема соотношения идеального и сознания как философское основание теории развивающего обучения

Деятельностное происхождение идеального. Соотношение идеального и сознания. Индивидуальное сознание и его функции.

Тема 3. Психология личности как гуманистическое основание теории развивающего обучения

Личность как целостность и самодеятельность субъекта. Личность и творчество. Личность и индивидуальность. Место одаренности в структуре личности.

Тема 4. Типология видов мышления и ее учет в теории развивающего обучения

Рассудок и разум как фундаментальное различение типов мышления. Теоретическое мышление и его отличительные черты. Мысленный эксперимент как форма теоретического мышления.

Тема 5. Формирование теоретического мышления как цель развивающего обучения

Общественное сознание как высший продукт "организованного мышления". Теоретическое понятие как форма индивидуального мышления. Логика восхождения от абстрактного к конкретному.

Тема 6. Возрастное развитие детей и его учет в обучении

Понятие ведущей деятельности и ее роль в рассмотрении пробле­мы развития. Деятельностный подход к периодизации возрастного развития. Школьный возраст ребенка и его психологическое содержание.

Тема 7. Воспитание и обучение как всеобщая форма развития психики ребенка

Соотношение развития, обучения и воспитания в современной психологии. Понятие "зоны ближайшего развития" и его роль в разработке теории развивающего обучения. Присвоение индивидом форм культуры как путь развития его сознания.

Тема 8. Место концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова в системе психолого-педагогических взглядов

Понятие развивающего обучения (Д.Б. Эльконин - В.В. Давы­дов). Развивающее обучение (Л.В. Занков). Гуманистическая педагогика (Ш.А. Амонашвили). Школа диалога культур (B.C. Библер). Педагогика сотрудничества (С.Л. Соловейчик и др.). Новая французская школа (С. Френе).

^ Модуль 2. Психическое развитие школьников в учебной деятельности

Тема 9. Содержание и построение учебной деятельности

Содержание учебной деятельности. Мышление школьников и построение учебной деятельности. Учебная задача и процесс ее решения.

Тема 10. Формирование и развитие учебной деятельности

Возникновение учебной деятельности в жизни учебного класса. Место учителя в процессе формирования учебной деятельности. Динамика учебной деятельности ученика.

Тема 11. Организация и развитие совместных учебных действий у детей в процессе обучения

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Формы учебного сотрудничества школьников. Развивающие эффекты учебного сотрудничества.

Тема 12. Процесс усвоения теоретических знаний

Процесс усвоения и его содержание. Критерии и показатели усвоения теоретических знаний. Результаты диагностики качества усвоения знаний.

Тема 13. Формирование и развитие субъекта учебной деятельности

Субъект как "носитель" учебной деятельности. Основные характеристики школьника как субъекта учебной деятельности. Формирование учебной деятельности как процесс становления субъектных качеств ученика.

Тема 14. Психическое развитие школьников, обучающихся по разным системам

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Сравнительная динамика становления мыслительных действий и целостного мышления у детей. Развитие воображения в процессе учебной деятельности.

Тема 15. Теория развивающего обучения и построение учебных предметов

Учебные программы развивающего обучения и принципы их создания. Методы реализации учебных программ. Принципы отбора содержания и построения предмета в развивающем обучении.


^ 2. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Перечислите основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

  2. В чём заключается подлинный смысл культурно-исторической теории Л.С. Выготского?

  3. Как происходит возникновение знания?

  4. Назовите основные положения общепсихологической теории деятельности
    А.Н. Леонтьева – С.Л. Рубинштейна.

  5. Перечислите основные функции индивидуального сознания.

  6. Раскройте понятие «творческие возможности личности»

  7. В чём проявляется индивидуальность личности?

  8. Перечислите совокупность свойств личности, раскрывающих одарённость.

  9. В чём состоит различие эмпирического и теоретического типов мышления?

  10. Назовите отличительные черты теоретического мышления.

  11. Назовите основную форму теоретического мышления.

  12. Перечислите основные особенности мысленного эксперимента.

  13. Перечислите характерные черты теоретического мышления, выделенные
    В.В. Давыдовым.

  14. Раскройте содержание деятельностного подхода в психологии.

  15. В чём состоит сущность деятельностного подхода в изучении развития психики ребёнка?

  16. Как в концепции Д.Б. Эльконина соотносятся стадии психического развития человека и тип ведущей деятельности?

  17. Раскройте содержание учебной деятельности школьников.

  18. Раскройте понятие развивающего обучения по Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдову.

  19. В чём сущность развивающего обучения по Л.В. Занкову?

  20. Перечислите основные компоненты психологической структуры учебной деятельности.

  21. Раскройте психологический смысл учебной задачи.

  22. Перечислите этапы формирования учебной деятельности.

  23. Раскройте динамику учебной деятельности ученика.

  24. Назовите неучебные формы взаимодействия учащегося с педагогом.

  25. Перечислите формы учебного сотрудничества учащихся.

  26. Назовите типы кооперации учебных действий школьников.

  27. Раскройте содержание процесса усвоения

  28. Перечислите показатели уровня усвоения теоретических знаний.

  29. Какие уровни усвоения знаний Вы знаете?

  30. Перечислите основные психологические новообразования младших школьников.

  31. Назовите принципы построения учебных программ развивающего обучения.


^ 3. Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ

  1. Формирование индивидуального сознания в рамках культурно-исторической теории
    Л.С. Выготского.

  2. Познавательная деятельность ребёнка – основа развивающего обучения в школе.

  3. Природа индивидуальных и родовых способностей человека.

  4. Проблема формирования мышления в развивающем обучении.

  5. Роль теоретического мышления в развивающем обучении.

  6. Связь теоретического мышления и мысленного эксперимента.

  7. Теоретические понятия – основа индивидуального мышления.

  8. Роль ведущей деятельности в развитии школьника.

  9. Взаимообусловленность смены ведущей деятельности и смены возрастных периодов развития.

  10. Деятельностный подход Д.Б. Эльконина к периодизации возрастного развития детей.

  11. Игровая деятельность (игра) ребёнка как средство воссоздания и усвоения общественного опыта.

  12. Учебно-профессиональная деятельность старшеклассников – основа формирования профессиональных интересов и жизненных планов.

  13. Возникновение теоретического сознания и мышления у младших школьников в процессе учебной деятельности.

  14. Взаимосвязь развития психики ребёнка с его обучением и воспитанием.

  15. Роль «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского в разработке теории развивающего обучения.

  16. Основные положения развивающего обучения (по Д.Б. Эльконину - В.В. Давы­дову).

  17. Дидактическая система развивающего обучение Л.В. Занкова.

  18. Особенности гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили и её роль в развитии школьников.

  19. Практика обучения в «школе диалога культур» B.C. Библера.

  20. Педагогика сотрудничества С.Л. Соловейчика и её возможности для развивающего обучения.

  21. Психология решения учебной задачи школьниками.

  22. Деятельность педагога в процессе решения учащимся учебной задачи.

  23. Организация учебного сотрудничества школьников.

  24. Кооперация учебных действий школьников.

  25. Динамика усвоения теоретических знаний в процессе развивающего обучения.


^ 4. Примерный перечень вопросов к зачету по всей дисциплине

  1. Исторические предпосылки теории развивающего обучения.

  2. Основные положения теорети­ческих основ культурно-исторической теории.

  3. Проблема обобщения и ее роль в разработке развивающего обучения.

  4. Деятельностное происхождение идеального.

  5. Индивидуальное сознание и его функции.

  6. Место одаренности в структуре личности.

  7. Рассудок и разум как фундаментальное различение типов мышления.

  8. Теоретическое мышление и его отличительные черты.

  9. Мысленный эксперимент как форма теоретического мышления.

  10. Общественное сознание как высший продукт "организованного мышления".

  11. Теоретическое понятие как форма индивидуального мышления.

  12. Логика восхождения от абстрактного к конкретному.

  13. Понятие ведущей деятельности и его роль в рассмотрении пробле­мы развития.

  14. Деятельностный подход к периодизации возрастного развития.

  15. Школьный возраст ребенка и его психологическое содержание.

  16. Соотношение развития, обучения и воспитания в современной психологии.

  17. Понятие "зоны ближайшего развития" и его роль в разработке теории развивающего обучения.

  18. Присвоение индивидом форм культуры как путь развития его сознания.

  19. Понятие развивающего обучения (по Д.Б. Эльконину - В.В. Давы­дову).

  20. Развивающее обучение (по Л.В. Занкову).

  21. Гуманистическая педагогика (по Ш.А. Амонашвили).

  22. Школа диалога культур (по B.C. Библеру).

  23. Педагогика сотрудничества (С.Л. Соловейчик и др.).

  24. Новая французская школа (по С. Френе).

  25. Содержание учебной деятельности.

  26. Мышление школьников и построение учебной деятельности.

  27. Учебная задача и процесс ее решения.

  28. Возникновение учебной деятельности в жизни учебного класса.

  29. Место учителя в процессе формирования учебной деятельности.

  30. Динамика учебной деятельности ученика.

  31. Процесс усвоения и его содержание.

  32. Показатели усвоения теоретических знаний.

  33. Результаты диагностики качества усвоения знаний.

  34. Субъект как "носитель" учебной деятельности.

  35. Основные характеристики школьника как субъекта учебной деятельности.

  36. Формирование учебной деятельности как процесс становления субъектных качеств ученика.

  37. Сравнительная динамика становления мыслительных действий и целостного мышления у детей.

  38. Развитие воображения в процессе учебной деятельности.

  39. Учебные программы развивающего обучения и принципы их создания.

  40. Методы реализации учебных программ развивающего обучения.

  41. Принципы отбора содержания и построения предмета в развивающем обучении.


^ III. Распределение учебных часов по темам и видам занятий*


Наименование модулей и тем

Всего часов

^ Аудиторные занятия, ч

Самостоя-тельная работа, ч

Модуль 1. Основные теоретические предпосылки развивающего обучения

Тема 1. Культурно-историческая теория как психологическое основание развивающего обучения

6

2

4

Тема 2. Проблема соотношения идеального и сознания как философское основание теории развивающего обучения

8

4

4

Тема 3. Психология личности как гуманистическое основание теории развивающего обучения

6

2

4

Тема 4. Типология видов мышления и ее учет в теории развивающего обучения

8

4

4

Тема 5. Формирование теоретического мышления как цель развивающего обучения

6

4

2

Тема 6. Возрастное развитие детей и его учет в обучении

10

4

6

Тема 7. Воспитание и обучение как всеобщая форма развития психики ребенка

10

4

6

Тема 8. Место концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова в системе психолого-педагогических взглядов

12

6

6

Модуль 2. Психическое развитие школьников в учебной деятельности

Тема 9. Содержание и построение учебной деятельности

6

4

2

Тема 10. Формирование и развитие учебной деятельности

12

6

6

Тема 11 Организация и развитие совместных учебных действий у детей в процессе обучения

8

6

2

Тема 12. Процесс усвоения теоретических знаний

8

4

4

Тема 13. Формирование и развитие субъекта учебной деятельности

10

6

4

Тема 14. Психическое развитие школьников, обучающихся по разным системам

10

6

4

Тема 15. Теория развивающего обучения и построение учебных предметов

14

8

6

ИТОГО:

134

70

64


* Аудиторные занятия и самостоятельная работа реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий.


^ IV. Форма контроля – зачет


V. Учебно-методическое обеспечение


Литература


Основная

    1. Кравченко, А. И. Психология и педагогика. Гриф МО РФ [Текст] : учебник ("Высшее образование") / А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2008. - ISBN: 978-5-16-003038-8

    2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник / И. А. Зимняя. - М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2008

    3. Бархаев, Б. П. Основные теоретические предпосылки развивающего обучения [ЭР] : рабочий учебник / Б. П. Бархаев. - М., 2007 - http://lib/library

    4. Бархаев, Б. П. Психическое развитие школьников в учебной деятельности [ЭР] : рабочий учебник / Б. П. Бархаев. - М., 2007 - http://lib/library


Дополнительная

  1. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. – М. : Школа-Пресс, 2004.

  2. Габай, Т. В. Педагогическая психология [ЭР] / Т. В. Габай. – М. : Владос-Пресс, 2003. Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su)

  3. Бордовская, Н. В. Педагогика [ЭР] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2003. Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su)



Средства обеспечения освоения дисциплины

  1. Рабочие учебники.

  2. Лекционный материал: видеоматериалы (телевизионные, слайд-лекции, слайд-тьюторинги и др.).

  3. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы.

  4. Обучающие и обучающе-контролирующие компьютерные программы для закрепления и углубления знаний по дисциплине.

  5. Тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга, базы вопросов промежуточной аттестации.


ШИФР СД.В.02


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


rabochaya-programma-po-predmetu-biologiya-6-klass-uchitelya-himii-i-biologii.html
rabochaya-programma-po-predmetu-biologiya-klass-8.html
rabochaya-programma-po-predmetu-fizika.html
rabochaya-programma-po-predmetu-geografiya-dlya-6-9-klassov.html
rabochaya-programma-po-predmetu-himii-8-klass-uchitelya-himii-i-biologii-stranica-5.html
rabochaya-programma-po-predmetu-himiya-9-ab-klass-uchitelya-himii-stranica-9.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-o-dostignutih-znacheniyah-pokazatelej-dlya-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-13-klass-presmikayushiesya-reptilia.html
  • urok.bystrickaya.ru/pourochnoe-planirovanie-rabochaya-programma-po-fizike-7-9-klassi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-deti-siroti-klassnij-chas-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-lic-vklyuchennih-v-operativnij-rezerv-upravlencheskih-kadrov-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-rubcovsk-altajskogo-kraya-po-sostoyaniyu-na-01-01-2011.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-chislennie-metodi-v-inzhenernih-raschetah-specialnost-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-metodicheskim-rekomendaciyam-13-08-stranica-18.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-po-discipline-syllabus-dlya-studentov-svedeniya-o-prepodavatele-akimova-b-zh-docent-kafedri-stranica-10.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sutochnij-grafik-nagruzok-za-letnij-rabochij-den-golovnih-uchastkov-raspredelitelnih-linij-snyatij-na-shinah-podstancij-a.html
  • student.bystrickaya.ru/21-baudolino-i-usladi-vizantii-umberto-eko.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-4-kursa-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-260502.html
  • education.bystrickaya.ru/1-differencirovka-stressa-i-drugih-sostoyanij-28-voprosi-i-zadaniya-dlya-proverki-usvoeniya-znanij-31.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-predpriyatiya-razmesheniya-i-pitaniya-raspolozhennie-na-territorii-sankt-peterburga-chast-6.html
  • school.bystrickaya.ru/magistranti-5-kurs-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii.html
  • books.bystrickaya.ru/epizod-iv-mezhdunarodnij-soyuz.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-uravnenie-sprosa-issledovanie-lokalnoj-inflyacii-po-cene-prodazh-i-postavki-korzini-potrebitelya-po-materialam.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/yuar-kompaniya-country-bird-soobshaet-o-povishenii-pribili-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-gazifikaciya-krasnodarskogo-kraya-na-2007-2011-godi-pri-razrabotke-proektov-zakona-krasnodarskogo-kraya-o-kraevom-byudzhete-na-2008-2011-godi-stranica-13.html
  • letter.bystrickaya.ru/nacionalnaya-associaciya-pensionnih-fondov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-4-maya-2010-goda.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriografiya-istorii-rossii-specialnost-050401-istoriya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-treningov-po-preodoleniyu-tabachnoj-zavisimosti-predvaritelnij-etap-preodoleniya-tabachnoj-zavisimosti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-skoro-vi-smozhete-izbavitsya-ot-zakompleksovannosti-master-obsheniya-soveti-praktikuyushego-psihologa.html
  • turn.bystrickaya.ru/polnoe-sobranie-russkih-letopisej-stranica-9.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-sudah-rannej-i-pozdnej-postrojki-s-takimi-dizelyami-on-nosil-sluchajnij-harakter.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-umenshenii-ostavshejsya-chasti-stoimosti-patenta-u-individualnih-predprinimatelej-primenyayushih-usn-ne-proizvodyashih-viplat-i-inih-voznagrazhdenij-fizicheskim-li.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-praktikum-po-algebre-v-10-a-klasse-matematicheskij-modul.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-gosudarstvennaya-podderzhka-integracii-visshego-obrazovaniya-i-fundamentalnoj-nauki-na-1997-2000-godi-n-n-kradin-stranica-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/dql-zaprosi-fukin-i-a.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-znaniyam-i-umeniyam-po-disciplinam-i-kursam-specializacij-ustanavlivayutsya-v-sootvetstvii-s-obrazovatelnoj-programmoj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-glavnuyu-stranicu-sajta.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-siska-v-rossii-v-ix-nachale-xx-vv-genezis-zakonomernosti-istoricheskij-opit.html
  • lesson.bystrickaya.ru/raschet-i-konstruirovanie-nesushih-konstrukcij-odnoetazhnogo-promishlennogo-zdaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bastauish-sinip-oushilarini-shiarmashili-ablettern-aliptastirudai-siniptan-tis-zhmistardi-alatin-orni.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-marshruta-moskva-sochi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/respubliki-kazahstan-nacionalnaya-akademiya-obrazovaniya-im-i-altinsarina-ob-osobennostyah-prepodavaniya-osnov-nauk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.