.RU

Рабочая программа дисциплины «История отечественного государства и права» пц. Б б направление подготовки 030900 Юриспруденция




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права


УТВЕРЖДАЮ

Декан

юридического факультета,

к.ю.н. доцент


Н.А.Юркевич

30 августа 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История отечественного государства и права» ПЦ.Б.3.Б.2.

Направление подготовки

030900 Юриспруденция

Профиль подготовки

Государственный, гражданский, уголовный


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная, заочная


Кемерово 2011

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
История отечественного государства и права входит в число основных учебных дисциплин, являясь необходимым компонентом высшего юридического образования.

Отечественная историко-правовая наука имеет свой предмет исследования – изучение генезиса государства и права России с момента возникновения древнерусской государственности до современного этапа развития. Знание данной дисциплины, усвоение студентами основных тенденций и закономерностей в развитии отечественного государства и права позволяет понимать современное состояние системы государственного управления и законодательства, прогнозировать их последующее развитие. В соответствии с назначением основной целью дисциплины является ознакомление студентов с историей российского государства и права, определение его основных этапов, как относительно самостоятельным научным направлением в истории России.

Исходя из этого, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
Изучение основных факторов, определяющих развитие отечественного государства и права, пути взаимосвязи государственно-правовых явлений с экономикой, политикой, моралью, идеологией и религией; ^ Изучение основных исторических этапов российского государства; Анализ исторических нормативных правовых актов как основы для развития действующего законодательства; ^ Понимание сущности происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений на базе освоения история развития государства и права. 2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО История отечественного государства и права относится к профессиональному циклу. История отечественного государства и права совместно с историей государства и права зарубежных стран, а также с теорией государства и права и историей политических и правовых учений образуют группу теоретико-исторических наук, составляющих теоретическое и гносеологиеское основание отраслевых юридических наук; формируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.

3. Требования к освоению содержания дисциплины:
^ 3.1. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины «История отечественного государства и права»:
способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9)

способен применять исторические нормативные правовые акты (ПК-5.1)

способен толковать исторические правовые акты (ПК-15.1)

способен юридически правильно квалифицировать исторические факты и обстоятельства (ПК-6.1).
^ 3.2. В результате освоения дисциплины студент должен: знать:
Уметь:

Владеть:

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Трудоемкость базового обязательного модуля дисциплины составляет 6 зачетных единиц (или 216 часов).

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

216

Аудиторные занятия (всего)

90

В том числе:




Лекции

54

Семинары

36

Самостоятельная работа

90

В том числе




Творческая работа (итоговая контрольная работа)

30

И другие виды самостоятельной работы




Вид промежуточного контроля

Контрольная работа (30 часов)

Вид итогового контроля

Экзамен (36 часов)
^ 4.1 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Общая трудоемкость дисциплины составляет _6__ зачетных единиц 216 часов.
№ п/п Раздел дисциплины семестр Неделя семестра ^ Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции Практические занятия (семинары) В том числе в интерактивной форме Самостоятельная работа
1
Модуль 1:

Раннефеодальные государства на Руси X–XV вв.
1 1–4 10 8 4 10 Устный опрос – на 1 неделе; Устный опрос и решение ситуационных задач –на 2 неделе; Устный опрос и деловая игра – на 3 неделе; к/р по терминологии – на 4 неделе.
2
Модуль 2:

Государство и право России в XV – конце XVII вв.
1 5–8 12 8 4 10 Устный опрос - 5 тематические доклады – на 6 неделе, Устный опрос и решение ситуационных задач – на 7 неделе Терминологий диктант –на 8 неделе.
3
Модуль 3:

Образование и развитие абсолютной монархии в России (XVIII в.)
1 9–12 10 8 4 10 Устный опрос и терминологический диктант – на 9 неделе;
^ Тематические доклады – на 10 неделе;

Решение ситуационных задач – на 11 неделе;

Устный опрос и к/р – на 12 неделе.
4.
Модуль 4:

Государство и права в период становления и развития капитализма (XIX - начало XX вв.)
13-16 12 8 4 10 Устный опрос и тест – на 13 неделе;
^ Тематические доклады – на 14 неделе;

Решение ситуационных задач – на 15 неделе;
Устный опрос и к/р – на 16 неделе.
5
Модуль 5:

Государство и право в советский период (1917 – середина 90–х гг.).
1 17–18 10 4 2 20 Тематические доклады и терминологический диктант - на 17 неделе; Устный опрос и тестирование – на 18 неделе.



54 36 18 60
4.2 Содержание дисциплины
^ Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Результат обучения, формируемые компетенции:

ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-5.1, ПК-6.1, ПК-15.1

1.

Раздел 1:

Раннефеодальные государства на Руси X–XV вв.

1. Периодизация истории государства и права России. 2. Киевская Русь X – первая четверть XII вв.: государственное управление, общественный строй, развитие права.

3. Новгородская и Псковская феодальные республики в XII-XVвв.: государственное управление, общественный строй, развитие права.

4. Владимиро-Суздальское княжество XII-XVвв.: государственное управление, общественный строй, развитие права.

5. Галицко-Волынское княжество XII-XVвв.: государственное управление, общественный строй, развитие права.

6. Государство и право Золотой Орды.




  1. Знать периодизацию истории государства и права.

  2. Знать закономерности возникновения, функционирования и развития древнерусского государства.

  3. Знать закономерности функционирования и развития русских княжеств в период феодальной раздробленности.

  4. Знать особенности правового положения групп населения в X- XVвв.

  5. Знать особенности правового развития древнерусского княжества и русских княжеств в период феодальной раздробленности.

  6. Уметь работать с разноплановыми источниками права, анализировать нормы древнерусского права, обладать способностью сравнительно–правового анализа нормативных правовых актов и государственного устройства.

  7. ^ Уметь соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты рассматриваемого исторического процесса, явлений и событий.

  8. Владеть основными понятиями и терминологией права соответствующего периода, читать исторические источники.

  9. Владеть представлениями о событиях истории государства и права на данном историческом этапе.

  10. Владеть приемами ведения дискуссии и полемики.

2.

Раздел 2:

Государство и право России в XV – конце XVII вв.

1. Государственное управление и общественный строй Московской Руси в XV- первой половине XVI в.

2. Государственное управление и общественный строй Руси в период сословно-представительной монархии вторая половина XVI – конец XVIIвв.

3. Развитие феодального права. Источники права. Формы законодательства. Регламентация отношений собственности. Судебники 1497 и 1550 гг. Церковное право XV-XVII вв. Соборное Уложение 1649 г.


  1. Знать особенности сословно-представительной монархии в России.

  2. Знать закономерности функционирования и развития российского государства и права в период XV – конец XVII вв..

  3. Знать особенности правового положения групп населения в XV – конце XVII вв.

  4. Знать особенности правового развития российского государства в XV – конце XVII вв.

  5. Уметь работать с разноплановыми источниками права, анализировать нормы права соответствующего периода, обладать способностью сравнительно–правового анализа нормативных правовых актов и государственного устройства.

  6. ^ Уметь соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты рассматриваемого исторического процесса, явлений и событий.

  7. Владеть основными понятиями и терминологией права соответствующего периода, читать исторические источники.

  8. Владеть представлениями о событиях истории государства и права на данном историческом этапе.

  9. Владеть приемами ведения дискуссии и полемики.




3.

Раздел 3:

Образование и развитие абсолютной монархии в России (XVIII в.)

^ 1. Становление абсолютной монархии. Государственные реформы нач. XVIII в. Формирование новой системы права.

2. Понятие «просвещенного абсолютизма». Влияние эпохи Просвещения. Реорганизация государственного управления. Сословный строй. Правовая консолидация дворянства. Изменения права.


  1. Знать особенности абсолютизма в России.

  2. Знать закономерности возникновения, функционирования и развития в период становления абсолютизма в России.

  3. Знать особенности правового положения групп населения в XIII в.

  4. Знать особенности правового развития российского государства и права в XIII в.

  5. Уметь работать с разноплановыми источниками права, анализировать нормы права соответствующего периода, обладать способностью сравнительно–правового анализа нормативных правовых актов и государственного устройства.

  6. ^ Уметь соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты рассматриваемого исторического процесса, явлений и событий.

  7. Владеть основными понятиями и терминологией права данного исторического этапа, читать соответствующие исторические источники.

  8. Владеть представлениями о событиях истории государства и права на данном историческом этапе.

  9. Владеть приемами ведения дискуссии и полемики.

4.

Раздел 4:

Государство и право в период становления и развития капитализма (XIX - начало XX вв.)

^ 1. Государство и право России первой половины XIX в. Реорганизация высшего государственного управления. Деятельность Сперанского. Кодификация русского права.

^ 2. Государство и право России в период перехода к буржуазной монархии (2-я пол. XIX в.). Реформистский курс правительства. Крестьянская реформа 1861 г. Формирование всесословного самоуправления. Земская реформа (1864 г.). Городовое положение (1870 г.). Судебная и военная реформы. Система государственного управления во 2-й пол.XIX в.

^ 3. Изменения в государственном строе, политической системе и законодательстве России в начале ХХ в. Политическая система России на новом этапе. Земское движение. Начало формирования политических партий в России. Формирование конституционной монархии в России. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Развитие российского законодательства.


  1. Знать особенности государственного и правового развития России в XIXвеке.

  2. Анализировать социально значимые проблемы и процессы рассматриваемого периода.

  3. Знать особенности правового положения отдельных групп населения.

  4. Знать основные правовые акты России периода XIX – начала XX вв. и демонстрировать их основные особенности.

  5. Оперировать терминами и понятиями, присущими России данного периода.

  6. Уметь сравнивать и анализировать нормативные правовые акты рассматриваемого исторического периода, обобщать полученную информацию.

  7. Уметь выделять основные отрасли права, вытекающие из анализа нормативного правового акта.

  8. Делать выводы и формулировать решение проблемы на основе анализа.

  9. Выявлять существенные черты развития права рассматриваемого периода.

  10. Владеть представлениями о событиях истории государства и права на данном историческом этапе.

  11. Владеть приемами ведения дискуссии и полемики.




5.

Раздел 5:

Государство и право в советский период (1917 – середина 90–х гг.).

^ 1. Государство и право России в период буржуазно–демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.):

2. Социалистическая революция и создание советского государства.

3. Государство и право в переходный период (нач. 1920-х - 30-е гг. XX в.).

^ 4. Государство и право в годы государственно–партийного социализма ( 30 - нач. 60 гг XX в.).

5. Государство и право в условиях кризиса социализма и на начальном этапе реформ (1960-сер. 90 гг.).

  1. Анализировать социально значимые проблемы и процессы рассматриваемого периода.

  2. Знать особенности конституционного строя России.

  3. Знать особенности государственного и правового развития России в советский период.

  4. Уметь выделять основные отрасли права советского периода.

  5. Уметь анализировать основные правовые акты и демонстрировать их особенности.

  6. Уметь обобщать полученную информацию, подвергать критике, отстаивать собственную точку зрения.

  7. Уметь делать выводы и формулировать решение проблемы на основе анализа.

  8. Уметь выявлять существенные черты развития права и государства советского периода.

  9. Оперировать терминами и понятиями, присущими России в советский период.





^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации программы дисциплины «История отечественного государства и права» используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий (90 часов) занятия проводятся в форме лекций и практических (семинарских) занятий.

Лекционный курс наглядно демонстрируется студентам в виде презентаций.

На семинарских занятиях помимо устного опроса студентов по общетеоретическим вопросам, проводятся ролевые игры с участием студентов, в частности осуществляются различные судебные процессы с учетом специфики государственного устройства, судебной системы, формы правления и нормативно–правовых актов определенного исторического периода, что позволяет студентам усвоить все перечисленные моменты и изучить памятники права более подробно.

Для развития мышления и способности анализировать студентам предоставляются контрольные работы в виде сравнительно–правового анализа государственного устройства, судебной системы, нормативно–правовых актов, общественного строя и др. различных исторических периодов.

Для контроля усвоения студентом разделов данного курса и домашнего задания широко используются тестовые технологии, то есть специальный банк вопросов в открытой и закрытой форме, ответы на которые позволяют судить об усвоении студентом данного курса. Кроме того, проводятся контрольные точки в виде поставленных вопросов по пройденной теме в письменной форме (диктант). Также широко используются контрольные работы на применение памятников права для решений задач на определенную спорную ситуацию исторического периода, что позволяет студентам не только освоить нормативно–правовой акт, но и научиться освоить специфику работы с нормативно–правовым массивом с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Самостоятельная работа студентов (90 часов) подразумевает под собой проработку лекционного материала с использованием рекомендуемой литературы для подготовки к тестам, контрольным точкам, а также выполнение домашнего задания. Помимо того, для развития способности работать с документами, учебной, историко–правовой и профессиональной литературой, ее анализом, собственной интерпретации, высказывания собственной точки зрения студентам дается домашнее задание в виде написания рефератов и эссе на различные темы по пройденному материалу или дополнительному материалу по курсу «Истории отечественного государства и права».

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по реализации компетентностного подхода не менее 20% занятий по дисциплине «История отечественного государства и права » проходят в активных и интерактивных формах.

Интерактивные формы проведения лекций:

Интерактивные формы семинарских занятий

Внеаудиторные формы работы:


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговаия система.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

  1. Общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа;

  2. Тестирование;

  3. Контрольные работы студентов;

  4. Творческая работа (рефераты и эссе);

  5. Тематические доклады;

  6. Терминологический диктант;

  7. Итоговое испытание.

Общетеоретические вопросы соответствуют тематике лекционных занятий.

С помощью контрольных заданий в виде теста и терминологического диктанта проверяются следующие элементы подготовки оп предмету:

- знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

- знание исторических терминов и понятий;

- указание характерных, существенных признаков исторических событий и явлений;

- Классификация фактов;

- установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событий, именами и событиями и т.п.).

Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

Оценка неудовлетворительно ставится, если студент не выполнил учебную программу по дисциплине и не смог продемонстрировать ключевые знания и навыки по данной дисциплине, не раскрыл поставленные перед ним вопросы на итоговом испытании.

Оценку «удовлетворительно» получает студент, частично выполнивший учебную программу по дисциплине и правильно раскрывший основные вопросы, но испытывающий затруднения в логике изложения материала и допустивший те или иные неточности на итоговом испытании.

Оценку «хорошо» получает студент, выполнивший учебную программу по дисциплине, и показал полное знание материала, всесторонне осветил вопросы, но допустивший некоторые неточности в изложении и неуверенно отвечавший в этой связи на дополнительные вопросы на итоговом испытании.

Оценку «отлично» получает студент полностью выполнивший учебную программу по дисциплине, и продемонстрировал ключевые знания и навыки, показал глубокие знания темы, уверенно отвечал на дополнительные вопросы преподавателя на итоговом испытании.


^ В качестве промежуточной оценки успеваемости студентов используются тестовые задания, решение ситуационных задач и диктанты по темам:

Первый раздел дисциплины –

1. Киевская Русь X – начала XII вв. Русская Правда.

2. Древний Новгорода и Псков. Псковская Судная грамота.

3. Московская Русь в XV веке.

Второй раздел дисциплины –

4. Россия в период сословно–представительной монархии.

Третий раздел дисциплины –

5. Россия в период становления абсолютизма (период правления Петра I).

5. Государственный и общественный строй в период правления Екатерины II.

Четвертый раздел дисциплины-

6. Государство и право в первой половине XIX века.

7. Государство и право во второй половине XIX века.

Пятый раздел дисциплины –

8. Государство и право в советский период.

В качестве промежуточной оценки успеваемости студентов используются контрольные работы в виде решения задач последующим темам:

Первый раздел дисциплины –

1. Русская Правда.

2. Псковская Судная грамота.

Второй раздел дисциплины –

3. Судебники 1497 и 1550гг.

4. Соборное Уложение 1649 г.

Третий раздел дисциплины –

5. Артикул Воинский и Краткое изображение процессов и судебных тяжб.

6. Устав Благочиния 1782 г.

7. Учреждение для управления губерний 1775 г.

Четвертый раздел дисциплины-

  1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

  2. Судебные уставы 1864 г.

Пятый раздел дисциплины-

  1. Развитие гражданского права в советский период.

  2. Развитие уголовного права в советский период.

Тематика докладов по истории отечественного государства и права

  1. Древнерусское право.

  2. Государственное управление и развитие права во Владимиро-Суздальском княжестве в период феодальной раздробленности.

  3. Государственное управление и развитие права в Галицко-Волынском княжестве в период феодальной раздробленности.

  4. Государство и право Золотой Орды.

  5. Земские Соборы в России.

  6. Опричный террор Ивана Грозного.

  7. Развитие форм феодальной земской собственности в Московской Руси в XV-XVII вв.

  8. Реформы государственного управления в период правления Ивана IV.

  9. Сословные реформы Петра I.

  10. Преобразования государственного управления в Петровский период.

  11. Развитие процессуального права в 18 в.

  12. Развитие уголовно-процессуального права в 18-19 вв.

  13. Развитие судебной системы в 18 веке.

  14. Губернская реформа 1775 г.

  15. Судебная реформа 1864 г.

  16. Зарождение и развитие адвокатуры в России (1864-1917 гг.).

  17. Судопроизводство во второй половине XIX в.

  18. Суд присяжных: образование, функции, цели.

  19. Уголовные репрессии 2-ой пол. 30 гг.

  20. Кодификация российского права в 1-ой пол. 19 в.

  21. «Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных» (1845 г.) как первый официальный УК России.

  22. Крестьянская реформа 1861 г.

  23. Городская реформа 1870 г.

  24. Земская реформа 1864 г.

  25. Военная реформа 1864-1874 гг.

  26. Полиция России (историко-правовой анализ).

  27. Эволюция судебной системы России.

  28. Государственная Дума Российской империи (1906-1917 гг.).

  29. Декреты о Суде (сравнительный анализ).

  30. Конституции 1924, 1936, 1977 годов (сравнительный анализ).


Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

- логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

- развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

- Осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

- получение, обработка и сохранение источников информации;

- Преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России;

- формирование и аргументированное отстаивание собственной позиции по различным проблемам истории отечественного государства и права.

^ Для контроля самостоятельной работы используются рефераты по следующим темам:

Первый раздел дисциплины –

  1. Уголовное право по Русской Правде и Псковской Судной грамоте (сравнительно правовой анализ).

  2. Государственное устройство Киевской Руси и Древнего Пскова и Новгорода (сравнительно–правовой анализ).

  3. Эволюция гражданского права Руси в период X – XV вв.

  4. Судоустройство и судебный процесс Руси в X – XV вв.

  5. Общественный строй Руси в X – XV вв.

Второй раздел дисциплины –

  1. Судебники 1497 и 1550гг. (сравнительно–правовой анализ).

  2. Гражданской право по Русской Правде, Псковской Судной грамоте и Судебникам (сравнительно–правовой анализ).

  3. Государственное устройство Руси в XV– XVII вв.

  4. Общественный строй Руси в XV– XVII вв.

  5. Систем наказаний Руси в X – XVII вв.

Третий раздел дисциплины –

  1. Процессуальное право в 18 веке.

  2. Уголовное право в 18 веке.

  3. Изменения в сословном статусе дворян в 18 веке.

  4. Изменение в сословном статусе духовенства в 18 веке.

  5. Реорганизация отраслевого управления в XVIII – XIX вв.

  6. Развитие органов центрального государственного управления в XVIII – XIX вв.

  7. Крестьянство со времен Киевской Руси до Крестьянской реформы 1861 г. (сравнительно–правовой анализ).

  8. Развитие уголовного права в 19 веке.

  9. Развитие процессуального права в 19 веке.

  10. Обзор деятельности Сената с момента учреждения до 1917 года.

  11. Развитие института защиты в дореволюционный период.

  12. Прокуратура в дореволюционный период.

Четвертый раздел дисциплины –

  1. Система государственного управления в 1905–1917 гг. Государственная Дума.

  2. Государственное управление РСФСР и СССР в 1917–1985 гг.

  3. Государственное управление СССР в период Великой отечественной войны.

  4. Основные изменения в государственном управлении и законодательстве СССР в период перестройки в 1985–1991 гг.

  5. Особенности советского судопроизводства.

  6. Эволюция института адвокатуры в советский период.

  7. Прокуратура в советский период.

  8. Советская политическая система 1917–1991 гг.

Вопросы к экзамену


  1. Особенности истории Российского государства и права.

  2. Система государственного управления Киевской Руси.

  3. Общественный строй Киевской Руси.

  4. Источники права Киевской Руси

  5. Русская Правда: история составления, основные редакции.

  6. Гражданское право Киевской Руси (по Русской Правде).

  7. Уголовное право и уголовный процесс (по Русской Правде).

  8. Государственный и общественный строй Пскова и Новгорода.

  9. Государственный и общественный строй Владимирской и Суздальской Руси.

  10. Новгородская и Псковская судные грамоты.

  11. Государственный, общественный строй и право Золотой Орды.

  12. Образование русского централизованного государства.

  13. Общественный строй Московской Руси в 15- 1-й пол.16 в.в.

  14. Государственное управление Московской Руси в 15-1-й пол. 16 в.в.

  15. Судебники 1497 и 1550 г.г.: сравнительный анализ.

  16. Развитие гражданского права в в 15-1-й пол. 16 в.в.

  17. Развитие уголовного права в 15- 1-й пол.1 6 в.в.

  18. Сословно-представительная монархия в России. Изменения в общественном и государственном строе в 1-й пол. 16-17 в.в.

  19. Развитие права в период сословно-представительной монархии. Соборное Уложение 1649 г.

  20. История Земских Соборов в России.

  21. Понятие абсолютизма и особенности русского абсолютизма.

  22. Изменения в системе государственного управления в период государственных реформ Петра I.

  23. Сословные реформы Петра I.

  24. Развитие уголовного права в 1-й пол.18 в.

  25. Развитие гражданского и семейного права в 1-й пол. 18 в.

  26. Создание и реформирование Сената в 18 в.

  27. Государственное управление Российской Империи во 2-й четв.18 в.

  28. Основные этапы в развитии системы местного самоуправления в 1700-1775 г.г.

  29. Центральный государственный аппарат управления в период просвещенного абсолютизма.

  30. Губернская реформа 1775 г.

  31. Развитие права в период «просвещенного абсолютизма».

  32. Кодификация российского права в 18-1-й половине 19 в.в.

  33. Развитие уголовного права России и его кодификация в 1-й пол. 19 в.

  34. Развитие гражданского права России в 1-й пол. 19 в.

  35. Проект реформ Сперанского.

  36. Система государственного управления Российской Империи в 1-й пол. 19 в.

  37. Развитие процессуального права в 1-й пол.18 в.

  38. Формирование и развитие административно-полицейского права в 18 веке.

  39. Система государственного управления Российской Империи во 2-й пол. 19 в.

  40. Крестьянская реформа 1861 г.

  41. Судебная реформа 1864 г.

  42. Изменения в системе местного управления: городская и земская реформа 60 г.г. 19 в.

  43. Развитие русского права во 2-й пол. 19 в.

  44. Историография истории государства и права России.

  45. Изменения в сословном строе Российской Империи во 2-й пол. 19 в.

  46. Контрреформы 1880- 1890 г.г.

  47. Складывание конституционной монархии в России в нач. 20 в. Октябрьский манифест 1905 г. и основные законы 1906 г.

  48. Система государственного управления в России в 1905-1917 г.г. Государственная Дума.

  49. Развитие права в начале 20 в.

  50. Правовая политика Временного Правительства.

  51. Государственного управление России в 1917 г.

  52. II съезд Советов и 1-е большевистские декреты.

  53. Развитие системы правоохранительных органов в Советский период (1917-1991 г.г.)

  54. Развитие уголовного и уголовно- процессуального права в Советский период.

  55. Развитие гражданского права в Советский период.

  56. Государственное управление РСФСР и СССР в 1917-1941 г.г.

  57. Государственное управление СССР в период Великой Отечественной войны.

  58. Государственное управление СССР в послевоенный период (1941-1945 г.г.).

  59. Основные изменения в государственном управлении и законодательстве СССР в период перестройки (1985-1991 г.г.)

  60. Конституции Советского периода.

  61. История Советского избирательного права.

  62. Советская политическая система 1917-1991 г.г.: основные этапы развития.


^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

а) основная литература:

  1. Исаев И.Л. История государства и права России. Полный курс лекций. 2-е изд. М., 1996.

  2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник для юридич. вузов. М, 1996 или 1998.

  3. История государства и права России: Учебник для студентов вузов / Отв ред. Ю.П. Титов. М., 1996.

  4. История отечественного государства и права: Учебник / Под ред.
    О.И. Чистякова. Ч. 1. М, 1996.

  5. История отечественного государства и права: Учебник / Под ред.
    О.И. Чистякова. Ч. II. М., 1997.

  6. История государства и права России: Учебник для вузов / Под ред.
    С.А. Чибиряева. М., 1998.

  7. Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX вв. М., 1995.

  8. Российское законодательство 10 - 20 вв. Т. 1-9 / Под общей редакцией О.И.Чистякова /. М., 1984 - 1994.

  9. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Ч.1. М., 1990.

  10. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Послеоктябрьский период. М., 1994.

  11. Хрестоматия по истории отечественного государства и права, 1917-1991 гг./ Под ред. ОИ. Чистякова. М., 1997.

  12. Титов Ю.П. Хрестоматии по истории государства и права России: учебное пособие. М., 1997.


б) дополнительная литература:

    1. Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980.

    2. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. - М., 1995.

    3. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе 14 - 15 вв. М.,1986.

    4. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России.
      - Саратов, 1969.

    5. Владимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

    6. Государственные учреждения России 16 - 18 вв. М., 1991.

    7. Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., 1953.

    8. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политичес-
      кие институты (1 пол. XIX в.). - М., 1980.

    9. История СССР с древнейших времен до 18 в.- М., 1983.

    10. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. С.-П., 1993.

    11. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1-4. М., 1988 - 1989.

    12. Ключевский В.О. Соч. В 9-ти томах., М., 1987 - 1990.

    13. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права
      России. -Л., 1980.

    14. Мулукаев Р.С. Полиция в России (9 - нач. 20 в ). Нижний Новгород, 1993.

    15. Развитие русского права в 15 - 1-й пол. 17 вв. - М., 1986.

    16. Развитие русского права второй половины 17 - 18 вв. М., 1992.

    17. Рогов В.А. История государства и права России. - М., 1995.

    18. Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий
      в Русском государстве XV-ХVII вв. - М., 1995.

    19. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1-15. М., 1959 - 1966.

Интернет-ресурсы

  1. Cловари. http://slovari-online.ru

  2. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

  3. Всемирная цифровая библиотека http://www.openspace.ru/

  4. Научная библиотека КемГУ. http://www.lib.kemsu.ru/

  5. Российская государственная публичная библиотека http://elibrary.rsl.ru/ Государственная публичная историческая библиотека России http://www.shpl.ru/

  6. Российское образование: федеральный образовательный портал. Библиотека. http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.80

  7. Центральная городская библиотека Москвы им. Некрасова сайт «Некрасовка» WWW.nekrasovka.ru


^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Представленная учебная и дополнительная литература дисциплины «История отечественного государства и права» имеется в фонде библиотеки КемГУ. Кроме того, в составе факультета действуют кабинет кодификации и систематизации российского законодательства, где студент также имеет доступ к периодическим изданиям и к СПС «Консультант плюс» и «Гарант». Помимо этого, в библиотеке и кабинете кодификации студент может получить доступ к мультимедийному лекционному курсу по данной дисциплине, а также к необходимой учебно–методической литературе. Компьютерные классы в составе факультета позволяют тренировать студентов по прохождению тестовых заданий по «Истории отечественного государства и права». Студенты юридического факультета имеют доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки) в библиотеке КемГУ.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО на основе Примерной программы дисциплины «История отечественного государства и права», рекомендованной Научно-методическим советом Министерства образования и науки Российской Федерации для социально-гуманитарных, технических, естественнонаучных и экономических направлений подготовки.


Автор: д.и.н., профессор С.О. Гаврилов, к. ю. н., доцент А.В. Гаврилова

Рецензенты:__________________________________

Программа одобрена на заседании кафедры теории истории государства и права юридического факультета Кем ГУ

От 8 ноября 2010 года Протокол № 3


Приложение 1

Темы практических (семинарских) занятий:

  1. Киевская Русь в X- первой четверти XII вв..

  2. «Русская Правда» как памятник древнерусского законодательства. Основные черты древнерусского законодательства.

  3. Новгородская и Псковская феодальные республики. Псковская судная грамота.

  4. Русское государство в 15- середине 16 вв. Судебники 1497 и 1550 г.г.: сравнительный анализ.

  5. Русское государство периода сословно-представительной монархии (вторая половина XVI - первая половина XVII в.) Соборное Уложение 1649 г.

  6. Государство и право в период становления абсолютизма.

  7. Развитие законодательства и изменения в системе государственной власти в период правления Екатерины II

  8. Государство и право в первой половине 19 в.

  9. Судебная реформа 1864 г. и контрреформы

  10. Крестьянская реформа 1861 г. Земская реформа. Городская реформа. Реформа полиции и политического сыска. Военная реформа 1864-1874 гг.

  11. Государственное управление в советский период.

  12. Развитие права в советский период

  13. Конституции советского периода

  14. Развитие системы правоохранительных органов в советский период.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.


Автор Гаврилов С.О., д.и.н., профессор, к.ю.н., доцент Гаврилова А.В.

Рецензент Казьмин В.Н., д.и.н., доцент


Рабочая программа дисциплины
обсуждена на заседании кафедры теории и истории государства и права

Протокол №1 от 29 августа 2011г.

Зав. кафедрой к.ю.н., доцент Бляхман Б.Я.


Одобрено методической комиссией юридического факультета

Протокол №1 от 30 августа 2011г.

Председатель к.ю.н., доцент Масалитина И.В.


prostranstvo-drug-prostranstvo-vrag-pervaya-5-v-poiskah-radosti-5-chemu-i-u-kogo-ya-uchilsya-9.html
prostranstvo-i-vremya-nauka-v-svoih-glubinnih-osnovaniyah-vsegda-bila-svyazana-s-filosofiej-hotya-eta-svyaz-ne-vsegda.html
prostranstvo-kak-kompozicionnij-faktor-o-ponyatii-kompozicii.html
prostranstvo-soboleva.html
prostranstvo-tragedii-dnevnik-rezhissera-stranica-7.html
prosvechivayushij-elektronnij-mikroskop-diagnostika-i-defektoskopiya-materialov-i-izdelij.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razvitie-ipotechnogo-kreditovaniya-v-rossii-chast-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/shpargalki-po-informatike.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-11-pravila-ekspluatacii-elektroustanovok-potrebitelej-utv-gosenergonadzorom-31-marta-1992-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/studentterge-arnalan-badarlama-nisan-f-so-pgu-18-207.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sociologicheskij-portret-rukovoditelya-selskohozyajstvennogo-predpriyatiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tradicionnaya-teoriya-sillogistiki.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-krupnogo-i-osobo-krupnogo-razmerov-narkoticheskih-sredstv-i-psihotropnih-veshestv-dlya-celej-statej-228-2281-i-229-ugolovnogo-kodeksa-rossijskoj-federacii.html
  • studies.bystrickaya.ru/ikonomichesko-razvitie-i-evropejski-fondove-otchet-za-izplnenie-na-programata-za-upravlenie-na-obshina-grad-dobrich.html
  • school.bystrickaya.ru/5-kompulsivnie-deti-i-deti-perfekcionisti-rukovodstvo-dlya-nachinayushih-fej-predislovie-vvedenie-primenenie.html
  • write.bystrickaya.ru/geroi-i-tolpa-chast-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-pyataya-e-kniga-pervaya-a.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipi-voprosov-uchebnik-dlya-studentov-visshih-i-srednih-specialnih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/setevaya-bibliotechnaya-programma-1998-g-proekt-bibliotechnaya-shkola-barenceva-regiona-neprerivnoe-bibliotechnoe-obrazovanie-v-severnom-izmerenii-zayavka-bibliotechnaya-shkola-barenceva-regiona.html
  • institute.bystrickaya.ru/gazpromu-srezali-pribil-kommersant-avtor-ne-ukazan-02062008-093-p-str-16.html
  • thescience.bystrickaya.ru/inogda-sprashivaesh-chlena-partii-a-grazhdanin-v-pervij-raz-ot-nas-uslishal-o-takoj-partii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/variant-1-rabochaya-programma-disciplini-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-010400-62-prikladnaya-matematika.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-uchastiya-komand-shkoli-i-uchashihsya-v-sorevnovaniyah-publichnij-doklad.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-4-modeli-stacionarnih-vremennih-ryadov-metodicheskie-ukazaniya-po-laboratornim-rabotam-po-discipline.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predislovie-k-izdaniyu-stranica-35.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metod-proektov-v-literaturnom-obrazovanii-studentov-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rinok-forex-osobennosti-ego-funkcionirovaniya-problemi-i-perspektivi-razvitiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-oktyabrskogo-ruo-na-mart-2012-g.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-safronov-v-a.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obraznoe-slovo-i-a-bunina.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizator-zasedaniya-orlovskaya-oblastnaya-publichnaya-zanyatiya-v-vide-lekcij-seminarov-treningov-kruglih.html
  • tests.bystrickaya.ru/kolishet-veterok-cvetki-kniga-kak-upravlyat-lyudmi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-razvitie-energeticheskoj-infrastrukturi-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-yuzhnogo-federalnogo-okruga.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-issledovaniya-s-primeneniem-kachestvennoj-metodologii-14-metodika-kolichestvennogo-issledovaniya-15.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-nemeckogo-yazika-teorii-i-metodikiobucheniya-nemeckomu-yaziku-programma-itogovoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/t-yuring-alan-matison.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-uglublenie-professionalnih-znanij-vzaimoobmen-znaniyami-po-specialnosti-obmen-opitom-raboti-obespechenie-vipolneniya-uchebnih-programm-obespechenie-preemstvennosti-v-obuchenii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/prorabotku-konspekta-lekcij-i-uchebnoj-literaturi-poisk-podbor-i-obzor-literaturi-i-elektronnih-istochnikov-informacii-po-individualno-zadannoj-probleme-kursa.html
  • college.bystrickaya.ru/19-emocii-psihologicheskie-teorii-emocij-razvitie-emocij-predmet-i-obekt-psihologii-metodologicheskie-osnovi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachalnaya-shkola-stranica-11.html
  • school.bystrickaya.ru/deviantnoe-materinstvo-v-sovremennom-roditelstve-chast-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.