.RU

Рабочая программа история языка и введение в спецфилологию для направления 031200




Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

НОУ «УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Челябинский филиал

Кафедра иностранных языков


Согласовано. УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Директор ЧФ УРАО


К.С. Цеунов В.А.Усов


« » 2008 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИСТОРИЯ ЯЗЫКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦФИЛОЛОГИЮ
Для направления 031200

Для специальностей: 031201.65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

031202.65 Перевод и переводоведение


Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом и примерной программой по специальности 031200

031201.65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

031202.65 Перевод и переводоведение

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры иностранных языков

Протокол № от « » 2008 г.

Зав. каф., кпн Н.К. Тамбовцева

Разработчик кфн, доцент М.Н.Сметанина

Челябинск - 2008 г.


Содержание


^ Вводная часть 3

I. Основная образовательная программа 4

1.1Выписка из государственного образовательного

стандарта 4

1.2.Введение

1.3.Содержание курса

1.4.Литература


II. Рабочая программа 8

2.1. Пояснительная записка 8

2.2. Состав и объем дисциплины 9

2.3. Тематический план курса 10

2.4. Планы лекционных занятий 10

2.5. Планы практических занятий 11

2.6. Организация самостоятельной работы студентов 24


III. Методические материалы 25

3.1. Тесты 25

3.2. Вопросы для самоконтроля 26

3.3. Вопросы к экзамену по курсу «Стилистика» 26

3.4. Тест по проверке остаточных знаний студентов 27

3.5. Темы курсовых работ 31

3.6. Темы выпускных квалификационных работ 31

3.7. Требования к экзамену 32

3.8. Критерии оценивания знаний 32

3.9. Терминологический минимум 33


^ Вводная часть

Международный аспект современного образования, ориентированный на решение проблемы взаимно признаваемых квалификаций специалистов, ставит перед вузом задачу развития у студентов способности к творческой деятельности и умению самостоятельно ориентироваться в непрерывно возрастающем потоке информации, обеспечения условий гуманистического развития личности, подготовки высококвалифицированных специалистов, которые нужны для ускорения внутреннего социально-экономического развития страны и установления внешних культурных и экономических связей.

Курс истории языка и введения в спецфилологию способствует решению этой актуальной проблемы. Причиной введения курса истории языка и введения в спецфилологию является то, что он углубляет общеязыковедческую подготовку выпускников, развивает их исследовательские навыки, расширяет профессиональный кругозор и открывает возможность по окончании вуза самостоятельно повышать свою профессиональную подготовку, следить за новейшими достижениями в науке и творчески применять их в практической работе.

Роль и место данного курса в профессиональной подготовке выпускника обусловлено логической последовательностью изучения теоретических курсов. Курс история языка и введение в спецфилологию тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как введение в языкознание, литература страны изучаемого языка, история зарубежной литературы, русский язык и культура речи, лексикология, практическая и теоретическая грамматика.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 031200, в т.ч. 031201.65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур и 031202.65 Перевод и переводоведение.

Курс «История языка и введение в спецфилологию» призван помочь будущим специалистам повысить уровень общегуманитарной и теоретической подготовки по языку, что позволит выпускникам ясно представлять языковые процессы и тенденции.


I. образовательная программа

1.1. Выписка из государственного образовательного стандарта

ОПД.Ф.02.4 История языка и введение в спецфилологию

Связь истории языка и истории народа. Внешняя и внутренняя история языка. Проблема языковых изменений.

Исторические и лингвистические условия формирования изучаемого языка.

Периодизация истории изучаемого языка. Критерии периодизации. Характеристика основных периодов.

Эволюция форм существования изучаемого языка в ходе его исторического развития.

Историческая фонетика. Становление фонемной системы изучаемого языка. Основные тенденции развития фонемной системы изучаемого языка.

Историческая грамматика. Становление грамматических категорий ихзучаемого языка. Основные тенденции развития грамматического строя изучаемого языка.

Историческая лексикология. Становление словарного состава изучаемого языка. Основные тенденции развития словарного состава изучаемого языка. Историческая стилистика.


1.2. Введение

Требования ГОС - 2000 г. к уровню подготовки специалистов направления 031200, в т.ч. 031201.65 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур и 031202.65 Перевод и переводоведение. в области истории языка и введения в спецфилологию следующие:

Курс истории языка и введения в спецфилологию разработан в аспекте гуманизации вузовского образования и направлен на формирование у студентов прочных знаний в области теории языка, необходимых в процессе выполнения профессиональных обязанностей.

Глубокое усвоение материала курса предполагает самостоятельную проработку и повторение студентами лекционного материала и материала учебных пособий, подготовку к семинарским занятиям, написание рефератов, докладов, сообщений, работу со словарями.

В целях повышения качества и эффективности самостоятельной работы студентов необходим постоянный контроль над ее выполнением.

Контроль успеваемости студентов предусматривается в ходе всего изучения

дисциплины и делится на текущий, промежуточный и итоговый.

В процессе изучения дисциплины «История языка и введение в спецфилологию» действует рейтинговая система оценки знаний студентов. Она предусматривает:

В процессе систематической работы студенты набирают баллы, что позволяет каждому студенту, набравшему достаточное количество баллов, получить оценку без сдачи экзамена. Экзамен сохраняется для тех, кто не набрал необходимое количество баллов, либо желает повысить свой рейтинг ( с «удовлетворительно» на «хорошо», с «хорошо» на « отлично» ). Рейтинговая система разнообразит, активизирует занятия, позволяет более дифференцированно подходить к оценке знаний, дисциплинирует студентов, более полно раскрывает творческий потенциал каждого.

Формами текущего контроля являются: индивидуальные ответы, различные виды семинарских занятий.

Формами промежуточного контроля являются: тестирование, выполнение домашней аналитической работы, подготовка письменного анализа.

^ Итоговый контроль – экзамен.

Дисциплина «История языка и введение в спецфилологию» изучается студентами в объеме 140 часов, в том числе 60 часов аудиторных занятий, 76 часов самостоятельной работы и 4 КФР. Из указанного бюджета времени на лекции отводится 40 часов, на семинарские занятия – 20 часов.

Курс читается на английском языке.


^ 1.3. Содержание курса


Закономерность развития языка в неразрывной связи с историей английского народа. Законы развития языка: неравномерность развития отдельных его сторон, количественное накопление элементов нового качества как условие развития язык

Сравнительно-исторический метод, его достоинства и недостатки.

Звуковые законы, повлиявшие на развитие германских языков.

Древнегерманские языки и их характерные особенности. Классификация древнегер- манских языков. Характерные особенности германских языков. Морфологические особенности германских языков

Проблема периодизации истории английского языка. Критерии периодизации истории английского языка.

Древнеанглийский период в истории английского языка. Фонемный состав древне- английского языка.

Исторические закономерности звуковой системы древнеанглийского языка. Морфологический строй древнеанглийского языка. Система имени. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Древняя классификация по основам и ее распад в английском языке древнего периода.

Древнеанглийский глагол и его грамматические категории.

Классы сильных глаголов. Классы слабых глаголов, их происхождение. Претерито-презентные глаголы и их морфологические особенности. Супплетивные и смешанные глаголы.

Основные грамматические категории древнеанглийского глагола: лицо, число, время, наклонение.

Развитие английского языка в средний и новоанглийский периоды

Основные исторические события среднего периода: Скандинавское и Нормандское завоевания. Их последствия для дальнейшего развития английского языка.

Новый период в истории английского языка – период образования английской нации. Краткая характеристика. Образование английского национального языка на основе лондонского диалекта. Изменение типологии английского языка на рубеже среднего и нового периодов.

Развитие фонетического строя.

Развитие грамматического строя.

Развитие словарного состава английского языка.


1.4. Литература:

  1. Резник Р.В., Сорокина Т.А., Резник И.В. История английского языка: Учебное пособие.- М.: Флинта: Наука. 2001 (на англ.яз.).

  2. Расторгуева Г.А. История английского языка: Учебник. – М.: ООО «Изд-во Астрель АСТ»,2001 (на англ.яз.).

  3. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка: СПб.,1999.

  4. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. Практикум по истории английского языка: - СПб, 2001.

  5. Аракин В.Д. История английского языка.- М.,1985.

  6. Смирницкий А.И. Лекции по истории английского языка: М., 1998.

  7. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и история английского языка: Учебное пособие – Калинин: Изд-во КГУ, 1975.


Дополнительная литература:

  1. Арсеньева М.Г., Балашова С.П., Берков В.П., Соловьёва Л.Н. Введение в германскую филологию. – М.: Изд-во «ГИС», 2000.

2. Гельдберг С.Я. Курс истории английского языка. – Ижевск, 2003.

3. Ильиш Б.А. История английского языка. - М.: 1968.

^ П. Рабочая программа


2.1. Пояснительная записка


Цель курса «История языка и введение в спецфилологию» - сообщение систематизированных сведений о развитии фонетического, грамматического и лексического строя английского языка и развитие у студента способности правильно понимать и интерпретировать различные факты языка с точки зрения их исторического развития. Преподавание дисциплины предполагает решение следующих задач:

Курс истории языка занимает важное место в лингвистической подготовке студентов, так как обеспечивает возможность показа на лингвистическом материале постоянного развития и изменений, зарождения элементов нового в недрах старого, постепенного накопления этих элементов, приводящего к качественному перерождению языка.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать, что:



^ Полученные знания студент может использовать для:

В: процессе изучения дисциплины студент должен приобрести следующие умения:

Курс «История языка и введение в спецфилологию» включает 3 раздела, два из которых завершаются итоговым тестом.

Раздел 1. Введение в спецфилологию.

Раздел П.Древнеанглийский период в истории английского языка.

Раздел Ш. Развитие английского языка в средний и новоанглийский периоды.

^ Особенностью изучения 1 раздела является обзорное ознакомление студентов с особенностями германских языков на примере готского языка.

Особенностью изучения П раздела является освоение основных данных о состоянии английского языка в древний период.

^ Особенностью изучения Ш раздела является знакомство с основными изменениями, затронувшими английский язык в средний и новый периоды, а также с историческими событиями, повлиявшими на ход исторических изменений в языке.

Наряду с образовательными и практическими задачами курс ставит и воспитательные цели.

^ Воспитательный аспект курса заключается в формировании любви к языку, в готовности специалистов к налаживанию и расширению профессиональных и межкультурных связей, в уважительном отношении к духовным и культурным ценностям другой страны и языку.

Основные методические принципы:

Принцип перспективных динамических связей предполагает:

- учет межпредметных связей (введение в языкознание, практическая фонетика, практическая и теоретическая грамматика, лексикология, русский язык);

- опора на знание практической фонетики, грамматики и лексикологии английского и русского языков.

^ Принцип сквозных образовательных задач и методических идей объединяет весь курс, объединяет идеи смежных теоретических курсов с целью построения целостной картины языковой структуры.

^ Принцип практической направленности предполагает подготовку к будущей профессиональной деятельности, способность применить теоретические знания на практике, понять и объяснить сложные языковые явления и противоречивые точки зрения, существующие в лингвистике.

^ Методы и приемы преподавания

основными формами работы студентов на практических занятиях определены:

- монологические подготовленные выступления;

- выступления на дискуссионную тему, ораторские выступления;

- лингвистические упражнения;

- письменные проверочные и творческие работы;

- составление докладов.

^ Методы преподавания:

- лекции;

- cеминары;

- практические задания.

Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки студентов по дисциплине «История языка и введение в спецфилологию». Цель лекции – дать систематизированные основы научных знаний, сконцентрировать внимание на наиболее сложных, проблемных вопросах, стимулировать познавательную деятельность студентов, способствовать развитию их творческого мышления, дать направление для самостоятельной подготовки.

^ Семинарские занятия призваны углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой; привить навыки поиска, обобщения и изложения материала. На семинарских занятиях у студентов необходимо вырабатывать стремление подходить к анализу обсуждаемой проблемы творчески, не использовать автоматически наработанные с преподавателем приемы, излагать свою позицию свободно, логически стройно, теоретически обосновано и аргументировано. Результатом работы студентов на семинарском занятии по истории английского языка является приобретение навыков самостоятельного творческого мышления, умелого применения полученных знаний.

^ Самостоятельная работа – один из основных видов деятельности студентов, осуществляемый в процессе аудиторного обучения и в период самостоятельной подготовки вне аудиторных занятий. Самостоятельная работа имеет целью:


^ 2.2. Состав и объем дисциплины


Вид учебной работы

Всего

часов

разделение по

семестрам в часах

7

8

и др.




Общая трудоемкость дисциплины

140













Аудиторные занятия

60













Лекции (Л)




34

6







Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)




20










Самостоятельная работа (СРС)

76




4кср







Курсовой проект (работа)













-

Контрольные работы
















Просмотр учебно-графических и живописных работ
















Просмотр дизайн-проектов
















Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет

экзам







(указывается объем работы в соответствии с ГОС и рабочим планом

















^ 2.3. Тематический план курса


Наименование раздела, темы

всего

лек.

пр\зан.

сам.раб.

Закономерность развития языка в неразрывной связи с историей английского народа. Древнегерманские языки и их характерные особенности. Классификация древнегерманских языков. Характерные особенности германских языков.

Проблема периодизации истории английского языка. Древнеанглийский период в истории английского языка.

Развитие английского языка в средний и новоанглийский периоды.



16


64

60



8


20

12



2

10

8




6

32 + 2 кср

40 + 2 кср

Итого

140

40

20

76 + 4 кср


^ 2.4. Планы лекционных занятий (38 ч.)




тема

содержание

час.




1.

Предмет истории ан- глийского языка и введения в спецфило логию.


Раскрывается предмет истории языка и его место в общей системе филологической подго- товки студента. Закономерность развития языка в неразрывной связи с историей английского народа. Законы развития языка.

Звуковые законы, повлиявшие на развитие германских языков.


2






2.

Древнегерманские языки и их характер- ные особенности.

Классификация древнегерманских языков. Характерные особенности германских языков: Первый перебой согласных (закон Я.Гримма), закон К.Вернера, чередование и перегласовка гласных.

Морфологические особенности германских языков: система склонения существительного, классификация глаголов, особенности спряжения глаголов на примере готского языка.

Важнейшие письменные памятники герман- ских языков и их характеристика.


4





3

Фонетический строй древнеанглийского языка


Проблема периодизации истории английского языка. Критерии периодизации истории англий -ского языка. Общая характеристика древнеанглийского периода.

Фонемный состав древнеанглийского языка. Система гласных: долгие и краткие гласные, дифтонги и их особенности. Позиционные варианты гласных фонем.

Система согласных. Позиционные варианты согласных фонем.

Исторические закономерности звуковой системы древнеанглийского языка. Переднеязычная перегласовка, сужение гласных перед носовыми согласными, удлинение гласных, Выпадение согласного “h”. Упрощение начальных групп hl, hn, hr в конце древнего периода.


8







4

Морфологический строй древнеанглий- ского языка. Система имени.

Имя существительное. Грамматические катего- рии имени существительного: род, число, падеж. Древняя классификация по основам и ее распад в английском языке древнего периода. Переход су- ществительных из одного типа склонения в дру- гой. Омонимия падежных форм. Типы образования множественного числа и их отражение в современ- ном английском языке.

Имя прилагательное. Два типа склонения имен прилагательных: местоименное и именное, их возникновение. Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Степени сравнения (непродуктивный и продуктивный типы).

Краткая характеристика местоимения и числительного.


6




5

Древнеанглийский глагол и его грамма- тические категории.

Наличие глаголов с чередованием (сильных) и глаголов с суффиксацией (слабых). Классы силь- ных глаголов. Ступени чередования. Сравнение с русским языком. Чередование согласных в системе сильных глаголов. Сохранившиеся следы редупли- цирующих глаголов.

Классы слабых глаголов, их происхождение. Проблема происхождения дентального суффикса.

Претерито-презентные глаголы и их морфоло- гические особенности. Семантика этих глаголов.

Супплетивные и смешанные глаголы.

Основные грамматические категории древнеан- глийского глагола: лицо, число, время, наклоне- ние. Категория времени: неразвитость системы времен как возможное сохранение в древне- германских языках более древнего состояния по сравнению с другими индоевропейскими языками. Характеристика категории числа. Наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное. Многозначность форм сослагательного наклоне- ния. Неличные формы глагола.

6




6.

Средний и новый периоды в истории английского языка.

Основные исторические события среднего периода: Скандинавское и Нормандское завоевания. Их последствия для дальнейшего развития английского языка.

Новый период в истории английского языка – период образования английской нации. Краткая характеристика. Образование английского национального языка на основе лондонского диалекта. Изменение типологии английского языка на рубеже среднего и нового периодов.



2




7.

Развитие фонетичес- кого строя

Изменение системы гласных в средний период: образование нейтрального звука в неударных сло- гах. Изменение ритма слова: позиционное сокраще ние долготы звука, стяжение древнеанглийских дифтонгов, возникновение новых дифтонгов.

Изменение системы согласных: образование шипящих и аффрикат.

Постепенный характер фонетических измене- ний в новоанглийский период под названием «Большой сдвиг гласных». Прочие изменения гласных.

Изменения в системе согласных: озвончение глухих фрикативных, образование шипящих, опрощение начальных групп согласных.

4




8.

Развитие граммати- ческого строя.

Изменение морфологического строя в ХП – ХV веках.

Имя существительное: завершение распада именной классификации по основам; упрощение падежной системы; способы выражения множест- венного числа; утрата грамматического рода.

Унификация типов склонения имени прилага- тельного. Переход к двухпадежной системе скло- нения личных местоимений. Прочие изменения в системе имени.

Разрушение системы сильных глаголов. Усиле- ние группы слабых глаголов. Появление и разви -тие аналитических форм.

Дальнейшее развитие неличных форм глагола. Появление герундия.

Изменения в морфологическом строе в новый период: установление единого способа выражения множественного числа и притяжательного падежа; дальнейшие изменения в системе глагола; развитие грамматических категорий глагола в новый период.


4




9.

Развитие словарного состава английского языка.

Характеристика словарного состава древнего периода. Пути пополнения словарного состава.

Изменения в словарном составе в средний период в связи с изменением социального строя, развитием ремесел, торговли, сельского хозяйства. Пути обогащения словарного состава: переосмыс- ление старых слов, аффиксация, словосложение, заимствования

Дальнейшие изменения словарного состава в новый период. Развитие новых словообразователь- ных моделей, возникновение новых слов из имен собственных, появление стилистических синони- мов, рост этимологических дублетов. Расширение полисемии слов.


2



^ 2.5. Планы семинарских занятий (20 час.)





Тема

час.

1

2

3

4

Общая характеристика германских языков.

Периодизация истории английского языка. Древнеанглийский период.

Изменения в структуре английского языка в средний и новый периоды.

Развитие словарного состава английского языка.

3

8

6

3



^ Семинарское занятие № 1 (3 час.)

General Characteristics of Germanic Languages


  1. The earliest period of Germanic history. Proto-Germanic.

  2. East Germanic group.

  3. North Germanic group.

  4. West Germanic group.

  5. Phonetic peculiarities of Germanic languages.

  6. Chief grammar characteristics of Germanic Languages:

7. The Gothic language and its significance.


Литература:


1. Резник Р.В., Сорокина Т.А., Резник И.В. История английского языка: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2001 (на английском языке).

  1. Расторгуева Т.А. История английского языка: Учебник. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: «Изд-во АСТ», 2001 (на английском языке).

  2. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка: Учебное пособие. – М. ЧеРо, 2001.

  3. Аракин В.Д. История английского языка. – М., 1985.

  4. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
^ Семинарское занятие № 2(8час.)

Сhronological divisions in the history of English. Old English


  1. Periods in the history of English. Short survey of periods.

2. The outer history of Old English.

3. Old English dialects.

4. Principal written documents of the period.

5. Old English vowels.

6. The phonetic processes in Old English vocalic system.

7. Old English consonants.

8. The Phonetic processes in the Old English consonantal system.

9. General characteristics of the Old English verbal system.

10. General characteristics of the nominal system.


Практическое задание:


  1. How do we pronounce words in Old English texts?

  2. How many vowels and consonants were there in Old English?

  3. How does the quality of the sound depend on its position in the word?

  4. Read and translate the text “Ohthere’s account of his first voyage”.

  5. Analyze the phonetic structure of the text.

  6. Make the grammar and vocabulary analysis of the text.



Литература:


1. Резник Р.В., Сорокина Т.А., Резник И.В. История английского языка: Учебное пособие.М.: Флинта: Наука, 2001 (на английском языке).

  1. Расторгуева Т.А. История английского языка: Учебник. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: «Изд-во АСТ», 2001 (на английском языке).

3. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка: Учебное пособие. – М. ЧеРо, 2001.

  1. Аракин В.Д. История английского языка. – М., 1985.

  2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

  3. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка: Учебник, хрестоматия, словарь. – СПб, 2000.



^ Семинарское занятие № 3(6 час.)


Changes in the Structure of the Language in the Middle and New English Periods


  1. A short survey of the outer history of the periods.

  2. Principal Middle English records.

  3. Middle English Phonetics.

  4. Changes in the Phonetic system in New English.

  5. Historical Changes in the verbal system in Middle English.

  6. Further development of the verbal system in New English.

  7. Simplification of the case system and types of declension in Middle English.

  8. New English nominal system.


Практическое задание:


  1. Comment on the position of French in the 12 – 13-th centuries.

  2. Speak of the peculiarities of Middle English borrowings.

  3. Comment on the origin of Middle English letters and digraphs.

  4. Read and translate the extract from “The Prologue” by Geoffrey Chaucer.

  5. Analyze the phonetics, grammar and vocabulary of the text.



Литература:


1. Резник Р.В., Сорокина Т.А., Резник И.В. История английского языка: Учебное пособие.М.: Флинта: Наука, 2001 (на английском языке).

  1. Расторгуева Т.А. История английского языка: Учебник. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: «Изд-во АСТ», 2001 (на английском языке).

3. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка: Учебное пособие. – М. ЧеРо, 2001.

4. Аракин В.Д. История английского языка. – М., 1985.

5. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

6. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка: Учебник, хрестоматия, словарь. – СПб, 2000.

7. Гельдберг С.Я. Курс истории английского языка. – Ижевск, 2003.

^ Семинарское занятие № 4 (3час.)

English Vocabulary


  1. Etymological layers of native words in Old English.

  2. Latin borrowings after the Anglo-Saxon invasion.

  3. Changes in the Middle English vocabulary.

  4. General characteristics of the New English vocabulary.

  5. Means of enriching vocabulary.


Практическое задание:


  1. Compare the effect of different outside contacts upon the English language.

  2. Speak of the ways of the enriching the vocabulary of the language.

  3. Speak of “mute” letters in New English.

  4. What new personal and possessive pronouns appeared in English?

  5. Speak of the degrees of comparison.

  6. Read and translate “Sonnet 153” by W. Shakespeare.

  7. Comment on its phonetics, grammar and vocabulary.



Литература:


1. Резник Р.В., Сорокина Т.А., Резник И.В. История английского языка: Учебное пособие.М.: Флинта: Наука, 2001 (на английском языке).

  1. Расторгуева Т.А. История английского языка: Учебник. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: «Изд-во АСТ», 2001 (на английском языке).

3. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка: Учебное пособие. – М. ЧеРо, 2001.

4. Аракин В.Д. История английского языка. – М., 1985.

5. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

  1. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка: Учебник, хрестоматия, словарь. – СПб, 2000.

  2. Ильиш Б.А. История английского языка. - М., 1968.


^ 2.6. Организация самостоятельной работы




Содержание самостоятельной работы

К-во ч.

Методическое обеспечение

Формы контроля

1

Знакомство с теоретическим материалом курса, его содер- жательное освоение и прора- ботка в соответствии с про- граммой курса

10

Основная и допол нительная литера тура к курсу, лек- ции, учебно-мето дический комп- лекс, схемы и таб лицы, отражаю- щие основные тео ретические вопро сы программы.

Индивидуальные со беседования со сту- дентами, зачет, экза- мен

2

Подготовка к семинарским занятиям, конспектирование, выполнение практической час- ти домашнего задания, подго товка доклада, сообщений

36




Индивидуальный оп рос, проверка домаш них заданий, конт- роль за качеством выполнения домаш- них заданий

3

Выполнение практических за- даний по чтению, перводу и анализу текстов.

Подготовка к экзамену.

30




Проверка письмен- ных анализов текс- тов,защита рефера- тов, проверка инди- видуальных заданий



III. Методические материалы


3.1. Тесты


Тест 1

  1. Periods in the history of English.

  2. Middle English diphthongs.

  3. Principal forms of the strong verb in Old English.

  4. Analytical forms of the verb, which developed in New English.

  5. Verner’s law.

  6. Ablaut in Germanic languages.


Тест 2


  1. Stages in the struggle between English and French.

  2. Personal endings of the verb in the Present tense Indicative mood in Old English.

  3. The development of the degrees of comparison of the adjective.

  4. The First Consonant Shift.

  5. The development of the Non-Finite forms of the verb.

  6. Ablaut in Indo-European languages.




    1. Вопросы к экзамену по курсу «История языка и введение в спецфилологию»




  1. The subject of a History of English.

  2. Linguistic laws.

  3. Phonetic peculiarities of Germanic languages.

  4. Grammatical peculiarities of Germanic languages.

  5. Periods in the history of English.

  6. English alphabets.

  7. General characteristics of Old English.

  8. Old English phonetics.

  9. Old English vocabulary.

  10. General characteristics of the Old English verb.

  11. Old English strong verb.

  12. Old English weak verb.

  13. Preterit-present and suppletive verbs in Old English.

  14. Old English written documents.

  15. General characteristics of Middle English.

  16. Scandinavian invasion.

  17. Norman Conquest.

  18. Formation of the English national language.

  19. Changes in the phonetic system in Middle English.

  20. Сhanges in alphabet and spelling in Middle English.

  21. Changes in the nominal system in Middle English.

  22. Strong verbs in Middle English.

  23. Weak verbs in Middle English.

  24. Origin of modern irregular verbs.

  25. Grammatical categories of the verb in Middle English.

  26. Middle English Non-Finite verbs.

  27. Emergence of the nation in the New English period.

  28. Establishment of the literary norm.

  29. Geographical expansion of English in the 17- 20th centuries and its effect on the language.

  30. New English phonetics. The Great Vowel Shift.

  31. The development of the noun in New English.

  32. The development of the verb in New English.

  33. Middle English vocabulary.

  34. New English vocabulary.



^ 3.3. Творческие задания


Темы докладов:


  1. Слова индоевропейского и германского происхождения в современном английском

языке.

  1. Латинские заимствования в английском языке.

  2. Скандинавские заимствования в современном английском языке.

  3. Французский элемент в английском языке.

  4. Этимологические дублеты в английском языке.



^ 3.4. Требования к экзамену


Студенты должны знать:

- особенности германских языков;


Студенты должны уметь:

- сделать исторический анализ отдельных языковых элементов.


^ 3.5. Критерии оценивания знаний


Оценка «ОтличнО»


  1. Глубокое и прочное усвоение знаний программного материала.

  2. Объяснение языковых законов.

  3. Правильная формулировка основных дефиниций, знание основных лингвистических терминов.

  4. Точность и обоснованность выводов.

  5. Использование языковых примеров из высокохудожественных произведений.

  6. Знание научной литературы по вопросам.

  7. Безошибочное выполнение практического задания.

  8. Точные, полные и логичные ответы на дополнительные вопросы.



Оценка «ХОРОШО»


  1. Хорошее знание программного материала.

  2. Недостаточно полное изложение теоретического вопроса экзаменационного билета.

  3. Наличие незначительных неточностей в объяснении языковых законов и закономерностей, формулировке дефиниций, употреблении терминов.

  4. Неполнота представленного иллюстративного материала.

  5. Точность и обоснованность выводов.

  6. Логичное изложение вопроса, соответствие изложения научному стилю.

  7. Один - два негрубые ошибки при выполнении практического задания.

  8. Правильные ответы на дополнительные вопросы.


Оценка «удовлетворительно»


  1. Поверхностное усвоение программного материала.

  2. Незнание некоторых языковых законов и закономерностей, лингвистических терминов.

  3. Недостаточное знание научной литературы по вопросу.

  4. Затруднение в приведении примеров, подтверждающих теоретические положения.

  5. Неумение четко сформулировать выводы.

  6. Отсутствие навыков научного стиля изложения.

  7. 3 грубые ошибки в практическом задании.

  8. Неправильные ответы на дополнительные вопросы.


Оценка «неудовлетворительно»


  1. Незнание значительной части программного материала.

  2. Неспособность объяснить языковые законы и закономерности, незнание основных лингвистических терминов и определений.

  3. Неспособность проиллюстрировать теоретические положения языковым материалом.

  4. Незнание научной литературы по вопросу.

  5. Неумение выделить главное, сделать выводы и обобщения.

  6. 4 - 5 ошибок при выполнении практического задания.

  7. Невладение научным стилем изложения.

  8. Неправильные ответы на дополнительные вопросы.


^ 3.6. Терминологический минимум (заполняется в рабочей тетради по мере изучения

Ablaut

Affricates

Assimilative changes

Back formation

Borrowing

Breaking

Case

Comparative-historical method

Conjugation

Consonant

Consonant declension

Consonant stems

Conversion

Declension

Diachronical study of languages

Dialect

Diphthong

Futhark

Gender

Germanic

Grimm’s law

Inflection

Inner history

Lengthening

Leveling

Loss of consonants

Monophthong

Number

Outer history

Palatal mutation

Palatalization

Preterit

Preterit-Present verbs

Pre-written period

Proto-Germanic

Rhotacism

Root-stem

Rune

Simplification

Stem

Stem-building suffix

Stress

Strong verbs

Suppletion

Synchronical study

Verner’s law

Vocalic stems

Voicing

Vowel gradation

Weak verbs

Written period


















































rabochaya-programma-po-istorii-8-klass.html
rabochaya-programma-po-istorii-bazovij-uroven-dlya-7-klassa-uchitelya-istorii-pervoj-kvalifikacionnoj-kategorii.html
rabochaya-programma-po-istorii-dlya-11-klassa-sostavlena-na-osnove-primernoj-programmi-i-sootvetstvuet-federalnomu-komponentu-gosudarstvennogo-standarta-osnovnogo.html
rabochaya-programma-po-istorii-dlya-5-9-klassov-sostavitel-programmi.html
rabochaya-programma-po-istorii-dlya-6-11-klassov-uchitel-kruglova-lyubov-alekseevna.html
rabochaya-programma-po-istorii-dlya-7-klassa-2013-2014-uchebnij-god.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sporta.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-botanika.html
  • university.bystrickaya.ru/gosduma-rassmotrela-popravki-v-trudovoj-kodeks-gosduma-rf-monitoring-smi-27-29-maya-2006-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-predmetu-kontrakta-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-3-obshie-polozheniya-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdansko-processualnij-kodeks-iskovoe-proizvodstvo-chast-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-05-v-vedenie-v-garmoniyu-i-polifoniyu-osnovi-teoreticheskogo-muzikoznaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-voprosi-metodiki-diagnostiki-kachestva.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-professionalnoj-podgotovki-rabochih-po-professii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-devyataya-kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej.html
  • textbook.bystrickaya.ru/industrial-revolution-2-essay-research-paper-the.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-povtoreniya-finansovie-rinki-v-rossii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/438tarasov-a-b-bibliograficheskij-ukazatel-yuzhno-sahalinsk.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vistuplenie-na-prezentacii-knigi-pavla-nerlera-mandelshtam-i-amerika-moskva-dom-russkogo-zarubezhya-20-iyunya-2012-goda.html
  • college.bystrickaya.ru/1-2-4-5-6-8-9-10-11-12-g-p-shedrovickij-problemi-i-problematizaciya-v-kontekste-programmirovaniya-processov-resheniya-zadach.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nemeckaya-firma-haka-postroit-v-poltavskoj-oblasti-svinokompleks-byulleten-soderzhit-dannie-za-period-s-02-fevralya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prakticheskoe-znachenie-biologii-rol-bioniki-dlya-cheloveka.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-seminare-realisticheskoe-modelirovanie-m-b-moiseeva-vedushij-konsultant.html
  • bystrickaya.ru/vliyanie-sovmestimosti-roditelej-na-vzaimootnosheniya-rebenka-v-detskom-kollektive-chast-8.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-zhivopis-specialnost.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-08-201-ot-2011g-rabochaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-pedagoga.html
  • school.bystrickaya.ru/analz-efektivnost-vikoristannya-osnovnih-zasobv.html
  • composition.bystrickaya.ru/opisanie-izdeliya-rekomendacii-po-montazhu-4-markirovka-se-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-34-sostav-i-bazirovanie-vvs-storon-postanovka-voprosa-nashe-povestvovanie-podoshlo-k-svoemu-glavnomu-punktu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/19-sudebnie-organi-gosudarstva-uchebnoe-posobie-podgotovleno-v-sootvetstvii-s-programmoj-kursa-po-teorii-gosudarstva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-uchebnih-zanyatij-po-obyazatelnoj-discipline-algebra-i-geometriya-privyazannoj-k-semestram-napravlenie-podgotovki-informacionnie-tehnologii.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-scheta-obsluzhivayushie-hozyajstva-i-proizvodstva-chast-9.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkloneniya-tis-rub-poyasnitelnaya-zapiska-otkritogo-akcionernogo-obshestva-vostochnij-port-obshie-svedeniya-ob-obshestve.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovoditel-magisterskoj-programmi-200-g-vejher-a-a-soglasovana-umo-200-g-nachalnik-umo.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-ekzamenacionnih-voprosov-i-biletov-k-kursu-teoriya-informacionnih-processov-i-sistem.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-upravlenie-proektami-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-diplomirovannogo-specialista.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/velikij-obman-vidumannaya-istoriya-evropi-uve-topper-stranica-15.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-elektivnogo-kursa-uchebno-metodicheskoe-posobie-vipusk-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-mezhdunarodnoj-vezhlivosti-osnovi-diplomaticheskogo-protokola-delovoj-etiket-i-sluzhebnoe-pomeshenie-turistskoj-firmi.html
  • klass.bystrickaya.ru/621-chto-takoe-organajzeri-lekciya-vvedenie-v-informatiku-chto-takoe-infopmatika-termin-informatika-franc-informatique-.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-kakoe-stihotvorenie-a-pushkina-pervim-poyavilos-v-pechati-gde-ono-bilo-opublikovano-skolko-let-bilo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.