.RU

Рабочая программа краткосрочного повышения квалификации «Профессиональная риторическая подготовка преподавателя высшей школы»


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

Институт дополнительного образования


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИДО ВолГУ

______________ А.В. Гукова

«___» ___________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

краткосрочного повышения квалификации

«Профессиональная риторическая подготовка преподавателя высшей школы»


Рабочая программа составлена на основании требований Министерства образования и науки Российской Федерации к дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации научно-педагогических работников образовательных учреждений.


Составители рабочей программы:

д. филол. н., проф. Т.В. Анисимова


Согласовано:

Руководитель программы

д. филол. н., профессор О.А.Прохватилова


Волгоград - 2011

^ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1.1. Требования к категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа: Программа предназначена для совершенствования профессиональной речевой подготовки преподавателей высшей школы

^ 1.2. Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний: Областью применения полученных знаний и умений является профессиональная педагогическая деятельность слушателей. Задача курса: научить слушателей свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях и прежде всего в их непосредственной профессиональной деятельности, сформировать у них навык эффективного воздействия на аудиторию в процессе коммуникации. Курс совершенствует общие навыки для развития профессионально значимых умений, в первую очередь, умение грамотно и аргументировано спорить.


^ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ

2.1. Нормативный срок освоения программы: 72 часа.

2.2. Режим занятий: не более 8 часов в неделю.

2.3. Форма обучения: с частичным отрывом от работы.


^ 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате обучения на курсах слушатель должен:

1) - иметь представление о специфике речи в ситуации делового общения;

- усвоить методы создания речи в ситуации педагогического общения;

- узнавать основные жанры, актуальные в деловом общении, и знать их параметры;

- понимать назначение видов и форм споров;

2) - уметь правильно выбрать жанр в соответствии с ситуацией и спецификой аудитории;

- построить речь в соответствии с жанровым каноном;

- уметь правильно вести дискуссию в наиболее распространенных формах делового спора;

- уметь использовать полученные навыки в образовательной практике.


^ 4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ


№ п/п

Наименование дисциплин

Всего часов

Аудиторные занятия:

Сам. работа

лекции

практические

1.

Педагогическая риторика

24

10

14

4

2.

Деловое общение

24

10

14

4

3.

Аргументация и теория спора

24

10

14

4




Итого

72

30

42

12


Каждый предмет содержит два тематических модуля. В конце изучения первого и второго предметов проводится деловая игра. Итоговая аттестация проводится на последнем занятии курса.


^ 5. МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ


Дисциплина «Педагогическая риторика»

5.1. Учебно-тематический план программы

1 модуль «Специфика государственной политики в образовательной сфере»





Тема

Лекции

Практич.

СамРаб.

1

Стратегии повышение качества подготовки преподавателя

2







2

Требования Концепции государственной политики в области качества высшего образования к качеству работы преподавателя

2

1

1

3

Использование зарубежного опыта в работе по совершенствования системы высшего образования в России

2

1

1




Итого

6

2

2


^ 2 модуль «Специфика педагогического общения»





Тема

Лекции

Практич.

СамРаб.

4

Педагогическое общение: сущность, специфика, функции

2







5

Культура речевого поведения учителя

2

2




6

Речевые ситуации в педагогическом общении




2




7

Специфика слушания и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности




3

1

8

Информационные и эпидейктические жанры в речи преподавателя




3

1

9

Убеждающие и призывающие к действию жанры в речи преподавателя




2







Итого

4

12

2


^ 5.2. Учебные программы по модулям

1 модуль


1) Содержание обучения.


Тема № 1. Стратегии повышение качества подготовки преподавателя. Основные документы, фиксирующие государственные требования к подготовке преподавателя высшей школы. Повышение коммуникативной компетенции преподавателя как стратегия повышения качества подготовки преподавателя. 2 часа лекция

^ Тема № 2. Требования Концепции государственной политики в области качества высшего образования к качеству работы преподавателя. Основные принципы построения Концепции государственной политики в области качества высшего образования. Основные направления и целевые программы.

^ Тема № 3. Использование зарубежного опыта в работе по совершенствования системы высшего образования в России. Тенденции развития системы высшего образования в странах мира. Концепция непрерывного образования как основа реформы образования.


^ 2) Практические занятия –


3) Самостоятельная работа

Изучение документов, отражающих государственную политику в области качества высшего образования и целевую программу повышения уровня качества педагогического образования в России.


4) Используемые технологии

Лекции с элементами дискуссии, мультимедийные презентации, самостоятельная работа с дополнительной литературой.


^ 5) Литература

Основная литература

1. Аспекты модернизации Российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. - М.: ГУ ВШЭ, 2001;

2. Воспитательная работа в новых условиях. Опыт учреждений профессионального образования. М., 2003;

3. Концепция и программная модернизация российского образования до 2015 года. Интернет ресурсы Министерства образования РФ;

4. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001

5. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бим-Бада. М., 200

Дополнительная литература

1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, М., 2002.

2. Будущее европейского образования. Болонский процесс (Сорбонна-Болонья-Саламанка-рага). Составитель Е.В.Шевченко. СПб: Изд-во СПб ГПУ, 2002;

3. Плаксий С.И. Качество высшего образования: инвестиция в интеллект // Высшее образование для XXI века. Научная конференция 22 – 24 апреля 2004 г. Пленарные заседания. М.: МосГУ, 2004.

4. Смолин О.И. Долгосрочные ориентиры российского образования // Высшее образование для XXI века. Научная конференция 22–24 апреля 2004 г. Пленарные заседания. М.: Изд-во МосГУ, 2004.


2 модуль


1) Содержание обучения.


^ Тема № 4. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Сущность, функции и средства общения. Виды и формы общения. Эффективность общения. Условия реализации эффективного общения. Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей речевого поведения в процессе общения. Профессиональное общение. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Сфера обучения как «зона повышенной речевой ответственности». 2 часа лекция

^ Тема № 5. Культура речевого поведения учителя. Гармонизирующее общение. Постулаты общения. Требования к речевому поведению общающихся, сформулированные в отечественной риторике. Педагогические стили общения. Культура речевого поведения учителя. Речевой этикет. Средства выражения благодарности, средства установления контакта. Максима такта, одобрения, скромности, согласия, средства их выражения. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя. 4 часа: 2 часа лекция, 2 часа практическое

^ Тема № 6. Речевые ситуации в педагогическом общении. Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Уровни общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный). Стили общения. Педагогические стили общения (общение – устрашение; общение – заигрывание; общение – с четко выраженной дистанцией; общение – дружеского расположения; общение – совместной увлеченности познавательной деятельностью). 2 часа практическое занятие

^ Тема № 7. Специфика слушания и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности. Специфика продуктивных видов речевой деятельности. Взаимодействие устной и письменной речи. Общее и различное в природе устной и письменной речи. Функции и механизмы слушания. Функции слушания. Специфика чтения как вида речевой деятельности. Учебно-речевые ситуации, связанные с умением учителя читать. Создание текста как решение эмоциональной и мыслительной задачи. Озвучивание (говорение) или запись (письмо) высказывания. Коммуникативный успех (эффект) речевой деятельности. Коммуникативные помехи и причины их появления. Коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием устных и письменных высказываний. 2 часа практическое занятие.

^ Тема № 8. Информационные и эпидейктические жанры в речи преподавателя. Принципы отбора информации. Структурирование информации, принципы расположения материала в информационной речи. Устные информационные жанры. Доклад как жанр педагогической речи.

Предмет и содержание эпидейктической речи. Риторические приемы организации. Хвала и хула в педагогическом общении. Устные жанры эпидейктической речи. Поздравительная речь. 2 часа практическое занятие.

^ Тема № 9. Убеждающие и призывающие к действию жанры в речи преподавателя. Доказательство и внушение и их соотношение в педагогическом общении. Убеждение как риторическая форма воздействующей речи. Устные жанры убеждающей речи. Обоснование как жанр педагогического общения

Просьба, приказ, требование как формы педагогического общения. Обоснование и предложение. Обращение к критически настроенной аудитории. 2 часа практическое занятие.


^ 2) Тематика практических занятий


1) Культура речевого поведения учителя

2) Речевые ситуации в педагогическом общении

3) Специфика слушания и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности.

4) Информационные и эпидейктические жанры в речи преподавателя.

5) Убеждающие и призывающие к действию жанры в речи преподавателя.


^ 3. Самостоятельная работа

Состоит в создании слушателями самостоятельных разработок фрагментов занятий с учетом риторических требований, а также в подготовке к текущим занятиям высказываний с учетом заданий преподавателя.


^ 4) Используемые технологии

Лекции с элементами дискуссии, мультимедийные презентации, видеопрактикум (просмотр видеофрагментов с записью речевых ситуации и их анализ с риторической точки зрения), анализ собственных риторических высказываний слушателей и т.п.


^ 5) Литература

Базовый учебник

Педагогическая риторика: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2001

Основная литература

  1. Культура речи учителя. Методические указания. – М., 1998.

  2. Маров В., Вагапова Д., Зыбина Т., Виньков Ю. Риторика – учителю. Пермь, 1993.

  3. Михальская А.К. Педагогическая риторика: История и теория. - Москва: Academia, 1998

  4. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001.

  5. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999.

Дополнительная литература

  1. Антонова Л.Г. Письменные жанры речи учителя: Учебное пособие для студентов педвузов. – Ярославль: ЯрГПУ, 1998.

  2. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций. М., 2001

  3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990

  4. Десяева Н.Д., Ассуирова Л.В., Лебедева Т.А., Хаймович Л.В., Максимкина О.И. Теоретические и прикладные аспекты педагогического общения. – Саранск, 1999.

  5. Диалог в образовательной деятельности. Части 1-3. / Авторы-разработчики Горбач Л.В. и Минеева С.А. – Пермь: ЗУУНЦ, 1999.

  6. Комарова О.Г. Речевые средства гармонизации диалога в деловой педагогической беседе // Речевое общение: Вестник Российской риторической ассоциации. Выпуск 1 (9). – Красноярск 2000

  7. Михальская А.К. Педагогическая риторика: История и теория. - Москва: Academia, 1998.

  8. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. – М., 2001.

  9. Педагогическая риторика: Практикум / Ред. Н.А. Ипполитова – М.: Олимп, 2003

  10. htth//www.vediaterra.ru/rhetoric/index.php

  11. http//www.ritorika/nobi/ru


^ 6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Итоговая аттестация проводится в форме самостоятельной разработки слушателем речевой ситуации педагогического общения с использованием форм, изученных в курсе.


Дисциплина «Деловое общение»

^ 5.1. Учебно-тематический план программы

1 модуль «Основные принципы делового общения»





Тема занятия

Лекц.

Практ.

Сам. раб

1

Общее понятие о деловом общении

2







2

Принципы подготовки речи




2




3

Риторическая характеристика совещательной речи

2

1

1

4

Критика и похвала – инструмент руководителя




3

1




Итого

4

6

2


^ 2 модуль «Речевое поведение в конфликтной ситуации»


5

Обман и манипуляция в общении

2







6

Понятие о конфликтном диалоге

2







7

Речевое поведение в конфликте




3

1

8

Подготовка к переговорам

2







9

Структура переговоров




3

1

10

Деловая игра «Переговоры»




2







Итого

6

8

2


^ 5.2. Учебные программы по модулям

1 модуль


1. Содержание обучения.


Тема № 1. Общее понятие о деловом общении. Сущность, функции и средства общения. Виды и формы общения. Эффективность общения. Условия реализации эффективного общения. Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей речевого поведения в процессе общения. Профессиональное общение. Постулаты общения. Требования к речевому поведению общающихся, сформулированные в отечественной риторике. Речевой этикет. 2 часа лекция
Тема № 2. Принципы подготовки речи. Концепция и тема речи. Учет особенностей аудитории. Соотношение цели и задачи в риторической практике. Понятие о сверхзадаче. Средства формирования тезиса в речи. Сущность риторической композиции. Понятие о микротеме. Условия адекватного восприятия речи. Поведение оратора в аудитории. 2 часа практическое занятие Тема № 3. Риторическая характеристика совещания. Совещание как речевое событие. Виды совещаний по задаче. Роль ведущего совещание. Речь в прениях как макрожанр. Предложение как совещательный жанр. Мнение как совещательный жанр. Резюме как совещательный жанр. Формы и жанры деловой беседы. 2 часа лекция
^ Тема № 4. Критика и похвала – инструмент руководителя. Речевая сторона реализации функции мотивации персонала. Способы установления контакта. Жанры похвала и комплимент как формы поощрения сотрудника. Критика как инструмент управления. Специфика жанра, виды критики. 2 часа практическое занятие.


^ 2. Тематика практических занятий


1) Общие принципы подготовки речи.

Целесообразность и адресность риторического высказывания. Параметры оценки аудитории. Цель и задача речи. Виды речей по цели. Задача и сверхзадача речи. Тезис речи. Способы его формулирования.

2) Критика и похвала – инструменты руководителя

Общая характеристика функции мотивации в деятельности руководителя. Похвала и ее назначение в жизни делового человека. Комплимент как риторический жанр.

Критика как риторический жанр. Виды и назначение критики. Условия успешности. Отличие критики от осуждения и обвинения. Композиция и аргументация критики.


^ 3. Самостоятельная работа

Состоит в создании слушателями самостоятельных разработок фрагментов занятий с учетом риторических требований, а также в подготовке к текущим занятиям высказываний с учетом заданий преподавателя.


^ 4. Используемые технологии

Лекции с элементами дискуссии. мультимедийные презентации, видеопрактикум (просмотр видеофрагментов с записью речевых ситуации и их анализ с риторической точки зрения), анализ собственных риторических высказываний слушателей, деловая игра и т.п.


5. Литература

Базовый учебник

Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Речевая компетенция менеджера. - М., 2007


Основная литература

1.Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. - М., 2004.

2. Анисимова Т.В., Крапчетова Н.А. Манипуляция как дискурсивная характеристика. – Волгоград: Научное издательство, 2010.

3. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М.: Просвещение, 1996

4. Москвин В.П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

5. Сопер П. Основы искусства речи. - М.: Прогресс, 1997.


Дополнительная литература

  1. Аристотель Риторика // Античные риторики / Ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Изд. МГУ, 1978.

  2. Волков А.А. Основы русской риторики. – М.: Изд. МГУ, 1996.

  3. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М.: Дело, 1998.

  4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб.: Знание, 1999.

  5. Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М.: Добросвет, 1997.

  6. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. - Ростов: Изд. РГУ, 1994


2 модуль


1. Содержание обучения.


Тема № 5. Обман и манипуляция. Общее понятие о манипуляции. Основные различия между обманом, манипуляцией и интерпретацией. Средства реализации манипуляции. Способы распознавания манипуляции в МК. 2 часа лекция

^ Тема № 6. Понятие о конфликтном диалоге. Виды и формы конфликтов. Условия возникновения конфликтов. Основные принципы построения речи в конфликтной ситуации. Жанры, соответствующие стадиям конфликта. Способы предотвращения конфликта с помощью речи. 2 часа лекция

^ Тема № 7. Речевое поведение в конфликте. Стратегии и тактики речевого поведения в конфликте. Формы аргументации, применяемые в конфликте. Специфика жанров обоснование, я-высказывание. 2 часа практическое занятие.

^ Тема № 8. Переговоры. Общая характеристика переговоров как РС. Риторическая специфика РС. Концепция переговоров Р. Фишера и У. Юри. Подготовка к переговорам: распределение ролей. Совещание как форма подготовки. Сбор информации. Допустимые и недопустимые уловки на переговорах. 2 часа лекция.

^ Тема № 9. Переговоры. Структура переговоров. Формы начала. Виды и назначение вопросов. Основная часть и ее структурирование. Этапы переговоров. Стратегии и тактики в переговорах. Заключительная часть переговоров и ее назначение. 2 часа практическое занятие.

^ Тема № 10. Деловая игра «Переговоры». 2 часа практическое занятие


2. Тематика практических занятий


6) Понятие о конфликтном диалоге

7) Речевое поведение в конфликте.

9) Структура переговоров.

10) Деловая игра «Переговоры»


^ 3. Самостоятельная работа

Подготовка собственных высказываний в форме изучаемых жанров. Письменный риторический анализ текстов (с использованием пособия: Анисимова Т.В. Практикум по риторике. Волгоград, 2006)


^ 4. Используемые технологии

Лекции с элементами дискуссии, мультимедийные презентации, видеопрактикум (просмотр видеофрагментов с записью речевых ситуации и их анализ с риторической точки зрения), анализ собственных риторических высказываний слушателей, деловая игра и т.п.


5. Литература

Базовый учебник

Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Речевая компетенция менеджера. - М., 2007


Основная литература

1.Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. - М., 2004.

2. Анисимова Т.В., Крапчетова Н.А. Манипуляция как дискурсивная характеристика. – Волгоград: Научное издательство, 2010.

3. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М.: Просвещение, 1996

4. Москвин В.П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

5. Сопер П. Основы искусства речи. - М.: Прогресс, 1997.


Дополнительная литература

Волков А.А. Основы русской риторики. – М.: Изд. МГУ, 1996.

Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М.: Дело, 1998.

Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело, 1993.

Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. - М.: УРСС 2003.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб.: Знание, 1999.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М.: Добросвет, 1997.

Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. - Ростов: Изд. РГУ, 1994


^ 6. РАЗДЕЛ «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ»

Итоговая аттестация по теории проводится в форме тестирования, практические навыки проверяются в процессе итоговой деловой игры.


Дисциплина «Аргуметация и теория спора»

^ 5.1. Учебно-тематический план программы

1 модуль «Теория спора и ее место в деятельности преподавателя»





Тематика

Лекц.

Практ

Сам раб.

1

Возникновение теории спора

2







2

Риторическая характеристика спора

2







3

Жанры речи, актуальные в споре




3

1

4

Место споров в педагогической риторике




3

1




Итого

4

6

2


^ 2 модуль «Теория аргументации»


5

Особенности аргументации в деловом споре

2







6

Понятие об аргументативной стратегии

2







7

Способы изобретения аргументов в споре

2

3

1

8

Культура выражения несогласия




3

1

9

Деловая игра «Дискуссионный клуб»




2







Итого

6

8

2


^ 5.2. Учебные программы по модулям

1 модуль


1. Содержание обучения.


Тема № 1. Возникновение теории спора. Идея философского спора. Роль софистов в становлении теории спора. Сократический диалог. Топическая диалектика Аристотеля. Современный подход к определению назначения и форм спора. 2 часа лекция.

^ Тема № 2. Понятие о видах и формах спора. Способы выделения видов споров. Определения видов споров в современной литературе. Дискуссия, диспут, обсуждение, полемика: общее и специфика. Назначение дебатов и прений. 2 часа лекция

^ Тема № 3. Жанры речи, употребительные в спорах. Риторическая характеристика жанра возражение. Опровержение и возражение: общее и отличия. Формы использования других жанров: обоснование, объяснение, критика и др. 2 часа практическое занятие.

^ Тема № 4. Место споров в педагогической речи. Специфика споров в ситуации учебной деятельности. Понятие о показательном споре. 2 часа практическое


2. Тематика практических занятий

3) Жанры речи, употребительные в спорах.

4) Место споров в педагогической речи.


3. Самостоятельная работа

Подготовка высказываний несогласия на заданную преподавателем тему. Поиск образцов споров в общественной практике и их анализ.


^ 4. Используемые технологии

Лекции-дискуссии, мультимедийные презентации, видеопрактикум (просмотр видеофрагментов с записью речевых ситуации и их анализ с риторической точки зрения), анализ собственных риторических высказываний слушателей и т.п.


5. Литература

Основная литература

  1. Анисимова Т.В. Деловое общение: речевой аспект. – Волгоград, 2000

Анисимова Т.В., Крапчетова Н.А. Манипуляция как дискурсивная характеристика. – Волгоград: Научное издательство, 2010.

  1. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М.: Просвещение, 1996.

  2. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика - М.: Просвещение, 1991

  3. Панасюк А.Ю. Как победить в споре или Искусство убеждать. – М., Олимп, 1998

  4. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора - Минск: ТПЦ "Полиграф", 1992.

Дополнительная литература

  1. Аронсол Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. – СПб., 2002.

  2. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. – СПб., 2001.

  3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997.

  4. Кассен Б. Эффект софистики. – М., 2000.

  5. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном процессе. – М., 2000.

  6. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М., 2001.

  7. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство – М., 2000.

  8. Сергеич П. Искусство речи на суде. – М.: Юридическая литература, 1989.

  9. Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики - Л.: Лениздат, 1991

  10. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. – М., 2002.


2 модуль


1. Содержание обучения.


Тема № 7. Особенности аргументации в деловом споре. Место споров в деловой речи. Виды и формы аргументов, продуктивных в спорах. Последовательная и параллельная аргументация. Понятие о катафорической аргументации. 2 часа лекция,

^ Тема № 8. Понятие об аргументативной стратегии. Рациональные стратегии (информирование, опровержение, сопоставление и пр.). Этические стратегии (ссылка на авторитет, самопрезентация, оценивание и пр.). Эмоциональные стратегии (к жалости, к страху, к патриотизму и пр.) 2 часа лекция.

^ Тема № 9. Способы изобретения аргументов в споре. Тематическая уместность. Ситуативная уместность. Фактор места и времени. Фактор адресата. Фактор свидетеля. Фактор цели. Виды и формы аргументов, продуктивные в спорах. Последовательная и параллельная аргументация. Понятие о катафорической аргументации. 4 часа: 2 часа лекция, 2 часа практическое занятие

^ Тема № 10. Культура выражения несогласия. Возражение и способы его построения. Способы выражения несогласия. Возражение и опровержение: общее и различие. 2 часа практическое занятие

Тема № 11. Деловая игра «Дискуссионный клуб» 2 часа практическое занятие


2. Тематика практических занятий


8) Способы изобретения аргументов в споре

9) Культура выражения несогласия

10) Деловая игра «Дискуссионный клуб»


3. Самостоятельная работа

Выполнение заданий по поиску и анализу аргументов для дискуссии на заданную тему. Выполнение заданий по анализу аргументов в споре.


^ 4. Используемые технологии

Лекции-дискуссии, мультимедийные презентации, видеопрактикум (просмотр видеофрагментов с записью речевых ситуации и их анализ с риторической точки зрения), анализ собственных риторических высказываний слушателей, деловая игра и т.п.


5. Литература

Основная литература

  1. Анисимова Т.В. Деловое общение: речевой аспект. – Волгоград, 2000

  2. Анисимова Т.В., Крапчетова Н.А. Манипуляция как дискурсивная характеристика. – Волгоград: Научное издательство, 2010.

  3. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М.: Просвещение, 1996.

  4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика - М.: Просвещение, 1991

  5. Панасюк А.Ю. Как победить в споре или Искусство убеждать. – М., Олимп, 1998

  6. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора - Минск: ТПЦ "Полиграф", 1992.

Дополнительная литература

  1. Аронсол Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. – СПб., 2002.

  2. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. – СПб., 2001.

  3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997.

  4. Кассен Б. Эффект софистики. – М., 2000.

  5. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном процессе. – М., 2000.

  6. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М., 2001.

  7. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство – М., 2000.

  8. Сергеич П. Искусство речи на суде. – М.: Юридическая литература, 1989.

  9. Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики - Л.: Лениздат, 1991

  10. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. – М., 2002.


6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Итоговая аттестация по теории проводится в форме тестирования, практические навыки проверяются в процессе итоговой деловой игры.



Программа обсуждена и принята на Учебно-методическом совете Института дополнительного образования

Протокол № 5 от «17» мая 2011 г.

rabochaya-programma-po-literature-7-kl-rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo.html
rabochaya-programma-po-literature-7-klass.html
rabochaya-programma-po-literature-8-klass.html
rabochaya-programma-po-literature-9-klass-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-2.html
rabochaya-programma-po-literature-9g-klass-struktura-programmi.html
rabochaya-programma-po-literature-buryatii-dlya-11-klassa-razrabotana-na-osnove-sleduyushih-normativno-pravovih-dokumentov-zakona-rf-ob-obrazovanii-122-fz-st-32.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ninche-gromi-gremyat-pod-lyublinom-stranica-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-chtenie-muzika-v-4-klasse-k-g-paustovskij-korzina-s-elovimi-shishkami.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-8-dlya-studentov-specialnosti-071900-informacionnie-sistemi-i-tehnologii-habarovsk.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ved-ne-mozhet-zhe-bit-chtobi-eto-bilo-zameneno-ponyatiem-klassovoj-borbi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-b5-elektronika-i-shemotehnika-po-specialnosti-090302-informacionnaya-bezopasnost-telekommunikacionnih-sistem-nizhnij-novgorod.html
  • exam.bystrickaya.ru/zakladka-plodovo-yagodnogo-sada-v-omskom-rajone-na-100-ga-chast-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-polozheniya-o-territorialnom-planirovanii-utverzhdaemaya-chast.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-dlya-studentov-izuchayushih-memo-uchebniki-i-uchebnie-posobiya-avdokushin-e-f-mezhdunarodnie-ekonomicheskie-otnosheniya-m-1997.html
  • institut.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-kabbali-i-filosofii-ii-32-kabbala-i-religiya-32-predislovie-33-chast-istoriya-religii-36.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-40-v-setyah-razuma-aleksandr-nikonov-apgrejd-obezyani-bolshaya-istoriya-malenkoj-singulyarnosti.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-kniga-posvyashena-naibolee-yarkomu-i-plodotvornomu-periodu-kulturnoj.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-oznakomil-vas-s-osnovnimi-napravleniyami-deyatelnosti-npp-specmateriali.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-bil-ili-chudo-yudo-kompyuternoe.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultati-obrazovatelnoj-deyatelnosti-ob-obrazovanii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshaya-zabolevaemost-uvazhaemie-uchashiesya-pedagogi-i-roditeli-shkoli-administraciya-i-pedagogicheskij-kollektiv.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-izov-vracha-kurs-nachinayushego-volshebnika-kniga-znakomit-s-osnovami-igrovogo-ezotericheskogo-psihotreninga-simoron.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vliyanie-tehnologicheskih-dobavok-na-strukturu-i-svojstva-rezin-chast-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/fnansovo-pravova-norma-zmst-ta-osoblivost.html
  • desk.bystrickaya.ru/omarov-oa-b-m-bim-bad-m-izd-vo-mosk-psihol-soc-in-ta-voronezh-izd-vo-npo-modek-2009-13-p-l.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-medicinskih-vuzov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti-za-2008-2009-uchebnij-god-po-guso-shkole-liceyu-7-stranica-5.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samoobrazovaniya-na-mo.html
  • reading.bystrickaya.ru/lyudovik-svyatoj-i-ego-korolevstvo-stranica-9.html
  • knigi.bystrickaya.ru/specialisti-srednego-urovnya-kvalifikacii-gosstandart-rossii-obsherossijskij-klassifikator-zanyatij-ok-010-93-moskva.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-33-oposredstvovannoe-zapominanie-lekciya-psihicheskie-yavleniya-i-zhiznennie-processi-segodnya-mi-nachinaem.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-reshenie-krsoz33-geksabromdifenil-doklad-komiteta-po-rassmotreniyu-stojkih-organicheskih-zagryaznitelej-o-rabote.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-temu-problemi-zagryazneniya-mirovogo-okeana.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-15-logoterapiya-v-frankla-programma-kursa-lekcij-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/politologiya-kak-obshestvennoe-yavlenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/novaya-zaimstvovannaya-obshestvenno-politicheskaya-leksika-v-yazike-rossijskih-smi-chast-7.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadacha-otdela-vash-domashnij-uchitel.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-izdatelstvo-tyumenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-200-5-stranica-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-arhivovedenie-dlya-napravleniyaspecialnosti-050400-socialno-ekonomicheskoe-obrazovanie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/partizanskaya-vojna-v-romane-lva-tolstogo-vojna-i-mir.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-fizike-po-teme-vlazhnost-vozduha.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.