.RU

Рабочая программа «Литература» 6 класс из расчета 3 часа в неделю (102 часов) Учитель мбоу «Колюбакинская сош» Туманова Наталия Юрьевна


Рабочая программа «Литература» 6 класс из расчета 3 часа в неделю (102 часов)

Учитель МБОУ «Колюбакинская СОШ» Туманова Наталия Юрьевна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой.

I. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100» .

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

II. Общая характеристика учебного

предмета «Литература»

Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса (1–11-й классы).

В программе для 5–8-го классов выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Учитель вправе выбрать текст для обзорного изучения в соответствии с возможностями и интересами учащихся, соб-ственными читательскими предпочтениями.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечива-ющих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

Структура и содержание курса

Ориентация разделов программы для 5–8-го кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет её значительное обновление по сравнению с другими действующими программами.

В соответствии с целями и задачами курса нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Литература».

Линии, общие с курсом «Русский язык».

1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литература».

4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

– эмоциональная ценность произведения;

– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:

– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.

Выделяются следующие этапы литературного образования школьников в основной школе:

5–6-й классы – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

Названия учебников отражают содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определённого возраста:

5-й класс – «Шаг за горизонт»;

6-й класс – «Год после детства»;

7-й класс – «Путь к станции «Я»;

8-й класс – «Дом без стен»;

9-й класс – «История твоей литературы».
Как основа структурирования курса традиционно выделяются базовые теоретико-литературные понятия:


rabochaya-programma-predmeta-kultura-rodnogo-kraya.html
rabochaya-programma-predmeta-nemeckij-yazik-dlya-7-g-klassa-na-2011-2012-uchebnij-god-stranica-5.html
rabochaya-programma-predmetnaya-oblast-estestvenno-nauchnie-predmeti-predmet-biologiya-uroven-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-bazovij-uroven-sostavitel-uchitel-biologii-mbou-lukoyanovskaya-ssh-1-nekipelova-olga-aleksandrovna.html
rabochaya-programma-prednaznachena-dlya-prepodavaniya-disciplini-bloka-v-dv-2-studentam-dnevnoj-formi-obucheniya-programma-sostavlena-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-vpo-po-napravleniyu-podgotovki-111300-62-sadovodstvo.html
rabochaya-programma-predprofilnogo-elektivnogo-kursa.html
rabochaya-programma-prepodavaniya-disciplini-dorozhnie-mashini-i-proizvodstvennaya-baza-stroitelstva-naimenovanie-disciplini.html
  • turn.bystrickaya.ru/pismo-ix-budushie-shkoli-meditacii-vsemi-pravami-na-izdanie-knigi-vladeet-lyucis-trast.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-ocenki-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya-studentov-zaochnikov-na-primere-disciplini-matematika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-iskusstvo-yaponii.html
  • letter.bystrickaya.ru/nami-problemi-chto-funkcionalnoe-razvitie-protekaet-no-raznomu-v-l-s-vigotskij-vstupitelnaya-statya1-k-russkomu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/belij-bilet-idioma.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-diskretnaya-matematika-dlya-specialnosti-230105-220400-programmnoe-obespechenie-vichislitelnoj-tehniki-i-avtomatizirovannih-sistem.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-nachinayushego-volshebnika-kniga-znakomit-s-osnovami-igrovogo-ezotericheskogo-psihotreninga-simoron-eto-originalnaya-otechestvennaya-chisto.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tp-durasanova-bfsgu-im-ng-chernishevskogo-innovacionnie-formi-socialnoj-raboti-s-pozhilimi-lyudmi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-kultura-zhurnalista-chast-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-11-zametish-zmej-s-dvojnim-yazikchom.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-himii-1-kurs-2-semestr.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-matematicheskih-modelej.html
  • education.bystrickaya.ru/3-osnovnie-principi-ekologicheskogo-audita-uchebno-prakticheskoe-posobie-etapi-i-proceduri-ekologicheskogo-audita.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bastiliyu-vzyali-v-dva-priema-pervij-kanal-novosti-ekonomiki-18-07-2008-evteev-06-38-12.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakupki-stranica-12.html
  • institute.bystrickaya.ru/evans-virginia-upstream-intermediate-b2-teachers-book.html
  • essay.bystrickaya.ru/buhgalterskij-uchet-osnovnih-sredstv.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-14-makroekonomicheskoe-ravnovesie-osnovnie-modeli-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-080401-tovarovedenie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-matematika-1klass-obrazovatelnaya-sistema-l-v-zankova.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bilet-5-obshestvoznanie-ekzamenacionnie-bileti-s-otvetami-dlya-9-klassa.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-10-stanislav-labunskij-perstni-legatov-dejstvuyushie-lica-voennie-stalkeri-departamenta-razvedki-potapenko.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-3-poznavatelnoe-i-cennostnoe-panin-a-v-filosofiya-uchebnik-3-e-izd.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-eto-osobij-tip-knigi-on-prizvan-tebe-posobit-pomoch-osvoit-novuyu-dlya-tebya-nauchnuyu-disciplinu-filosofiyu-nauki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-8-tema-sushnost-marketinga-i-ego-sovremennaya-koncepciya-5-tema-sistema-i-harakteristiki-marketinga-12.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-gosudarya.html
  • klass.bystrickaya.ru/5opredelenie-obema-zatrat-svyazannih-s-priemom-pereselencev-uchastnikov-gosudarstvennoj-programmi-v-tom-chisle-zatrat-svyazannih-s-ih-pervichnim-obustrojstvom.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekologicheskoe-soznanie-i-nauka-novogo-vremeni.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplin-dpp-f-02-logopediya-razdel-alaliya-celi-i-zadachi-disciplini-celyu.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-tretya-mne-otmshenie-i-az-vozdam.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-stranica-13.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-posvyashena-issledovaniyu-specifiki-obrazov-yazikovogo-soznaniya-russkih-i-amerikancev-na-materiale-ekonomicheskoj-leksiki-issledovanie-provodilos-v-ramkah.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-kapitalom-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2010-goda-4-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-za-god.html
  • literature.bystrickaya.ru/bioindikatori-zagryaznennosti-okruzhayushej-sredi-vashego-rajona.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/snip-04-05-91u-otoplenie-ventilyaciya-i-kondicionirovanie-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-dejstviya-posle-uspeshnoj-zashiti-pamyatka-soiskatelyu-uchenoj-stepeni-kandidata-nauk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Класс

    Базовые понятия

    Структурообразующий

    принцип

    5
    6
    7
    8
    9

    жанр
    роды и жанры
    характер – герой
    литературный герой – образ – литературный процесс
    эпоха – писатель – произведение – читатель

    тематический
    тематический
    проблемно-тематический
    проблемно-тематический
    хронологический