Рабочая программа «Литература» 6 класс из расчета 3 часа в неделю (102 часов) Учитель мбоу «Колюбакинская сош» Туманова Наталия Юрьевна
.RU

Рабочая программа «Литература» 6 класс из расчета 3 часа в неделю (102 часов) Учитель мбоу «Колюбакинская сош» Туманова Наталия Юрьевна


Рабочая программа «Литература» 6 класс из расчета 3 часа в неделю (102 часов)

Учитель МБОУ «Колюбакинская СОШ» Туманова Наталия Юрьевна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой.

I. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100» .

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

II. Общая характеристика учебного

предмета «Литература»

Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса (1–11-й классы).

В программе для 5–8-го классов выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Учитель вправе выбрать текст для обзорного изучения в соответствии с возможностями и интересами учащихся, соб-ственными читательскими предпочтениями.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечива-ющих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

Структура и содержание курса

Ориентация разделов программы для 5–8-го кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет её значительное обновление по сравнению с другими действующими программами.

В соответствии с целями и задачами курса нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Литература».

Линии, общие с курсом «Русский язык».

1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литература».

4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

– эмоциональная ценность произведения;

– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:

– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.

Выделяются следующие этапы литературного образования школьников в основной школе:

5–6-й классы – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

Названия учебников отражают содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определённого возраста:

5-й класс – «Шаг за горизонт»;

6-й класс – «Год после детства»;

7-й класс – «Путь к станции «Я»;

8-й класс – «Дом без стен»;

9-й класс – «История твоей литературы».
Как основа структурирования курса традиционно выделяются базовые теоретико-литературные понятия:


rabochaya-programma-predmeta-kultura-rodnogo-kraya.html
rabochaya-programma-predmeta-nemeckij-yazik-dlya-7-g-klassa-na-2011-2012-uchebnij-god-stranica-5.html
rabochaya-programma-predmetnaya-oblast-estestvenno-nauchnie-predmeti-predmet-biologiya-uroven-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-bazovij-uroven-sostavitel-uchitel-biologii-mbou-lukoyanovskaya-ssh-1-nekipelova-olga-aleksandrovna.html
rabochaya-programma-prednaznachena-dlya-prepodavaniya-disciplini-bloka-v-dv-2-studentam-dnevnoj-formi-obucheniya-programma-sostavlena-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-vpo-po-napravleniyu-podgotovki-111300-62-sadovodstvo.html
rabochaya-programma-predprofilnogo-elektivnogo-kursa.html
rabochaya-programma-prepodavaniya-disciplini-dorozhnie-mashini-i-proizvodstvennaya-baza-stroitelstva-naimenovanie-disciplini.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-vvedenie-v-ekonometriku.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ispitanie-teleskopa.html
  • spur.bystrickaya.ru/knyazev-a-m-odincova-i-v-rezhissura-i-menedzhment-tehnologij-aktivno-igrovogo-obucheniya-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/autonewsru-analiz-i-prognoz-proizvodstva-tovarnih-grupp.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sociometricheskoe-testirovanie.html
  • bystrickaya.ru/vospitanie-cennostnogo-otnosheniya-k-prirode-okruzhayushej-srede-ekologicheskoe-vospitanie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskij-i-zarubezhnij-opit-v-otbore-personala.html
  • desk.bystrickaya.ru/podtverzhdat-oprovergat-ili-sopostavlyat-rol-sopostavitelnogo-eksperimenta-v-obuchenii-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/novie-tehnologii-obucheniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/29032009-g-s3-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ribakov-b-a-yazichestvo-drevnih-slavyan-stranica-19.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predislovie-k-amerikanskomu-izdaniyu-karen-prajor.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-vtoraya-materiali-k-referatu-po-istorii-filosofii-poryadok-napisaniya-referata.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-stranica-21.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klass-7-uchitel-rabochaya-programma-po-predmetu-biologiya-6-klass-uchitelya-himii-i-biologii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-201914-1916-knyaz-feliks-yusupov-memuari-feliks-yusupov-feliks-yusupov-knyaz-feliks-yusupov-memuari.html
  • pisat.bystrickaya.ru/test-bilet-po-istorii-drevnego-mira-drevnij-vostok-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istorii-drevnego-mira-dlya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kirling-chast-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-uchenicheskih-referatov-krugozor-tema-issledovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pereshli-v-nastuplenie-gosudarstvo-reshilo-pomogat-negosudarstvennim-organizaciyam-svyazannim-s-razvitiem-grazhdanskogo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-na-2-vesennij-semestr-20102011-uch-goda-dlya-studentov-obninskogo-filiala-guu-ponedelni-k.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-ekologicheskij-aspekt-problemi-str-3-dejstvie-radiacii-na-cheloveka-str-6-patogenez-luchevoj-bolezni-str-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyudvig-van-bethoven-beethoven.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-soveti-po-vipolneniyu-zadanij-i-podgotovke-otchetnih-materialov-o-prohozhdenii-praktiki.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sorok-sem-prokurorov-novaya-gazeta-boris-vishnevskij-obozrevatel-novoj-07072008-048-str-8.html
  • essay.bystrickaya.ru/dogovor-postavki-grazhdanskoe-pravo-kak-otrasl-prava-ponyatie-predmet-metod-principi-funkcii-otgranichenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-balezinskogo-rajona-postanovlenie-stranica-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regionalnaya-internet-konferenciya-distancionnoe-obrazovanie-opit-problemi-i-perspektivi-razvitiya-uvazhaemie-kollegi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-1ishodnie-dannie-k-zadache-1-prodolzhenie-metodicheskie-ukazaniya-i-domashnyaya-kontrolnaya-rabota-uchebnoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1114-metod-osazhdeniya-dxm-faq-otveti-na-chasto-zadavaemie-voprosi-o-dekstrometorfane-dxm.html
  • school.bystrickaya.ru/bazovij-process-obrabotki-vizovov.html
  • composition.bystrickaya.ru/plavanie-krol-na-spine-brass-na-grudi-krol-na-grudi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prosto-transerfing-vse-moi-zhiznennie-voprosi-stali-myagko-reshatsya-vse-ulazhivaetsya-i-stanovitsya-na-mesta-zdorovo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-mehanika-lekcii-chast-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tolstoj-i-liberalnaya-moskovskaya-zhurnalistika-stati-leta-1917-g-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Класс

    Базовые понятия

    Структурообразующий

    принцип

    5
    6
    7
    8
    9

    жанр
    роды и жанры
    характер – герой
    литературный герой – образ – литературный процесс
    эпоха – писатель – произведение – читатель

    тематический
    тематический
    проблемно-тематический
    проблемно-тематический
    хронологический