.RU

Рабочая программа Направление 030600 История


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОУ ВПО Томский государственный университет


УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

профессор ________ В.П. Зиновьев

«___» __________ 2011 г.


Женщина и закон в средневековой Западной Европе
Рабочая программа

Направление 030600 – История


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Томск – 2011


1. Цели освоения учебной дисциплины

В результате освоения курса бакалавр должен знать, в чем состояла специфика правосознания в средние века и каким образом она отражала гендерные представления общества; иметь представление о соотношении норм права и законодательных институтов, с одной стороны, и допустимых, но неписаных практик повседневного поведения, с другой. Студент должен научиться сопоставлять социально-экономические, правовые и гендерные элементы в жизни общества, а также использовать полученные знания в своей дальнейшей научной, педагогической и общественной деятельности.


^ 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «В.3. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей средневековой истории, а также по методологии истории.

Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение всеобщей истории.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


Уметь:

- сопоставить уровень развития социально-экономических, политических и правовых отношений с гендерными;

- обозначить проблемы, возникающие при столкновении устаревающих законодательных норм с меняющимися практиками повседневной жизни;

- подготовить сообщение, аннотацию, обзор по теме спецкурса;

- проанализировать правовые и литературные западноевропейские средневековые источники, используя полученные в рамках спецкурса знания;

- представлять результаты своей деятельности в виде письменных и устных ответов.


Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История.


А) общекультурные (ОК):

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- осознает социальную значимость своей профессии (ОК-8);

- использует основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении профессиональных задач (ОК-9)

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК – 10)

- способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12)

Б) профессиональные (ПК)

- способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека и историческом процессе (ПК-5);

- способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

- владеет навыком поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9)

- способен к составлению аннотаций, обзоров, рефератов по тематике проводимых исследований (ПК-10)


^ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.


А. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Женщина в истории: гендерные исследования.

Предмет и задачи спецкурса. Постановка вопроса о равноправии полов, историография проблемы. Появление в рамках «новой социальной истории» интереса к истории женщин, первые попытки создания her-story. Этапы развития представлений о гендере и их специфика. Углубление понятия «гендер» и расширение сферы гендерной истории. Гендерная история в рамках исторической науки последних десятилетий. Гендерная наука и повседневные бытовые практики.


^ Тема 2. Законодательная система средневековой Европы.

Специфика средневекового права. Многообразие факторов, создававших «правовую среду» существования индивидуумов. Участие в регулировании отношений в социуме, помимо общих законов государства, местных статутов, распространявших свое действие лишь на определенный город, округу, феодальное владение, общину, цех. Феодально-ленные обязательства и феодальный суд. Значительная роль устного, общего права, основанного на прецеденте и традиции.

Различие юридических норм, применимых к светским и духовным лицам.

Основные источники средневекового права: 1) варварские правды, широко применяемые судебники в период VI-XI вв.; 2) римское право, значение которого постепенно усиливалось на всем протяжении Средневековья.

Выделение комплекса канонического права, опиравшегося как на римские законы, так и на Священное Писание и Священное Предание.


^ Тема 3. Место женщины в мировоззрении средневекового общества.

Нормы патриархального общества и их специфика в средневековой Западной Европе. Положительные и отрицательные стороны образа женщины в средневековой мысли. Относительно слабая значимость социального положения женщины и внимание к ее семейному положению со стороны средневекового права. Незамужняя, замужняя, вдова: различные права и возможности.

Буква закона и «неюридические» тактики и стратегии женского влияния. Расхождения между законом и обычаем. Динамика этих расхождений в разных регионах Европы и в разные периоды средневековья.


^ Тема 4. Права владения и наследования имущества для женщин.

Права женщины распоряжаться своей судьбой (выбор брачного партнера, выбор рода деятельности, выбор места проживания). Права, касающиеся владения имуществом (земля, богатство, титулы) – в развитии законодательств на протяжении VI – XVI вв. Дары за невесту, приданое, вдовья доля: происхождение, размеры, историческая эволюция.

Права женщин, принадлежащих к знатным аристократическим кланам и их возможности влияния на «мужской мир». Женщины в крестьянском мире.

Изменения в статусе женщин, происходящие с XII в.: их социально-экономические причины и последствия. Ограничения прав женщин в распоряжении семейным имуществом.

Средневековый город и участие женщин в ремесленной и торговой жизни, женщины и цеховые правила.


^ Тема 5. Уголовные преступления, совершаемые женщинами (преследование светскими властями).

Представительство мужчины от имени обвиняемой женщины в суде. Процедура подачи иска и выступления в качестве ответчика. Женщины в роли свидетелей. Степень ответственности женщины перед судом.

«Мужские» и «женские» преступления: типичное и исключительное. Реакция общества на судебные казусы.


^ Тема 6. Прегрешения женщин с точки зрения религиозного канона (на материалах покаянных книг и "примеров").

Пенитенциалии: женские прегрешения и духовные наказания, налагаемые на них. Контроль за сферой общественной морали и нормами сексуального поведения.

Специфика целей и задач, стоявших перед каноническим правом. Защита брака: ограничения и гарантии, предоставляемые каноническим правом. «Разделение ложа и стола».

Духовные суды в католической церкви. Протестантизм и каноническое право.

Уставы женских монастырей: эволюция и специфика, сравнительно с уставами мужских обителей. Канонизация женщин-святых и особенности их жизнеописаний.


^ Тема 7. Позднесредневековые процессы о ведовстве.

Усиление анти-феминистических настроений в эпоху позднего средневековья и общий кризис традиционной культуры средневековой Европы.

Представления о ведовстве: истоки и эволюция. Римское право, варварские правды, каноническое право о колдовстве.

Ужесточение законодательства светского и духовного законодательства к концу XIV - XV в. Методы инквизиционного дознания. Трактаты о ведьмах и колдовстве. Роль местных светских судов в охоте на ведьм. Женская одержимость и процессы об околдовании. Массовые истерии в женских монастырях. Гендерная специфика охоты на ведьм.


^ Б. Распределение учебной работы в семестре


№ п/п


Тема

Семестр

^ Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)



Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)




В том числе




Лекции

Практические занятия

СРС



1

Женщина в истории: гендерные исследования.


6


1


2


-



-

Диагностическое тестирование.


2

Законодательная система средневековой Европы




2

2

-

1

Составление тематической таблицы.



3

Место женщины в мировоззрении средневекового общества




3

2

2

2

Участие в практическом занятии.

4

Права владения и наследования имущества для женщин




4

2

-

4

Составление эссе (не менее 4000 печ. зн.).


5

Уголовные преступления, совершаемые женщинами (преследование светскими властями)




5

2

-

4

Составление эссе (не менее 4000 печ. зн.)

Подготовка докладов.

6

Прегрешения женщин с точки зрения религиозного канона (на материалах покаянных книг и "примеров")




6

2

2

2

Маркировка текста (образоват. технология ИНСЕРТ).

Составление таблицы.

7

Позднесредневековые процессы о ведовстве




7

2

2

3

Участие в практическом занятии.

Итоговое тестирование.

Зачет в устной форме.


^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В курсе помимо традиционной академической методики широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий: разборы конкретных ситуаций, семинары с погружением, подготовка студентами сообщений и их обсуждение, работа в малых группах, составление тематических таблиц.


Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе, составляют не менее 40% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП).


^ Оценочные средства для текущего контроля успеваемости.

Тестирование

Целью тестирования, проводимого в письменном виде, является проверка усвоения студентами содержательной части спецкурса. Тестовое задание содержит три вида заданий. 1) выявляет знание терминов и понятий, входящих в программу спецкурса; 2) предлагает выбрать из двух суждений правильное, согласно материалам лекций и выводам, сделанным в ходе семинарских занятий; 3) проверяет знакомство студента с историографическими и методологическими проблемами, связанными с тематикой спецкурса.

Образец теста:


  1. Что такое «рецепция римского права»: обозначить смысл понятия и хронологические рамки явления.

  2. «Добрые жены Парижа», кто они и чем занимались?

  3. Перечислите основные характеристики «северо-западной» брачной модели.

Согласно «Корректору» Буркхарда Вормсского попытки заняться магией карались более сурово, чем прелюбодеяния.

Согласно «Корректору» Буркхарда Вормсского попытки заняться магией карались достаточно мягко. Прелюбодеяния влекли за собой гораздо более значительным епитимьи.

Джоан Скотт в статье «Гендер: Полезная категория исторического анализа» предлагает рассмотрение четырех уровней общественных и индивидуальных отношений, совокупность которых и дает полную гендерную характеристику общества. Назовите эти уровни и кратко охарактеризуйте их.



^ Зачет в устной форме проводится с целью проверки умения студента последовательно и аргументировано излагать свое мнение по специальным в профессиональном плане вопросам, анализировать социально-значимые проблемы и процессы, обобщать и делать выводы на основе полученного в процессе освоения курса материала.

^ Итоговая оценка за спецкурс складывается из оценок за тестовые задания, выполнение заданий на практических занятиях, подготовку доклада или эссе и оценки за устный ответ на зачете.

^ Практические занятия проводятся в форме семинара-проблематизации: студенты учатся формулировать проблему, находить пути ее разрешения и использовать с этой целью данные из исторических источников.


^ Темы практических занятий.

I. Раннесредневековые богословские и светские представления о женщине и ее роли.

II. Женщина перед лицом духовника: сравнительный анализ русских и западноевропейских покаянных книг.

III. Суды над ведьмами в Англии, Франции и германских землях: гендерная и социальная специфика.


Примерные темы докладов.

1.Права Эдуарда III на английский престол: юридические аспекты вопроса о наследовании земли и титула по женской линии.

2. История ордалий в западноевропейском праве.

3. «Челмсфордские ведьмы» и специфика преследований ведьм в Англии 16 в.

4. Женщина в экономической жизни средневекового города: сравнительный анализ русского и западноевропейского материала.

5. Амбруаз Паре о врачах и повитухах: гендерный аспект медицинской практики во Франции 16 в.


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Список рекомендуемой литературы (основной)


  1. 1. Антология гендерной теории, Минск, Пропилеи, 2000.

  2. 2. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века: Очерки демографической истории Франции, М., 1991.

  3. 3. Гендерная история Западной Европы. Хрестоматия, Кн. 1-5, М., ИВИ РАН, 2006.

  4. 4. Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в средние века, М., 2002.

5. Давид P. Основные правовые системы современности, М., 1967.

  1. 6. История женщин. Молчание Средних веков, Т.2. СПб, Алтейя, 2009.

  2. 7. История женщин. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения, Т.3, СПБ, Алтейя, 2008.

  3. 8. Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран, В 2-х ч., М.: Норма, 2001.

  4. 9. Право в средневековом мире. Сборник статей. Вып. 2–3 / Отв. ред. О. И. Варьяш. СПб.: Алетейя, 2001.

  5. 10. Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание, СПб, Алтейя, 2007.

  6. 11. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого, М., 2002.

  7. 12. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья, Иваново, 1999.


Список рекомендуемой литературы (дополнительной)


  1. De Mulierbus Illustribus. Судьбы и образы женщин Средневековья. СПб, 2001.

  2. Аврелий Августин. Исповедь. СПб, 1998.

  3. «А се грехи злые, смертные…» Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (XI – первая половина XIX в.) // Отв. Ред. Пушкарева Н.Л., М., 1999.

  4. Байлок Дж.Л. Наложницы и дочери в Исландии XIII века // Другие средние века., М.- СПб., 2000, С. 36-42.

  5. Бергер Е.Е. "Нехорошо, что монстры живут среди нас" (Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий) \ Средние века. Вып. 65, М., Наука, 2004, с. 147-165.

  6. Бергер. Е. Е. "Повитухи не хотят учиться..."(гендерные аспекты родовспоможения: Амбруаз Паре) \ Адам & Ева: альманах гендерной истории, № 7, 2004.

  7. Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках, СПб., 2005.

  8. Варьяш И.И. Сарацины и сарацинки бьют челом сеньору королю // Адам и Ева, № 1, С. 130-148.

  9. Винокурова М.В. Имущественные права женщин в средневековой Англии // Адам и Ева, № 1, С. 101-129.

  10. Делюмо Ж. Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.), Екатеринбург, 2003.

  11. Демонология эпохи Возрождения, // Под ред. Тимофеева М.А., М,, 1996.

  12. Иероним Стридонский. К Евстохии. О хранении девства. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/2712.htm

  13. Кудруна, М., ВЛ, 1983.

  14. К. Говар «Прослывшие ведьмами: четыре женщины, осужденные Прево Парижа в 1390-1391 годы», С. 221 – 236; Тогоева О.И. «Брошенная любовница, старая сводня, секретарь суда и его уголовный регистр», С. 237-264. // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории, № 3, М., 2000.

  15. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада, М., 1992.

  16. Либеро Джероза. Каноническое право в католической церкви, Интернет-ресурс http://www.krotov.org/libr_min/d/donini/dzier_02.html

  17. Малинин Ю.П. Рыцарская этика в позднесредневековой Франции (XIV—XV вв.) / Средние века. Вып. 55. М., 1992.

  18. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987.

  19. Песнь о Нибелунгах, М, БВЛ, 1978.

  20. Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году, М., 1999.

  21. Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X – начало XIX в.). М., 1997.

  22. Пушкарева Н. Л. «Слез ее ради…» Опыт микроанализа эмоциональных отношений семьи «новых русских» XVI столетия // Социальная история. Ежегодник, М., 2000.

  23. Теория и методология гендерных исследований, Ч. 1 и 2, М., 2006.

Тогоева О. И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия, М., Наука, 2006.

  1. Тогоева О.И. Униженные и оскорбленные: Мужская честь и мужское достоинство в средневековом суде // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории, М., 2007, С. 71-101

  2. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: эпоха Ренессанса, М., 1993.

  3. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени, М., 1996.

  4. Юкина И.И. Введение в гендерные исследования. Учебно-метод. пособие. СПб., 2008.



Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Оргтехника: компьютерный класс, проектор, выход в Интернет.


Автор:

Карначук Наталия Викторовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Древнего мира, средних веков и методологии истории;


Рецензент:

Могильницкий Борис Георгиевич – доктор исторических наук, профессор кафедры истории Древнего мира, средних веков и методолгогии истории;


Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ


Председатель комиссии, доцент______________В.Ю. Соколов

Протокол №___от____»_____________2010 г.

rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-medicinskih-znanij-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-050709-prepodavanie-v-nachalnih-klassah.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-mikroprocessornoj-tehniki.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-patologii-i-pervaya-medicinskaya-pomosh-dlya-specialnosti-060105-medikoprofilakticheskoe-delo-2013-god.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-postroeniya-infokommunikacionnih-sistem-i-setej-napravlenie-podgotovki.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-proektirovaniya-sistem-avtomatiki-cikl.html
rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-tamozhennogo-dela-specialnost-036401-tamozhennoe-delo.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-proizvodstvennoj-programmi-na-predpriyatiyah-slokalnimi-vertikalno-integrirovannimi-proizvodstvami-mineralnih-kalijnih-udobrenij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnie-materiali-b-g-stepanov-spravochnik-korotkovolnovika.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gb-mse-po-saratovskoj-oblasti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predprinimatelstva-i-prava.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nash-dom-vselennaya-chast-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-informacionno-poiskovaya-rabota.html
  • report.bystrickaya.ru/ispitanie-zhemchuzhinoj-skazka-dlya-vzroslih-detej-pismo-s-morskogo-dna.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-prikaz-ot-soglasovano-nachalnik-tou-rospotrebnadzora-v-gorodah-anzhero-sudzhenske-i-tajge-s-n-filippov.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-pravovie-i-normativnie-istochniki-uchebno-metodicheskij-kompleks-kursa-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyam.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/angelhranitel-mangazina.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-veshnoe-pravo-dlya-napravleniya-030900-62-yurisprudenciya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnik-sankt-peterburgskogo-gosudarstvennogo-universiteta-finansovie-rinki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-sredstvo-formirovaniya-informacionno-kommunikacionnoj-kompetentnosti-bakalavrov-pedagogiki-i-v-abramova-nauchnoe-obozrenie-2008-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pamyat-9-dekabrya-zachatie-svyatoj-bogopramateri-anni-kogda-zachala-svyatuyu-bogorodicu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolebatelnij-kontur-usilitelya-promezhutochnoj-chastoti.html
  • control.bystrickaya.ru/dopolnitelnij-reglament-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-zhilishnogo-fonda-rajona-materiali-po-obosnovaniyu-shemi-territorialnogo-planirovaniya-michurinskogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vladimir-nabokov-soglyadataj-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/f-m-dostoevskij-skazal-chto-krasota-spaset-mir-a-n-k-rerih-utochnil-etu-formulu-osoznannaya-potrebnost-k-krasote-spaset-mir.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/visshee-obrazovanie-v-germanii-chast-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vospitanie-duhovnih-cennostej-lichnosti-v-processe-izucheniya-disciplin-gumanitarnogo-cikla.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-16-teoriya-potrebitelskogo-povedeniya-programma-disciplini-dpp-08-ekonomicheskaya-teoriya-shifr-disciplini.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-ii-chelovechestvo-na-rubezhe-novoj-eri-vsemirnaya-istoriya-xx-vek-uchebnik-dlya-shkolnikov-1011-klassov.html
  • literature.bystrickaya.ru/didaktikali-ojindar-arili-balalardi-blmdern-keejtp-tldern-bajlanistira-sjleuge-jretu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublika-komi-zakon-o-byudzhetnoj-sisteme-i-byudzhetnom-processe-v-respublike-komi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rabstvo-v-kitae.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-usloviya-dlya-osushestvleniya-samostoyatelnogo-vivoza-produkcii-so-sklada-zakazchikom-konkursa.html
  • doklad.bystrickaya.ru/usilenie-roli-mestnih-finansov-v-ekonomicheskom-i-socialnom-razvitii-na-primere-vostochno-kazahstanskoj-oblasti-08-00-10-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/model-s-preobladaniem-sferi-obrazovaniya-proekt-proon-i-komiteta-obshestvennih-i-mezhregionalnih-svyazej-pravitelstva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/po-istorii-kartofelnaya-stolica-leningradskoj-oblasti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tipovie-logicheskie-shemi-posledovatelnostnogo-tipa.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-po-discipline-metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-samostoyatelnoj-raboti-studentov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-informacionnaya-bezopasnost-v-setyah-evm.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-personala-cherez-razvitie-organizacii-organizacionnoe-razvitie-istoki-tehnologii-metodi.html
  • klass.bystrickaya.ru/aza-halini-ner-zhne-muzika-mdeniet-8-sinip-ashinbekov-bauirzhan-mrzhanli.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.