.RU

Рабочая программа по дисциплине ен. Ф. 06 «Экология» многоступенчатой профессиональной подготовки по направлению 651200 «Энергомашиностроение» Ступень обучения 3 специальность по данной ступени


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности


«Утверждаю»

Председатель секции НМС

«непрерывная подготовка»

Громова О.С.

«11» ____10_____2004г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине ЕН.Ф.06 «Экология» многоступенчатой профессиональной подготовки по направлению 651200 « Энергомашиностроение»

Ступень обучения 3 специальность по данной ступени

101700Холодильные и криогенные установки и системы кондиционирования 

Факультета: многоступенчатой профессиональной подготовки специалистов
^ Кафедра: «Аналитическая химия и экология»

Курс(ы): 5 Семестр: 9

Всего аудиторных занятий

По пятилетнему плану обучения 26 часов

Перезачет по  -II ступени 10(9) часов

по плану III ступени часов, в т.ч. семестр 26 часов
^ Из них: Лекций: 16часов, в т.ч. 8 семестре 16 часов Лабораторных занятий 10 часов, в т.ч. 8 семестр 10 часов Самостоятельная работа: 34час
Всего по учебному плану III ступени 60 часов

По пятилетнему плану 70 часов

Зачет 8 семестр


г. Кемерово 2004г.


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 651200 «Энергомашиностроение» специальности 101700 «Холодильные и криогенные установки и системы кондиционирования»

утвержденного 27.03. 2000г.

Государственный регистрационный  213 тех/дс.

курса – «Экология».


Индекс ГУМУ - ЕН. Ф.06

С учетом представленных знаний, умений и навыков, полученных по дисциплине «Экология»

На II ступени обучения

Рабочую программу составила к.т.н. доцент Самойлова Н.А.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры аналитической химии и экологии. 28.06.04 (протокол 0 8).

Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой


Ответственный за непрерывную подготовку по специальности


(подпись) « 8 » октября 2004г.



Рабочая программа зарегистрирована в метод лаборатории


« 16 » декабря 200 г. регистрационный номер 33.14




^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



  1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.



Цель: формирование экологического мышления и сознания Задачи: формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их решения, мировоззрения, основанного на понимании диалектики взаимосвязи общества, человека и природы, воспитание экологически целесообразных потребностей.



    1. Знания и умения, которыми должны овладеть студенты после изучения экологии.



^ Закончив изучение экологии, студенты специальности 101700 должны


ЗНАТЬ

  1. Основные понятия, термины и законы, связанные с охраной окружающей среды.

  2. Структуру биосферы и обеспечение ее устойчивости.

  3. Экосистемы: типы, их состав и сбалансированность.

  4. Биоразнообразие и его значимость для эволюции и сохранения систем жизнеобеспечения биосферы.

  5. Взаимоотношения организма и среды.

  6. Источники, виды и масштабы загрязнения окружающей среды.

  7. Экологическую ситуацию и состояние здоровья населения Кузбасса. Приобретенные загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы в мире и Кузбассе.

  8. Глобальные последствия антропогенного воздействия на природную среду (изменение среды обитания, воздействие на биохимические процессы, влияние на природные экосистемы и качество продуктов питания, разрушение озонового слоя и изменение климата в результате загрязнения атмосферы, проблема кислотных дождей).

  9. Воздействие различных видов загрязнителей (выбросов промышленности и транспорта, шума, вибрации, инфразвука, магнитного поля, радиоактивного излучения) на организм человека.

  10. Нормативное управление качеством окружающей среды. (Нормативы ПДК РФ, ПДС, ПДВ, стандарты воздействия, технологические стандарты)

  11. Методы управления качеством окружающей среды.

  12. Сущность экологического мониторинга.

  13. Значение и содержание экологической экспертизы проектов.

  14. Основы экологического права.

  15. Загрязнение атмосферы, мероприятия по защите воздушной среды, методы очистки выбросов предприятий (оборудование, эффективность выбранного метода)

  16. Водные ресурсы и их характеристика. Требования к качеству воды, инженерная защита водных ресурсов.

  17. Виды сточных вод, требования, предъявляемые к сбросу сточных вод в водоемы. Методы очистки (оборудование, эффективность)

  18. Переработка и утилизация отходов

  19. Общие принципы создания мало- и безотходных процессов и производств. Количественные оценки безотходности производства.

  20. Комплексное использование сырья в пищевой промышленности.

  21. Вторичные ресурсы в пищевой промышленности.

  22. Сущность понятий безотходное (малоотходное) потребление.

  23. Основы технологии подготовки питьевой воды.

  24. Краткое содержание документов ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992).

  25. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивости развития.

  26. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
УМЕТЬ



  1. Пользоваться основной дополнительной и справочной литературой по общей и прикладной экологии.

  2. Оценивать экологичность и экономичность методов очистки.



2. Содержание дисциплины

2.1. Наименование тем, их содержание, объем вчасах лекционных занятий



п/п

Наименование тем, их содержание

Количество часов

Семестр

Примечание

1.


2.


3.


4.


5.


6.


8.


8.


9.

Основные проблемы охраны окружающей среды, общие сведения об экосистемах, влияние биосферы на человека, состояние окружающей среды, здоровья населения, продуктов питания, нормирование качества объектов окружающей среды. Меры защиты атмосферы от пыли. Экологическое законодательство. Виды ответственности за экологические правонарушения


^ Биосфера и человек.

Предмет, объект, методы, экологическая терминология. Современные определения экологии ее задачи. Биосфера: структура, функциональная целостность и обеспечение ее устойчивости. Экосистемы: типы, их состав и сбалансированность. Взаимоотношения организма и среды. Биоразнообразие.


^ Глобальные проблемы окружающей среды.

Источники, виды и масштабы антропогенного загрязнения окружающей среды. Природа и свойства загрязнений: физическое (тепловое, акустическое, электромагнитное, инфразвук, вибрация), химическое, биологическое, эстетический вред. Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы. Характеристика экологической ситуации в Кузбассе.

Последствия воздействия на окружающую среду (изменение среды обитания, влияние на естественные экосистемы и качество продуктов питания, изменение климата, кислотные дожди и разрушение озонового слоя).


^ Экология и здоровье человека.

Токсикологическое действие выбросов промышленности и транспорта на организм человека. Воздействие шума, вибрации, инфразвука, магнитного поля, радиоактивного излучения на организм человека. Состояние здоровья населения Кузбасса.


^ Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Экологический мониторинг. Методы анализа экосистем. Нормативы ПДК РФ, ПДВ, ПДС в РФ. Экологическая паспортизация и экологическая экспертиза природных комплексов и народно-хозяйственных объектов.


^ Основы экономики природопользования.

Определение понятия «экономика природопользования». Эколого-экономические показатели и их учет. Экономические методы управления природоохранной деятельностью. Оценка реального экономического ущерба от воздействия промышленных выбросов, активности природоохранной деятельности и мероприятий по снижению загрязнений.


^ Основы экологического права.

Основы природоохранительного законодательства. Правовое регулирование природоохранной деятельности. Нормативные акты окружающей среды. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Профессиональная ответственность за экологические правонарушения.


^ Экозащитная техника и технология.

Задачи инженерной охраны природы. Охрана водоемов от загрязнения (условия сброса производственных сточных вод, методы очистки сточных вод). Защита атмосферы от промышленных выбросов (снижение выбросов путем воздействия на технологический процесс), методы очистки и обезвреживания газообразных выбросов, защита литосферы (рекуперация отходов, хранение и нейтрализация токсичных отходов). Общие принципы создания мало- и безотходных процессов и производств. Количественные оценки безотходности производства. Организация замкнутых систем водопользования. Представление о безотходной (малоотходной) технологии. Комплексное использование природных ресурсов и вторичных ресурсов в пищевой промышленности, безотходное (малоотходное) потребление.

^ Международные сотрудничество в области окружающей среды.

Документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. Основные международные соглашения в области охраны окружающей среды.


^ Экология пищи.

Влияние хозяйственной деятельности человека на качество продуктов питания (удобрения, пестициды, тяжелые металлы).

Пищевые добавки (синтетические сладкие вещества, синтетические красители, консерванты, нитраты, нитриты, витамины).

Факторы, определяющие качество питьевой воды.



2


3


2


1


2


2


1


4


1


1

8

Обзорная лекция

для перезачета

Курса

«Экология»



2.2. Лабораторные занятия.

№ п/п

Наименование темы лабораторного занятия

Количество часов

Семестр

Примечание

1.


2.


3.


4.


Техника безопасности в химической лаборатории. Определение нитратов в овощах и фруктах методом ионометрии.

Определение тяжелых металлов (свинца, меди, кадмия, цинка) в пищевых объектах методом инверсионной вольтамперометрии.


Определение пестицидов в почве, воде и питьевых объектах методом газовой хроматографии.


Защита лабораторных работ.

4


4


4


4

8


8


8


8

Выполняются 2 лабораторные работы по выбору.


3. Формы текущего контроля процесса обучения.


Планируемыми формами текущего контроля знаний студентов являются:

1. подтверждение знаний, приобретенных на I-IIступени обучения по данной дисциплине – зачет (вопросы для пересдачи указаны в приложении).

2. устный опрос на лабораторных занятиях о токсичности определяемого вещества, его ПДК (ПДВ) в объекте исследования, теории метода анализа и особенностях выполняемой лабораторной работы и расчет экологического ущерба, причиненного окружающей среде в результате антропогенной деятельности человека.

3. защита лабораторных работ.


^ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

4.1. Основная и дополнительная литература

Порядковый номер и библиографическое описание рекомендуемого источника литературы

Шифр библиотеке

Число экземпляров, выделяемое на данный поток студентов

Основная литература


1. Краснова Т.А., Кирсанов М.П. Организационно-правовые и инженерные основы охраны окружающей среды. Учебн. пособие для вузов – Кемерово, 1997.- 119с.


  1. Мазур И.И., Молдеванов О.И. Курс инженерной экологии. Учебн. для вузо. –М: Высшая школа, 1999. – 447с.



  1. Скулатов Ю.А., Дука Г.Г., Мизити Л. Введение в экологическую химию. Учебн. пособие для хим. и хим-тен. вузов. М. – Высшая школа, 1994. – 400с.




  1. Базлов В.Н., Лысак Г.Н., Полуторнова Т.Н. Охрана природы и инженерная защита окружающей среды в пищевой промышленности.

5. Краснова Т.А., Кирсанов М.П. Основы прикладной экологии. Учебн. пособие для вузов – Кемерово, 2002.- 168с.


Дополнительная литература


  1. Стадинцкий Т.В., Радионов А.И. Экология. Учебн. пособие для хим-техн. вузов. –М. Высшая школа. 1988. –272с.




  1. Одум Ю. Экология. В 2-х т. Т.1 пер. с англ. –М. Мир 1986-328 с.




  1. Одум Ю. Экология в 2-х т. Т.2 пер. с англ. –М. Мир 1986-376 с.




  1. Денисов В.В., Лозановская И.Н. Экология. Учебное пособие для студентов вузов.- Ростов-на-Дону Издат.Центр «МарТ».2002. -639с.




  1. Акимова Т.И., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Уч. для вузов – М.: ЮНИТИ, 2001- 343с.






504.06

К78


504.06

М17


504.06

С46


502.7

В17


504.06

К78


574

С76


57

О44


57

О44


504.40

Э40


504.06

А39



5


1


2


5


6


1


1


1


1

raspisanie-zanyatij-dlya-studentov-1-kursa-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-menedzhment-organizacii-zm-101-20102011-uchebnogo-goda-letnyaya-sessiya.html
raspisanie-zanyatij-dlya-studentov-2-kursa-zaochnoj-formi-obucheniya-fet.html
raspisanie-zanyatij-dlya-studentov-3-kursa-fakulteta-mts-na-2-polugodie-201011-uchebnogo-goda.html
raspisanie-zanyatij-dlya-studentov-3kursa-fakulteta-mts.html
raspisanie-zanyatij-dlya-studentov-5-kursa-ochno-zaochnoj-formi-obucheniya.html
raspisanie-zanyatij-fakulteta-innovatiki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uroven-i-kachestvo-zhizni-na-yuge-rossii-tendencii-i-perspektivi-mitrofanovoj-inni-vasilevni.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-blagoveshensk-izdatelstvo-bgpu-2010-stranica-22.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monografiya-pozitivnaya-semiotika-o-znakah-znakovih-sistemah-i-semioticheskoj-deyatelnosti-a-solomonik-red-g-krejdlin-obrazovanie-issledovano-v-mire.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vestnik-sovetsk-n097-2982009-monitoring-regionalnih-smi-po-teme-obrazovanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mchs-sergej-shojgu-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-14-sentyabrya-2010-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/82-oharakterizujte-osnovnie-napravleniya-perestrojki-zhizni-v-sssr-na-voennij-lad-v-nachale-vov.html
  • report.bystrickaya.ru/intervyu-deputata-gosdumi-rf-nadezhdi-gerasimovoj-v-avtorskoj-programme-romana-skudnyakova-bez-galstuka-na-tk-volga-informacionnoe-agentstvo-novoe-telegrafnoe-agentstvo-privolzhe-07032012.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-dlya-konkursa-uchenicheskih-referatov-krugozor-na-temu-osobennosti-anglijskogo-haraktera.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/v-dekabre-2011-goda-v-gorode-kamen-na-obi-otkroetsya-pervij-plavatelnij-bassejn.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/duhovnie-i-konstruktivnie-osnovi-vizantijskoj-pevcheskoj-sistemi-chast-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/risunok-27-adresa-bitov-registrov-specialnih-funkcij-1-obshaya-harakteristika-omevm-k1816ve751.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-2-kursa-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-psihologiya-stranica-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ocenka-stoimosti-kompanii-dlya-specialnostej-060400-finansi-i-kredit-i-060800-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-3-ya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-informatike-processor.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-036401-tamozhenoe-delo-specialnost-oop-036401-tamozhenoe-delo.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-osobennosti-vnedreniya-kreditnoj-sistemi-v-vuze-metodicheskoe-posobie-moskva-2006-g-udk-378-147-recenzenti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-planirovanie-i-koordinaciya-rabot-po-provedeniyu-reklamnih-kampanij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyubov-do-sroka-vremya-novostej-gudkov-aleksandr-14042006-65-str-2-gosduma-rf-monitoring-smi-14-aprelya-2006-g.html
  • write.bystrickaya.ru/funkcionalnie-sostoyaniya-cheloveka-v-trude-1-psihologiya-truda-kak-oblast-realii-otrasl-nauki-uchebnaya-disciplina-i-professiya.html
  • books.bystrickaya.ru/daniil-granin-eta-strannaya-zhizn-povest-glava-pervaya-gde-avtor-razmishlyaet-kak-bi-zainteresovat-chitatelya-a-tot-reshaet-stoit-li-emu-chitat-dalshe-stranica-8.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2-aprelya-2010-g-n-256-ob-utverzhdenii-i-vvedenii-v-dejstvie-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-meropriyatiyah-uchashihsya-ivanovskoj-oblasti-2010-g-.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-yazik-zhemchuzhina-kommunikacii-novosti-sajta.html
  • report.bystrickaya.ru/kamennij-poyas-stranica-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vpresse-v-gazetah-na-televidenii-po-radio-nam-kazhdij-den-rasskazivayut-o-bez-vesti-propavshih-lyudyah-no-malo-kto-znaet-kuda-imenno-oni-propadayut-i-okaz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-stranica-8.html
  • books.bystrickaya.ru/eechukovskaya-stenogramma-parlamentskih-slushanij-na-temu-voprosi-razvitiya-sistemi-hudozhestvennogo-obrazovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-rabote-nad-rodoslovnoj-ivanovo-2007.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-n-2-strana-neviuchennih-urokov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvedenie-ezhekvartalnijotche-t-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-obedinennie-mashinostroitelnie-zavodi-gruppa-uralmash-izhora.html
  • lesson.bystrickaya.ru/realizaciya-sistemnogo-podhoda-pri-postroenii-metodiki-analiza.html
  • institut.bystrickaya.ru/sto-velikih-nauchnih-otkritij-stranica-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/keti-trend-kofejnaya-kniga.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-stereotipi-svyazannie-s-priemnimi-detmi-i-zameshayushimi-semyami-kniga-izdana-pri-finansovoj-podderzhke-programmi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-lekcijosnovi-programmirovaniya-na-yazike-paskal.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.