.RU

Рабочая программа по дисциплине: История экономических учений Для направления 080100 Экономика


Федеральное агентство по образованию
Томский государственный университет систем управления

и радиоэлектроники (ТУСУР)


УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

________ Боков Л.А.

«___»__________2009 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине: История экономических учений


Для направления 080100 - Экономика

Экономический факультет

Курс второй

Семестр третий


Учебный план набора 2008 года и последующих лет


Распределение учебного времени

Лекции 18 часов

Практические занятия 18 часов

Всего аудиторных занятий 36 часа

Самостоятельная работа 44 часов

Общая трудоемкость 80 часов


Экзамен третий семестр


2009 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом направления 080100 - Экономика, утвержденным 17.06.2008 г

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры 28 августа 2009 г.


Разработчик

Доцент каф. Экономики,

к.э.н. Котликов В.А.


Зав. обеспечивающей кафедрой

(каф. Экономики) Буймов А.Г.


Рабочая программа согласована с факультетом, профилирующей и выпускающей кафедрами специальности


Декан ЭФ-------------------------------А.Г. Буймов


Зав.каф.Экономики-------------------А.Г. Буймов



  1. ^ Цели и задачи дисциплины


Целью данной учебной дисциплины является изучение истории становления и развития экономических идей, взглядов и воззрений. Изучение истории экономических учений позволяет получить представление об этапах и логике развития экономической науки, и способствует пониманию происхождения, смысла и значения современных экономических взглядов и представлений.

Лекционный материал курса представляет все основные экономические теории от древнейших времен до наших дней, содержит краткое изложение этих теорий, оценку их места в истории экономической науки, а также определяет логическую взаимосвязь между древними и новейшими теориями.

Семинарские занятия имеют целью детальное рассмотрение отдельных экономических теорий и некоторых их основных положений. Они предназначены как для более глубокого изучения курса, так и для закрепления некоторых его ключевых положений.

2. Содержание дисциплины.

2.1. Наименование тем, их содержание и объем в лекционных часах.

^ Тема 1. Введение в историю экономических учений - 1 час
История экономических учений как наука, ее место в системе экономических наук. Основные этапы развития экономической науки.

Научное, учебное и практическое значение курса. Базовые понятия курса: «экономическое сознание», « экономическая мысль», «экономическое учение», «экономическая наука».

Факторы развития экономической мысли. Понятие направлений и школ в истории экономических учений.

^ Тема 2. Первоначальные экономические взгляды - 1 час


Особенности экономических воззрений в традиционных обществах восточных и античных цивилизаций. Отношения к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту в экономических представлениях в обществах Древнего Египта, Вавилона, Китая и Индии. Зачатки рыночных отношений в античном рабовладельческом обществе и их влияние на экономическое мышление. Цель античного производства. Полис как феномен рабовладельческого уклада.


^ Тема 3. Меркантилизм - первая теоретическая система эпохи рыночных экономических отношений -1час.


Экономические, социальные и политические предпосылки к систематизации экономических знаний. Эволюция экономической мысли в период становления рыночной экономики и предпринимательства и возникновение меркантилизма. Великие географические открытия и их влияние на формирование международных товарно-денежных отношений. Меркантилизм и протекционизм как экономическая политика в области внешней торговли. Два этапа развития меркантилизма. Система денежного и система торгового баланса. Меркантилистские взгляды в современной внешней торговле.

^ Тема 4. Физиократы - 1 час.
Экономические условия появления учения физиократов. "Экономическая таблица" Кенэ -вершина теории физиократов и первый опыт макроэкономического анализа.


^ Тема 5. Классическая политической экономии - 3 часа.

Предпосылки формирования классической политэкономии. Особенности социально-экономического развития в Англии и Франции. Английская и французская классические школы. Экономические взгляды У. Петти и П. Буагильбера. Теория рыночного хозяйства А.Смита. Работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства", ее характеристика. Теория разделения труда. А.Смит о предпринимательстве, о налогах и доходах. Концепция "Невидимой руки" А.Смита. Экономическое учение Д.Рикардо. Д.Рикардо о распределении доходов, о двойственности труда. Цена и стоимость. Прибавочная стоимость. Классики и современная экономическая наука. Влияние А.Смита на экономическую мысль России.


^ Тема 6. Политическая экономия после А.Смита- 1 час.


Противоречия и "белые пятна" в экономических исследованиях А.Смита и Д.Рикардо. Дальнейшее развитие экономической науки. "Опыт о законе народонаселения" Т. Мальтуса и теория предельной производительности. Закон Сэя. Теория трех факторов производства Ж.Э.Сэя. Политэкономия во Франции.

Современное мальтузианство. Последователи Ж.Б.Сэя в современных условиях, реализация идей Сэя в неоклассической теории. Теория издержек Дж. Милля.


^ Тема 7. Марксистская политическая экономия - 1 час.

Исторические условия формирования марксизма. К.Маркс и классическая политическая экономия. Методология марксистского исследования. Трудовая теория стоимости - основа марксистской политэкономии. Распределение доходов и воспроизводство совокупного продукта. Теория кризисов и экономического роста. Классовый подход К.Маркса, его плюсы и минусы. Исторический анализ. Идеи о неизбежности гибели капитализма. К.Маркс о социализме. Вклад Ф.Энгельса в экономическую теорию.


^ Тема 8. – Формирование и эволюция современной экономической мысли. Маржиналистская революция - переворот в экономической науке - 1 час.

Субъективно-психологический подход в экономической науке. Австрийская школа. Теория потребительского поведения. Теория предельной полезности - ординалистский и кардиналистский подход. Теория "безразличия". Предельная производительность факторов производства.


^ Тема 9. Неоклассическое направление экономической теории - 1 час.


Неоклассицизм: предмет, метод. Маршалл - основоположник неоклассицизма. Стоимость, цена и спрос в теории Маршалла. Закон предельной производительности факторов производства Кларка. Концепция общего экономического равновесия Парето. Доминирование неоклассицизма во 2-й половине ХХ века.

^ Тема 10. Кейнсианство - 2 часа.


Критика Д.Кейнсом неоклассической школы. Теория «эффективного спроса». Теория сбережения и потребления. Инвестиции. Мультипликативный эффект. Экономическая роль государства по Д.Кейнсу.

Неокейнсианство. Теория встроенных стабилизаторов. Теория макроравновесной динамики. Эффект акселератора. Господство неокейнсианства во 2-й половине ХХ века.


^ Тема 11. Институционализм. - 1 час.


Особенности перехода капитализма в монополистическую стадию. Изучение влияния социально-экономических факторов на потребительское поведение. Теория престижного потребления Т. Веблена. Социально-правовой институционализм Дж Коммонса. «Деловые циклы» У. Митчелла. Неоинституционалисты. «Новое индустриальное общество» и теория «техноструктуры» Дж. Гэлбрейта.


^ Тема 12. Монетаризм. - 1 час.


Исследование механизма обратного воздействия «денежного мира» на «товарный мир». Денежно-кредитная политика. Монетаристская концепция М. Фридмена и ее практические воплощения («рейганомика и тэтчеризм»).


^ Тема 13. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. - 3 часа.


Особенности развития экономической науки в России. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов. Экономические дискуссии в России 20-х – 30-х г.г. ХХ века. Научный вклад А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства. Н.Д. Кондратьев и его теория больших циклов конъюнктуры как важнейший шаг в понимании экономической динамики.

Высокие традиции экономико-математической школы в России и СССР. В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий и Г.А. Фельдман – основоположники математического направления в российской экономической теории в конце Х1Х, начале ХХ века. Российская экономико-математическая школа в 60-е – 70-е г.г. ХХ в., ее виднейшие представители В.В. Новожилов и лауреат Нобелевской премии по экономике 1975 г. Л.В. Канторович.

^ 2.2. Cеминарские занятия, их содержание и объем в часах.


  1. Зарождение экономических взглядов. Меркантилисты и физиократы - 2 часа

  2. Классическая политическая экономия - 2 часа

  3. Марксистская политэкономия - 2 часа

  4. Австрийская, швейцарская школы маржинализма - 2 часа

  5. Неоклассическое направление экономической теории - 2 часа

  6. Кейнсианство - 2 часа

  7. Монетаризм - 2 часа
  8. ^ Институционализм - 2 часа

9. Русская экономическая мысль – 2 часа

^ 2.3. Самостоятельная работа 14 часов










Наименование работы

Кол-во часов

Форма контроля

1

Проработка лекционного материала

4 час

Экзамен

2.

Подготовка к семинарским занятиям. Выполнение домашних заданий

2 час

Опрос и контрольные работы на

семинарских

занятиях

3.

Изучение тем теоретической части курса, отводимых на самостоятельную проработку:

  1. Неолиберальное направление в экономической науке

  2. Вклад нобелевских лауреатов в разработку экономических проблем современности

8 час

Выступления на семинарских занятиях

3. Рекомендуемая литература.

^ 3.1Основная литература.

  1. Агапова И.И. История экономических учений: Учебное пособие для вузов М.: Экономисть, 2004. -285 с.

  2. Земцова Л.В. История экономических учений: Учебное пособие для вузов / Л. В. Земцова. Федеральное агентство по образованию. Томский государственный универстет систем управления и радиоэлектроники - 2-е изд., доп. и перераб. – Томск: ТУСУР, 2006.- 190 с. – (80)

  3. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов / Я.С. Ядгаров; Российская академия им. Г.В. Плеханова - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 478 с.- (33)

  4. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов / Я.С. Ядгаров; Российская академия им. Г.В. Плеханова - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 478 с.- (15)
^ 3.2Дополнительная литература

  1. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. Всероссийская академия внешней торговли Министерства торговли РФ. - М.: Юристь, 2001. - 456 с

  2. Гусейнов Р. М. История экономических учений: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2001; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. - 251[5], с ил.

  3. Всемирная история экономической мысли. - М., 1987

  4. История экономических учений.: учеб. пособие /Под ред. В. Автономова и др. М.: ИНФРА – М, 2004.-784 с.

  5. Кейнс Д.Ж. Общая теория занятости, процента и денег.- М., 1978

  6. Жамс Э. История экономической мысли. - М., 1990

  7. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.- М., 1996.

  8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства. -М.,1993.-Кн.1,2

  9. Антология экономической классики.-М., 1990

  10. Аникин А.В. Юность науки.- М., 1979


^ 4. Приложение к рабочей программе, шкала рейтинга по дисциплине.


Максимальное значение рейтинга для дисциплины - 100 баллов.

Максимальное семестровое значение рейтинга – 100 баллов.

^ Семестровая раскладка рейтинга



  1. Посещение лекций. 1 лекция – 1 балл. Баллы начисляются на основании проверки конспектов лекций. Всего – 9 баллов.

  2. Посещение семинарских занятий. Контроль по журналу посещаемости.

1 занятие – 1 балл. Всего - 9 баллов.

3 Выполнение контрольных работ по блокам тем – 2 работы в течение семестра – одна на «хорошо» выполненная работа – 15 баллов, на «отлично» – 20 баллов, на «удовлетворительно» – 10 баллов. Всего – 20 – 40 баллов.

Неудовлетворительно выполненная работа – 0 баллов.

1 блок


  1. Введение в историю экономических учений. Первоначальные экономические взгляды.

  2. Меркантилизм.

  3. Классическая политическая экономия. Экономические учения У. Петти и П. Баугильбера.

  4. Школа физиократов.

  5. Учение А. Смита. Последователи А. Смита.

  6. Марксистская политическая экономия.


2 блок

  1. «Маржиналистская революция».

  2. Неоклассическое направление экономической мысли.

  3. Кейнсианство.

  4. Институционализм.

  5. Монетаризм.

  6. Неолиберализм.

  7. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли.


4. Выступления на практических занятиях:

развернутое – 6 баллов, но не более 6 баллов за семестр

дополнение – 2 балла, но не более 6 баллов за семестр


Элементы учебной деятельности

Макс. балл на 1-ю КТ с начала сем.

Макс. балл за период между 1-й КТ и 2-й КТ

Макс. балл за период между 2-й КТ и на конец сем.

Всего за семестр

Посещение лекций

3

3

3

9

Посещение семин.

3

3

3

9

Контр. работы

0

20

20

40

Выступления на семин.

2

8

2

12

Итого максимум за период:

8

34

28

70

Сдача экзамена










30

Нарастающим итогом

8

42

70

100

rasskazov-soderzhanie-absolyutnaya-pustota-predislovie-stranica-5.html
rasskazov-soderzhanie-absolyutnaya-pustota-predislovie-stranica-7.html
rasskazov-soderzhanie-absolyutnaya-pustota-predislovie-stranica-80.html
rasskazov-soderzhanie-absolyutnaya-pustota-predislovie-stranica-9.html
rasskazovo-tambovskoj-oblasti-leksiko-grammaticheskij-kvn-v-6-a-i6-b.html
rasslablenie-i-otpuskanie-kniga-pervaya-iz-serii-zhizn-na-lyubvi.html
  • writing.bystrickaya.ru/astronomi-drevnih-vekov.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-modulya-matematika-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-obespechivayushih-podsistem-sistemi-upravleniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/krizis-odnogo-goda-psihicheskoe-razvitie-ot-odnogo-goda-do-treh-let.html
  • essay.bystrickaya.ru/erkn-ojmalar-ielern-tzlmne-engzu-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti-zhalpi-erezheler-erkn-ojmalar-ielern-tzlmne-engzu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/55-truboprovodi-i-armatura-obshie-pravila-vzrivobezopasnosti-dlya-vzrivopozharoopasnih-himicheskih-neftehimicheskih.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-kursu-grazhdanskoe-pravo-obshaya-chast.html
  • letter.bystrickaya.ru/monitoring-smi-za-period-oktyabr-2009g-stranica-9.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vi-zashita-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/universiada-2013-v-kazani-prohodyat-testovie-sorevnovaniya-vserossijskogo-i-mezhdunarodnogo-urovnej.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neindoevropejskie-yaziki-chast-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1810-segodnya-v-arhangelskom-gosudarstvennom-tehnicheskom-universitete-proshla-akciya-pozvoni-mame.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-2-blok-leto-2012.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-harakteristiki-plasticheskoj-deformacii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1988-oktyabr-okonchanie-33-mashinopisnie-kopii-bez-vihodnih-dannih.html
  • institut.bystrickaya.ru/tu-zhospari-tu-zhospari.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-obobshenie-opita-raboti-na-pravah-rukopisi-soderzhanie-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razmishleniya-nad-prichinami-revolyucii-v-rossii-chast-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kadrovij-sostav-informacionnij-byulleten-po-itogam-raboti-respublikanskih-uchrezhdenij-kulturi-iskusstva.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shofild-b-sh81-arkticheskie-konvoi-severnie-morskie-srazheniya-vo-vtoroj-mirovoj-vojne-per-s-angl-l-a-igorevskogo-stranica-16.html
  • notebook.bystrickaya.ru/imushestvoto-na-samokoveca-ostava-okonchatelno-za-drzhavata-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • studies.bystrickaya.ru/chast-torfa-ispolzuetsya-v-kachestve-topliva-a-takzhe-v-selskom-hozyajstve.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-analiz-sostoyaniya-socialno-pedagogicheskoj-sistemi-i-socialnij-zakaz-stranica-7.html
  • credit.bystrickaya.ru/polnomochiya-rukovoditelya-i-ego-zamestitelej-v-federalnom-mediko-biologicheskom-agentstve.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-primer-formi-patrioticheskogo-vospitaniya-detej-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-socialnih-pedagogov-balashov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-razvitiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-socialnoj-pomoshi-v-rossii-chast-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-razrabotka-sistemi-sotrudnichestva-s-kollektivami-shkol-belgorodskogo-regiona-rabotayushih-na-kraevedcheskoj-osnove.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-zakupkah-tovarov-rabot-uslug-dlya-nuzhd-polesskogo-gosudarstvennogo-rajonnogo-dorozhnogo-predpriyatiya-rajavtodor.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-ee-ya-trachu-na-dorogu-ili-chto-to-neobhodimoe-pokupayu-dlya-sebya-a-druguyu-chast-trachu-na-zapiski-kotorie-podayu-v-hramah-kamenki-ili-penzi.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-zh-temerbaeva-inzhenerlk-sizbani-moduldk-tehnologiya-arili-oitu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotchiki-programmi-povisheniya-kvalifikacii-karpachev-v-e-docent-k-t-n-direktor-nii-giprokom-tkachuk-e-o-s-n-s-k-t-n-docent-kafedri-pedagogika-visshej-shkoli-yurgtu-npi.html
  • control.bystrickaya.ru/ekspluataciya-po-sistemi-obrabotki-so-opisanie-i-instrukciya-po-ekspluatacii-g-obninsk.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gou-vpo-sgga-kafedra-inostrannih-yazikov-utverzhdayu-prorektor-po-uchebnoj-rabote.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.