.RU

Рабочая программа учебной дисциплины физика Уровень основной образовательной программы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета


__________________________________

(Подпись, ФИО)

«___» _____________________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физика


Уровень основной образовательной программы бакалавриат

^ Направление(я) подготовки (специальность) 050100.62, «Педагогическое образование»

Профиль(и) «Информатика и математика»

Форма обучения очная


Факультет информатики


Кафедра


Курс 1 Семестр 1

Учебный план набора 2011 года и последующих лет.

Распределение рабочего времени:



^ Виды учебной работы

Семестр 1

Семестр 2

Семестр 3

Семестр 4

Семестр 5

Семестр 6

Семестр 7

Семестр 8

Всего

Единицы

  1. 1

Лекции

18

























часов



Лабораторные работы




























часов



Практические занятия

18

























часов



^ Курсовой проект/работа (КРС) (аудиторная)




























часов



^ Всего аудиторных занятий (Сумма 1-4)

36

























часов



Из них в интерактивной форме

10

























часов



^ Самостоятельная работа студентов (СРС)

36

























часов



^ Всего (без экзамена) (Сумма 5,7)

72

























часов



^ Самост. работа на подготовку, сдачу экзамена




























часов



Общая трудоемкость (Сумма 8,9)

72

























часов




(в зачетных единицах)

2

























ЗЕТ

Зачет _________1_______семестр Диф. зачет _________________ семестр

Экзамен ______________семестр

Магнитогорск (2011)

Лист согласований


Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки (специальности) 050100.62 «Педагогическое образование», утвержденного _________________________,

(дата утверждения ФГОС ВПО)

рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «___» апреля 2011 г., протокол № _____.


Разработчики:

старший преподаватель кафедры физики и МОФ ___________________ Колдин А. В.

(подпись)


Зав. кафедрой: доцент кафедры физики и МОФ ___________________Платонов Н. И.

(подпись)


Эксперты:

доцент кафедры физики и МОФ ___________________ Шабиев Ф. К.

(подпись)
^ 1. Цели и задачи дисциплины: Цель освоения учебной дисциплины «ФИЗИКА» - сформировать у студентов научные представления о единой физической картине мира; расширить знания по отдельным разделам физики; показать роль физики в научно-техническом прогрессе; научить применять полученные знания при решении физических задач и объяснении физических явлений.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Физика» относится к математическому и естественнонаучному циклу ООП в рамках дисциплин по выбору вариативной части программы 050100.62 «Педагогическое образование» (квалификация «Бакалавр») и изучается студентами на 1 курсе (1 семестр).

Дисциплина «Физика» является логическим продолжением школьного курса физики, и является предшествующей для изучения дисциплины «Естественнонаучная картина мира».

Связь с другими курсами: курс «Физика» использует знания и навыки, полученные в рамках школьного курса физики, алгебры и геометрии.

Данный курс направлен на изучение основных физических явлений, законов и понятий, а также расширяет и обобщает знания студентов.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____2______ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

^ Аудиторные занятия (всего)

36

36










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18

18










Лабораторные работы (ЛР)
















Практические занятия (ПЗ)

18

18










Семинары (С)
















Коллоквиумы (К)
















Курсовой проект/(работа) (аудиторная нагрузка)
















^ Другие виды аудиторной работы
















^ Самостоятельная работа (всего)

36

36










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа) (самостоятельная работа)
















Дополнение и повторение лекционного курса

18

18










Реферат
















Решение физических задач

18

18










^ Другие виды самостоятельной работы
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет










Общая трудоемкость час

72

72










Зачетные Единицы Трудоемкости

2

2












^ 5. Содержание дисциплины


5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Лаборат.

занятия

Практич.

занятия.

Курсовой П/Р (КРС)

Самост. работа студента

Всего час. (без экзам)

Формируемые компетенции

(ОК, ПК)

1.

Механика

10




10




20

40

ОК-1, ОК-4, ПК-11

2.

Электричество и магнетизм.

8




8




16

32

ОК-1, ОК-4, ПК-11



^ 5.2. Содержание разделов дисциплины (по темам)

№ п/п

Наименование разделов

Содержание разделов

Трудоемкость (час.)

Формируемые компетенции

(ОК, ПК)

1.

Механика

^ Кинематика материальной точки. Система отсчета. Свободные тела. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Принцип относительности. Материальная точка. Абсолютно твердое тело. Траектория. Скорость. Ускорение. Угловая скорость и угловое ускорение.

^ Динамика материальной точки. Работа и энергия. Масса. Сила. Законы Ньютона. Силы трения. Закон сохранения импульса. Центр масс. Энергия, работа, мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Удар абсолютно упругих и неупругих тел.

^ Механика твёрдого тела. Момент инерции. Кинетическая энергия вращения. Момент силы. Уравнение динамики вращательного движения твердого тела. Момент импульса и закон его сохранения. Деформация твердого тела.

^ Элементы механики жидкостей. Давление в жидкости и газе. Уравнение Бернулли и следствия из него. Вязкость.

Механические колебания и волны. Гармонические колебания и их характеристики. Гармонический осциллятор. Пружинный, физический и математический маятники. Сложение гармонических колебаний. Дифференциальные уравнения затухающих и вынужденных колебаний. Амплитуда и фаза вынужденных колебаний. Резонанс. Волновые процессы. Продольные и поперечные волны. Уравнение бегущей волны. Фазовая скорость. Волновое уравнение. Интерференция волн. Стоячие волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.


40

ОК-1, ОК-4, ПК-11

2.

Электричество и магнетизм.

Электростатика. Электрический заряд. Электрические силы. Закон сохранения заряда. Взаимодействие электрически заряженных тел и закон Кулона. Однородное электростатическое поле и поле точечного электрического заряда. Напряженность и потенциал электрического поля. Связь потенциала с напряженностью поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Сегнетоэлектрики. Индукция электрического поля. Поток вектора электрической индукции. Теорема Остроградского-Гаусса и ее применение для расчета электрических полей. Энергия электрического поля. Проводники в электрическом поле.

^ Постоянный электрический ток. Электрический ток. Виды носителей зарядов. Сила тока. Напряжение на участке цепи. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника, зависимость сопротивления от параметров проводника и температуры. Соединения резисторов. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа для разветвленной цепи.

^ Магнитное поле. Магнитное поле и его характеристики. Закон Био–Савара–Лапласа. Взаимодействия токов. Закон Ампера и сила Лоренца. Магнитное поле прямого, кругового тока и соленоида. Виток с током в магнитном поле. Принцип работы электродвигателя. Магнитное поле в веществе. Диа-, пара-, и ферромагнетики. Магнитный гистерезис.

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция, индуктивность. Энергия магнитного поля.

^ Электромагнитные колебания и волны. Параметры переменного тока. Полное сопротивление простейших цепей переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Трансформатор, его использование в технике. Колебательный контур. Гармонические, затухающие электромагнитные колебания. Формула Томсона. Вынужденные колебания. Резонанс. Уравнения Максвелла. Ток смещения. Электромагнитные волны, их свойства и скорость распространения. Энергия электромагнитных волн.


32

ОК-1, ОК-4, ПК-11

…..














^ 5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) и обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечивающих (предыдущих) и обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины из табл.5.1, для которых необходимо изучение обеспечивающих (предыдущих) и обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Раздел 1


Раздел 2

^ Предшествующие дисциплины













^ Дисциплины, изучаемые параллельно

1.

Математический анализ

+

+

2.

Алгебра и геометрия

+

+

Последующие дисциплины

1.

Естественнонаучная картина мира

+

+



^ 5.4. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий

Перечень компетенций

Виды занятий

Л

Лаб

Пр.

КР/КП

СРС

ОК1







+




+

ОК4







+




+

ПК11







+




+

Л – лекция, Пр – практические и семинарские занятия, Лаб – лабораторные работы, КР/КП – курсовая работа/проект, СРС – самостоятельная работа студента


^ 5.5. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов контроля

Перечень компетенций

Формы контроля по разделам дисциплины


Раздел 1

Раздел 2


ОК1

Индивидуальное домашнее задание,

Опрос на лекции,

Решение задач перед аудиторией на практическом занятии

Индивидуальное домашнее задание,

Опрос на лекции,

Решение задач перед аудиторией на практическом занятии

ОК4

Индивидуальное домашнее задание,

Опрос на лекции

Индивидуальное домашнее задание,

Опрос на лекции

ПК11

Решение задач перед аудиторией на практическом занятии

Решение задач перед аудиторией на практическом занятии



^ 6. Методы и формы организации обучения

Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий в часах

Формы

Методы

Лекции (час)

Практические/семинарские

Занятия (час)

Тренинг

Мастер-класс (час)

СРС (час)

Всего

Проблемное обучение










10

10

Лекция – презентация (с использованием интерактивной доски, видеофрагментов, слайдов)

4

6







10

Итого интерактивных занятий

4

6




10

20



^ 7. Лабораторный практикум не предусмотрен


8. Практические занятия (семинары)


№ п/п

№ раздела дисциплины из табл. 5.1

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

Компетенции ОК, ПК

1.

1. Механика

1. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение.

2. Графики пути и скорости при прямолинейном равномерном и равноускоренном движении.

3. Свободное падение тел, движение тела брошенного под углом к горизонту.

4. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Законы Ньютона.

5. Понятие о силе и массе. Сложение сил.

6. Упругие силы и силы трения.

7. Понятие о невесомости.

8. Измерение гравитационной постоянной.

9. Законы сохранения.

9. Колебания. Маятники.

10. Элементы акустики. Природа и скорость звука. Частотный диапазон. Понятие об ультразвуке.

10

ОК-1, ОК-4, ПК-11



2. Электричество и магнетизм

1. Заряд. Закон сохранения эл. заряда.

2. Закон Кулона. Напряженность эл. поля.

3. Потенциальная энергия. взаимодействия зарядов. Потенциал.

4. Конденсаторы.

5. Постоянный электрический ток. Законы Ома.

6. Сопротивление проводников, зависимость сопротивления от температуры.

7. Эл. ток в полупроводниках.

8. Магнитное поле.

9. Сила Лоренца и сила Ампера.

10. Электромагнитная индукция.

11. Электромагнитные колебания и волны.

8

ОК-1, ОК-4, ПК-11

^ 9. Самостоятельная работа

№ п/п

№ раздела дисциплины из табл. 5.1

Тематика самостоятельной работы

(детализация)

Трудо-емкость

(час.)

Компетенции ОК, ПК

Контроль выполнения работы (Опрос, тест, дом.задание, и т.д)

1.

1. Механика

1. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение.

2. Графики пути и скорости при прямолинейном равномерном и равноускоренном движении.

3. Свободное падение тел, движение тела брошенного под углом к горизонту.

4. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Законы Ньютона.

5. Понятие о силе и массе. Сложение сил.

6. Упругие силы и силы трения.

7. Понятие о невесомости.

8. Измерение гравитационной постоянной.

9. Законы сохранения.

9. Колебания. Маятники.

10. Элементы акустики. Природа и скорость звука. Частотный диапазон. Понятие об ультразвуке.

20

ОК-1, ОК-4

Проверка выполнения индивидуального задания

2.

2. Электричество и магнетизм

1. Заряд. Закон сохранения эл. заряда.

2. Закон Кулона. Напряженность эл. поля.

3. Потенциальная энергия. взаимодействия зарядов. Потенциал.

4. Конденсаторы.

5. Постоянный электрический ток. Законы Ома.

6. Сопротивление проводников, зависимость сопротивления от температуры.

7. Эл. ток в полупроводниках.

8. Магнитное поле.

9. Сила Лоренца и сила Ампера.

10. Электромагнитная индукция.

11. Электромагнитные колебания и волны.

16

ОК-1, ОК-4

Проверка выполнения индивидуального задания


^ 10. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовая работа учебным планом не предусмотрена


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

11.1 Основная литература:

  1. Алешкевич В. А. Механика : учебник для вузов / В. А. Алешкевич, Л. Г. Деденко, В. А. Караваев ; под ред. В. А. Алешкевича. - М. : Академия, 2004. - 471, [9] с. : ил. - (Университетский курс общей физики). - Доп. Мин. обр. РФ. - ISBN 5-7695-1155-9.

  2. Волькенштейн В. С. Сборник задач по общему курсу физики : Для техн.вузов / В. С. Волькенштейн. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб. : Кн.мир, 2004. - 327 с. - ISBN 5-86457-2357-7.

  3. Дмитриева, В. Ф. Основы физики : Учеб. пособие для вузов / В. Ф. Дмитриева, В. Л. Прокофьев. - М. : Высш. шк., 2001. - 527 с. : ил. - Рек. Мин. обр. РФ. - ISBN 5-06-003790-8.

  4. Зисман, Г. А. Курс общей физики. В 3 т. Т. 1. Механика. Молекулярная физика. Колебания и волны : учеб. пособие для вузов / Г. А. Зисман, О. М. Тодес. - 7-е изд., стер. - СПб. [и др.] : Лань, 2007. - 339 с. : ил. - (Классическая учебная литература по физике). - Доп. НМС. - ISBN 978-5-8114-0753-8.

  5. И.В. Савельев. Курс общей физики в 4 томах. Т.1. М.: КноРус, 2009. – 1856 с.

  6. Трофимова, Т. И. Курс физики : Учеб. пособие для вузов / Т. И. Трофимова. - 7-е изд., стер. - М. : Высш. шк., 2003. - 542 с. - Рек. Мин. обр. РФ. - ISBN 5-06-003634-0.

  7. Фриш, С. Э. Курс общей физики. В 3 т. Т. 1. Физические основы механики. Молекулярная физика. Колебания и волны : учебник для вузов / С. Э. Фриш, А. В. Тиморева. - 12-е изд., стер. - СПб. [и др.] : Лань, 2007. - 470 с. : ил. - (Классическая учебная литература по физике). - ISBN 978-5-8114-0663-0.


11.2 Дополнительная литература:

  1. Архангельский М.М. Курс физики. Механика. Учебное пособие для студентов физ.-мат. пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1985. 424 с.

  2. Александров Н.Н. Курс общей физики. Механика. Учебное пособие для студентов-заочников физ.-мат. фак. пед. и-тов. М., «Просвещение», 1988. 416 с.

  3. Бабаджан Е.И., Гервидс В.И., Дубовик В.М., Нерсесов Э.А. Сборник качественных вопросов и задач по общей физике: Учеб. пособие для втузов. – М.: Наука. Гл. ред. физ. – мат. лит., 1990. – 400 с.

  4. С.Е. Хайкин Физические основы механики. М.; Наука, 1991.

  5. Телеснин Р.В. Электричество.- М.: Просвещение.- 1994.

  6. Сб. задач по курсу общей физики./ Под ред. М.С.Цедрика. - М.: Просвещение, 1989.

  7. Физический энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М.Прохоров. – М.: Сов. Энциклопедия, 1984. – 944с.

  8. Яворский Б.М. Курс общей физики. Ч. 3.- М.: Высшая школа.- 1982.

11.3 Программное обеспечение: не предусмотрено.

11.4 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1). www.edu.ru

2). www.do.ustu.ru/Katalog/fisics.htm;

3). www.alleng.ru/edu/phys9.htm;

4). www.exponenta.ru/educat/links/l_educ.asp;

5). www.profkniga.ru/cat/1037.htm;

6). www.khai.edu/page.php?pid=634

7). www.i-exam.ru и www.fepo.ru .


12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Мультимедийное оборудование.

puteshestvie-v-stranu-matematika.html
puteshestvie-za-molodilnimi-yablochkami-literaturnaya-igra.html
puteshestviya-gullivera-1726-dzhonatana-svifta-230-let-.html
puteshestviya-po-krasnodarskomu-krayu.html
puteshestviya.html
putevie-znaki-berezin.html
  • bukva.bystrickaya.ru/organizaciya-kak-obekt-upravleniya.html
  • bystrickaya.ru/zapomnilsya-den-snyatiya-s-posta-genseka-hrusheva-14-oktyabrya-1964-goda-avtobiograficheskie-zametki-o-zhizni-v-boksitogorskom-rajone.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-mou-troickaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-po-teme-programma-razvitiya-mou-troickaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • education.bystrickaya.ru/1-ponyatie-turistsko-rekreacionnogo-potenciala.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-38-vipusk-v-orehovo-zuevskom-filiale-nou-inep-po-zaochnoj-forme-obucheniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/shvaleno-nastolnaya-kniga-menedzhera-npo.html
  • reading.bystrickaya.ru/mareev-s-n-mareeva-e-v-istoriya-filosofii-obshij-kurs-uchebnoe-posobie-stranica-14.html
  • urok.bystrickaya.ru/pozvonochnik-ponyatiya-i-opredeleniya-ispolzuemie-v-medicinskoj-podgotovke-avarijno-spasatelnie-raboti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-8-prozrachnost-deyatelnosti-kompanii-i-prava-investora-na-poluchenie-informacii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovaniem-kuriruyushim-voprosi-attestacii-pedagogicheskih-rabotnikov.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/v-zemlyanke-a-surkov-laquila-marco-de.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-proektirovanie-sistem-avtomaticheskogo-regulirovaniya-elektropodvizhnogo-sostava-stranica-6.html
  • university.bystrickaya.ru/fotodetektor-s-insb-kvantovimi-tochkami-v-aktivnoj-oblasti-geteroperehoda-iitipa-na-osnove-inassbp-dlya-oblasti-spektra-24mkm.html
  • pisat.bystrickaya.ru/testovie-voprosi-po-osnovam-informacionnih-tehnologij-primenenie-sovremennih-it-v-analize-effektivnosti-funkcionirovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-vkr-metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-i-oformleniyu-kursovih-i-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-magisterskih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reglament-federalnogo-organa-ispolnitelnoj-vlasti-razrabativaetsya-v-sootvetstvii-s-federalnimi-zakonami-aktami-prezidenta-rossijskoj-federacii-i-pravitelstva-rossijskoj-federacii-dalee-pravitelstvo-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ulovkastrategicheskij-element-chernoj-ritoriki-8-redaktor-p-suvorova-bredemajer-k-b87-chernaya-ritorika-vlast.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-programma-rf-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-na-period-do-2020-goda-62-socialnie-i-ekologicheskie-problemi-monogorodov-na-primere-g-bajkalsk-66-stranica-17.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-kursovoj-rabote-na-temu-issledovanie-matematicheskih-metodov-postroeniya-izolinij-po-discipline.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-sostavleniya-administratorami-byudzhetnih-programm-konsolidirovannoj-finansovoj-otchetnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-tipologii-malih-grupp-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-aspirantov-prepodavatelej-uchebnoe.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-uchebnie-zanyatiya-po-kursu-teoreticheskie-osnovi-himii-sostoyat-iz-lekcij-seminarov-laboratornih-rabot-kursovoj-raboti-i-domashnej-raboti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/standartnaya-semantika-ddevidsona.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-10-unichtozhte-pregradi-shirokomu-krugu-chitatelej-predlagaetsya-prostaya-no-ochen-effektivnaya-metodologiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-10-nasledstvennost-cheloveka-i-os-kurs-lekcij-po-socialnoj-ekologii-ivanovo-2009.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/partijnaya-zhizn-gosudarstvennaya-duma-fs-rf-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viii-konferenciya-po-fizike-visokih-energij-yadernoj-fizike-i-uskoritelyam.html
  • literature.bystrickaya.ru/dannij-kurs-razrabotan-dlya-uchashihsya-9-h-klassov-orientirovan-na-vibor-imi-estestvenno-nauchnogo-profilya-obucheniya-v-starshej-shkole-i-rasschitan-na-10-chasov-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • reading.bystrickaya.ru/kravchenko-e-svobodu-yuanyu1-.html
  • reading.bystrickaya.ru/matvienko-prosit-prezidenta-uskorit-vnedrenie-yuvenalshini-proekt-dokumenta-poziciya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sensorno-eticheskij-introvert-dyuma-rukovodstvo-po-poisku-sputnika-zhizni-socionika-oglavlenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nedvizhimost-kak-obekt-grazhdanskih-prav.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • klass.bystrickaya.ru/44-shemi-principialnie-gost-21-408-93-mezhgosudarstvennij-standart-sistema-proektnoj-dokumentacii-dlya-stroitelstva.html
  • report.bystrickaya.ru/grizlov-b-v-monitoring-smi-8-maya-2008-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.