.RU

Рабочая программа учебной дисциплины информатика





НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет Автоматики и Вычислительной Техники Кафедра Автономных Информационных и Управляющих Систем "УТВЕРЖДАЮ" Декан АВТФ
__________В.В. Губарев

"____" ____________2006 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика
ООП [ЕН.Ф.03. Информатика] для студентов, обучающихся по специальности 220203 «Автономные информационные и управляющие системы»

Факультет Автоматики и Вычислительной Техники

Курс I, семестр I¸ II

Лекции 85 (51 час в 1-ом семестре, 34 часа во 2-ом семестре)

Практические занятия 51 час (34 часа в 1-ом семестре, 34 часа во 2-ом семестре) Лабораторные работы 68 часов (34 часа в 1-ом семестре, 34 часа во 2-ом семестре)

Курсовая работа II семестр

Самостоятельная работа 68 часов

Экзамен I семестр¸ зачет II семестр

Всего 272 часов


Новосибирск 2006


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 220203 «Автономные информационные и управляющие системы»


Регистрационный номер 284 инф. СП от 05.04.2000 г.


Шифр дисциплины в ГОС ЕН.Ф.03, дисциплина «Информатика» относится к общематематическим и естественнонаучным дисциплинам федерального компонента. [Шифр дисциплин по учебному плану: Общие математические и естественно-научные дисциплины (федеральный компонент)]


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Автономных информационных и управляющих систем» протокол № 2 от 21.02.06


Программу разработал старший преподаватель Кропачев Юрий Умвольдович


Заведующий кафедрой д.т.н. доцент Легкий В.Н.


Ответственный за основную образовательную программу д.т.н., профессор кафедры АВТ Востриков А.С.


^ 1. ВНЕШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ


Дисциплина «Информатика» в соответствии с требованиями ГОС ВПО содержит следующие вопросы:
Таблица 1

Шифр дисц.
^ Содержание учебной дисциплины
Часы

ЕН.Ф02

Основные понятия информатики: информация, информационная тех­нология, участники процесса обработки информации; компьютер как техническое средство реализации технологий, структура компьютера и программного обеспечения с точки зрения конечного пользователя, средства и алгоритмы представления, хранения и обработки текстовой и числовой информации; среды конечного пользователя; организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсре­ды; назначение и основы использования систем искусственного ин­теллекта; понятие о сетях ЭВМ, информационных технологиях на се­тях; основы телекоммуникаций и распределенной обработки инфор­мации; понятие об экономических и правовых аспектах информацион­ных технологий; основы защиты и информации и сведений, состав­ляющих государственную тайну; методы защиты информации; ком­пьютерный практикум.


272



^ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2
Особенность Содержание

Основание для введения дисциплины в учебный план специальности

Дисциплина относится к циклу дисциплин федерального компонента, включенных в учебный план подготовки инженеров по специальности 090105 «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем». Основанием для введения в учебный план являются требования ГОС.
^ Адресат курса
Дисциплина преподается на кафедрах ЗИ и АИУС ¸ предназначена для студентов, обучающихся по специальностям 090105 «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» и 220203 «Автономные информационные и управляющие системы»


Компетенции, которые может повысить обучающийся

Основная задача преподавания дисциплины "Информатика" в первом семестре – получить базовые знания по таким вопросам как: информационные процессы и системы, информационные ресурсы и технологии, количество и качество информации, виды и формы представления информации в информационных системах, системы счисления, представление числовой символьной и мультимедийной информации в ЭВМ, основные законы и постулаты алгебры логики, основы элементной базы цифровых автоматов, схемотехника логических элементов, понятие алгоритма и его свойства, машина Тьюринга и блок-схемный метод алгоритмизации. Во втором семестре - получить базовые знания по таким вопросам как: обработка информации, функциональная и структурная организация процессорных устройств, машина и принципы фон Неймана, исполнение команд программы, организация ввода- вывода, интерфейсные шины ПЭВМ, сетевые технологии распределенной обработки данных, хранение информации, классификация запоминающих устройств, каналы передачи данных и линии связи, классификация ПО и БД. Понятие об экономических и правовых аспектах информацион­ных технологий; основы защиты информации и сведений, состав­ляющих государственную тайну; методы защиты информации; ком­пьютерный практикум.


Ядро дисциплины

Ядро дисциплины составляют изучение основных понятий теории информации; формы представления числовой, символьной и мультимедийной информации; различных систем счисления; представление информации в цифровых автоматах; основных технологий обработки информации; функциональной и структурной организации процессорных устройств; основных типов микропроцессоров; организацию и иерархию запоминающих устройств и устройств ввода-вывода; способов и каналов передачи информации; методов контроля и защиты информации.

Связь с другими учебными дисциплинами ООП

Как комплексная научная дисциплина «Информатика» связана с философией и психологией – через учение об информации и теорию познания; с математикой через теорию математического моделирования, дискретную математику, математическую логику и теорию алгоритмов; лингвистикой – через учение о формальных языках и о знаковых системах; кибернетикой – через теорию информации и теорию управления; физикой и химией, электроникой и радиотехникой – через «материальную» часть компьютера и информационных систем. «Информатика является научным фундаментом процесса информатизации общества. С ней связано прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий, которые приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: производстве, науке, образовании, медицине и т.д.

Требования к первоначальному уровню подготовки

Студент должен знать высшую математику, теорию вероятностей, физику.

Особенности организации учебного процесса

Изучаемая дисциплина является основой для изучения дисциплин: «Программирование»,


^ 3. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 3
После изучения дисциплины студент будет

Будет иметь представление:

1.

О информации и информатике

2.

О количественных и качественных критериях информации

3.

О представлении и обработке информации в цифровых автоматах

4.

О логических основах построения цифровых автоматов и вычислительных систем

5.

О алгоритмах и алгоритмических системах

6.

О прохождении и обработке информации через соответствующие узлы и блоки ВС, базирующихся на различных процессорных платформах

7.

Об организации и работе памяти различных уровней и об обмене данными по магистральным шинам.

8.

О хранении и обработке текстовой и числовой информации;

9.

О организация и средствах человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсре­ды¸ назначении и основах использования систем искусственного ин­теллекта;


10.

О сетях ЭВМ, информационных технологиях на се­тях; основах телекоммуникаций и распределенной обработке инфор­мации;

11.

О экономических и правовых аспектах информацион­ных технологий;

12.

О основах защиты информации и сведений, состав­ляющих государственную тайну;

Знать:

13.

Основные понятия теории информации.

14.

Формы представления числовой, символьной и мультимедийной информации.

15

Различные системы счисления.

16.

Представление информации в цифровых автоматах.

17.

Основные технологии обработки информации.

18.

Функциональную и структурную организацию процессорных устройств.

. 19.

Основные типы микропроцессоров.

20.

Организацию и иерархию запоминающих устройств и устройств ввода-вывода.

21.

Способы и каналы передачи информации.

22.

Методы контроля и защиты информации.

Уметь:

23.

Анализировать существующие и разработку собственных алгоритмов программ с использованием стандартных фрагментов алгоритмов.

24.

Использовать навыки постановки задач, формализации задач и сбора данных.

25.

Разрабатывать простые программы на формальном алгоритмическом языке и использованием базовых типов данных и массивов.

26.

Работать в различных системах счисления, переводить числовую информацию из одной системы счисления в другую.

27.

Свободно оперировать основными законами и постулатами алгебры логики.

Иметь опыт:















^ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Учебным планом по дисциплине «Информатика» предусматривается проведение лекционных занятий в объеме 85 часов (51 час в 1 семестре, 34 часа во 2 семестре), проведение практических занятий в объеме 51 час (34 часа 1 семестр, 17 часов 2 семестр) и лабораторных работ в объеме 68 часов (34 часа 1 семестр, 34 часа 2 семестр)


Таблица 4

Блок, модуль, раздел, тема лекционных занятий

Часы

Ссылка на цели

Семестр 1

Понятие информации; общая характеристика процесса сбора, передачи, обработки и накопления информации: Информация и информатика. Информационные процессы и системы. Информационные ресурсы и технологии. Информатика и ее предыстория. Структура информатики и ее связь с другими науками.

4




Количество и качество информации. Уровни проблем передачи информации.

Меры информации. Меры информации синтаксического уровня. Меры информации семантического уровня . Меры информации прагматического уровня. Качество информации.

4




Виды и формы представления информации в информационных системах. Представление информации в цифровых автоматах.

4




Системы счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Двоично-десятичная система счисления. Представление числовой информации в цифровых автоматах. Выполнение арифметических операций над целыми числами.

4




Прямой, обратный и дополнительный коды. Смещенный код и код Грея.

2




Представление данных в памяти ЭВМ; Представление вещественных чисел и выполнение арифметических операций над ними в ЭВМ. Погрешности представления числовой информации в ЭВМ. Представление символьной информации в ЭВМ. Представление графической информации.

3




Логические основы построения цифровых автоматов. Основные законы и постулаты алгебры логики. Представление функций алгебры логики.

4




Логический синтез переключательных и вычислительных схем. Синтез переключательных схем. Синтез вычислительных схем.

2




Основы элементной базы цифровых автоматов. Логические элементы. Схемотехника логических элементов. Элементы интегральных схем.

4




Понятие алгоритма и алгоритмические системы. Понятие алгоритма и его свойства. Рекурсивные функции. Машины Тьюринга. Нормальные алгоритмы Маркова. Операторные системы алгоритмизации. Операторные алгоритмы Ван Хао. Операторные алгоритмы Ляпунова. Блок-схемный метод алгоритмизации. Методы оценки алгоритмов и алгоритмически неразрешимые проблемы.

4




ЭВМ как исполнитель алгоритмов: Компьютерная обработка информации. Поколения электронных вычислительных машин. Классификация средств обработки информации. Классификация программного обеспечения.

3




Структура программы на языке высокого уровня, представление текста программы, оформление программы; развитие языков программирования; этапы разработки программ.

4




Понятие системного программного обеспечения: назначение, возможности, структура; операционные системы для различных ЭВМ: файловая система, система управления работой пользователей, командные языки; трансляторы и редакторы связей;


4




Этапы работы на ЭВМ. Особенности работы на ПЭВМ; основные понятия систем управления базами данных и базами знаний.


2




Функциональная и структурная организация процессорных устройств обработки информации. Общая структура процессорных устройств обработки информации и принципы фон Неймана. Исполнение команд программы процессором. Общая структура ЭВМ. Структурная схема ПЭВМ. Процессоры и процессорные элементы вычислительных систем.

3





Семестр 2


Обработка данных в центральном процессоре: типы команд, реализация операций и операторов языка высокого уровня на языке ассемблера. Микропроцессоры с расширенной и сокращенной системой команд. Основные характеристики микропроцессоров, используемых в ПЭВМ.

2




Устройства ввода-вывода информации. Системная магистраль и шины ЭВМ. Организация ввода-вывода информации в ЭВМ. Системы параллельной обработки данных.

2




Хранение информации. Классификация запоминающих устройств. Основная память. Характеристики запоминающих устройств. Конфигурация запоминающих устройств с прямым доступом. Запоминающие элементы полупроводниковых ЗУ.

2




Накопители на жестких магнитных дисках. Структура данных на магнитном диске. Накопители на оптических и магнитооптических дисках.

2




Передача информации. Общая схема системы передачи информации. Виды и модели сигналов. Общие сведения о сообщениях и сигналах. Сигнал как случайный процесс. Математические модели сигналов и помех.

2




Каналы передачи данных и их характеристики. Кабельные линии связи. Беспроводные линии связи. Аппаратура линий связи.

4




Сетевые технологии распределенной обработки данных. Информационные сети. Классификация вычислительных сетей. Методы передачи данных по каналам связи. Способы коммутации данных. Эталонная модель взаимодействия открытых систем и протоколы обмена. Методы доступа к среде передачи данных.

4




Контроль передачи информации. Методы повышения верности передачи информации. Принципы помехоустойчивого кодирования. Циклические коды. Сжатие информации.

2




Экономические и правовые аспекты информацион­ных технологий.

2




Контроль и защита информации в автоматизированных системах. Угрозы безопасности информации в автоматизированных системах. Непреднамеренные угрозы. Преднамеренные угрозы. Обеспечение достоверности информации в автоматизированных системах. Обеспечение сохранности информации в автоматизированных системах.

2




Контроль правильности работы запоминающих устройств. Внешние запоминающие устройства.

Накопители на гибких магнитных дисках. Обеспечение конфиденциальности информации в автоматизированных системах.

4




Защита информации от утечки по техническим каналам. Криптографическая защита информации. Система охраны объекта. Разграничение доступа в автоматизированных системах.

4





^ ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Таблица 5

Блок, модуль, раздел, тема практических занятий

Учебная деятелность

Часы

Ссылка на цели

1-й семестр

Этапы решения задачи на компьютере: 1) Постановка задачи. 2) Формализация задачи. 3) Построение алгоритма. 4) Составление программы на языке программирования. 5) Отладка и тестирование программы. 6) Анализ полученных результатов.

Практическое занятие

4




Данные: константы и переменные. Имена, значения , типы. Простые и структурированные. "Смысл" переменных.

Практическое занятие

4




Построение текстового алгоритма. Пошаговая формализация. Переход к блок-схеме.

Практическое занятие

4




Построение алгоритмов с использованием блок-схем. Стандарты на элементы блок-схем.

Практическое занятие

2




Предварительный сбор фактов, касающихся программы. Принцип замены формулировки алгоритма управляющей конструкцией языка. Структурное программирование -нисходящее, пошаговое, структурное проектирование программы и данных. Модульность.

Практическое занятие

6




Линейные и циклические блок-схемы. Разработка блок-схемы алгоритма биквадратного уравнения. Описание алгоритма (блок-схемы) алгоритмическим языком.

Практическое занятие

2




Проектирование программы. Сортировка выбором. Варианты: с удалением найденных, со сдвигом оставшейся части, с обменом с очередным элементом

Практическое занятие

4




Зачетное. Работа с тестами.

Практическое занятие

8




Вводная: «Знакомство и получение начальных навыков работы с графическим редактором "Visio v.5.0"

Лабораторная работа № 1

4




«Постановка и формализация задач с линейной структурой алгоритма»

Лабораторная работа № 2

4




«Постановка и формализация задач с использованием разветвленной структуры алгоритма»

Лабораторная работа № 3

4




«Постановка и формализация задач с использованием циклических структур алгоритма»

Лабораторная работа № 4

4




«Постановка и формализация задач с использованием алгоритмов обработки массивов»

Лабораторная работа № 5

4




«Постановка и формализация задач с использованием стандартных алгоритмов сортировки»

Лабораторная работа № 6

4




«Постановка и формализация задач с использованием стандартных алгоритмов вычислений математических функций»

Лабораторная работа № 7

4




Заключительное занятие «Постановка и формализация задач с использованием смешанных алгоритмов»

Лабораторная работа № 8

6




2-й семестр

Структура алгоритмов. Общие сведения. Линейные. Разветвленные: альтернатива, обход.

Практическое занятие

3




Алгоритмы работы с массивами. Одномерными, многомерными. Ввод-вывод. Суммирование элементов. Нахождение экстремумов

Практическое занятие

3




Алгоритмы сортировки в массивах. Линейная. Пузырьковая.

Практическое занятие

4




Стандартные алгоритмы. Вычисление: факториала интеграла наибольшего общего делителя квадратного уравнения и вычисление многочлена (по схеме Горнера).

Практическое занятие

3




Разработка алгоритма сортировки массива методом вставки.

Практическое занятие

2




Работа с тестами

Практическое занятие

2




Найти в массиве и вывести значение наиболее часто встречающегося элемента. Найти в массиве элемент, наиболее близкий к среднему арифметическому суммы его элементов. Разделить массив на две части, поместив в первую элементы, большие среднего арифметического их суммы, а во вторую - меньшие (части не сортировать).

Лабораторная работа № 1

4




Сортировка выбором. Выбирается минимальный элемент в массиве, переносится в выходной массив на очередную позицию. Во входном массиве все элементы от следующего за текущим до конца сдвигаются на один влево.

Лабораторная работа № 2

6




Найти в строке (массиве символов) последовательности, состоящие из одного повторяющегося символа и заменить его на число символов и один символ (например "aaaaaa" - "5a").

Лабораторная работа № 3

4




«Программа находит в строке десятичные константы и заменяет их на шестнадцатеричные с тем же значением, например "aaaaa258xxx" на "aaaaa0x102xxx".»

Лабораторная работа № 4

4




Найти в строке два одинаковых фрагмента (не включающих в себя пробелы) длиной более 5 символов и возвратить индекс начала первого из них (т.е. для “aaaaaabcdefgxxxxxxbcdefgwwwww” вернуть n=6 - индекс начала “bcdefg”).

Лабораторная работа № 5

4




Сортировка подсчетом. Выходной массив заполняется значениями “-1”. Затем для каждого элемента определяется его место в выходном массиве путем подсчета количества элементов строго меньших данного. Естественно, что все одинаковые элементы попадают на одну позицию, за которой следует ряд значений “-1”. После чего оставшиеся в выходном массиве позиции со значением “-1” заполняются копией предыдущего значения.

Лабораторная работа № 6

4




Известно, что 1 января 1999 г. – пятница. Для любой заданной даты программа должна выводить день недели. Программа должна найти все “черные вторники” и “черные пятницы” 1999 года (то есть – 13 числа).

Лабораторная работа № 7

4




Заключительное занятие

Лабораторная работа № 8

6






^ 5.УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Учебным планом по дисциплине предусмотрена курсовая работа во втором семестре. На самостоятельную работу студента отводится 68 часов. Студентам предлагается изучить лекционный, учебно-методический материал, обратив особое внимание на:

Особенности архитектур микропроцессоров различных производителей;

Особенности построения иерархии памяти в той или иной микропроцессорной архитектуре;

Особенности построения и использования системных шин и шин ввода-вывода;

Студентам могут быть предложены по выбору различные темы курсовых работ различной сложности в соответствии с содержанием дисциплины, темами лекционных занятий.


^ ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ


1.Сравнительный анализ архитектурных и схемотехнических решений проблем производительности и безопасности микропроцессоров Intel и Sparc;

2. Сравнительный анализ архитектурных и схемотехнических решений проблем производительности и безопасности микропроцессоров Intel и Alpha;

3. Сравнительный анализ архитектурных и схемотехнических решений проблем производительности и безопасности микропроцессоров Intel и Hewlett Paccard;

4. Сравнительный анализ архитектурных и схемотехнических решений проблем производительности и безопасности микропроцессоров Intel и Power;

5. Сравнительный анализ архитектурных и схемотехнических решений проблем производительности и безопасности микропроцессоров Intel и Mips;

6. Сравнительный анализ архитектурных и схемотехнических решений проблем производительности и безопасности микропроцессоров Intel и Motorolla;

7. Сравнительный анализ архитектурных и схемотехнических решений Risc и Cisc – процессоров при построении серверных систем;

8. Сравнительный анализ архитектурных и схемотехнических решений Risc и Cisc – процессоров при построении рабочих станций;

9. Сравнительный анализ архитектурных и схемотехнических решений Risc и Cisc – процессоров при построении мультипроцессорных систем;

10. Сравнительный анализ архитектурных и схемотехнических решений Risc и Cisc – процессоров при построении кластерных систем;


^ 6. ПРАВИЛА АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ


Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью вопросов по основным проблемам дисциплины.

Для оценки деятельности студента используются зачетные задания в виде 2-х теоретических вопросов и одного практического задания (задачи).

Зачет ставится по результатам устного ответа на поставленные вопросы и в соответствии с «Положением об экзаменах» в НГТУ от 4.04.04 г.

Теоретические вопросы формулируются в строгом соответствии с темами лекционных занятий.


^ 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аладьев В.З., Хунт Ю.Я., Шишаков МЛ. Основы информати­ки: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Информ; Издат. дом «Филин», 1999.

2. Алферова З.В. Теория алгоритмов.— М: Статистика, 1973.

3. Башков ЕЛ. Аппаратное и программное обеспечение зарубежных микро ЭВМ: учебное пособие. — К.: Высшая шк., 1990.

4. Брукшир Дж. Г. Введение в компьютерные науки: Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2001.

5. Введение в криптографию / Под общей ред. В.В.Ященко. — СПб.: Питер, 2001.

6. Введение в микроЭВМ/ С.А. Майоров, В.В. Кириллов, А.А. Приблуда,— Л.: Машиностроение, 1988.

7. Герасименко ВЛ. Основы информационной грамоты. — М.: Энерготомиздат, 1996.

8. Дмитриев В.И, Прикладная теория информации. — М.: Высш. шк., 1989.

9. Емельянов ГЛ., Шварцман В. О. Передача дискретной инфор­мации: Учебник для вузов.— М.: Радио и связь, 1982.

10. Завгородний В.И. Комплексная защита информации в ком­пьютерных системах: Учебное пособие. — М.: Логос; ПБОЮЛ Н.А.Егоров, 2001.

11. Зима В.М., Молдовян А.Л.. Молдовян НЛ. Безопасность гло­бальных сетевых технологий. — СПб.: БХВ-Петербург, 2000.

12. Иванова ГС. Технология программирования: Учебник для вузов. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002 г.

13. Информатика: Базовый курс/Под ред. СВ. Симоновича. — СПб.: Питер, 2002.

14. Информатика: Учебник. 3-е изд. перераб./Под ред. Н.В. Ма­каровой. — М.: Финансы и статистика, 2000.

15. Каган Б.М. Электронные вычислительные машины и систе­мы: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Энерготомиздат, 1991.

16. Могилев А.В., Пак Н.К, Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. посо­бие для студ. пед. вузов / Под ред. Е.К .Хеннера. 2-е изд. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

17. Новиков Ю.В., Кондратенко СВ. Локальные сети: архитек­тура, алгоритмы, проектирование. — М.: Изд-во ЭКОМ, 2001.

18. Норенков И.П., Трудоношин В.А. Телекоммуникационные технологии и сети. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Ml "ГУ им. Н.Э Баумана, 2000.

19. Острековский В.А. Информатика: Учеб. для вузов. — М.: Высшая школа, 2000.

20. Савельев А.Я. Основы информатики: Учебник для вузов. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2001.

21.Технические методы и средства защиты информации / Ю.Н. Максимов, В.Г.Сонников, В.Г.Петров и др. СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2000.

22. Торокин А.А. Основы инженерно-технической защиты ин­формации. — М.: Изд-во «Ось-89», 1998.

23.Угрюмов Е.П. Цифровая схемотехника. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002.

24. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации, 1995.

25. Хорев А.А. Способы и средства защиты информации. — М.: МО РФ, 1998.

26. Шмалько А.В. Цифровые сети связи: основы планирования и построения. — М.: Эко-Трендз, 2001.

27. Экономическая информатика / Под ред. П.В. Конюховского и Д.Н.Колесова. — СПб: Питер, 2001.

28. Ловцов ДЛ. Контроль и защита информации в АСУ. В 2 кн. — Кн. 1. Вопросы теории и применения. — М.: ВА им. Ф.Э. Дзер­жинского, 1991.



  1. ^ КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ




  1. Какие определения понятия «информация» Вы знаете?

  2. Назовите формы отражения в живой и неживой природе.

  3. Назовите основные структурные компоненты процесса обмена ин­формацией.

  4. Какие функции и формы движения в обществе имеет информация?

  5. Что такое информационный процесс?

  6. Что такое данные?

  7. Что такое информационный ресурс и в чем его особенности?

  8. В чем состоит процесс информатизации?

  9. В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?

  10. Определите суть информационных технологий.

  11. Какие негативные последствия несет с собой появление новых информационных технологий?

  12. Расскажите об истории развития средств информационного труда.

  13. Как и для чего появилась информатика?

  14. Дайте определение информатики.

  15. Какова общая структура современной информатики?

  16. Как информатика связана с другими науками

  17. Какие уровни проблем передачи информации Вы знаете?

  18. Назовите меры информации синтаксического уровня.

  19. Охарактеризуйте сущность понятия энтропии.

  20. Как связаны между собой понятия количества информации и эн­тропии?

  21. Что определяет термин «бит»? Приведите примеры сообщений, содержащих один (два, восемь) бит информации.

  22. Запишите формулы Хартли и Шеннона. При каком условии фор­мула Шеннона переходит в формулу Хартли?

  23. Что такое абстрактный алфавит?

  24. Дайте определение избыточности алфавита источника сообщений.

  25. Какие меры информации семантического уровня Вы знаете?

  26. Что такое тезаурус?

  27. Дайте определение дезинформации.

  28. Что такое качество информации?

  29. Назовите основные составляющие качества информации.

  30. Как Вы понимаете защищенность и содержательность информации?

  31. Чем достигается требуемый уровень защищенности информации?

  32. Назовите основные классификационные признаки информации?

  33. Какие виды и формы представления информации в информаци­онных системах Вы знаете?

  34. Что такое система счисления?

  35. В чем отличие позиционной системы счисления от непозиционной?

  36. Что называется основанием системы счисления?

  37. Что понимают под алфавитом системы счисления?

  38. Сформулируйте правила выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления?

  39. Что такое код?

  40. Какие системы счисления являются более эффективными для использования в цифровых автоматах?

  41. Какие способы перевода чисел из одной системы счисления в дру­гую Вы знаете?

  42. В чем заключается преимущество использования восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления?

  43. Дайте определение двоично-десятичной системы счисления.

  44. Что такое машинное слово?

  45. Что представляет собой выходной сигнал элемента памяти ЭВМ?

  46. Назовите формы представления двоичных чисел в ЭВМ.

  47. Что такое прямой, обратный и дополнительный коды?

  48. Сформулируйте правила, определяющие правильность выполне­ния операций сложения чисел со знаком и без знака в ЭВМ.

  49. Что такое смещенный код?

  50. Что такое код Грея?

  51. Как представляются вещественные числа в ЭВМ?

  52. Чем определяется погрешность представления числовой инфор­мации в ЭВМ?

  53. Как представляются символьные данные в ЭВМ?

  54. Что такое алгебра логики ?

  55. Назовите области применения булевой алгебры.

  56. Что такое элементы булевой алгебры?

  57. Назовите базовые операции булевой алгебры.

  58. Какие основные законы и постулаты алгебры логики Вы знаете?

  59. Дайте определение булевой функции.

  60. Перечислите булевы функции двух переменных.

  61. Чем вызвана необходимость формализации понятия алгоритма?

  62. Какие способы представления алгоритма Вы знаете?

  63. Что такое алфавитный оператор?

  64. Дайте определение кодирующего отображения.

  65. Назовите основные свойства алгоритма.

  66. Что такое алгоритмическая система?

  67. Что такое рекурсия?

  68. Дайте определения вычислимой и частичной функций.

  69. В чем состоит тезис Черча?

  70. Назовите элементарные арифметические функции и операции.

  71. Дайте определение частично рекурсивной функции.

  72. Что такое абстрактные машины Поста и Тьюринга, для чего они предназначены?

  73. Как «устроена» машина Тьюринга?

  74. Перечислите приказы, выполняемые машиной Поста.

  75. Что понимают под конфигурацией машины Тьюринга?

  76. Каков принцип работы машины Тьюринга?

  77. Что такое универсальная машина Тьюринга?

  78. В чем различие между детерминированной и недетерминирован­ной машинами Тьюринга?

  79. Что такое граф-схема алгоритма?

  80. Дайте определение нормального алгоритма Маркова.

  81. Назовите основные требования, предъявляемые к определению алгоритма при его практическом использовании.

  82. Что представляет собой операторный алгоритм Ван Хао?

  83. Назовите основные особенности операторных алгоритмов Ляпу­нова.

  84. В чем состоит особенность блок-схемного метода алгоритмизации?

  85. Какие меры сложности алгоритмов Вы знаете?

  86. Что означает алгоритмическая разрешимость или неразрешимость задачи?

  87. Приведите примеры алгоритмически неразрешимых задач.

  88. Что понимается под обработкой информации?

  89. Что такое исполнитель алгоритма?

  90. Что такое операция?

  91. Охарактеризуйте основные режимы взаимодействия пользователя с ЭВМ.

  92. Какие характерные признаки лежат в основе деления ЭВМ по поколениям?

  93. Дайте классификацию программных продуктов.

  94. Что относится к системному программному обеспечению?

  95. Для чего предназначены инструментальные средства технологии программирования?

  96. Что такое прикладная программа?

  97. Перечислите принципы построения ЭВМ согласно фон Нейману.

  98. Что такое архитектура и структура ЭВМ?

  99. Назовите состав и функции блоков центрального процессора.

  100. Что такое регистры? Для чего они предназначены?

  101. Назовите состав и назначение основных элементов ЭВМ.

  102. Какие бывают форматы команд?

  103. Охарактеризуйте алгоритм выполнения команд процессором.

  104. Что такое ПЭВМ? В чем отличие ПЭВМ от ЭВМ других классов?

  105. Из каких устройств состоит системный блок? Каково их назна­чение?

  106. Какую роль в ЭВМ играют прерывания?

  107. Охарактеризуйте основные устройства ввода/вывода информа­ции в ЭВМ.

  108. Какие способы арбитража магистрали Вы знаете? В чем их особенность?

  109. Охарактеризуйте основные типы шин современных ПЭВМ.

  110. Что представляет собой типичная схема контроллера внешних устройств?

  111. Какие типы параллельных ЭВМ Вы знаете?

  112. Что такое система команд процессора?

  113. Охарактеризуйте архитектуры RISC и CISC- процессоров.

  114. Назовите основные характеристики микропроцессоров.

  115. Какие типы микропроцессоров, используемых в высокопроизво­дительных вычислительных системах, Вы знаете?

  116. Что представляет собой сетевая архитектура «клиент-сервер»?

  117. Охарактеризуйте основные модели распределенных вычислений.

  118. Что понимается под хранением информации?

  119. Какие типы памяти выделяют в ЭВМ?

  120. Охарактеризуйте способы доступа к данным в запоминающих устройствах.

  121. Дайте классификацию запоминающих устройств.

  122. Назовите основные характеристики запоминающих устройств.

  123. Расскажите об особенностях конфигурации запоминающих устройств с прямым доступом.

  124. Объясните принцип функционирования запоминающих элементов статического и динамического ОЗУ.

  125. Что представляют собой элементы памяти ПЗУ?

  126. Охарактеризуйте основные типы памяти современных ПЭВМ.

  127. Для чего используют корректирующие коды в запоминающих ус­тройствах?

  128. Объясните принцип построения кода Хемминга.

  129. Для чего предназначены внешние запоминающие устройства?

  130. Какие типы внешних запоминающих устройств Вы знаете? Дайте характеристику основным из них.

  131. Что такое файл?

  132. Что такое кластер?

  133. Объясните структуру данных на магнитном диске.

  134. В чем основное отличие между FAT 16 и FAT 32?

  135. Что такое сообщение?

  136. Что такое сигнал?

  137. Какие виды и модели сигналов Вы знаете?

  138. Назовите основные характеристики сигналов и помех.

  139. Что понимают под каналом передачи информации?

  140. Объясните формулу Хартли-Шеннона?

  141. Назовите основные характеристики каналов связи.

  142. Охарактеризуйте кабельные линии связи.

  143. Какие типы кабелей Вы знаете?

  144. Раскройте особенности беспроводных линий связи.

  145. Назовите основные типы аппаратуры линий связи.

  146. Дайте определение информационной сети.

  147. По каким признакам осуществляется классификация сетей?

  148. Охарактеризуйте методы передачи данных по каналам связи.

  149. Охарактеризуйте способы коммутации данных.

  150. Что такое протокол?

  151. Дайте определение экономических аспектов информации.

  152. К какой категории относятся понятия «достоверность» и «своевременность» информации.

  153. Охарактеризуйте правовые аспекты информации.

  154. Каким образом на территории РФ осуществляется правовая защита информации.

  155. Что такое безопасность информации?

  156. Что понимается под угрозой безопасности информации?

  157. Дайте общую характеристику преднамеренных угроз.

  158. Дайте определение несанкционированного доступа к информации.

  159. Что такое вредительские программы?

  160. В чем заключается проблема обеспечения достоверности при обработке информации в АС?

  161. Перечислите методы повышения достоверности информации в АС.

  162. Охарактеризуйте особенности организационных методов повы­шения достоверности информации.

  163. Перечислите методы повышения сохранности информации в АС.

  164. Перечислите основные направления обеспечения конфиденци­альности информации.

  165. Охарактеризуйте методы и средства защиты информации от утеч­ки по техническим каналам.

  166. Что понимается под криптографической защитой информации?

  167. Что понимается под идентификацией и аутентификацией?

  168. Перечислите основные функции системы разграничения доступа в АС.

  169. Что представляет собой матрица доступа?

  170. Какие способы реализации матрицы доступа Вы знаете?

pz-2-reshenie-proizvodstvennih-zadach.html
pzs-po-sposobu-organizacii-perenosa-i-schitivaniya-zaryadovih-paketov-eti-pribori-podrazdelyayutsya-na-pzs.html
q-21-metodologiya-socialnogo-issledovaniya-q-vozniknovenie-rossijskogo-gosudarstva-i-pervie-etapi-ego-evolyucii-4.html
q-41-pr-i-sredstva-massovoj-informacii-q-vozniknovenie-rossijskogo-gosudarstva-i-pervie-etapi-ego-evolyucii-4.html
q-76-gosudarstvennie-polnomochiya-po-regulirovaniyu-mestnogo-samoupravleniya.html
q-zadanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-vladivostok-2009-recenzenti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/transportnij-kompleks-vneshnij-transport-generalnij-plan-semikarakorskogo-gorodskogo-poseleniya-semikarakorskogo-rajona.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kniga-1-toma-1-i-2-stranica-61.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-dlya-geroev-stranica-47.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-logopedicheskie-tehnologii-tehnologiya-formirovaniya-intonacionnoj-storoni-rechi-specialnost-050715-logopediya.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-literatura-logichnost-rechi-sootvetstvie-techeniya-mislej-otrazhennih-v-rechi-zakonam-logiki-soglasovannost.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slovo-pejzazh-prishlo-k-nam-iz-francuzskogo-yazika-i-oznachaet-priroda-vkachestve-samostoyatelnogo-zhanra-v-evrope-pejzazh-oformilsya-lish-k-xvi-veku-odnako-v-ki.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-regionalnogo-brendinga-nizhegorodskoj-oblasti-2009-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/velatropa-v-fokuse-nablyudeniya-otchet-merlina-derevya-prociona-souchastniki-vremeni-17-dvojnie-zvezdi-i-tragediya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tkachenko-larisi-tadeushevni-2014.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-osnovnie-ponyatiya-differencialnogo-ischisleniya-funkcij-odnoj-peremennoj-opredelenie-proizvodnoj-i-eyo-geometricheskij-smisl.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/511uchastok-tehnologicheskogo-processa-c-ispolzovaniem-gruntovogo-nasosa.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-izdatelstvo-rudn-2004-stranica-6.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-videleniya-i-sohraneniya-lvpc-na-territorii-arendi-predpriyatij-vhodyashih-v-gruppu-kompanij-rfp-grupp.html
  • education.bystrickaya.ru/32uprugaya-i-plasticheskaya-deformaciya-kafedra-fiziki-metallov-i-materialovedeniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-po-napravleniyu-bakalavriata-550800-240100-himicheskaya-tehnologiya-i-biohimiya-rabochaya-programma-po-discipline-obyazatelnoj-po-standartu.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vtoraya-zhizn-boevoj-raketi-uroki-i-nasledie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-napisanie-nauchnoj-raboti-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-fakulteta-upravleniya-zaochnoe-otdelenie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-matematiki-tezisi-dokladov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchetnaya-karta-semi-uchebno-metodicheskoe-posobie-minsk-ripo-2003-udk-37-013-78-072-bbk-74-6.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ponyatie-i-priznaki-yuridicheskogo-lica.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskaz-prizhimaya-k-uhu-telefon-ya-govoryu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/evklid-i-ego-nachala.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-opita-raboti-rossijskih-bibliotek-dajdzhest.html
  • predmet.bystrickaya.ru/regionalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-nauchnaya-podderzhka-innovacionnih-processov-i-professionalnogo-partnerstva-v-obrazovanii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-trudoemkost-disciplini-6-zachetnih-edinic-napravlenie-080800-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-vospitatelnoj-deyatelnosti-mou-atamanovskaya-sosh-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • report.bystrickaya.ru/karr-allen-legkij-sposob-sbrosit-ves-stranica-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-12-dmitrij-gluhovskij-metro-2033.html
  • education.bystrickaya.ru/2konkursnaya-dokumentaciya-21soderzhanie-konkursnoj-dokumentacii-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-po-osnovnoj-deyatelnosti-administracii-ust-ordinskogo-buryatskogo-okruga-stranica-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-ekspertiza-normativnih-pravovih-aktov-na-korrupciogennost-ekspertnaya-komissiya-obshestvennogo-soveta-pri.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii-kamernij-vokalnij-repertuar-i-ego-sozdateli-kamernaya-vokalnaya-muzika-v-rossii-pervoj-polovini-xix.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-6-rekomendovano-v-sovet-fakulteta-zav-kafedroj-infekcionnih-boleznej-belmapo-professor-a-a-klyuchareva-g-minsk-2001.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskij-gosudarstvennij-institut-mezhdunarodnih-otnoshenij-u-mid-rf.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-specialnosti-080801-prikladnaya-informatika-v-ekonomike.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.