.RU

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Методики исследования в социальной работе Направление 040400. 68 «Социальная работа»





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа гуманитарных наук ДВФУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
Методики исследования в социальной работе

Направление - 040400.68 «Социальная работа»

Форма подготовки очная

Школа гуманитарных наук

Кафедра социальных наук

курс 1 семестр 2

лекции 14 (час.)

практические занятия 14 час.

лабораторные работы___час.

всего часов аудиторной нагрузки 28 (час.)

самостоятельная работа 116 (час.)

контрольные работы (количество) 0

зачет ___ семестр

экзамен 2 семестр

Рабочая учебная программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом 07.02.2011 г. № 170.

Рабочая учебная программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры социальных наук №1 _«_01__» октября__2012_г.

Заведующая (ий) кафедрой__И.Г. Кузина «08» октября 2012 г.

Составитель к.с.н., доцент Костина Е.Ю.

I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры социальных наук:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________

(подпись) (и.о. фамилия)


II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры социальных наук:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________

АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Методики исследования в социальной работе» проводится на первом курсе магистратуры освоения программы и предполагает освоение студентами методов и технологии проведения исследования и внедрения полученных данных в практику. Изучение данной дисциплины должно завершать освоение основ теории и технологий социальной работы.

Данный курс читается на 1 курсе во 2-ом семестре и имеет особую актуальность и ярко выраженный проблемный характер вследствие наличия разнообразный нерешенный вопросов в современном обществе, в том числе и в области социальной работы. Этот курс описывает не только общие методологические подходы, но и конкретное применение методов, способов и приемов разработки исследований, а также разнообразные рычаги и стимулы, воздействующие на состояние и развитие социальных явлений и процессов на разных уровнях.

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методика исследования в социальной работе» являются дать студенту целостное теоретическое представление об основных методах сбора информации, используемых в социологии и научить студентов самостоятельно применять существующие методы в практике социальной работы. Этот курс описывает не только общие методологические подходы, но и конкретное применение методов, способов и приемов разработки исследований, а также разнообразные рычаги и стимулы, воздействующие на состояние и развитие социальных явлений и процессов на разных уровнях.

Программа курса “Методики исследования в социальной работе” рассчитана на магистров, специализирующихся по социальной работе.

Цель курса - дать магистрам целостное теоретическое представление об основных методах сбора информации, используемых в социологии и психологии и научить студентов самостоятельно применять существующие методы в практике социальной работы.

Задачи курса:

- дать студенту углубленное представление о существующих в общественных науках видах исследований;

- ознакомить студентов с особенностями научно-исследовательского процесса в работе с различными группами населения;

- дать студенту необходимый набор знаний в области исследовательской методологии, необходимый для выделения и описания проблемы;

- научить осуществлять обзор научной литературы для предварительного изучения проблемы;

- ориентировать студента на проведение исследования в процессе практики путем выдвижения и осознания им своих собственных гипотез и концепций, а также осознания возможности их проверки своими силами или вместе с однокурсниками;

- научить формулировать цели и задачи исследования, а также четко и грамотно выдвигать гипотезы, правильно вести записи или осуществлять кодификацию, составлять выборку, анализировать полученные данные, интерпретировать результаты проведенного исследования с целью их эффективного практического применения;

- ознакомить с различными вариантами организации исследования.

Место дисциплины в структуре ОП

Данная дисциплина относится к дисциплинам выбора вариативной части общенаучного цикла. Дисциплина «Методики исследования в социальной работе» проводится на первом курсе магистратуры и предполагает освоение магистрами методов и технологии проведения исследования и внедрения полученных данных в практику. Изучение данной дисциплины должно завершать освоение основ теории и технологий социальной работы. Дисциплина имеет взаимосвязи с дисциплинами «Развитие ресурсов социальных служб», «Социальное партнерство».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе.

Уметь: выбирать методы, соответствующие целям и задачам исследования; использовать методы.

Владеть: методами исследования практики социального управления в сфере социального обслуживания.

Студент должен:

быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процесс обеспечения социального благополучия;

быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья;

быть способным составлять практические рекомендации по использованию научных исследований;

быть готовым представлять результаты исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений;


быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия.

Компетенции выпускника, формируемые в результате изучения дисциплины

Выпускник магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

ОК-2 – способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменения научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности,

ОК-4 – способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и научных работ, в управлении коллективом.

Выпускник магистратуры должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

ПК-4 – способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом специфики исследования теории и практики социальной работы,

ПК-5 – способностью проводить экспертизу научно-исследовательских работ в социальной сфере,

ПК-9 – способностью использовать ресурсы государства, бизнеса и общественных организаций для решения проблем социального благополучия на основе принципов и технологий реализации современного социального партнерства,

ПК-15 – способностью и готовностью к проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в сфере психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы,

ПК-16 – способностью и готовностью к использованию методов социальной квалиметрии в процессе социально-проектной деятельности.

При освоении дисциплины используются различные сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистров для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.


  1. Структура и содержание теоретической части курса

(14 часов)

Раздел 1. Особенности научных исследований в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности с различными группами населения (4 часа)

Тема 1. Методологические проблемы научного познания в области социальной работы (2 часа)

Понимание парадигмы исследования. Теоретические и методологические парадигмы: основные принципы и взаимосвязь. Позитивизм: принципы и исследовательская логика. Соотношение парадигмы и теории. Методологическая роль специальных социологических теорий. Органическая взаимосвязь теоретического и эмпирического в социологическом исследовании. Понимание социального факта. Способы выявления закономерностей и фактов социальной действительности. Качественная и количественная социология. Критерии классификации социологического исследования. Специфика задач, решаемых отдельными видами социологического исследования. Пилотажное, описательное, аналитическое и прогностическое исследования. Фундаментальное, прикладное и проектное исследования. Сравнительное и оценочное исследования. Оперативное исследование. Панельное и лонгитюдное исследование. Трендовое исследование. Возможности и ограничения отдельных видов социологического исследования. Критерии выбора вида социологического исследования.

Тема 2. Требования к составлению рабочей программы исследования (2 часа)

Сущность научного исследования. Элементы научного исследования: объект, субъект, цель и задачи, средства, результат. Основные этапы исследования: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; анализ обработанной информации и оформление выводов. Основные методы исследования в социальных науках: опрос, анализ документов, наблюдение, контент-анализ, эксперимент, социометрический опрос и т.д.

Программа как организационно-логическая основа социологического исследования. Основные функции программы в социологическом исследовании: методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая. Структура программы социологического исследования. Вводная, теоретико-методологическая, методико-процедурная, аналитически-объяснительная части программы и их назначение. Принципы программно-целевого подхода и их использование в построении программы социологического исследования.

Типология социальных проблем и их выявление. Обоснование актуальности темы. Социологическая проблема. Выделение объекта исследования. Определение разработанности темы и предмета исследования. Проблемная ситуация. Принципы формулирования темы. Выбор цели и задач исследования. Особенности постановки цели и задач в различных видах социологического исследования. Теоретические основания исследования и критерии их определения. Понимание эмпирического объекта исследования.

Понятие операционализации. Связь операционализации с исследуемой проблемой. Операционализация концептуальных понятий предмета и объекта исследования. Операциональные определения. Процесс выделения содержательных характеристик исследуемого явления, поддающихся наблюдению. Построение операциональной модели.

Понимание гипотезы. Основы выдвижения гипотезы. Логическая структура гипотезы. Разработка исходной гипотезы. Выдвижение гипотезы следствия. Истинность и ложность гипотезы. Критерии классификации и типы гипотез по содержанию предмета предположения, по характеру связи между переменным, по степени разработанности и обоснованности, по степени охвата единиц исследования, по степени сложности и др. Общие требования к гипотезе.
Раздел 2. Методы планирования и организации исследования в области социальной работы. Методы сбора данных в исследовании (роль эксперимента, подведение итогов, апробация, экспертиза и внедрение результатов) (7 часов)

Тема 1. Основные методы исследований в социальной работе (2 часа)

Понимание метода сбора данных. Критерии выбора метода сбора данных. Типология методов сбора данных. Количественные и качественные методы сбора данных. Характеристики количественных методов. Возможности и ограничения количественных методов сбора данных.

Качественные методы в социологии. Характеристики качественных методов. Теоретические основания качественных методов. Особенности стратегии качественного анализа. Виды качественных исследований. Возможности и ограничения качественных методов сбора данных. Сочетание методов количественного и качественного анализа.

Тема 2. Методика проведения анализа документов (1 час)

Понятие документа в социологии. Документы как важнейший источник социологической информации. Классификация документов. Документальные источники как объект изучения социальных наук. Применение и использование метода анализа документов в социальной работе.

Классификация видов документов: письменные, иконографические или аудиовизуальные, фонетические; вербальные и статистические; официальные и неофициальные (частные). Классификация официальных документов в зависимости от типа учреждения, от которого они исходят, а также от характера и содержания документа. Сущность неофициальных документов. Основной критерий различения официальных и неофициальных документов. Определение степени доверия к официальным документам. Личные и безличные (общественные) документы. Сущность личных документов. Неспровоцированные и спровоцированные личные документы, карточки индивидуального учета. Критерии различения общественных и личных документов. По отношению к источнику информации - первичные и вторичные. По способу получения - целевые и наличные. По характеру создания - индивидуальные и групповые. С точки зрения подлинности - подлинные и поддельные. С точки зрения истинности - адекватные и неадекватные документы.

Пресса, или газетно-журнальная периодика. Влияние социальных установок издателя, редакции и читателей на представленность информации в газете. Предмет анализа публикаций. Косвенная документация - различного рода печатные издания (кроме прессы), анализ которых может послужить ценным дополнительным материалом при исследовании проблем социальной работы.

Виды анализа документов: традиционный, классический (внешний и внутренний) и формализованный (контент-анализ). Качественный анализ документов. Специальные методы анализа документа: исторический, литературный, юридический, психологический, социологический и лингвистический. Осуществление внешнего анализа на первом этапе исследования, на втором - внутреннего. Недостатки традиционного анализа - возможность субъективных смещений в восприятии и интерпретации содержания документа. Причины субъективной интерпретации документов. Типичные ошибки при анализе документов.

Сущность контент-анализа и его общая характеристика. Основные направления использования. Сущность метода, его сильные и слабые стороны. Специфика применения метода контент-анализа при изучении документов, их систематизация. Анализ публикаций в прессе, писем и других источников. Инструментарий метода контент-анализа, его основные параметры. Техническая сторона контент-анализа. Соотношение метода контент-анализа с другими приемами социологического анализа документов и методами социологического исследования.

Анализ статистических документов. Виды статистики и основные формы статистической отчетности (переписи, сводки, бюллетени, сборники и т.д.).


rabochaya-programma-i-zadanie-dlya-kontrolnoj-raboti-uchebnoj-disciplini-elektrosnabzhenie-otrasli.html
rabochaya-programma-i-zadanie-na-kontrolnie-raboti-12-s-metodicheskimi-ukazaniyami-dlya-studentov-4-kursa.html
rabochaya-programma-i-zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-dlya-studentov-3-kursa-stranica-3.html
rabochaya-programma-i-zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-s-metodicheskimi-ukazaniyami-dlya-studentov-3-kursa-stranica-2.html
rabochaya-programma-i-zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-s-metodicheskimi-ukazaniyami-dlya-studentov-stranica-4.html
rabochaya-programma-i-zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-s-metodicheskimi-ukazaniyami-dlya-studentov-vkursa-po-specialnosti-270201-mosti-i-transportnie-tonneli-mt.html
  • testyi.bystrickaya.ru/50-filial-banka-vneshnej-torgovli-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-oao-vneshtorgbank-v-g-ufe.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-rukovodstvo-provedeniem-sorevnovanij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-k-gavryushin-mitropolit-daniil-redaktor-dialektiki.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-po-meropriyatiyu-17-4-razrabotka-i-vnedrenie-kompleksa-specializirovannih-obrazovatelnih-programm-povisheniya-kvalifikacii-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-shrift-i-promgrafika-1-kurs.html
  • school.bystrickaya.ru/edinij-perechen-pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-1-dekabrya-2009-g-n-982-ob-utverzhdenii-edinogo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-populyarizaciya-i-razvitie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-sredi-molodyozhi-povishenie-sportivnogo-masterstva.html
  • books.bystrickaya.ru/doshkolnoe-vospitanie-3-2008-n-aulova-veter-v-grive-o-semenova-loshadi-lechat-voprosi-teorii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oborudovanie-dlya-obespecheniya-poverki-kontaktnih-sredstv-izmereniya-temperaturi-razdelenie-metrologicheskogo-oborudovaniya-na-semejstva-po-osnovnim-priznakam.html
  • student.bystrickaya.ru/13formi-kontrolya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-finansi-organizacij-predpriyatij-dlya-studentov-ochnogo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/primernoe-perspektivnoe-planirovanie-raboti-po-formirovaniyu-leksiko-grammaticheskih-kategorij-i-razvitiyu-svyaznoj-rechi-stranica-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhurnala-poseshaemosti-lekcij-i-zhurnala-otrabotok-zanyatij-i-lekcij-i.html
  • klass.bystrickaya.ru/arendarenko-a-v-realizaciya-principa-socialnoj-spravedlivosti-v-sovremennom-ugolovnom-prave-rossii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-makroekonomicheskaya-nestabilnost-ekonomicheskie-cikli-i-volni-makroekonomicheskaya-nestabilnost-i-ee-prichini-soderzhanie-i-obshie-cherti-ekonomicheskogo-cikla.html
  • tests.bystrickaya.ru/majskij-sneg-buri-vremeni.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskoj-akademii-upravleniya-i-ekonomiki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/evolyuciya-povedeniya-kniga-kanadskogo-avtora-uchebnik-obshej-psihologii-s-osnovami-fiziologii-visshej-nervnoj-deyatelnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specificheskie-osobennosti-melkoj-motoriki-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-onr.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-professionalnoe-prakticheskie-rekomendacii-otdelnie-glavi-i-rekomendacii-publikuyutsya-v-zhurnale-upravlenie-personalom.html
  • essay.bystrickaya.ru/dvizhenie-raskola-i-palingeneza-postizhenie-istorii.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-t-i-z-d-a-t-e-l-ya-k-ch-i-t-a-t-e-l-yu-bezumnij-den-ili-zhenitba-figaro.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sistemi-kommutacii-sbornik-tipovih-uchebnih-programm-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-45-01-03-seti.html
  • urok.bystrickaya.ru/povishenie-urovnya-razvitiya-franchajzinga-na-predpriyatiyah-sferi-uslug-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-ekonomika-organizaciya-i-upravlenie-predpriyatiyami-otraslyami-kompleksami-sfera-uslug.html
  • crib.bystrickaya.ru/graficheskie-neverbalnie-sredstva-peredachi-informacii-v-modulnoj-reklame-gazet-tverskoj-oblasti-10-01-10-zhurnalistika-filologicheskie-nauki.html
  • school.bystrickaya.ru/evrointegraciya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtorskij-igrovoj-dialog-i-ego-teatralizaciya-kak-sredstvo-obogasheniya-slovarya-razvitiya-emocionalnoj-virazitelnoj-grammaticheski-oformlennoj-rechi-rebenka.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-g-spravochnoe-5-1organizaciya-raboti-po-obespecheniyu-pozharnoj-bezopasnosti-na-proizvodstvennih-obektah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-ekzamenacionnoj-sessii-dlya-studentov-gruppi-ugv-301-fakulteta-upravleniya.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-anna-gavalda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-prepodavatelya-specialnost-prikladnaya-informatika.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soobshenie-shest-poslednee-istochniki-te-zhe-chto-i-u-vas-chto-mozhno-legko-najti-v-seti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-050720-fizicheskaya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nosilki-transhejnie-nt-ponyatiya-i-opredeleniya-ispolzuemie-v-medicinskoj-podgotovke-avarijno-spasatelnie-raboti.html
  • university.bystrickaya.ru/etnomdeniet-ndilitari-otansjgshtk-asietterd-aliptastiru-rali.html
  • school.bystrickaya.ru/luchshie-prakticheskie-metodi-yuridicheskogo-obrazovaniya-ponya-tie-i-k-arta-roj-staki-i-drugie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.