.RU

Рабочая программа учебной дисциплины телеоператорское мастерство ооп по специальности 071105 кинооператорство


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Физико-технический факультет


Кафедра оптических информационных технологий


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ФТФ

_____________А.К. Дмитриев


«___»____________2006г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕЛЕОПЕРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО


ООП по специальности 071105 - КИНООПЕРАТОРСТВО

КВАЛИФИКАЦИЯ ТЕЛЕОПЕРАТОР


ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ (ФТФ)

Курс 1,2,3,4 семестр 2,3,4,5,6,7,8

Лекции - 204 часов

Лабораторные работы - 119 часов

Самостоятельная работа - 69 часов

Контрольные работы - 3 семестр

Курсовая работа - 4 семестр

РГР - 6 семестр

Зачет - 2,4,6 семестр


Экзамен - 3,5,8 семестр


Всего - 176 часов


Новосибирск, 2006


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта (051700) высшего профессионального образования по специальности 071105 - КИНООПЕРАТОРСТВО

Регистрационный № 544 мск/сп, дата утверждения ГОС – 17.12.2002г.


Шифр дисциплины в ГОС – СД.Ф


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «оптические информационные технологии» - протокол № 6 от 14 июня 2006г.


Программу разработал:

профессор Пономарев В.И.


Заведующий кафедрой

д.т.н., профессор Дубнищев Ю.Н.


Ответственный за основную

Образовательную программу

Ученый секретарь Нечаев В.Г.


^ Цели и задачи курса


Операторское искусство, специфическая для киноискусства область художественного творчества, задачей которой является создание методами киносъемки киноизображений, наиболее полно и выразительно раскрывающих содержание и идею фильма.

Становление и развитие операторского искусства тесно связаны с развитием кинематографа в целом, освоением достижений живописи, театра и других искусств, с разработкой и утверждением собственных выразительных средств

Используя выразительные возможности киноизображения - композиционные, светотональные, колористические решения, план и ракурс, движение камеры и т.д., а также средства современной кинотехники, оператор на основе сценария и творческого замысла создаваемого фильма, разрабатывает совместно с режиссером и художником изобразительное решение. Кинооператор снимает фильм и на нем лежит ответственность за выразительность образов фильма на экране, за изобразительную композицию кадров фильма, за освещение, тональность, колорит, приемы съемки, качество негатива изображения.

В художественном кинематографе оператор в творческом контакте с режиссером и художником работает над постановкой и съемкой фильма, участвует в разработке постановочного сценария и декорационного оформления фильма, руководит работой всей операторской группы.

В документальном кинематографе работа кинооператора- это творческая киножурналистская работа, где кинокамера отображает события и явления действительности. На операторе лежит ответственность за достоверность и выразительность кинодокумента.

В научной кинематографии камера оператора служит средством научного исследования и популяризации науки и требует от оператора знания и высокого мастерства выполнения специальных видов киносъемки.

Предмет кинооператорского мастерства – необходимое и обязательное условие операторской квалификации, необходимой для творческой и производственной работы оператора при съемках художественных, документальных, научных фильмов и на телевидении.


Программа курса кинооператорского мастерства координирована с общеобразовательными и профессиональными дисциплинами, включенными в учебный план – философии и эстетики, истории искусств, истории кино, кинодраматургии, кинорежиссуре .По программе соответствующих курсов студенты-кинооператоры изучают технологию фильмопроизводства, киносъемочную аппаратуру, кинофотопроцессы и материалы, специальные и комбинированные съемки.

^ Формы обучения

Курс «Кинооператорское мастерство» расчитан на 3 года обучения (6 семестров) и состоит:

  1. Лекционный курс, обращенный к теории опреаторского мастерства 343 лекционных часа.

  2. ^ Практические занятия, предполагающие знакомство с работами кинооператоров и просмотры фильмов с последующим разбором и обсуждением. 49 часов.

Курс предполагает коллективные и индивидуальные занятия. Коллективные – лекции и просмотры фильмов. Индивидуальные – обсуждение заданий – этюдов, киноновелл, сценариев фильмов (документальных, научно-популярных, мультипликационных и художественных).

^ Формы контроля

Результаты обучения оцениваются на зачетах за практическую работу (Съемка заданий по киноосвещению и кинокомпозиции).

В конце курса – итоговый экзамен.


^ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС «КИНООПЕРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО»



  1. Кинематограф, как метод изображения предметов и явлений в движении. Первые кинофильмы. Условность пространства, времени, движения на экране. Сущность предмета, факта, характера и их выявление операторскими методами.

^ Информационные возможности кинокамеры. Съемка событий и явлений действительности. Становление профессии оператора-документалиста.

Познавательные возможности кинокамеры. Знания и умения необходимые для творческой и производственной работы оператора научно-популярных фильмов.

Художественно-изобразительные возможности кинокамеры. Операторское киноживописное искусство. Смысловое и эмоциональное значение изображения. Изобразительный ряд. «Постановочная» съемка художественных фильмов.


2. Российская школа операторского искусства. Кинооператорское мастерство в дореволюционной кинематографии. Первые художественные фильмы. Работа операторов А.Левицкого, Ю.Желябужского, Л.Форестье.

^ Кинооператоры на съемках хроники.

Становление советской школы кинооператорского искусства. Новаторские изобразительные решения, творческие поиски в работах Э,Тиссе, А,Головни, А,Москвина, Д,Демуцкого.

^ Работа операторов Б,Волчека, Ю,Екельчика, М,Магидсона, А,Гальперина, С,Урусевского, В,Монахова, В,Юсова и др. над изобразительным решением черно-белых фильмов.

Изобразительные возможности цветового фильма. Творческие поиски операторов Л,Косматова, Е,Андриканиса, Ю,Ильенко, А,Княжинского.

Творчество советских кинооператоров в хроникально-документальной кинематографии. Работа фронтовых кинооператоров. Отображение эпохи в фильмах Р,Кармена, В,Микоши, С,Медынского и др.


3. Изобразительная техника кинооператора. Работа оператора на съемочной площадке: осмысление объекта, выбор наилучшей точки съемки, выбор оптики, выбор свето-тонального решения кадра.

^ Изобразительный эффект достигаемый различными приемами съемки:

нормальная, покадровая, замедленная, обратная. Применение панорамных съемок и техника их выполнения. Изменение перспективы при съемке широкоугольной и длиннофокусной оптикой. Изобразительный эффект при применении сфетофильтров и различных насадок. Экспозиционный контроль киноизображения. Творческое применение специальных и комбинированных видов съемки для достижения определенного эффекта.

^ Осмысление объекта съемки и выбор оператором необходимых приемов для наиболее точного изобразительного решения. Эмоциональное значение операторского приема.



  1. Композиция кинокадра, как основная художественно-творческая работа оператора. Эстетика кинематографа, как изобразительного искусства.

Композиция в живописи, фотографии и кинематографе. Изобразительно-монтажная конструкция фильма. Кинокадр – съемочная и монтажная единица фильма. Основные изобразительные формы кинокадров: общий, средний, крупный, панорама и их назначение в изобразительно-монтажной конструкции фильма. Формат кадра. Сюжетно-композиционный центр кадра. Организация «оптического» внимания зрителя. Композиционные (силовые) линии при построении кадра. Равновесие композиционных элементов – «открытая» и «закрытая» композиции. Координация монтажных кадров по движению, по ракурсу, по крупности плана, по свету и цвету. Нарушение привычных (гармоничных) норм, как способ воздействия на зрителя. Кадрирование при документальной съемке.



  1. Киноосвещение.

Операторское освещение – изобразительные и фотографические задачи, техника киноосвещения. Физическая природа света. Цветовая температура. Отражение, поглощение и пропускание света. Освещенность и яркость.

Возникновение художественного киноосвещения, кинопортретное и эффектное освещение. Первые съемки в павильоне. Искусство и техника освещения в фильмах А.А.Левицкого. Работа со светом операторов А.Головни, Б.Волчека, А.Москвина,С.Урусевского, В.Монахова и др.

^ Киноосвещение в цветном фильме и творчество операторов Ф.Проворова, Л.Косматова, Ю.Ильенко, П.Лебешева.

Изобразительно-живописные задачи киноосвещения: выявление на пленке объема и формы предметов, передача рельефа и фактуры материала и создание иллюзии глубины пространства. Характеристика киноосветительных приборов, как основного орудия киноживописной работы оператора.

Основные принципы освещения объектов. Виды света : рисующий свет, контровой, бестеневой свет. Экспозиционный режим освещения и понятие «ключевой свет». Световой баланс и контраст изображения. Светотональное решение кадра. Специальные световые эффекты : Эффект солнечного света, эффект вечернего и ночного освещения, эффект освещения реальными источниками света в кадре.

Работа со светом в павильоне. Освещение сюжетно-важного объекта в кадре, освещение декорации и фона. Работа над освещением портрета. Визуальный и инструментальный контроль киноосвещения.

Методика освещения при съемке в реальном интеъере. Интеръер с закрытым и открытым натурным фоном. Съемка на натуре с подсветкой осветительными приборами. «Режимная» и ночная съемка. Экспоэиционный контроль при съемке со светом на натуре.



  1. ^ Киносъемка на натуре.

Солнце и небо – основные источники освещения при натурных киносъемках.

Световой режим в различные периоды съемочного дня. Фронтальное и контровое солнечное освещение. Освещенность объектов в пасмурную погоду. Воздушная дымка и передача тональной перспективы. «Режимное» и ночное освещение.

Выбор условий освещения и погоды для решения изобразительных, живописных задач эпизода. Световое единство монтажных кадров. Применение отражательной и электрической подсветки, рассеивателей. Использование светофильтров и насадок. Применение пиротехники для создания воздушной среды. Экспозиционный контроль при натурной киносъемке.

^ Творческие и технические задачи при натурной съемке в цветном фильме. Работа над образностью натуры в фильмах С.Урусевского, А.Княжинского, П.Лебешева и др.


7. Кинематограф, как средство популяризации и исследования. Творческие и технические средства научного кинематографа. Специфика изобразительного строя научного кино. Творческие и производственные задачи оператора в научно-популярных фильмах: изучение материала будущего фильма, участие в разработке режиссерского сценария, работа с научным консультантом, разработка методики и техники киносъемок.

Специфика операторской работы над фильмами различной тематики и жанров. Замысел киноизобразительного решения. Съемка объектов в специализированных производственных помещениях, научных лабораториях, клиниках и др. Знание и применение специальных видов киносъемки.

^ Примеры творческой работы операторов над съемкой научно-популярных, учебных фильмов.


8. Мастерство оператора хроникально-документальных фильмов и телевизионных фильмов.

Становление и развитие российской школы кинодокументалистики. Творческие поиски Д.Вертова. Работа советских кинооператоров над созданием кинолетописи Великой Отечественной войны. Фронтовая кинохроника В.Сущинского, Р.Кармена, В.Микошы и др. Отображение жизни страны в хроникально-документальном кино послевоенных лет.

^ Работа над образом современника в документальных фильмах Р.Кармена, С.Медынского, Б.Макасеева, М.Ошуркова и др.

Поиски специфического изобразительного языка в телевизионных фильмах И.Беляева, М.Голдовской, Ю.Белянкина, Д.Лунькова и др.

^ Необходимые знания и умения для работы кинооператора-журналиста

Виды и жанры документальных фильмов и кинохроники.

Специфические формы кинорепортажа для кино и телевидения. «Прямая» съемка действительности. Творчески-производственная работа оператора над событийным репортажем: тематика и сюжеты событийного репортажа, индивидуальная и коллективная съемка события.

Специфика изобразительной работы оператора-документалиста : выбор точки съемки, кадрирование и законы монтажной съемки, выбор момента съемки. Техника кинорепортажной съемки: съемка с наземных водных и воздушных видов транспорта, съемка при малой освещенности, съемка с применением электрической подсветки в интеръере, съемка ручной камерой. Синхронная съемка кинорепортажа.

^ Особенности работы оператора над съемкой спортивных сюжетов.

Творческая и производственная работа оператора над документальными фильмами: подготовка к съемкам фильма, изобразительный замысел и методы его воплощения – «скрытая» камера, «привычная» камера, метод длительного наблюдения и др.

^ Работа автора-оператора над хроникально-документальными фильмами и сюжетами.

Специфика работы оператора над телевизионным фильмом. Сравнительный анализ технологий кинопроизводства и видеопроизводства

Форматы телевизионных видеокамер и особенности работы на них.


^ 9. Мастерство оператора художественных (игровых) фильмов.

Творчески-производственный процесс создания художественного фильма.

Виды и жанры художественных фильмов. Художественно-образный строй и изобразительно-выразительные средства фильма. Драматургический образ и изобразительные задачи оператора. Изобразительно- монтажный строй фильма. Координация ракурсов съемки, движения камеры и внутрикадрового движения, светотонального решения монтажных кадров. Особенности композиции кадра и освещения объекта в телевизионном фильме.

Съемочно-производственная работа над павильонными объектами. Изобразительно-декорационное оформление и построение освещения объекта. Организация движения камеры на объекте.

^ Съемка объектов в реальных интеръерах. Работа над освещением и экспозиционный контроль при съемке в интеръерах.

Съемочно-постановочная работа над натурными объектами фильма. Основные виды натурных объектов. Оценка художественных, производственных и экспозиционных условий натурного объекта.

^ Влияние погоды и условий освещения при съемке объекта.

Работа оператора над созданием экранного образа актера. Поиски грима, костюма, светотонального решения. Работа оператора над композицией и освещением крупных планов актера. Съемка актерских крупных планов в павильоне и на натуре.

^ Особенности творчески-производственной работы оператора над телефильмом. Многокамерный метод съемки: работа над композицией кадров, освещением и приемами съемки.


Программа курса кинооператорского мастерства координирована с программами общеобразовательных и специальных курсов: истории искусств, истории кино, кинорежиссуры и кинодраматургии, технологии кинопроизводства, киносъемочной техники, специальных и комбинированных съемок и др.

Лекционный курс сопровождается просмотром кино и видеофильмов и встречами с творческими работниками кино и телестудий.


^ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ :»КИНООПЕРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО»


А.Д.Головня «Мастерство кинооператора» М.»Искусство» 1995 г.

А.Д.Головня «Свет в искусстве оператора» Госкиноиздат 1945 г.

^ Е.Андриканис «Записки кинооператора» М.»Искусство» 1956 г.

Л.В.Косматов «Операторское мастерство» М. «Искусство» 1962 г.

С.Е.Медынский «Компонуем кинокадр» М. «Искусство» 1995 г.

М.Е.Голдовская «Творчество и техника» М. «Искусство» 1988 г.

^ В.Г.Пелль «Техника и технология киносъемочного освещения»

М.»Искусство» 1987 г.

И.В.Гордийчук, В.Г.Пелль «Справочник кинооператора»

М.»Искусство» 1997 г.

С.Е.Медынский «Мастерство оператора хроникально-документальных фильмов»

М. «Искусство» 1984 г

Е.А. Иофис «кинофотопроцессы и материалы» М. «Искусство» 1980 г.

Н.Н.Кудряшов «Специальные киносъемки» М.»Искусство» 1979 г.

М.Меркель «Угол зрения» М. «Искусство» 1980 г.

М.Е.Голдовская «Десять операторских биографий» М. 1978 г.

Е.А.Голдовский «Основы кинотехники» М. 1965 г.

Сборник «Телевидение вчера, сегодня и завтра» М. «Искусство» 1984 г.

Д.Луньков «Наедине с современником» М, «Искусство» 1978 г.

rabochaya-programma-pedagoga-kochetkovoj-natalii-nikolaevni-visshej-kvalifikacionnoj-kategorii-po-literature-v-6-klasse-rassmotreno-na-zasedanii.html
rabochaya-programma-pedagoga-kozhajkinoj-aleni-aleksandrovni-po-informatike-5-klass-nachalnij-uroven-rassmotreno-na-zasedanii.html
rabochaya-programma-pedagoga-larionovoj-marini-vladimirovni-1-kat-f-i-o-kategoriya-po-anglijskomu-yaziku-dlya-8-klassa-k-uchebniku-avtora-afanasevojo-v.html
rabochaya-programma-pedagoga-makarenko-tatyana-aleksandrovna-visshaya-kvalifikacionnaya-kategoriya-predmet-fizika-evrika.html
rabochaya-programma-pedagoga-palgovoj-g-v-po-uchebnomu-kursu-matematika-4-klass-bazovij-uroven.html
rabochaya-programma-pedagoga-petinoj-nini-dmitrievni-uchitelya-matematiki-pervoj-kvalifikacionnoj-kategorii-po-kursu-matematika-8-klass-rassmotreno-na-zasedanii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shifri-i-istoriya-david-kahn.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-slovar-udarenij-lekciya-znachenie-i-sila-duhovnoj-muziki-lekciya-istoriya-cerkovnoj-muziki-i-peniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/4211-pribori-dlya-izmereniya-i-regulirovaniya-temperaturi-0110-elektroenergiya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kommentarii-problema-pitok-i-zhestokogo-obrasheniya-s-grazhdanami-v-deyatelnosti-pravoohranitelnih-organov-i-uchrezhdenij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostavlenie-obosnovanij-polozhenij-shemi-territorialnogo-planirovaniya-stranica-12.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossiya-v-bolonskom-processe-problemi-zadachi-perspektivi.html
  • write.bystrickaya.ru/evgenij-trefilov-mi-dolzhni-prevzojti-sopernikov-04-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/3-moya-zhizn-s-abs3-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-statej-vidayushegosya-fizika-sovremennosti-stivena-hokinga.html
  • abstract.bystrickaya.ru/323-materiali-tovari-sire-i-postavshiki-emitenta-170003-rossiya-tver-peterburgskoe-shosse-45-b-informaciya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iv-sushnost-deneg-i-ih-funkcii-zakoni-denezhnogo-obrasheniya-i-inflyaciya.html
  • books.bystrickaya.ru/effektivnost-tehnologij-vozdelivaniya-selskohozyajstvennih-kultur-v-sevooborotah-yugo-zapada-nechernozemnoj-zoni-rossii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predmet-zadachi-i-metodi-sovremennoj-psihologii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dejstvitelno-li-suzhdeniya-ob-emociyah-tochni-unmasking-the-face.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmet-zadachi-i-osobennosti-psihologii-kak-nauki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-organizacii-hraneniya-komplektovaniya-ucheta-i-ispolzovaniya-dokumentov-arhivnogo-fonda-rossijskoj-federacii-i-drugih-arhivnih-dokumentov-v-gosudarstvennih-stranica-6.html
  • books.bystrickaya.ru/deklaraciya-o-missii-gostinichnogo-i-turisticheskogo-biznesa-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protokol-polozhenie-o-nauchno-metodicheskom-sovete-i-uchebno-metodicheskih-komissij-fakultetov.html
  • school.bystrickaya.ru/boyare.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-programmi-mba-s-parallelnim-obucheniem-po-programmam-mpa-mezhdunarodnij-institut.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-ponyatiya-i-osnovi-sistematiki-magmaticheskih-porod-sistematika-po-himicheskomu-i-mineralnomu-sostavu-strukturi-i-teksturi-porod.html
  • esse.bystrickaya.ru/programme-razvitiya-sferi-potrebitelskogo-rinka-i-bitovih-uslug-v-gorode-sterlitamake-na-2006-2008-godi.html
  • letter.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-v-rossijskoj-federacii-chast-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-priglashenie-kraevogo-festivalya-konferencii-novij-uchitel-novaya-shkola-26-aprelya-2012-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/struktura-sluzhb-upravleniya-personalom-v-krupnih-organizaciyah.html
  • student.bystrickaya.ru/1-obshij-obzor-nejro-lingvisticheskogo-programmirovaniya-stranica-9.html
  • desk.bystrickaya.ru/perelozheniya-sochinenij-dbkabalevskogo-dlya-razlichnih-sostavov-spravochnik-sostoit-iz-sleduyushih-razdelov.html
  • school.bystrickaya.ru/a-peshij-s-reshetov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktualnost-i-novizna-raboti-diplomnaya-rabota-po-predmetu.html
  • credit.bystrickaya.ru/oliver-bouden-renessans-stranica-12.html
  • bukva.bystrickaya.ru/socialon-ekonomicheskie-otnosheniya-v-ramkah-otnoshenij-meo-na-primere-stran-sever-yug-vostok-zapad.html
  • uchit.bystrickaya.ru/subarahnoidalnoe-krovoizliyanie-na-fone-gipertonicheskoj-bolezni.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-konspekt-provedeniya-zanyatiya-po-fizicheskoj-podgotovke-s-lichnim-sostavom-tema-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/m-a-bulgakov-rodilsya-v-orle-okonchil-medicins.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ministra-oboroni-rossijskoj-federacii-ob-izdatelskoj-deyatelnosti-v-vooruzhennih-silah-rossijskoj-federacii-ot-15-sentyabrya-1996-g-n-355-utverdit.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-proizvodstvennogo-obucheniya-tema-razdela-mehanicheskaya-i-kulinarnaya-obrabotka-ribi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.