.RU

Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история традиционного прикладного искусства» Специальность


Тамбовское областное государственное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины

«Теория и история традиционного прикладного искусства»


Специальность: 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные

промыслы»


Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства


Тамбов

2007



Одобрено предметно-цикловой комиссией отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»




Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Протокол №1 от 5.09.2007

Председатель предметно-цикловой комиссии

/С.В.Караваева/












«Утверждаю»

Зам. директора по УР

/А.Г. Малышкина/












Автор: Никулина О.П. – преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»


Рецензенты: Ладыгина Е.Н. – ведущий методист ГУК «Областной научно-методический центр народного творчества и досуга», заслуженный работник культуры РФ, член международной ассоциации искусствоведов

Кириенко Т.А. – зав. отделением «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»


Рецензия

на рабочую программу

дисциплины «Теория и история традиционного прикладного искусства»

для специальности 070802

«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»,

разработанную преподавателем

^ ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

Никулиной О.П.


Рецензируемая программа представляет собой обзорный лекционно-практический курс преподавания для специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Материал структурирован целостно, четко и лаконично.

Содержание программы рассматривает теорию и историю декоративно-прикладного искусства, его характеристику, отличительные особенности и значение в структуре общенациональной и художественной культуры.


Программа позволяет глубже познакомиться с традициями различных художественных промыслов, центрами традиционного прикладного искусства, проблемами развития в современном культурном и социально-экономическом пространстве.

Несомненная важность программы заключается в сохранении и распространении художественно - культурных ценностей, запечатленных в ремесленных традициях народов России.

Программа по своей структуре и содержанию отвечает требованиям, предъявляемым к уровню профессиональной подготовки будущих художников декоративно-прикладного искусства.

Программа рекомендована к опубликованию.


Ведущий методист ГУК Ладыгина Е.Н.

«Областной научно-методический центр

народного творчества и досуга»,

заслуженный работник культуры РФ,

член международной ассоциации искусствоведов.


^ Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности № 070802 по повышенному уровню.

Программа по предмету «Теория и история традиционного прикладного искусства » знакомит студентов с традиционной национальной культурой нашего народа, реализовывает связь времен, не нарушая целостности художественного развития народного и декоративно-прикладного искусства, древнерусской живописи.

Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры общества, поэтому учебный курс, раскрывая понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, позволяет унаследовать основы народного искусства, понять принципы взаимодействия всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры.

Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.


^ Цели и задачи учебного курса

- овладение знаниями по основам теории декоративно-прикладного искусства;

- развитие и формирование духовной культуры личности студентов, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование национального самосознания через овладение национальным культурным наследием;

-знакомство с народным искусством и традиционными народными промыслами;

-освоение знаний традиционных стилевых особенностей того или иного промысла.

^ Требования к знаниям

В результате знакомства с теорией и историей традиционного прикладного искусства студенты должны иметь представление:

-о роли декоративно-прикладного и народного искусства в жизни человека;

-о традиционных народных промыслах;

-об основных средствах художественной выразительности изделий народного искусства, приемах переработки реальной формы в декоративную;

-об истории развития традиционных видов обработки материалов, стилевых особенностях, технологии изготовления изделий.

^ Требования к умениям

Студенты должны иметь опыт

-анализа произведений традиционного прикладного искусства;

-использования научной и методической литературы в исследовательской работе по изучению предметов ДПИ.

В процессе работы студенты ведут конспекты лекций, участвуют в семинарских занятиях в форме презентаций, выполняют тестовые задания.

Для самостоятельной работы студентам предлагается выполнение научно- исследовательской работы на тему предусмотренную программой или предложенную самим студентом.

Формой аттестации по дисциплине «Теория и история традиционного прикладного искусства» является экзамен.

Программа рассчитана на 32 аудиторных часа.


^ Учебный план


№ п\п

Содержание

9 семестр

1.

Число недель в семестре

16

2.

Число часов в неделю

2

3.

Форма аттестации

экзамен

4.

Число лекций

32

5.

Всего учебных часов по дисциплине

32



^ Тематический план




п/п

Наименование раздела и темы

Макс.

нагр.

студ.

Количество аудит. часов

^ Сам.

Работа



Кол-во

недель

всего

теор.

прак.

1

Декоративно-прикладное искусство и его зарождение.

4

4

4







2

2

Профессиональное («ученое») декоративно-прикладное искусство.

2

2

2







1

3

Народные художественные промыслы и народное художественное творчество.

2

2

2







1

4

Специфика, традиционные художественные принципы, единство утилитарного и художественного назначения изделий художественного ремесла.

4

4

4







2

5

История развития традиционного прикладного искусства России.

4

4

4







2

6

Народные художественные промыслы как важнейшая часть народного искусства в целом.

4

4

4







2

7

Центры традиционного прикладного искусства народов России.

4

4

4







2

8

Образование, развитие, современное состояние, художественно-стилевые и технологические особенности центров традиционного прикладного искусства народов России.

10

4

4




6

2

9

Тенденции и проблемы развития традиционного прикладного искусства в современном культурном и социально-экономическом пространстве России.

4

4

4







2

Всего 38 32 32 6


Содержание дисциплины


Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство и его зарождение

Тема 1.1-1.2.Народное и декоративно – прикладное искусство как неотъемлемая часть художественной культуры. Произведения прикладного искусства и художественные традиции нации. Миропонимание и художественный опыт народа как его историческая память. Декоративно- прикладное искусство России как неотъемлемая часть культуры русского народа. Категории народного искусства (традиция, коллективность, канон, новизна, современность). Традиция - основополагающая категория народного искусства, определяющая его развитие.


Раздел 2. Профессиональное («ученое») декоративно-прикладное искусство

Тема 2.1. Законы развития народного и декоративно – прикладного искусства и их взаимодействие с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.


Раздел 3. Народные художественные промыслы и народное художественное творчество.

Тема 3.1. Понимание народного искусства как живого творчества. Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Ценность произведений народного декоративного искусства. Духовная значимость предметов народного искусства. Историческая связь времен. Национальные художественные традиции - как живой родник современной художественной культуры. Два направления народного и декоративно-прикладного искусства: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. Основные примеры народных художественных промыслов.


Раздел 4. Специфика, традиционные художественные принципы, единство утилитарного и художественного назначения изделий художественного ремесла

Тема 4.1-4.2. Композиция как значимое соотношение частей художественного произведения в народном и декоративно- прикладном искусстве.


Раздел 5. История развития традиционного прикладного искусства России.

Тема 5.1-5.2 Многообразие древнерусских традиций, воплощенных в современных промыслах по художественной обработке различных материалов. История промыслов, их истоки и традиции, ассортимент изделий.


Раздел 6. Народные художественные промыслы как важнейшая часть народного искусства в целом.

Тема 6.1-6.2. Специфика различных материалов. История возникновения, развития и традиции народных художественных промыслов России. Влияние географического расположения на развитие народных художественных промыслов.


Раздел 7. Центры традиционного прикладного искусства народов России.

Тема 7.1-7.2. Народные художественные промыслы Центральной и Южной России, Санкт-Петербурга, Севера России и Сибири. Разнообразие художественных приемов обработки различных материалов.


Раздел 8. Образование, развитие, современное состояние, художественно-стилевые и технологические особенности центров традиционного прикладного искусства народов России.

Тема 8.1-8.2. Влияние географического положения природных условий на развитие центров традиционного прикладного искусства. Федоскино - старейший центр лаковой миниатюры. История промысла и его традиции. Письмо "по сквозному" и "по плотному"- два вида федоскинской масляной живописи. Сюжеты лаковых изображений: пейзаж, тематическая миниатюра, портрет, орнаментальные композиции.

Иконописные истоки в творчестве мастеров Палеха, Мстеры, Холуя. Характер мстерского пейзажа. Жанровые миниатюры Холуя. Железные лакированные подносы Жостова - уникальная область искусства русских художественных лаков. Техника росписи. Основные этапы развития промысла.

Раздел 9. Тенденции и проблемы развития традиционного прикладного искусства в современном культурном и социально-экономическом пространстве России.

Тема 9.1-9.2. Поддержка государства народных художественных промыслов России. Возрождение забытых промыслов. Развитие системы образования в области народных художественных промыслов. Использование достижений научно-технического прогресса для создания произведений прикладного искусства.

^ Самостоятельная работа: выполнение курсовой работы на тему истории развития, технологии, традиций промыслов росписи по дереву и лаковой миниатюре.


Примерные темы курсовых работ по дисциплине

«Теория и история традиционного прикладного искусства»

1. Использование технологии городецкой росписи в декоре предметов для кухни.

2. Применение элементов мезенской росписи в декоре предметов интерьера.

3. Использование композиционных схем пермогорской росписи в декоре предметов бытового назначения..

4. Применение техники хохломского письма «Кудрина» в росписи предметов быта.

5. Использование технологии городецкой росписи в украшении сувениров.

6 .Применение основ хохломской росписи в декорировании предметов мебели.

7. Использование элементов хохломской росписи в декорировании панно

8. Использование основ хохломской росписи в декоре предметов интерьера.

9. Исследование иконографических изводов иконы «Троица».

10.Исследование акафистных икон и иконы «Владимирской Божией Матери»

11.Стилизация в изображении животных в мстерской технике при декорировании предметов быта.

12.Изображение цветов в декоративных композициях Мстеры.

13.Исследование иконографических изводов и написание иконы «Воскресение Христово и сошествие во ад.

14.Основные живописные приемы мстерской техники миниатюрной живописи при декорировании изделий на темы сказок.

15.Применение живописных приемов пейзажной живописи мстерской школы лаковой миниатюры при декорировании шкатулок.

16.Использование живописных приемов холуйской школы живописи при иллюстрировании произведений русских писателей.

17.Методика работы над архитектурной композицией в Мстерской технике лаковой живописи при написании сюжетной композиции.


^ Пояснительная записка к экзамену

Экзамен по предмету «Теория и история традиционного прикладного искусства» завершает курс изучения данной дисциплины.

Разработанные вопросы, которые соответствуют требованиям Государственного стандарта по дисциплине «Теория и история традиционного прикладного искусства» профессионального образования РФ по специальности 070802 повышенного уровня.

Цель: выявить у студентов уровень теоретических знаний по предмету.

Задачи:

- знакомство с народным искусством и традиционными народными промыслами;

- освоение знаний традиционных стилевых особенностей того или иного промысла;

-студенты должны знать традиционные виды обработки материалов, историю развития промысла, стилевые особенности, технологию изготовления изделия.

Студенты должны ответить на два поставленных вопроса из разных тем.


^ Экзаменационные вопросы


1. Рассказать о материалах, из которых изготавливают изделия народных художественных промыслов.

2. Охарактеризовать основные промыслы по производству художественных изделий из дерева.

3. Каковы отличительные особенности хохломских изделий?

4. Каковы отличительные особенности городецких изделий?

5. Чем характеризуются полхов-майданские изделия?

6. Каковы отличительные черты абрамцево-кудринской резьбы?

7. Расскажите о возникновении народных художественных промыслов лаковой живописи.

8. Какова техника изготовления художественных изделий из папье-маше с лаковой живописью?

9. Каковы отличительные особенности изделий из папье-маше с холуйской и мстёрской лаковой живописью?

10. Каковы отличительные особенности изделий из папье-маше с федоскинской и палехской лаковой живописью?

11. Расскажите об изделиях с лаковой живописью на металле.

12. Рассказать о возникновении промысла художественной резьбы по кости.

13. Какова техника изготовления художественных костерезных изделий?.

14. Каковы особенности ломоносовских и тобольских изделий из кости?

15. Чем отличаются чукотские и хотьковские изделия с резьбой по кости?

16. Рассказать о возникновении промысла художественной резьбы по камню.

17. Каковы особенности архангельских, краснодарских камнерезных изделий?

18. Каковы особенности алтайских, уральских камнерезных изделий?

19. Каковы отличительные черты изделий горьковских мастеров по камню?.

20. Рассказать о возникновении промысла художественной обработки металла.

21. Какие операции включает производство художественных изделий из металла?

22. Рассказать об особенностях филигранных изделий.

23.Рассказать об особенностях эмалевых изделий.

24. Из каких основных процессов состоит производство художественных керамических изделий?

25. Каковы отличительные особенности гжельской керамики?.

26. Рассказать о возникновении народных промыслов ручного ковроделия.

27. Охарактеризовать различные виды ковров и ковровых изделий..

28. Чем отличаются дымковская и абашевская игрушка?

29. Чем отличается филимоновская и каргопольская игрушка?.

30. Расскажите об особенностях русских матрёшек.

31. Чем характеризуются ленинградские, дмитровские, конаковские изделия из керамики?

32. Расскажите о возникновении искусства стеклоделия.

33. Из каких основных процессов состоит производство художественных изделий из стекла?.

34. Каковы отличительные особенности гусевских изделий из стекла?

35. Чем характеризуется ленинградское художественное стекло?

36. Как и что изготавливают из кожи?

37. Расскажите о возникновении искусства вышивки.

38. Рассказать о разных видах вышивки.

39. Что входит в ассортимент изделий с вышивкой?

40. Каковы отличительные особенности крестецких и горьковских изделий с вышивкой?

Рекомендуемая литература


  1. Абросимова А. и др. Художественная резьба по дереву,

кости и рогу. – М., 1978

  1. Алпацкий И., Григорьева Е. История художественных промыслов Тамбовского края. – Тамбов, 1992.

  2. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970

  3. Богуславская И. Русская народная вышивка. – М., 1972

  4. Богуславская И. Фигурки из глины. Добрых рук мастерство. – Л., 1976

  5. Богуславская И.Я. Русское народное искусство.– Л., 1968

  6. Бочаров Г. Художественный металл древней Руси. – М., 1984

  7. Вишневская В. Хохлома. – М., 1980

  8. Дайн Г. Русская народная игрушка. – М., 1981

  9. Дурасов Г. Каргополь. – М., 1984

  10. Званцев М. Нижегородские мастера.– Г., 1978

  11. Каплан Н., Митлявская Т. Народные художественные

промыслы. – М.,1980

  1. Климова Н. Народная вышивка Горьковской области. – Г., 1989

  2. Королева Н., Кожевникова Л. Современное узорное ткачество. – М., 1970

  3. Коромыслов Б. Жостовская роспись.– М., 1977

  4. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву.– М., 1983

  5. Логинов В. Новь древней Гжели. – М., 1980

  6. Максимов Ю. У истоков мастерства. – М., 1983

  7. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство .- М., 2007

  8. Пешкова И. Искусство касменских мастеров. – Ч., 1983

  9. Рудин Н. Павловские шали. – М., 1979

  10. Русецкая О. Прикосновение к истокам. Очерки о художественных промыслах России. – М., 1987

  11. Савицкая В. Мастерицы Полх. Майдана. Жизнь промысла. – М., 1985

  12. Семенова Т. Художники Полховского Майдана и Крутца. – М., 1972

  13. Тарановская Н. Русская деревянная игрушка.– Л., 1970

  14. Фалеева В. Русское плетеное кружево. – Л., 1983

  15. Чекалов А. Русская резная деревянная скульптура.– М., 1974

rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-dlya-2-klassa-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-2.html
rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-dlya-5-9-klassov-poyasnitelnaya-zapiska.html
rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-dlya-6-klassa-uchitelya-stranica-3.html
rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-dlya-7-klassa-na-2010-2011uchebnij-god-stranica-2.html
rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-dlya-7-klassov-k-umk-happy-english-ru-stranica-4.html
rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-dlya-8-klassa-uchitelya-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/haruki-murakami-stranica-13.html
  • institute.bystrickaya.ru/galereya-prazhskogo-grada-sobor-svyatogo-vitta-starij-korolevskij-dvorec-bazilika-svyatogo-irzhi-muzej-igrushek-korolevskie-sadi-letnij-dvorec-korolevi-anni-po-stranica-16.html
  • tests.bystrickaya.ru/komu-kakoe-delo-do-etih-faraonov-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/hristianskaya-kartina-cheloveka-chast-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razrabotka-obuchayushej-programmi-po-klassam-v-c.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/federalnij-komponent-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-rekomenduemij-na-leto-5-klass.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-25-skidki-dlya-vipusknikov-umb-zhakupova-adina-adilbekovna-stranica-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnost-i-soznanie-lichnosti-chast-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-dlya-specialnosti-1804-elektroprivod-i-avtomatika-promishlennih-ustanovok-i-tehnologicheskih-kompleksov-obem-disciplini-136-chasov-v-tom-chisle-lekcij-51-chasov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-n-3-prezidenta-rf-ot-14-noyabrya-2002-g-n-1325.html
  • college.bystrickaya.ru/184-tehniko-ekonomicheskij-analiz-i-obosnovanie-vibora-resursosberegayushego-tehnologicheskogo-processa.html
  • klass.bystrickaya.ru/522-informaciya-o-edinolichnom-ispolnitelnom-organe-emitenta-385012-rossiya-respublika-adigeya-gorod-majkop.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-evropejskaya-valyutnaya-sistema-1-preimushestva-i-nedostatki-zolotogo-standarta-7-glava-2-bretton-vudskaya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viktor-suvorov-akvarium-stranica-22.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/the-story-of-jees-uck-love-of-life.html
  • university.bystrickaya.ru/fio-taran-irina-ivanovna-kontaktnij-telefon.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-29-12-2009g-1606-g-hanti-mansijsk-ob-utverzhdenii-mest-registracii-zayavlenij-na-sdachu-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-v-2010-godu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-pod-red-m-v-lebedeva-avtor-skij-kollektiv-blinov-arkadij-leonidovich-5.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vadim-aleksandrovich-chernobrov-stranica-7.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroka-tema-uroka-tip-uroka.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/624-plan-raboti-biblioteki-plan-raboti-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-556.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-ob-issledovatelskoj-rabote.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/edinstvo-protivopolozhnostej-kratkij-analiz-antipodalnih-par-na-logicheskom-urovne.html
  • institut.bystrickaya.ru/stranstviya-ugrej-i-lososej-ukazatel-illyustracij-d-r-j-bokemyul.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vasha-dolya-chetvert-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-ocherkov-o-naibolee-tyazhelih-katastrofah.html
  • education.bystrickaya.ru/1nbo--8511-arhitektura-byulleten-novih-postuplenij-noyabr-2009-goda.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-prazdnik-kasha-pisha-nasha.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-protokol-soglasovaniya-uchebnoj-programmi-uchebnaya-programma-dlya-specialnostej-rabochij-variant-125-01-04.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-16-667-3-maya-2010-g-stranica-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-5-kursa-ochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-310800-veterinariya-stavropol-2006-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/av-karalkin-temi-dlya-obsuzhdeniya-klinicheskie-i-metodicheskie-aspekti-ispolzovaniya-radiofarmacevticheskih-preparatov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grupa-ii-na-nezavisimiya-oditor.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opoznannie-prishelci-stranica-7.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rinok-lizingovih-uslug-v-rf.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.