.RU

Рабочая учебная программа факультет №1 Неорганической химии и технологии Кафедра неорганической химии По Химии Для специальности: 261001 Технология художественной обработки и материалов


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Ивановский государственный химико-технологический университет


УТВЕРЖДАЮ

проректор ИГХТУ по учебной работе

проф. В.И.Светцов

"______"____________2004 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Факультет №1 Неорганической химии и технологии

Кафедра неорганической химии

По Химии



Для специальности: 261001 Технология художественной обработки и

материалов


Курс 1 Семестр 1

Всего часов по дисциплине: 210.

Аудиторные занятия (час.) 114.

Лекции (час.): 38

Экзамен: 1 Зачет 1 .

(семестр) (семестр)

Практические занятия (час.): нет

Лабораторные занятия (час.): 76

Индивидуальная работа (час.): нет.

Самостоятельная работа час.): 96,

в том числе работа над курсовым

проектом (час.): нет


Иваново 2004


Рабочая программа составлена на основании требований ГОС высшего профессионального образования по специальности: ^ 261001 Технология художественной обработки и материалов


Рабочая учебная программа утверждена на заседании кафедры неорганической химии "______"___________2004г. протокол №_________________

Заведующий кафедрой _______________________Кобенин В.А.

Рабочая учебная программа рекомендована секцией Научно-мето­дического Совета естественно-научных дисциплин "_____"_____________2004 г.

Председатель секции _______________________ М.В.Улитин

Рабочая учебная программа рассмотрена и утверждена Науч­но-методическим Советом факультета № 1

"_____"____________2004 г., протокол № _______________ Председатель НМС факультета _______________ Косенко Н.Ф.

^ I. ВВЕДЕНИЕ

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ: 1. Изучение основных химических явлений и подходов к их интерпретации; овладение фундаментальными понятия­ми, законами и теориями современной химии, а также методами исследования химических процессов.

2. Усвоение конкретных приемов и методов решения практичес­ких химических задач.

3. Установление взаимосвязи между строением атома и молекул с взаимодействием между веществами в химических процессах.

4. Формирование научного мировоззрения и химического мышле­ния.

^ Требования к знаниям и умениям по дисциплине

Студент должен:

а) иметь представление об основных понятиях и законах химии, о строении и свойствах веществ и возможности их взаимодействия в химических процессах;

б) знать и уметь использовать основные понятия и законы хи­мии для решения конкретных задач при выполнении расчетных и экс­периментальных заданий, современные представления о строении ато­ма и молекул в анализе химического взаимодействия веществ;

в) владеть методами современной обработки экспериментальных данных, анализа возможности и условий протекания химических про­цессов;

г) иметь опыт работы с химической аппаратурой и современными приборами физико-химического исследования химических процессов.

^ II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛЫ (темы, модули) программы.

1. Наименование раздела (основной).

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.

а) лекционный материал (содержание) (час.): 38

^ Химическая структура.


Лекция 1. "Строение атома".

Сложность структуры атома. Начало квантовой механики. Уравнение Шредингера. Энергетическая характеристика состояния электро­на в атоме. Квантовые числа. Строение электронных оболочек атомов. Принцип наименьшей энергии. Правило Клечковского. Принцип Паули. Пра­вило Хунда.


Лекция 2. "Периодический закон и свойства элементов".

Электронные формулы элементов. Структура периодической системы. Периодический закон. Закономерности применения различных свойств элементов в периодах и группах. Связь периодической системы с современными представлениями о строении атома. Периодические свойства атомов (атомные и ионные радиусы, энергия ионизации, сродство к элект­рону, электроотрицательность.)


^ Лекции 3,4 "Основы учения о химической связи".

Принципы возникновения химической связи. Внутримолеку­лярные взаимодействия. Ионная связь. Ковалентная связь и ее разновид­ности. Современные методы описания ковалентной связи-методы ВС и МО. Гибридизация связи. Основные характеристики связи; энергия, длина, углы между связями, направленность, насыщаемость. Межмолекулярные взаимо­действия. Особенности водородной связи.


^ Химическая динамика.

Лекция 5,6 "Химическая термодинамика".

Основные понятия термодинамики. Первый закон и его следствия. Закон Гесса. Внутренняя энергия и энтальпия, как функции состояния системы. Теплота и работа как формы передачи энергии. Тепло­ты образования и сгорания. Второй закон термодинамики. Понятие энтропии. Энергия Гиббса-Гельмгольца, его анализ. Направление химических процессов. Химическое сродство.


Лекция 7 "Химическая кинетика".

Понятие о скорости реакции. Зависимость ее от различных факторов. Гомогенные и гетерогенные процессы. Закон действующих масс. Константа скорости. Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса. Энергия активации.


Лекция 8 "Химическое равновесие".

Понятие о равновесии. Закон действующих масс для равно­весных процессов. Различные способы выражения константы равновесия. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

^ Динамика процессов в растворах

Лекция 9 "Растворы". Растворы как многокомпонентные системы. Классификация двухкомпонентных растворов. Процессы, сопровождающие образование раст­воров. Различные виды выражения концентрации растворов. Растворимость. Разбавленные растворы неэлектролитов. Осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа. Закон Рауля. Криоскопия и эбуллиоскопия.


Лекция 10 "Растворы неэлектролитов".

Электролитическая диссоциация и ее причины. Сольватация и гидратация. Отклонение растворов электролитов от законов Вант - Гоффа и Рауля. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации, константа диссоциации, изотонический коэффициент. Их взаимосвязь, теория сильных электролитов. Активность, коэффициент активности, ионная сила.


^ Лекции 11,12 "Равновесия в растворах электролитов".

Константа диссоциации слабых электролитов. Ионное произведение воды. pH и pOH растворов. Способы измерения pH. Индикато­ры. Произведение растворимости. Его взаимосвязь с растворимостью. Ус­ловия образования и растворения осадка. Ионные реакции в растворе. Правило Бертоле. Гидролиз солей. Константа и степень гидролиза. Условия смещения ионных равнове-

сий.


^ Химические процессы.


Лекция 13 "Окислительно-восстановительная реакция".

Окислительно-восстановительная реакция как двойственный процесс. Понятие об окислителе и восстановителе. Окислительно-восста­новительная активность элементов и соединений. Методы подбора коэффициентов к окислительно-восстановительным реакциям (методы электрон­ного баланса и полуреакций). Определение возможности протекания окислительно-восста-новительных реакций.


Лекция 14 "Проблемы комплексообразования".

Комплексные соединения. Основные понятия. Внутренняя и внешняя координационные сферы. Комплексообразование и лиганды. Коорди­национное число. Способы получения, классификация. Изомерия. Номенкла­тура.

Равновесия в растворах комплексных соединений. Константа нестой­кости.


^ Лекции 15,16,17 "Химия металлов".

Зависимость свойств металлов от их положения в периодической системе Д.И.Менделеева. Основные методы получения металлов. Свойства р-металлов

и их соединений. Свойства переходных металлов, d-элементы IV-VII групп. Химия элементов железа, их химические соединения. Химия металлов подгрупп меди и цинка.

^ Лекции 18,19. Химия неметаллов.

Зависимость свойств неметаллов от их положения в периодической таблице Д.И. Менделеева. Азот, фосфор и их соединения. Элементы VI-VII групп и их соединения. Неорганическая химия р-элементов IV группы. Химия полупроводников.


б) лабораторные занятия (перечень лабораторных работ) (час.): 76

1. Определение молярных масс эквивалентов простых и сложных веществ.

2. Приготовление растворов заданной концентрации.

3. Определение теплового эффекта растворения соли

4. Скорость химических реакций.

5. Химические реакции.

6. Комплексные соединения

7. Химия металлов и их соединений.

8. Химия неметаллов


График выполнения лабораторных работ, контрольных работ и сдачи коллоквиумов.


Содержание занятия

Объем в час.

№ недели

1.Вводник. Инструктаж по технике безопасности.

Техника лабораторного эксперимента.

4

1

2 Лабораторная работа №1.

Контрольная работа №1."Основные понятия и законы химии”

8

2-3

3.Лабораторная работа №2. |

Коллоквиум №1."Способы выражения состава растворов".

8

4-5

4.Лабораторная работа № 3.

Контрольная работа №2 “Химическая структура”

8

6-7

5.Лабораторная работа № 4

Контрольная работа № 3 “Скорость химических реакций”

8

8-9

6.Коллоквиум № 2 “Равновесие в растворах электролитов”

4

10

7.Лабораторная работа № 5.

Контрольная работа № 4 “Химические реакции”

8

11-12

8.Лабораторная работа № 6

Контрольная работа № 5.

8

13-14

9. Лабораторная работа №7.

Отчет по лабораторной работе.

8

15-16

10. Лабораторная работа №8.

Отчет по лабораторной работе.

8

17-18

11.Завершение лабораторного практикума

4

19



в) Практические занятия (перечень тем) (час.): нет

г) Индивидуальная работа с преподавателем (час.): нет

д) Самостоятельная работа (час.): 96


^ ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

а) коллоквиумы (количество и сроки сдачи): 2

NN недель 5, 10

б) контрольные работы (письменные экзамены по разделу)

(количество и сроки выполнения): 5

NN недель 3, 6, 8, 12, 14

в) индивидуальные расчетные работы (содержание и сроки сда­чи):

1. Химическая структура NN недель 4-6

2. Химическая термодинамика NN недель 8-9

3. Равновесия в растворах элекролитов NN недель 10-13


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(изданная через центральные издательства и внутривузовским способом)

Основная:

1. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая хи­мия.- М.: Высшая школа, 1981.

2. Некрасов Б.В. Основы общей химии. - М.: Химия, 1973,т.1,1974,т.2.

3. Коровин Н.В. Общая химия.- М.: Высшая школа, 2000.

4. Крестов Г.А. Теоретические основы неорганической хи­мии.- М.: Высшая школа,1981.

5. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии.- Л.: Химия, 1985.

6. Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. - М.: Высшая школа, с 1984.

Дополнительная:

а) к лекционному курсу

7. Павлов Н.И. Неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1986.

8. Зайцев О.С. Общая химия.- М.: Высшая школа, 1983.

9. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж.. Основные законы химии.- М.: Мир, т.1,2, 1982.

10. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая хи­мия.- М.: Мир, 1969.

11. Хьюи Дж.- Неорганическая химия.- М.: Мир, 1987.

12. Браун Т., Лемей Г. Химия в центре наук.- М.: Мир, т.2,1, 1983.

13. Карапетьянц М.Х. Введение в теорию химических процес­сов.- М.: Высшая школа, 1975.

14. Реми Г. Курс неорганической химии.- М.: Мир, 1968.

б) к лабораторным работам

1. Карабинова Т.С. Основные понятия и законы химии (Методичес­кие указания к лабораторному практикуму и домашнему зада­нию). - Иваново, ИХТИ, 1993.

2. Руководство к практическим работам по общей и неорганической химии. Часть I. Теоретические основы неорганической химии. Часть II. Неорганическая химия. Под редакцией Г.А.Крестова, В.А.Кобенина. Иваново, 2001,2002.


Составитель: Барбетова Л.П.

rabochaya-programma-po-vneurochnoj-deyatelnosti-istoricheskie-golovolomki-dlya-6-h-klassov.html
rabochaya-programma-po-vneurochnoj-deyatelnosti-uchashihsya-napravlenie-obshestvenno-poleznaya-deyatelnost.html
rabochaya-programma-po-vospitatelnomu-planu-dlya-8-a-klassa-razrabotana-v-sootvetstvii-s-koncepciej-vospitatelnoj-sistemi-shkoli-osnovnaya-cel-vospitaniya-shkolnika.html
rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-bazovij-uroven-dlya-5a-9a-klassa.html
rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-i-istorii-rossii-s-drevnosti-do-xvi-veka-6-klass-stranica-4.html
rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-istoriya-drevnego-mira-5-klass-bazovij-uroven.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-pervij-zamestitel-direktora-departamenta-ekonomicheskogo-razvitiya-promishlennosti-i-torgovli-kostromskoj-oblasti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proizvodstva-furazhnogo-zerna-i-puti-ego-dalnejshego-uvelicheniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/racionalnaya-rekonstrukciya-istorii-nauki-abaturov-i-n.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-na-pervom-vserossijskom-kongresse.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/test-na-sovmestimost-vhode-blagotvoritelnogo-hokkejnogo-matcha-rossiya-slovakiya-v-ramkah-akcii-pod-flagom-dobra.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-1-gosudarstvennie-rashodi-v-ot-vvp-vvodnij-kurs-soderzhanie-predislovie-predislovie-k-3-omu-izdaniyu-lekciya-pervaya.html
  • writing.bystrickaya.ru/bblografchne-zabezpechennya-frankoznavstva.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iv-hrami-sudbi-aktivno-propagandiruya-svoi-vozzreniya-vistupal-na-konferenciyah-i-sobraniyah-nacionalnoj.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pervichnie-sredstva-pozharotusheniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/92-usloviya-obespechivayushie-razvitie-obshekulturnih-kompetencij-studentov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-effektivnosti-intervyu-v-omskoj-delovoj-presse.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sochinenie-rassuzhdenie.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-lokalnie-neodnorodnosti-strukturno-dinamicheskih-svojstv-dnk-i-podhodi-k-fizicheskomu-kartirovaniyu-genoma.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernij-tematicheskij-plan-i-programma-predmeta-ohrana-truda-primernij-tematicheskij-plan-i-programma-po-predmetu-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kaliningradskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sposob-prigotovleniya-dezinficiruyushih-sredstv-1-sanitarnie-pravila-dlya-predpriyatij-obshestvennogo-pitaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleks-trebovanij-k-vipuskniku-po-specialnosti-finansi-i-kredit-specializaciya-cennie-bumagi-i-birzhevoe-delo-stranica-6.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-gostyah-u-vedyavi-programmi-formirovanie-u-uchashihsya-nacionalnoj-duhovnoj-i-muzikalnoj-kulturi-nacionalnogo.html
  • report.bystrickaya.ru/itar-tass-httpwwwitar-tasscom-13122005-00000-radio-12-mayak-novosti-13-12-2005-garin-petr-12-00-12.html
  • spur.bystrickaya.ru/kruglij-stol-sbornik-materialov-konferencii-aktualnie-problemi-malogo-i-srednego-biznesa-v-krupnih-gorodah-municipalnih.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-socialno-psihologicheskie-aspekti-upravleniya-chast-socialnaya-psihologiya-napravlenie-podgotovki-081100-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strukturno-funkcionalnoe-issledovanie-prirodnih-peptidnih-antibiotikov.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-a-bordovskij-b-p-borisenkov-stranica-6.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mirovoe-kompleksnoe-regionovedenie-i-mezhdunarodnie-otnosheniya-metodologiya-metodi-istoriya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-3-razvernutij-plan-lekcij-15-materiali-prakticheskih-zanyatij-23-materiali-dlya-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-35.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-chast-metodologiya-protivodejstviya-sbornik-materialov-moskva-2007-bbk-71-01-74-200-53-87-7.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vozrastnie-izmeneniya-aktivnogo-vnimaniya-u-shkolnikov-opredelenie-faktori-vliyayushie-na-razvitie-shkolnoj-dezadaptacii.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-tehpereosnashenie-hlebozavodov-minselhozproda-za-10-mesyacev-napravleno-br467-mlrd.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-rezultatah-realizaciya-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola.html
  • books.bystrickaya.ru/dopolnenie-obzor-telnet-klientov-tehnika-setevih-atak.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obrasheniya-grazhdan-v-federalnie-organi-ispolnitelnoj-vlasti-chast-15.html
  • student.bystrickaya.ru/21osnovnie-osobennosti-drevnerusskoj-literaturi-i-knizhnosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-istoriya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-o-kompyuterah.html
  • crib.bystrickaya.ru/izlozhenie-na-anglijskom-yazike-soderzhaniya-audio-teksta-dlitelnostyu-zvuchaniya-2-minuti-posle-dvukratnogo-proslushivaniya-kolichestvo-neznakomih-slov-v-neklyuchevoj-pozicii-ne-bolee-4-vremya-vipolneniya-80-min.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-vzyati-pod-strazhu-kniga-sedmaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.