.RU

Рабочая учебная программа факультет №1 Неорганической химии и технологии Кафедра неорганической химии По Химии Для специальности: 261001 Технология художественной обработки и материалов


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Ивановский государственный химико-технологический университет


УТВЕРЖДАЮ

проректор ИГХТУ по учебной работе

проф. В.И.Светцов

"______"____________2004 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Факультет №1 Неорганической химии и технологии

Кафедра неорганической химии

По Химии



Для специальности: 261001 Технология художественной обработки и

материалов


Курс 1 Семестр 1

Всего часов по дисциплине: 210.

Аудиторные занятия (час.) 114.

Лекции (час.): 38

Экзамен: 1 Зачет 1 .

(семестр) (семестр)

Практические занятия (час.): нет

Лабораторные занятия (час.): 76

Индивидуальная работа (час.): нет.

Самостоятельная работа час.): 96,

в том числе работа над курсовым

проектом (час.): нет


Иваново 2004


Рабочая программа составлена на основании требований ГОС высшего профессионального образования по специальности: ^ 261001 Технология художественной обработки и материалов


Рабочая учебная программа утверждена на заседании кафедры неорганической химии "______"___________2004г. протокол №_________________

Заведующий кафедрой _______________________Кобенин В.А.

Рабочая учебная программа рекомендована секцией Научно-мето­дического Совета естественно-научных дисциплин "_____"_____________2004 г.

Председатель секции _______________________ М.В.Улитин

Рабочая учебная программа рассмотрена и утверждена Науч­но-методическим Советом факультета № 1

"_____"____________2004 г., протокол № _______________ Председатель НМС факультета _______________ Косенко Н.Ф.

^ I. ВВЕДЕНИЕ

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ: 1. Изучение основных химических явлений и подходов к их интерпретации; овладение фундаментальными понятия­ми, законами и теориями современной химии, а также методами исследования химических процессов.

2. Усвоение конкретных приемов и методов решения практичес­ких химических задач.

3. Установление взаимосвязи между строением атома и молекул с взаимодействием между веществами в химических процессах.

4. Формирование научного мировоззрения и химического мышле­ния.

^ Требования к знаниям и умениям по дисциплине

Студент должен:

а) иметь представление об основных понятиях и законах химии, о строении и свойствах веществ и возможности их взаимодействия в химических процессах;

б) знать и уметь использовать основные понятия и законы хи­мии для решения конкретных задач при выполнении расчетных и экс­периментальных заданий, современные представления о строении ато­ма и молекул в анализе химического взаимодействия веществ;

в) владеть методами современной обработки экспериментальных данных, анализа возможности и условий протекания химических про­цессов;

г) иметь опыт работы с химической аппаратурой и современными приборами физико-химического исследования химических процессов.

^ II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛЫ (темы, модули) программы.

1. Наименование раздела (основной).

ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.

а) лекционный материал (содержание) (час.): 38

^ Химическая структура.


Лекция 1. "Строение атома".

Сложность структуры атома. Начало квантовой механики. Уравнение Шредингера. Энергетическая характеристика состояния электро­на в атоме. Квантовые числа. Строение электронных оболочек атомов. Принцип наименьшей энергии. Правило Клечковского. Принцип Паули. Пра­вило Хунда.


Лекция 2. "Периодический закон и свойства элементов".

Электронные формулы элементов. Структура периодической системы. Периодический закон. Закономерности применения различных свойств элементов в периодах и группах. Связь периодической системы с современными представлениями о строении атома. Периодические свойства атомов (атомные и ионные радиусы, энергия ионизации, сродство к элект­рону, электроотрицательность.)


^ Лекции 3,4 "Основы учения о химической связи".

Принципы возникновения химической связи. Внутримолеку­лярные взаимодействия. Ионная связь. Ковалентная связь и ее разновид­ности. Современные методы описания ковалентной связи-методы ВС и МО. Гибридизация связи. Основные характеристики связи; энергия, длина, углы между связями, направленность, насыщаемость. Межмолекулярные взаимо­действия. Особенности водородной связи.


^ Химическая динамика.

Лекция 5,6 "Химическая термодинамика".

Основные понятия термодинамики. Первый закон и его следствия. Закон Гесса. Внутренняя энергия и энтальпия, как функции состояния системы. Теплота и работа как формы передачи энергии. Тепло­ты образования и сгорания. Второй закон термодинамики. Понятие энтропии. Энергия Гиббса-Гельмгольца, его анализ. Направление химических процессов. Химическое сродство.


Лекция 7 "Химическая кинетика".

Понятие о скорости реакции. Зависимость ее от различных факторов. Гомогенные и гетерогенные процессы. Закон действующих масс. Константа скорости. Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса. Энергия активации.


Лекция 8 "Химическое равновесие".

Понятие о равновесии. Закон действующих масс для равно­весных процессов. Различные способы выражения константы равновесия. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

^ Динамика процессов в растворах

Лекция 9 "Растворы". Растворы как многокомпонентные системы. Классификация двухкомпонентных растворов. Процессы, сопровождающие образование раст­воров. Различные виды выражения концентрации растворов. Растворимость. Разбавленные растворы неэлектролитов. Осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа. Закон Рауля. Криоскопия и эбуллиоскопия.


Лекция 10 "Растворы неэлектролитов".

Электролитическая диссоциация и ее причины. Сольватация и гидратация. Отклонение растворов электролитов от законов Вант - Гоффа и Рауля. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации, константа диссоциации, изотонический коэффициент. Их взаимосвязь, теория сильных электролитов. Активность, коэффициент активности, ионная сила.


^ Лекции 11,12 "Равновесия в растворах электролитов".

Константа диссоциации слабых электролитов. Ионное произведение воды. pH и pOH растворов. Способы измерения pH. Индикато­ры. Произведение растворимости. Его взаимосвязь с растворимостью. Ус­ловия образования и растворения осадка. Ионные реакции в растворе. Правило Бертоле. Гидролиз солей. Константа и степень гидролиза. Условия смещения ионных равнове-

сий.


^ Химические процессы.


Лекция 13 "Окислительно-восстановительная реакция".

Окислительно-восстановительная реакция как двойственный процесс. Понятие об окислителе и восстановителе. Окислительно-восста­новительная активность элементов и соединений. Методы подбора коэффициентов к окислительно-восстановительным реакциям (методы электрон­ного баланса и полуреакций). Определение возможности протекания окислительно-восста-новительных реакций.


Лекция 14 "Проблемы комплексообразования".

Комплексные соединения. Основные понятия. Внутренняя и внешняя координационные сферы. Комплексообразование и лиганды. Коорди­национное число. Способы получения, классификация. Изомерия. Номенкла­тура.

Равновесия в растворах комплексных соединений. Константа нестой­кости.


^ Лекции 15,16,17 "Химия металлов".

Зависимость свойств металлов от их положения в периодической системе Д.И.Менделеева. Основные методы получения металлов. Свойства р-металлов

и их соединений. Свойства переходных металлов, d-элементы IV-VII групп. Химия элементов железа, их химические соединения. Химия металлов подгрупп меди и цинка.

^ Лекции 18,19. Химия неметаллов.

Зависимость свойств неметаллов от их положения в периодической таблице Д.И. Менделеева. Азот, фосфор и их соединения. Элементы VI-VII групп и их соединения. Неорганическая химия р-элементов IV группы. Химия полупроводников.


б) лабораторные занятия (перечень лабораторных работ) (час.): 76

1. Определение молярных масс эквивалентов простых и сложных веществ.

2. Приготовление растворов заданной концентрации.

3. Определение теплового эффекта растворения соли

4. Скорость химических реакций.

5. Химические реакции.

6. Комплексные соединения

7. Химия металлов и их соединений.

8. Химия неметаллов


График выполнения лабораторных работ, контрольных работ и сдачи коллоквиумов.


Содержание занятия

Объем в час.

№ недели

1.Вводник. Инструктаж по технике безопасности.

Техника лабораторного эксперимента.

4

1

2 Лабораторная работа №1.

Контрольная работа №1."Основные понятия и законы химии”

8

2-3

3.Лабораторная работа №2. |

Коллоквиум №1."Способы выражения состава растворов".

8

4-5

4.Лабораторная работа № 3.

Контрольная работа №2 “Химическая структура”

8

6-7

5.Лабораторная работа № 4

Контрольная работа № 3 “Скорость химических реакций”

8

8-9

6.Коллоквиум № 2 “Равновесие в растворах электролитов”

4

10

7.Лабораторная работа № 5.

Контрольная работа № 4 “Химические реакции”

8

11-12

8.Лабораторная работа № 6

Контрольная работа № 5.

8

13-14

9. Лабораторная работа №7.

Отчет по лабораторной работе.

8

15-16

10. Лабораторная работа №8.

Отчет по лабораторной работе.

8

17-18

11.Завершение лабораторного практикума

4

19



в) Практические занятия (перечень тем) (час.): нет

г) Индивидуальная работа с преподавателем (час.): нет

д) Самостоятельная работа (час.): 96


^ ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

а) коллоквиумы (количество и сроки сдачи): 2

NN недель 5, 10

б) контрольные работы (письменные экзамены по разделу)

(количество и сроки выполнения): 5

NN недель 3, 6, 8, 12, 14

в) индивидуальные расчетные работы (содержание и сроки сда­чи):

1. Химическая структура NN недель 4-6

2. Химическая термодинамика NN недель 8-9

3. Равновесия в растворах элекролитов NN недель 10-13


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(изданная через центральные издательства и внутривузовским способом)

Основная:

1. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая хи­мия.- М.: Высшая школа, 1981.

2. Некрасов Б.В. Основы общей химии. - М.: Химия, 1973,т.1,1974,т.2.

3. Коровин Н.В. Общая химия.- М.: Высшая школа, 2000.

4. Крестов Г.А. Теоретические основы неорганической хи­мии.- М.: Высшая школа,1981.

5. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии.- Л.: Химия, 1985.

6. Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. - М.: Высшая школа, с 1984.

Дополнительная:

а) к лекционному курсу

7. Павлов Н.И. Неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1986.

8. Зайцев О.С. Общая химия.- М.: Высшая школа, 1983.

9. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж.. Основные законы химии.- М.: Мир, т.1,2, 1982.

10. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Современная неорганическая хи­мия.- М.: Мир, 1969.

11. Хьюи Дж.- Неорганическая химия.- М.: Мир, 1987.

12. Браун Т., Лемей Г. Химия в центре наук.- М.: Мир, т.2,1, 1983.

13. Карапетьянц М.Х. Введение в теорию химических процес­сов.- М.: Высшая школа, 1975.

14. Реми Г. Курс неорганической химии.- М.: Мир, 1968.

б) к лабораторным работам

1. Карабинова Т.С. Основные понятия и законы химии (Методичес­кие указания к лабораторному практикуму и домашнему зада­нию). - Иваново, ИХТИ, 1993.

2. Руководство к практическим работам по общей и неорганической химии. Часть I. Теоретические основы неорганической химии. Часть II. Неорганическая химия. Под редакцией Г.А.Крестова, В.А.Кобенина. Иваново, 2001,2002.


Составитель: Барбетова Л.П.

rabochaya-programma-po-vneurochnoj-deyatelnosti-istoricheskie-golovolomki-dlya-6-h-klassov.html
rabochaya-programma-po-vneurochnoj-deyatelnosti-uchashihsya-napravlenie-obshestvenno-poleznaya-deyatelnost.html
rabochaya-programma-po-vospitatelnomu-planu-dlya-8-a-klassa-razrabotana-v-sootvetstvii-s-koncepciej-vospitatelnoj-sistemi-shkoli-osnovnaya-cel-vospitaniya-shkolnika.html
rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-bazovij-uroven-dlya-5a-9a-klassa.html
rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-i-istorii-rossii-s-drevnosti-do-xvi-veka-6-klass-stranica-4.html
rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-istoriya-drevnego-mira-5-klass-bazovij-uroven.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomicheskoe-razvitie-strani-na-primere-kitajskoj-narodnoj-respubliki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konferencii-v-rossii-informacionnij-byulleten-novosti-mo-rapn-konferencii-publikacii-konkursi-politologicheskogo-soobshestva.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-prekrashenie-braka-zakonu-ob-opeke-i-popechitelstve-material-podgotovlen-s-ispolzovaniem-pravovih-aktov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-otkritogo-konkursa-na-vipolnenie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-petr-i-fevroniya-moskovskaya-pravda-avtor-ne-ukazan-07072008-141-str-51-51.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nu-chto-zh-zapomnim-pochtennie-berega-i-budem-blagodarni-za-eto-yazikovu.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-proekte-zakona-kirovskoj-oblasti-o-vnesenii-izmenenij-v-zakon-kirovskoj-oblasti-ob-obrazovanii-v-kirovskoj-oblasti-v-2-h-chteniyah.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-sovetskogo-ugolovnogo-prava-a-a-gercenzon-sh-s-gringauz-n-d-durmanov-m-m-isaev-b-s-utevskij-izdanie-1947-g-allpravo-ru-2003-stranica-11.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temperatura-vozduha-v-rabochej-zone-stroitelnie-normi-i-pravila-kotelnie-ustanovki-snip-ii-35-76-izmeneniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-obshie-zakonomernosti-razvitiya-zadachi-vospitaniya-puti-realizacii-zadach-vospitaniya-organizaciya-vospitaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problema-dobra-i-zla-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-studentov-syllabus-naimenovanie-disciplini-sociotipi-i-akcentuacii-haraktera-stranica-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-po-meropriyatiyu-17-4-razrabotka-i-vnedrenie-kompleksa-specializirovannih-obrazovatelnih-programm-povisheniya-kvalifikacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/d-novij-osnovnoj-komponent-po-state10-s-udeleniem-osobogo-vnimaniya-state-10s-v-peresmotrennoj-programme-raboti-po-osushestvleniyu-stati-8j-i-sootvetstvuyushih-polozhenij-konvencii.html
  • institute.bystrickaya.ru/esli-mi-lyubim-istoriyu-to-ona-ozhivaet-eta-kniga-navernyaka-utolit-zhazhdu-slavyanina-v-istoricheskoj-pravde-i-sogreet-ego-dushu-prikosnoveniem-k-vechnomu-i-sokroven-stranica-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasedanie-konkursnoj-komissii-protokoliruetsya-i-zapisivaetsya-na-diktofon-povestka-dnya.html
  • control.bystrickaya.ru/chto-takoe-kurenie-smogu-li-ya-brosit-kurit-voprosi-i-otveti-stranica-22.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-11-04-2012.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/alimentnie-obyazatelstva-chast-9.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhiteli-komi-zamerzayut-na-trassah-ne-znaya-nomera-sluzhbi-ekstrennogo-vizova-informacionnoe-agentstvo-komiinform-15032012.html
  • college.bystrickaya.ru/19-maya-3-j-den-programma-7-j-mezhdunarodnoj-nauchno-tehnicheskoj-konferencii-obespechenie-bezopasnosti-aes-s-vver.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primechaniya-k-finansovoj-otchetnosti-za-31-dekabrya-2009-goda-otchet-o-finansovom-polozhenii-po-sostoyaniyu-za-31-dekabrya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yalom-i-ya-51-lzhec-na-kushetke-per-s-angl-m-budininoj-stranica-22.html
  • znanie.bystrickaya.ru/araandi-oblisi-bojinsha-memlekettk-krster-departamentn-atoaj-audani-bojinsha-memlekett-krster-basarmasini-tmeng-lauazim-bolip-tabilatin.html
  • predmet.bystrickaya.ru/smuti-v-mitropolii-po-smerti-svt-aleksiya-1378-g-ponyatie-o-nauke-istoriya-russkoj-cerkvi-eyo-predmet-i-zadacha.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-adresovano-psihologam-rukovoditelyam-shkol-studentam-psihologicheskih-fakultetov-budushim-pedagogam-psihologii-pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya-bbk-74-268-8-stranica-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-provedeniyu-shkolnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-po-istorii-v-2010-2011-uchebnom-godu-stranica-8.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodi-organizacii-proizvodstva.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhivaya-tajna-vospitaniya-v-rabotah-i-a-ilina-n-k-gavryushin-nauchnij-redaktor-a-d-chervyakov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statisticheskij-analiz-roznichnogo-tovarooborota-zapasov-i-oborachivaemosti-tovarov-chast-6.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-31-avtorskoe-pravo-i-smezhnie-prava-uchebnaya-programma-specialnost-12-00-03-yurisprudenciya-izdanie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sooo-malinovshiznenskij-spirtovodochnij-zavod-akvadiv.html
  • studies.bystrickaya.ru/12957-24016-otchet-o-rabote-kolledzha-za-2006-2007-uchebnij-god.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnologicheskie-osnovi-provedeniya-ekzamenov-v-novoj-forme.html
  • crib.bystrickaya.ru/kakie-problemi-osobenno-volnuyut-segodnya-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-kuzbasse.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.