.RU

Рабочая учебная программа по основной образовательной программе основы педиатрии и гигиены детей


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Калмыцкий государственный университет


Наименование факультета


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

(директор института)


____________________

(Ф.И.О., подпись)

«___» _________ 20__ г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


___________________________________________________________

ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ


ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ

_______________________________________________________________________________

(код по ОКСО и название)


Квалификация (степень) выпускника


БАКАЛАВР

________________

(Бакалавр, магистр)


Форма обучения


ОЧНАЯ

___________________

(очная, очно-заочная и др.)


Элиста


2012 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки __________________________________________________________________________________

(код по ОКСО и название)

Программа составлена: _НИДЮЛИН_В А ____________________________________________

(Ф.И.О., ученое звание, должность)

________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., ученое звание, должность)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

  1. ^ Цели освоения дисциплины (модуля)

Целями освоения дисциплины (модуля) Основы педиатрии и гигиены детей являются:

(Указываются амцели освоения дисциплины (или модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВПО).


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата/магистратуры

Перечень дисциплин усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины: - возрастная физиология;-гигиена детей и подростков;-основы медицинских

знаний и охрана здоровья детей;-основы гигиенических знаний.

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:


№ п/п

Наименование компетенции

Предшествующие дисциплины

^ Последующие дисциплины (группы дисциплин)

Общекультурные компетенции

1

ОК-6

Биология в пределах школьной программы

Анатомия и физиология

^ Профессиональные компетенции

2

ОПК-1

Биология в пределах школьной программы.

Анатомия и физиология

3

ОПК-2

Биология в пределах школьной программы

Анатомия и физиология

4

ПК-3


Биология в пределах школьной программы.

Анатомия и физиология




  1. ^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

общекультурные

ОК-6 Способен логически верно излагать устную и письменную речь

профессиональные.

ОПК-1 осознать социальную значимость своей будущей профессии обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

ОПК-2 способен использовать систематизированные теоретические и практические знаний гуманитарных социальных

ПК-3 способ применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников,осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся,подготовки их к сознательному выбору профессии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

на уровне представлений: закономерности развития и функции организма человека норме и об условиях его оптимальной деятельности;

на уровне воспроизведения: необходимый объём знаний в области медицыны

и гигиены детского ,подросткового ,взрослого,старческого возраста;…)

на уровне понимания: должен иметь необходимые знания о причинах,признаках и мерах предупреждения ряда наиболее распространенных заболеваний и о приемах оказания первой медицинской помощи при травмах и неотложных состояниях в условиях чрезвычайных ситуаций;…)

Уметь:

  1. … изготовление использование средств индивидуальной защиты.

  2. измерение ЧСС,ЧД,АД и температуры;

1. проведение реанимационных мероприятий;

2 подбор и применение ледствкарственных средств необходимых при неотложных

состояниях;,

Владеть: 1…- успешно использовать в профессиональной деятельности гигиенические ,

физиологические и медицинские знания,умения и навыки. (перечислит

    2 - оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях,авариях,

    катастрофах,стихийных бедствиях.

  1. ^ Структура и содержание дисциплины (модуля) Основы_педиатрии и гигиены

детей

  1.  ____________________________ 

Общая трудоемкость дисциплины составляет _2____ зачетных единиц _108_____ часов.


    1. ^ Структура преподавания дисциплины

№ п/п

Наименование модулей, разделов, (тем)
(для двух- и многосеместровых дисциплин – разбиение по семестрам)
(для ООП)

Семестр

Неделя семестра

Аудиторные занятия

СРС

Общая трудоемкость с учетом зачета и экзамена (ч/ кредит)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические, семинары

Лаб. раб

СРС с преподавателем

Всего

часы

1

Основы педиатрии и гигиены детей 

 8

 

14

 26

 

68

108 

 

 

 




    1. ^ Содержание дисциплины

      1. Лекции

№ п/п

Номер раздела дисциплины

Трудоемкость (часов)

^ Тема лекции

1

Лекция 1

1

Введение в педиатрию


2

Лекция 2

1

Возрастная физиология.Периоды детского возраста


3

Лекция 3

1

Состояние здоровья детей и факторы его формирующие



4

Лекция 4


1

Анатомо-физиологические особенности органов и систем

организма детей




Лекция 5

1

Планировка и застройка населенных пунктов и объектов

Дошкольной учреждений-согласно закона РФ»О санитарно-эпидемиологическом благополучии».Организация летних оздоровительных лагерей.






Лекция 6

1


Основы микробиологии, иммунологии и эпидемилогии.

Меры профилактики инфекционных заболеваний.




Лекция 7

2


Детские кишечные инфекции.



Лекция 8

2


Детские воздушно-капельные инфекции.





Лекция 9

2

Характеристика неинфекционных заболеваний и неотл




Лекция 10


2


Характеристика детского травматизма. Особенности травм и повреждений у детей и подростков.Меры профилактики.




Лекция 11





Профилактика грибковых заболеваний кожи,чесотки,педикулеза.





Лекция 12





Первая медицинская помощь при кровотечениях,травмах.Дисмургия.



      1. ^ Практические занятия


№ п/п

Номер раздела дисциплины

Трудоемкость (часов)

^ Тема практического занятия

1

Тема 1

2

Возрастная физиология.Периоды детского возраста.

2

Тема 2

2

Состояние здоровья детей и факторы его формирующие.                   

4

Тема 3

2

Анатомо-физиологические особенности органов и систем организма детей.




Тема 4

2

Анатомо-физиологические особенности органов и систем

организма детей




Тема 5

2

Планировка и застройка населенных пунктов и объектов Дошкольной учреждений-согласно закона РФ»О санитарно-эпидемиологическом благополучии».Организация летних оздоровительных лагерей.






Тема 6

2

Основы микробиологии, иммунологии и эпидемилогии.

Меры профилактики инфекционных заболеваний.




Тема 7

4

Детские кишечные инфекции.




Тема 8

4

Детские воздушно-капельные инфекции.




Тема 9

2

Характеристика неинфекционных заболеваний и неотл




Тема 10

2

Профилактика грибковых заболеваний кожи,чесотки,педикулеза.





Тема 11

2

Первая медицинская помощь при кровотечениях,травмах.Дисмургия.




      1. ^ Лабораторные работы не предусмотрены учебной программой.

      2. Самостоятельная работа студента

Раздел 1

1

Введение в педиатрию

4

2

Возрастная физиология Периоды детского возраста

4

Раздел 2

3

Состояние здоровья детей и факторы его формирующие

6

4

Анатомо-физиологические особенности организма детей

6




5

Планировка и застройка населённых пунктов и объектов дошкольных учреждений-согласно закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».Организация летних оздоровительных лагерей.

6






6


Основы микробиологии,и эпидемиологии.Меры профилактики инфекционных заболеваний

6





7



Детские кишечные инфекции


6







8


Детские воздушно- капельные инфекции

6





9



Характеристика неинфекционных заболеваний и неотложных

состояний.

6




10



Характеристика детского травматизма.Особенности травм и

Повреждения у детей и подростков.Меры профилактики.

6




11



Профилактика грибковых заболеваний кожи,чесотки педику-

леза.

6




12



Первая медицинская помощь при кровотечениях,травмах.

Дисмургия.


6



      1. ^ Интерактивные формы занятий:

Раздел дисциплины

№ п/п

Формы

Трудоемкость (часов)

Раздел 1

1

Введение физиология.Периоды детского возраста.

2

2

Возрастная физиология .Периоды детского возраста.

2




3

Состояние здоровья детей и факторы его формирующие.

2

4

Анатомо-физиологические особенности органов и систем организма детей.

2



  1. Образовательные технологи




6.1.. Курсовые работы по дисциплине - не предусмотрены учебным планом.

^ 6.1.2. Методические указания студентам

  1. Для более глубокого осмысления дисциплины , интегрирующей в себе две самостоятельные дисциплины- медицину и гигиену- студенту необходимо ознакомиться поэтапно с основами физиологии и гигиены.

  2. В ходе обучения студент на занятиях изучает физиологию человека, закономерности развития ЦНС и основных рефлексов применительно к учебному процессу.

  3. Осваивает необходимые знания о причинах, признаках и мерах предупреждения наиболее распространенных заболеваний и о приемах первой доврачебной помощи при несчастных случаях и ЧС .

  4. Студенты должны овладеть навыками и методами реанимационных мероприятий в очагах массового поражения и умениями пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.

  5. Уметь оказывать первую доврачебную помощь при несчастных случаях и катастрофах.




6.2.3 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль осуществляется в конце учебного процесса, в том числе, на практических занятиях, в ходе проверок рефератов, докладов.

Промежуточный контроль осуществляется на зачетных занятиях и в ходе индивидуальных занятий по итогам самостоятельной работы студентов.

Итоговый контроль осуществляется в виде зачета и экзамена по окончании курса, зачетные вопросы ежегодно пересматриваются.


6.2.4.Технические средства,наглядные пособия,прикладные программы и другие материалы,используемые в учебном процессе.

^ 6.2.5Электронный муляж-тренажёр по обработке практических приемов первой медицинской помощи и реанимационной помощи.

6.2.6.Манекен для реанимации.

^ 6.2.7.Предметы и фантомы СИЗ

6.2.8.Плакаты,стенды,муляжи.

6.2.9.Предметы медицинского назначения

6.2.0.Мультимейдийные системы,призинтации.



  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

__________________________________________________________________________________ ^ 7.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов



Автор

Название

Место издания

Издательство

Год издания

1

Под.ред. А.Г.Сафонова

Учебное пособие для подготовки м/с

Москва

Медицина

1980

2

Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафиянинкова Е.Б.

Анатомия и физиология.

Москва

Медицина

1980

3

Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н.

Основы медицинских знаний.

Москва

Медицина

1979

4

Бабский Е.Б., Зубкова А.А., Коситский Г.И., Ходоров И.Н.

Физиология человека.

Москва

Медицина

1980

5

Заликина Л.С.

Общий уход за больными.

Москва

Медицина

1979

6

Леонтьева К., Маринова М.

Анатомия и физиология детского организма.

Москва

Просвещение

1976

7

Маркосян К.

Физиология

Москва

Медицина

1980

8

Под.ред.Сердюковой Г.Н.)

Гигиена детей и подростков

Москва

Медицина

1976

9

Под.ред.Комарова Б.Д.

Неотложная хирургическая помощь при травмах

Москва

Медицина

1984

10

Под.ред Ярыгина В.

Биология

Москва

Медицина

1987

11

Муразян Р.Н., Панченков Н.Р.

Экстренная помощь при ожогах

Москва

Медицина

1977

12

Под.ред.Чазова Е.М.

Справочник. Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь

Москва

Медицина

1990

13

Мусалатов Х.А.

Медицинская помощь при катастрофах

Москва

Медицина

1977

14

Колесов Д.В., Мат Р.Д.

Основы гигиены и санитарии

Москва

Медицина

1989

15

Хрипкова Л.И. и др.

Возрастная физиология и школьная гигиена

Москва

Просвещение

1988

16

Фарбер Ю.А.

Возрастная физиология. Уч.пособие.

Москва

Медицина

1985

17

Б.Спок

Ребенок и уход за ним.

Москва

Медицина

1998

18

К.Байер, Л.Шейнберг.

Здоровый образ жизни.

Москва

Мир

1997

19

Иванченко В.А.

Секреты вашей бодрости.

Москва

Знание

1988

20

Морозов М.А.

Первая медицинская помощь при травмах (в помощь студенту).

С-Петербург

Питер

1999

21

Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С.

Гигиена и основы экологии человека

Москва

Медицина

2004

22

Г.И.Румянцев, М.П.Воронцов

Общая гигиена

Москва

Медицина

1990

23

А.В.Хрипкоа, Д.В.Колесов

Гигиена и здоровье школьника

Москва

Медицина

1988

24

И.Д.Зверев

Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека

Москва

Медицина

1983

25

Е.П.Бруновт

Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека

Москва

Медицина

1973

26

А.А.Минх

Общая гигиена

Москва

Медицина

1984

27

Б.В.Петровский

Популярная медицинская энциклопедия

Москва

Медицина

1987

28

В.И.Покровский, Г.Г.Онищенко, Б.Л.Черкасский

Эволюция инфекционных болезней в России в ХХ веке.(руководство для врачей)

Москва

Медицина

2003

29.

Варшавский В.П.и др.

Руководство по педиатрии.

Элиста

Медиа-Пресс

2004




    1. ^ 2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

7.1.3. Домашние задания, типовые расчеты и т.п.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

^ 7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

  1. В рамках дисциплины «Основы педиатрии и гигиены детей» необходимо дать будущим специалистам основные знания о человеке, гигиенических факторах, оказывающих существенное влияние на психическое, физическое и социальное развитие личности человека.

  2. Научить студентов - будущих дипломированных специалистов- успешно использовать в своей профессиональной деятельности гигиенические, физиологические и медицинские знания, умения и навыки.

  3. Обучить студентов элементам первой доврачебной медицинской помощи при экстремальных и чрезвычайных ситуациях (Ч.С.)

  4. Научить будущих специалистов правилам здорового образа жизни и предупреждения заболеваний при различных видах деятельности.

Вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания комфортной деятельности в среде обитания.

^ 7.2. Перечень справочных, иллюстративных и других раздаточных материалов

  1. Электронный муляж- тренажер по обработке практических приемов первой медицинской и реанимационной помощи.

  2. Манекен для реанимации.

  3. Предметы и фантомы СИЗ.

  4. Плакаты, стенды, муляжи.

  5. Предметы медицинского назначения.

  6. Мультимедийные системы и презентации




^ 7.3. Рекомендуемая литература




      1. Контрольные вопросы

1.Предмет возрастной физиологии. Содержание, методы возрастной физиологии.

2.Гигиена детей и подростков.

3.Онтогенез, его виды и периоды.

4.Филогенез. Биогенетический закон.

5.Рефлекс. Учение Павлова об условных и безусловных рефлексах. Классификация рефлексов.

6.Аналитико-синтетическая деятельность коры. Учение о сигнальных системах.

7.Строение и функции опорно-двигательного аппарата.

  1. Понятие о здоровье. Критерии здоровья, группы здоровья.

  2. Структура заболеваемости детей и подростков. Влияние состояния здоровья школьников на работоспособность, успеваемость, поведение.

  3. Особенности органов пищеварения у детей.

  4. Особенности органов дыхания у детей.

  5. Анатомо-физиологические особенности строения органов и систем детского организма.

  6. Гигиена умственного труда.

  7. Гигиена учебно-воспитательного процесса.

  8. Гигиена полового воспитания.

  9. Гигиена питания.

  10. Гигиена физического воспитания.

  11. Закаливание: его значение и принципы.

  12. Значение органов чувств на рост и развитие организма.

  13. Осанка: ее физиологическое значение. Профилактика нарушений.

  14. Гигиенические требования к организации сна.

  15. Профилактика стресса. Стадии стресса.

  16. Влияние гормонов на рост и развитие ребенка. Эндокринная система.

  17. Значение мотиваций и эмоций, внимание и память в учебно-воспитательном процессе.

  18. Значение режима дня.

  19. Гигиенические требования к школьному участку, школьным зданиям, школьным помещениям и мебели.

  20. Детский травматизм и меры его профилактики.

  21. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии.

  22. Учение об иммунологии. Вакцинация.

  23. Терминальные состояния.

  24. Инфекционные болезни: причины возникновения, периоды течения, профилактика.

  25. Детская воздушно-капельная инфекция (коклюш, дифтерия, ОРВИ, ОРЗ).

  26. Состояние здоровья детей и подростков и факторы его формирования.

  27. Острые кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллез, гепатит). Меры их профилактики.

  28. Принципы и методы реанимации.

  29. Применение лекарственных средств.

  30. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях.

  31. Первая медицинская помощь при открытых повреждениях.

  32. Определение физиологических показателей организма.

  33. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

  34. Первая медицинская помощь при переломах, при повреждении позвоночника, головы, груди и живота.

  35. Первая медицинская помощь при ожогах, отморожениях, утоплении, удушении.

  36. Первая медицинская помощь при отравлениях.

  37. Профилактика грибковых заболеваний кожи.

  38. Основы десмургии.

  39. Меры воздействия на кровообращение.

  40. Медицинские проблемы катастроф.

  41. Первая медицинская помощь в очагах массового поражения.

  42. Обучение населения действиям чрезвычайных ситуациях.

  43. Средства и способы защиты детей в чрезвычайных ситуациях.

7.3.2. Рефераты


  1. Характеристика соматических и инфекционных заболеваний, причины, их вызывающие, профилактика.

  2. Транспортировка раненых в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера.

  3. факторы, определяющие здоровье в онтогенезе. Проблема формирования здорового образа жизни на различных этапах развития человека.

  4. Синдром приобретенного имуннодефицита. Клинические проявления профилактика.

  5. факторы здорового образа жизни, их значение для сохранения здоровья человека.

  6. Профилактика подросткового суицида.

  7. Курение, тяжелые заболевания человека, связанные с курением.

  8. Токсикомании, опасность для жизни. Профилактика.

  9. Наркомании. Опасность для жизни. Профилактика.

  10. Алкоголизм. Опасность для жизни. Профилактика.

  11. детский травматизм и его профилактика.

  12. Безопасность ребенка. Роль учителя в обеспечении безопасности жизни ребенка.

  13. Принципы рационального питания.

  14. Роль витаминотерапии для правильного питания и роста ребенка.

  15. Гигиенические основы физического воспитания ребенка.

  16. Зрительный анализатор, профилактика нарушений

  17. Слуховой анализатор, профилактика нарушений

  18. Школьная зрелость как социальная проблема

  19. Опорно-двигательный аппарат анатомия, физиология, патология, профилактика (позвоночный столб)

  20. Опорно-двигательный аппарат анатомия, физиология, патология, профилактика (нижняя конечность, стопа)

  21. Здоровье детей и факторы её формирующие

  22. Возрастные особенности органов пищеварения у детей

  23. Гигиенические и физиологические основы закаливания детей

  24. Половое воспитание детей

  25. Профилактика заболеваний передающихся половым путем (ЗППП)

  26. Борьба с курением

  27. Анатомия сердца, понятие о малом и большом круге кровообращения

  28. Гипертонический криз

  29. Инфаркт миокарда

  30. Ишемия (стенокардия) миокарда

  31. Бронхиальная астма

  32. Сахарный диабет (гипергликемическая и гипогликемическая кома)

  33. Почечная колика

  34. Анафилактический шок (клиника, первая помощь)

  35. Первая медицинская помощь при отравлениях

  36. Алкоголизм, механизм развития, профилактика

  37. ВИЧ -инфекция, профилактика

  38. Травматический шок, первая помощь

  39. Утопление, виды утопления. Первая помощь

  40. Кровотечения, виды кровотечений, остановка кровотечений

  41. Синдромы длительного сдавливания, первая помощь

  42. Инфекционные гепатиты (болезни Боткина и др.)

  43. Крымская геморрагическая лихорадка





^ 7.3.3. Курсовые работы по дисциплине - не предусмотрены учебным планом.

7.3.4. Методические указания студентам

  1. Для более глубокого осмысления дисциплины , интегрирующей в себе две самостоятельные дисциплины- медицину и гигиену- студенту необходимо ознакомиться поэтапно с основами физиологии и гигиены.

  2. В ходе обучения студент на занятиях изучает физиологию человека, закономерности развития ЦНС и основных рефлексов применительно к учебному процессу.

  3. Осваивает необходимые знания о причинах, признаках и мерах предупреждения наиболее распространенных заболеваний и о приемах первой доврачебной помощи при несчастных случаях и ЧС .

  4. Студенты должны овладеть навыками и методами реанимационных мероприятий в очагах массового поражения и умениями пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.

  5. Уметь оказывать первую доврачебную помощь при несчастных случаях и катастрофах.




^ 7.3.5. Методические указания студентам

  1. Для более глубокого осмысления дисциплины , интегрирующей в себе две самостоятельные дисциплины- медицину и гигиену- студенту необходимо ознакомиться поэтапно с основами физиологии и гигиены.

  2. В ходе обучения студент на занятиях изучает физиологию человека, закономерности развития ЦНС и основных рефлексов применительно к учебному процессу.

  3. Осваивает необходимые знания о причинах, признаках и мерах предупреждения наиболее распространенных заболеваний и о приемах первой доврачебной помощи при несчастных случаях и ЧС .

  4. Студенты должны овладеть навыками и методами реанимационных мероприятий в очагах массового поражения и умениями пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.

  5. Уметь оказывать первую доврачебную помощь при несчастных случаях и катастрофах.





.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль осуществляется в конце учебного процесса, в том числе, на практических занятиях, в ходе проверок рефератов, докладов.

Промежуточный контроль осуществляется на зачетных занятиях и в ходе индивидуальных занятий по итогам самостоятельной работы студентов.

Итоговый контроль осуществляется в виде зачета и экзамена по окончании курса, зачетные вопросы ежегодно пересматриваются

Оценка сформированности компетенций:

Группы компетенций

Компетенции

Методы и средства оценки сформированности компетенций

Компетенции, формируемые в дисциплине (модуле






















      1. ^ Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)




    1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю (могут оформляться в виде приложения 2 к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, виды учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных модулей наиболее эффективно)

^ 7.4 .1. Перечень справочных, иллюстративных и других раздаточных материалов

  1. Электронный муляж- тренажер по обработке практических приемов первой медицинской и реанимационной помощи.

  2. Манекен для реанимации.

  3. Предметы и фантомы СИЗ.

  4. Плакаты, стенды, муляжи.

  5. Предметы медицинского назначения.

  6. Мультимедийные системы и презентации



Приложения к рабочей программе дисциплины:


  1. Аннотация рабочей программы.

  2. Технологии и формы преподавания.

  3. Технологии и формы обучения.

  4. Оценочные средства и методики их применения.

  5. Методика рейтингового контроля знаний студентов.

  6. Календарный график всех видов контроля, включая самостоятельную работу студентов.

  7. Конспект лекций (тезисы).

  8. Учебники, учебно-методические пособия и указания, разработанные преподавателями кафедры.

  9. Глоссарий (перечень определений, терминов и сокращений).

  10. Карта обеспеченности учебно-методической литературой.

  11. Результаты Интернет-экзамена по данной дисциплине (если таковой проводился).

  12. Электронная версия учебно-методического комплекса.




^ 8. Карта обеспеченности учебно-методической литературой




Автор

Название

Место издания

Издательство

Год издания

1

К. Ткаченко

Руководство по оказанию первой помощи

Москва

ФАИР-ПРЕСС

2002

2

Под.ред. А.Г.Сафонова

Учебное пособие для подготовки м/с

Москва

Медицина

1980

3

В. Н. Чернов

Неотложная хирургия: диагностика и лечение острой хирургической патологии

Элиста Джангар




2006

4

Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафиянинкова Е.Б.

Анатомия и физиология.

Москва

Медицина

1980

5

Е. Н. Клигуненко

Интенсивная терапия ожоговой болезни

МЕДпресс-информ

Медицина

2005

6

Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н.

Основы медицинских знаний.

Москва

Медицина

1979

7

Бабский Е.Б., Зубкова А.А., Коситский Г.И., Ходоров И.Н.

Физиология человека.

Москва

Медицина

1980

8

Заликина Л.С.

Общий уход за больными.

Москва

Медицина

1979

9

Е. Н. Клигуненко

Интенсивная терапия ожоговой болезни

Москва

МЕДпресс-информ

2005

10

Леонтьева К., Маринова М.

Анатомия и физиология детского организма.

Москва

Просвещение

1976

11

Н. В. Барыкина

Руководство для операционной медсестры

Москва

МарТ

2005

12

Маркосян К.

Физиология

Москва

Медицина

1980

13

Е.П.Попечителев, О.Н.Старцева

Аналитические исследования в медицине, биологии и экологии

Москва

Высшая школа

2003

14

Под.ред.Сердюковой Г.Н.)

Гигиена детей и подростков

Москва

Медицина

1976

15

С. Белозеров, Е.А.

Иоанниди

Курс эпидемиологии

Москва

Джангар

2005

16

Под.ред.Комарова Б.Д.

Неотложная хирургическая помощь при травмах

Москва

Медицина

1984

17

Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич

Гигиена и основы экологии человека

Москва

Феникс

2002

18

Под.ред Ярыгина В.

Биология

Москва

Медицина

1987

19

Л.Н. Анкин

Политравма

Москва

МЕДпресс-информ

2004

20

Бережнова И.А

Первая медицинская помощь

Москва

Эксмо

2003

21

Муразян Р.Н., Панченков Н.Р.

Экстренная помощь при ожогах

Москва

Медицина

1977

22

В.И.Шумаков, В.Е.Толпекин, Д.В.Шумаков

Искусственное сердце и вспомогательное кровообращение

Москва

Янус-К

2003

23

Под.ред.Чазова Е.М.

Справочник. Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь

Москва

Медицина

1990

24

Мусалатов Х.А.

Медицинская помощь при катастрофах

Москва

Медицина

1977

25

Колесов Д.В., Мат Р.Д.

Основы гигиены и санитарии

Москва

Медицина

1989

26

Хрипкова Л.И. и др.

Возрастная физиология и школьная гигиена

Москва

Просвещение

1988

27

Фарбер Ю.А.

Возрастная физиология. Уч.пособие.

Москва

Медицина

1985

28

Б.Спок

Ребенок и уход за ним.

Москва

Медицина

1998






^ 9. Глоссарий (перечень определений, терминов и сокращений)

ГЛОССАРИЙ

А

АБСЦЕСС - гнойник, нарыв - скопление гноя в различных тканях и органах. Наиболее частая причина абсцесса - местная бактериальная инфекция, обычно стафилококковая. Лечение антибиотиками и оперативное.

АДЕНОВИРУС - семейство вирусов, вызывающих простуду.

АДЕНОПАТИЯ - увеличение желез, в особенности лимфоузлов. Генерализованная лимфаденопатия - одно из частых проявлений ВИЧ-заболевания.

АДРЕНАЛИН - гормон, вырабатываемый корой надпочечников, в особенности в моменты сильных эмоций, таких как страх или гнев. В результате выработки адреналина учащается сердцебиение, расслабляется гладкая мускулатура бронхов и кишечника, усиливаются некоторые метаболические процессы. Адреналин используется при лечении острых аллергических состояний и астмы.

АКРОМЕГАЛИЯ - хроническое заболевание, вызванное избыточным выделением в кровь гормона роста - соматотропина. Это происходит при нарушении деятельности гипоталамуса и/или гипофиза. Проявляется ненормальным увеличением многих частей тела, особенно носа, ушей, челюстей, пальцев рук и ног.

^ АКТИВНО ПРИОБРЕТЕННЫЙ ИММУНИТЕТ - иммунитет, возникающий в результате перенесенного заболевания или вакцинации, когда организм сам вырабатывает соответствующие антитела.

АЛЛЕРГЕН - вещество или фактор, вызывающие аллергическую реакцию.

АЛЛЕРГИЯ - повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды или веществ. Большинство аллергических реакций проявляются незначительными симптомами (чихание, насморк, кожные высыпания), но иногда могут быть опасными.

АМБУЛАТОРНЫЙ - внебольничный. Амбулаторная медицинская помощь оказывается в поликлинике или на дому у пациента (в противоположность стационарному уходу).

АМЕБИОЗ - тяжелое заболевание, вызываемое одноклеточным организмом - дизентерийной амебой (Еntamoeba histolytica): поражает слизистые оболочки кишечника, вызывая кровавый понос и абсцессы. Нередко распространяется с кровотоком на другие органы - печень, легкие, головной мозг, почки и т.д. Передается через загрязненные фекалиями руки, воду, пищу, посуду, а также при орально-анальном контакте.

АНАБОЛИЗМ - внутриклеточный синтез органических молекул; строительство белков и увеличение мышечной массы тела.

^ АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК - анафилаксия - опасная для жизни острая аллергическая реакция, для которой характерны кожные высыпания и зуд, спазмы гладких мышц (например, бронхов), воспаление и набухание тканей (например, горла), резкое падение артериального давления. Причиной может быть реакция на яды насекомых, лекарственные препараты, некоторые пищевые аллергены.

АНАЭРОБНЫЙ - "без доступа воздуха". Например, анаэробные микроорганизмы существуют в отсутствие кислорода; анаэробная физическая нагрузка (в отличие от аэробной) предполагает кратковременную задержку дыхания.

^ АНЕМИЯ - заболевание, которое характеризуется ненормально низким уровнем гемоглобина и/или эритроцитов (красных кровяных телец) в крови.

АНТИГЕН - вещество, обычно органического происхождения, стимулирующее иммунный ответ. Иммунная система распознает это вещество как чужеродное и производит антитела для борьбы с ним.

АНТИСЕПТИК - противомикробное, дезинфицирующее средство.

АНТИТЕЛО - белковое соединение, которое организм производит в ответ на антиген, чтобы уничтожить или нейтрализовать бактерии, вирусы, яды или другие чужеродные вещества. Эта реакция, называемая реакцией "антиген-антитело", составляет основу иммунного ответа.

^ АРИТМИЯ - нарушение нормального ритма работы, обычно когда речь идет о сердечном ритме.

АТЕРОСКЛЕРОЗ - нарушение кровообращения в связи с затвердением стенок и сужением просвета крупных и средних артерий.


Б 

БИЛИРУБИН - вещество, выделяемое красными кровяными тельцами (эритроцитами) при их физиологическом распаде и удалении из системы кровообращения.

^ БРАДИКАРДИЯ – учащенное сердцебиение

БРОНХИ - полые ветви легочного дерева, соединяющие трахею с альвеолами (легочными пузырьками). В бронхах воздух очищается от посторонних примесей.

БРОНХИТ - воспаление слизистой оболочки бронхов, часто сопровождающееся кашлем, болезненностью и затруднением дыхания.


В 

^ ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - ВНС - отдел нервной системы, помимо головного и спинного мозга (например, нервы, идущие от спинного мозга до кончиков пальцев). ВНС регулирует деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, тонус кровеносных и лимфатических сосудов. Деятельность ВНС непроизвольна и сознанием почти не контролируется.

^ ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, приводит к заболеванию СПИДом. ВОСПАЛЕНИЕ - ответ организма на инфекцию или повреждение тканей; при воспалении повышается кровообращение и проницаемость кровеносных сосудов на данном участке тела.


Г

ГАНГЛИЙ - вегетативные ганглии, или узлы вегетативной нервной системы, - скопления нервной ткани, состоящие главным образом из тел нервных клеток и расположенные цепочками по обе стороны позвоночника.

ГАСТРИТ - воспаление слизистой оболочки желудка.

^ ГЕМАТОЭНЦЕФАЛИЧЕСКИЙ БАРЬЕР - особое защитное образование между кровеносными сосудами и тканями головного мозга, назначение которого - ограничить проникновение различных веществ из крови в мозг.

ГЕПАТИТ - воспаление печени, вызванное одним из нескольких различных болезнетворных факторов, которыми могут быть ряд вирусов, злоупотребление алкоголем, некоторые лекарства и т.д.

ГИПЕРПЛАЗИЯ - ненормальное разрастание клеток и тканей тела.

ГИПЕРТЕНЗИЯ (гипертония)- повышенное кровяное давление.

ГИПЕРТЕРМИЯ - повышение температуры тела свыше 40°С

ГИПОТОНИЯ – пониженное артериального давление.

^ ГОНОРЕЯ - передающееся половым путем заболевание: воспаление слизистой оболочки половых органов, вызываемое бактерией гонококком.

ГОРМОН - активное химическое вещество, которое образуется в одной части организма (в эндокринных железах) и переносится с током крови в другую часть организма, к какому-либо органу или ткани, чтобы дать химический сигнал к изменению их структуры или функций.

^ ГУМОРАЛЬНАЯ ИММУННАЯ РЕАКЦИЯ - иммунная реакция, осуществляемая посредством В-лимфоцитов и включающая производство антител.


Д 

ДЕМЕНЦИЯ – слабоумие.

ДЕРМАТИТ - кожное воспаление.

ДЕРМАТОЛОГИЯ - медицинская специальность, занимающаяся заболеваниями кожи.

ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ - снижение или устранение аллергической реакции на какой-либо антиген (аллерген).

^ ДИАРЕЯ - понос, ненормально частый и жидкий стул.

ДИАФРАГМА - гибкая перегородка; плоская тонкая мышца между грудью и брюшиной, регулирующая дыхание.

ДИЗЕНТЕРИЯ - шигеллез - инфекционная болезнь, вызываемая бактериями из рода шигелл. Механизм передачи - фекально-оральный. При дизентерии наблюдаются нарушения пищеварения, боли в животе, рвота, понос с примесью слизи и крови. При отсутствии лечения может принимать опасные для жизни формы.

ДИСПЕПСИЯ - расстройство пищеварения.

ДИСПЛАЗИЯ - ненормальное разрастание ткани или клеток.

ДИСТРОФИЯ - заболевание, вызванное недостаточным или неправильным питанием; некоторые формы дистрофии, такие как мышечная дистрофия, обусловлены наследственностью.

ДИСФАГИЯ - расстройство глотания.


Ж 

ЖЕЛТУХА - желтая пигментация (окраска) кожи и белков глаз, вызванная накоплением в крови избыточного количества билирубина. Желтуха - один из характерных симптомов заболеваний печени, желчных протоков, а также гемолиза (избыточного разрушения эритроцитов). Причина любой желтухи - нарушение равновесия между образованием и выделением билирубина.


З 

ЗППП - заболевания, передающиеся половым путем, сексуально-трансмиссивные, венерические - заболевания, вызываемые инфекциями, которые передаются при половом контакте, например, гонорея, сифилис, хламидиоз.


И

ИММУНИТЕТ - невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам: бактериям, вирусам, ядам и другим продуктам, чужеродным для организма. Различают врожденный и приобретенный иммунитет. Врожденный иммунитет передается по наследству, как и другие генетические признаки. Приобретенный иммунитет (он может быть активно или пассивно приобретенным) возникает в результате перенесенной болезни или вакцинации и по наследству не передается.

^ ИММУННАЯ СИСТЕМА - совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа. К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезенка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

ИММУНОГЛОБУЛИНЫ - группа белков, содержащихся в крови и спинномозговой жидкости и участвующих в механизме защиты против возбудителей инфекционных болезней. Различают 5 классов иммуноглобулинов: IgG, IgA, IgM, IgD и IgE.

ИММУНОСТИМУЛЯЦИЯ - иммуномодуляция, иммунотерапия - метод лечения, который заключается в восстановлении или укреплении поврежденной иммунной системы.

ИММУНОСУПРЕССИЯ (иммунодепрессия) - иммунодепрессия - подавление деятельности одного или нескольких компонентов иммунной системы организма.

^ ИММУНОФЕРМЕНТНЫЙ АНАЛИЗ - ИФА - лабораторное исследование, позволяющее определить присутствие в крови ВИЧ-антител; тест на ВИЧ-антитела.

ИНКУБАЦИОННЫЙ ПЕРИОД - промежуток времени между первоначальным заражением и появлением первых симптомов заболевания.

ИНСУЛИН - гормон, производимый клетками поджелудочной железы, позволяет организму усваивать глюкозу. При образовании недостаточного количества инсулина развивается тяжелое заболевание – сахарный диабет.

ИНТЕРФЕРОН - защитное вещество белковой природы, вырабатываемое организмом в ответ на проникновение вирусной инфекции. Интерфероны вырабатывают пораженные вирусом клетки, чтобы защитить здоровые клетки от инфицирования.

ИНФАРКТ - внезапное нарушение или прекращение кровоснабжения какого-либо органа, приводящее к некрозу (омертвлению) тканей этого органа. Наиболее часто наблюдаются инфаркт миокарда (сердечной мышцы), инфаркт головного мозга (инсульт), инфаркты почек и легких.

ИНФЕКЦИЯ - состояние, когда в организм (или в часть организма) внедряется чужеродный агент (бактерия, грибок или вирус), который размножается и производит болезнетворный эффект (активная инфекция).

ИОНИЗАЦИЯ –воздействие заряженных частиц на атомы и молекулы вещества расходуя энергично отрывают от атома и вызывают ионизацию.


К

КАНДИДОЗ - заболевание кожи, ногтей, слизистых оболочек или внутренних органов, в том числе пищевода, влагалища, кишечника, легких, вызванное дрожжеподобными грибками рода Candida.

КАНЦЕРОГЕН - онкоген - вещество или фактор, способствующие образованию раковых опухолей.

КАПИЛЛЯРЫ - мельчайшие кровеносные сосуды, которые соединяют артерии с венами.

КАХЕКСИЯ - синдром истощения - крайняя степень истощения, характеризующаяся резким исхуданием, физической слабостью, болезненным состоянием. Обычно возникает при тяжелых заболеваниях или длительном голодании.

^ КЛЕТОЧНЫЙ ИММУНИТЕТ - часть иммунной системы, которая отвечает на вторжение чужеродного материала не путем образования антител, а с помощью определенных защитных клеток (Т-лимфоцитов, клеток-киллеров, моноцитов, макрофагов и других лейкоцитов).

КОНТАГИОЗНЫЙ - заразный, передающийся при бытовом контакте.

КОНТРАЦЕПЦИЯ - предохранение от нежелательной беременности и родов. Контрацептив - препарат или метод, предупреждающий зачатие или вынашивание плода.

КОНЪЮНКТИВИТ - воспаление соединительной оболочки глаза.

КОРТИКОСТЕРОИДЫ - стероидные гормоны, вырабатываемые в корковом веществе надпочечников, или их синтетические заменители.


Л

ЛАТЕНТНЫЙ - так называют состояние, при котором болезнетворный организм присутствует в теле человека, но при этом не активен: не размножается и не вызывает болезнь.

ЛЕЙКОЦИТЫ - белые клетки крови, которые могут переходить из кровотока в ткани тела и обратно. Они выполняют иммунную функцию, защищая тело от чужеродных веществ и участвуя в производстве антител.

ЛЕЙШМАНИОЗ - опасная инфекция, вызываемая простейшим паразитом Leishmania, который внедряется в человеческие клетки-макрофаги и живет в них. Лейшмания распространяется москитами и встречается главным образом в районах с субтропическим и тропическим климатом.

^ ЛИМФАТИЧЕСКИЕ СОСУДЫ - сеть сосудов, аналогичных кровеносным сосудам, по которым лимфа попадает к органам иммунной системы и в кровоток.

ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ - небольшие железы в форме зерна фасоли, состоящие в основном из лимфоцитов, лимфы и соединительной ткани. Лимфатические узлы имеются в разных частях тела и необходимы для нормальной работы иммунной системы.

ЛИМФОЦИТЫ - один из видов лейкоцитов. Белые клетки крови, которые созревают и обитают в лимфоидных органах. Лимфоциты осуществляют иммунный ответ, связанный с приобретенным иммунитетом.

^ ЛИПИДЫ - жиры и жироподобные соединения, в том числе стероиды, жирные кислоты и многие другие вещества.

ЛЯМБЛИОЗ - протозойная кишечная инфекция человека и животных, вызывающая расстройство работы тонкого кишечника, тошноту, приступообразные боли в животе и диарею. Во многих случаях лямблиоз проходит без симптомов, но носитель инфекции при этом заразен.


М 

МАКРОФАГИ – моноциты, участвующие в фагоцитозе

МАЛИГНИЗАЦИЯ - процесс превращения нормальной клетки в злокачественную. Может происходить под влиянием канцерогенных факторов. Поврежденные (малигнизированные) клетки образуют первичный очаг злокачественной опухоли. Иногда наблюдается малигнизация доброкачественных опухолей.

МЕНИНГИТ - воспаление оболочек головного и спинного мозга, обычно бывает вызвано бактериями, вирусами или грибками.

МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ - относящийся к процессу строительства молекулярных структур организма из питательных веществ (анаболизм) и к процессу их расщепления для производства энергии и для выделения (катаболизм).

МИКОЗЫ - грибковые заболевания. В зависимости от вида болезнетворных грибков и от характера поражения тканей выделяют кератомикозы, дерматофитии, кандидозы и глубокие микозы.

МИКОПЛАЗМА - класс микроорганизмов, более простых по строению, чем бактерии, но более сложных, чем вирусы. Некоторые виды микоплазмы, возможно, играют роль в развитии ВИЧ-инфекции, хотя однозначного подтверждения этому еще нет.

МИКРОБЫ - микроскопические живые организмы, в число которых входят бактерии, простейшие (протозои) и грибки.

^ МИОКАРД - сердечная мышца.

МОНОЦИТЫ - крупные белые клетки крови, которые участвуют в иммунной защите, разрушая чужеродные микроорганизмы. Моноциты циркулируют в кровотоке; при оседании в тканях они созревают и превращаются в макрофаги.

МУТАЦИЯ- в биологии - внезапные изменения в генах, в результате которых появляются новые наследуемые признаки.


Н 

НАДПОЧЕЧНИКИ - парные железы внутренней секреции, расположенные над верхними полюсами почек. В надпочечниках синтезируются кортикостероиды, половые и другие гормоны и адреналин.

НЕВРАЛГИЯ - боль, распространяющаяся по ходу ствола нерва или его ветвей.

^ НЕЙРОНЫ – клетки нервной системы. Имеют один длинный отросток (аксон) или несколько коротких разветвленных (дендриты).

НЕКРОЗ - омертвение, отмирание части органа или ткани живого организма.

^ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ - функция иммунной системы (например, фагоцитоз), которая не направлена против специфического антигена или патогена.


О

ОНКОГЕНЕЗ - развитие и рост злокачественной опухоли.

ОПИАТЫ - класс химических соединений, получаемых из опийного мака, содержащих опиум, или синтетических, производящих эффект опиума. К опиатам относятся героин, кодеин, метадон. Опиаты облегчают боль, притупляют ощущения и вызывают сонливость.

ОСТЕОПОРОЗ - атрофия костной ткани; снижение плотности кости в результате уменьшения количества кальция. На развитие остеопороза влияют гормональные процессы; его можно облегчить путем приема достаточного количества кальция.

ОФТАЛЬМОЛОГИЯ - медицинская специальность, занимающаяся лечением заболеваний глаз.


П

ПАНДЕМИЯ - распространение инфекционной болезни в нескольких странах или на нескольких континентах с массовым поражением населения.

ПАНКРЕАТИТ - воспаление поджелудочной железы. Симптомы: сильная боль в животе, тошнота и рвота, запор, иногда желтуха. Панкреатит может быть опасен для жизни. У некоторых пациентов с ВИЧ-инфекцией панкреатит может развиваться как побочная реакция на препараты ddI и ddC.

ПАРАЗИТ - растение или микроорганизм, живущие на организме-хозяине или внутри него и получающие от него питание. Некоторые паразиты вызывают воспаление, другие приводят к инфекциям и поражению тканей. На человеке паразитируют грибки, бактерии, протозои (одноклеточные), глисты и вирусы.

^ ПАССИВНО ПРИОБРЕТЕННЫЙ ИММУНИТЕТ - иммунитет, приобретенный в результате введения в организм антител другого человека или животного. Пассивный иммунитет может быть приобретен либо естественным путем, как у плода, получающего через плаценту материнские антитела, либо искусственно, путем инъекции иммуноглобулинов, полученных из сыворотки крови переболевшего человека.

ПАТОГЕНЕЗ - совокупность последовательных процессов, определяющих возникновение и течение болезни. Включает физиологические, биохимические, морфологические, иммунные и другие процессы, развивающиеся в организме больного после воздействия патогена.

ПЕДИАТРИЯ - медицинская специальность, занимающаяся детьми с рождения до подросткового возраста - вопросами их развития, лечения и ухода за ними.

ПЕДИКУЛЕЗ - вшивость, паразитирование на человеке вшей (головной, платяной и лобковой).

ПЕРИТОНИТ - воспаление брюшины.

ПЛАЦЕНТА - пронизанный сосудами орган, развивающийся в полости матки во время беременности, через который осуществляется связь между организмом матери и плодом. Через плаценту могут проникать некоторые патогенные микроорганизмы, а также материнские антитела.

^ ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА - орган, ответственный за выработку необходимых для пищеварения ферментов и инсулина.

ПРЕВЕНТИВНЫЙ - профилактический, предупреждающий.

ПРОЛАКТИН - гормон, стимулирующий выделение молока молочной железой.

ПРОЛИФЕРАЦИЯ - стремительные или не поддающиеся контролю размножение, рост или распространение.

ПРОТОЗОИ - простейшие одноклеточные микроорганизмы; некоторые из них болезнетворны для человека.

ПРОФИЛАКТИКА - комплекс мер, направленных на поддержание здоровья и предупреждение болезней.

ПСИХОТРОПНЫЙ - влияющий на психические процессы или поведение.

ПСОРИАЗ - распространенное хроническое кожное заболевание, при котором на коже головы, локтей, колен и туловища появляются красные шелушащиеся высыпания. При ВИЧ-инфекции приступы псориаза бывают особенно тяжелыми и длительными.

^ ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД – период полового созревания.


Р 

РАДИОЛОГИЯ - рентгенология - область диагностики и лечения с использованием излучений, куда входит рентгенодиагностика, магнитно-резонансное сканирование, лучевая терапия и т.п.

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ - привыкание к лекарственному препарату - способность организма, микроорганизма или вируса утрачивать чувствительность к лекарству.

РЕСПИРАТОРНЫЙ - относящийся к процессу дыхания.

РЕТРОВИРУСЫ - класс вирусов, которые копируют генетический материал, используя РНК как шаблон для производства ДНК

^ РИНИТ - насморк - воспаление слизистой оболочки носа; частое проявление аллергической реакции.


C

САЛЬМОНЕЛЛЕЗ - острая инфекционная болезнь, вызываемая бактериями рода сальмонелл и поражающая главным образом желудочно-кишечный тракт.

СЕДАТИВНЫЙ - успокаивающий.

СЕЛЕЗЕНКА - лимфоидный орган в брюшной полости. Наиболее важной функцией селезенки является иммунная. Клетки селезенки захватывают вредные вещества, очищают кровь от бактерий, вирусов и других чужеродных агентов.

^ СЕНСИТИВНОСТЬ, СЕНСИТИВНОСТЬ - чувствительность.

СЕПСИС - заражение крови - тяжелое инфекционное заболевание, возникающее при распространении инфекции из местного гнойного очага по всему организму с током крови.

СЕТЧАТКА - светочувствительная ткань глазного дна, передающая зрительные импульсы в мозг посредством зрительного нерва.

СИФИЛИС - инфекционное хроническое, передающееся половым путем, заболевание. Возбудитель - бактерия бледная трепонема.

^ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ - защита организма, направленная против определенных антигенов или патогенов. Специфический иммунитет бывает клеточным или гуморальным (основанным на производстве антител.

СТАФИЛОКОКК - патогенный микроорганизм, возбудитель различных инфекций. Золотистый стафилококк часто присутствует на поверхности кожи и слизистых оболочек, особенно носа и рта, и может вызывать гнойные поражения - нарывы, фурункулы, абсцессы. Другие виды стафилококков вызывают пищевые отравления и синдром токсического шока.

СУБФЕБРИЛЬНЫЙ - характеризующийся слегка повышенной температурой тела.


Т

ТОКСИКОЛОГИЯ - изучение вредного воздействия различных веществ на организм, включая уровень токсичности, механизм токсического воздействия и методы контроля.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - привыкание организма к воздействию какого-либо агента (например, химического вещества), так что вводимая доза уже не производит желаемого эффекта и ее приходится повышать

ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ - седативные средства, которые подавляют чувство напряжения, беспокойства, тревоги, страха, оказывают успокаивающее действие (тазепам, седуксен, элениум и т.д.). Могут вызывать сонливость, нарушение реакции и координации движений.

ТРОМБОЦИТЫ - кровяные пластинки - клетки крови, основным свойством которых является их способность к склеиванию, слипанию. Они играют важную роль при остановке кровотечений. В тромбоцитах содержатся факторы свертывания крови.

ТУБЕРКУЛЕЗ - инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза. Чаще всего туберкулез поражает органы дыхания, но встречается туберкулез других органов и систем (внелегочный), поражающий мочеполовую систему, глаза, периферические лимфоузлы, кости и суставы, кожные покровы.


Ф

ФАГОЦИТЫ - белые клетки крови (например, нейтрофилы, базофилы, моноциты, макрофаги), которые поглощают и уничтожают мертвые клетки, бактерии и другие не нужные организму элементы.

ФАГОЦИТОЗ - поглощение и уничтожение чужеродного материала белыми клетками крови - фагоцитами.

ФАРМАКОКИНЕТИКА - изучение процесса усвоения организмом лекарственных препаратов, в особенности характер и время их всасывания, действия, депонирования (накопления) в организме и выделения.


Х

ХИМИОТЕРАПИЯ - использование химических препаратов для избирательного воздействия на микроорганизмы, находящиеся в организме человека, или на опухолевые клетки. При этом методе лечения избирают только тот препарат, к которому чувствителен данный возбудитель заболевания, и поддерживают постоянно высокую концентрацию препарата в крови, чтобы подавить деятельность этих возбудителей.

ХЛАМИДИОЗ - инфекция, передающаяся, как правило, половым путем. Возбудитель - бактерия Chlamydia trachomatis. Одно из наиболее распространенных ЗППП.

ХОЛЕЦИСТИТ - воспаление желчного пузыря.


Ц 

^ ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - ЦНС - нервная сеть организма, включающая головной и спинной мозг и нервы.

ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ (CEREBRAL) - относящийся к головному мозгу.

^ ЦЕРЕБРОСПИНАЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ - спинномозговая жидкость, ликвор - прозрачная жидкость, содержащая питательные вещества и циркулирующая в пространстве головного и спинного мозга. Предохраняет головной и спинной мозг от механических воздействий, обеспечивает поддержание постоянного внутричерепного давления.

ЦИАНОЗ - синюшная окраска кожи и слизистых оболочек за счет недостатка кислорода в крови.

^ ЦИРРОЗ ПЕЧЕНИ - хроническое заболевание печени, при котором происходит нарушение ее функций и структуры за счет разрастания соединительной ткани, образования рубцов и отложения жира. В числе причин цирроза - инфекции (гепатит) и чрезмерное потребление алкоголя.

ЦИТОПЛАЗМА - вещество, составляющее клетку, кроме ее ядра.

ЦИТОТОКСИЧНЫЙ - агент или процесс, токсичный (ядовитый) для клеток, что приводит к подавлению их деятельности или гибели клеток.


Ш

ШИГЕЛЛЕЗ - см. ДИЗЕНТЕРИЯ.

ШОК- резкое падение кровяного давления вызванное потерей крови и травмы.


Э 

ЭКЗОТОКСИН - токсин, выделяемый бактериальной клеткой в окружающую среду.

ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЯ - метод регистрации электрической активности сердца.

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ - метод исследования головного мозга, основанный на записи его электрической активности.

ЭНДОКАРДИТ - воспаление внутренней оболочки сердца.

^ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - железы внутренней секреции - органы тела, производящие гормоны. Эти железы не имеют выводящих протоков и выделяют гормоны непосредственно в кровь, лимфу, спинномозговую жидкость.

ЭНДОРФИН - группа эндогенных (выделяемых организмом) гормонов, которые имеют химическое сходство с опиатами. Эндорфины помогают преодолевать тяжелые стрессовые состояния и облегчают чувство боли; они также играют роль в мобилизации иммунной системы.

^ ЭНДОТОКСИН – токсин, выделяемый в результате распада бактериальной клетки.

ЭНЗИМ - фермент - белок, являющийся катализатором: может вызывать химические изменения в жидкостях и тканях организма, при этом не изменяясь.

^ ЭНТЕРИТ - воспаление тонкого кишечника.

ЭНЦЕФАЛИТ - смертельно опасное воспаление головного мозга. Возбудителями могут быть вирусы, грибки, простейшие и другие микроорганизмы. Переносчиком возбудителя может быть энцефалитный клещ.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ - наука, задача которой - установить специфические причины тех или иных заболеваний или взаимодействие различных факторов, вызывающих болезнь, а также тенденции распространения заболевания среди конкретных групп населения.

ЭПИДЕМИЯ- распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости в данной местности.

ЭПИТЕЛИЙ - один из основных типов тканей тела (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткань). Эпителиальные клетки покрывают тело снаружи (кожа) и выстилают желудочно-кишечный тракт, дыхательные и мочевыводящие пути, протоки желез и сосуды.

^ ЭРИТЕМА - покраснение кожи.

ЭРИТРОЦИТЫ - красные клетки крови, основная функция которых - нести кислород к тканям и клеткам тела.

ЭСТРОГЕН - женский половой гормон; природное или синтетическое вещество, стимулирующее развитие женских вторичных половых признаков и регулирующее репродуктивный цикл у женщин. Эстрогены влияют на деятельность иммунной системы.

ЭТИОЛОГИЯ - причина возникновения заболевания; учение о причинах и условиях возникновения болезней.


ЯДРО - центральная часть, управляющая живой клеткой. Имеет, как правило, сферическую форму, окружено мембраной и содержит генетические коды для обеспечения жизнедеятельности, роста и размножения.




к рабочей программе дисциплины
«(наименование дисциплины)»


Аннотация рабочей программы

Дисциплина ____ является частью ____ цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки _____. Дисциплина реализуется на ____ факультете _____(название вуза) кафедрой (кафедрами) _____.

Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций (перечислить), профессиональных компетенций (перечислить) выпускника.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с (охарактеризовать предметную область).

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: (лекции, мастер-классы, лабораторные работы, практические занятия, семинары, коллоквиумы, самостоятельная работа студента, консультации, тьюторство, курсовое проектирование).

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме ____, рубежный контроль в форме ____ и промежуточный контроль в форме ____.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет ____ зачетных единиц, ____ часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (кол-во часов), практические (кол-во часов), лабораторные (кол-во часов) занятия и (кол-во часов) самостоятельной работы студента.

[Объем аннотации не должен превышать 3000 знаков, включая пробелы]

Приложение 2
к рабочей программе дисциплины
«(наименование дисциплины)»


^ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя


  1. Образовательные технологии

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий: (например)

Информационные технологии: использование электронных образовательных ресурсов при подготовке к лекциям, практическим и лабораторным занятиям.

^ Работа в команде: совместная работа студентов в группе при выполнении лабораторных работ, выполнении групповых домашних заданий по разделу 2 «(наименование раздела)».

И т.п. – перечисляются основные виды образовательных технологий, реализуемых при преподавании данной дисциплины с указанием разделов дисциплины и форм организации учебного процесса.

[Примечание: основные виды образовательных технологий и форм организации учебного процесса для справки приведены в конце шаблона Приложения. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО необходимо «… предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги)…» Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять в целом в учебном процессе не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов должны составлять не более 40 процентов аудиторных занятий.]


  1. ^ Виды и содержание учебных занятий



rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-finansi-byudzhetnih-organizacij.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-finansovoe-obosnovanie-ekonomicheskih-sdelok-razrabotana-v-sootvetstvii-s-federalnim-gosudarstvennim-obrazovatelnim-standartom-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-i-uchebnim-planom.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-fizicheskaya-kultura-razrabotana-v-sootvetstvii-s-federalnimi-gosudarstvennimi-obrazovatelnimi-standartami-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-i-uchebnimi-planami.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-fiziologiya-pitaniya-dlya-specialnosti-socialno-kulturnij-servis-i-turizm-gos-vpo-napravleniya.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-geografiya-turizma-dlya-specialnosti-socialno-kulturnij-servis-i-turizm-gos-vpo-napravleniya.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-gistologiya-embriologiya-citologiya-gistologiya-polosti-rta-po-napravleniyu-podgotovki-060201-stomatologiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sto-pudov-79-ot-250107-g-sto-pudov-77-ot-11-01-07-g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-hudozhnik-d-agapitov-lejnster-m-l42-kolonialnaya-sluzhba-povesti-rasskazi-per-s-angl-m-lejnster.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-4-reshetki-41-reshetki-pridnestrovskij-gosudarstvennij-universitet-im-t-g-shevchenko-inzhenerno-tehnicheskij.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-dokumentooborota-pri-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-5-stranica-5.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-faktorov-riska-razriva-serdca-u-bolnih-s-ostrim-infarktom-miokarda-i-i-mechnikova-25-aprelya-2006-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/devid-dojch.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-24-socialnaya-politika-gosudarstva-ekonomika.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-kursa-disciplini-modulya-mou-kamskopolyanskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1-stranica-12.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossiya-videlit-na-realizaciyu-programmi-globalnogo-partnerstva-vosmerki-protiv-rasprostraneniya-omu-2-mlrd-15-avtoritetnoe-mnenie-15.html
  • institut.bystrickaya.ru/test-3-drevnyaya-greciya-uchebno-metodicheskie-materiali-dlya-uchashihsya-5-klassa.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-k-laboratornim-rabotam-po-discipline-cifrovie-vichislitelnie-ustrojstva-i-mikroprocessori-pribornih-kompleksov-stranica-8.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-seminarskih-zanyatij-po-obshej-psihologii-1-kurs-fm-do.html
  • lesson.bystrickaya.ru/slovar-osnovnih-terminov-notariat.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-69-v-i-dmitriev.html
  • tasks.bystrickaya.ru/322-samoaktualizaciya-po-amaslou-koncepciya-cheloveka-v-kulture-konca-xx-veka-14-aktualnost-raboti-16.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grammaticheskie-transformacii-teksta-pri-perevode-na-materiale-italyanskogo-i-russkogo-yazikov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-odobrilo-zakonoproekt-o-ege-informaciya-o-prohozhdenii-proekta-federalnogo-zakona-o-federalnom-byudzhete-2006-goda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-vibor-elektrodvigatelya-proektnij-raschet-zubchatih-peredach-na-personalnih-kompyuterah-metodicheskie-ukazaniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-yurisprudenciya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-p-orlovskogo-kollektiv-stranica-45.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-1-obshie-ekonomicheskie-pokazateli-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-prisvoeniya-kvalifikacionnih-kategorij-rabotnikam-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-rostovskoj-oblasti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viklyuchateli-visokogo-napryazheniya.html
  • student.bystrickaya.ru/233-fiziologicheskie-sistemi-organizma-v-i-ilinicha-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/schastlivie-he-priobretajte-etu-knigu-vi-i-tak-horoshie-bojci-ajkido-he-stoit-etogo-delat-i-obladatelyam-vtorogo-schastya-nahalstva-ona-napisana-dlya-boln-stranica-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-eto-dejstvitelno-rabotaet-vyacheslav-mesheryakov-trening-mozga-dejstvennij-metod-transformacii-soznaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/gabrielyan-oleg-sergeevich-himiya-11-klass-profilnij-uroven-uchebnik-dlya-obsheobraz-uchrezhdenijo-s-gabrielyan-g-g-lisova-m-drofa-2010-400-s-isbn-97.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-2-k-glave-4-lekciya-1-k-glave-ocenka-zemel-ponyatie-i-soderzhanie-ocenki-zemel-ekonomicheskaya-ocenka.html
  • znanie.bystrickaya.ru/41-domashnyaya-kontrolnaya-rabota-1-metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-i-vipolneniyu-domashnih-kontrolnih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mifi-muzhestvennij-i-nahodchivij-odissej2.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncertnij-zal-imeni-chajkovskogo-abonement-1.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-g-kolichev-oforml-serii-s-vlasova-m-eksmo-2010-3502-s-master-kriminalnoj-intrigi-isbn-978-5-699-44-189-1-v-per-18000-stranica-12.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-organizacii-bibliotechnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-7-surgutskogo-rajona-komplektovaniya-i-obespecheniya-sohrannosti-7-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/4-dokumenti-reglamentiruyushie-soderzhanie-i-organizaciyu-obrazovatelnogo-processa-pri-realizacii-obrazovatelnoj-programmi-tehnologicheskij-menedzhment.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kultura-klovis-demetrio-sodi-velikie-kulturi-mesoameriki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.