.RU

Рабочей программы учебной дисциплины современная международная безопасность и геополитика Уровень основной образовательной программы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»


АННОТАЦИЯ


РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Современная международная безопасность и геополитика


Уровень основной образовательной программы: бакалавриат


Направление подготовки: Педагогическое


Профиль: Безопасность жизнедеятельности

^ Форма обучения: очная


Кафедра: Безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний


ФИО разработчика В. Н. Сушков


Трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы

Количество часов 144

В.т.ч. аудиторных 72; внеаудиторных 72


Формы отчетности зачет, экзамен


г. Воронеж – 2011 г.



    1. ^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цели освоения дисциплины: дать студентам знания о месте и роли комплекса международной безопасности в современной мировой политике и международных отношениях, изучить современные угрозы в пространстве международной безопасности и меры по их нейтрализации, экономическую составляющую международной безопасности. Сформировать у студентов понимание современных геополитических реалий, в том числе на постсоветском пространстве.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

^ Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ПК):

Общекультурные:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию инфор­мации, постановке це­ли и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен анализиро­вать мировоззренче­ские, социально и личностно значимые философские пробле­мы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человече­ского существования и руководствоваться в своей деятельности современными прин­ципами толерантно­сти, диалога и сотруд­ничества (ОК-3);

- готов использовать нормативные право­вые документы в сво­ей деятельности (ОК-13).

^ Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Общепрофессиональные:

- осознает социальную значимость своей бу­дущей профессии, об­ладает мотивацией к осуществлению про­фессиональной дея­тельности (ОПК-1);

- способен использо­вать систематизиро­ванные теоретические и практические зна­ния гуманитарных, социальных и эконо­мических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- способен нести от­ветственность за результаты своей про­фессиональной дея­тельности (ОПК-4).

^ В области педагогической деятельности:

- решение задач воспи­тания средствами учебного предмета (ПК-12)

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

Специальные:

- способен ориентиро­ваться в теории и стратегии развития безопасности жизне­деятельности человека (СК-1);

- способен определять признаки, причины и последствия опасно­стей социального, техногенного и при­родного характера, применять методы защиты образователь­ного учреждения от опасных ситуаций (СК-7)


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

в дидактических единицах

1

Международная безопасность в мировой политике и международных отношениях

Международная безопасность в мировой политике и международных отношениях. Основные понятия. Теоретические основы изучения международной безопасности. Новые области в пространстве безопасности. Экономические проблемы в международной безопасности. Соотношение экономической и военно-политической безопасности. Взаимосвязь международной безопасности и мировой экономики. Проблемы безопасности в годы «холодной войны» и при ее завершении.

2

Формирование новой системы международной безопасности

Понятие о «биполярном», «однополярном» и «многополярном» мире. Новые параметры мировой политики. Глобализация, демократизация, национализм роль США и России. Цивилизационные различия. «Старые» и «новые» угрозы международной безопасности. Терроризм (международный, национальный, религиозный). Внутренние конфликты (этнические, религиозные)

3

Изучение мирового военного баланса

Влияние экономических постулатов на мировой баланс вооруженных сил. «Лидерство» и гегемония США в сфере безопасности. Состояние экономики и ее возможности по совершенствованию вооружения США, как мировой «жандарм». Союзы. Состояние экономических и вооруженных сил РФ. Военная реформа. Состояние экономики вооруженных сил ведущих Европейских государств. Роль НАТО. Военная структура ЕС. Приоритеты в системе безопасности Китая. Вооруженные силы. Особенности обеспечения безопасности Японии, Индии, Пакистана и Израиля.

4

Основные проблемы современной международной безопасности

Международный терроризм и этапы его развития. Транснациональный, национальный (этнический) и религиозный терроризм. Формирование антитеррористической коалиции. Оружие массового уничтожения и договор о его нераспространении

Испытание ядерного оружия Индией, Пакистаном, Израилем и КНДР. Угрозы распространения. Другие виды оружия. Внутреннее вооружение. Конфликты, в том числе этнические, религиозные. Миротворчество и роль ООН. Экономические санкции. Состояние контроля над вооружением. Роль США и России.

5

Некоторые проблемы региональной безопасности

Европейская безопасность ее основные аспекты. Новые доктрины НАТО и «волны» его расширения. Роль ОБСЕ и Евросоюза. Основные разногласия.

Обеспечение национальной безопасности России. Изменение характера и приоритетности угроз безопасности РФ. Участие в отражении современных угроз. Договор о коллективной безопасности и новая роль России. Шанхайская организация сотрудничества.

6

Геополитика и международная безопасность

Геополитика как наука. Географический детерминизм как предыстория геополитики. История геополитической мысли. Основные школы. Российские геополитические традиции.

7

Геополитика в современном мире

Россия в новой системе геополитических отношений. Роль России как региональной и мировой державы. Россия и США. Россия и Китай. Геополитика России в ближнем зарубежье. Геополитика Европы и Евросоюза. Место и роль США в системе геополитических отношений. Геостратегическая политика Китая. Политическая глобалистика и пути решения глобальных проблем.



^ 3. Образовательные технологии


Лекция, лекция-визуализация, проблемная лекция визуализации, семинар, проекты, в том числе исследовательские (индивидуальные и групповые), презентации проекта, контрольная работа, реферат, подготовка научной статьи, выступление на научной студенческой конференции (доклад, презентация, стендовый доклад).


^ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Основная литература

1. Международная безопасность учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям "Международные отношения" и "Регионоведение"/ Кулагин В. М. - М.
Изд-во: Аспект Пресс, 2006.ю – 317 с.

2. Мировая политика и международные отношения учебное пособие для студ. вузов / под ред. Ланцова С.А., Ачкасова В.А. - СПб., Изд-во: Питер, 2005. - 443 с.

3. Современная геополитика учебное пособие для вузов/ Ашенкампф Н.Н., Погорельская С. В. - М., Изд-во: Акад. проект, 2005. - 207 с.

4. Геополитика учебник для студ. вузов, обуч. по специальностям "Государственное и муниципальное управление" (080504), "Регионоведение" (080201), "Политология" (030201), "Международные отношения" (030701) / Мухаев Р. Т. - М., Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 623 с.

5. Теория международных отношений Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направлениям и специальностям "Международные отношения" и др./ Цыганков П. А. - М.. Изд-во: Гардарики, 2003. - 590 с.

^ 4.2.Дополнительная литература

1. Оборона и международная безопасность Информ. бюл. Комиссии Объединения "Яблоко" по проблемам обороны и международной безопасности. / под ред. Арбатова А. Г., Козловой А. С.. - М., Изд-во: ЭПИцентр, 200. - 53 с.

2. Терроризм и контртерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий научно-справочное издание. / под ред. Колобова О. А. - М., Изд-во: Экслит, 2003. - 479 с.

3. Борьба с международным терроризмом сборник документов /сост. Бекяшев К. А., Авясов М. Р., Устинов В. В. - М. Изд-во: Проспект, 2005. - 671 с.

4. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России/ Возжеников А.В., Выборнов М.А., Коростылев Д.В. - М., Изд-во: РАГС, 2008. – 222 с.
4.3. Интернет-ресурсы:

1. Ашенкампф H.H. Современная геополитика: Учебное пособие / Н. Н. Ашенкампф, С. В. Погорельская. - М.: Академический Проект, 2005. - 208 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/86346.

2. Геополитика: Учебник / под общ. ред. В. А. Михайлова; отв. ред. Л. О. Терновая, С. В. Фокин. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 368 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/86323.

3. Нартов Н.А. Геополитика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Международные отношения», «Регионоведение» / Н. А. Нартов, В. Н. Нартов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2007. - 527 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gpb22.narod.ru/nartov/oglavlenie.html.

rannyaya-istoriya-demonicheskogo-gospodstva-nekotorie-elementi-ekonomiki-15.html
rannyaya-reabilitaciya-pacientov-posle-planovoj-angioplastiki-i-stentirovaniya-koronarnih-arterij.html
rano-ili-pozdno-chelovek-zadaet-sebe-eti-voprosi-i-pitaetsya-najti-na-nih-otveti-stranica-2.html
rano-ili-pozdno-chelovek-zadaet-sebe-eti-voprosi-i-pitaetsya-najti-na-nih-otveti-stranica-8.html
ranshe-eto-nazivalos-pionerskij-lager-stranica-4.html
ranzhirovka-problem-naibolee-bespokoyashih-naselenie-v-2012-g-agu-associaciya-sibirskih-i-dalnevostochnih-gorodov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tairibi-tkbrishti-shbrishti-sjr-brishini-sinusi-zhne-kosinusi-masat.html
  • znanie.bystrickaya.ru/511-strukturnaya-perestrojka-ekonomiki-ustojchivoe-razvitie-vo-vremeni-v-obshem-vide.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialno-psihologicheskie-problemi-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva-molodezhi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pochemu-vimerli-dinozavri.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-2-svojstva-kornej-polinoma-metodicheskie-osnovi-kursa-11-vozmozhnosti-laboratorii-polylab-12-tema-nachalnie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/genezis-grazhdanskogo-obshestva-uchebnoe-posobie-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oskar-uajld-pisatel-bolshogo-no-vo-mnogom-boleznennogo-talanta-vistupal-protiv-realizma-on-utverzhdal-chto-forma-v-iskusstve-vazhnee-soderzhaniya-i-hudozhestv.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-rabochaya-programma-po-geografii-dlya-10-11-h-klassov-srednego-obshego-obrazovaniya-sostavitel-timofeev-mihail-arkadevich-visshaya-kvalifikacionnaya-kategoriya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmet-ekologii.html
  • letter.bystrickaya.ru/neizpolzvaem-ot-20-godini-pt-be-remontiran-s-pari-po-sapard-medien-monitoring-po-tema-arhitektura-01-11-06.html
  • bukva.bystrickaya.ru/staticheskie-i-dinamicheskie-organizacii-ponyatie-i-sushnost.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-monografii-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti-mezhdunarodnogo-universiteta-prirodi-obshestva-i-cheloveka-dubna.html
  • control.bystrickaya.ru/dinamika-dalnevostochnih-pozicij-rossijskoj-imperii-v-kontekste-konkurencii-s-yaponiej-stranica-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-5-psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-rebenka-v-mladshem-shkolnom-vozraste-2-ch.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-i-osobennosti-greko-katolicheskoj-gimnografii-na-primere-akafista-strastyam-hristovim.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-vkr.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-chto-takoe-psihologiya-1-izuchenie-povedeniya-istoriya-i-metodi-13-glava-1-chto-takoe-povedenie-16.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-voprosi-k-zachetam-po-disciplinam-metodicheskie-rekomendacii-studentu-zaochniku-ekonomicheskogo-fakulteta-5-kursa.html
  • reading.bystrickaya.ru/kodifikator-elementov-soderzhaniya-disciplini-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rol-lizingovih-operacij-v-kommercheskom-banke.html
  • testyi.bystrickaya.ru/50-vimordvinceva-antichnaya-civilizaciya-i-varvarskij-mir.html
  • testyi.bystrickaya.ru/650064-g-kemerovo-pr-sovetskij-62-ofis-503.html
  • education.bystrickaya.ru/32-formati-videozapisi-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-i-tehnicheskih-rabotnikov-vuzov-izdatelstvo-moskovskogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nasledniki-yagajli-i-ego-nasledie-vstuplenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-7-klass-tematicheskoe-planirovanie-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-1-klass.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-predstavlyaet-nesomnennij-interes-dlya-vseh-kto-interesuetsya-istoriej-organov-bezopasnosti-sovetskogo-gosudarstva-kniga-obemna-i-privoditsya-v-avtorskom-variante-bez-sokrashenij.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-kompaniyah-stranica-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/52-buhgalterskij-uchet-m-a-eskindarov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alekseev-s-p-mihail-kutuzov-s-p-alekseev-ris-m-skobeleva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-reproduktivnoe-zdorove-naseleniya-sostoyanie-zdorovya-doklad-o-polozhenii-detej-v-ivanovskoj-oblasti-ivanovo-2009.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukazatel-268-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/esli-ranshe-ambicioznaya-no-romanticheski-nastroennaya-molodezh-splosh-i-ryadom-stremilas-v-artisti-artistki-to-v-poslednie-neskolko-let-yunoshi-i-devushki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-kursov-po-viboru-dlya-predprofilnoj-podgotovki-v-9-ih-klassah-himiya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-sherlin-harris-huzhe-chem-mertvie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-granici-nauchnogo-poznaniya-uchebnoe-posobie-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.