.RU

Рабочей программы учебной дисциплины современная международная безопасность и геополитика Уровень основной образовательной программы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»


АННОТАЦИЯ


РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Современная международная безопасность и геополитика


Уровень основной образовательной программы: бакалавриат


Направление подготовки: Педагогическое


Профиль: Безопасность жизнедеятельности

^ Форма обучения: очная


Кафедра: Безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний


ФИО разработчика В. Н. Сушков


Трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы

Количество часов 144

В.т.ч. аудиторных 72; внеаудиторных 72


Формы отчетности зачет, экзамен


г. Воронеж – 2011 г.



    1. ^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цели освоения дисциплины: дать студентам знания о месте и роли комплекса международной безопасности в современной мировой политике и международных отношениях, изучить современные угрозы в пространстве международной безопасности и меры по их нейтрализации, экономическую составляющую международной безопасности. Сформировать у студентов понимание современных геополитических реалий, в том числе на постсоветском пространстве.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

^ Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ПК):

Общекультурные:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию инфор­мации, постановке це­ли и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен анализиро­вать мировоззренче­ские, социально и личностно значимые философские пробле­мы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человече­ского существования и руководствоваться в своей деятельности современными прин­ципами толерантно­сти, диалога и сотруд­ничества (ОК-3);

- готов использовать нормативные право­вые документы в сво­ей деятельности (ОК-13).

^ Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Общепрофессиональные:

- осознает социальную значимость своей бу­дущей профессии, об­ладает мотивацией к осуществлению про­фессиональной дея­тельности (ОПК-1);

- способен использо­вать систематизиро­ванные теоретические и практические зна­ния гуманитарных, социальных и эконо­мических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- способен нести от­ветственность за результаты своей про­фессиональной дея­тельности (ОПК-4).

^ В области педагогической деятельности:

- решение задач воспи­тания средствами учебного предмета (ПК-12)

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

Специальные:

- способен ориентиро­ваться в теории и стратегии развития безопасности жизне­деятельности человека (СК-1);

- способен определять признаки, причины и последствия опасно­стей социального, техногенного и при­родного характера, применять методы защиты образователь­ного учреждения от опасных ситуаций (СК-7)


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

в дидактических единицах

1

Международная безопасность в мировой политике и международных отношениях

Международная безопасность в мировой политике и международных отношениях. Основные понятия. Теоретические основы изучения международной безопасности. Новые области в пространстве безопасности. Экономические проблемы в международной безопасности. Соотношение экономической и военно-политической безопасности. Взаимосвязь международной безопасности и мировой экономики. Проблемы безопасности в годы «холодной войны» и при ее завершении.

2

Формирование новой системы международной безопасности

Понятие о «биполярном», «однополярном» и «многополярном» мире. Новые параметры мировой политики. Глобализация, демократизация, национализм роль США и России. Цивилизационные различия. «Старые» и «новые» угрозы международной безопасности. Терроризм (международный, национальный, религиозный). Внутренние конфликты (этнические, религиозные)

3

Изучение мирового военного баланса

Влияние экономических постулатов на мировой баланс вооруженных сил. «Лидерство» и гегемония США в сфере безопасности. Состояние экономики и ее возможности по совершенствованию вооружения США, как мировой «жандарм». Союзы. Состояние экономических и вооруженных сил РФ. Военная реформа. Состояние экономики вооруженных сил ведущих Европейских государств. Роль НАТО. Военная структура ЕС. Приоритеты в системе безопасности Китая. Вооруженные силы. Особенности обеспечения безопасности Японии, Индии, Пакистана и Израиля.

4

Основные проблемы современной международной безопасности

Международный терроризм и этапы его развития. Транснациональный, национальный (этнический) и религиозный терроризм. Формирование антитеррористической коалиции. Оружие массового уничтожения и договор о его нераспространении

Испытание ядерного оружия Индией, Пакистаном, Израилем и КНДР. Угрозы распространения. Другие виды оружия. Внутреннее вооружение. Конфликты, в том числе этнические, религиозные. Миротворчество и роль ООН. Экономические санкции. Состояние контроля над вооружением. Роль США и России.

5

Некоторые проблемы региональной безопасности

Европейская безопасность ее основные аспекты. Новые доктрины НАТО и «волны» его расширения. Роль ОБСЕ и Евросоюза. Основные разногласия.

Обеспечение национальной безопасности России. Изменение характера и приоритетности угроз безопасности РФ. Участие в отражении современных угроз. Договор о коллективной безопасности и новая роль России. Шанхайская организация сотрудничества.

6

Геополитика и международная безопасность

Геополитика как наука. Географический детерминизм как предыстория геополитики. История геополитической мысли. Основные школы. Российские геополитические традиции.

7

Геополитика в современном мире

Россия в новой системе геополитических отношений. Роль России как региональной и мировой державы. Россия и США. Россия и Китай. Геополитика России в ближнем зарубежье. Геополитика Европы и Евросоюза. Место и роль США в системе геополитических отношений. Геостратегическая политика Китая. Политическая глобалистика и пути решения глобальных проблем.



^ 3. Образовательные технологии


Лекция, лекция-визуализация, проблемная лекция визуализации, семинар, проекты, в том числе исследовательские (индивидуальные и групповые), презентации проекта, контрольная работа, реферат, подготовка научной статьи, выступление на научной студенческой конференции (доклад, презентация, стендовый доклад).


^ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Основная литература

1. Международная безопасность учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям "Международные отношения" и "Регионоведение"/ Кулагин В. М. - М.
Изд-во: Аспект Пресс, 2006.ю – 317 с.

2. Мировая политика и международные отношения учебное пособие для студ. вузов / под ред. Ланцова С.А., Ачкасова В.А. - СПб., Изд-во: Питер, 2005. - 443 с.

3. Современная геополитика учебное пособие для вузов/ Ашенкампф Н.Н., Погорельская С. В. - М., Изд-во: Акад. проект, 2005. - 207 с.

4. Геополитика учебник для студ. вузов, обуч. по специальностям "Государственное и муниципальное управление" (080504), "Регионоведение" (080201), "Политология" (030201), "Международные отношения" (030701) / Мухаев Р. Т. - М., Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 623 с.

5. Теория международных отношений Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направлениям и специальностям "Международные отношения" и др./ Цыганков П. А. - М.. Изд-во: Гардарики, 2003. - 590 с.

^ 4.2.Дополнительная литература

1. Оборона и международная безопасность Информ. бюл. Комиссии Объединения "Яблоко" по проблемам обороны и международной безопасности. / под ред. Арбатова А. Г., Козловой А. С.. - М., Изд-во: ЭПИцентр, 200. - 53 с.

2. Терроризм и контртерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий научно-справочное издание. / под ред. Колобова О. А. - М., Изд-во: Экслит, 2003. - 479 с.

3. Борьба с международным терроризмом сборник документов /сост. Бекяшев К. А., Авясов М. Р., Устинов В. В. - М. Изд-во: Проспект, 2005. - 671 с.

4. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России/ Возжеников А.В., Выборнов М.А., Коростылев Д.В. - М., Изд-во: РАГС, 2008. – 222 с.
4.3. Интернет-ресурсы:

1. Ашенкампф H.H. Современная геополитика: Учебное пособие / Н. Н. Ашенкампф, С. В. Погорельская. - М.: Академический Проект, 2005. - 208 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/86346.

2. Геополитика: Учебник / под общ. ред. В. А. Михайлова; отв. ред. Л. О. Терновая, С. В. Фокин. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 368 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/86323.

3. Нартов Н.А. Геополитика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Международные отношения», «Регионоведение» / Н. А. Нартов, В. Н. Нартов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2007. - 527 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gpb22.narod.ru/nartov/oglavlenie.html.

rannyaya-istoriya-demonicheskogo-gospodstva-nekotorie-elementi-ekonomiki-15.html
rannyaya-reabilitaciya-pacientov-posle-planovoj-angioplastiki-i-stentirovaniya-koronarnih-arterij.html
rano-ili-pozdno-chelovek-zadaet-sebe-eti-voprosi-i-pitaetsya-najti-na-nih-otveti-stranica-2.html
rano-ili-pozdno-chelovek-zadaet-sebe-eti-voprosi-i-pitaetsya-najti-na-nih-otveti-stranica-8.html
ranshe-eto-nazivalos-pionerskij-lager-stranica-4.html
ranzhirovka-problem-naibolee-bespokoyashih-naselenie-v-2012-g-agu-associaciya-sibirskih-i-dalnevostochnih-gorodov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachalo-istorii-moej-zhizni-upravlyaemie-sni.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fakultativnomu-kursu-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-dlya-6-klassa-sostavlena-v-sootvetstvii-s-federalnim-komponentom-gosudarstvennogo-standarta-obshego-obrazovaniya-2004-goda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mifi-relyativizma-ob-elektromagnitnih-volnah.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-yazika-i-stilya-dena-brauna-v-aspekte-perevoda-na-materiale-romanov-angeli-i-demoni-i-kod-da-vinchi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tematiki-obrashenij-grazhdan-pokazivaet-na-pervom-meste-resheni-e.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8133-korroziya-i-zashita-ot-korrozii-metodicheskie-ukazaniya-6-obshestvennie-nauki-21-00-obshestvennie-nauki-v-celom.html
  • shkola.bystrickaya.ru/organizaciya-skladskogo-hozyajstva-na-predpriyatii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodologiya-i-rezultati-vibora-kriptograficheskie-osnovi-bezopasnosti-informaciya-o-kurse-kurs-predpolagaet-izuchenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/perspektivnij-plan-razvitiya-kabineta-pasport-uchebnogo-kabineta-himii-i-biologii.html
  • write.bystrickaya.ru/gabriel-garsiya-markes-sto-let-odinochestva-stranica-9.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kniga-video-puteshestvij3-4-klass-obosnovanie-programmi.html
  • writing.bystrickaya.ru/iv-reshenie-drobnih-racionalnih-uravnenij-celie-racionalnie-uravneniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-zaochnogo-otdeleniya-specialnost-030301-psihologiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hirurgicheskie-vmeshatelstva-uchebnaya-programma-specialnost-1-79-01-02-pediatriya-obshee-kolichestvo-uchebnih-chasov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rasskaz-o-dvuh-fermerah-stranica-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-disciplini-literatura-a-g-aleksenko-i-i-shagurin-mikroshemotehnika-m-radio-i-svyaz-1982.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-uchetnaya-politika-dlya-sostavleniya-finansovoj-otchetnosti-v-sootvetstvii-s-mezhdunarodnimi-standartami.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-logicheskie-uravneniya-izobretanie-proektirovanie-razrabotka-i-soprovozhdenie-tom-intellektualnie-sistemi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nesovershennij-konkurent.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rani-komunizam-6-i-osh-po-neki-politichki-mag.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tehniki-ustanovleniya-pozitivnih-otnoshenij-kompleks-oblastnih-profilakticheskih-proektov-eto-tebya-kasaetsya-avtori-razrabotchiki.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-menya-pobudilo-zanimatsya-begom-l-e-balashov-beg-v-moej-zhizni-ili-vsyo-o-bege.html
  • testyi.bystrickaya.ru/75-otvetov-k-gosu-kafedri-teoriya-i-praktika-upravleniya-ugtu-upi-chast-4.html
  • control.bystrickaya.ru/biznes-plan-kak-osnovnoj-instrument-planirovaniya-na-predpriyatii-chast-4.html
  • college.bystrickaya.ru/4-dokumenti-opredelyayushie-soderzhanie-i-organizaciyu-obrazovatelnogo-processa.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-r-u-z-i-ya-f-i-l-m-igra-v-shindaj-andrej-razumovskij-rossiya-2006g-99-min.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-principi-i-metodi-upravleniya-personalom-sbornik-lekcij-dlya-specialnosti-080501-menedzhment-g-novosibirsk.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-izucheniya-disciplini-poznakomit-studentov-s-aktualnimi-problemami-psihologo-pedagogicheskih-issledovanij-v-sisteme-obrazovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-parfinskogo-rajona-za-1-kvartal-2011-goda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-rolyah-gosha-kucenko-kristina-orbakajte-evgenij-stichkin.html
  • bystrickaya.ru/vosstanovleniya-organizma-shkolnikov-sportivnaya-fiziologiya-yavlyaetsya-kak-uchebnoj-tak-i-nauchnoj-disciplinoj-ee.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vospominanie-pervoe-postizhenie-osteogenesis-imperfecta-kniga-izdaetsya-v-avtorskoj-redakture.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rbk-daily-scenarij-bez-opasnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-gotovnosti-budushego-ekonomista-k-vnesudebnomu-razresheniyu-biznes-konfliktov-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poskolku-rezultati-auditorskoj-proverki-yavlyayutsya-osnovoj-mnozhestva-ekonomicheskih-reshenij-audit-vo-vseh-stranah-dostatochno-zhestko-reguliruetsya-vnekotorih-iz.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.