.RU

Раздел 2. Акмеология и практика 2.1. Прикладные научные направления акмеологии


^ Раздел 2. Акмеология и практика 2.1. Прикладные научные направления акмеологии
Как и у любой другой новой науки, в развитии акмеологии отчетливо просматриваются две тенденции – к интеграции акмеологического знания и его дифференциации. Проявление этих тенденций является закономерным: то же самое происходило примерно четверть века назад с психологической наукой, когда некоторые ее теоретические положения пересматривались на основе системного подхода

Интегративные тенденции в акмеологии обусловлены необходимостью дальнейшей работы по созданию ее теории и методологии. Дифференциация является естественным следствием формирования ее новых направлений на стыке с другими науками. Интегративные тенденции были отражены при рассмотрении теоретико-методологических основ акмеологии, представленных в первом разделе книги. Остановимся более подробно на тенденции дифференциации.

В настоящее время в акмеологии формируются научные направления, претендующие на относительно самостоятельный статус:

1) педагогическая акмеология;

2) военная акмеология;

3) социальная акмеология;

4) юридическая акмеология;

5) акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях и др.

Иными словами, можно констатировать, что помимо общей акмеологии весьма интенсивно развиваются и ее прикладные направления, что дает основание говорить о формировании прикладной акмеологии. Это отрадный факт, свидетельствующий о поступательном развитии акмеологии, ее интегративном характере, привлекательности для других наук, ведь прикладные направления обычно формируются на стыке различных научных дисциплин.

Каковы особенности данного процесса дифференциации и его тенденции?

Как можно охарактеризовать уже сформированные направления прикладной акмеологии и формирующиеся новые?

В первую очередь следует подчеркнуть, что процессы дифференциации, формирование новых направлений прикладной акмеолоши осуществляются в соответствии с логикой развития самой акмеологии. Поэтому отличительной особенностью этих процессов является специфичность получаемого научного знания, но в то же время имеющего тесные теоретико-методологические связи с их родовой наукой, которой является общая акмеология. Конкретизируя эту мысль, можно сказать, что если в общей акмеологии многие проблемы решаются на уровне знаний обобщающего характера, то в прикладных ее направлениях – на уровне знания особенного. Кроме того, если в соответствии с общим характером получаемого знания главным предметом общей акмеологии являются закономерности и механизмы прогрессивного развития зрелой личности при достижении ею вершин, то в предмете ее прикладных направлений обязательно отражается развитие лично-стно-профессиональное, связанное со спецификой профессиональной деятельности и взаимодействий, условиями их осуществления. Поэтому научные цели разных направлений прикладной акмеологии на стратегическом уровне соответствуют целям общей акмеологии. В то же время их объекты и предметы имеют определенные отличия, также обусловленные спецификой профессиональной деятельности, в которой и осуществляется личностно-профессиональное развитие до уровня профессионала Исходя из этого, можно предложить обобщающие формулировки объекта и предмета прикладных направлений акмеологии

Объектом прикладных направлений акмеологических исследований является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в конкретном виде профессиональной деятельности и достигающая в ней вершин профессионализма.

Предметом являются закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие высоким профессиональным достижениям в конкретной области деятельности, развитию профессионализма личности и деятельности

Задачи прикладных направлений акмеологии в целом также должны соответствовать общим акмеологическим, но при этом обязательно отражать профессиональную специфику.

Другой аспект дифференциации состоит в том, что прикладные направления акмеологии формируются, как нами уже подчеркивалось, на стыке с другими науками и сферами практики, где особенно остро стоит сейчас проблема профессионализма и где существуют благоприятные условия для восприятия акмеологических идей. Именно тесные связи многих наук с практикой обусловливают притягательную силу акмеологии, ведь нет такой сферы практической деятельности, в которой не ощущалась бы острая потребность в профессионалах высокого класса.

Поэтому-то первыми прикладными направлениями акмеологии стали те, которые жестко ориентированы на профессиональные сферы, непосредственно связанные с бытием и жизнедеятельностью человека, но за которыми «стоит» какая-то наука, в которой проблема профессионализма является одной из актуальнейших. Так появились педагогическая акмеология, военная, социальная, управленческая акмеоло-гия и др.

В процессе становления направлений прикладной акмеологии встречается немало трудностей. К трудностями общего характера следует прежде всего отнести недостаточность прикладных собственно акмеологических исследований в конкретных областях профессиональной деятельности. Однако встречаются трудности и иного порядка, в частности, отсутствие общепринятых эталонов высокого профессионализма. Это является существенным тормозом, в частности, для развития политической, управленческой и юридической акмеологии.

Таковы общие характеристики процессов дифференциации на данном этапе развития акмеологии, которые позволяют остановиться на некоторых видах прикладной акмеологии, ставших самостоятельными и оформившихся как научные направления.
^ 2.1.1. Военная акмеология
Военная акмеология на сегодняшний день является научным и прикладным направлением акмеологии, которое отличается следующим:

а) развивается на стыке общественных, гуманитарных, естественных и военно-технических наук;

б) изучает феноменологию индивидуальных и групповых субъектов военной службы;

в) изучает закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и самореализации при выполнении военно-профессиональных задач.

Ее содержание охватывает проблемы теории и практики развития и самореализации военнослужащих и воинских коллективов на военной службе.

Военная акмеология своими корнями уходит в военную психологию и педагогику, психологию труда в особых и экстремальных условиях.

Как и общая акмеология, военная акмеология имеет интегративный характер. Он выражается в реализации целостного подхода, аккумулирующего различные знания, которые используются при разработке акмеологических моделей, продуктивных алгоритмов воинского труда, технологий прогрессивного профессионального развития представителей военных профессий, которые, в свою очередь, стимулируют процессы саморазвития и самосовершенствования.

Военная акмеология получила интенсивное развитие еще и потому, что в истории России имелось немало блестящих образцов высочайшего профессионализма в ратном и полководческом деле. Наши великие полководцы: святой Александр Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков и другие – являют собой яркие образцы АКМЕ в полководческой деятельности. В истории военного дела России множество примеров выдающейся личной храбрости и воинского профессионализма, проявленных Георгиевскими кавалерами, Героями Советского Союза и Героями России. Их жизнь и ратный труд являются важными объектами акмеологи-ческого изучения.

В центре внимания военной акмеологии стоит военный профессионал, воин и командир, высокоэффективно и надежно осуществляющие свой воинский труд. Поэтому объекты военной акмеологии разнообразны и отражают статусный уровень субъекта воинского труда в военной иерархии – от рядового до командующего. В общей проблематике военной акмеологии выделяются такие проблемы, как профессионализм военной деятельности в особых и экстремальных условиях, опасных специальностей, профессионализм командной и управленческой деятельности военных кадров. Разработаны концепции профессионализма командиров разных уровней различных родов войск, военных психологов и педагогов. Созданы модели профессионализма и акмеограммы некоторых категорий военнослужащих, которые базируются на научных достижениях акмеологии, профессиографии и военной науки. С позиций системной методологии они описывают важные стороны воинского труда и вытекающие из него требования к военному профессионалу как индивиду, личности, субъекту воинского труда и индивидуальности. В них отражены основные условия реализации творческого потенциала военнослужащего через знания, умения, навыки, профессиональные позиции, личностно-профессиональные качества и акмеологические инварианты, которые образуют модель творческого военного профессионала.

С акмеологических позиций решаются задачи:

1) оптимизации процессов профессионального самоопределения и становления офицерских кадров;

2) коррекции профессиональных затруднений военного руководителя;

3) формирования психологической готовности к решению нестандартных задач;

4) поиска психологических резервов ускорения профессионального роста офицерских кадров;

5) военно-патриотического воспитания молодежи и др.;

6) разрабатываются научные основы создания акмеологической службы в Вооруженных силах России.

За последние годы уже в рамках военной акмеологии сформировалось новое направление – акмеология управленческой деятельности военных кадров.

Данное направление сформировалось на стыке военной и управленческой акмеологии. Его главной задачей является определение закономерностей, механизмов, условий и факторов, способствующих раскрытию управленческого потенциала в управлении воинскими подразделениями и войсками, воспроизводство и пополнение данного потенциала, прогрессивное развитие тех свойств, качеств и умений личности субъекта воинской управленческой деятельности, которые приведут к формированию высокого профессионализма.

Актуальность проблематики военной акмеологии в ближайшее время значительно возрастает в связи с новой концепцией военного строительства и переходом Российских вооруженных сил на контрактную основу. Поэтому практика ждет от военных акмеологов опережающих научных исследований.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику военной акмеологии, ее предметной и объектной области.

2. Какова проблематика военной акмеологии?

3. В чем специфика акмеологического исследования воинского труда?

rabochaya-programma-orientirovana-na-ispolzovanie-uchebno-metodicheskogo-komplekta-stranica-8.html
rabochaya-programma-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-5-9-klassi-sostavitel.html
rabochaya-programma-osnovi-ekonomiki-predpriyatiya-servisa-napravlenie-podgotovki-100100-servis.html
rabochaya-programma-osnovi-nejropsihologii-specialnost-030301-65-020400-psihologiya-kaliningrad.html
rabochaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-kursa-himii-razrabotannaya-na-osnove-obyazatelnogo-minimuma-soderzhaniya-obrazovaniya-1998-goda-programmi-kursa-po-himii-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-avtor-rudzitis-g-e-9-klass.html
rabochaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-istorii-i-kulture-bashkortostana-dlya-5-9-klassov.html
  • reading.bystrickaya.ru/krazha-chast-8.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-zadach-po-analiticheskoj-geometrii-i-linejnoj-algebre-text-uchebnoe-posobie-red-yu-m-smirnov-2005-372-s-31.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-11-nastolnie-proforientacionnie-igri-pryazhnikov-n-s-p77-metodi-aktivizacii-professionalnogo-i-lichnostnogo.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vivodi-po-glave-2-brileva-vilena-aleksandrovna-razvitie-mezhkulturnoj-kompetencii-studentov-lingvistov-sredstvami.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov-4-kursa-ochnoj-formi-obucheniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-ispolnyayushego-obyazannosti-nachalnika-otdeleniya-policii-2-mo-mvd-rossii-achinskij.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-3-obshestvo-kak-istoricheskij-process-zadachi-sposobstvovat-razvitiyu-kulturi-logicheskogo-mishleniya-osvoeniyu.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonom-razvedeniya-ostvalda.html
  • reading.bystrickaya.ru/metod-proektov-chto-takoe-metod-proektov.html
  • letter.bystrickaya.ru/municipalnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-3-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov-mnogogranniki-referat.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bileti-ekonomicheskaya-teoriya-za-vtoroj-semestr-2000-goda.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-09-2006-23-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-48-stranica-6.html
  • education.bystrickaya.ru/10112009-g-s-5-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-sostavleniyu-tehnologicheskih-shem-i-proektov-razrabotki-mestorozhdenij-tehnicheskih-podzemnih-vod-rd-07-367-00-stranica-10.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sistema-rinkov-ih-osobennosti-obshestvennoe-proizvodstvo-ego-osnovnie-elementi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-formirovanie-interesa-k-sistematizacii-znanij-cherez-sorevnovanie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-planam-2001-g-po-discipline-metrologiya-standartizaciya-i-sertifikaciya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lingvometodicheskie-problemi-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-v-visshej-shkole.html
  • reading.bystrickaya.ru/kriterii-rannego-viyavleniya-yuvenilnoj-glaukomi-u-detej-s-progressiruyushej-miopiej.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-izbiratelnaya-komissiya-evrejskoj-avtonomnoj-oblasti-postanovlenie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080109-buhgalterskij-uchet.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zapadnaya-sibir.html
  • literature.bystrickaya.ru/energeticheskaya-strategiya-rossii-na-period-do-2030-goda-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ukaz-prezidenta-rossijskoj-federacii-ob-ohrane-okruzhayushej-sredi-i-obespechenii-ustojchivogo-razvitiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stoimost-raboti-30000-tisyach-rublej-otchet-o-hode-vipolneniya-federalnoj-celevoj-programmi-snizhenie-riskov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-razrushenie-koda-tretya-volna.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kandidat-yuridicheskih-nauk-docent-prokudina-l-a-optimizaciya-v-organizacii-arbitrazhnogo-sudoproizvodstva-rossii-moskva-stranica-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-novosti-01-10-2008-pankratova-yuliya-12-00-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-proizvodstva-i-realizacii-produkcii-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/lechebnie-smesi-kniga-imeet-razdeli-posvyashennie-profilaktike-i-lecheniyu-boleznej-a-takzhe-uhodu-za-kozhej-volosami-i-dr.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-13-marta-2008-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soobshenie-o-sushestvennom-fakte-ob-otdelnih-resheniyah-prinyatih-sovetom-direktorov-nablyudatelnim-sovetom-emitenta.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyatnie-sobitiya-nauchno-issledovatelskaya-rabota-22-uchebno-vospitatelnaya-rabota-34-uchebno-organizacionnaya-rabota.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-1-otrazhenie-civilizacii-majya-v-arhitekture-i-zhivopisi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-modulya-disciplini-filosofskie-problemi-nauki-i-tehniki-napravlenie-podgotovki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.