.RU

Раздел 3 . Концепция развития школы - Программа развития «Школа культуры» на период с 2005 по 2010 год чита, 2005


^ Раздел 3 . Концепция развития школы


    1. Философия школы


В отечественной научной и методической литературе, в сознании многих учителей существует устойчивая, исторически сформировавшаяся традиция рассматривать становление личности в непосредственной и прямой связи с социальными процессами (которые часто трактуются как доминирующие), а к развитию индивида подходить, прежде всего, с позиции детерминации его социумов (при этом формально признается как бы равноценность индивида и социума, однако, в конечном счете, социум оказывается значимым). Подобный принцип заложен в основу большинства образовательных методик и концепций.

Анализируя деятельность школы и влияние социальной среды на образование, и развитие школы мы приходим к мысли: что на данном этапе развития общества необходимо поднять уровень культуры, выделяя особый ценностный характер взаимоотношения людей. Параметрами такой деятельности являются:

Согласно этому подходу культура – система достижений и ценностей, как идеальных – бытующих норм, идеи представлений, образцов поведения и общежития, так и материальных – результатов творческой деятельности и ее технологий.

Традиционно мыслящий педагог, взращенный на социоцентристском понимании, считает, что его святая обязанность – вести ребенка в мир культуры. Это представление, доведенное до логического конца, выглядит так: есть ребенок (не культурный/малокультурный), которого надо «окультурить», ввести некоторую культурную информацию (или привить культурные навыки поведения), тем самым, приобщив к всеобщей культуре. Здесь есть над, чем поразмышлять.

Учителя в большинстве своем считают, что культура – это (помимо культуры поведения) сфера досуга: чтение книг, посещение театров и музеев и т.п. И если школьники посещают театр, то они приобщены к культуре. Для учителя на практике решение проблемы упирается в оргмероприятия, о чем свидетельствуют их вопросы, задаваемые иногда на семинарах: «Как заставить подростков ходить в театр?», «Как приучить школьников слушать классическую музыку?»…. Оказывается, что эта упрощенная культуроподобная логика организации отдельно образования и отдельно культурной деятельности подростка не срабатывает, в результате существует всем известная «образованщина» (как это явление метко назвал А.И. Солженицын). Большинство выпускников школ не испытывают устойчивой потребности в культурной деятельности. Многие социологические исследования свидетельствуют, что большинство старшеклассников (в разных классах и школах только различаются проценты) не ориентированные на самостоятельную целенаправленную культурную деятельность.

Традиционное восприятие педагогами культурной деятельности подростков как досуговой (что хотя от части верно, но поверхностно) – следствие социоцентристского подхода к культуре вообще. На деле же культурная деятельность есть сложный многоуровневый постоянно меняющийся в зависимости от культурного контекста способ существования и самовыражения индивидуальности, уникальная форма бытия ребенка, подростка в разнообразных и разноотраслевых пространствах культуры.

Практически все дети и подростки проходят этапы культурного самоопределения, но не все сохраняют в памяти и анализируют его смыслы в своих взрослых культурных практиках и стили культурного поведения. Идея создания школы культуры обосновывается новым направлением образованием необходимостью усиления культурной составляющей парадигмы образования взаимосвязи образования и культуры. В этом случае образовательная деятельность рассматривается как культурологический процесс познания культуры (в широком смысле понимания ее).

Рождение и созревание культурной идеи как ценности культурной идеи (как ценности, интерес или потребность) важная сторона становления индивидуальности и личности. С появлением идеи культурной деятельности подростка наполняется сокровенным смыслом и внутренней логикой.

Главная идея школы – самоценность относительная самостоятельность и целесообразность культурной деятельности подростков, ее изначальная включенность в современную культуру и собственный потенциал роста. Эти особенности необходимо учитывать педагогам, стремящимся создать в школе условия для развития и саморазвития подрастающего поколения. Что и отраженно в миссии школы:

^ Создавать наиболее благоприятные условия развития для всех детей: одаренных, обычных, нуждающихся в коррекции – с учетом их индивидуальных способностей.

Школа стремиться, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными способностями, с другой – гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Основным направлением образовательной политики школы стало формирование потребностей детей и их родителей в получении образования с изучением предметов эстетического цикла; создание условий для саморазвития ребенка, прохождения им пути к «культурному человеку».

Школа ориентируется на обеспечение качественной подготовки детей к профильному обучению на старшей ступени.

В новой школе предполагается творческая деятельность и общение педагога и ребенка, самостоятельная творческая деятельность ученика с собственно-мотивированным выбором ее.

    1. ^ Проектирование дальнейшего развития школы


Цель такой школы – создание оптимальной образовательной среды КШ это организация таких условий обучения, воспитания и развития, которые бы в оптимальной степени способствовали овладению культурными ценностями человечества, научили бы ребенка культуре:

Задачи развития образовательной деятельности школы культуры:

Показателем качества работы такой школы будет выявление и развитие творческих интересов и способностей учащихся. Главным стратегическими технологическим ресурсом ОД остается педагог, но его деятельность должна превращаться в искусство, для которого характерны случайные, вероятностные стохастические процессы.

Огромное значение приобретает педагогическая интуиция, культура образовательного пространства, культура управления, поведения, взаимоотношений.

Такая школа потребует переосмысление всех основных компонентов образовательной среды.

Интеграция – в содержании, раскрытие содержания не однолинейное, а эволюционное, прогрессирующее.

Замена наукоемких технологии – культуроемкими.

Не простое обеспечение развития в демократическом и гуманистическом направлениях, а перевод учащихся на более высокий уровень культуры.

Не трансляция, передача, повторение информации («знаньевый» подход), а инициирование творческих проектных работ, проектных семинаров, экспериментальной деятельности, дискуссий, деловых игр, самообразование.

Учитель должен перестать считать себя носителем культуры, она вообще не передается как нечто раз и навсегда сформулированное.

Культура вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий.

Вся жизнедеятельность такой школы строится как часть культурной среды социума, а потому такая школа – уникальна, имеет свою тактику и стратегию развития. Вот как пока мы можем представить поэтапное проектирование ее дальнейшего развития.


^ Проектирование дальнейшего развития школы культуры.








Модель школы культуры – это такая форма или тип организации всей школьной жизни, в которой находят выражение и реализацию совокупность идей и ценностей, выработанных школьным сообществом.

Благодаря этому каждый ребенок получает возможность и гарантированные условия для своего свободного культурного развития, а также такая форма школьной жизни, в которой со-организуются школьные сообщества, группы взрослых и детей, складывающиеся на основе свободно развивающихся взаимоотношений.

Каждой школьной модели присущ особый психологический, интеллектуальный и нравственный климат.

Принципы и особенности само - и со-организации позволяют не только концептуально соединить все педагогические и образовательные процессы, но и сформировать и обеспечить некий стиль школьного сообщества (детей, педагогов и родителей).

Это формирует определенное качество образования и создает реальный культурный контекст взаимодействия детей и взрослых.

Подлинно культурная школа превращается в центр культуры своего микрорайона.


    1. rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-fgos-vpo-i-uchebnogo-plana-mgtu-po-napravleniyu-specialnosti-230700-62-prikladnaya-informatika.html
      rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-gosudarstvennoj-primernoj-programmi-po-literature-programmi-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-literatura-5-11-klassi.html
      rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-primernoj-programmi-opublikovannoj-v-vestnike-obrazovaniya.html
      rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-programmi-fizika-i-astronomiya-stranica-2.html
      rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-sleduyushih-normativnih-dokumentov-zakon-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii-ot-29-12-2012-goda-273-fz-s-izmeneniyami-i-dopolneniyami.html
      rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove.html
    2. urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-sociologiya-predprinimatelstva-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-040100-sociologiya.html
    3. bukva.bystrickaya.ru/metodi-optimizacii-portfelya-beskuponnih-obligacij.html
    4. exam.bystrickaya.ru/zapiski-lic-sluzhivshih-v-yugorskoj-zemle-kornilov-a-m-zamechaniya-o-sibiri-stranica-3.html
    5. otsenki.bystrickaya.ru/sovremennaya-globalizaciya-processi-i-problemi-socialno-tehnogennogo-razvitiya.html
    6. learn.bystrickaya.ru/formi-obekti-i-uchastniki-sertifikacii.html
    7. notebook.bystrickaya.ru/internet-resursi-grizlov-b-v-monitoring-smi-5-marta-2008-g.html
    8. zanyatie.bystrickaya.ru/ria-novosti-10.html
    9. uchenik.bystrickaya.ru/citirovannaya-literatura-gazodinamicheskie-yavleniya-v-gazorazryadnoj-plazme-i-sredah-s-releevskim-mehanizmom-energovideleniya.html
    10. shpargalka.bystrickaya.ru/viii-dostupnost-i-kachestvo-zhilya-doklad-kubishkinoj-valentini-viktorovni.html
    11. znanie.bystrickaya.ru/administrirovanie-uproshennoj-sistemi-nalogooblozheniya-chast-7.html
    12. tests.bystrickaya.ru/konkursa-informacionnih-stendov-ugolkov-zdorovya-na-temu-starenie-i-zdorove.html
    13. laboratornaya.bystrickaya.ru/rasshifrovka-130-pesen-vvisockogo-stranica-4.html
    14. assessments.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2010-goda-stranica-3.html
    15. znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-podgotovka-legkoatleta.html
    16. learn.bystrickaya.ru/fio-prepodavatelya.html
    17. control.bystrickaya.ru/cipko-ya-prozrel-net-kontra-obgadilas-viktor-anpilov-podnyat-zhivih.html
    18. lecture.bystrickaya.ru/analiz-investicionnoj-privlekatelnosti-predpriyatij-v-otraslevom-razreze-puti-eyo-povisheniya-chast-13.html
    19. tetrad.bystrickaya.ru/viborochnij-obzor-novostej-mim-link-za2006-god-novosti-mezhdunarodnogo-instituta-menedzhmenta-link-za-2006g-4.html
    20. pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-kurs-svetovoj-dizajn-goroda-konspekt-lekcij-lekciya-2-tehnika-i-normi-iskusstvennogo-osvesheniya-v-gorode.html
    21. tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-5-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnosti.html
    22. testyi.bystrickaya.ru/4osobennosti-pravovogo-statusa-centralnih-organov-ispolnitelnoj-vlasti.html
    23. turn.bystrickaya.ru/perechen-kulturno-sportivnih-meropriyatij-planiruemih-dlya-provedeniya-na-territorii-mo-gorod-vsevolozhsk-vsevolozhskogo-municipalnogo-rajona-leningradskoj-oblasti-v-noyabre-2011-goda.html
    24. ekzamen.bystrickaya.ru/skazki-i-skazochniki-chast-7.html
    25. uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-tehnogennie-sistemi-i-ekologicheskij-risk-cel-i-zadachi-disciplini-tehnogennie-sistemi-i-ekologicheskij-risk.html
    26. shkola.bystrickaya.ru/tema-2-podhodi-i-metodi-k-ocenke-nedvizhimosti-2-pravovoe-regulirovanie-obektov-ocenki-31.html
    27. paragraph.bystrickaya.ru/kratkosrochnie-bumagi-s-viplatoj-procentov-v-moment-pogasheniya.html
    28. textbook.bystrickaya.ru/gp-severnoj-ameriki-iz-istorii-otkritiya-i-issledovaniya-materika.html
    29. portfolio.bystrickaya.ru/pervonachalnij-doklad-stranica-8.html
    30. kontrolnaya.bystrickaya.ru/protivopozharnie-trebovaniya-pravila-po-ohrane-truda-pri-ekspluatacii-remonte-i-tehnicheskom-obsluzhivanii-avtotraktornogo.html
    31. spur.bystrickaya.ru/lotman-yu-m-stati-po-semiotike-i-topologii-kulturi.html
    32. prepodavatel.bystrickaya.ru/studentka-magistraturi-vtorogo-kursa-fakulteta-iskusstv-socialnih-i-gumanitarnih-nauk-gouvpo-tgpu-im-l-n-tolstogo-mikuckaya-marina-yurevna-v-tgpu-im-l-n.html
    33. thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-razrabotana-po-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-dlya-10-klassa-sostavlena-na-osnove-federalnogo-zakona-ot-29-12-2012-273-fz-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii.html
    34. crib.bystrickaya.ru/kamen-s-dushi-chabad-youth-organisation-h-q-israel-molodezhnaya-organizaciya-hasidov-habad.html
    35. lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-16-6-plavanie-celi-i-zadachi-disciplini.html
    36. obrazovanie.bystrickaya.ru/profilnij-uroven-aya-programma-uchitelya-matematiki-tuchinoj-n-v-razrabotannaya-na-osnove-uchebnih-programm-algebra.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.