.RU

Раздел 4. Автоматизация учета в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах


Раздел 4. Автоматизация учета в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах


Внедрение автоматизации бухгалтерского учета в СКПК осуществляется на базе конфигурации «Учет в микрофинансовых организациях» (далее – «Учет в МФО») построенной на базе типовой конфигурации «1С:Бухгалтерия 7.7». Программа позволяет, кроме учета специфических для МФО операций заемно-сберегательной деятельности, автоматизировать все разделы бухгалтерского учета.

Продукт защищен при помощи программного ключа системы «Катран» и предполагает лицензирование в зависимости от количества используемых рабочих мест. Фрагменты кода вынесены в специальный файл, недоступный для редактирования. Несмотря на это, конфигурация полностью открыта для изменений.

Использование при разработке в качестве основы платформы «1С:Предприятие 7.7» с компонентой «Бухгалтерский учет» и типовой конфигурации «1С:Бухгалтерия 7.7» предоставляет возможность ведения всех разделов учета в кредитных кооперативах и других МФО в единой информационной базе с автоматическим получением баланса и других регламентных отчетов. Программа обеспечивает одновременную регистрацию каждой записи хозяйственной операции, как по счетам бухгалтерского учета, так и по необходимым разрезам аналитического учета. Пользователи могут самостоятельно управлять методикой учета в рамках настройки учетной политики, создавать новые субсчета и разрезы аналитического учета. Программа позволяет упростить процесс адаптации за счет продуманной внутренней структуры, а также обеспечивает значительную гибкость настройки на особенности конкретной организации без дополнительного конфигурирования.


4.1. Общие объекты системы


Рассмотрим новые объекты конфигурации или объекты типовой конфигурации «1С:Бухгалтерия 7.7», претерпевшие значительные изменения и используемые тем или иным образом во всех сферах деятельности МФО.

^ Справочник «Контрагенты»

Справочник содержит всю информацию по члену кооператива. Из него можно производить большинство операций как по займам выданным, так и по привлеченным сберегательным займам, выбрав соответствующие закладки.

На закладке «Общие» (рис. 1) содержатся общие сведения о пайщике. Желательно заполнять все реквизиты, так как тем или иным образом все они участвуют при формировании аналитической отчетности. Если в организации существуют участки, то очень важно определить принадлежность того или иного пайщика или к головному офису или к филиалам (реквизит «Зарегистрирован»).



Рисунок 1

В зависимости от типа контрагента, который пользователь выбирает из списка, на закладке «Общие» меняются те или иные реквизиты. Например, для предпринимателя без образования физического лица добавляется реквизит «Свидетельство инд. предпринимателя», а для юридических лиц закладка приобретает совсем иной вид.



Рисунок 2

Через закладку «Займы выданные» (рис.2) удобно проводить все операции по выданным займам по конкретному пайщику, а также получать различную аналитическую информацию. Отдельные закладки предусмотрены для операций с займами принятыми и кредитами сторонних организаций.



Рисунок 3

Закладка «Для выгрузок» заполняется в двух случаях: если организация работает с Бюро кредитных историй и осуществляет обмен информацией по электронной почте или организация (СКПК) осуществляет выгрузку информации для Системы информационного обеспечения управления портфелем займов в кооперативах вышестоящего уровня, а также ФРСКК (рис 3).

При инсталляции программы в папке «Контрагенты» создаются три группы: «Пайщики», «Контрагенты» и «Налоги».

^ Справочник «договоры»

Справочник «Договоры» подчинен справочнику «Контрагенты», поэтому без выбора контрагента-владельца заполнение и просмотр этого справочника невозможен (рис 4). Договоры, связанные с заемно-сберегательной деятельностью организации создаются и заполняются автоматически из соответствующих документов. Номер по умолчанию формируется в формате «префикс договора»/системный код элемента справочника/дата документа, формирующего договор». Для изменения номера (наименования договора) следует внести изменения в шаблон документа «Займы выданные» на закладке «Шаблоны» обработки «Настройка параметров кредитно-сберегательной деятельности (КСД)».



Рисунок 4

Каждому виду договора назначается тип: общий, выдача займа, сберегательный, кредитный, дарения и другие.



Рисунок 5

Из справочника «Договоры» с типом договора «Договор займа» можно перейти к связанному справочнику «График погашения» (кнопка «График»), в котором хранятся текущие значения графика (в процессе обслуживания займа график может неоднократно переформировываться). Справочник «Контрагенты» в системе представлен только в виде списка. Просмотреть все остальные параметры договора можно по кнопке «История», т.к. все они являются периодическими (рис. 5).

^ Справочник «Операции кредитно-сберегательной деятельности»

Справочник «Операции КСД» (рис. 6) является аналогом несколько расширенного по функционалу типового справочника «Движение денежных средств». Он служит для ведения учета движений денежных средств по их видам и является важнейшим элементом механизма формирования проводок.



Рисунок 6

Некоторые элементы справочников являются «системными», т.е. на эти элементы имеются непосредственные ссылки в модулях программы. Такие элементы защищены от редактирования. Вы можете отредактировать только наименование элемента, если предлагаемое вас каким-то образом не устраивает, но смысловое содержание элемента останется прежним.

Справочник позволяет вводить новые элементы, но разработчики не советует слишком увлекаться вводом новых элементов и использовать готовые или, во всяком случае, не дублировать имеющиеся по смыслу элементы.



Рисунок 7

Для редактирования системных элементов или присвоения статуса системного вновь вводимым элементам следует разрешить редактирование элементов справочника, присвоив константе «Разрешить редактировать статус элемента» значение «Да» (рис. 7), и войдя в систему под «Администратором», произвести редактирование или ввод нового «системного» элемента.

При установке в реквизите «Типовая» (рис. 6) значения «Нет» документы с этим видом движения будут проводиться согласно корреспонденциям, прописанным в справочнике «Проводки». Такое значение реквизита будет установлено по умолчанию для всех элементов, для которых запрещено редактирование.

Если для какого-либо элемента этому реквизиту можно установить значение «Да», то при проведении платежных документом с таким видом движения система будет обращаться к стандартной процедуре проведения.

В форме элемента справочника имеется возможность указать счет, который будет корреспондировать со счетами учета денежных средств. При вводе документов, отражающих то или иное движение денежных средств, указанное значение будет подставляться автоматически в соответствующие реквизиты платежных документов. Хотя все корреспонденции и прописаны в справочнике «Проводки», использование корсчетов в этом справочнике вызвано необходимостью правильно определять объекты аналитического учета и корреспондирующий счет в печатных формах документов

Если организация ведет учет по упрощенной системе налогообложения, то в справочнике будут доступны два дополнительных реквизита, определяющих характер доходов и расходов для правильного формирования книги учета доходов и расходов.

^ Справочник «шаблоны нумераторов документов»



Рисунок 8

Справочник «Шаблоны нумераторов документов» является инструментом для создания шаблонов нумераторов документов (наименований договоров) (рис. 8). Отдельный доступ к нему через пользовательское меню отсутствует, Открыть и редактировать его можно при выборе шаблона для того или иного документа через обработку «Настройка параметров КСД», закладка «Шаблоны».

Справочник «Шаблоны нумераторов документов» уже содержит ряд шаблонов. Для создания нового или редактирования существующего шаблона воспользуйтесь соответствующими пиктограммами в окне справочника.

Шаблон номера может содержать три разряда, отделяемых друг от друга разделителями в виде любого символа. В шаблонах, которые система использует по умолчанию, первый разряд - это строка, назначаемая пользователем. Второй разряд это реквизит документа «номер», третий разряд – реквизит документа «дата». Разделители – знак «/». Для займов выданных, например, шаблон документа (наименование договора) будет иметь вид – «ЗВ/1256/20.05.07». Следует отметить, что у пользователя есть выбор - либо использовать в печатных формах документов шаблон, либо номер, формируемый системой.




Справочник «проводки»



Рисунок 9

Справочник «Проводки» (рис. 9) состоит из трех справочников, подчиненных друг другу. Справочник «Регистраторы операций» содержит список документов, при проведении которых производят запись (регистрацию) операций (бухгалтерских проводок) в информационную базу. Справочник «Операции по регистратору» содержит список операций, регистрируемых элементом-владельцем.

Элементы этого справочника выбираются из справочника «Операции кредитно-сберегательной деятельности». Справочник «Проводки по регистратору», который, собственно, и содержит список проводок, входящих в операцию – владельца, имеет две формы представления: один в виде списка, другой в виде диалога (в диалоговом режиме происходит редактирование реквизитов).


^ 4.2. Операции с личными сбережениями


Используются два типа договоров: договоры с датой расчета процентов равной последнему дню месяца и договоры с расчетной датой процентов равной дате начала договора. Далее по тексту, соответственно, «первый» и «второй» тип договоров. Все виды договоров являются по умолчанию договорами «первого» типа, некоторые, такие как срочный обязательный могут иметь и «второй» тип.

^ Расчетный период. Для договоров «первого» типа расчетный период определяется с даты начала договора до конца месяца в первый месяц. В последний месяц расчетный период определяется с первого дня месяца до даты окончания договора. В остальные месяцы - с первого по последний дни месяца. Для договоров «второго» типа расчетный период определяется с даты начала договора по дату, вычисляемую как дата последнего регламента плюс один месяц.

^ Регламентная операция – начисление процентов по всем без исключения видам договоров. Регламентные операции по договорам проводятся в двух режимах: режим «в конце месяца» (регламентная операция по начислению процентов проводится в последний день месяца) и режим «по дате договора» (регламентная операция проводится в сроки, вычисляемые как дата последнего регламента плюс один месяц). Для договоров «первого» типа регламент «в конце месяца» является единственным регламентным начислением. Для договоров «второго» типа регламентные начисления производят дважды за месяц: на дату начисления для управленческого учета и на конец месяца – для бухгалтерского.

^ Закрытие договора – закрытие на дату окончания (согласно условиям договора).

Расторжение договора – закрытие договора раньше даты окончания (согласно условиям договора).

Заем –личные сбережения пайщиков, принятые организацией на возмездной основе.

Все операции с займами должны оформляться только через специальные документы.

В конфигурации реализованы различные схемы расчетов по займам. Каждой из схем в конфигурации соответствует определенный вид договоров:

^ До востребования. Договор без определения даты окончания. Доступные операции: довложение, изъятие всей суммы личных сбережений или их части в любой момент действия договора. Начисление процентов производится регламентной операцией на конец месяца и в момент проведения любых из доступных для данного договора операций, кроме довложения.

^ Срочный обязательный («первого» типа). Договор с обязательной ежемесячной выдачей процентов с первого числа месяца, следующего за расчетным периодом. Проценты начисляются регламентной операцией один раз за расчетный период – в конце месяца. Доступные операции: довложение, снятие процентов, начисленных на дату регламентной операции и закрытие договора.

^ Срочный обязательный на дату («второго» типа). Договор с обязательной ежемесячной выдачей процентов со дня, следующего за последним днем расчетного периода. Проценты начисляются дважды за расчетный период – в конце месяца и на дату договора. Доступные операции: довложение, снятие процентов, начисленных регламентной операции на дату договора и закрытие договора.

^ Срочный на дату – Договор с выдачей процентов в конце срока действия договора. Может быть как «первого» типа, так и «второго». Доступные операции: довложения и закрытие договора.

^ Срочный накопительный – Договор с начислением «процентов на процент» (капитализацией) и выдачей процентов в конце срока. Капитализация может производиться ежедневно или один раз в месяц. Доступные операции: довложения и закрытие договора. При довложении по желанию пайщика может формироваться дополнительное соглашение. Частичное изъятие личных сбережений допускается только по бессрочному договору, по остальным видам договоров частичное или полное изъятие основной суммы до установленного договором срока окончания считается досрочным закрытием договора.

В случае досрочного закрытия договоров предусмотрен пересчет процентов с понижающим коэффициентом. Предусмотрен механизм пролонгации договоров.

При формировании операций по сберегательным займам используются следующие объекты:

1) Справочник «Контрагенты». Если заимодатель имеет право на стандартные налоговые вычеты, то при исчислении налога на доходы, исходя из совокупного дохода физического лица в соответствии с действующим законодательством, налоговый агент может производить стандартные вычеты. Группа реквизитов «Вычеты» включает тип вычета, количество детей и сумму вычета на одного ребенка (600 или 1200 руб.) Значения реквизитов периодические и устанавливаются на определенную дату.

2) Справочник «Тип сбережений».

Справочник системный, доступен только для чтения, в том числе и администратору. По справочнику выбирается тип сбережений, например, до востребования.

3) Справочники «Ставки по сбережениям годовые» и «Ставки по сбережениям дневные».

Некоторые организации в договорах по займам принятым указывают дневную ставку по процентам, выплачиваемым заимодавцу. И хотя существующий алгоритм расчетов процентов тоже использует дневную ставку, полученную путем деления годовой ставки на количество дней в году, из-за округления суммы в первом и втором случаях не совпадают.

При формировании договоров обращение к нужному справочнику и использование при расчетах соответствующей ставки устанавливается при настройке параметров кредитно-сберегательной деятельности.

В качестве основного документа, используемого в системе автоматизации, выступает ^ Документ «Прием личных сбережений». Он принадлежит журналу «Займы принятые» и служит для первоначального оформления и приема займов (рис. 10). Имеет основную и одну скрытую закладку «Остатки», переход к которой осуществляется при вводе остатков.

Документ имеет следующие реквизиты:




Рисунок 10


^ Документ «Операции с личными сбережениями». Документ принадлежит журналу «Операции по сберегательным займам». С помощью этого документа (рис. 11) формируются все последующие операции с личными сбережениями (довложения, снятие процентов, закрытие и т.д.).

Реквизиты шапки:



Рисунок 11

Реквизиты табличной части:

^ Документ «Начисление процентов на конец месяца». Документ принадлежит журналу «Начисление процентов по сберегательным займам». С помощью этого регламентного документа производится ежемесячное начисление процентов на конец месяца по всем типам займов.

^ Документ «Начисление процентов на дату». Документ также принадлежит журналу «Начисление процентов по сберегательным займам». Этот документ формируется автоматически при помощи обработки «Формирование регламентных документов» и проводит расчет процентов на текущую дату по срочным обязательным договорам «на дату» и договорам, по которым на эту же дату приходится окончание договора.

Обработки «Формирование регламентных документов начисления процентов» (рис. 12). Обработка является универсальной и предназначена для формирования документов начисления процентов по займам выданным («второй» тип договора) и по займам принятым (для «срочного обязательного на дату»). Кроме этого обработка формирует документы по начислению процентов по займам принятым, по которым дата окончания совпадает с датой формирования обработки.



Рисунок 12


Обработка выводится ежедневно на экран у одного из пользователей, назначаемого администратором, при первом запуске системы. При запуске обработки формируются один или несколько документов (по количеству заполненных строк в таблице обработки). Несколько документов могут генерироваться системой тогда, когда начисления за несколько предыдущих дней не производились (выходные, праздники).

При настройке параметров заемно-сберегательной деятельности (Меню – Сервис - Настройка параметров КСД) в разделе «Параметры по договорам займов сберегательных».

Таким образом, операции с личными сбережениями как снятие процентов, довложение и закрытие договоров выполняются через документ «Операции по займам принятым». Сформировать этот документ можно из журнала «Займы принятые» через кнопку «Операции с займами». Можно воспользоваться справочником «Контрагенты» (закладка «Личные сбережения», кнопка «Операции по договору»). Во втором случае реквизиты «Заимодатель» и «Договор» заполняются автоматически.

При открытии документа устанавливается вид операции по умолчанию «Довложения по договору». Если операция, которую вы должны провести совпадает с операцией по умолчанию, это не означает, что этот вид операции вами выбран! «Кликните» по кнопке окна выбора значения и из открывшегося списка выберите нужное значение.

Производится расчет и в табличную часть выводятся все расчеты по договору, включая и текущие.

При закрытии договора после даты окончания договора, если это предусмотрено настройкой параметров КСД, будет предложено досчитать % от даты окончания договора по дату закрытия по ставке договора «до востребования».

В окне текущего расчета появляются данные по начисленной документом компенсации и сумме НДФЛ. При необходимости эти данные можно корректировать.

После выбора ставки система сформирует один расходный ордер, если в результате пересчета сумма операции окажется меньше суммы личных сбережений. Если сумма операции превысит сумму личных сбережений, то формируются два расходных ордера: один на выплату личных сбережений, другой – на выплату процентов.

Регламентными операциями для займов принятых является:

Операция по начислению процентов на конец месяца выполняется через документ «Начисление процентов на конец месяца. Принятые займы».

Вызывать этот документ удобнее из журнала «Займы принятые» через кнопку «Начисление процентов» или непосредственно из журнала «Проценты по сбережениям».

Введите месяц и год начисления процентов и нажмите кнопку «Начислить %» (рис. 13). При начислении будут выдаваться сообщении о произведенных расчетах. Программа произведет расчет начисления процентов, расчет налога на доходы физических лиц с учетом льгот по всем действующим договорам. После начисления документ проводится.



Рисунок 13

Если предусмотрено настройкой параметров КСД, по договорам, срок действия которых истек, но договор не закрыт (т.е. средства со счета сбережений не изъяты), будет предложено досчитать проценты от даты окончания договора по дату документа по ставке договора «до востребования».

Документ «Начисления процентов на дату. Принятые займы» (рис. 14) формируется автоматически при помощи обработки «Формирование регламентных документов». Обработка выводится ежедневно на экран у одного из пользователей, назначаемого администратором, при первом запуске системы в текущие сутки. При запуске обработки формируются один или несколько документов (по количеству заполненных строк в таблице обработки). Несколько документов могут генерироваться системой тогда, когда начисления за несколько предыдущих дней не производились (выходные, праздники).



Рисунок 14


На каждую дату формируется и записывается один документ, в табличной части которого вводятся все договоры, срок начислений по которым приходится на эту дату. Документ на первую дату сразу же выводится на просмотр для дальнейшей работы. Последующие документы можно открыть, установив курсор на нужной строке в табличной части формы обработки и нажав кнопку «Рассчитать документ». Можно воспользоваться и журналом «Начисления процентов». В открытом документе нажатием кнопки «Начислить %» начисляются проценты, по всем договорам табличной части. Затем документ проводится.

Следует отметить, что обработка «Формирование регламентных документов» является универсальной. Она формирует документы по начислению процентов на дату как по займам принятым, так и выданным, а также по договорам, срок действия которых истекает на эту дату.

Если в настройках параметров КСД включен флаг «Применять пролонгацию договоров по личным сбережениям», то ежедневно при начале работы с системой пользователю предлагается проверить базу на наличие договоров по личным сбережениям, срок действия у которых закончился.



Рисунок 15

В главное окно выводится форма обработки «Пролонгация договоров по личным сбережениям» (рис. 15). По всем отмеченным договорам при нажатии на кнопку «ОК» автоматически формируются документы «Пролонгация договора по личным сбережениям» с частично заполненными реквизитами.

Часть параметров «старого» договора переносится в «новый», их можно изменять. Ставка и срок действия договора пролонгации выбирается вновь.

Обязательно через кнопку «Расчет договора» следует произвести доначисление процентов за период с момента последнего регламента по дату окончания договора, независимо от того, на какую дату сформирован документ «Пролонгация договоров по личным сбережениям». После расчета реквизит «Сумма» старого договора увеличится на сумму процентов, начисленных с момента последнего регламента на дату закрытия. Менеджер получает полную картину по всей сумме долга перед заимодавцем и решает, оставить прежними или произвести коррекцию параметров пролонгированного договора. В окне текущего расчета можно вносить корректировки по начисленной компенсации и сумме НДФЛ.

При проведении документа «Пролонгация договора по личным сбережениям» создается новый элемент справочника «Договоры» с новыми параметрами. К префиксу наименования договора добавляется буква «П».

При наличном расчете из документа можно сформировать «Расходный кассовый ордер». Сумма ордера равна разнице сумм старого и нового договора. По кнопке «Печать договора» формируется печатная форма «Договор пролонгации».


^ 4.3. Учет займов, выданных членам кооператива


В конфигурации «Учет в МФО» автоматизировано отражение следующих хозяйственных операций, связанных с выдачей займов пайщикам кооператива:

^ Документ «Заявка» (рис. 16). Служит для учета заявок на получение займа. Принадлежит журналу «Заявки». Хранится подробная информация о целях и обеспечении займа, а также состояние активов заявителя на момент подачи заявки. При желании можно получить печатную форму заявки.

При просмотре журнала заявок кнопкой «Обновить» обновляется информацию по активам заявителя, если в них произошли какие-то изменения.

На основании записей в журнале заявки и при привязке документа «Займы выданные» можно сформировать отчет «Анализ заявок» (меню - отчеты по КСД - Займы выданные)

^ Документ «Выдача займа» принадлежит журналу «Займы» и служит для регистрации выдачи займа члену кооператива. Документ «Выдача займа» является ядром программы. Его правильный ввод и заполнение обеспечивает в дальнейшем корректную работу регламентных документов по начислению процентов, возможность получения достоверной информации по каждому займу и т.д. Документ разработан таким образом, что всегда существует возможность варьирования основных функциональных возможностей, что позволяет использовать программу в организациях с различной кредитной политикой.



Рисунок 16

Вызывать этот документ удобнее из окна «Контрагенты» в закладке «Займы выданные» или из журнала «Займы выданные» через кнопку «Оформление займа». Если в организации формируются документ «Заявки», ввод нового займа можно осуществить на основании этого документа.



Рисунок 17


При открытии уже введены реквизиты «Заемщик», «Номер договора», «Ставка по договору», «Ставка взноса в РФ», «Членские взносы», «Штраф при нарушении срока возврата займа « и «Штраф за несвоевременную оплату процентов». Ставки система берет из констант. При необходимости они могут быть скорректированы (рис. 17).

Корректируем, если это требуется, номер договора, выбираем источник денежных средств (ссылку на договор), вводим цель займа.

Следующие по порядку в договоре поля «Кредитный специалист» и «Банковский счет» обычно заполняются по умолчанию при создании нового документа. Их значение программа берет из констант «Кредитный специалист по умолчанию» и «Основной банковский счет».

«Сумма займа» – общая сумма займа по договору.

«Ставка по договору» – декларируемая в договоре займа процентная ставка.

«Ставка взноса в резервный фонд» – ставка отчислений в резервный фонд по дополнительному соглашению, может быть равна нулю.

«Ставка членского взноса» – ставка взноса по дополнительному соглашению, может быть равна нулю.

«Срок займа» – срок займа в месяцах.

«Дата окончания» – расчетная дата закрытия договора. Рассчитывается исходя из даты начала договора и срока займа. Может изменяться пользователем.

«Долгосрочный заем» – если флаг включен, меняется счет учета расчетов по займу, установленного при настройке операций КСД.

Вариант погашения основного долга – начало и порядок погашения основного долга. Может принимать одно из четырех значений. (см. раздел «Настройка схем расчетов по займам выданным»).

«Погашение через…» - указывает количество периодов для вариантов погашения основного долга «Равными долями с…месяца» и «С интервалом в заданное количество месяцев».

«Штраф за несвоевременную уплату процентов» – ставка штрафа (в процентах за каждый день просрочки).

«Штраф за нарушение срока возврата займа» – ставка штрафа (в процентах за каждый день просрочки).

После внесения информации о характеристиках и расчетных показателях займа можно зафиксировать выдачу займа. Для этого переходим к части документа под общим названием «Фиксация займа (транша)».

Значение поля «Сумма выплат по траншу» по умолчанию равно сумме договора займа, а «Дата выплаты по траншу» - дате документа. Если реальная выплата денег происходит единовременно на дату документа, то значения этих полей корректировать не нужно. Если выплата денег происходит позже даты документа и (или) займ выдается несколькими траншами, то в эти поля следует ввести информацию о выплате первого транша путем выполнения трех последовательных действий:

1. записываем документ (кнопка «Записать») - производится запись документа.

2. фиксируем транш (кнопка «Фиксировать») - параметры очередного транша записываются в табличную часть документа.

3. проводим документ (кнопка «Провести»).

Блок кнопок управления содержит следующие кнопки:

Если все сделано правильно, т.е. последовательность действий «Записать. Фиксировать. Провести» не нарушена, то в правом нижнем углу документа отразится служебная запись – «Дата начала расчетов по договору» и при нажатии кнопки «График» выводится графическое представление справочника «График погашений».

Следующим действием кредитного специалиста будет оформление юридических документов – договора займа, соглашения об уплате членских взносов, графиков уплаты процентов и суммы займа, договоров обеспечения.

В нашем примере займ обеспечивается поручительством двух физических лиц.

Для ввода в программу договора обеспечения нажмем кнопку «Обеспечение займа» и из предложенного списка выберем «Формировать договор залога». В результате получаем документ «Договор залога», который введен из документа «Займы выданные». В этом документе поля «Залогодатель» и «Приложение к договору» уже заполнены. По умолчанию «Залогодатель» – это заемщик из документа – основания «Займы выданные». Выбрав вид обеспечения «Поручительство», выберем в табличной части поручителей и залоговую сумму (рис. 18), распечатаем договоры поручительства и проведем документ (подробнее об обеспечении займа и документе «Договор залога» рассказывается в главе «Обеспечение займов»).



Рисунок 18

Когда документы распечатаны и подписаны обеими сторонами, можно оформлять платежные документы на выдачу займа. Это можно сделать, нажав на кнопку «Выплата займа» и выбрав из трех вариантов нужный, например, через кассу.

В конфигурации реализованы два основных способа зафиксировать изменения в договоре:

Заключение дополнительного соглашения. Оно оформляется при любых изменениях условий займа. Договор займа остается прежним, а в дополнительном соглашении оговаривают все изменения, внесенные в договор. При необходимости дополнительные соглашения заключаются и с поручителями.

Новация договора займа. Фактически, новация – это оформление нового договора займа, «родителем» которого является текущий договор (условия нового договора могут отличаться от условий договора – «родителя», сумма займа может быть равна сумме задолженности по займу договора - «родителя», так и сумме задолженности по сумме займа + долг по процентам, штрафам и членским взносам ). Такой договор можно было бы оформить в программе путем ввода нового договора и переноса задолженности с предыдущего договора документом «Бухгалтерская справка». Оформление договора – новации позволяет зафиксировать в программе информацию о том, что предыдущий займ не был возвращен в обычном порядке, а закрылся путем перевода долга на другой займ. Для внесения изменений в условия договора займа, в документе «Займы выданные» нажатием кнопки «Изменения договора» выбрать способ ввода в программу изменений.

Все остатки по счетам, связанным с выдачей займов, вводятся в разрезе отдельного контрагента (заемщика) и договора ТОЛЬКО с помощью документа «Займы выданные». Чтобы ускорить этот процесс, можно порекомендовать пользователям составить реестр займов, действующих в организации на дату ввода остатков. Затем по каждому займу следует ввести документ «Займы выданные», все параметры которого равны начальным параметрам договора займа. Вызывать этот документ удобнее из окна «Контрагенты» на закладке «Займы выданные» или из журнала «Займы выданные» через кнопку «Оформление займа» (рис. 19).



Рисунок 19


Дату документа следует установить равной дате ввода остатков. Включаем флаг «Остатки». Реквизит «С даты» устанавливаете равным дате договора займа. Вводим заемщика и последовательно заполняем все реквизиты документа.

При нажатии на кнопку «Для ввода остатков по расчетам» открывается новая закладка, в которой следует ввести данные по остаткам: остаток суммы займа, долг по процентам, членским взносам и штрафам. Еще раз напоминаем о том, что долги по процентам вводятся двумя суммами, если на момент ввода остатков имелись неоплаченные проценты, начисленные предшествующими регламентами. Документ записывается и закрывается. Возврат к основной закладке осуществляется через кнопку «На главную».

Из всех приложений в режиме ввода остатков имеет смысл выводить на печать только график платежей и дополнительное соглашение, т.к. возможны некоторые расхождения с теми, что находятся на руках у заемщиков.

Оформление выдачи группового займа производится документом «Выдача займа группе заемщиков» (журнал «Групповые займы») и в части, касающейся заполнения разделов I и II формы документа, не отличается от оформления обычного займа (рис. 20). Групповой займ - это вид займа, который выдается созаемщикам, выступающими поручителями друг за друга (групповое поручительство каждого за каждого).



Рисунок 20

Важным моментом в оформлении группового займа является разбивка общей суммы группового займа по пайщикам. Система контролирует соответствие сумм, выдаваемых отдельным созаемщикам, общей сумме займа. Через кнопку «Договор групповой» формируется печатная форма договора группового займа с поручительством для каждого участника группы.

Для удобства расчетов через кнопку «Договоры созаемщиков» система автоматически формирует стандартные документы «Выдача займа» по каждому участнику. В дальнейшем система будет воспринимать каждого созаемщика как отдельного заемщика. Это позволит вести работу по таким займам в стандартном режиме.

Учет выданных займов, согласно ПБУ №19/02, осуществляется на счете 58 «Финансовые вложения», к которому открыть субсчет 3 «Займы, предоставленные членам кооператива».

Проценты по предоставленным займам начисляются за каждый истекший период (за месяц) в соответствии с условиями договора. В бухгалтерском учете СКПК проценты по выданным займам являются прочими доходами.

В зависимости от того, какой порядок начисления процентов указан в договоре займа, регламентные начисления процентов могут проводиться:

  1. один раз в месяц, если организация использует только договоры, в которых указан порядок начисления процентов - «в конце месяца».

  2. несколько раз в месяц, если организация использует договоры, в которых указан порядок начисления процентов - «на определенную дату каждого месяца», либо договоры обеих типов.

В первом случае начисление производится один раз в месяц при помощи регламентного документа «Начисление процентов на конец месяца» (рис 21). Вызывать этот документ можно из журнала «Займы выданные» через кнопку «Начисление процентов» или вводом нового документа из журнала «Начисления по займам выданным». Скорректируйте месяц начисления, если это необходимо и нажмите кнопку «Начислить %». Для получения протокола включите соответствующий флаг. Начисление может быть проведено и по отдельному заемщику.



Рисунок 21

Во втором случае в течение месяца начисления производятся регламентным документом «Начисление процентов на дату». Документ «Начисление процентов на дату» формируется автоматически при помощи обработки «Формирование документов начисления процентов на дату» (рис. 22).



Рисунок 22

Обработка выводится ежедневно на экран у одного из пользователей, назначаемого администратором, при первом запуске системы. При запуске обработки формируются один или несколько документов (по количеству заполненных строк в таблице обработки). Несколько документов могут генерироваться системой тогда, когда начисления за несколько предыдущих дней не производились (выходные, праздники). На каждую дату формируется один документ.

Обработка выбирает займы, очередной регламентный платеж по которым должен быть на текущую дату. Формируется документ, в табличной части которого уже внесены заемщики и договоры, по которым начисляются проценты с начала месяца по «дату ежемесячных расчетов». Регламентным документом «Начисление процентов на конец месяца» начисляются платежи за весь месяц. В момент начисления из сумм начисленных платежей сторнируются уже начисленные в этом периоде суммы.

Документ на первую дату сразу же выводится на просмотр для дальнейшей работы. Последующие документы можно открыть, установив курсор на нужной строке и нажав кнопку «Рассчитать документ».

Можно воспользоваться и журналом «Начисления по займам выданным». В открытом документе нажатием кнопки «Начислить %» начисляются проценты, членские взносы, штрафные санкции по всем договорам табличной части. Возможно формирование протокола. Затем документ проводится.

Не регламентными операциями считаются все операции по займам выданным, производимыми не в расчетный день, т.е. не в день, когда заемщик обязан оплатить согласно графику и условиям договора проценты и основной долг.

Все не регламентные операции по займам выданным проводятся через документ «Расчеты с заемщиком», вызываемого из справочника «Контрагенты» (закладка «Займы») через кнопку «Расчет» (рис. 19). Документ формируется в трех режимах: режимы расчетов с пайщиком на текущую дату «По выбранному договору» или «По всем договорам» (если их у заемщика несколько) и в режиме «Закрытие договора», в котором производится полный расчет по договору (договорам) и его (их) закрытие.

Д
Рис. 6.40

22
окумент «Расчеты с заемщиком» проведет все расчеты с начала месяца расчета по дату расчета (рис. .40), которые будут выведены в табличную часть документа. Механизм получения этих данных можно посмотреть в протоколе. За 13 дней после последнего регламентного начисления на конец месяца будут начислены штрафы и пеня. В информационном табло в нижней левой части формы документа будут выводится данные по результатам предыдущих расчетов.




Рисунок 23

Е
Рис. 6.41

22
сли оплата производится строго по расчету, то при нажатии на кнопку «Оплата» и согласия с предложением сформировать платежные документы, будут сформированы приходные кассовые ордера по количеству видов оплаты.


^ 4.4. Учет кредитов банка и займов от кооперативов последующего уровня


СКПК может привлекать кредиты банка и займы от кооперативов второго и третьего уровней. При этом все операции оформляются соответственно документами «Займы от кооперативов и фондов» и «Кредиты банка». Оба документа имеют практически одинаковую структуру. Работать с этими документами следует в журнале «Кредиты и займы от кооперативов и фондов».

В операциях по привлеченным займам и кредитам участвуют следующие объекты системы.

Реквизиты шапки:

Реквизиты таблицы:

Табличная часть документа заполняется в случае, если по условиям договора займа требуется возврат суммы частями в конкретные сроки. Если же сумму займа предполагается возвращать в конце срока договора, то табличную часть можно не заполнять.

Документ «Кредиты банка» служит для того, чтобы зафиксировать в программе информацию о факте и условиях получения кредита (рис. 24). Он имеет такие же реквизиты шапки и табличной части, как и предыдущий документ (кроме членского взноса и взноса в РФ, эти реквизиты отсутствуют).




Рисунок 24


Расчет процентов по принятым займам от кооперативов и фондов (банков) происходит при помощи документов «Проценты по займам от кооперативов и фондов (банков)» и «Проценты по займам от кооперативов и фондов на дату (банков)». Эти документы принадлежат журналу «Проценты по кредитам и займам от кооперативов и фондов».



Рисунок 25

Прием займов (кредитов). На первом этапе формируется документ, в котором содержится вся информация по займу (кредиту) (рис. 25). Автоматически формируется и Договор, как элемента справочника «Договоры». Он будет использоваться для организации аналитического учета в разрезе конкретного кредитного договора. По умолчанию выплата основного долга при формирование графика планируется на дату закрытия договора. Если в договоре оговаривается иные сроки погашения займа (кредита), они должны быть внесены в табличную часть документа.

При необходимости формируется график.

Поступление средств по займам и кредитам ведется через документ «Выписка» или «Приходный кассовый ордер». Важно правильно выбрать вид движения денежных средств - «Займы от кооперативов и фондов долгосрочные» (краткосрочные) или «Кредиты сторонних организаций долгосрочные» (краткосрочные). Выбираются объекты аналитики. Первый объект аналитики – это юридическое лицо, у которого берется кредит, второй - это договор займа или кредитный договор. Его следует выбрать из подчиненного контрагенту справочника «Договоры».

Возврат краткосрочных кредитов и займов оформляется:

а) при безналичном расчете через документ «Выписка», а при наличном расчете через документ «Расходный ордер». Важно правильно выбрать вид движение денежных Объекты аналитики выбираются также как и при поступлении средств.

Задолженность по полученным кредитам (займам) отражается в бухгалтерском учете с учетом причитающихся процентов. Начисление процентов по займам производится с помощью документов «Проценты по займам от кооперативов и фондов» и «Проценты по займам от кооперативов и фондов на дату», по кредитам - «Проценты по кредитам банков» и «Проценты по кредитам банков на дату».

При несвоевременном возврате сумм кредита (займа) и просрочке по уплате процентов этими документами будут рассчитываться штрафные санкции, которые подлежат отражению в составе прочих расходов кооператива. В случае, если в соответствии с условиями полученных займов текущие платежи по процентам подлежат уплате в конце месяца, то документ «Проценты по займам сторонних организаций на дату» можно не использовать. Если же есть договоры, начисление и возврат процентов по которым происходит на определенную дату месяца, то при помощи документа «Проценты по займам от кооперативов и фондов на дату» можно рассчитать проценты с начала месяца документа по дату документа (рис. 26). Затем при начислении процентов за весь месяц будут доначислены проценты с даты, следующей за датой последнего расчета по конец расчетного месяца. Выбирается расчетный месяц и кнопкой «Начислить проценты» производится начисление процентов по всем действующим займам, привлеченным от кооперативов последующего уровня.

Все это относится и к документам по расчетам процентов по кредитам.




Рисунок 26


^ 4.5. Автоматизация процесса мониторинга, требования к разработке программного обеспечения


Автоматизации процесса мониторинга бухгалтерского учета состоит из следующих основных этапов

  1. Работа с нормативными документами

    1. получение документов

    2. структурирование документов, подготовка к использованию в системе мониторинга

    3. контроль обновлений нормативных документов

  2. Анкетирование членов ревизионного союза

  3. Подготовка тезисов для ревизии финансово-хозяйственной деятельности СКПК

  4. Формирование унифицированного шаблона ревизионной проверки СКПК

  5. Подготовка унифицированного шаблона для внесения в ПО данных бухгалтерского учета объекта мониторинга

  6. Формирование отчета мониторинга и заключения ревизора о соответствии финансовой отчетности требованиям законодательства

Получение нормативных документов возможно из любого источника информации газеты, интернет, но предпочтительнее получать документы из специализированных правовых справочно-информационных систем «Гарант», «Консультант», «Кодекс» и др. из соображений достоверности.

Документ далее структурируется под требования ПО системы мониторинга с целью его дальнейшего универсального использования при составлении отчетов и контроле обновлений нормативных документов.

Одним из наиболее важных моментов является подготовка тезисов для мониторинга и ревизии финансово-хозяйственной деятельности СКПК.

Тезис - представляет собой вопрос, который необходимо выяснить в ходе мониторинга и набор ссылок на нормативные документы. Набор тезисов уникален для каждого раздела учета.

Формирование тезиса происходит до процесса мониторинга при обработке нормативных документов по разделам учета сельскохозяйственного кооператива с учетом всех возможных видов деятельности, указанных в типовом уставе.

После формирования тезисов необходим контроль изменений нормативных документов по дате изменений и вступлению их в действие.

Еще одним условием является унификация шаблона ревизионной проверки СКПК – способ типового отображения информации о разделе учета. Унификация позволяет точно довести до пользователя информации предмет изучения, его состояние, отклонения от нормального состояния, риски отклонений.

В шаблоне требуется:

Пример унифицированного шаблона приведен в приложении 7.

В настоящий момент большинство кооперативов ведут бухгалтерский учет по журнально-ордерной форме, программными бухгалтерскими средствами 1С бухгалтеры владеют слабо. Поэтому мониторинг бухгалтерского учета СКПК и, в дальнейшем, ревизию финансово-хозяйственной деятельности кооператива целесообразнее делать по унифицированным шаблонам разделов бухгалтерского учета. В ходе ревизии делается контрольный просчет оборотов главной книги, оборотно-сальдовых ведомостей, журналов-ордеров. Для повышения качества ревизии, ускорения процессов просчета, фиксирования нарушений и отклонений необходимо перед началом ревизии получить от бухгалтера кооператива регистры учета в электронном виде. Таким образом будет решена задача уменьшения трудоемкости проведения ревизии.

Пример шаблона бухгалтерского регистра учет приведен ниже.

Обороты по счету 71


































за 2007 г.


































СКПК






























































































Период

Нач.ост.Деб.

Нач.ост.Кред.

50

50.1

71

71.2

Деб.Оборот

50

50.1

71

71.2

91

91.3

91.4

97

97.2

Кред.Оборот

Кон.ост.Деб.

Кон.ост.Кред.

Январь 2007 г.


























































Февраль 2007 г.


























































Март 2007 г.


























































Апрель 2007 г.


























































Май 2007 г.


























































Июнь 2007 г.


























































Июль 2007 г.


























































Август 2007 г.


























































Сентябрь 2007 г.


























































Октябрь 2007 г.


























































Ноябрь 2007 г.


























































Декабрь 2007 г.


























































Итого



























































Программное обеспечение в конечном итоге формирует отчет по определенной структуре с раскрытием содержаний разделов ревизии.

До разработки единых требований саморегулируемой организацией за основу формы и состава отчета целесообразно руководстввоваться федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.04 г. N 228

Информация представляет собой сведения, ставшие известными ревизору в ходе ревизии финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению ревизора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника ревизуемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности ревизуемого лица и раскрытием информации в ней. Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание ревизора в результате ревизии. Ревизор не обязан в ходе ревизии разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления ревизуемым лицом.

Данные, содержащиеся в отчете, приводятся с целью доведения до руководства ревизуемого лица данных о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля ревизуемого лица.

Приняты такие виды отчетов

  1. как промежуточный отчет клиенту по результатам проверки, который представляется при поэтапном проведении ревизии или при выявлении фактов, требующих принятия руководством ревизуемого лица неотложных мер

  2. итоговый отчет клиенту по результатам проверки

  3. отчет ревизора по специальному заданию.

Информация, содержащаяся в отчете, используется в дальнейшем при планировании последующих ревизионных проверок.

Ревизионный союз самостоятельно определяет типовую структуру текста отчета;

максимально использует формы представления унифицированного текста отчета (трафареты, таблицы, анкеты)

Нами предлагается следующая структура отчета:

титульный лист;

вводная часть;

оглавление;

введение;

общая информация;

результаты ревизионной проверки;

сводная ведомость выявленных нарушений;

выводы и рекомендации;

приложения (в случае необходимости).

Введение содержит информацию о периоде ревизионной проверки, сведения об ревизионном союзе, составе специалистов, принимающих участие в ревизионной проверке, данные о ревизуемом лице, о количестве работников и структуре бухгалтерии ревизуемого лица, а также об особенностях применяемой системы бухгалтерского учета.

Раздел "Общая информация" содержит информацию о нормах, регулирующих порядок проведения аудита. Здесь описываются объект проверки, проведенный ревизором характер выборки (выборочная проверка) и уровень существенности.

Раздел "Результаты аудиторской проверки" (по рубрикам) отражает итоги проверки отдельных участков бухгалтерского учета и отчетности. В каждом разделе информацию целесообразно представлять по принципу значимости: сначала существенные ошибки и отклонения, затем - остальные.

При представлении найденных в ходе проверки ошибок целесообразно использовать единую структуру, содержащую пять частей.

^ Первая часть - основание. В ней следует указать конкретный пункт (статью) нормативного документа, нарушение требований которого было выявлено в ходе проведения проверки. При этом требуется процитировать конкретный абзац пункта (статьи), непосредственно относящегося к данному нарушению, а не приводить его (ее) в полном объеме, если этот пункт (статья) касается не только рассматриваемого нарушения. Приведенную цитату из нормативного документа следует взять в кавычки.

^ Вторая часть - замечания. Здесь необходимо сделать ссылку на первичные документы, представленные бухгалтерией (название, номер, дата, содержание операции, сумма), из которых следует, что имело место нарушение требований того или иного нормативного документа, или список не представленных первичных документов с подробным описанием обнаруженного нарушения. Нарушение желательно описывать подробно, стилем, доступным для понимания не только для бухгалтера, но и для руководителя организации. Если список документов обширен, то его можно оформить в виде таблицы в тексте отчета или вынести отдельным приложением к нему. Если нарушение носит систематический характер, то рекомендуется указывать на то, что приведенные примеры не являются исчерпывающим перечнем нарушений.

^ Третья часть - выводы. Они приводятся в конце каждого замечания и также должны содержать оценку выявленных нарушений (являются ли они существенными). Ссылка на существенность должна быть только в том случае, если сумма нарушений за год превышает уровень существенности, поэтому требуется указать, какие замечания существенны, а какие несущественны. Если в ходе аудиторской проверки выявленное нарушение исправлено бухгалтерией ревизуемого лица, то ревизором может быть принято решение отражать данное нарушение в отчете с пометкой "Исправлено в ходе проверки".

^ Четвертая часть - риски. Это возможные административные, налоговые и другие последствия, к которым может привести данное нарушение.

Пятая часть - рекомендации по устранению и недопущению нарушения.

В разделе "Выводы и рекомендации" в краткой форме обобщают результаты проведенной ревизионной проверки и обосновывают вид ревизионного заключения (в том числе модифицированного ревизионного заключения).

Основная цель программного обеспечения (далее ПО) – систематизировать работу ревизора и облегчить формирование конечного отчета ревизора.

Структура ПО строится на основе тезисного подхода к выполнению ревизии.

Ревизор заранее описывает разделы учета, по которым выполняется ревизионная проверка. Для каждого раздела учета описываются:

  1. Бухгалтерские счета, определяющие раздел учета

  2. Нормативные документы, необходимые для анализа раздела учета

  3. Набор тезисов – вопросов, на которые необходимо ответить в ходе проверки и ссылки на нормативные документы.

Также заранее ревизор готовит нормативные документы, систематизирует и поддерживает их актуальность.

В ходе мониторинга ревизор анализирует тезисы и вносит результаты анализа в программу. На основании данных анализа в программе строится отчет.

Программу можно строить по модульному принципу. Исходя из вышесказанного можно выделить следующие модули системы:

  1. Модуль обработки нормативных документов

  2. Модуль экспорта данных бухгалтерского учета

  3. Модуль организации данных

  4. Модуль мониторинга

  5. Модуль формирования отчетов

Модуль обработки нормативных документов

Задача модуля – подготовка нормативных документов, полученных из различных источников, например правовых справочно-информационных систем, таких как «Гарант», «Консультант» и др., и приведение их в унифицированный вид. Это необходимо для того, чтобы впоследствии была возможность выполнять сравнение документов, формировать ссылки на части документов при формировании тезисов и т.д. Такая подготовка может выполняться как в ручном режиме (в этом случае модуль должен облегчить трудоемкие ручные операции) или в автоматическом режиме (это возможно только при вводе в систему уже структурированного документа и задача модуля – преобразование входного формата в унифицированный формат системы).




^ Модуль импорта данных бухгалтерского учета

Структура данных в различный программах учета может сильно отличаться. В ряде организаций учет может вестись вручную. Поэтому задача модуля – унифицировать данные различных систем и представить их в виде, удобном для дальнейшего анализа. Также полученные данные можно использовать повторно именно в том виде в каком они были на момент анализа, когда в учетной системе есть вероятность изменения данных.

^ Модуль организации данных

Задача модуля хранить в удобном для обработки виде данные, получаемые из других модулей, а также выдавать данные, необходимые модулям.

Структуру модуля рассмотрим подробнее:




  1. Нормативные документы – общий структурированный список обработанных нормативных документов.

  2. Анкеты ревизуемых – подробная информация об организации, по которой проводится мониторинг.

  3. Результаты ревизий – результаты проведения мониторингов.

  4. Исходные данные бухучета ревизуемых – результаты импорта данных из учетных систем организаций, по которым проводится мониторинг.

  5. Разделы учета – описание разделов учетов, которые анализируются во время мониторинга.

    1. Счета – бухгалтерские счета, по которые описывают определенный раздел учета.

    2. Общие шаблоны – шаблоны, которые лежат в основе отчета по разделу учета. Общие шаблоны включают в себя шаблоны тезисов.

    3. Используемые нормативные документа – ссылки на нормативные документы, которые используются при мониторинге определенного раздела учета.

    4. Тезисы – подробное описание вопроса, который необходимо выяснить в ходе мониторинга.

      1. Шаблоны тезиса – используется при включении данного тезиса в конечный отчет.

      2. Ссылки на нормативные документы – ссылки на статьи нормативных документов, раскрывающие суть тезиса.

Можно предусмотреть хранение в базе данных ПО дополнительные данные, необходимые для проведения мониторинга.

^ Модуль мониторинга

Задача модуля – помощь в проведении процедуры мониторинга. От модуля мониторинга необходимо чтобы он:

  1. в удобном виде предоставлял необходимую информацию по каждому из разделов в виде списка тезисов

  2. позволял вводить результаты проведения мониторинга

  3. позволял вводить дополнительную информацию: комментарии, рекомендации и т.д.

  4. предоставлял дополнительные инструменты для анализа деятельности предприятия

  5. позволял сохранять результаты проведения мониторинга

Т.е. это набор основных инструментов, которыми ревизор пользуется непосредственно во время проверки.

^ Модуль формирования отчетов

Задача модуля – формирование конечного отчета ревизора в печатной форме или в виде электронного отчета. Отчет строится на основе информации из базы данных ПО, данных, полученных во время мониторинга и шаблонов. Основой отчета является Общий шаблон, в который добавляются шаблоны анализируемых тезисов. Необходимо также предусмотреть дополнительно добавление в сформированный отчет дополнительной информации при возникновении нюансов, не вписывающихся в используемую схему мониторинга.



rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-gistologiya-embriologiya-citologiya-gistologiya-polosti-rta-po-napravleniyu-podgotovki-060201-stomatologiya.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-himiya-i-tehnologiya-plenkoobrazuyushih-veshestv-dlya-napravleniya-655100-himicheskaya-tehnologiya-visokomolekulyarnih-soedinenij.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-informatika-dlya-ochno-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-stranica-2.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-inostrannij-yazik-anglijskij-nemeckij-francuzskij-ispanskij-stranica-3.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-inostrannij-yazik-professionalnij.html
rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-istorii-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran.html
  • writing.bystrickaya.ru/audit-scheta-obsluzhivayushie-hozyajstva-i-proizvodstva-chast-13.html
  • shkola.bystrickaya.ru/soderzhanie-i-metodicheskoe-obespechenie-domashnih-i-kursovih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoreticheskaya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-processe-osushestvleniya-socialnoj-raboti-monografiya-moskva-2003.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-sistema-vozbuzhdeniya-pmg-rukovodstvo-po-ekspluatacii-predstavlennie-v-dannom-rukovodstve-generatori-peremennogo-toka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ministerstvo-selskogo-hozyajstva-i-prodovolstviya-respubliki-belarus.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kurskogo-gumanitarno-tehnicheskogo-instituta-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-programmi-10-i-11-biologo-himicheskih-klassov.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-razvitiyu-gorno-metallurgicheskoj-otrasli-respubliki-kazahstan-na-2010-2014-godi-stranica-2.html
  • books.bystrickaya.ru/chistij-dohod-po-operaciyam-s-finansovimi-aktivami-uchitivaemimi-po-spravedlivoj-stoimosti-cherez-pribilubitok.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-b-termini-ispolzuemie-v-opisanii-rusmarc-kurs-lekcij-v-a-kapustin-soderzhanie-lekciya-svojstva-i.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hudozhestvennoe-tvorchestvo-i-voobrazhenie-e-ya-basin-hudozhnik-i-tvorchestvo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novaya-hronologiya-russkoj-istorii-novie-dannie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-obsuzhden-na-zasedanii-kafedri-himicheskih-i-resursosberegayushih-tehnologij-protokol-14-ot-17.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vicherchivanie-shem-i-planov-pomeshenij-mesta-proisshestviya-prakticheskoe-posobie-pod-red-a-i-dvorkina-m-yurist.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/professionalnaya-podgotovka-budushih-pedagogov-po-fizicheskoj-kulture-k-rekreacionnoj-rabote-s-doshkolnikami-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokladi-akademii-nauk-1997-t-356-6-s-838-842.html
  • grade.bystrickaya.ru/obretennoe-vremya.html
  • studies.bystrickaya.ru/konstituciya-evropejskogo-soyuza.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvedenie-otchyot-po-vnutrennemu-auditu-uslovij-soderzhaniya-i-kachestva-podgotovki-vipusknikov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-naimenovanij-ciklov-poslediplomnogo-obucheniya-vrachej-i-specialistov-po-klinicheskoj-laboratornoj-diagnostike.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prestuplenie-crime-stranica-22.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protiv-glavi-gruppi-kompanij-esn-grigoriya-berezkina-vozbudyat-ugolovnoe-delo-nasha-versiya-murmansk-160206-s2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-pamyati-pugach-stranica-6.html
  • report.bystrickaya.ru/httpwwwinsultru-bibliotechno-informacionnij-centr.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskaya-gazeta-14042011-ne-menshe-40-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-14-aprelya-2011-goda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-nauchnoj-konferencii-ananevskie-chteniya-2011-socialnaya-psihologiya-i-zhizn.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-ekonomiki-transporta.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-osnovi-socialnogo-gosudarstva-i-grazhdanskogo-obshestva.html
  • lecture.bystrickaya.ru/andrej-kurpatov-stranica-6.html
  • composition.bystrickaya.ru/poetomu-nash-kurs-budet-sostoyat-iz-sleduyushih-razdelov-kratkaya-harakteristika-svojstv-radioaktivnih-izluchenij-metodi-radiometricheskih-izmerenij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-funkcionirovaniya-sistemi-dobrovolnoj-sertifikacii-v-zhilishno-kommunalnoj-sfere-rossijskoj-federacii-roszhilkommunsertifikaciya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-minsk-2006-udk.html
  • bystrickaya.ru/zvezdi-podarili-sirotskim-detyam-prazdnik.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaimstvovannie-slova-v-regionalnoj-presse-na-primere-gazeti-chapaevskij-rabochij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-v-serov-k-yu-rodendorf-razrabotka-vnedrenie-i-ispolzovanie-sistemi-kamis-v-gosudarstvennoj-tretyakovskoj-galeree.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.