.RU

Раздел 6 ^ Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся


Раздел 6

^ Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция), Концепции УМК «Перспектива» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32» г. Перми.

Программа МОУ «СОШ №32» г. Перми содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом в школе созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие и обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляющей образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая и детско-юношеские движения и организации. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников содержит шесть разделов.

^ Первые два – «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на начальную общеобразовательную школу (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, целей, задач и базовых ценностей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся).

^ В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы» – общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:

В каждом из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

^ Четвертый раздел – «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» – включает характеристику современных особенностей развития и воспитания младших школьников, раскрывает основные подходы к обеспечению их духовно-нравственного развития и воспитания (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). В этом разделе конкретизированы и систематизированы по основным направлениям общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников с учетом младшего школьного возраста, а также приведены виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.

^ Пятый раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников» – формулирует и раскрывает: основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.

^ В шестом разделе – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.


^ Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

Формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательного учреждения отражен национальный воспитательный идеал. При этом, учитывая, что в современном процессе развития и воспитания ребенка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой информации (СМИ), необходимо обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.

Педагогическое сообщество, образовательное учреждение способны взять инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:


^ В области формирования личностной культуры:


В области формирования социальной культуры:


В области формирования семейной культуры:


Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания

российских школьников

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определенным группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:


^ Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и

вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине;

целеустремленность и настойчивость, бережливость;

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое;

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознании;.

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.


^ Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

Современные особенности развития и воспитания
учащихся начальной школы

Обучающиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. Прежде всего, необходим переход от воспитательной работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению в основном в рамках дополнительного образования отдельных мероприятий, не связанных с содержанием деятельности ребенка в школе, семье, группе сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся начальной школы, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.

Организация уклада школьной жизни должна в полной мере учитывать разноуровневый, полисубъектный, многомерно-деятельностный характер современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, скрепленного базовыми национальными ценностями и духовными традициями, в котором, с одной стороны, поддерживается непрерывность детства, а с другой, обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребенка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.

Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры несомненно принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).

^ В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие подходы: аксиологический, антропологический, системно-деятельностный, социализирующий, развивающий.

^ Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.

Аксиологический подход изначально определяет всю систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

^ Антропометрический подход развивается в рамках педагогической антропометрии и заявяляет себя как направление современной педагогики, интегрирующее «знание о ребенке как о целостном существе, полноценном представителе вида Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса.по своей сути антропологический подход реализует известную со времен «Великой дидактики» Я.А. Каменского концепцию природосообразности. Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения.

Антропологическая воспитательная система строится с учетом следующих условий:

Сторонники данного подхода все-таки устанавливают определенные пределы воспитанию, очерченные природными задатками и индивидуальными способностями ребенка.

^ Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника системно деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении. Системно-деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов, форм, видов образовательной деятельности.

Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на развитие и воспитание ребенка. Как выше указывалось, современный процесс развития и воспитания носит полисубъектеный, разноуровневый, полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована. В Стандарте эта идея выражена в форме общественного договора, а механизмы ее реализации в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник, на основе базовых национальных ценностей. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.

Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:

Процесс духовно-нравственного развития и воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер развития и воспитания заключается в сознательном принятии учащимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Развивающий характер развития и воспитания достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного ими к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самим себе (в частности, что есть: Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Что есть базовые национальные ценности?). Понимание (это ответ на вопрос), которое достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытия их личностного смысла.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни.

Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Социализирующий подход представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники. Важнейшей характеристикой воспитания является его «социальная эффективность», т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения. Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является «социальное воспитание». Воспитание понимается как процесс включения человека в систему отношений с институтами социализации, приобретение личного жизненного опыта в рамках социализирующего подхода активно разрабатываются также новые ценностные установки образовательной политики современной России:

Перечисленные подходы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители, также как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании младшего школьника.

Пример – это персонифицированная ценность.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни младшего школьника множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общение младших школьников с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком базовой национальной ценности - культурной нормы, как своей собственной цели и желаемого будущего.

Ключевой задачей школы, по мнению доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО А. Асмолова, является воспитание интеллектуальности, качества личности, способствующего универсально воспринимать мобильный и быстро меняющийся мир; воспитание системы ценностей, направленных не только на жажду познания и творчества, но и создания социокультурных норм (забота о родителях, о старших, о тех, кто нуждается в поддержке); формирования норм толерантности, достоинства, понимания себя и других людей, формирования «матрицы гражданской идентичности», матрицы человека как личности.

Избранные нами подходы являются не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга, определяющими стратегию воспитательной деятельности нашего учреждения: воспитание человечности посредством формирования нравственности, в основе которой положен этический код – альтруизм.


^ Задачи духовно-нравственного развития и воспитания

младших школьников

Понимание современных условий и особенностей развития и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духовно-нравственного развития и воспитания.

^ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

^ Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

^ Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):


Виды деятельности и формы занятий

с обучающимися начальной школы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека:

^ Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

^ Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

^ Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);


^ Совместная деятельность

МОУ «Средняя общеоразовательная школа №32»г. Перми ,

семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов, при ведущей роли педагогического коллектива школы.

^ Повышение педагогической культуры родителей

(законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклада жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Необходимо восстановление с учетом современных реалий позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей, накопленных в нашей стране в советский период ее истории.

Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17,18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должна быть основана на следующих принципах:

Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях, должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения квалификации родителей должны отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.


^ Взаимодействие школы с общественными организациями и объединениями

МОУ «СОШ №32» г.Перми взаимодействует с общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической направленности, детско-юношескими организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. При этом используются различные формы взаимодействия:


^ Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

^ Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

^ Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

^ Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного

общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно- ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие младших школьников достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Выход для ученика начальной школы на третий уровень воспитательных результатов должен сопровождаться:

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования обучающимися могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Литература:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.

Закон Российской Федерации «Об образовании»

ФГОС НОО



rasskaz-ob-istorii-osvoeniya-ssha-kosmosa-startovie-ploshadki-shattlov-zdanie-upravleniya-poletami-zapusk-kosmicheskoj-raketi-shattla-v-sootvetstvii-s-grafikom-poletov-muzej-amerikanskoj-kosmonavtiki.html
rasskaz-obyasnenie.html
rasskaz-otrivki-bez-koncov.html
rasskaz-po-istorii-srednih-vekov-puteshestvie-v-srednevekovij-gorod.html
rasskaz-po-vostochnomu-obichayu-v-nashem-dome-nikogda-ne-eli-svininu-ne-eli-vzroslie-i-detyam-strogo-nastrogo-zapreshali-hotya-drugaya-zapoved-magometa-otnositelno-alkogolnih-napitkov-narushalas.html
rasskaz-pritcha-o-licemerii-proshenii-i-milosti-bozhej.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-evropejskogo-suda-po-pravam-cheloveka-rossijskoe-izdanie-2006-n-s-57-99.html
  • shpora.bystrickaya.ru/znanie-i-mnenie-problema-obosnovannosti-znanij-chast-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/lichnij-professionalnij-plan-kak-element-professionalnogo-samoopredeleniya-psihologicheskoe-soprovozhdenie-vibora-professii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tretij-etap-20042010-godi-predusmatrivaet-osvoenie-tehnologij-postindustrialnogo-tipa-i-aktivnoe-vhozhdenie-rossii-v-mirovoj-rinok.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekzogennie-geologicheskie-processi-na-yuge-ivanovskoj-oblasti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/morton-dzhon.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovet-po-tihookeanskomu-ekonomicheskomu-sotrudnichestvu-stes-doklad-ostrategii-razvitiya-mezhdunarodnih-i-vneshneekonomicheskih.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-literature-na-temu-satira-v-proizvedeniyah-chehova-i-saltikova-shedrina.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-obsheobrazovatelnogo-liceya-7.html
  • college.bystrickaya.ru/2-avgusta-pereval-kardung-la-vihod-na-marshrut-gimalajskimi-tropami.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-uzbekistan-29-08-1996-g-n-265-i.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sintez-i-svojstva-reagentov-na-osnove-polivalentnogo-ioda-sootvetstvuyushih-koncepcii-zelenaya-himiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-raschet-vc-chast-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-zaklyuchenie-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-nacionalnij-fond-podgotovki-kadrov-rossijskij-universitet.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-professionalno-cennostnih-orientacij-budushih-specialistov-socialnoj-raboti-v-vuze-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/chto-takoe-emocii-i-kak-oni-raskruchivayutsya.html
  • college.bystrickaya.ru/25-osnovnie-principi-postroeniya-territorialnih-ais-informacionnie-tehnologii-upravleniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shablon-rabochej-programmi-disciplini-modulya-dlya-podgotovki-magistrov-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-1-filosofiya-ee-predmet-i-sushnost-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-osobennosti-podgotovki-i-oformleniya-otdelnih-vidov-dokumentov-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-fgbou-vpo.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-filosofiya-yazika-glava-rassuzhdenie-kritika-osnovanij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/travmatologicheskoe-otdelenie-egorevskaya-centralnaya-rajonnaya-bolnica.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-2-podgotovka-moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg-samara.html
  • writing.bystrickaya.ru/marketing-marketingovie-issledovaniya-rinka-stimulirovanie-sbita-chast-9.html
  • turn.bystrickaya.ru/ou-ntizheler-zhmis-trler.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-12-normi-prava-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-030501-yurisprudenciya-080107-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • books.bystrickaya.ru/ellen-barri-the-los-angeles-times.html
  • learn.bystrickaya.ru/gazeta-stroitelnij-vestnik-dona-4-2010-god.html
  • college.bystrickaya.ru/3-nacionalnie-resursi-i-usloviya-perehoda-k-ustojchivomu-razvitiyu-koncepciya-nacionalno-j-st-r-ategii-usto-j-chivogo.html
  • institut.bystrickaya.ru/statisticheskij-otchet-stranica-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-respublikanskom-intellektualno-tvorcheskom-konkurse-flot-v-sudbe-rossii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/velikobritaniya-sever-i-yug-prodolzh.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-45-mir-bez-granic-sajmon-klark-noch-triffidov.html
  • books.bystrickaya.ru/dokumenti-soderzhashie-informaciyu-finansovo-ekonomicheskogo-haraktera-instrukciya-dlya-uchastnika-razmesheniya-zakaza.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolni-e-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii-voskresensk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.