.RU

Развитие педагогичекого образования в украине в XIX веке


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. ЯЛТА)

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра педагогики

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УКРАИНЕ В XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Специальность 7.010102 "Дошкольное воспитание. Начальное обучение"


студентки 51 - ДН группы

дневной формы обучения

Гарифуллиной Елизаветы Вадимовны


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Заслуженюк В. С.

Допущено к защите на заседании ГЭК (протокол № от 2007г.)

Заведующий кафедрой______________________________________________

Оценка работы на заседании ГЭК

Председатель ГЭК___________________________________________________

ЯЛТА-2007

СОДЕРЖАНИЕ стр.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 2


^ ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ В XIX ВЕКЕ

1.1.Сущность и принципы университетского педагогического образования……………………………………………………………………….... 7

1.2.Вклад прогрессивных деятелей Украины в развитие и становление университетского педагогического образования в XIX веке …………………. 18

1.3. Становление и развитие университетского педагогического образования в Украине в XIX веке………………………………………………. 26


^ ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ..……………………………………………….……… 60


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

2.1. Вклад прогрессивных деятелей Украины в развитие и становление университетского педагогического образования в XX веке……………………. 62


2.2. Становление и развитие университетского педагогического образования (1917 – вторая половина XX века)………………………………….75


^ ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ…………………………………………………. 126

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………......128

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….………………...131

ВВЕДЕНИЕ


Образование – стратегическая основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего, наиболее масштабная и человекоемкая сфера общества, его политической, социально-экономической, культурной и научной организации. Оно является способом воспроизводства и наращивания интеллектуального, духовного потенциала народа и воспитание гражданина [13, стр.85].

Университет сегодня является одним из старейших социальных институтов, обладающих длительной историей становления, традициями, возможностью влияния на развитие всех сторон общества. Генеральный секретарь конференции ректоров, президентов и вице-канцлеров универси­тетов Европы А. Барблян, отмечая роль университетов в обществе, пишет: «... что может сегодня придать смысл нашему общему деянию? Кто сумеет его обозначить, заложить его основы и расставить на этом сложном пути дорожные знаки, чтобы облегчить наши усилия? Кто попытается найти общий язык, придать единую систему измерений этому сообществу людей, говорящих на десятках языков, вдохновляющихся тысячами идей и пред­рассудков? Кто возьмется за все это, чтобы создать настоящее братство людей, считающих друг друга себе подобными, хотя и другими, но все-таки близкими? На протяжении веков, особенно в течение последнего ты­сячелетия, таким призванием обладали два заведения - Церковь и Университет» [1, стр. 9-17].

Университеты – это уникальный интеллектуальный центр, где формируются два типа знания: знание как наука, и знание как культура, то есть университет способствует как социально-культурному развитию, так и развитию промышленных технологий. Современные университеты объединяют в себе три совершенно разных компонента: науку, культуру и рынок.

Университетское педагогическое образование - малоизученная сфера высшего педагогического образования. В литературе по педагогике высшей школы термин «университетское педагогическое образование» встречается редко. Общепринятым является следующее определение «университетского педагогического образования», данное в «Педагогической энциклопедии»: «Отличительной чертой университетско­го педагогического образования является более широкая научно-теоретическая подготовка студента. В учебных планах университетов пре­дусмотрены специализации и курсы по выбору студентов, что позволяет им углубить знания в избранной отрасли науки. В то же время университеты дают выпускникам несколько меньшую педагогическую и методическую подготовку». Здесь же отмечается важная особенность: «Университетское образование - это подготовка в университетах научных и педагогических кадров для научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений, промышленности и сельского хозяйства, высших и средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ. Под терми­ном «университетское образование» понимается также совокупность обще­научных, педагогических и специальных знаний и навыков, позволяющих оканчивающим университет вести научно-исследовательскую или педаго­гическую работу в соответствии с полученной специальностью. Различие между университетским образованием и педагогическим образованием состоит в том, что студенты университетов получают в большем объеме научную подготовку, студенты пединститутов – педагогическую» [49, стр.156].

Такое общее представление об университетском педагогическом образовании нашло развитие в монографиях, докторских и кандидатских диссертациях, научных статьях, посвященных различным аспектам иссле­дуемого явления. Приведем выписки из некоторых работ, в которых опре­деление «университетское педагогическое образование» употребляется в конкретизированном виде или концептуально:


«Университет всегда нес в себе идею универсаль­ности образования, универсальности и элитарно­сти культуры... Выпускнику университета надо быть универсалом и, прежде всего универсалом в методологическом плане: нужна такая подготов­ка, которая бы ориентировалась не столько на узкий диапазон типовых ситуаций в данной области деятельности, сколько на переключаемость, быструю адаптацию в проблемных ситуациях. Общей особенностью университет­ской подготовки, независимо от конкретной специальности, должно, быть формирование ценностных ориентации, знаний и умений, обес­печивающих возможность организации деятель­ности в проблемных ситуациях». [68,стр.17-36].

«Университетское педагогическое образование отличает широкий профиль подготовки специа­листов и его конкретной специализации; содер­жание образования, включающее фундаменталь­ные (базовые), естественные, социальные и гуманитарные науки и специальные науки; спец­курсы, спецсеминары и факультативы»..[8, стр. 55-56]

«... если говорить о какой-то специфике подготов­ки учителя в университете, то суть ее за­ключается в том, что здесь должен формировать­ся специалист, которого можно условно назвать педагогом-исследователем...». [34, стр.12-24].

«... общепедагогическое воспитание студентов в университете понимается нами как процесс ста­новления будущего учителя в вузе под влиянием специально организованной, упорядоченной системы психолого-педагогического влияния со стороны кафедры педагогики и психологии, методики преподавания предмета, разных видов педагогической и производственной практики, УИРС и НИРС, специальных и общетеоре­тических, общественно-политических дисцип­лин, кафедр, воздействия всего уклада универси­тетской жизни с его НИИ и лабораториями, научными школами, направлениями, работой различных социальных и административных служб» [52, стр.7-8].

Обращаясь к проблеме университетского образования и его миссии в современном мире, отметим, что преемственность культурных традиций, ориентация студентов в современной жизни, и их готовность войти в завтрашний день, не только объединяют три времени - прошлое, настоящее и будущее, но и три системы: образование, культуры и науки. Университет становится гарантом, механизмом такой социальной потребности, как стабильное, устойчивое развитие общества.

Современный университет полифункционален и многозначен. Университет приобретает все новые и новые черты, не столько научно-образовательного учреждения, сколько исключительно-научного, что создает прецедент, не столько конструирования такой национальной системы образования, во главе которой стоит чисто научное учреждение, но и ученого-интеллектуала, для которого преподавательская деятельность не выступала в качестве приоритетного вида профессиональной самореализации [29, стр.25-29].

Университет означает институт, который помогает студенту стать культурным человеком и хорошим специалистом. Целью обучения в университете является формирование человека в целом. Задача же университета тройственна – исследование, передача знаний (образование) и культура [37, стр.5-6].

Учитывая актуальность прогрессирующей тенденции становления и развития теории и практики в высшем образовании, мы остановились на историко-педагогическом аспекте.

Наш выбор обусловлен тем, что анализ, обобщение, правильная оценка прошлого является надежным источником развития высшего образования сегодня. Не зная предыдущего опыта, не опираясь на него, невозможно строить работу современных высших учреждений.

Исторический взгляд на развитие проблемы дает возможность выявить педагогические приобретения, недостатки в данной области. Необходимость историко-педагогического анализа прошлого обусловлена тем, что невозможно прогнозировать и выявлять перспективные пути развития высшего образования в современном обществе.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы дипломной работы: «Развитие университетского педагогического образования в Украине в 19 - в первой половине 20 века ».

^ Объект исследования: система высшего образования в Украине.

Предмет исследования: становление и развитие университетского педагогического образования в Украине в 19 – первой половине 20 века.

Исходя из объекта, и предмета исследования ставим, такую цель исследования: раскрыть процесс становления и развития университетского педагогического образования в Украине в 19 – середина 20 века. Соответственно цели определены следующие задачи:


Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования:

^ ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ В XIX ВЕКЕ

1.1. Сущность и принципы университетского педагогического образования


Итак, что же представляет собой вообще университетское образование.

Итак, что же такое образование? По И.А. Каирову, образование – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определённый уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутой в результате учебно-воспитательной работы [28, стр.415].

По С. Гончаренко, образование – это духовное лицо человека, которое создаётся под влиянием моральных и духовных ценностей, а также процесса воспитания, самовоспитания, влияния, шлифования, то есть процесс формирования личности человека. При этом главным является не объём знаний, а объединение последних с личностными качествами, умение самостоятельно распоряжаться своими знаниями [12, стр.334].

В дальнейшем понятие образование мы будем трактовать с позиции первого автора, так как по нашему мнению он более точно раскрывает данное понятие.

Теперь мы раскроем понятия, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем.

Что такое высшее образование?

Высшее образование – уровень образования, его получают на базе средних и высших обучающих учреждений, и который подтверждается официальными документами (дипломами, сертификатами и др.). Это результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, который дает возможность специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задания, творчески используя и развивая достижения культуры, науки, техники. Это развитие личности ее интеллектуальных способностей, моральных качеств. Специфика высшего образования – непосредственное взаимодействие образования и научной деятельности, изучение научных дисциплин на уровне, максимально приближенному к актуальным достижениям науки и практики, повышенным требованиям к социально - гражданской и деловой подготовки выпускников обучающих учреждений [12, стр.54-55].

Высшее образование - подготовка специалистов высшей квалификации. Осуществляется университетами, институтами и другими высшими учебными заведениями [28, стр.215].

Университет – многопрофильное высшее учебное заведение, где готовят кадров из широкого круга специальностей в отрасли природоведческих, общественных и гуманитарных наук. Типовая структура университетов на Украине предусматривает в нем факультеты: исторический, филологический, философский, экономический, юридический, журналистики, физический, механико-математический, физический, биологический, геологический, химический, географический. Срок обучения в университете 5-5,5лет [28, стр.517].

Университет — выс­шее учебно-научное учреждение, которое осуществляет подготовку высококвалифицированных спе­циалистов и ведет научно-исследовательскую работу во многих отраслях научных знаний.

Университетское педагогическое образование - это система про­фессионально-педагогической подготовки преподавателей различных спе­циальностей и профилей для средних, средне-специальных и высших учебных заведений, которая обладает всеми признаками университетского образования: фундаментальностью, универсальностью, гуманитарной и научно-исследовательской направленностью. Она предполагает ориента­цию студентов педагогических факультетов (отделений, специализаций) на освоение общетеоретического, специального, психолого-педагогического, практического педагогического, научно-исследовательского и культуроло­гического блоков учебно-воспитательного процесса, в ходе которого фор­мируется система обобщенных межпредметных и частных профессионально-педагогических знаний, способов деятельности, умений творчески оперировать ими при решении проблемных задач Университетское педа­гогическое образование - система многоуровневая, включающая непрерыв­ную подготовку преподавателей - бакалавров, специалистов и магистров. Условия университетского образования позволяют вести переподготовку педагогических кадров, а также повышение их квалификации. С опреде­ленной степенью условности можно говорить и о подготовке научно-педагогических кадров, поскольку все университеты Украины имеют аспи­рантуру.

Университетское педагогическое образование является системой, с одной стороны, отвечающей на потребности и запросы студентов в их личностном и профессиональном становлении, с другой - удовлетворяющей социальный заказ в подготовке специалистов для образовательных и научно-педагогических учреждений. В этой связи основные цели высшего, в том числе университетского педагогического, образования получают двойственную ориентацию.

Целью студентов является познавательная деятельность, интел­лектуальное и эмоциональное развитие, способствующее формированию личностно-профессиональных и индивидуальных качеств, которые соот­ветствуют их способностям, интересам, потребностям и обеспечивают «жизненную судьбу, богатую событиями и приносящую удовлетворение» (В.Оконь)[77, 109-120].

Целью университета является обеспечение высокого уровня об­щенаучного, специального и профессионального индивидуально-творческого развития студента, овладевающего основами педагогической профессии, общей культуры, позволяющими проявить их в коллективно-педагогической деятельности и процессе непрерывного самообразования.

Интегративным результатом университетского педагогического образования является духовная, свободная, творческая и социально актив­ная личность компетентного специалиста с выраженной педагогической и научно-исследовательской направленностью, способностью адаптироваться к разнообразным видам педагогической деятельности в изменяющихся условиях.

В основу развития университетского педагогического образования положены следующие принципы:

^ Демократизации и автономизации, означающих переход от ко­мандно-бюрократической модели университетского образования к модели нового типа - общественно-государственной и полностью общественной. Этот принцип определяется общедоступностью университетского педаго­гического образования, свободой выбора студентами вида и формы образо­вания, специальности, специализации, профиля и характера обучения, научно-педагогической школы, сферы педагогической, исследовательской и просветительской деятельности. Демократизация и автономность гаран­тирует открытость педагогического образования, утверждения в нем отно­шений равноправия, сотрудничества, самоуправления, предполагающих развитие инициативы, активности и творчества участников педаго­гического процесса.

Гуманизации социально-ценностной и нравственно-психологической основы университетского педагогического образования, представляющей возможность для личностно-профессионального роста студентов и преподавателей как субъектов познания, общения, педаго­гического творчества. Гуманизация университетского педагогического образования ориентирует на приоритет личности студента, уважение к его человеческому достоинству, преодоление отчуждения между преподавате­лями и студентами, ликвидацию ориентации на усредненного студента и создание условий для развития его активно-творческих возможностей и интеллектуально-творческой свободы. Гуманизация предполагает такой уровень развития духовности и нравственности выпускника университета, который позволит ему в педагогической деятельности реализовать свой гуманистический образ жизни, а также нести ответственность за судьбу своих воспитанников, за будущее общества.

Гуманитаризации, представляющей возможность приобщиться к общечеловеческим ценностям культуры, превращающей их «из предмета изучения в содержательную основу образования и жизнедеятельности» (Б.Б. Коссов). Гуманитаризация университетского педагогического образо­вания обеспечивается в процессе изучения учебных предметов всех циклов: при решении методологических, общечеловеческих проблем в фундамен­тальных науках, рассмотрении социально-прикладных аспектов в специ­альных дисциплинах, изучении психолого-педагогических, методических подходов, концепций, теорий. Этим достигается системный характер миро­воззренческой подготовки студентов, единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития будущего педагога.

Фундаментализации, которая проявляет себя в ходе внедрения в учебный процесс теорий высокой степени общности, обладающих повы­шенной информационной емкостью и универсальной применимостью. Фундаментальность означает глубокое усвоение научных основ профессио­нальной деятельности с практическим овладением ею, формированием системы общенаучных теоретических знаний, способов деятельности.

Интеграции, состоящей в органической связи и взаимопроникно­вении университетского педагогического образования: науки, образования и педагогической действительности. Современный уровень науки опреде­ляет содержание общетеоретической, специальной, психолого-педагогической подготовки специалиста, а педагогическая практика задает основные параметры модели деятельности будущего преподавателя кон­кретного профиля и специализации. Интеграция университетского педаго­гического образования - это переход от аналитического подхода в препода­вании каждой учебной дисциплины к синтезирующему, основанному на междисциплинарных содержательных, процессуальных и методических связях всех наук, изучаемых в университете.

Универсализации, направленной на расширение профиля спе­циалиста университетского тина за счет взаимодействия и гармонизации свойств каждого из элементов университетского педагогического образова­ния: содержания, структуры, функций. Универсализация проявляется в системном характере деятельности преподавателей и студентов, теоре­тических и практических занятий, учебной, научной и практической педа­гогической работы, учебно-методических, технических средств и техноло­гий обучения.

Педагогизации - последовательной общей направленности всей учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности студен­тов и преподавателей на изучение дисциплин общенаучного, специального и профессионального циклов в педагогическом контексте. Педагогизация предполагает создание положительного отношения к процессу подготовки преподавателя в университете, а также учет тенденций системы среднего, средне-специального и высшего образования и опережающий характер развития университетского педагогического образования по отношению к ней.

Интеллектуализации, сочетающей специальную профессиональ­ную подготовку преподавателя с развитием его кругозора, нравственно-эстетической и педагогической культуры, формированием системно-деятельностного подхода к овладению частными, межпредметными и обобщенными знаниями, умениями, навыками. Интеллектуализация подго­товки педагога в университете обеспечивается изучением общетеоре­тических и социокультурных дисциплин, материальной и духовной культу­ры, развития социально-экономических, образовательных систем, вклада в развитие этих систем выдающихся ученых своего времени. В ходе освое­ния информации, характерной для университетского гуманитарного обра­зования, у студентов формируются способы эвристических и проблемно-поисковых действий, приемы и методы умственной и практической дея­тельности, влияющие на выработку системного стиля мышления, целост­ного мировоззрения.

^ Непрерывности образования, которая связана с оптимальным удовлетворением реальных потребностей будущих педагогов в специали­зации, осуществляемой в ходе практической педагогической деятельности, стажировки, повышения квалификации, самообразования. Этот принцип предполагает преемственность университетскою образования с предыду­щим этапом образования, многоуровневость самого процесса высшего образования, непрерывность его постоянного профессионального совер­шенствования и обращенность к будущей жизнедеятельности (Б.Б. Коссов), высокий уровень сформированности умений самостоятельно учиться.

^ Индивидуализации и дифференциации, обеспечивающих ин­дивидуально-творческий подход к обучению студентов, который учитывает аспекты индивидуальных особенностей обучаемых, полное развитие их личностных и профессиональных интересов, потребностей, способностей и возможностей. Университетское педагогическое образование предусматри­вает предметную систему обучения, предоставляющую возможность со­ставлять индивидуальный учебный план в соответствии с избранной про­граммой обучения.

Инновационности, проявляющейся в вариативности, дина­мичности содержания, форм, методов и технологий подготовки студентов к различным видам педагогической работы в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях. Инновационный характер университетского педагогического образования формирует мировоззрение преподавателей, в основе которого лежит способность и возможность творческого преобразо­вания педагогической действительности, проектирования, организации и осуществления педагогической деятельности, предполагающей инвариант­ность решения профессиональных задач, многокритериальность контроля и оценки достигнутых результатов.

^ Национального и регионального подхода, направленного на удовлетворение университетами социального заказа в подготовке препода­вателей различных специальностей, специализаций и профилей, необходи­мым учебным заведениям региона, страны. Этот принцип учитывает соци­альные, экономические, культурные условия развития университетского педагогическою образования и предполагает органическую связь учебно-воспитательного процесса с общечеловеческой и национальной историей, культурой, ментальностыо, традициями народов Украины [13,стр. 110-151].


В соответствии с особенностями подготовки преподавателей раз­личных специальностей, специализаций и профилей определяется 3-х уровневое содержание университетского педагогического образования.

I уровень - общее предметно - педагогическое образование: еди­ная фундаментальная, гуманитарная и педагогическая подготовка, необхо­димая каждому преподавателю, независимо от специальности, ориентиро­ванная на общенаучную и функциональную технологическую подготовку

П уровень - профессиональное педагогическое образование ком­плекс общенаучной, специальной, психолого-педагогической, практической педагогической, культурологической подготовки студентов, ориентирован­ной на фундаментально-технологическую специальную подготовку, форми­рование компетентных специалистов в широкой области педагогических знаний.

Ш уровень - профилированное педагогическое образование, право получения, которого дается на конкурсной основе: система общенаучной, специальной, психолого-педагогической, практической педагогической, научно-педагогической и культурологической подготовки студентов в усло­виях комплекса «университет - среднее (средне-специальное, высшее) учебной заведение», ориентированная на индивидуально-творческое фор­мирование личности конкурентно способного специалиста - педагога широ­кого профиля.

Подготовка специалистов в системе университетского педаго­гического образования осуществляется в соответствии с реальными по­требностями в деятельности преподавателя конкретной специальности и в зависимости от направленности личности студентов, их профессиональных интересов, способностей и возможностей. Содержание такой целевой под­готовки должно быть практически обосновано, что достигается путем раз­работки профиля специалиста, которому подчинено все содержание обучения - от начала (общетеоретических дисциплин) до завершения (практической педагогической подготовки).

Общенаучная подготовка специалистов направлена на овладение студентами методологией научного познания, законами развития общества, природы человека, закономерностями, принципами, методами развития фундаментальных наук, основными теориями и концепциями, категориями и терминами, научным языком в целом. Главным показателем обще научной подготовки является сформированный уровень научного мировоз­зрения будущего специалиста.

Специальная подготовка связана с усвоением всего комплекса научной информации, но основным дисциплинам, спецкурсам и спецсеми­нарам с учетом специфики базовой специальности, которую осваивает студент университета. Главным показателем специальной подготовки явля­ется усвоение студентами системы обобщенных, межпредметных и частных знаний, умений, способов деятельности в избранной области зна­ния.

Психолого-педагогическая подготовка представляет процесс и ре­зультат изучения студентами обязательных предметов психолого-педагогического и методического цикла, дисциплин, но выбору и факульта­тивов в связи с избранной специализацией. В ходе такого изучения студен­ты овладевают научными основами педагогической деятельности (общими закономерностями развития педагогического процесса и ведущими теория­ми, концепциями, лежащими в его основе), необходимыми для освоения педагогической теории и анализа педагогической практики. Главным пока­зателем психолого-педагогической подготовки является необходимый и достаточный уровень сформированности общепедагогических знаний, умений и навыков, определяющих профессиональную направленность будущего специалиста.

Культурологическая подготовка предполагает сопричастность студентов национальному и мировому культурному процессу, развитие сущностных сил личности, ее творческого самоутверждения и самовыра­жения, формирование профессионально-значимых качеств будущего спе­циалиста, его способностей, развитие личностно- ориентированного отношения к педагогической деятельности. Главным показателем культуроло­гической подготовки студентов является уровень сформированное™ личности, его духовности, интеллектуально нравственной свободы, творческой индивидуальности, социальной активности

Научно-педагогическая подготовка студентов направлена на ос­воение методологии и методики научно-педагогического исследования,
формирование умений планировать и организовывать научный поиск в
области педагогики, составлять программу опытно-экспериментальной
работы, реализовать ее в педагогическую действительность, анализировать
и обобщать педагогический опыт, вскрывая закономерности педаго­гического процесса и определяя пути его совершенствования. Главным
показателем научно-педагогической подготовки является сформированный уровень научно-педагогического мышления, которое характеризуется эвристическим, творческим подходом к изучению педагогических явлений, системной организацией опытно-поисковой деятельности и предвидением ее результатов.

^ Практическая педагогическая подготовка включает взаимодействие студентов с учащимися во время учебной и внеклассной работы, в процессе которой развиваются их деловые и межличностные отношения на основе сотрудничества. В ходе практической педагогической подготовки будущий специалист овладевает содержательно-процессуальной и органи­зационно-методической сторонами педагогической деятельности, основны­ми элементами современных технологий обучения Главным показателем практической педагогической подготовки является сформированный уро­вень личности преподавателя с системным видением педагогического процесса, владеющего основами педагогической культуры, компонентами педагогического мастерства, определяющими в будущем развитие индиви­дуального стиля его педагогической деятельности [13, стр.129-134].

Система университетского педагогического образования включает педагогические институты, факультеты, отделения и специализации, исто­рически сложившиеся в университетах Украины, а также подсистему под­готовки специалистов с учеными степенями в области педагогики, формы повышения педагогической квалификации в послевузовский период. В систему университетского педагогического образования также входят педа­гогические институты, колледжи, училища, функционирующие при универ­ситетах и взаимодействующие с ними на договорной основе. Формы уни­верситетского педагогического образования могут развиваться на государ­ственной, муниципальной, коммерческой основе, подразделяясь на очные, заочные и вечерние.

В основе системы университетского педагогического образования
должна лежать индивидуально-творческая подготовка преподавателей
различных специальностей, специализаций и профилей Она проявляется,
прежде всего, в преодолении узковедомственного дисциплинарного подхода
к построению номенклатуры специальностей, ведении дифференцирован­ной подготовки педагогов применительно к основным видам их будущей
профессиональной деятельности, усилении функциональной специализации.

1.2. Вклад прогрессивных деятелей Украины в развитие и становление университетского педагогического образования в XIX веке


Большой вклад в развитие и становление университетского педагогического образования в XIX веке, внесли многие общественные, педагогические деятели на Украине.

Так, Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881) - гениальный анатом и хирург-клиницист, основатель военно-полевой хирургии, прогрессивный педагог и просветитель, выдающийся ученый и известен общественный деятель. Н.И.Пирогов - одна из наиболее интересных фигур общественной жизни XIX ст. — принадлежал к той когорте прогрессивной интеллигенции, которая искренне верила в светлое будущее своей Отчизны.

В становлении и развитии гуманистической педагогической теории и практики Н.И. Пирогова учеными, в частности О.А. Горчаковой [15,стр.8-11], выделяются такие периоды:

1. 1810-1828 гг. — период становления гуманного мировоззрения Н.И. Пирогова: он осознает необходимость практического изучения научных достижений, готовит себя к профессиональной деятельности ученого, овладевает методами научного исследования. Это образовательно-подготовительный период деятельности Н.И. Пирогова.

2. 1828-1841 гг. — период научно методической и профессорско-преподавательской практики в Дерптском университете: педагогическую практику Н.И. Пирогова характеризуют: единство теории и практики; широкое привлечение студентов к самостоятельной научной работе; утверждение экспериментального метода. В этот период Н.И. Пирогов постигает практические принципы профессорско-преподавательской деятельности, приобретает собственный стиль и систему методов преподавания.

3. 1841-1856 гг. — период формирования целостной гуманистической педагогической концепции ученого. Обобщением этого периода деятельности и философско-педагогических размышлений о смысле человеческой жизни и воспитания выступает фундаментальная статья «Вопрос жизни». В ней он обосновывает свои главные гуманистические принципы педагогики: сама ценность образования, ее общечеловеческая направленность, воспитание у детей общественной ответственности, чувство собственного достоинства и тому подобное. Н.И. Пирогов совершенствует педагогическое мастерство, создает первый в мире анатомический институт, обнаруживает себя как талантливый преподаватель-лектор.

4. 1856-1861 гг. — период практической реализации гуманистической педагогической концепции ученого: Н.И. Пирогов демонстрирует на практике в Одесском и Киевском учебных округах осуществления гуманного подхода к образованию в условиях авторитарной школы. Выдает прогрессивные педагогические статьи и циркуляры попечителя, изучает состояние учебных заведений, направляет усилие на поднятие престижа педагогических советов гимназий, гуманизацию воспитывающих отношений в коллективах педагогов и детей, утверждает гуманный подход к личности педагога.

5. 1861-1881 гг. — период признания гуманистической педагогической концепции Н.И. Пирогова. Его педагогические идеи получают значительное распространение в отечественной педагогической науке и практике [70,227-230].

Ученый считал, что соответствующая перестройка системы образования и воспитания изменит жизнь самой страны, потому настойчиво закладывал основы перестройки. Учитывая, что дети должны иметь неодинаковые способности, разные материальные возможности, для успешного предоставления всем общечеловеческого образования педагог предлагает создать систему единственной школы, которая состоит из нескольких степеней, связанных между собой. Такая образовательная структура позволяла бы избежать многопредметности в учебных планах школ и предусматривала два направления в общем образовании: гуманитарный и реальный. Рассмотрим школьную систему, предложенную Н.И. Пироговым.

Первая ступень - элементарная школа. Она состояла из двух классов с годовым сроком учебы в каждом. Дети изучали закон божий (молитвы, основные правила веры, короткую священную историю в рассказах), чтение, письмо, арифметику (четыре арифметических действия) и знакомились с окружающей средой. Эта школа должна была быть единственной для всех детей страны.

Вторая ступень школы — прогимназия. Начиная с этой ступени, педагог предлагал разделить школы за направлениями на классических и реальных, которым отвечали прогимназии двух видов, каждая из них состояла из четырех классов со сроком учебы в каждом — один год. В реальной прогимназии изучались такие предметы как закон божий (катехизис, священная история, чтение Евангелия и апостола, литургия), родной язык, арифметика, алгебра, и геометрия, география, история (в виде биографических очерков), природоведение (изучалось наглядно), два новых языка и чертежа. Учебной план классической прогимназии имел отличия от плана реальной, которые заключались в изученных одного нового языка; начиная с третьего класса, вводилась латынь, а из четвертого — греческий язык (по 6 часов на неделю на каждый из них). Изучению родного и одного из новых языков в классической прогимназии отводилось по 5 часов на каждый, а в реальной по 4 часа.

Третья ступень — гимназия. Н.И. Пирогов предусматривал два вида гимназий: классическую и реальную. В классической гимназии главное место отводилось изучению давних языков, родного языка, математики и истории. Совсем были исключены из учебных планов предметы естествоведов. В учебных планах реальных гимназий, напротив, отсутствовали давние языки, а на родной язык и историю отводилось гораздо меньше времени. Н.И. Пирогов считал: учеба в гимназиях должна осуществляться в течение трех лет, но в классической желательно было бы продлить этот срок до четырех или пяти. Педагог объяснял данное отличие разными целями классического и реального образования, потребностью развивать способности самостоятельного изучения предметов, которое будет главным в последующей учебе в университете, поскольку главная цель классической гимназии— подготовка к вступлению в университет. Реальна гимназия, по мнению Н.И. Пироговая, готовила молодежь к практической жизни. С целью приближения реальных гимназий к потребностям жизни, рядом с общеобразовательными предметами, педагог считал возможным включение к учебным планам и специальным предметам согласно с потребностями регионов, программы которых были бы небольшими по объему.

Четвертая степень — университет или высшие специальные учебные заведения. Проект системы образования, предложенный Н.И. Пироговым, можно представить графически в виде такой схемы:




УНИВЕРСИТЕТ

^ ВЫСШИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ

ЗАВЕДЕНИЯ









^ ГИМНАЗИЯ РЕАЛЬНАЯ

ГИМНАЗИЯ КЛАСИЧЕСКАЯ (4 года)

(5 лет)






rabochaya-programma-po-discipline-teoriya-i-metodika-obucheniya-informatike.html
rabochaya-programma-po-discipline-teoriya-i-tehnika-peredachi-informacii-dlya-studentov-napravleniya-210300-radiotehnika-specialnosti-210302-radiotehnika-uchebnij-plan-nabora-2006-goda-i-posleduyushih-let-kvalifikaciya-inzhener.html
rabochaya-programma-po-discipline-teoriya-mehanizmov-i-mashin-dlya-specialnosti-190201-avtomobile-i-traktorostroenie-forma-obucheniya-ochnaya-zaochnaya.html
rabochaya-programma-po-discipline-teoriya-raspoznavaniya-obrazov-po-specialnosti-230201-65-informacionnie-sistemi-i-tehnologii.html
rabochaya-programma-po-discipline-teoriya-veroyatnostej-i-matematicheskaya-statistika-dlya-napravleniya-010500-prikladnaya-matematika-i-informatika-bakalavr.html
rabochaya-programma-po-discipline-teplomassoobmen-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-napravleniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-sistema-klassifikacii-tovarov-lekciya-predmet-celi-i-zadachi-kursa.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-k-programme-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-fakulteta-tehnologicheskogo-obrazovaniya-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-russkij-yazik-metodicheskie-rekomendacii-po-prepodavaniyu-uchebnih-predmetov-s-uchetom-primernogo-uchebnogo-plana.html
  • tests.bystrickaya.ru/konstitucionno-pravovie-principi-ustanovleniya-kompetencii-subektov-federacii-v-ramkah-predmetov-sovmestnogo-vedeniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/shvarc-solomon-meerovich.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-avgustovskoj-pedagogicheskoj-konferencii-rabotnikov-municipalnoj-sistemi-obrazovaniya-g-astrahani.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-oratorskogo-iskusstva.html
  • esse.bystrickaya.ru/pyatnishko-na-ekrane-a-d-bili-vremena-kogda-ekstrasensov-bilo-mnogo-ya-vilechu-vseh-govoril-kazhdij-no-proshli.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-tema-primenenie-geoinformacionnih.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-shestaya-zapretnoe-ozero-kniga-tretya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kino-kak-masshtabnoe-izobrazhenie-i-d-lelchickij-d38-detskoe-kino-detyam-debyut.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-teoriya-i-metodologiya-socialnaya-rabota-kak-professiya-s-integrativnimi-funkciyami.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/srednee-polnoe-obshee-obrazovanie-programmami-i-uchebnikami-g-sergiev-posad-2008-nachalnoe-obshee-obrazovanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stati-kreditorskoj-zadolzhennosti-27-stranica-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izdatelstvo-gamilton-diletanti-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lizingke-tehnika-alu-shn-anitama-beru-memlekettk-izmet-krsetud-standarti-zhalpi-erezheler.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-2-leksikografiya-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-russkij-yazik-dlya-specialnosti-0312-prepodavanie.html
  • turn.bystrickaya.ru/ospartakiade-molodezhi-habarovskogo-kraya-doprizivnogo-vozrasta.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/materiali-k-otchetu-o-deyatelnosti-mera-i-merii-goroda-yaroslavlya-za-2010-god-stranica-4.html
  • school.bystrickaya.ru/b-kustarnichestvo-i-ekonomizm-sobranie-sochinenij-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mihail-tumanishvili-stranica-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-menedzhmentu-dlya-studentov-specialnostej-menedzhment-organizacii-080507-65-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-moskva-2011-udk-658-012-073.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b17-ekonomicheskaya-teoriya-vtoraya-chast-primernoj-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-orientirovannaya-na-profil.html
  • institut.bystrickaya.ru/sredstva-massovoj-informacii-radio-i-televidenie-kak-zavoevat-klienta.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-otveti-po-prochitannomu-dokladu-zadachi-proshloe-analiz-missionerskogo-sluzheniya-90-h-godov-nastoyashee-vremya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-k-uchebnomu-kabinetu.html
  • studies.bystrickaya.ru/dokumentalnoe-oformlenie-i-analiticheskij-uchet-postupleniya-i-vibitiya-osnovnih-sredstv.html
  • control.bystrickaya.ru/drevnerusskaya-zhivopis-zhivopis-hristianskoj-rusi-igrala-v-zhizni-obshestva-ochen-vazhnuyu-i-sovsem-inuyu-rol-chem-zhivopis-sovremennaya-i-etoj-rolyu-bil-oprede.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organizacii-chast-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rezultate-ne-daet-sebe-truda-zanyatsya-strukturoj-mira-sushestvuyut-dva-osnovnih-sposoba-izlozheniya-istorii-idej.html
  • institute.bystrickaya.ru/gans-sele-ot-mechti-k-otkritiyu-stranica-13.html
  • textbook.bystrickaya.ru/institut-dogovora-renti.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-20-pir-u-gorcev-valter-skott-ueverli-ili-shestdesyat-let-nazad-valter-skott-sobranie-sochinenij-v-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3uroki-kompyuternoj-industrii-doroga-v-budushee.html
  • klass.bystrickaya.ru/84-mikroprocessornaya-sistema-igumnov-n-p-tipovie-elementi-i-ustrojstva-sistem-avtomaticheskogo-upravleniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.