.RU

Речевой этикет 2

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости..., ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только благовоспитанность служит для них оправой.

(Джон Локк)

Этикет – совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях.

Слово этикет вошло в международный обиход в XVII в. Во времена правления французского короля Людовика XIV на одном придворном приеме гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия этих карточек etiuqette произошло слово «этикет», вошедшее во многие языки (от франц. etiuqette произошло и рус. этикетка).

Правила общения имеют конкретно-исторический характер (изменяются в соответствии с социально-историческими и экономическими условиями жизни народа), а также обладают национальной спецификой (могут существенно различаться в разных странах).

Вежливое, уважительное отношение к окружающим, лежащее в основе этикета, может быть выражено невербальными (несловесными) средствами: жестами, мимикой, позой, движениями, а также речевыми средствами. Поэтому принято выделять речевой этикет.

Речевой этикет – система выработанных в данном языке формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и поддержания общения в нужной тональности.

Формулы речевого этикета – типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, утешение, сочувствие, знакомство, просьба и др.) с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.

3.4. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп.

Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всею относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Но наиболее важно: неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть презентация, конференция, симпозиум; совещание, на котором обсуждается экономическое, финансовое положение компании, предприятия; прием на работу или увольнение; консультация; юбилей фирмы и др.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, В. Овчинников в книге «Ветка сакуры» так описывает своеобразие японского этикета:

В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняками.

Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно».

Если токийский знакомый говорит: «Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой», то не нужно думать, что перед вами поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произнести слова «нет».

К примеру, вы звоните японцу и говорите, что хотели бы встретиться с ним в шесть вечера в пресс-клубе. Если он в ответ начинает переспрашивать: «Ах, в шесть? Ах, в пресс-клубе?» и произносить какие-то ничего не значащие звуки, вы должны тут же сказать: «Впрочем, если вам это неудобно, можно побеседовать в другое время и в другом месте».

И вот тут собеседник вместо «нет» с превеликой радостью скажет «да» и ухватится за первое же предложение, которое ему подходит.

О некоторых особенностях речи французов и французского языка свидетельствует И. Эренбург:

В речах ораторы любят щеголять оборотами, взятыми у авторов XVIII века, а письмо, касающееся очередной биржевой сделки, маклер кончает, как его дедушка, обязательной формулой: «Благоволите, милостивый государь, принять уверения в моем глубоком к вам почтении».

...Французы любят конкретность, точность, ясность. Всего лучше об этом свидетельствует язык... По-французски не скажешь «она в ответ усмехнулась» или «он тогда махнул рукой»: нужно объяснить, как она усмехнулась – злобно, печально, насмешливо или, может быть, добродушно; почему он махнул рукой – от досады, от огорчения, от безразличия? Французский язык долго именовали дипломатическим, а его употребление, наверно, затрудняло работу дипломатов: по-французски трудно замаскировать мысль, трудно говорить не договаривая. (И. Эренбург. Индия. Япония. Греция).

Показательно, в какой-то степени, эмоциональное высказывание телеведущей Оксаны Пушкиной о такой особенности деловых отношений в Америке, как корректность, уважительность, а главное – обязательность, безусловное исполнение принятого этикета:

В американских школах есть такой предмет – «Public relationship», «построение взаимоотношений». Даже дети знают основы взаимоотношений. Например, приходят на день рождения к твоему ребенку, и ты потом должен каждому написать открытку: «Спасибо, что ты пришел. Твой подарок был самый лучший». Так же и в бизнесе. Если посетил какую-то фирму, то обязательно придет отзыв: «Спасибо. Извините, нам с вами нечего делать». Но обязательно – спасибо. Здесь, в России, дашь кому-нибудь интервью и начинаешь по пятьдесят раз звонить в редакцию: пришлите мне, пожалуйста, газету с моим интервью. (О. Пушкина. Женские истории).

Особенно детально рассматривается различие между речевыми этикетами различных народов в справочниках под общим названием «Речевой этикет». В них приводятся русско-английские, русско-французские, русско-немецкие соответствия устойчивых выражений этикета. Например, в справочнике «Русско-английские соответствия», составленном Н.И. Формановской и С. В. Шведовой (М.,1990), не только даются примеры приветствия, прощания, выражения благодарности, извинения, поздравления, обращения к знакомым и незнакомым людям на русском и английском языках, но и указываются особенности употребления тех или иных выражений в английском языке. Вот как объясняется своеобразие английского языка в использовании форм обращения – ты и вы:

В английском языке, в отличие от русского, нет формального разграничения между формами ты и вы. Весь спектр значений этих форм заключен в местоимении you. Местоимение thou, которое по идее соответствовало бы русскому ты, вышло из употребления в XVII веке, сохранившись лишь в поэзии и Библии. Все регистры контактов, от подчеркнуто официальных до грубо-фамильярных, передаются другими средствами языка – интонацией, выбором соответствующих слов и – конструкций [83, 4 ].

Особенностью русского языка является именно наличие в нем двух местоимений ты и вы, которые могут восприниматься как формы второго лица единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальной – неофициальной обстановки. Представим это в таблице:


raschet-zarabotnoj-plati.html
raschet-zemlyanoj-plotini.html
rascheti-ekonomicheskih-effektov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomika-stroitelstva-mostov-i-tonnelej.html
rascheti-na-prochnost-vidi-ciklov-stranica-3.html
rascheti-na-prochnost-vidi-ciklov-stranica-8.html
rascheti-po-deponirovannim-summam-kurs-4-diplomnaya-rabota-studentki-pariginoj-yulii-aleksandrovni-tema-buhgalterskij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specialnaya-teoriya-otnositelnosti-a-ejnshtejna-velichajshaya-afera-v-istorii-fiziki-i-alternativnaya-ej-koncepciya-lorenca-fidzheralda-planka-2-stranica-12.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-m-vasnecov-master-istoricheskih-poloten-vot-nekotorie-iz-nih-pokaz-kartin-ris-3-ris-4-ris-5-ris-6-ris-7.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-operacii-s-cennimi-bumagami-dlya-specialnosti-080100-62-podgotovki-bakalavra-po-programme-finansi-i-fondovij-rinok-banki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arbikon2006-kistyunina-l-b.html
  • spur.bystrickaya.ru/mesto-uchebnogo-predmeta-muzika-v-uchebnom-plane-programma-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-dlya-nachalnoj-shkoli-priroda-i-hudozhnik.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovi-ekonomicheskoj-teorii.html
  • books.bystrickaya.ru/bozhovich-li-problema-razvitiya-motivacionnoj-sferi-rebenka-uchebno-metodicheskoe-posobie-tobolsk-2008-pechataetsya.html
  • learn.bystrickaya.ru/eta-kniga-o-tom-kak-lyudi-otkrivali-svoyu-rodnuyu-planetu-velikoe-geograficheskoe-otkritie-poroj-dlilos-vekami-i-v-nem-prinimali-uchastie-desyatki-a-to-i-sotni-is-stranica-8.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-dlya-specialnosti-140104-moskva-2011-stranica-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-10-kratkij-kurs-lekcij-moskva-2006-udk-50-recenzenti.html
  • crib.bystrickaya.ru/iz-opita-raboti-uchitelya-nachalnih-klassov-mou-dolgoderevenskaya-sosh-sosnovskij-municipalnij-rajon-chelyabinskaya-oblast-kornienko-oksana-yurevna-visshaya-katego.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-obshej-psihologii-rubinshtejn-stranica-20.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-sistemi-i-ustrojstva-avtomaticheskogo-upravleniya-oborudovaniem-transportnih-sredstv-cikl.html
  • write.bystrickaya.ru/formuli-dlya-rascheta-domov-internet-versiya-ispravlennaya-i-dopolnennaya-centr-astrologicheskih-issledovanij-moskva.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-razdel-i-istoriya-uchrezhdeniya-cel-zadachi-i-kompetenciya-soveta-evropi-lekciya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhigso-ds-arili-tairipti-megeru.html
  • education.bystrickaya.ru/22-problemi-razvitiya-logistiki-1-tehniko-ekonomicheskaya-harakteristika-ooo-pkf-konsaleks-4.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vspomogatelnie-mikroshemi-i-ustrojstva-uchebnoe-posobie-po-kursu-organizaciya-evm-kompleksov-i-setej-chast.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mashinostroitelnie-kompanii-prinimayut-aktivnoe-uchastie-v-po-dannim-rosstata-i-svedeniyam-postupivshim-ot-predpriyatij.html
  • gramota.bystrickaya.ru/wrterliste-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-nemeckij-yazik-uchebno-metodicheskij-kompleks-sostaviteli.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-varianti-kontrolnoj-raboti-2-utverzhdayu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologiya-proizvodstva-myasnih-konservov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/to-bili-dni-kogda-ya-poznal-chto-znachit-stradat-chto-znachit-stiditsya-chto-znachit-otchayatsya-stranica-11.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spiski-stranica-10.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-makroekonomike.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-16-postoyannij-elektricheskij-tok.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-bitovaya-radioapparatura-i-ee-remont-alekseev.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iv-e-a-fedosov-polveka-v-aviacii.html
  • books.bystrickaya.ru/diagnostika-otnosheniya-k-predmetu-rezultatov-obucheniya-vospitaniya-i-razvitiya.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-postroeniya-strahovih-tarifov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-dvadcat-sedmaya-tajnaya-zhizn-lizzi-dzhordan.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pri-vsej-neodnoznachnosti-ocenok-lichnosti-carya-ioanna-iv-vasilevicha-groznogo-25-153018-1584-uchenimi-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-publichnom-doklade-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-340-nevskogo-rajona-sankt-peterburga-sankt-peterburg-2011.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-usloviya-zhiznedeyatelnosti-grazhdanskogo-obshestva-doklad-blagoveshensk.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/magistraldi-stanciyali-zhne-kirme-zholdarda-zhru-auipsizdigi-talaptarini-sataluin-tekseru-erezhesin-bekitu-turali.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.